Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение слета

Поиск

Организуют туристский слет (соревнования по туристской технике) коллектива физкультуры местные комитеты профсоюза, спортивные клубы вузов, заблаговременно внося его в свои календарные планы спортивных мероприятий.

В оргкомитет туристского слета входят: представитель проводящей организации, главный судья соревнований на слете, представители комсомольской и других общественных организаций. Оргкомитет согласовывает проведение слета с местными советами, лесничествами, на территории которых он планируется, утверждает главную судейскую коллегию, решает вопросы материально-технического, медицинского, хозяйственного, транспортного обеспечения слета, обеспечения безопасности участников соревнований.

Все мероприятия слета (соревнования, конкурсы) проводятся в полном соответствии с положением о слете и условиями проведения соревнований (конкурсов); последние либо включаются в положение, либо служат письменным приложением к нему. Оба документа утверждаются проводящей организацией, и только она (ее представитель на слете) имеет право вносить в них какие-либо изменения.

Положение о слете содержит следующие обязательные разделы: цель и задачи слета; время и место его проведения; программа; определение результатов; награждение победителей.

В зависимости от масштаба слета (а для большого производственного коллектива, научного, хозяйственного объединения туристский слет может быть крупным мероприятием с участием множества команд, гостей) в положение могут быть включены и другие разделы: руководство подготовкой и проведением слета; участники слета; финансирование, порядок и сроки подачи заявок, требуемая документация; порядок и сроки регистрации участников; снаряжение и инвентарь.

Изменения и дополнения в положение вносятся представителем проводящей организации не позднее начала первой жеребьевки команд. Однако при возникновении условий, угрожающих безопасности участников или делающих невозможным проведение соревнований, они должны быть отложены, а если уже начались - то прерваны. Если соревнования в тот же день провести невозможно, решение о дальнейшем их проведении и зачете результатов принимает главная судейская коллегия слета.

Все соревнования по технике отдельных видов туризма, по спортивному ориентированию (если они предусмотрены программой слета) проводятся в полном соответствии с Правилами этих соревнований. Если, однако, программой слета предусмотрены соревнования комбинированные, включающие военно-прикладные навыки, элементы туристской техники и техники ориентирования, отдельные нормативы комплекса ГТО, организаторы соревнований разрабатывают подробные условия, имеющие силу Правил.

Подготовка к слетам и соревнованиям по видам туризма начинается задолго до их начала с включением планируемого мероприятия в календарный план, который составляется по следующей форме:

№ п/п Наименование мероприятий Сроки проведения Место проведения Участники и их число Ответственные за проведение Сумма расходов
             

Организация, проводящая мероприятие, создает оргкомитет и принимает постановление (издает приказ) о проведении слета или соревнований, которые, как правило, приурочиваются к знаменательным датам. Постановление (приказ) и положение о слете или соревнованиях рассылаются организациям, участвующим в мероприятии, за месяц до его начала - при уровне до областного и за 3 месяца - при республиканском или всесоюзном.

В табл. 11 приведена схема общепринятого плана работы оргкомитета слета (туристских соревнований). Вместе с постановлением о его проведении, положением и сметой расходов рабочий план мероприятий оргкомитета составляет основную документацию, определяющую его работу.

Таблица 11. План основных мероприятий оргкомитета туристского слета

№ п/п Мероприятия Срок выполнения Ответственный
  Комплектование главной судейской коллегии За 4-6 месяцев до начала Главный судья
  Выбор места слета. Согласование района с местными органами власти, лесничеством, санэпидстанцией За 3-5 месяцев до начала Член оргкомитета
  Подготовка снаряжения и инвентаря За месяц до начала Комендант
  Заказ автотранспорта То же Член оргкомитета
  Подготовка судейской документации " То же
  Подготовка трасс соревнований " Главный судья
  Оранизация пропаганды слета (изготовление афиши, эмблем, значков, программы слета, пригласительных билетов, связь с прессой, радио, телевидением и т. д.) " Член оргкомитета
  Приобретение призов, медалей и дипломов для награждения победителей " То же
  Обеспечение медицинским обслуживанием За месяц до начала "
  Приглашение на слет ветеранов революции, войны и труда, передовиков производства и сельского хозяйства, деятелей культуры, лучших спортсменов То же "
  Обеспечение работы буфетов, киосков по продаже продуктов, сувениров, газет, краеведческой и туристской литературы " "
  Обеспечение транспортными средствами и инвентарем трудового десанта " "
  Подготовка к трудовому десанту " "
  Оборудование центра соревнований Накануне слета Комендант
  Организация встречи участников То же Член оргкомитета
  Обеспечение питанием участников и судей В дни слета То же
  Организация природоохранных и противопожарных мероприятий, мер безопасности То же "
  Организация отъезда В дни слета Член оргкомитета
  Подведение итогов слета, составление отчета В течение недели Председатель оргкомитета
  Пропаганда проведенного мероприятия (фотогазеты, радио и телевидение, печать) В течение месяца Член оргкомитета

