Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент в сфере культурного туризма как механизм реализации культурной политики

Поиск

В условиях глобализации культурный туризм рассматривается не только, как разновидность туристской деятельности, но и как важный механизм управления межкультурным диалогом народов мира, как способ реализации принципов социального партнерства [25] на уровне различных субъектов взаимодействия. Эти особенности необходимо учитывать при определении содержания менеджмента культурного туризма.

Содержание менеджмента культурного туризма связано с потребностями управленческой практики, необходимостью помочь регионам в привлечении широких слоев населения к сотрудничеству с культурными сообществами и процессами, с долгосрочным прогнозированием развития территории.

Эффективный менеджмент культурного туризма важен и для профессиональной среды - предпринимателей, специализирующихся на организации культурного туризма в разных странах, включая Россию, а также работников туристского сервиса и учреждений культуры. Он даёт возможность увидеть многие проблемы, глубже их понять и разрешать с наименьшими издержками. Но особенно важной функцией менеджмента культурного туризма является разработка эффективной политики в сфере культурного туризма и туристского обслуживания.

Культурный туризм как комплекс оказания разнообразных услуг стал важной и доходной отраслью национальной и региональной экономики во многих странах мира. В развитии туристской деятельности культурный туризм занимает одну из лидирующих позиций, как по многообразию и объему целевых программ, так и по масштабам культурных интересов и потребностей путешественников.

Однако, в России, обладающей колоссальным культурным ресурсом, культурный туризм до сих пор остаётся на второстепенных ролях среди экономических приоритетов. Объекты культурного туризма часто остаются невостребованными вследствие неразвитости туристской инфраструктуры, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях и некомпетентности менеджеров всех трех уровней.

Однако многофункциональность туристской деятельности позволяет говорить о возможностях культурного туризма в решении ряда не только местных и региональных проблем социально-экономического развития, но и о возможности влияния на национальную экономику в целом [66].

Для нашего общества характерно, во-первых, наличие классического культурного наследия; во-вторых, разнообразие этнических сообществ с характерными для них видами и формами культуры; многообразие форм конфессиональной среды; немалое число самобытных религиозных культур. В отечественной туристской практике с самого начала ее развития такого рода культурные ресурсы широко использовались, но еще больший по объему корпус этих ресурсов пока не введен в туристский оборот.

Российские регионы можно разделить на группы в зависимости от степени наличия и развитости культурного потенциала, и его использования в культурном туризме.

Первая группа регионов обладает высоким потенциалом, активным использованием культурных ресурсов в туристской деятельности. В городах и регионах этой группы (Москва, Санкт-Петербург, Северо-Западный регион - Карелия; Псков, Новгород и другие, а также центр Европейской части, территории, примыкающие к Волжскому пути и др.) культурный туризм всегда активно развивался.

Ко второй группе принадлежат южные регионы России - Краснодарский край, Черноморское побережье, Северный Кавказ. Культурный туризм здесь был слабо развит, лидирующие позиции занимал рекреационный туризм. В настоящее время эти рекреационные зоны также начинают развивать у себя некоторые виды культурного туризма.

Наконец, большая часть регионов России относится к третьей группе. Здесь либо не существовало туристской инфраструктуры обслуживания и, следовательно, не было туристских потоков, либо эта инфраструктура имела лишь местное значение, а культурный компонент недооценивался и не развивался.

В настоящее время планируется ввести в туристский оборот многие регионы, потенциально обладающие культурными ресурсами. Даже малонаселенные территории Севера, Сибири и Дальнего Востока способны предложить организаторам туристского бизнеса немало маршрутов в рамках культурного туризма. В целом ряде восточных регионов страны (Алтайский край, территории вокруг Байкала и др.), в которых не была ранее развита инфраструктура обслуживания туристов, сейчас идет освоение региональных культурных ресурсов с целью ее создания.

Туристские администрации федерального, регионального и муниципального уровня предпринимают попытки рационального использования ресурсов для культурного туризма на своих территориях. Однако пока ещё не во всех управленческих структурах сформированы целевые программы развития туризма. Между тем развитие культурного туризма требует систематических усилий со стороны власти. Особенно важно наличие правовых механизмов, обоснованных программных документов, конкретной государственной помощи и поддержки, оказываемой регионам.

