Понятие туристского продукта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие туристского продукта



Основные понятия туризма

В любой области знаний, особенно связанной с международными экономическими связями, наиболее значимым является вопрос согласования и принятия за основу определений, понятий, терминов, позволяющих свободно понимать друг другу людям, работающим в одной сфере. Туристская деятельность не является исключением.

Туристская терминология существенно изменялась вслед за стремительным развитием, как общественных отношений, так и собственно туризма, его отраслей и видов.

Когда мы говорим о туризме, то подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, ездить верхом, ходить в походы, и, наконец, просто наслаждаться красотой окружающего мира.

Для того чтобы установить значение туризма и дать наиболее полное его определение, необходимо в первую очередь выделить и описать взаимодействующих в этой сфере субъектов.

1. Туристы. Это люди, испытывающие различные психические и физические потребности, природа которых определяет направление и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Огранизации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важнейший фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения.

Таким образом, считаем целесообразным рассмотреть следующие понятия, как основные: путешествие, туризм, турист, экскурсант.

Путешествие и туризм – это родственные понятия. Однако при этом всегда присутствует характерное действие, обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, а именно – перемещение человека за пределы обычного местонахождения или проживания.

Таким образом, путешествие – это собирательное понятие, обозначающее перемещение людей во времени и пространстве.

Национальное законодательство некоторых стран дает толкование метода определения количественных характеристик путешествий. Так, Бюро переписей США, отвечающее за ведение исследований национальных путешествий, дало следующее определение путешествию: «перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания». Центр данных по туризму США исключил из определения путешествия следующие виды поездок:

ü перемещение членов экипажей морских судов, железнодорожных поездов, воздушных судов и т.д.;

ü путешествия лиц между регионами, странами с целью работы;

ü путешествия лиц с целью обучения.

Туризм, по сути своей, является частным случаем путешествия. В отличие от путешествия, туризм – это категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая двойственной внутренней природой – это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Приведем классическое определение туризма.

Туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха. Оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте временного пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

Биржаков выделяет четыре главных отличительных признака туризма от путешествия:

ü distance – расстояние путешествия. Перемещении (временное) в другую дестинацию (местность или страну) – важнейший критерий в базисной теории туризма. Расстояние, на которое путешествующий должен отъехать от своего обычного (постоянного) места проживания, должно быть достаточным для того, чтобы этот индивидуум взял ночевку. Ночевка – главный признак туризма и критерий отнесения путешествующего к категории туристов. В общем, признается достаточным расстояние не менее 100 миль. Однако, эта величина расстояния условная. Может присутствовать признак административной или государственной границы, или иной, побуждающий путешествующего взять ночевку.

ü residence of travel – местожительства путешествующего. Это важно для отнесения индивидуума к категории внутреннего или иностранного туристов. Этот критерий также определяет применимое право к регулированию отношений в связи с нахождением данного путешествующего в дестинации и его учета для целей статистики. Обычно для иностранцев устанавливают особые правила, регламентирующие их пребывание в стране. Соответственно определяются следующие виды туризма: внутренний, въездной, выездной. Последние два вида составляют международный туризм.

ü purpose of travel – цели путешествия. Существует международная и национальная классификация целей. Международная выделяет следующие: гостевые, деловые, участие в конгрессах, съездах, конференциях, отдых на природе, развлечение, познавательные экскурсии, личные, посещение родственников, оздоровительные и лечение. В 1978г., на международной конференции по туризму в Мадриде были приняты уточнения целей туризма (мотивации). Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый в 1996г., в ст.1 выделяет следующие цели туризма, по которым и подразделяются подвиды туризма: оздоровительные, познавательные, религиозные, профессионально-деловые, спортивные и иные.

ü length of stay at a destination – продолжительность пребывания в дестинации. Эта норма пришла в туристское право из иммиграционного права, где постоянно проживающим в данной местности (стране) считается индивидуум, пребывающий в этой местности (стране) более 183 дней или шести месяцев. Таким образом, к категории туриста (при присутствии всех прочих признаков) причисляется путешествующий и пребывающий в дестинации (вне места постоянного проживания) в период более 24 часов, но не более шести месяцев. Посетитель, пребывающий в дестинации менее 24 часов, относится к категории экскурсант.

Ранее неоднократно был упомянут термин «турист», который был введен в 1963г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме.

Итак, турист – это потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.

Турист – понятие обширное, и в связи с этим выделяют следующие категории: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

Международный турист (по определению Комитета статистических экспертов при Лиге Наций от 1937г.) – лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов, без занятий оплачиваемой деятельностью.