Как видно из таблицы, круг вопросов, решаемых оргкомитетом и главной судейской коллегией слета в период его организации и подготовки, довольно широк и включает часть мероприятий, характерных для организации любых спортивных соревнований (комплектование главной судейской коллегии и подготовка судейской документации, транспортные вопросы, организация питания участников и судей, организация награждения и др.). Однако другая часть вопросов специфична именно для туристских соревнований (выбор места слета, подготовка трасс соревнований, материально-техническое обеспечение).

Выбор и подготовка места слета. Выбор места слета определяется требованиями безопасности участников, удобства подъездов и подходов, планировки лагеря, обеспеченности водой и топливом, пожарной безопасности и охраны природы, ландшафтной характеристикой местности с точки зрения прокладывания интересных для участников и зрителей дистанций соревнований.

При выборе места слета тщательно анализируются все его достоинства и недостатки, осуществляется предварительная планировка лагеря, определяются участки, пригодные для прокладки дистанций соревнований, для старта и финиша по каждой дистанции, для размещения главной судейской коллегии, врача, секретариата. Определяется также объем работ комендантской службы слета.

Для проведения слетов обычно выбираются живописные места в пригородных лесных зонах, где имеются источники питьевой воды, подъездные пути. Лучше всего организовать слет в районе профилактория данного коллектива, спортивно-оздоровительного или пионерского лагеря. Схема размещения команд разрабатывается заранее. Предусматриваются места для приготовления пищи на примусах или кострах, подвозятся дрова, оборудуются места для умывания, устройства туалетов и мусорных ям. В судейском лагере устанавливается большая палатка (или навес) для совещаний главной судейской коллегии, работы мандатной комиссии. На поляне размечается киперной лентой линейка для построения участников, устанавливается флагшток для подъема флага соревнований. Комендантская служба оборудует и оформляет места открытия и закрытия слета, старта и финиша соревнований по видам туризма.

Подготовка дистанций соревнований. Дистанции соревнований должны быть логичными, зрелищными, безопасными и полностью соответствовать уровню подготовки участников слета.

Размечает и готовит трассу соревнований служба дистанции, возглавляемая ее начальником. Все этапы должны быть заметны для участников и ограждены коридором от зрителей. Вся трасса полосы препятствий маркируется. Служба дистанции должна подготовить соответствующий картографический материал (его корректировку и тиражирование), оборудовать дистанции знаками контрольных пунктов со средствами отметки об их прохождении.

Дистанции соревнований на слете коллектива физической культуры должны быть максимально доступными для всех желающих. Ставить их рекомендуется в местах, где они логичны. Так, навесную переправу лучше организовать над рекой или оврагом, а не на поляне между двумя деревьями. Более сложные участки обычно размещаются в начале дистанции, а переправы вброд - в конце. При оборудовании дополнительных параллельных маршрутов увеличивается пропускная способность соревнований.

Материально-техническое обеспечение слета предусматривает обеспечение участников слета и судей лагерным снаряжением (палатки, костровые принадлежности или примусное хозяйство, посуда для приготовления пищи, хозяйственный инвентарь) и продуктами питания; снаряжением для соревнований и работы судейской коллегии; средствами для проведения конкурсов и работы жюри.

Перед началом слета готовятся афиши, плакаты, транспаранты, щиты информации, которые передаются коменданту. Комендантской службе отводится основная роль в материально-техническом обеспечении слета. Комендант получает снаряжение и инвентарь, под расписку выдает их начальникам дистанции и принимает от них по окончании слета.

