Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. История развития туризмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач. Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания. В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле. Вероятно, все сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей. Естественно, длительные переходы требовали предварительной подготовки (выполнение различных упражнений по преодолению естественных препятствий, прохождению труднодоступных участков и т. п.). Постепенно складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях. Начало второго этапа в развитии туризма - утверждение походов как средства воспитания - можно отнести к эпохе Возрождения (XV-XVI вв.). Особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи внесли прогрессивные педагоги того времени X. Вивес, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, считавшие многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. Выдающийся педагог Возрождения Витторино да Фельтре в организованной им школе в Мантуе (1425 г.) ввел упражнения, характерные передвижениями на местности. Его ученики совершали многодневные походы в предгорьях Альп. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса "Виды физических упражнений" (1569 г.) и педагога И. Гамерариуса "Разговоры о физических упражнениях" (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности. Позднее (XVIII в.) представители эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо и Г. Мэбли углубили и расширили представления о пеших походах, их значимости в патриотическом воспитании молодежи, укреплении ее здоровья. В учении "О необходимости познания природы и стремления к выработке норм естественного поведения", ставшем составной частью педагогики, они показали значение путешествий и походов в формировании личности. На рубеже XVIII и XIX вв. учение Ж.-Ж. Руссо и Г. Мэбли было развито немецкими педагогами И. Зельцманом, И. Гутс-Мутсом и Ф. Яном. Таким образом, в периоды Возрождения и Просвещения походы и путешествия становятся одним из важных средств воспитания человека. Третий этап в развитии туризма характеризуется окончательным становлением его как общественно-социального явления. Начало этапа отнесем к 60-70-м годам XIX в., когда в странах Западной Европы стали создаваться региональные союзы (ассоциации) любителей путешествий. Именно с этого времени используется термин "туризм". В разных городах появляются туристские клубы, секции. Из начальных элементов туризма складывается определенная система, во многом схожая с существующей и поныне. Следует подчеркнуть ярко выраженную военно-прикладную направленность существовавших в тот период систем физического воспитания, в том числе и туризма. С этой целью применялись групповые передвижения по строго заданному маршруту на время, ускоренная ходьба на пересеченной местности по заранее намеченным скрытым ориентирам, преодоление сложных естественных препятствий. Организованное в начале XX в. в Англии и широко распространившееся во многих странах Западной Европы скаутское движение также взяло на вооружение туризм как одно из основных средств воспитания у подрастающего поколения военно-прикладных умений и навыков. В ряде государств специальные туристские союзы и клубы разрабатывают маршруты походов, прокладывают маркированные трассы, определяют критерии оценки их сложности, т. е. создается специальная туристская классификация. Такую работу проводил, например, организованный в 1903 г. в Берлине союз гребцов-туристов. Постепенно по мере накопления опыта вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, ведется целенаправленная пропагандистская работа по развитию различных видов туризма. Делаются попытки научного обоснования туризма как средства военно-прикладной физической подготовки. В начале XX в. в туризме произошли многие качественные изменения, связанные с появлением новых упражнений по преодолению естественных препятствий, упражнений в ориентировании на местности, туристских слетов, различных соревнований, позволяющих стимулировать и оценивать специальные умения и навыки занимающихся туризмом. Все эти изменения были продиктованы необходимостью подготовительных предпоходных мероприятий, которые затем постепенно становятся обязательным компонентом развивающегося туристского движения. Начинают создаваться своеобразные методики туристской подготовки, соответствующие организационные формы проведения занятий. Таким образом, в начале XX в. утверждаются новые направления в развитии туризма. Возникает своего рода система организационных и методических мероприятий, способствующая дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания. Прогрессивным явлением в распространении положительного опыта организации туристской работы стало создание в 1919 г. Международного туристского альянса (АИТ), в состав которого вошло 118 ассоциаций. Отметим, однако, что туризм в условиях буржуазного общества был доступен только представителям имущих классов, так как требовал