Глава 22. Медицинское обеспечение туристских мероприятий и гигиена туриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 22. Медицинское обеспечение туристских мероприятий и гигиена туриста



Решение оздоровительной задачи в условиях туристского похода связано с соблюдением правильного режима, мероприятиями по закаливанию организма, а также овладением и применением знаний по предупреждению заболеваний. Важно правильное понимание обучаемыми значения гигиены (режима работы и отдыха, питания, одежды).

Режим похода должен в полной степени удовлетворять общегигиеническим требованиям и обеспечивать рациональное чередование работы и отдыха. Планировать маршрут многодневного похода необходимо таким образом, чтобы физическая нагрузка возрастала постепенно, а продолжительность и виды отдыха менялись. В первые 2-3 дня зависимость нагрузки и отдыха должна быть такой, чтобы обеспечить полный отдых, способный снять утомление. Последующее движение на активной части маршрута может осуществляться и на фоне остаточных явлений, связанных с утомлением организма.

Очень важно в походе широкое, умелое использование естественных оздоровительных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды, призванное закаливать организм - повышать его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умение оказывать первую помощь заболевшему или получившему травму туристу, а при необходимости организовать и осуществить его транспортировку до ближайшего населенного пункта, железнодорожной станции или автомобильной дороги требует достаточных знаний и навыков. Турист-новичок, участник похода выходного дня, лишь знакомится с простейшими приемами оказания доврачебной медицинской помощи и с наиболее простыми и легкоосуществимыми способами транспортировки пострадавшего. Необходимо знать назначение медикаментов, относящихся к различным группам (обезболивающие, обеззараживающие, кровоостанавливающие, жаропонижающие), уметь сделать искусственное дыхание, обработать рану или место ожога, сделать перевязку, овладеть навыками транспортировки пострадавшего подручными средствами (носилки из шестов и штормовок, волокуши из лыж и др.). В процессе дальнейшего обучения эти знания и умения расширяются и углубляются.

При подготовке к походу выходного дня, многодневному походу по родному краю необходимо самым тщательным образом укомплектовать медицинскую аптечку.

Не только в сложных многодневных походах, но и в походе выходного дня возможны простудные заболевания участников, травмы при движении по сильнопересеченной местности, на скользком грунте, в густом лесу, ожоги при небрежном отношении с костром или кастрюлей с кипятком.

Очень важно, особенно в походах по отдаленной, ненаселенной местности, в высокогорных и высокоширотных районах, иметь в составе группы профессионального врача. Но далеко не каждая группа даже в эти районы выходит на маршрут с врачом. Его обычно заменяет санинструктор, уделяющий в своей подготовке особое внимание вопросам оказания первой доврачебной помощи. Необходимость оказания медицинской помощи в походе чаще всего вызвана простудными и желудочно-кишечными заболеваниями. Особую группу составляют тяжелые травмы и заболевания, лечение которых возможно в стационарных условиях, а на маршруте оказывается лишь первая доврачебная помощь для обеспечения транспортировки пострадавшего.

Простудные заболевания. Результатом переохлаждения (низкая окружающая температура воздуха, мокрая и продуваемая ветром одежда) могут быть бронхиты, ангина. При этом повышается температура на 1-3 градуса, ощущаются головная боль, общая слабость. Трахеиты и бронхиты сопровождаются сухим, надсадным кашлем. Боль в горле, особенно при глотании, характерна для ангины. Для лечения необходима дневка или хотя бы уменьшение физической нагрузки. Важны общее согревание тела, горячее питье, полоскание горла. Желательно молоко с чаем или с содой (половина чайной ложки на стакан).

Из лекарств наиболее эффективен норсульфазол или его заменители сульфадимезин, сульфадиметоксин. Дозировка: по 1 г (2 таблетки) 4-6 раз в сутки. Перед сном желательно принять 1-2 таблетки аспирина. Из антибиотиков могут быть использованы тетрациклин (витациклин, олететрин), эритромицин - по 1-2 таблетки 4-6 раз в сутки. Длительность лечения - 3-5 дней. Начиная со второго дня при общем улучшении дозировку можно сократить до 1 таблетки 4-6 раз в сутки. При любом простудном заболевании на высоте больного спускают вниз.