В соответствии с заявкой главного секретаря слета должны быть подготовлены бланки протоколов, канцелярские принадлежности (папки, скоросшиватели, карандаши, фломастеры, скрепки, кнопки, клей, резинки, бумага и т. д.), дипломы, хронометры, нагрудные номера, отличительные знаки судей (значки, эмблемы, нарукавные повязки, судейские карточки, бланки справок о судействе).

Организация лагеря слета и питания его участников в полевых условиях практически та же, что и в условиях туристского похода (см. главу 21).

Материально-техническое обеспечение соревнований полностью зависит от их содержания, видов и класса, условий проведения, требований, предъявляемых положением о соревнованиях к снаряжению. Соревнования по технике отдельных видов туризма требуют соответствующего горно-пешеходного снаряжения (веревки, страховочные пояса, карабины, рукавицы, каски), байдарок, велосипедов и т. п. Положением оговаривается, с каким снаряжением команды прибывают на слет. А оборудование дистанций полностью обеспечивается организаторами слета.

Материально-техническое обеспечение конкурсной программы слета - определяющий фактор успешного проведения конкурсов. Так, для просмотра кинофильмов и слайдфильмов необходимы: кинопроектор для 16-миллиметровой пленки со звуковой установкой (типа "Украина"); кинопроектор для пленки 8-С и 8-миллиметровой ("Русь"); не менее двух диапроекторов с кассетами ("Свитязь", "Протон", "Альфа"), магнитофоны (кассетный и катушечные для двух- и четырехдорожечных записей) и пустые кассеты; микрофон со стойкой; усилитель со стандартным входом для микрофона, магнитофона, проигрывателя и акустическая система мощностью не менее 10 ватт на каждые 100 зрителей; кабели-удлинители, тройники, переходники со специальными валами на стандартную трех- или пятиштырковую колодку; экраны.

Проведение слета. При планировании дистанций и в процессе соревнований первостепенное значение приобретают меры безопасности, природоохранные и противопожарные. Так, участок реки для организации переправы должен быть выбран с твердым и ровным дном, безопасными подходами. Недопустимы прохождение дистанции и организация страховки с некачественным снаряжением. Постоянными должны быть наблюдения медико-санитарной службы за приготовлением пищи, качеством воды, состоянием туалетов, мусорных ям.

На соревнованиях по технике отдельных видов туризма обеспечение безопасности (организация судейской страховки в соревнованиях по технике горного туризма, патрулирование спасательных судов в соревнованиях по технике водного туризма и т. п.) - основная задача службы дистанций.

В работе судейских бригад, обслуживающих соревнования, необходимы прежде всего четкость, согласованность, корректность.

Проведение конкурсов на слетах в полевых условиях - задача подчас не только трудная, но и неразрешимая. Поэтому если в полевых условиях нет возможности просмотра кинофильмов и слайдфильмов, то такие конкурсы обычно проводят до начала слета, а их результаты включаются в итоговую таблицу.

Хорошо организованный и проведенный туристский слет не только спортивный праздник, но и исключительно важное мероприятие в деле пропаганды туризма и самодеятельного туристского творчества.

Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

Организация и подготовка походов (массового многодневного, учебного или спортивного) - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода.

Схема последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления - подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально-техническое обеспечение похода - представлена в форме сетевого графика на рис. 18. Содержание первого направления (комплектование и подготовка группы) подробно рассмотрено в главе 18. Настоящая глава посвящена второму направлению - маршрутной работе группы (подготовке маршрута похода), вопросам проведения похода и подведения его итогов.

Сетевой график организации и подготовки похода содержит все этапы работы в максимуме; при этом учитывается организация спортивного похода. При организации и подготовке массовых многодневных и учебных походов те или иные этапы выпадают, и сетевой график упрощается. Так, комплектование и подготовка группы к многодневному некатегорийному походу на значок "Турист СССР" или походу I категории сложности по родному краю, расположенному в равнинном районе с умеренным климатом, - задача существенно более простая, чем подготовка группы к спортивному походу в горном или северном районе: для участников массового похода предыдущий туристский опыт определяется лишь совершением похода выходного дня; не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. Комплектование групп для массовых или учебных походов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды): если в массовом походе участвуют все желающие (как правило, трудящиеся одного коллектива, студенты одного вуза и т. п.), то в учебных - слушатели семинара, студенты одного курса института физкультуры. Маршрутная же работа, имея, конечно, качественные различия, по форме и содержанию едина.

