Экскурсионный менеджмент как составляющая менеджмента культурного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсионный менеджмент как составляющая менеджмента культурного туризма



Особое место в деле поддержки культуры принадлежит, так называемым, «турам наследия». В отечественной практике более известным названием этого вида туров является культурно-познавательный туризм, или туризм экскурсионный.

Основным видом услуг, оказываемых туристам как потребителям культурно-познавательных туров, являются экскурсии - трассовые и городские, автобусные и пешеходные и т.д. Во всех случаях за оказанием экскурсионных услуг стоит экскурсионный менеджмент, без которого немыслим менеджмент культурного туризма.

Под экскурсионным менеджментом мы понимаем управление деятельностью по разработке туристско-экскурсионного продукта, производимого в системе социального партнерства, в которое входят структуры и институты, заинтересованные в продвижении туристской дестинации на рынке экскурсионного, или культурно-познавательного туризма. С учетом потребительского спроса на экскурсию как главную услугу в составе туристского продукта в сфере культурного туризма и дифференциации обслуживания туристов разных категорий создается туристско-экскурсионный продукт различной тематической направленности.

Разработка экскурсионного туристского продукта - сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного системного анализа. Большая часть проблем, решаемых при разработке экскурсионных туров, рассматривается в рамках дисциплины «экскурсоведение». В данной работе мы остановимся лишь на тех моментах, которые связаны со спецификой экскурсионного менеджмента, сутью которого является организация паломничества к памятникам истории и культуры - явления, получившего широкое распространение в европейской и отечественной культуре ХХ века. Под руководством специально подготовленных экскурсоводов участники экскурсии овладевали методами научного знания, наблюдая его непосредственно в живой работе с памятниками истории и культуры. Сам метод передавался не посредством чтения книг, путеводителей, а путем передачи его от человека к человеку, путем устного предания [43].

Несмотря на тот научный вклад, который внесли в изучение экскурсии отечественные экскурсионисты начала ХХ века (И.М.Гревс, Н.П. Анциферов), многое в феномене экскурсии не изучено, многое нуждается в осмыслении с позиций современной практики и теории - с позиций культурологии, социологии, психологии, педагогики. Именно они в комплексе дают ответ на вопрос, как грамотно руководить умственным и нравственным развитием человека в культурной среде, и, как может и должна содействовать этому процессу экскурсия с её герменевтическими задачами. Экскурсионный менеджмент - это философия культурно-познавательного тура. Он несет ответственность за то:

· какова экскурсия сама по себе (онтология экскурсии);

· каким образом строится экскурсия, будучи процессом, развивающимся во времени и пространстве (логика экскурсии);

· каковы культурные ценности, презентацию которых осуществляет экскурсия, и какова природа этих ценностей (аксиология экскурсии);

· каким бывает и, каким должно быть поведение участников экскурсии как культурно-образовательного процесса (этика экскурсии);

· какими бывают и, какими должны быть методы содействия экскурсии как культурно-образовательному процессу (методология экскурсии);

· какова идеология экскурсии каксовокупность идей, доносимых до туристов экскурсоводами - реализаторами культурного тура [43].

Экскурсия в культурном туре - это особая система знаний о культуре, строящаяся на постоянном разрешении противоречий между двумя формами организации знания - одной, построенной по временному принципу, и другой, вмонтированной в пространственную форму, определяемую маршрутом.

В современных условиях, когда для всех отраслей человеческого знания характерна тенденция к развитию территориальной составляющей, именно экскурсия как пространственная устная форма трансляции культуры, дающая непосредственное переживание явлений культуры, становится более актуальной, чем книжно-письменная ее трансляция.

Экскурсия решает основную проблему внешкольного, внеаудиторного образования - сопровождать странствия человеческой личности в ее бесконечном пути к собственному культурному самоопределению.

Экскурсия как мини-тур является процессом познания человеком культуры его собственной Малой Родины, своего региона. В зависимости от культурно-исторических условий, политических обстоятельств, экономических возможностей государства в целом и отдельных его граждан география экскурсионного познания мира расширяется до рамок знакомства с мировой культурой. Есть все основания полагать, что экскурсия в своем развитии может принять на себя функции репрезентации наиболее важных, фундаментальных, а в потенции - и «всех» представлений о культуре общества, мировой культуре. Это ставит культурный туризм в сеть и структуру учебно-воспитательных институтов.

