Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Терминология в туризмеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Терминология в туризме строится на учете многоуровневого характера системы туристских мероприятий, направленных на решение воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач. Так, будучи составной частью советской системы физического воспитания, туризм естественным образом впитал в себя ряд идентичных терминов, свойственных физической культуре и спорту. Однако, поскольку туризм служит средством воспитания у подрастающего поколения советского патриотизма и социалистического интернационализма, решает задачи героико-патриотического воспитания и привития молодежи профессионально-прикладных и военно-прикладных навыков, понятие "туризм" вобрало в себя и ряд терминов, связанных с решением перечисленных задач. Отсюда и многообразие организационных форм занятий туризмом (рис.2). В настоящее время туризм в стране развивается как плановый и самодеятельный.
Плановый туризм предполагает организацию отдыха трудящихся и учащейся молодежи на специальных базах по туристским путевкам, а также использование транспортных средств для коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных целях. В этом направлении следует выделить плановые походы и формы активного отдыха, организуемые непосредственно на туристских базах. Экскурсионная деятельность в плановом туризме складывается из тематических экскурсий по достопримечательным местам (исторические и культурные памятники, архитектурные ансамбли, природные заповедники, современные достижения науки и техники). Самодеятельный туризм, выступающий в роли одного из средств советской системы физического воспитания, рассматривается в качестве непременной составной части работы каждого коллектива физической культуры. В самодеятельном туризме используются разнообразные формы: массовые походы в программе Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа (в том числе походы выходного дня, многодневные некатегорийные походы, звездные некатегорийные и категорийные); массовые походы в соответствии с требованиями комплекса ГТО и "Турист СССР", а также категорийные походы; спортивные походы; туристские слеты и соревнования по технике различных видов туризма; творческая самодеятельная работа туристов. Все эти формы по сравнению с формами планового туризма, для которых свойственна эпизодичность в формировании личности, характеризуются большей устойчивостью и систематичностью, охватывают продолжительный период жизнедеятельности человека. Плановые походы организуются специализированными туристско-экскурсионными учреждениями (туристскими базами профсоюзов и ведомств) при полном или частичном обслуживании туристов на маршруте. Самодеятельные походы организуют сами участники с квалифицированной помощью туристских организаций - федераций советов по туризму и экскурсиям, городских и районных туристских клубов, туристских секций и клубов туристов советов ДСО, коллективов физической культуры, детских туристских учреждений. Как плановые, так и самодеятельные походы должны осуществляться в полном соответствии с требованиями "Правил организации и проведения туристских походов и путешествий на территории СССР", а также других документов, регламентирующих туризм. Взаимосвязь между плановым и самодеятельным походами заключается в том, что самодеятельные туристские группы широко используют маркированные маршруты туристских баз, мосты, возводимые контрольно-спасательными службами, получают необходимую помощь советов по туризму и экскурсиям, туристских баз по прокату снаряжения, обеспечению мест для отдыха и приобретению продуктов питания. В свою очередь, самодеятельный туризм оказывает всестороннюю помощь плановому в подготовке кадров, маркировании маршрутов, разработке и прокладывании новых вариантов плановых маршрутов. Одной из важных форм массового самодеятельного туризма является Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа. В данном случае одна из главных установок развития массового туризма в стране нашла конкретное выражение в характере, структуре и содержании этого похода, т. е. в нем сконцентрировалось то ценное, чем располагает туризм как общественное явление для воспитания подрастающего поколения на примерах прошлого и настоящего. Что касается туристских слетов, то они подразделяются на два вида. В первом случае они рассматриваются как составная часть Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи. Речь идет о слетах участников похода, проводимых комсомолом совместно с туристскими организациями, советами ветеранов войны, другими общественными организациями. Районные, городские, областные (краевые) и республиканские слеты проводятся ежегодно, а Всесоюзные слеты - раз в 2 года. Программа таких слетов включает массовые мероприятия, различные конкурсы (в том числе и по итогам поисковой работы), соревнования, имеющие