Выбор района похода и сроков его проведения. Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом.

Выбор района похода и сроков его проведения (М-2) предполагает решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников, и определяется совокупностью реальных условий успешного осуществления похода. Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление руководителя и участников похода о реальных возможностях группы: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района), о материально-технической обеспеченности группы (финансовые возможности, экипировка, включающая соответствующую одежду, обувь, средства передвижения, бивачное и специальное снаряжение).

Выбор "большого района" (т. е. туристского района в целом) диктуется тактическими и другими соображениями. Но уже выделение в составе туристского района конкретного подрайона, в границах которого будет проложен маршрут, производится прежде всего на основе картографического материала и "Перечня классифицированных туристских маршрутов". Наилучший вариант - наличие хорошей (подробной, точной) обзорной карты масштаба 1: 500 000. "Пятикилометровка" удобна для общего планирования нитки маршрута и выработки общего (генерального) тактического плана (общая схема маршрута, приблизительная оценка его протяженности, предварительная разбивка на дневные переходы, определение мест забросок, ночевок, дневок, оценка продолжительности путешествия).

Для детальной разработки маршрута, выбора естественных препятствий, уточнения протяженности дневных переходов, мест забросок, дневок, определения основных технико-тактических задач и способов их решения, для планирования возможных и посильных задач общественно полезной работы необходим более подробный картографический материал, например туристские картосхемы: орографические, гипсометрические и гидрографические, выполненные в масштабе 1: 100000 или 1: 200000, а также крупномасштабные схемы (кроки) перевальных участков, порогов, других участков естественных препятствий и сложного ориентирования. Такие схемы обычно выполняются в масштабе 1: 50000 и даже 1: 25000 (М-3).

Обзорную карту района, если у группы нет такой карты, подготовленной предшественниками, можно сделать самостоятельно с использованием в качестве основы физико-географической (гипсометрической) карты СССР масштаба 1:2500000, изданной ГУГКом (см. главу 8).

Для разработки маршрута, составления календарного плана путешествия и решения разнообразных задач жизнеобеспечения группы картографический материал - условие необходимое, но недостаточное. Важна не только ландшафтная, но также подробная климатическая, спортивно-техническая характеристика района и многое другое. Источниками сведений о районе служат учебники и учебные пособия, монографии и популярные издания по физической и экономической географии, а также по отдельным отраслям: метеорологии, климатологии, геоморфологии, гляциологии, гидрологии; физико-географические обзоры отдельных районов, статьи и очерки в сборниках и альманахах ("Побежденные вершины", "Ветер странствий" и др.); обзорные статьи и описания маршрутов, фотоочерки и дневники путешествий в журнале "Турист"; брошюры серии "По родным просторам" издательства "Физкультура и спорт"; путеводители, буклеты и туристские картосхемы; отчеты туристских групп о совершенных путешествиях;

прямая информация авторов этих отчетов в форме писем и личных бесед; консультации людей, имеющих отношение к изучаемому району (работавших или работающих в этом районе).

Завершив работу по изучению района похода, следует оценить реальные возможности группы, определить нитку маршрута и приступить к его детальной разработке.

Разработка маршрута (М-4) - ключевой этап всей работы по организации и подготовке похода - во многом определяет успех его проведения. Так, при организации массового похода особое значение имеет правильный выбор участков дневных переходов с обязательным достижением максимально удобных мест ночлега или населенных пунктов. Для учебных походов характер маршрута, последовательность и особенности естественных препятствий определяют эффективность учебных мероприятий, а для маршрутов спортивных походов важны еще и красота, логичность, полное соответствие опыту участников.

Изучение района и подготовка картографического материала позволяют приступить к разработке маршрута и определению сроков похода. Последние определяются прежде всего по метеорологическим условиям, характерным и наиболее благоприятным для данного района, а также по условиям обеспечения безопасности.