Экскурсия выполняет определенные социальные функции, не реализуемые никаким другим социальным институтом. Это функции: освоения мира, сигнификативная (обозначения и осмысления), коммуникативная, накопления и хранения информации, нормативная, функция социализации туриста как индивида, функция адаптации, эмоциональной разрядки, арттерапевтическая функция. Однако, экскурсия обладает историческим характером, видоизменяя свои функции на каждом этапе развития общества. Это связано с переменами, происходящими в социальной, культурной, экономической, политической областях жизнедеятельности общества, с изменениями ценностных императивов.

Сохранению популярности экскурсии среди населения придает такое качество, как наглядность. В первую очередь экскурсия дает возможность увидеть подлинник как объект эмоционального переживания. Экскурсия является важнейшим средством развития визуальной культуры человека. Методом изучения экскурсантами окружающего мира является наблюдение. Его обеспечивает своей деятельностью экскурсовод-профессионал [43].

Для того чтобы управлять экскурсионным процессом, необходимо мыслить экскурсию как некую культурологическую модель. Таковым мы полагаем единство визуального, вербального и акционального начал. Визуальная основа экскурсии строится на понимании экскурсоводом основ построения социокультурной среды, ее композиции. Сама среда города, края, региона рассматривается как особое культурное пространство с его визуальной, информационной, символической, мифологической, событийной, коммуникативной организацией. Отбор извлекаемых из реальной среды культурных объектов и превращение их в объекты экскурсионного показа должен быть, своего рода, средовым менеджментом.

Экскурсия как феномен художественной культуры, устного художественного творчества, предполагает трехмодальный подход. Три модальности культуры, которые демонстрирует экскурсия - это:

· овеществленный памятник истории и культуры (называемый в экскурсии «объектом показа»);

· «человек в культуре»;

· культурно-исторический процесс.

С точки зрения теории информации, маршрут экскурсии - это целенаправленная организация информационных потоков, ориентированных на достижение определенных культурно-просветительных целей.

Главными качествами отобранных для экскурсионной демонстрации объектов показа, являются аттрактивность (способность привлекать внимание) и экспрессивность (выразительность), уникальность, мемориальность, информативность. Они способствуют воздействию культурной среды на экскурсантов на интеллектуальном, эмоциональном и нравственном уровнях. Достигается это посредством применения в экскурсии важнейшего экскурсионного метода - вербального, или словесного, показа. Вербальная составляющая экскурсии, основой которой служит заранее созданный текст, определяется культурой речи экскурсовода.

Будучи процессом, развивающимся во времени и пространстве, экскурсия наделяется таким качеством, как акциональность. Акциональность предполагает, прежде всего, действие - физическое, психическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное. Акциональность подразумевает и психофизическую деятельность экскурсанта, и совместные действия всей экскурсионной группы в целом, и ее совместные переживания. Эмоциональный настрой, являющийся результатом совместного действия экскурсантов, придает экскурсии такое неотъемлемое её качество, как соборность. Она превращает экскурсию в ритуальное действие, в основе которого лежит приобщение к явлению культуры - своего рода таинство причастия [43].

Понятие «акциональность» подразумевает и заложенные в экскурсии возможности получать знания о культуре и истории «на месте их действия», в их жизненно активном значении, с расчетом на использование этих знаний в конкретной деятельности человека. Сама экскурсия является истолкованием - интерпретацией этих вещественных источников, извлечением из них их культурного содержания. Целью этой интерпретации является обучение экскурсантов «жизни в культуре».

Перед менеджерами-разработчиками экскурсионного тура стоят достаточно сложные задачи определения потребностей и мотивов экскурсантов, составляющих экскурсионную группу. Это необходимо для выделения ведущей функции, которая будет влиять на способ изложения экскурсионного материала для данной конкретной группы. Сохранение культурно-просветительных задач экскурсии подчас вступает в противоречие с сознанием массового потребителя, манипуляция которым иногда проводится в коммерческих интересах туристского бизнеса. Задачей экскурсионного менеджмента в таком случае является достижение баланса между коммерческими интересами туристских фирм и гуманитарными интересами общества в целом.