военно-прикладную направленность с элементами туристской техники и спортивного ориентирования. Второй вид туристских слетов связан с подведением итогов деятельности туристских организаций в учебно-воспитательной и творческой работе, в организации и проведении массовых и спортивных походов. Эти слеты проводятся коллективами физической культуры, советами по туризму и экскурсиям и советами ДСО профсоюзов. Программы туристских слетов также включают массовые мероприятия и конкурсы туристского творчества. Спортивная же часть программ содержит различные виды соревнований по туристской технике в соответствии с действующими правилами соревнований по технике отдельных видов туризма. В наиболее простых случаях (например, на слетах коллективов физической культуры) соревнования проводятся в форме преодоления туристской полосы препятствий или комбинированной (из разных видов туризма) туристской эстафеты, а в наиболее сложных - в форме многоборья (на нескольких дистанциях) по данному виду туризма. Такие соревнования можно назвать туристско-прикладными многоборьями. Спортивные походы (и другие формы многодневных походов, маршруты которых включают естественные препятствия различных категорий) в организационном и методическом плане - наиболее сложная составная часть туризма. Они требуют особого внимания к этапу организации и подготовки, обеспечению безопасности участников и т. д. Проведению спортивных походов предшествует планомерный учебно-тренировочный процесс в туристских секциях, организованная деятельность туристских клубов, воспитательная работа, научно-методическая разработка маршрутов, техническое оснащение групп туристов, подготовка туристских кадров. К спортивным относятся туристские походы, имеющие в соответствии с разрядными требованиями категории сложности от I до V. Часть II. СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ Одна из важных сторон подготовки туриста - теоретическая подготовка. Как и в любом другом виде спорта, она включает широкий круг вопросов, в том числе формирование знаний по теории и методике обучения и тренировки, врачебному контролю и самоконтролю, гигиене и доврачебной помощи (все эти вопросы рассмотрены в соответствующих главах учебника). Особенность же теоретической подготовки туриста состоит в том, что она тесно связана с географической, краеведческой и топографической подготовкой. Географическая подготовка туриста, включающая комплекс знаний как по физической географии (в том числе по геоморфологии, гляциологии, климатологии), так и по экономической географии, составляет в целом основу теоретической подготовки, которая вместе с вопросами классификации туристских районов, маршрутов и естественных препятствий образует специальную теоретическую подготовку, тесно взаимодействующую с топографической и картографической, краеведением и охраной природы (шире - экологией). К практическим разделам подготовки (кроме упомянутых выше) относятся физическая подготовка и воспитание личностных качеств, техническая и тактическая. Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Значение и место теоретической и краеведческой подготовки туристов в общей системе их обучения определяются прежде всего ведущей ролью, которую играет природная среда в походах и путешествиях. Постановка и решение воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач туристского похода определяются конкретным комплексом ландшафтных, климатических и других характеристик. Решение технических и тактических задач похода, обеспечение безопасности его участников, выполнение общественно полезной работы, включающей краеведческие наблюдения и исследования, - все это конкретно связано с теми или иными особенностями района. В различных программах и учебных планах туристской подготовки уделяется внимание таким темам, как "Туристские возможности родного края" и "Туристские возможности СССР". Совершенно очевидно, что изучение их требует привлечения краеведческого, физико-географического, картографического материала. Но рассмотрение вопроса о туристских возможностях требует более широкого подхода, поскольку при общих представлениях о районе похода, основанных на географических и краеведческих знаниях, в поле зрения должны оставаться спортивно-технические требования к маршруту вне зависимости от того, в какой форме (учебный или спортивный поход, туристская экспедиция) проводится туристское мероприятие. Каковы бы ни были цель и задачи похода, главной из них будет обеспечение безопасности участников на основе решения целого комплекса спортивно-технических вопросов. Спортивно-технические требования к маршруту включают: характер и особенности естественных препятствий, их техническую сложность, определяемую техническими элементами, приемами, способами, которыми в совершенстве должны владеть участники похода; оптимальное количество естественных препятствий той или иной категории трудности, определяющее в