Культурный туризм и культура в настоящее время нуждаются во взаимном продвижении. Для этого необходимы схема и структура социального партнерства в сфере культуры и культурного туризма. Менеджмент в сфере культурного туризма, как и менеджмент в целом, означает управление, руководство, администрирование отраслью культурного туризма, то есть:

· создание на базе культуры ресурсов для культурного туризма;

· максимально эффективное их использование;

· разработку туристского продукта - туров, целью которых является знакомство с национальными, региональными и локальными культурами мира;

· контроль в сфере культурного туризма как социально-экономической системы.

 

Рисунок 1. Менеджмент культурного туризма

 

Менеджмент в сфере культурного туризма можно условно разделить на три основных институциональных сферы:

· бизнес, в том числе туристский;

· система государственного и муниципального управления культурой и культурным туризмом;

· некоммерческие институциональные организации сферы культуры, в том числе музеи (см. диаграмму 1).

 

Диаграмма 1. Институциональные сферы менеджмента культурного туризма

 

Рассмотрение участия отдельных секторов сферы культуры в формировании туристского продукта логически заставляет нас проанализировать управленческое влияние городских органов власти на этот процесс. Покажем это на примере Санкт-Петербурга. Отметим, что эта проблема связана с взаимодействием различных структур в Администрации города. Это Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, вопросами ведения которого являются проведение инвестиционной политики Санкт-Петербурга и развитие инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, развитие всех форм государственно-частного партнерства, сопровождение стратегических инвестиционных проектов, имеющих приоритетное социально-экономическое значение, развитие гостиничной инфраструктуры и гостиничного хозяйства Санкт-Петербурга.

Это Комитет по культуре - структурное подразделение Правительства Санкт-Петербурга, созданное в целях проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере культуры и искусства. Основные направления деятельности Комитета - это:

· сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия, возрождение и развитие культурных традиций;

· поддержка организаций культуры и искусства в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп; создание условий для совершенствования работы организаций культуры и искусства;

· содействие развитию системы специального музыкального и художественного образования, творческому воспитанию и раскрытию талантов юного поколения горожан;

· поддержка народного творчества и национальных культур; развитие сферы досуга, исследовательской и культурно-просветительской деятельности, укрепление взаимодействия профессионального и любительского творчества;

· расширение международного сотрудничества, вовлечение петербургских организаций культуры и искусства в международные проекты, продвижение имиджа Санкт-Петербурга как центра культуры и искусства мирового значения;

· организация общегородских культурных проектов: фестивалей, конкурсов, праздников, выставок, конференций и симпозиумов;

· разработка и реализация проектов и целевых программ развития культуры; экспертиза международных и региональных проектов в сфере культуры.

Это Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, летом 2012 года реорганизованный в Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.[26]

Это Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Это Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

Это Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

В целом за разработку программ развития туризма в Санкт-Петербурге отвечает Комитет по инвестициям и стратегическим проектам в лице Управления по туризму. Этот комитет разработал городскую программу развития туризма, в которой особое место занимает продвижение имиджа Петербурга на рынке внутреннего и въездного туризма.

Важную роль играют крупнейшие учреждения культуры, являющиеся брендовыми для нашего города. Надо отметить, что, хотя в городской программе развития туризма упоминаются учреждения сферы культуры, но в городе отсутствует специальная программа широкого привлечения учреждений культуры к созданию продуктов культурного туризма.

Государство, региональные и муниципальные власти, общественные организации и предпринимательские структуры, действуя самостоятельно и разрозненно, не в состоянии изменить положения дел в сфере культурного туризма [1]. Поэтому немаловажным направлением менеджмента культурного туризма являются согласованные действия разных структур, наличие между ними партнерских отношений, способных привести сотрудничество к успеху. Особенно сложным в таком многостороннем сотрудничестве оказывается выполнение каждой стороной взятых на себя обязательств, а, также, достижение равноправных и открытых отношений между ними.

Стратегия социального партнерства ориентирована на достижение устойчивого развития территории и местного сообщества.

Составляющими стратегии социального партнерства являются:

· партнерское мышление,

· долевое участие,

· разнообразие форм объединения субъектов развития,

· поэтапное использование технологий партнерства,

· разработка плана действий и бюджета.

Рассмотрим возможности и ресурсы каждого сектора.

Государственный (первый) сектор. Государство - это партнер особого рода, оно может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. На уровне Министерств, Комитетов (федеральный и региональный уровень) формируются целевые программы развития социально-культурной сферы, и объединяются для их реализации различные ресурсы.