Опыт показывает, что в настоящее время предпочтение отдается «экскурсиям в культуру», дающим синтетическое знание о историко-культурном комплексе посещаемого региона. Человек, становящийся туристом, испытывает потребность не в чисто предметном - искусствоведческом или литературоведческом знании, а в получении всеобщего знания о культурах - национальной, региональной, локальной. Большую роль в этом играют трассовые экскурсии, требующие от менеджера глубоких знаний в области географических наук.

В основе менеджмента культурного туризма, в первую очередь экскурсионного, должна быть положена методология наук географического цикла. В первую очередь это страноведение. И если страноведение, по образному выражению Н.Н. Баранского, можно назвать «куполом над географией», то в свою очередь «куполом над менеджментом культурного туризма» можно назвать «образомыслительную», или точнее «образотворческую» составляющую страноведения [3].

Среди современных видов культурного туризма, пользующихся спросом у россиян, особое место занимает международный культурный туризм. Если до конца 80-х годов поездки, производимые преимущественно в рамках социального туризма, ограничивалась в основном посещением стран со­циалистической системы, то с начала 90-х годов география зарубежных поездок расширилась до размеров всего мира, а это десятки и сотни стран, каждая со своей географией, историей, языком, туристским потенциалом. Данное обстоятельство требует от современных менеджеров туризма огромного объема страноведческих знаний, высокой профессиональной культуры, образного мышления, помогающего генерализации знаний - их сжатию с целью выявления доминантных образов каждой страны и ее регионов. Образный подход помогает менеджеру на всех трех этапах туроперейтинга - при проектировании туров, их продвижении и наконец, реализации.

Среди российских туроператоров в особом положении находятся туроператоры Петербурга [42]. Именно они специализируются на создании трансграничных кросс-культурных турах. Международная автотрасса «Скандинавия» - Е-18, проходящая через наш город, государственная граница - всего в 200 км, налаженное паромное сообщение соседней Скандинавии со странами Западной Европы являются ресурсом для развития выездного автобусного туризма. Маршруты Санкт-Петербург - Париж и Санкт-Петербург - Рим через Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Амстердам, Брюссель, Берлин позволяют познакомиться с семью государствами Европы и их столицами. При скорости передвижения по автобанам Европы в 100 км/час современный автобус преодолевает расстояние до Парижа в 3000 км или Рима - около 3500 км за 2-3 дня с учетом заездов в города, расположенные по пути следования. Большим преимуществом автобусных туров является то обстоятельство, что туристы имеют возможность посмотреть не только сами дестинации, являющиеся объектами их туристского интереса, но и страны, пересекаемые транзитом. Путешествие на автобусе дает возможность познакомиться с разнообразными ландшафтами: природными, агрикультурными, с суперсовременной инфраструктурой придорожного сервиса и ландшафтами «сельской глубинки», дающими представление о жизни местного населения. Увидеть страну помогает сопровождающий группу профессионал, турлидер-экскурсовод, превращающий проезд по нескольким странам Европы в многодневную трассовую экскурсию особого вида и жанра. И если в стране, являющейся конечной целью путешествия, экскурсии обычно проводят местные специалисты, то в странах, проезжаемых транзитом, сопровождающий группу турлидер выполняет функции экскурсовода - автора и исполнителя многодневной автобусной трассовой экскурсии. Для менеджеров-разработчиков такой услуги, как трассовая экскурсия, на первый план выходят проблемы, связанные со страноведческими характеристиками отдельных стран и регионов. Перечислим главные из них.

Проблема №1. Подготовка кадров, готовых к самостоятельной теоретической и практической деятельности в области создания и проведения кросскультурных туров.