К началу работы над маршрутом необходимы предварительные тактические соображения, основанные на оценке технико-тактических характеристик участков маршрута, таких, как: скорость течения реки, заранее планируемое полное прохождение ее или обнос некоторых препятствий; характер снежного покрова, наиболее типичный для данного района, участки, характеризуемые лавинной опасностью; предполагаемое для планируемых сроков похода состояние ледников (открытые или закрытые); состояние троп, дорог, мостов и т. д. Для планирования маршрута по протяженности и продолжительности его прохождения, по числу и характеру естественных препятствий необходимо, кроме того, ясное представление о "рисунке" маршрута: будет ли он чисто линейным, линейно-кольцевым или кольцевым.

"Нелинейность" маршрута редко присутствует в водных походах, за исключением походов I и, значительно реже, II категории сложности, поскольку сам характер водного путешествия (спортивный сплав) подразумевает линейность маршрута. Однако и туристам-водникам необходимо определиться в некоторых важнейших технико-тактических вопросах: однозначно выявить точки начала и конца сплава, прохождение или обнос тех или иных препятствий, участок волока, особенно когда этот участок перевальный. В пешеходных, горных и лыжных походах, осуществляемых в среднегорных и высокогорных районах, сложная орография и гидрография этих районов определяют большое разнообразие маршрутных схем, однако всегда следует стремиться к сохранению логики маршрута и целесообразности того набора препятствий, который в этом маршруте заключен.

Не только для начинающих, но и для многоопытных руководителей основным пособием по разработке маршрута служит "Перечень классифицированных туристских маршрутов", который является неотъемлемой составной частью разрядных требований по туризму и, как и разрядные требования Единой всесоюзной спортивной классификации, периодически, каждые четыре года, корректируется, совершенствуется, пополняется новыми эталонами маршрутов.

"Перечень классифицированных туристских маршрутов"-важный методический документ как для планирования маршрутов, так и для решения сложных, а иногда и спорных классификационных вопросов. Следует, однако, помнить, что "Перечень" содержит лишь примеры эталонов, причем составленных в основном по минимальной сложности маршрутов тех или иных категорий. При разработке своего маршрута руководитель и члены группы используют имеющиеся в "Перечне" эталоны как образцы, а включенные в эталоны препятствия - как минимум, необходимый для достижения требуемой категории сложности (за исключением тех немногочисленных и специально оговоренных случаев, когда в "Перечне" представлен эталон маршрута повышенной сложности, т. е. в пределах данной категории сложности, но более сложный, чем это требуется классификационным минимумом).

Подготовка предварительного описания маршрута и составление тактической схемы похода обеспечивают правильное решение спортивно-технических задач и задач по материально-техническому обеспечению похода. Этот раздел работы непосредственно предшествует составлению календарного плана похода, а потому, с одной стороны, создает предпосылки для составления плана обеспечения безопасности, а с другой-обеспечивает разработку наиболее целесообразной и приемлемой тактической схемы похода с последующим составлением его календарного плана и надежным определением контрольных сроков. Кроме того, выполнение этого раздела работы позволяет:

подготовить информацию для составления раздела заявочной книжки "Сложные участки маршрута и способы их преодоления", что дает возможность маршрутно-квалификационной комиссии оценить готовность группы к походу;

получить еще до выхода на маршрут такое его описание, которое достаточно для уверенного ориентирования на маршруте и в районе похода; последнее важно при необходимости исправления ошибки в ориентировке, а также при любых экстремальных ситуациях (заболевание или травма участника, стихийные бедствия);

располагать максимально полной информацией об объективных опасностях маршрута (лавинная опасность, камнепады, возможная подвижка ледника, прогнозируемые землетрясения, возможные паводки);

иметь основу для корректировки и пополнения имеющихся материалов с целью получения к концу похода завершенного и полного технического описания маршрута.

Собранная и обработанная при подготовке предварительного описания маршрута информация должна быть достаточной для решения различных задач, в том числе и по выпуску группы на маршрут: МКК при рассмотрении заявочных документов должна быть уверена, что группа грамотно планирует способы и средства преодоления сложных и объективно опасных участков маршрута.