Местное самоуправление (муниципальная власть) имеет существенные отличия от центральной власти и собственные цели развития, зачастую более точно отражающие интересы местных сообществ. Местное самоуправление - это явление общественной жизни, а не государственной власти. Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др. Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

Коммерческий (второй) сектор (в том числе туристские фирмы, учреждения сервиса) нацелен, прежде всего, на производство и обмен товаров и услуг, создание материальной базы, позволяющей обеспечить человеческую деятельность во всех остальных секторах. Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а, также, возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Некоммерческий (третий) сектор решает задачи самоорганизации людей для совместного и самостоятельного решения общих проблем, обеспечения своих интересов. Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, привлекают к работе добровольцев - волонтеров.

Особую роль в развитии культурного туризма призвано сыграть государственно-частное партнёрство (ГЧП). Важным условием развития государственно-частного партнерства в сфере культурного туризма является наличие четко определенных интересов у возможных участников партнерства: государства, культуры, бизнеса и населения [33].

При рассмотрении вопросов ГЧП в культурном туризме необходимо учитывать интересы конечных потребителей - туристов, без которых долгосрочное выживание партнерства просто невозможно [34]. В конечном счете, государственно-частное партнерство должно привести к улучшению общего качества обслуживания в туристской дестинации и повышению качества туристского продукта, и туристского впечатления. Таким образом, в указанном процессе, исходя из определения и основных принципов ГЧП, участвуют не три, как принято традиционно считать, а четыре стороны:

· государство в лице органов власти и управления туризмом, и иными смежными отраслями на разных уровнях;

· турист как пользователь конечным туристским продуктом;

· общество (местное население), являющееся одновременно, как пользователем туристского продукта, так и движущей силой, способной объективно и активно участвовать в формировании турпродукта дестинации и способов его получения;

· бизнес, желающий активно участвовать в процессе создания турпродукта на выгодных для себя условиях.

Государственно-частное партнерство в культурном туризме предполагает объединение материальных и нематериальных ресурсов государства, учреждений культуры и частного сектора экономики на взаимовыгодной основе при непосредственном участии местного населения региона и с учетом удовлетворения потребностей туристов.

Партнерская деятельность государства и частного сектора преследует социальные и экономические цели по созданию необходимых условий для функционирования хозяйственного комплекса и удовлетворения потребностей населения и туристов (зачастую противоречащих друг другу), рационального управления государственной собственностью, доступности и качества инфраструктуры, инновационного развития экономики страны. При этом каждая из сторон вносит свой вклад в общий проект. Таким образом, достигается общая цель партнерства - долговременное существование высокоэффективной дестинации.

Учитывая географическое и социально-экономическое положение регионов России, состояние инфраструктуры, наличие культурных ресурсов, конкурентное положение регионов на рынке внутреннего культурного туризма, можно предложить дифференцированный подход к формированию туристского продукта региона, в частности, сформировать имидж дестинации, ориентированной на культурное развитие [21].

Базой для развития культурного туризма является не только создание новых объектов и реконструкция, и реставрация уже имеющихся, но, в первую очередь, - инновационный стиль функционирования учреждений культуры и туристских организаций.

Инновационный стиль жизни (ИСЖ), предполагает нарастание роли высоких технологий, научного мировоззрения, высокоэффективного социально и экологически-ответственного бизнеса, рационального потребительского поведения, интереса к интеллектуальным эстетическим и духовным ценностям. Этот стиль развивается в нашем обществе в последние годы достаточно заметно. Развитие концепции ИСЖ предполагает поиск и внедрение инноваций, не только технологических и продуктовых, но и управленческих, включающих различные аспекты инновационного менеджмента (управление качеством, оптимизация бизнес-процессов, эффективная мотивация персонала, CRM-технологии и др.). Не последнюю роль на данном этапе играет процесс создания благоприятного имиджа предприятия, как инновационного, социально и экономически ответственного [35].