Проблема №2. Тур с его пространственно-временными характеристиками (малое время для проезда по каждой из стран, раннее время суток или наоборот: ночное время при проезде по некоторым странам), требует особой организационной формы информации о стране и тех районах, по которым проходит трасса. Особо следует отметить креативно-эвристический характер деятельности по реализации тура «в предлагаемых обстоятельствах» - с меняющимися пространственно-временными характеристиками (такими, как сезонное время прибытия парома, выбор наиболее оптимального маршрута и т.д.). Так, например, по прибытии парома из Швеции в Росток в 5.00 утра необходим показ туристам ландшафтных особенностей федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания и рассказ о ее роли в географии и истории Германии, однако раннее время не позволяет вести полноценную экскурсию. Бельгию же - напротив - в таком туре туристы проезжают поздно вечером, когда у них за плечами уже многие сотни километров трассы и посещение Амстердама. Ночные условия накладывают свой отпечаток на отбор экскурсионного материала и форму его изложения - это проблема показа ландшафта в ночное время суток, проблемы компрессии страноведческого текста с редукцией ряда страноведческих характеристик и создания при этом яркого образа. Небольшая протяженность Бельгии - всего 120 км от границы с Нидерландами до границы с Францией - требуют предельного лаконизма и генерализации сведений о стране.

Проблема №3. Многодневная трассовая экскурсия, протекающая в реальном времени и знакомящая с реальными протяженностями - от ста до тысячи километров, должна, тем не менее, содержать равноценные характеристики всех стран, пересекаемых маршрутом тура и выполнять все свои основные функции по отношению к каждой стране. Эти функции, по сути, совпадают с функциями, выполняемыми страноведением как наукой:

· гносеологическая функция, позволяющая сделать экскурсию средством создания у туристов-экскурсантов географической картины мира;

· аксиологическая функция, которая выражается в оценке страны или региона с точки зрения наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т. д.) и их ценности как для самого региона, так и для туристов, которых необходимо мотивировать к последующим поездкам;

· информационная функция, заключающаяся в поиске, хранении и отборе информации, предоставляемой туристам-экскурсантам в виде целостного рассказа о стране и ее районах;

· функция межкультурной коммуникации, выражаемая в том, что турлидер-экскурсовод не только сам вступает в контакт с носителями языка данной страны, но и формирует потребности и способности туристов к межкультурной коммуникации, знакомя их с особенностями этноэтикета, языковыми нормами, принятыми в данной стране;

· лингвострановедческая функция: поясним конкретным примером: голштинское выражение «небесная метла» можно представить в его истинном лингвострановедческом смысле только во время проезда по Шлезвиг-Голштинии в то время суток, когда дует эта метла, очищая небо от облаков. Рассказ об этом и «показ» самого явления могут стать не только иллюстрацией природно-климатических особенностей земли, но и образного мышления жителей Нижней Германии;

· сигнификативная функция: используя все видимые с трассы природные и культурные объекты, дорожные знаки - шильды - экскурсовод интерпретирует их в страноведческом контексте, развивая ту или иную страноведческую тему, обучая тем самым экскурсантов «искусству видеть» и основам герменевтики;

· интегративная функция: объединяя знания географического, исторического, политологического характера, экскурсия позволяет синтезировать различные подходы к презентации страны и региона, создавая «образ территории».

Создать такой полифункциональный синтетический страноведческий текст, своими параметрами соответствующий зрительному ряду и зрительному полю экскурсии, постоянно работать над ним от поездки к поездке, актуализируя его в свете «последних событий» - одна из сложнейших задач, стоящих перед экскурсоводом-страноведом. Отсюда вытекает еще одна проблема.

Проблема №4. Корреляция - взаимозависимость и взаимообусловленность -звукового ряда экскурсионной речи и зрительного ряда, обусловленного маршрутом тура. Корреляция как связь переменных, при которой одному значению одного признака соответствует несколько значений другого признака, отклоняющегося в ту или иную сторону от своего среднего значения (в данном случае - взаимозаменяемые темы рассказа и возможные отклонения от маршрута), предполагает создание избыточного текста как текста плавающей адресности и адресации. Под адресностью мы понимаем привязку текста (текстов) к конкретному местонахождению объекта показа, подтверждающего истинность излагаемого материала. Под адресацией мы понимаем адресата - экскурсанта, которому адресован данный мессидж.