комплексе (и с учетом параметров маршрута) категорию сложности всего маршрута; наконец, продолжительность похода и протяженность маршрута, зависящие как от характера естественных препятствий, климатических факторов, так и друг от друга. Но эти вопросы следует относить уже не к общей, а к специальной теоретической подготовке туристов. Основой общей и специальной теоретической подготовки туристов является система туристско-классификацнонного районирования территории СССР, представленная в табл. 1 и на рис. 3. Районирование территорий в физической географии основано на использовании таксономического анализа, разработанного первоначально в биологической систематике, а в настоящее время широко применяемого в квалификационной работе самых различных направлений. При выполнении систематики объектов от наиболее крупных к наиболее мелким (при физико-географическом районировании - от больших территорий к небольшим) используются таксоны 1, 2, 3-го и т. д. рангов, причем таксой того или иного ранга должен обладать определенной совокупностью признаков. В физической географии СССР вся территория страны в целом принимается за таксой 1-го ранга. Членение территории СССР на 15 физико-географических стран (см. табл. 1) дает таксоны 2-го ранга и т. д. В основу туристско-классификационного районирования территории СССР положена хорошо разработанная система физико-географического районирования. При этом получена следующая система таксонов: Схема туристско-классификационного районирования, приведенная в табл. 1 и на рис. 3, ограничена таксоном 4-го ранга (туристский район), но в некоторых случаях даны и подрайоны (таксоны 5-го ранга). Таблица 1. Физико-географическое и туристско-классификационное районирование территории СССР
Представленная в табл. 1 схема туристско-классификационного районирования территории СССР отражает уровень туристской освоенности районов. Поскольку, однако, освоение многих отдаленных районов продолжается, а схема районирования и методика классифицирования туристских маршрутов совершенствуется, то очевидна необходимость постоянной и систематической специальной теоретической подготовки туристов. Специальная теоретическая подготовка В соответствии с разрядными требованиями по туризму категории сложности спортивных туристских походов (от I до V) поставлены в зависимость от протяженности маршрута, продолжительности похода, а также от количества и качества (т. е. технической сложности) естественных препятствий, включенных в маршрут. Такими естественными препятствиями на маршрутах туристских походов являются: сильно пересеченный рельеф (включая перевалы, вершины, каньоны), водные преграды (болота и реки), густой лес, пороги, перекаты, прижимы на маршрутах водных походов и т. д. Наличие или отсутствие препятствий полностью определяется физико-географической характеристикой района, а его освоенность (населенность, наличие дорог, средств связи), существенно упрощающая решение технических и тактических задач,- кроме того, его экономико-географической характеристикой (рис.4). Для решения разнообразных методических задач, связанных с выбором района похода, разработкой маршрутов, определением их сложности, служит "Перечень классифицированных туристских маршрутов" (являющийся составной частью разрядных требований по туризму), а также перечни классифицированных перевалов и пещер. "Перечень классифицированных туристских маршрутов" построен на основе системы туристско-классификационного районирования территории СССР. Отнесение того или иного туристского района к классификационно-географическому району и установление для него максимальной категории сложности походов по тому или иному виду туризма определяются прежде всего орографическими, гидрографическими и ландшафтно-климатическими характеристиками этого района. Так, рельеф Русской равнины, спокойный характер рек, высокий уровень хозяйственной освоенности районов этой физико-географической страны (в том числе развитость транспортной сети) позволяют совершать походы лишь I и II категорий сложности. В менее населенных районах Русского Севера, с большим числом порожистых рек, густыми лесами, более суровыми климатическими условиями и более сложным ориентированием, маршруты имеют более высокие категории сложности (до III-IV), а в районах Приполярного и Полярного Урала, Кольского полуострова, в среднегорных районах Сибири, в высокогорных районах Кавказа и Средней Азии - и высшей категории сложности. Взаимосвязь и взаимозависимость параметров туристских маршрутов (их протяженности и требуемой продолжительности походов) со сложностью естественных препятствий и место этих характеристик в разрядных требованиях по туризму иллюстрируется схемой (см. рис. 4). Категории сложности спортивных туристских маршрутов определяются в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских маршрутов". Важными дополнениями к нему служат перечни классифицированных перевалов высокогорья и среднегорья (для спелеотуризма - пещер). При отнесении того или иного маршрута к определенной категории сложности за основу берутся продолжительность похода, протяженность и техническая сложность маршрута. Таблица 2. Нормативы походов и путешествий в соответствии с разрядными требованиями по туризму