Остро стоит проблема создания условий для активного инвестирования в развитие культурного туризма с использованием эффективного инструментария ГЧП. В качестве мер, направленных на привлечение региональных предприятий в развитие культурного туризма на основе государственно-частного партнерства, можно предложить следующие:

· формирование в дестинациях кластеров культурного туризма;

· подготовку целевых программных мероприятий содействия развитию предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства;

· создание инвестиционного портфеля финансирования ГЧП-проекта, в том числе, - преимущественная инвестиционная поддержка субъектов малого бизнеса, которые обеспечивают международные требования к охране окружающей среды и памятников культурного наследия;

· законодательное обеспечение развития культурного туризма, включая вопросы аренды и собственности на земли, на которых расположены объекты показа и учреждения культуры;

· определение на основании современных методик потенциала региона для развития культурного туризма;

· создание информационных продуктов, в том числе, рекламной продукции, направленных на формирование имиджа региона, как дестинации культурного туризма;

· экономический и социально-исторический анализ проблем, перспектив и путей развития культурного туризма в регионе в сравнении с перспективами развития культурного туризма в других регионах Российской Федерации;

· разработку и принятие программы развития культурного туризма в регионе;

· экономическую оценку затрат на создание инфраструктуры культурного туризма [21].

В настоящее время получили широкое распространение такие явления, как фандрейзинг и спонсорство в сфере культуры, движение «друзей» музеев. Коммерческие предприятия заинтересованы в получении косвенной экономической выгоды за счет приобретения ими имиджа спонсоров культуры. Участие коммерческих предприятий в повышении статуса культурных объектов региона способствует повышению их собственного статуса. Кроме экономической выгоды есть еще понятие «моральной» выгоды добровольных помощников культуры - меценатов-благотворителей и волонтеров [1]. В последние годы набирает силу волонтерское движение. Оно представляет собой способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких, как безвозмездная помощь человеку, организации. Добровольчество является мощной социальной силой, способствующей построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества. Синонимом слова «волонтер» служит слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, говорится, что основной целью государственной молодёжной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи.

Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, является проект «Доброволец России», адресованный молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе, в сферы массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи. Активное участие молодежи в волонтёрском движении должно помочь решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет приобретения ими опыта участия в профессиональной деятельности, за счет формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики.

Вместе с тем, организация волонтёрской деятельности молодежи должна решить проблему дефицита кадров в социально-культурной сфере. В то же время волонтёрское движение способствует росту экономической эффективности социальной политики, развитию инициативы и социальной ответственности.

Надо отметить, что формирование таких альянсов, основанных на моральных принципах взаимопомощи, позволяет значительно повысить эффективность процесса продвижения культурной достопримечательности на рынке культурного туризма. Это происходит по двум причинам: во-первых, снижаются затраты на продвижение (часть этих затрат берёт на себя партнёр), во-вторых, возрастает эффект кампании продвижения за счёт использования «силы бренда» партнёра.

Моральная сторона поддержки культурного туризма оборачивается, в свою очередь, поддержкой самим туризмом жизнедеятельности общества, что выражается в сохранении преемственности поколений, в воспитании молодежи и обучении её жизни в культуре, в поддержке высокого уровня культуры всего населения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. С чем связано содержание менеджмента культурного туризма?

2. Что является особенно важной функцией менеджмента культурного туризма?

3. Какие особенности культуры нашей Родины можно использовать в культурном туризме?

4. На какие группы можно разделить регионы России в зависимости от степени наличия и развитости культурного потенциала и его использования в культурном туризме?

5. Какие регионы относятся к первой группе?

6. Какие регионы относятся ко второй группе?

7. Какие направления можно выделить в деятельности Комитета по культуре?

8. Что такое государственно-частное партнёрство (ГЧП)?

9. Что является важным условием развития государственно-частного партнерства в сфере культурного туризма?

10. Какие меры, направленные на привлечение региональных предприятий к развитию культурного туризма на основе государственно-частного партнерства, можно предложить?

 

 


Содержание и направления менеджмента культурного туризма

 

Менеджмент культурного туризма условно можно разделить на три уровня:

· менеджмент высшего звена;

· менеджмент среднего звена;

· менеджмент низшего звена (см. диаграмму 2).

 

Диаграмма 2.Пирамида управления культурным туризмом

Если рекреационный туризм задействует в качестве главного института собственную инфраструктуру, то менеджмент культурного туризма в общесистемном понимании охватывает все институты культуры - государственные и общественные (некоммерческие), бизнес, осуществляя функцию модератора между сферой культуры и туристами как её потребителями. Реализация системных функций менеджмента культурного туризма охватывает не только подсистемы производства туристских услуг, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социокультурной и экономической систем.