Проблема №5. Практика современного туроперейтинга заставляет одного и того же специалиста сопровождать туристов в автобусных турах по странам Северной, Южной, Центральной и Западной Европы. Итогом такого широкого опыта взаимодействия со многими странами и регионами становится компаративный кросскультурный метод исследования страноведческих реалий. Он делает экскурсовода создателем новых образов. Перефразируя Д.Замятина, скажем, что пересекаемые в процессе кросскультурного тура страны выступают как экспериментальное образно-географическое поле. В ходе поездок нарабатываются его специфические образно-географические признаки, а результирующий образ путешествия позволяет выявить родовые образно-географические признаки осмысленных территорий [25].

Проблема №6. Она связана с необходимостью образотворческой деятельности. Образ своим лаконизмом, метафорической структурой, силой воздействия, ведущей к большей "выпуклости", рельефности, более сложной морфологии самого вида местности, страны, региона, через которые пролегал путь, может заменить многие мегабайты страноведческой информации и высвободить время для общения с попутчиками или просто созерцания. В исследованиях последних лет большое внимание уделяется проблеме образа, имиджа, брэнда страны, региона. В русле развития современной географии сформировалась особая концепция географического пространства, рассматриваемого с точки зрения определенных географических образов.

Проблема №7. Она вытекает из специфики тура как процесса трехсубъектного мышления: экскурсия ведется как диалог, рассчитанный на другого, коим в данном случае является турист-экскурсант, но ведется он только «по поводу» третьего субъекта - окружающего пейзажа. Этот «третейский судья» - конкретный ландшафт, проверяет на истинность все высказываемые положения и характеристики. Ландшафт выступает в качестве соавтора, «сотворца» образа и самим образом одновременно. Он должен выдержать нагрузку трех уровней одновременно: быть адекватным образу-мессиджу, конкретизирующему данное место - τόπος, соответствовать образу региона и поддерживать образ страны. Найти такие топосы на маршруте - и привязать к ним образы-идеи задача необычайно сложная, но интересная.

Проблема №8 связана с субъективным характером образа. Образ в силу самого определения является категорией мышления конкретного исполнителя. «Его формирование основано на личностном отношении исследователя к изучаемому объекту» [62]. Это обстоятельство требует от специалиста весьма высокой компетентности и научного подхода к использованию страноведческих источников и при этом с учетом маркетинговой, точнее - коммодитивной сути региона в туризме (commodity, англ. - «товар массового потребления»). В каждый момент своего общения турлидер-экскурсовод решает две взаимосвязанные задачи - гуманистическую - просветительскую - и коммерческую. Первая соотносится с созданием образа страны, вторая - с брэндом территории, которую необходимо продвигать средствами туризма и во имя туризма. Позиционирование страны и регионов в рыночном понимании - это воссоздание привлекательного образа, повышающего его конкурентоспособность на рынке международного туризма. Любой регион, следует рассматривать как специфический товар, потребителями полезных свойств которого выступают не только жители, инвесторы, предприниматели, но и туристы [68]. Цель регионального позиционирования - выделить ключевые характеристики региона, выявить, а и в некоторых случаях, и создать, четкие ориентиры, указывающие на территориальную особенность региона.

Проблема №9 Необходимость учета образа современного туриста-экскурсанта. Сам многодневный автобусный тур, участниками которого являются люди с разными интересами и культурными запросами, является феноменом массовой культуры. Это обстоятельство требует беллетризации излагаемого в экскурсии страноведческого и регионоведческого материала и накладывает свой отпечаток на природу образа. Мы стремимся к тому, чтобы, создавая экскурсию, экскурсовод мыслил ее как научный анализ картины мира, а строил как спектакль, дающий увидеть и почувствовать образ этого мира. В таком случае турист ощущает себя не просто потребителем турпродукта, а человеком, подключенным к глобальному культурно-историческому пространству, ставшему целью его «паломничества». Текст экскурсии должен содержать комплексную страноведческую характеристику [61].