Желудочно-кишечные заболевания. Наиболее часты гастриты (катар желудка), колиты (воспаление кишечника) и отравления. Признаки заболеваний: боли в животе схваткообразного характера, тошнота, возможны рвота и расстройство желудка. Причины заболеваний: нарушение режима и качества питания, в том числе большие перерывы в приемах пищи, питание всухомятку, очень горячая или жирная пища.

Лечение предусматривает соблюдение режима питания. При изжогах исключаются (или ограничиваются) кислые продукты, жареная пища, специи. Желательно употреблять молоко, каши. Чайная сода или толченый уголь (карболен) также снимут или уменьшат изжогу. При болях в животе применять бесалол (по таблетке 2-3 раза в день), викалин (1-2 таблетки на прием), анестезин (1 таблетку). При расстройстве желудка принимают бесалол в той же дозировке, левомицетин (синтомицин) или энтеросептол по 2 таблетки (0,5 г) 4-6 раз в сутки. Из антибиотиков - неомицин по таблетке 6 раз в сутки.

Большая часть желудочно-кишечных заболеваний (особенно у детей) связана с недостаточным обеззараживанием воды.

Способов очистки воды много. Простейший: посолить воду из расчета полная столовая ложка поваренной соли на 1,5-2 л воды. Растворив соль, надо дать воде постоять 15-20 мин. - тогда частично погибнут некоторые виды микробов и осядут соли тяжелых металлов. Неудобство подобного обеззараживания - в излишней солености и малой бактерицидности раствора.

Более эффективный способ: в ведро холодной воды всыпать 1-2 г ляписа (азотнокислое серебро-кровоостанавливающий карандаш) или алюминиевых квасцов, затем воду нагреть до кипения и бросить туда на кончике ножа марганцовокислого калия, чтобы цвет раствора стал слабо-розовым; через 10-15 мин. вода готова для пищевых нужд.

Кровотечения немедленно останавливаются давящей повязкой (реже жгутом). Жгут не накладывается вблизи суставов и более чем на 1,5-2 час.

Растяжение связок голеностопного сустава можно определить по припухлости ткани и болезненности при ходьбе. Однако в отличие от переломов и вывиха движения в суставе сохранены и можно даже наступить на больную ногу.

Помощь при растяжении связок заключается в смазывании кожи сустава йодом и наложении тугой повязки на 3-7 дней, на ночь повязку нужно снять.

При переломах костей первая помощь должна быть направлена на создание неподвижности отломков.

Помощь тонущему. При белой асфиксии (кожные покровы бледные, дыхание прекращено) к оживлению приступить сразу после извлечения тонущего из воды.

При синей асфиксии (вздуты вены, кожные покровы, особенно уши, кончики пальцев и губы, фиолетового оттенка) следует удалить воду из легких, для чего пострадавшего укладывают вниз лицом, животом на возвышенное место (колено, рюкзак и т. п.) и удаляют воду из дыхательных путей.

После этого пострадавшего укладывают на спину, под шею и плечи кладут валик из скрученной одежды, чтобы приподнять грудь и откинуть затылок назад; в этом положении лучше всего открываются дыхательные пути. Расстегивают одежду на шее и груди, давлением на подбородок открывают рот и начинают делать искусственное дыхание (вдувание воздуха "изо рта в рот" или "изо рта в нос"). Частота вдуваний в минуту - 12 раз для взрослых и 15-18 раз для детей. Если прекратилась сердечная деятельность (не прощупывается пульс, зрачки расширены и не реагируют на свет), немедленно начинают массаж сердца. Сбоку спасатель производит ритмические толчкообразные надавливания в области сердца (на два пальца выше нижнего края грудины) примерно 60-80 раз в минуту. Массаж сердца надо сочетать с искусственным дыханием.