В сфере менеджмента общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом, являются три уровня целей: задачи - результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода; цели - результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода; миссия (идеалы) - результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Если цели и задачи менеджмента культурного туризма совпадают с таковыми в менеджменте других видов туризма, то миссия менеджмента культурного туризма по своему идейному, идеологическому значению должна стоять гораздо выше.

Функции менеджмента в сфере культурного туризма - это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность самих организаций турбизнеса, на культуротворческую деятельность потребителей культурного туристского продукта. На сегодняшний день к функциям менеджмента относят четыре основных функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация как дополнительная функция, необходимая в менеджменте культурного туризма.

Функция планирования является номером один в менеджменте.

Планирование в культурном туризме осуществляется на институциональном и управленческом уровне. Наибольший интерес представляет собой планирование, как вовлечение в мир доступных для потребления культурных артефактов и создание новых туристских продуктов за счет развития туристской среды, и создания новых культурных аттракций. Таким образом, под планированием надо понимать непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов использования культуры в процессе производства туристского продукта.

Функция организации - это формирование структуры организации, а, также, обеспечение ее всем необходимым для успешной деятельности - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Надо помнить, что культурный туризм, являясь самым наукоемким видом туризма, требует дополнительных вложений, постоянного культурного роста персонала.

Функция мотивации как составная часть управления в культурном туризме, имеет целью активизировать не только людей, работающих в организации, но и потребителей культурного продукта, побуждая их расширять границы своих интересов. И в том, и другом случаях мотивация является результатом целой совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

Функция контроля как процесс, обеспечивающий достижение целей организации, в фирмах-туроператорах, производящих «культурный» туристский, должна включать мониторинг туристских услуг в контексте всеобъемлющего раскрытия содержания культуры региона, по которому проходит маршрут тура. Эти результаты должны быть отражены в методическом обеспечении тура (концепция, тематико-экспозиционный план, программа, пояснительная записка к ней, технологическая карта к ней) и в отзывах туристов, как форме обратной связи с потребителем. Для детских групп должны быть разработаны дневники путешественника - рабочие тетради, в которых юные туристы будут отмечать те виды культуры, культурные артефакты и те формы культурной деятельности, с которыми дети знакомятся в процессе тура.

Службой, отвечающей за контроллинг, должны быть учтены два аспекта управленческого контроля. Первый из них - это установление стандартов - точное установление результатов, которые должны быть получены в процессе тура. Второй аспект - это сравнение результатов, полученных в ходе поездки, с ожидаемыми результатами. Если эти положения реализованы, то руководство фирмы не только знает о том, что в проектировании тура и его реализации существует проблема, но ему известны и причины возникновения этой проблемы.

Функция координации является стержневой функцией менеджмента в сфере культурного туризма. Именно эта функция обеспечивает достижение слаженности - как в работе всех звеньев самой турфирмы, так и в организации связей с партнерами - поставщиками культурных услуг, meet-кампаниями, турагентами и т.д., путем установления целесообразных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации и согласованность действий всей системы в целом. Это маневрирование ресурсами, спаянность всех стадий процесса управления и действий менеджеров.

Главным субъектом рынка культурного туризма, управляющим планированием, разработкой, продвижением и реализацией туристского продукта является туристский оператор [70].Это означает, что силами туроператора обеспечивается предоставление туристам культурных услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств. Туроператор, таким образом, является начальным и конечным звеном в сложной системе доведения тура до потребителя, вступающим в прямое взаимодействие с предприятиями инфраструктуры туристской индустрии. Это отели, перевозчики, страховые компании, банки, экскурсионные фирмы, музеи и другие учреждения культуры, в чьем ведении находятся объекты культуры, служащие предметом туристского интереса. Несмотря на то, что эти предприятия являются непосредственными исполнителями услуг (трансферы, проживание, питание, экскурсионные программы, посещение культурно-зрелищных мероприятий, события), ответственным за концепцию культурного тура, его содержательную часть, прописанную в программе тура и пояснительной записке, является туроператор, выступающий в роли менеджера в сфере культурного туризма. Второй вариант - ответственным является учреждение культуры, которому проект разработки концепции отдан фирмой-туроператором на аутсорсинг. Высокие затраты на обучение персонала, обладающего уникальными знаниями в сфере культуры, безусловно, приносят большую прибыль туристским компаниям. Не смотря на это, всегда существует желание организаций оптимизировать расходы, особенно в условиях финансового кризиса. В частности, некоторые топ-менеджеры считают одним из наиболее эффективных «рецептов» уменьшения затрат на культурный туризм - отказ от посреднических услуг и социального партнерства, особенно в сфере событийного туризма. В свою очередь, авторы считают, что предприятиям гораздо выгодней передавать все функции по проектированию туров наследия и туров события на аутсорсинг.