Современному туристу и экскурсанту подчас неинтересно, скучно традиционное линейное изложение научной информации, которое он воспринимает как анахронизм Маятник туристских интересов сместился в сторону: от потребности в знании к потребности в развлечении, от серьезного изложения научных истин - к беллетризованному подходу и к смеховой культуре, от культуры фундаментальной - к культуре повседневности, от интереса к памятникам культуры к социуму - творцу этой культуры, от документа к мифу. Восприятие современного человека формируют телевизионные клипы, программы мультимедиа. Находясь на границе «частная сфера - общественная сфера», экскурсия является своего рода «легким жанром». Это приводит к определенному методологическому дуализму. Теория, представляющая широкой публике только научные факты, вряд ли получит у неё широкое признание. Увлекшись «географизацией» и научной терминологией, экскурсоводы рискуют стать недоступными пониманию дилетантов. Однако теряет смысл и такое страноведение, которое оперирует только фактами обыденной реальности. Оперирование исключительно уровнем персональной реальности чревато гиперболизацией обыденных представлений.

Вот далеко не полный список проблем, которые приходится решать на стадиях проектирования и реализации экскурсионного тура. Разрешить эти проблемы могут помочь ученые-страноведы, направляя свои усилия на серьезные исследования в области международного туризма.

Сегодня актуализируется взгляд на экскурсию как на явление массовой культуры. С этим сопряжена необходимость перевода языка специализированных областей знания, в частности, архитектуры, на язык обыденного понимания.

Экскурсия в культурном туризме требует гибкой схемы маркетинга. Необходимой частью этого маркетинга является отбор объектов показа и тем рассказа, соответствующих тематике тура - с одной стороны, и туристским интересам - с другой. Он зависит от целого ряда обстоятельств:

· вида туризма и его целей;

· историко-культурных особенностей посещаемого города, страны;

· временных характеристик тура;

· тематической направленности тура;

· финансовых возможностей участников тура;

· интеллектуальных запросов туристов.

Изменения в социокультурной сфере требуют от специалистов в области экскурсоведения определенной пластичности, способности к мобильной переориентации внутри профессии с минимальным сроком адаптации. Это означает, что еще в рамках вузовского обучения, будущие специалисты должны не только получить теоретические знания и практические умения в области экскурсионного менеджмента, но и приобрести комплекс глубоких знаний в области региональной культурологии.

Необходимость экскурсионного менеджмента в туристском предприятии обусловлена:

· потребностью сферы культурного туризма в экскурсоводах-профессионалах, обладающих даром истолкования культурных артефактов и ментифактов в связи с необходимостью формирования новой топики как формы мыслей о предмете туристского интереса;

· экономической необходимостью развития экскурсионных возможностей и туристских ресурсов нашего города;

· расширением туристского пространства за счет расширения географии поездок - в туризме выездном, и возможностей расширения экскурсионной среды собственной дестинации - в туризме внутреннем и въездном.

Актуальность последнего утверждения связана с развитием городской среды, строительством новых знаний и сооружений, появлением новых памятников, пополняющих фонд культурного наследия планеты.

Одним из видов экскурсионного менеджмента является управление персоналом и управление туристской группой.

Управление персоналом - это формирование корпуса городских экскурсоводов, ответственных за качество экскурсионного обслуживания в туристской дестинации. Это часть культурной политики города и региона, направленная на формирование научной школы, которую представляют все те, кто участвует в разработке методического обеспечения экскурсионной деятельности. Это кадровая политика, направленная на обеспечение туристской отрасли персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции.

Управление кадрами на предприятии, работающем в сегменте культурного туризма, - это поиск и адаптация персонала, оперативная работа, включающая обучение и развитие персонала, его оценку, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда. Это формирование портфеля инновационных предложений, разработка анимационных форм работы. Это ценовая политика фирмы, формирующаяся в рамках её общей стратегии и предполагающая позиционирование предлагаемого экскурсионного продукта на рынке с целью максимизации текущей прибыли.