Когда пострадавший начинает дышать, необходимо при помощи бинта или носового платка придерживать его язык, чтобы не западал. Пострадавшего тепло укрывают, дают валериановых капель и горячего сладкого чая.

Солнечный удар. Уложить пострадавшего в тень, освободить от стягивающей одежды, поясов, обвязок, положить холод на голову. Дать внутрь кофеин (1 таблетку - 0,2 г); при головной боли - пирамидон (1 таблетку - 0,3 г), аскофен (1 таблетку - 0,5 г) или анальгин (1 таблетку - 0,3 г). Транспортировать вниз в положении сидя или лежа.

Обморожение могут вызвать воздействия низких температур, особенно в сочетании с ветром и повышенной влажностью воздуха. Обморожению способствуют: тесная одежда и обувь, резинки, стягивающие конечность и затрудняющие кровообращение, жгут, наложенный для остановки кровотечения, голодание, простудные заболевания, утомление. Первые признаки обморожения - пощипывание, покалывание кожи, резкое побледнение кожных покровов, значительное понижение или полная потеря болевой и тактильной чувствительности.

Поскольку при ознобе и обморожении бывает разная степень расстройства кровообращения, то и помощь заключается в усилении кровообращения во всем теле, и особенно на пострадавшем участке.

Если замерзли руки, полезно делать энергичные круговые и маховые движения, быстрое сжимание и разжимание пальцев.

При охлаждении ног необходимо побегать, попрыгать, поприседать, проделать каждой ногой интенсивные маховые движения. Открытые участки осторожно растирать ладонями, сухой мягкой шерстяной тканью до восстановления нормального цвета и чувствительности.

При пузырях, участках омертвения на пораженную поверхность положить повязку с пенициллиновой или тетрациклиновой мазью. Для повышения внутренней температуры тела следует дать горячего чая, кофе, просто горячую воду, несколько таблеток глюкозы с витамином С.

При наличии отеков и пузырей не следует растирать и массировать кожу.

В случае неэффективности принятых мер или признаках тяжелых обморожений пострадавшего тепло одевают и срочно транспортируют в медпункт.

Снежная слепота. В результате длительного пребывания туристов на открытом воздухе можно получить ожог глаз, или снежную слепоту. Это заболевание возникает вследствие действия на орган зрения прямых и отраженных от различных поверхностей (снег, вода, лед) ультрафиолетовых лучей.

Заболевают, как правило, оба глаза. Сначала появляется ощущение, будто под веки попал мелкий песок. В дальнейшем рези нарастают, появляется слезотечение. Из-за возникающей светобоязни судорожно сжимаются веки, слизистая оболочка век и глаз краснеет, отекает. Человек слепнет и становится беспомощным. Такое состояние может длиться 1-3 дня. Туристская группа должна задержаться на биваке до выздоровления пострадавшего.

При первых признаках снежной слепоты надеть больному защитные очки, сделать холодные примочки. Кусок бинта (чистую ткань) складывают несколько раз, смачивают холодным раствором марганцовки, слегка отжимают и прикладывают к глазам. При этом на одну кружку холодной чистой воды кладут 2-3 кристаллика марганцовокислого калия и помешивают до полного растворения и появления слабо-розовой окраски. Можно использовать холодный раствор крепкого чая или 2%-ный раствор борной кислоты.

Надежное средство профилактики снежной слепоты - солнцезащитные очки. Стеклянные очки предпочтительнее пластмассовых, ибо стекло задерживает более широкий участок ультрафиолетовой части спектра солнечного излучения.

Укусы, насекомых. При укусах ос, пчел, шершней надо выдавить пальцами яд из ранки и удалить жало. Место укуса смазывают нашатырным спиртом или йодом. Следует остерегаться укусов клещей. Впившегося в тело клеща смазывают вазелином или жиром, а затем удаляют, выдергивая из кожи кончиками пальцев. В целях профилактики во время похода по лесной зоне участникам рекомендуется периодически осматривать друг у друга одежду, тело, волосы.