Составление календарного плана похода (М-5). Наметив на нитке маршрута места биваков и дневок, можно переходить к составлению календарного плана похода. Действительно, если маршрут разбит на отрезки дневных переходов и известны сроки начала похода и количество дневок, то, по существу, календарный план похода практически готов. Важно, однако, выбирая место для ночлега, заботиться не только о его безопасности и удобстве, но и о реальной достижимости при планируемых дневных переходах. Важно также, предусматривая наиболее подходящие места для организации дневок, не забывать о разумных и обоснованных промежутках между дневками.

Календарным планом предусматриваются не только сроки начала и конца путешествия, не только протяженность дневных переходов, но также запасные дни и контрольные сроки.

Точное соблюдение календарного плана на маршруте зависит прежде всего от максимально предусмотрительного планирования. Намеченные точки для организации ночлегов достижимы при условии правильного планирования дневных переходов по их протяженности и продолжительности движения; для этого необходимо с достаточной точностью прогнозировать скорость движения группы в реальных условиях маршрута с учетом рельефа и ситуаций, возможных изменений метеорологических условий, скоростных и технических возможностей группы.

Запасные дни планируются прежде всего для компенсации потерь времени, связанных с меньшей, чем предусматривалось, реальной скоростью движения группы, а также на случай резкого ухудшения метеорологических условий до уровня, когда безопасность движения не может быть обеспечена.

Периодичность дневок определяется рядом взаимозависимых факторов. Прежде всего, их общее количество должно укладываться в пределах 20% от общей продолжительности похода (Vs часть дней, проведенных на маршруте, или в среднем каждый пятый день похода). Большее число неходовых дней, не обусловленное серьезными причинами (очень сложные метеорологические условия: пурга, туман, незначительная видимость при необходимости пройти перевал или другой сложный участок маршрута), расценивается как снижение спортивности маршрута. Не следует забывать и того, что неоправданно большое число дневок приводит к естественному увеличению "непроизводительного" расхода продуктов питания и топлива, к дополнительному увеличению веса рюкзаков, а следовательно, к снижению скорости движения группы и опять-таки к дополнительному расходу продуктов питания и бензина. Необходимы учет этих факторов, тщательные расчеты и оптимальные варианты в определении числа дневок. Определив число ходовых дней, число дневок и количество запасных дней, группа тем самым определяет и срок окончания маршрута. Остается наметить контрольные сроки: выхода на маршрут, прохождения промежуточных пунктов (если таковые имеются) и завершения похода.

Разработка календарного плана похода (М-5) обеспечивает и детальную проработку плана обеспечения безопасности. Этим разделом работы завершается подготовка всех необходимых материалов для оформления заявочных и маршрутных документов. (М-6).

Маршрутная работа, как об этом уже упоминалось, едина по форме и содержанию, но в зависимости от цели и задач похода (массового, учебного, спортивного, туристской экспедиции), категории сложности маршрута в целом или категории трудности отдельных (локальных) естественных препятствий, включенных в маршрут учебного похода или туристской экспедиции, вида туризма, района похода, времени года имеет много качественных различий. Эти различия требуют при разработке маршрута, составлении календарного плана похода и плана материально-технического обеспечения творческого подхода во всех без исключения случаях, тщательного изучения района похода с использованием всех доступных источников информации, максимально предусмотрительного планирования дневных переходов.

Календарный план составляется для всех туристских походов, начиная от двухдневного похода выходного дня. При этом определяются участки дневных переходов и места ночлегов. В массовых походах с новичками и учебных походах со студентами по программе "Туризм и методика преподавания" протяженность участков дневных переходов требует особо тщательного планирования при разработке маршрутов лыжных походов с организацией ночлегов в населенных пунктах: при коротком световом дне необходима высокая точность в определении возможной скорости движения группы, с тем чтобы всегда была полная уверенность в своевременном достижении населенного пункта засветло.

Безупречное выполнение комплексного плана организации и подготовки похода в значительной мере определяет его успех и безаварийность. В полной же мере достижение цели и выполнение задач похода зависят от действий группы на маршруте.

Комплексный план организации и подготовки похода, включающий такие разделы, как комплектование и подготовка группы, маршрутная работа, материально-техническое обеспечение похода, должен быть обеспечен выполнением ряда организационных мероприятий.