Продолжительность похода устанавливается разрядными требованиями (табл. 2) и понимается как минимальное время в днях, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Продолжительность похода может быть увеличена по сравнению с указанной в табл. 2 при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий, а также за счет дней на разведки и запасного времени на случай непогоды. При этом в методических указаниях к "Перечню" последнее, т. е. количество (дни отдыха, в том числе и активного, связанного с разведкой маршрута, выполнением общественно полезной работы и т. п.), оговаривается: "Количество дневок должно укладываться в пределы 20% от общей продолжительности похода". Относительно увеличения продолжительности похода при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий никаких указаний ни в "Перечне", ни в других регламентирующих документах не содержится. То есть продолжительность похода в сторону ее увеличения ни документами, ни в реальной туристской практике не регламентируется, но ограничивается лишь для походов высших категорий сложности пределами отпускного времени. Протяженность маршрута устанавливается разрядными требованиями и понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной категории сложности. При этом оговаривается, что даже минимальная протяженность маршрута, хотя и в исключительных случаях (при большой технической сложности), может быть уменьшена, но не более чем на 25% по сравнению с указанной в табл. 2. Приведенные в табл. 2 данные выражены графически на рис. 5 для пешеходного 1, лыжного 2, горного 3, водного 4 и велосипедного 5 туризма. Графики хотя и свидетельствуют о некотором нарушении монотонности функциональных зависимостей L=S(T), но в целом каких-либо серьезных претензий вызвать не могут, поскольку они малопоказательны. По-видимому, существенно больший интерес должны представлять те же данные, но переведенные в скорости движения и поставленные в зависимость от категории сложности походов и от их продолжительности одновременно (табл. 3 и рис. 6, обозначения те же, что и на рис. 5). Из рис. 6 (по сравнению с рис. 5) с большей очевидностью следует, что разрядными требованиями установлено монотонное уменьшение скорости передвижения с повышением категории сложности маршрута, т. е. с повышением уровня технической сложности естественных препятствий - более интенсивно для горного, пешеходного, водного, менее для лыжного туризма. С таким подходом нельзя не согласиться. Однако для велосипедного туризма зависимость носит прямо противоположный характер: с возрастанием категории сложности походов скорости передвижения монотонно возрастают.
Таблица 3. Скорости передвижения в соответствии с нормативами походов и путешествий (километров в день)
Естественное стремление специалистов по пешеходному, лыжному, горному и водному туризму компенсировать возрастание технической сложности маршрутов уменьшением средних скоростей передвижения не нашло аналогичного отражения в разрядных требованиях по велосипедному туризму, что можно объяснить только одной причиной: методология классифицирования естественных препятствий, характерных для велосипедного туризма, пока еще слабо разработана. В соответствии с методическими указаниями к "Перечню" техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий: "Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой категории сложности соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах". В методических указаниях следующим образом определен основной подход к решению классификационных задач: "Категория сложности любого маршрута определяется путем сравнения его с классифицированными маршрутами, разработанными для данного географического района. Техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе данной категории должны быть не ниже, чем для классифицированных маршрутов той же категории в данном географическом районе. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения категории сложности похода". Таким образом, основным классификационным документом в туризме служит "Перечень классифицированных туристских маршрутов". В "Перечне" для каждого вида туризма, каждого выделенного туристского района (именно туристского района, так как туристское районирование территории СССР не в полной мере совпадает с физико-географическим) и для всех категорий сложности, начиная со второй, представлено от 1-2 до 10-15 эталонов. Эталонов, следовательно, много, но число их далеко не соответствует реальному числу планируемых и совершаемых на территор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.012 с.) |