Потертости наблюдаются обычно у начинающих туристов. У водников нередки потертости ладоней, бедер, ягодиц, у лыжников, пешеходов и горняков - стоп и бедер. Не следует запускать их: это может привести к серьезным травмам. При первой помощи очистить кожу кусочком стерильной марли, пропитанной 3%-ным раствором перекиси водорода, спиртом, а затем наложить стерильную повязку с синтомициновой мазью. Натертые места можно смазывать вазелином или глицерином.

В профилактику потертостей входит подгонка обуви, одежды, снаряжения. Надевая привычную (проверенную) обувь, надо тщательно расправлять складки носков, стельки. Место, где начинает образовываться потертость, надо заклеить лейкопластырем, а на покрасневший участок кожи наложить марлю с мазью.

Рекомендуемый состав походной аптечки (на 6-8 человек): бинты (узкий, средний, широкий - поровну) - 25 шт.; марля - 5 м; лейкопластырь - 2 упаковки (широкий и узкий); спирт - 300 г; настойка йода - 25 г (или 25 ампул); мази тетрациклиновая и пенициллиновая; клей БФ-6 - 1 тюбик; вата - 50 г; ножницы, термометр.

Среди лекарств - норсульфазол (сульфадиметоксин, сульфадимезин) - 10 упаковок по 10 таблеток (по 0,5 г), тетрациклин (витациклин, олететрин) - 50 таблеток, аспирин - 20 таблеток, анальгин-20 таблеток (0,5 г), пирамидон (амидопирин, аскофен) - 15 таблеток (0,3 г), кофеин - 2 упаковки; бесалол - 12-19 таблеток, синтомицин (левомицетин, фталазол) - 20 таблеток, энтеросептол - 40 таблеток (0,5 г), пурген - 10 таблеток или касторовое масло (60 г); эритромицин, неомицин, ампицилин - по 1 упаковке; толченый уголь (карболен) - 2 упаковки; левомицетин (синтомицин) - 1 упаковка; ляпис или алюминиевые квасцы, марганцовокислый калий - 10 г, настойка валерианы - 30мл, 2%-ный раствор борной кислоты - 1 пузырек, вазелин (глицерин) - 1 баночка, перекись водорода - 1 упаковка в таблетках.

Аптечку можно пополнить витамином С. Большие дозы (по 0,5 г 2 раза в день) хорошо помогают при простудных заболеваниях, восстановлении физической работоспособности.

При транспортировке пострадавшего применяются различные способы. Назовем некоторые из них.

В рюкзаке. Переноска осуществляется одним человеком. Боковые швы рюкзака распарываются от дна вверх примерно на 30 см. В получившиеся отверстия продевают ноги пострадавшего, рюкзак надевают на него наподобие брюк и завязывают на уровне груди.

Переноска на шестах. Сквозь рукава двух штормовок продевают шесты, затем штормовки застегивают над шестами. Носильщики продевают концы шестов в лямки рюкзаков, пострадавшего укладывают на носилки головой к движению.

Носилки из шестов. Шесты кладут параллельно, в 50-60 см один от другого, и соединяют в головной части двумя поперечинами, положенными на расстоянии 10-12 см, причем каждую прочно крепят узлами. В нижней части (для ног) шесты скрепляют одной поперечиной. Поверхность носилок заплетают репшнуром, причем сетка должна быть густой и туго натянутой, за исключением изголовья, где некоторый провис создает более удобное положение для головы пострадавшего.

Нарты или волокуши из лыж. Изготавливаются из лыж пострадавшего и лавинных лопат или других подручных средств. Пострадавшего укладывают в спальники, прикрепляют к волокушам и транспортируют.

Туристы должны знать сигналы, которые подают терпящие бедствие. Сигналы подаются криком, свистом, фонарем, зеркалом, взмахами яркими предметами или миганием костра. Периодичность сигнала - 6 раз в минуту, затем минута перерыва и снова сигнал бедствия. Ответом будет сигнал: "вызов принят, помощь идет". Он подается с периодичностью 3 раза в минуту и также любым доступным способом.