В последнее время российский менеджмент стал осознавать необходимость управления затратами и, в связи с этим, начал с пониманием относиться к методам воздействия на затраты предприятия, используемых на зарубежных предприятиях. Инструменты управления затратами могут быть, как тактическими в рамках текущего менеджмента, так и стратегическими. К последним относятся такие, меры, как аутсорсинг и инсорсинг (от англ. insourcing).[27] В связи с этим основной задачей туроператора становится планирование тура, упорядоченного по времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг. Четкое планирование тура должно помочь избежать возможных накладок в ходе реализации тура, таких, как нестыковки по времени организации туристских мероприятий, изменение состава или общей численности услуг по сравнению с заявленными.

Как и в любом другом виде туризма, культурный туризм предполагает тщательное планирование «культурного» туристского продукта, что достигается благодаря профессиональным качествам и опыту работы туроператора на выбранном им туристском направлении. Это специфика взаимоотношений с поставщиками туристских услуг, наличие выгодной договорной базы с предприятиями культуры и туристской индустрии, умение доводить реальную информацию до уполномоченных агентств и потенциальных клиентов-путешественников.

Важнейшей составляющей менеджмента и маркетинга туроператора является управление продвижением туристского продукта. На рынке культурного туризма она сочетается с функцией оперативного управления информацией. А это значит, что в ходе разработки, продвижения, реализации туров оператор распространяет на рынке все возможные сведения о культуре посещаемой дестинации, её региональных и локальных особенностях и об актуальности этой культуры для туриста как её потребителя. Как известно, мощным фактором, побуждающим туристов к поездке, являются литература и телевидение. Информацию о них необходимо размещать на сайте фирмы-туроператора.

Эта, управленческая по своей сути, деятельность зиждется на изучении культурных интересов и запросов туристов. Большое значение для развития культурного туризма имеют знания о потребителе туристского продукта - туристе, его предпочтениях при посещении тех или иных культурных достопримечательностей. Как показывают исследования, лидирующая группа мотивов посещения культурных достопримечательностей:

· получение новых впечатлений и нового опыта;

· отдых (релаксация, уход от рутины);

· получение новых знаний / лучшее понимание.

Вторая по значимости группа мотивов связана с процессами и результатами социализации:

· привычный образ действий во время досуга (отпуска);

· «за компанию»;

· посещения части туристов обусловлены характером их профессиональной деятельности.

Удовлетворение культурных интересов и потребностей является целеобразующим мотивом туристской деятельности относительно небольшой части туристов, фактически посещающих культурные достопримечательности. Распределение культурных туристов по выраженности культурной мотивации на рынке туризма Западной Европы может быть систематизировано по следующим категориям.

Целеориентированные культурные туристы, предпринимающие поездки ради удовлетворения своих культурных интересов путем посещения культурных достопримечательностей - их доля имеет тенденцию к росту.

Доля туристов, практикующих посещение культурных достопримечательностей наряду с осуществлением других видов туристской активности, оценивается на уровне 30%.

Туристов, чья культурная мотивация слишком слаба, чтобы стимулировать поездку, насчитывается около 20%. Но, в случае пребывания в той или иной дестинации они пользуются возможностью посещения культурных достопримечательностей.

Для туристов, у которых отсутствуют культурные интересы, составляет 15 %. Их возможные посещения культурных достопримечательностей продиктованы другими мотивами.

В трудах, посвященных культурному туризму, на основе этих статистических данных выделяются следующие типы туристов [81]:

· целеориентированные культурные туристы;

· рекреационно-ориентированные культурные туристы;

· туристы с сопроводительным культурным потреблением;

· случайные культурные туристы, не расположенные к культурному потреблению.

Интересно, что последние исследования в Европе указывают на то, что доля туристов со специфической культурной мотивацией в последние годы возросла. Таким образом, можно констатировать следующее.

Во-первых, среди посещающих культурные достопримечательности велика доля туристов, у которых культурная мотивация является вторичной в их туристской деятельности; большинство посетителей не имеют «чистую» в культурном отношении мотивацию, т.е. не всегда (сознательно) удовлетворяют



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.103 (0.019 с.)