значительных финансовых средств и свободного времени. Широкие народные массы были лишены возможности заниматься туризмом. Последующие значительные качественные перестройки в развитии туризма как средства физического воспитания связаны с историей Советского государства. Развитие туризма в СССР В царской России туризм как общественное явление не получил должного развития, хотя в это время уже были научно обоснованные рекомендации известных ученых-педагогов Е. А. Покровского и П. Ф. Лесгафта по использованию походов как важного средства воспитания людей. Накануне Октябрьской революции здесь существовали лишь немногочисленные клубы и секции, объединявшиеся Российским обществом туристов и культивировавшие в основном водный, велосипедный и горный туризм. Членство общества было привилегией имущего населения. При посредстве общества издавались малым тиражом путеводители с описанием наиболее популярных маршрутов по Крыму и Северному Кавказу, по некоторым рекам и озерам. Появились первые профессиональные инструкторы по туризму, а также специально оборудованные базы для обслуживания туристов. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Практика использования туризма все более отвечала насущным потребностям развития социалистического государства - подготовке молодежи к труду и защите Родины. Уже в первые мирные годы Советской власти кроме непродолжительных по времени массовых оздоровительных туристских походов начинают практиковаться достаточно сложные групповые многодневные походы, воспитывающие у участников чувство патриотизма, стремление к познанию истории и природных богатств родного края, общению с людьми, его населяющими, представителями различных наций и народностей. Во время таких походов решались важные для того времени государственные задачи: разъяснение политики партии, пропаганда советского образа жизни и опыта строительства социалистического общества. В условиях, когда средства массовой информации трудящихся были развиты слабо, а уровень грамотности населения невысок, это было особенно необходимо. Живое слово, наглядный пример участников походов эффективно действовали на советских людей. В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, а в 1924 г. подобных походов было проведено 12. Поиск в 20-х годах более действенных средств, форм и методов физического воспитания широких масс населения сопровождался борьбой между новым и старым. Возникали различные толкования роли физической культуры. Существовало, например, так называемое гигиеническое направление, ограничивавшее выбор средств физического воспитания. Сторонники его необоснованно завышали роль несложных туристских мероприятий, организуемых на природе с минимальными финансовыми затратами. Предпочтение несложных туристских походов и экскурсий в ущерб другим средствам отрицательно сказывалось на общем процессе воспитания подрастающего поколения. Были, конечно, и другие причины такого подхода к развитию массовой физической культуры: слабость материальной базы, недостаток в инструкторских кадрах, финансовых средствах и т. п. В последующие годы происходит упорядочение туристских мероприятий в организационном и методическом плане. Главенствующей в их содержании становится агитационно-пропагандистская работа с тружениками села, широко освещаемая в периодической печати. Как правило, эти мероприятия посвящаются знаменательным событиям в жизни Советского государства. С середины 20-х годов повсеместно в стране культивируются дальние пробеги, походы, звездные эстафеты. В 20-х годах массовая туристская работа приобретает важное общественно-политическое значение. И в первую очередь это связано с известными постановлениями ЦК ВКП(б) "О задачах партии в области физической культуры" (от 13 июля 1925 г.) и "О физкультурном движении" (от 23 сентября 1929 г.). Перед физкультурными организациями ставится задача внедрения в практику физкультурного движения таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс. И уже в проведенном в 1928 г. многодневном лыжном походе с элементами эстафеты по маршруту Тюмень - Москва протяженностью 2250 км участвует около 300 лучших физкультурников Пермской и Северной железных дорог. Из многих походов, совершенных в 1930 г., следует отметить поход из Астрахани в Москву 250 рабочих-металлистов - передовиков производства, организовавших беседы, лекции, концерты, просмотры фильмов в 89 населенных пунктах. Всесоюзный звездный поход-эстафета, состоявшийся в 1933 г. и посвященный 15-летию комсомола, охватил свыше 30 тысяч физкультурников - представителей всех союзных республик. Аналогичным по значению был и Всесоюзный многодневный звездный водный поход-эстафета 1934 г., в котором участвовали десятки тысяч человек. Осуществляются и массовые туристские походы регионального масштаба, различные по характеру передвижения участников. Например, зимой 1934/35 г. во всех союзных республиках были проведены массовые звездные походы, посвященные VII съезду Советов, в которых приняло участие свыше 11,5 тысячи человек. Общая