Приняв сигнал бедствия, туристы должны немедленно оказать помощь товарищам, а при невозможности организовать такую помощь собственными силами срочно сообщить о происшествии в местные органы власти, жителям, другим туристам.

Контроль в занятиях туризмом. Максимально оздоровительную пользу от тренировки в любом виде физических упражнений человек получает тогда, когда характер и степень нагрузки полностью соответствуют состоянию здоровья, уровню функциональной готовности, возрасту и индивидуальным особенностям организма. Вот почему каждый занимающийся туризмом должен постоянно следить за состоянием здоровья.

Самоконтроль - это регулярные наблюдения спортсмена за своим здоровьем, физическим развитием. Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность тренировки, следить за состоянием организма на маршруте. Данные регулярно проводимого самоконтроля помогают тренеру и врачу анализировать методику тренировки, изменения в функциональном состоянии организма спортсмена. Поэтому тренер, преподаватель и врач должны привить туристу навыки проведения самоконтроля для наиболее правильного и рационального достижения оздоровительного эффекта в занятиях туризмом.

Дневник самоконтроля необходимо вести каждый день. На первых порах тренер помогает заполнять дневник, а в дальнейшем периодически контролирует его ведение (табл. 18).

Таблица 18. Примерная схема дневника самоконтроля в лыжном походе
(О - отлично, Д - удовлетворительно, D - плохо)

Показатели Дата и отметка по дням похода
       
Дни похода Перед походом   2... После похода
Время физической нагрузки   4:30    
Протяженность дневного перехода, км        
Работоспособность   Д    
Самочувствие   Д    
Аппетит   О    
Сон   D    
Чувство холода   Д    
ЧСС утром после сна за 30 сек.:
лежа        
стоя        
ЧСС перед сном за 30 сек:
стоя        
лежа        
ЧСС перед сном за 30 сек.: (за 15 сек.) и время перехода в мин.
1-й переход   20-35    
 
2-й "        
3-й "        
8-й "        
Состояние лыжни и снежного покрова (рыхлый снег - Р=30 см, Н - наст, Д - дорога)
1-й переход   Р=30    
2-й переход   Д    
3-й "   Н, Р=20-30 и т. д.    
8-й "        
Характер естественных препятствий   Среднепересеченная местность (или перевал, каньон и т.д.)    
Температура воздуха и осадки (снег - *, дождь -...)
6 час.   15*    
9 "        
12 "   11*    
15 "        
18 "        
21 "        
Вес        

Отметку оценки состояния можно делать разноцветными карандашами или шариковой ручкой. При составлении дневника учитывается специфика вида туризма.

Наиболее объективным показателем служит пульс. Полезные данные, отражающие оптимальность избранной нагрузки во время тренировки или похода и степень восстановления функций, можно получить ежедневным подсчетом ЧСС утром в положении лежа сразу же после сна. Ежедневные колебания пульса, не превышающие 2-4 ударов в минуту, сигнализируют о соответствии нагрузки функциональным возможностям организма. Изменения пульса больше данной величины свидетельствуют о начинающемся переутомлении.

Еще больше информативна ортостатическая проба. Если разница пульсовых ударов в минуту будет не больше 12, значит, нагрузка соответствует возможностям туриста.

Важные показатели влияния нагрузки на организм-самочувствие, работоспособность, аппетит, сон, чувство холода (или жары), высоты (в горном походе), воды или влажности (в водном походе). Хорошее самочувствие, работоспособность, нормальный, крепкий сон, быстрое засыпание и пробуждение, улучшение аппетита свидетельствуют об оптимальной дозировке нагрузок.

Регулярное ведение дневника самоконтроля позволяет не только быстро и точно оценить функциональное состояние, но и оперативно влиять на тренировочный процесс и дозировать нагрузки на туристском маршруте за счет увеличения или уменьшения веса рюкзака отдельных участников, организации дневок, снижения продолжительности дневного рабочего времени (особенно в начале маршрута), акклиматизационных выходов, забросок.

Перед началом занятий туризмом необходимо пройти углубленное медицинское обследование и получить заключение врача о допуске к занятиям физическими упражнениями.