Особенностью экскурсионной услуги является вариативность предложений. В культурном туризме в рамках туристской услуги «свободное время» программа тура предполагает предложение дополнительных экскурсий, эластичность спроса на которые позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов и других факторов. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денежных средств на приобретение предлагаемых экскурсионных услуг, то он сможет купить тем меньше этих услуг, чем больше цена и наоборот. Реальная картина намного сложнее, так как турист, как покупатель, может привлечь дополнительные средства, купить вместо одной услуги - другую - услугу субститут.[34] Однако в культурном туризме в спросе на экскурсионные услуги многое определяют неценовые факторы:

· размеры рынка предложений;

· мода, известность предложения, реклама;

· сезонность;

· наличие товаров-субститутов (заменителей);

· образ экскурсовода, доверие к его авторитету и желание увидеть экскурсионные объекты в «подаче» данной личности.

Комплектация штата экскурсоводов в туристском предприятии должна основываться на компетенциях экскурсовода, на том, какими общенаучными и профессиональными знаниями и умениями он должен обладать. Деятельность экскурсовода по реализации туристско-экскурсионного продукта должна проходить в одном русле со стратегиями развития турфирмы, с целями производственного плана, включающими конкретные финансовые показатели.

В основе управления туристской группой лежит представление о роли турлидера-экскурсовода как проводника в мир культуры. Профессиограмма экскурсовода как реализатора туристского продукта предполагает, что:

· экскурсовод - это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культур, заслуживший право на речь и поддерживающий его своим имиджем;

· посредник между человеком и культурным пространством города, музея в процессе освоения им культурных ценностей;

· историк-регионовед, обладающий богатым индивидуальным тезаурусом и успешно пополняющий этот тезаурус за счет владения современными IT-технологиями;

· культуролог, видящий в экскурсии «точку схода» фундаментальной и массовой культур, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;

· специалист, обладающий высоко географической культурой, способный видеть связь между природой региона и его культурой;

· социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;

· создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, рассчитанных на двухсубъектность экскурсионного мышления, с ориентацией на «другого», текстов плавающей адресации;

· писатель-документалист и беллетрист, владеющий искусством построения художественного образа - от выдвижения на первый план документально-фактической стороны повествования до полного подчинения зрительного материала абстрактной мысли;

· драматург, владеющий подлинно-предметно-знаковым языком экскурсии, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой, кульминацией и развязкой, ориентирующий свой текст на зрелищную выразительность;

· сценарист, умеющий читать сценографию культурного пространства, природного ландшафта, создающий «экспозицию» экскурсии с разбивкой зрительного поля на кадры, планы;

· режиссер, умеющий не только переводить письменный текст в его устную, экскурсионную, форму, согласуя его с возможностями реального экскурсионного времени и реального культурного пространства (города, музея), в котором происходит действие экскурсии, умеющий воссоздать образ исторического события, но и, превращающий саму экскурсию в незабываемое событие;

· создатель экскурсии-импровизации - с определением мизансцен, главных моментов действия, обозначением вставных номеров, например, вопросов к экскурсантам;

· актер-исполнитель собственного текста, добивающийся подлинного погружения слушателей и зрителей в социокультурную среду города, его культуру;

· психолог и педагог, истолковывающий текст экскурсии «в предлагаемых условиях» - применительно к каждой конкретной аудитории экскурсантов - иностранных или отечественных туристов, детей или взрослых, гостей города или местных жителей;

· менеджер, управляющий туристской группой в процессе реализации культурного тура, сочетающий в своей профессиональной деятельности коммерческие и гуманистические принципы [43].

Такие высокие требования к экскурсоводу как проводнику в «мир культуры» говорят о сложности профессиональной деятельности в сфере культурного туризма - самого наукоемкого из всего видового разнообразия современного туризма.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под экскурсионным менеджментом?

2. Перечислите основные социальные функции экскурсии.

3. Что такое культурологическая модель экскурсии?

4. Что является главной задачей экскурсионного менеджмента?

5. Чем обусловлена необходимость экскурсионного менеджмента в туристском предприятии?

6. Какими знаниями в соответствии с профессиограммой должен обладать экскурсовод как менеджер, управляющий туристской группой в процессе реализации культурного тура?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.059 с.)