протяженность маршрутов похода составила 51 000 км. В 30-е годы многие туристские группы успешно привлекаются к изыскательским работам в труднодоступных районах страны. Для этого была даже организована специальная учеба, программа которой предусматривала изучение основ геологии, минералогии, методики поиска полезных ископаемых. Туристы принимают также участие в создании первых в стране заповедников и заказников. Наряду с массовыми агитационно-пропагандистскими и народнохозяйственными походами организуются и сложные походы спортивного характера, например велопробег по маршруту Хабаровск - Москва (1934 г.) или скоростной переход из Ашхабада в Москву группы туркменских всадников (1935 г.) А с 1935 по 1939 г. советские физкультурники совершили 10 дальних походов на расстояние до 9000 км. Новые формы и методы повышения активности трудящихся масс средствами туризма сыграли свою положительную роль. Постепенно утверждаются неизвестные ранее традиции в развитии туризма. Туристы не только выступают пропагандистами советского образа жизни, своеобразными просветителями. Массовый энтузиазм, героика строительства социалистического общества, нашедшие свое выражение в ударном труде и успехах советского народа на всех участках мирного созидания в годы первых пятилеток, в свою очередь, мобилизующе действуют на туристов. Туризм также вносит определенный вклад в развитие советского физкультурного движения: путь к занятиям физической культурой и спортом в большинстве случаев начинается с участия в массовых туристских мероприятиях. В 1929 г. на основе Российского общества туристов создается массовое добровольное общество пролетарского туризма РСФСР. Возглавил новое общество соратник В. И. Ленина Н. В. Крыленко, внесший на этом посту значительный вклад в развитие туризма. С 1930 г. общество становится всесоюзным. При Центральном совете общества пролетарского туризма и экскурсий (ЦС ОПТЭ) был образован научно-методический совет. С учреждением ОПТЭ начинается новый этап развития туризма. Закладываются научно обоснованные организационно-управленческие и методические основы совершенствования массовой туристской работы в стране. В 1930 г. издательство "Физкультура и туризм" начинает выпуск массовой серии "Библиотека пролетарского туризма". Среди первых книг серии, вышедших в 1931 г.: "Производственные путешествия и экскурсии как метод общественно-политического воспитания", "Об участии туристов в подготовке и проведении уборочной кампании". В 1931-1933 гг. выходят также сборник "Туризм и оборона СССР", книги "Турист - военный разведчик", "Турист - военный топограф", "Турист- снайпер" и др. Как видим, туризм неразрывно связывался с общественно полезным трудом, важными общественно-политическими мероприятиями, военно-прикладной физической подготовкой населения. Постепенно улучшается и методическая обеспеченность туризма. Особую роль в этом сыграла книга "Путешествие в горы", где подчеркивалась спортивная значимость туризма, давалось подробное описание методики выбора маршрута и подготовки похода, режима в пути, подгонки снаряжения, объяснялись способы ориентирования в горах, а также основы техники высокогорного туризма. Значительную роль в развитии туризма играли в тот период журналы "Турист-активист" и "На суше и на море". Начиная с 1931 г. на местах создаются районные отделения ОПТЭ, а также первичные ячейки ОПТЭ при коллективах физкультуры. Тем самым закладываются единые в масштабах страны организационные основы развития туризма. В своей работе ЦС ОПТЭ и его подразделения тесно взаимодействуют с профсоюзными, комсомольскими и физкультурными организациями. Все это способствовало увеличению численности занимающихся туризмом. Сеть туристских маршрутов значительно расширилась, охватив обширные территории страны. Вместе с тем проблема вовлечения широких масс населения в занятия туризмом оставалась еще далеко не решенной. Потребовались мероприятия по реорганизации туризма. Поскольку к середине 30-х годов в его развитии выделились два относительно самостоятельных направления (туристско-экскурсионная работа и самодеятельный туризм), их подчинили в 1936 г. двум разным органам. Первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное управление, а второе - в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. Таким образом, в 30-е годы произошли значительные изменения в организационной структуре развития Туризма, способствовавшие увеличению его массовости. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что к началу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательное становление и утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало государственным требованиям того времени. Великая Отечественная война явилась суровой проверкой духовных, морально-волевых и физических качеств советских людей. Воспитанию этих качеств в немалой степени способствовал в предвоенные годы и туризм. Введенное в период войны всеобщее военное обучение (Всевобуч) использовало в своем активе туристские упражнения как важное средство военно-прикладной физической подготовки. В первые послевоенные годы, когда встала задача по восстановлению подорванного войной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степени в оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведении общественно-политических мероприятий. Организовывались массовые звездные походы, посвященные выборам в Верховный Совет СССР. Участники походов оказывали помощь местным партийным и советским органам в проведении кампаний государственных займов. Увлечение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными походами, организуемыми в экстремальных условиях, потребовало упорядочения системы подготовки к ним на основе единых программно-нормативных требований. Для этого в 1949 г. туризм был впервые введен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (на современной классификационной основе, как уже упоминалось, он вновь включен в нее в 1965 г.). В начале 60-х годов в целях усиления роли туризма в воспитании людей, укреплении их здоровья принимаются меры, направленные на совершенствование массовой туристской работы. Происходит реорганизация управления развитием туризма в стране. Центральное туристско-экскурсионное управление, при ВЦСПС преобразуется в Центральный совет по туризму со значительным расширением его полномочий (с 1969 г. этот орган именуется Центральным советом по туризму и экскурсиям). Центральный совет по туризму становится относительно самостоятельным органом с более конкретным кругом функциональных обязанностей, что позволяет более целенаправленно и своевременно решать многие сложные вопросы развития туризма. Особо знаменательными событиями в развитии туризма как массового явления в 60-е годы следует назвать организацию по инициативе ЦК ВЛКСМ Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа, проведение первых всесоюзных слетов победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа (с 1965 г.), а также организацию первых всесоюзных конкурсов на лучшие туристские путешествия (с 1967 г.). Впоследствии все они утвердились в качестве традиционных форм массовой туристской работы. В эти же годы значительно активизируется детский туризм. Регулярными становятся всесоюзные экспедиции пионеров и школьников, имеющие важное воспитательное значение. С 1972 г. всесоюзные туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников организуются под девизом "Моя Родина - СССР". В их задачу кроме изучения достопримечательностей родного края входит целенаправленная поисково-исследовательская работа, во многом способствующая усилению патриотического воспитания молодого поколения страны. В 1972 г. туризм включен во Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР". Начало 80-х годов для туристских организаций знаменательно работой по реализации постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране". В постановлении ставится задача так усовершенствовать массовую туристскую работу, чтобы полнее использовать возможность туризма в целях улучшения идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся и учащейся молодежи, укрепления здоровья и рационального использования свободного времени населения нашей страны. В результате принятых мер по реализации постановления усиливается массовая туристская работа во всех трудовых коллективах и учебных заведениях, создаются новые туристские клубы и секции, развертываются группы по месту жительства населения и в местах массового отдыха. В короткие сроки был налажен выпуск более качественного туристского инвентаря и снаряжения, расширилась сеть туристских баз, повысилась их экономическая эффективность, улучшилось качество подготовки туристских кадров. В стране значительно увеличилось число маршрутов для походов выходного дня и многодневных походов в рамках требований значка "Турист СССР". Все это позволило привлечь к организованным занятиям туризмом новых любителей походов и путешествий. К середине 80-х годов более 8 миллионов человек занимается самодеятельным туризмом и свыше 20 миллионов ежегодно участвует в походах выходного дня и многодневных категорийных походах. Туризм приобрел подлинно массовый характер. Особую роль в последние годы он стал играть в приобщении широких масс населения к здоровому образу жизни. В поле зрения туризма на современном этапе его развития - дальнейшее решение задач военно-патриотического, нравственного и экологического воспитания молодежи. Итак, развитие туризма в СССР как общественно-социального явления было постоянно подчинено интересам страны. Туризм способствовал выполнению важных общественно-политических функций на всех этапах развития Советского государства. Совершенствование форм и методов туристской работы было тесно связано с развитием физкультурного движения. Помимо формирования жизненно необходимых для человека умений и навыков, повышения его двигательной деятельности туристские мероприятия содействовали повышению общественной активности людей, воспитанию их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.019 с.) |