В подготовительном периоде следует регулярно (раз в 1-2 месяца) проводить контрольные нормативы, или тесты, позволяющие определить уровень физической подготовленности и результаты воздействия нагрузок на организм занимающихся. Определение величины нагрузок, ее варьирование за счет продолжительности, интенсивности, кратности повторений, наблюдение за реакцией каждого занимающегося на нагрузку - одна из основных функций тренера в системе врачебно-педагогического контроля.

Реакция на нагрузку оценивается по данным самоконтроля, а также на основании визуального наблюдения за учениками.

Для определения уровня физической работоспособности и выносливости можно применять Гарвардский степ-тест, тест PWC170. При Гарвардском степ-тесте задается физическая нагрузка в виде восхождений на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин. Испытуемому предлагается в течение 5 мин. совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в минуту. Физическая готовность спортсмена оценивается путем подсчета пульса. Сразу после восхождения на ступеньку испытуемый садится. Регистрация пульса ведется на 2, 3 и 4-й мин. восстановительного периода за 30 сек.

Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ): (t*100)/((f1+f2+f3)*2), где t-время восхождения в сек., f1, f2 ,f3 - число сердечных сокращений за первые 30 сек., 2, 3 и 4-й мин.

При определении уровня физической работоспособности по результатам Гарвардского степ-теста исходят из следующих данных:

ИГСТ Оценка
Меньше 55 - Плохая
55-64 - Ниже средней
65-79 - Средняя
80-89 - Хорошая
90 и больше - Отличная

Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью теппинг-теста. Для этого на листе бумаги следует начертить 4 квадрата размером 10Х10 см. По команде преподавателя (тренера) занимающиеся карандашом или шариковой ручкой с максимальной частотой ставят точки в квадрате в течение 10 сек. По команде "Стоп!" отдыхают 20 сек., а затем повторяется все со 2, 3 и 4-м квадратами. Подсчитываются точки соединением их. Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы будут максимальная частота за первые 10 сек. и ее изменения в течение остальных 10-секундных интервалов. Число точек 70 и более говорит о хорошем состоянии двигательных центров центральной нервной системы. Постепенно снижающаяся частота движений кисти указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата. При утомлении показатель также снижается.

Целесообразно и во время дневок проводить контрольные измерения, например функциональную пробу с 30 приседаниями (проба Рюффье). Времени на это уходит немного, а тренер-руководитель больше узнает о состоянии группы.

Индекс Рюффье рассчитывается после 30 приседаний за 30 сек. Ip=((P1+P2+P3)-200)/10), где P1-ЧСС до нагрузки в положении сидя (после 5-минутного отдыха); P2-ЧСС сразу после нагрузки (стоя); Р3 - ЧСС через минуту после нагрузки (сидя); Р-за 60 сек.

Индекс Оценка
0-5 - Отлично
6-10 - Хорошо
11-15 - Удовлетворительно
Более 15 - Неудовлетворительно

Тренер или руководитель похода обязан визуально определить у занимающихся признаки утомления и регулировать тренировочные нагрузки (табл. 19).

Таблица 19. Признаки утомления (по В. А. Зотову)

Признаки Утомление
небольшое значительное резкое (большое)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение
Потливость Небольшая Большая Очень резкое, выступление солей
Дыхание Учащенное, ровное Учащенное, периодически наступающее, через рот Резкое учащение: поверхностное непрерывное дыхание через рот, отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием (одышка)
Движения Бодрая походка Неуравновешенный шаг, покачивание тела Резкие покачивания тела, отставание на марше, появление некоординированных движений
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указанных команд Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направлений Замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда
Самочувствие Нет никаких жалоб Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку Жалобы на те же явления, а также на головную боль, жжение в груди, тошноту, рвоту

Медицинский контроль осуществляется только врачами, причем врачебный предпоходный контроль участников походов IV-V категорий сложности производится врачебно-физкультурнымй диспансерами.