Организационные разделы работы включают: подготовку исходной документации, организацию финансирования, согласование вопросов о прохождении группой маршрута (или его участка) по территории с режимом заповедника (заказника), погранзоны. К этим разделам относятся также: оформление проездных документов, отправка группой сообщения в контрольно-спасательную службу района похода, планирование общественно полезной работы.

Любой поход включается в план спортивно-массовых мероприятий (коллектива физической культуры, совета ДСО профсоюзов и т. д.), в учебный план (института физической культуры, совета по туризму и экскурсиям). Это исходный документ о походе. Если самодеятельная туристская группа коллектива физической культуры сама организует, проводит и финансирует поход, других документов на его оформление не требуется. Если же поход финансирует проводящая организация, необходимы постановление этой организации и утверждение сметы расходов. Туристские походы со школьниками, студентами институтов физкультуры по учебному плану, а также туристские мероприятия советов по туризму и экскурсиям осуществляются в соответствии с приказом руководителей проводящих учреждений.

В случаях, когда туристский поход проводится в соответствии с постановлением (приказом) проводящей организации и финансируется по утвержденной смете, группе выдается командировочное удостоверение.

Последние разделы работы по организации и подготовке похода включают выезд группы в район похода (на сетевом графике - под номером 7), а в случае проведения похода в районе, обслуживаемом местной контрольной-спасательной службой, - постановку группы на ее учет. Перед выходом группы на маршрут в маршрутной книжке делается отметка, а о выходе руководитель сообщает телеграммами в организации, поименованные в маршрутной книжке.

Проведение похода. В любом туристском походе (массовом, учебном, спортивном, экспедиции), в любом виде туризма и при любой категории сложности маршрута общими будут: организация движения и обеспечение безопасности участников похода; организация отдыха (привалов и ночлегов) и питания; наблюдения, фотографирование и выполнение общественно полезной работы; обеспечение противопожарных и природоохранных мероприятий.

В зависимости от характера похода, сложности маршрута, вида туризма, цели и задач похода, времени года содержание и сложность перечисленных выше разделов работы, дополняемых в зависимости от задач многими другими разделами, меняются в очень широком диапазоне.

При проведении спортивных походов особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности участников. На спортивном маршруте при достаточно напряженном графике движения решаются многочисленные тактические и технические задачи, в том числе: четкий режим движения и отдыха, тщательное ориентирование, выбор оптимального тактического плана преодоления естественных препятствий, а в наиболее сложных случаях - предварительная их разведка и обработка. Обеспечение страховки и самостраховки, организация наблюдения на сложном участке маршрута обязательны на всех сложных, а также простых, но потенциально опасных участках. Особенность спортивных походов средних и высших категорий сложности, отличающих эти походы от других видов туристских мероприятий, - необходимость обязательной предварительной (до выхода на линейную часть маршрута) акклиматизации группы, в большинстве случаев сочетающейся с организацией предварительных забросок на маршрут продуктов питания и топлива.

Особенность туристских экспедиций - широкий круг задач по изучению слабо освоенного туристского района (его описание, картирование, классифицирование естественных препятствий, а в экспедициях по родному краю - маркирование маршрутов для массовых и учебных походов).

Особенность учебных походов в системе подготовки туристских общественных кадров (инструкторская подготовка) - некатегорийный и незачетный (в соответствии с разрядными требованиями) характер маршрутов. Существенное сокращение продолжительности похода, уменьшение протяженности маршрута и числа естественных препятствий резко изменяют по сравнению со спортивными походами характер деятельности руководителей и участников таких походов: вместо напряженного графика движения на спортивном маршруте - напряженная учебная работа на учебном. Естественные препятствия, в том числе и высоких категорий сложности, становятся учебными полигонами, на которых слушатели семинаров средней и высшей инструкторской подготовки обучаются не только технике и тактике, ориентированию и методам страховки, организации туристского бивака и питания, но и методике обучения.

Особенность учебных походов в системе начальной туристской подготовки, а также со студентами институтов физической культуры и учащимися техникумов физической культуры - сочетание воспитательных, учебных и спортивных задач на уровне требований, предъявляемых к многодневным некатегорийным походам и походам I категории сложности. При этом график движения для аналогичных по сложности массовых самодеятельных походов уступает место учебному план



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.019 с.)