Педагогический контроль, имеющий целью проверку физической и технической подготовленности участников предстоящего похода, осуществляется группой инструкторов (тренеров и их помощников) туристской секции коллектива физкультуры совета ДСО профсоюзов, тренерского совета или спортивно-технической комиссии федераций туризма и включает выполнение участниками различных контрольных нормативов, упражнений и тестов (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанье по канату, проба Рюффье, Гарвардский степ-тест, психодиагностика, кроссовая и лыжная подготовка).

Восстановительные мероприятия. Тренировка и восстановление - единый диалектический процесс. Восстановление - это не только возвращение функций организма к доврачебному уровню, но и перевод системы жизнеобеспечения на новый, более высокий уровень энергетических возможностей.

Полезно раз в неделю пользоваться парной баней, лучше с сухим паром, но не после тренировочных занятий с большой нагрузкой, так как парная баня дает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы. Парная баня способствует ускоренному протеканию восстановительных процессов после недельного тренировочного цикла. Ее полезно совмещать с массажем или самомассажем, которые желательно проводить и на маршруте туристского похода. Несложно организовать на дневке и баню, используя прогретые от костра камни.

Умелое сочетание естественных сил природы - солнца, воздуха и воды - с гигиеническими мероприятиями, медицинским и педагогическим контролем за состоянием организма, самоконтролем и восстановительными средствами принесет радость и здоровье от занятий туризмом.

Глава 23. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ТУРИЗМЕ

В системе подготовки, расстановки и переподготовки специалистов по туризму существуют два направления в обеспечении кадрами массовой туристской работы: подготовка профессиональных кадров туристско-экскурсионной работы и подготовка туристских общественных кадров. Подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров осуществляются Высшей школой профсоюзного движения, Институтом повышения квалификации работников туристско-экскурсионных учреждений и его региональными филиалами, на географических факультетах университетов, в институтах и техникумах физической культуры, а также на факультетах физического воспитания в университетах и педагогических институтах.

В институтах физической культуры введена квалификация "преподаватель-организатор массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма". Студенты, осваивающие эту квалификацию, изучают предмет "Туризм и методика преподавания" в объеме 160 час. Квалификация "преподаватель физической культуры" предполагает изучение туризма в объеме 120 час. В техникумах физической культуры на предмет "Туризм и спортивное ориентирование" отведено 75 час.

Будущие специалисты по физической культуре и спорту овладевают специальными знаниями, умениями и навыками в процессе лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий. На лекциях студенты получают теоретические знания по туризму, охватывающие его организационные и методические аспекты. На семинарских занятиях у студентов развивается способность к логическому мышлению, анализу и обобщению тех или иных фактов (явлений), связанных с использованием туристских мероприятий в практике массового физкультурного движения. Здесь приводятся наглядные примеры военно-патриотического воспитания молодежи средствами туризма, разъясняются формы и методы осуществления общественно полезных мероприятий, являющихся составной частью туристских походов. На лабораторных занятиях устанавливается связь теории с практикой посредством организации их, как правило, в форме выполнения практических заданий. Лабораторные занятия по формированию умений и навыков в ориентировании на местности проводятся в условиях учебного полигона. Задания по картографии и разработке планирующей и учетно-отчетной документации туристских мероприятий выполняются в аудитории.

Задача формирования профессионально-педагогических умений и навыков в туризме решается проведением 2 учебных многодневных походов 8-дневного пешеходного (или водно-пешеходного и 6-дневного лыжного. Лыжный поход в бесснежных районах можно заменить водным или велосипедным. В планы этих походов необходимо включить мероприятия, направленные на патриотическое воспитание будущих специалистов по физической культуре и спорту. Поэтому при выборе маршрутов походов должно быть предусмотрено посещение мест, связанных с революционной, боевой и трудовой славой народа. Обязательной составной частью учебных походов должны быть соревнования по преодолению туристской полосы препятствий, технике туризма и ориентированию на местности. Часть практических занятий должна иметь методическую направленность, так как их цель - овладение основами методики обучения тем или иным элементам туристской техники. В данном случае студенты учатся передавать знания по туризму, т. е. овладевают умениями и навыками самостоятельно организовать и провести туристские мероприятия.

Составная часть профессиональной подготовки студентов, специализирующихся по физкультурно-оздоровительной работе и туризму, - занятия по курсу спортивно-педагогического совершенствования, на которых туризму отводится 374 часа. В содержании курса должны найти место вопросы практики спортивного туризма. Примерное распределение этого объема часов (по опыту работы Белорусского государственного института физической культуры) таково:
совершение дополнительно к учебному плану по общему курсу "Туризм и методика преподавания" двух походов (II и III категорий сложности) с выполнением II спортивного разряда - 108 час.;
практические занятия по технике видов туризма -160 час.;
практика судейства туристских слетов и соревнований по технике туризма (туристско-прикладным многоборьям) - 46 час.;
практика педагогической и организиционно-массовой работы в туристских секциях коллективов физкультуры - 60 час.

Кроме названного, формированию у будущих специалистов по туризму знаний, профессионально-педагогических умений и навыков способствует их активное участие во внеучебное время в туристских походах Всесоюзной экспедиции "Моя Родина - СССР", в соревнованиях по туристской технике и технике ориентирования на местности, которые необходимо включать в институтские календарные планы спортивно-массовых мероприятий. Важное место во внеучебных формах занятий студентов должны также занимать туристские слеты, организуемые турклубом института. Особое внимание в процессе обучения туризму необходимо уделять стажировке будущих специалистов в роли руководителей групп походов выходного дня, проводимых по программе комплекса ГТО в своем институте или в подшефных школах и организациях.

Развитие массового туризма кроме подготовки профессиональных кадров требует и наличия общественного туристского актива. Подготовка такого актива осуществляется Институтом повышения квалификации работников туристско-экскурсионных учреждений и его филиалами на местах, а также республиканскими и областными школами по подготовке туристских общественных кадров.

Остановимся более подробно на некоторых особенностях профессионально-педагогической подготовки специалистов по туризму. Учитывая, что туризму свойственны, как никакому другому средству физического воспитания, определенные правила и регламентации, на специалиста в этой сфере возлагается ответственность по решению многих сложных задач, связанных с обеспечением безопасности и снижением травматизма участников туристских походов, жизнеобеспечением людей в экстремальных условиях, неукоснительным соблюдением закона об охране природы. Поэтому и требуется система формирования особых знаний, умений и навыков. Все туристские профессиональные работники должны владеть в определенном объеме теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по основным видам туризма, профессиональными способностями, необходимыми для ведения организационной, педагогической и научно-методической работы в аппарате ЦС по туризму и экскурсиям и его подразделениях на местах, системе учебных заведений, по месту жительства населения, в пионерских лагерях, на станциях юных туристов, в Домах пионеров, на туристских базах, в коллективах физической культуры производственных предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, в туристских секциях и клубах.

Задачи профессиональной туристской подготовки будущих специалистов следующие:
сообщение специальных знаний по теоретическим, организационным и методическим аспектам туризма;
развитие профессионального интереса к туризму и побуждение к приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для туристской работы;
развитие способностей самостоятельно трудиться с целью углубления своих знаний и совершенствования профессионально-педагогических умений и навыков, нужных для приобщения людей к занятиям туризмом;
формирование научно обоснованных взглядов и убеждений, необходимых для плодотворной профессионально-педагогической деятельности.

Исходя из этих задач, структура профессионально-педагогической подготовки специалиста по туризму включает указанные ниже компоненты.

Специальные знания. Это приведенная в систему целостная совокупность понятий и представлений о туризме как объективно развивающемся явлении. Посредством специальных знаний происходит осознанность целей и задач развития туризма как важного общественно-социального явления, его роли и места в советской системе физического воспитания. В содержание этого раздела входит и знание основ краеведения, природоведения, картографии, топографии, географии. Специальные знания формируются на основе изучения всех дисциплин, преподаваемых в физкультурном учебном заведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.57.77 (0.043 с.)