Внутренний турист (по определению Национального комитета США по анализу туристских ресурсов от 1973г.) – лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий одну ночевку или возвращающийся в тот же день.

Экскурсант – временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа.

Посетитель (по определению, данному на Конференции ООН по международному туризму от 1963г.) – это лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью.

Классификации туризма

Существует множество различных классификаций в туризме. Ниже предложены наиболее распространенные из них: по видам и по формам.

1.2.1 Виды туризма

Любое исследование конкретного района с целью развития в нем туризма должно, прежде всего, исходить из определения тех видов туризма, которые в наибольшей степени будут отвечать специфике этого района. Можно утверждать, что поездкам по каждому из указанных видов туризма соответствует и класс обслуживания. Определения видов туризма используются для целей статистики и их важно придерживаться при проведении исследований рынков и при статистических анализах. domestic tourism местный туризм в пределах одной страны для туристов-резидентов. inbound tourism прием иностранных туристов, outbound tourism отправка туристов-резидентов за рубеж, internal tourism внутренний туризм, обслуживание в пределах свой страны иностранных туристов и туристов-резидентов. national tourism национальный туризм, объединяет местный туризм domestic tourism и отправку туристов-резидентов за рубеж outbound tourism. international tourism международный туризм, который включает прием иностранных туристов inbound tourism и отправку туристов резидентов за рубеж outbound tourism. Особо разъясняется употребление терминов domestic и region. domestic местный. Используется для определения туризма резидентов в пределах собственной страны. В международных расчетах и статистике domestic может относиться к определению деятельности и расходов на туризм в резидентов и нерезидентов в данной стране. region регион, для целей туризма может обозначать определенное пространство, объединяющее туристские объекты, например, административно определенное в каких-либо границах в одной стране или даже группу стран.

Рекреационный туризм. Этот вид туризма является для многих стран наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию, Болгарию преследуют, прежде всего, именно эту цель, причем характерна большая продолжительность всей поездки, меньшее количество городов, входящих в маршрут, и соответственно, большая продолжительность пребывания в одном городе.

Другая особенность массовых поездок на отдых заключается в широком использовании авиационного транспорта и, прежде всего чартерных перевозок.

Следует отметить, что по опыту многих стран при поездках на отдых весьма высок спрос на размещение в двухместных номерах.

Особенно отличаются от других видов туризма поездки с целью лечения. Прежде всего, это сугубо индивидуальный вид поездок, хотя отдельные туристы могут объединяться туристской фирмой для совместных перевозок с целью получения групповых скидок на проезд. Обычная продолжительность тура на лечение – 24 – 28 дней, то есть значительно выше, чем по другим видам туризма.

Экскурсионный туризм. Для экскурсионного туризма, как и для рекреационного, характерны поездки как на индивидуальной, так и на групповой основе. Этот вид туризма включает поездки с познавательными целями.

Следовательно, при анализе необходимо выделить по каждой стране категории населения, интересующейся познавательными поездками вообще и в данную страну в частности, а также те туристические организации, которые специализируются на таком виде туризма.

Необходимо иметь в виду, что познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, включая даже посещение других городов.

Во многих странах характерной особенностью познавательных поездок является тенденция совершать их на большие расстояния с посещением за одну поездку большого числа стран и городов. Для этого вида туризма трудно выделить какой-либо один вид используемого транспорта. Наряду со значительным объемом авиаперевозок, включая чартерные, можно отметить возрастающую популярность туристских поездок по железной дороге, речных и морских круизов.

Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. Поездки на автомашинах и автобусах дают большие по сравнению с другими видами транспорта возможности познакомиться со страной. В то же время они имеют столь большую специфику, что их принято выделять в отдельный вид туризма. Необходимо учитывать, что в данном случае ими занимаются только специализированные туристские организации и, прежде всего автомобильные клубы и ассоциации. Большое значение имеют фирмы, специализирующиеся на прокате автомашин. Еще уже специализация фирм, организующих поездки с размещением в кемпинге.

Научный туризм. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном международном туризме. По имеющимся оценкам, участники подобных международных мероприятий составляют 6 – 7% общего количества иностранных временных посетителей, и на их долю приходится около 10% валютных поступлений от туризма. Участники международных мероприятий в основном используют авиационный транспорт.

Деловой туризм. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного международного туристского обмена. Более того, этот вид поездок считается одним из самых перспективных, так как он базируется на объективной закономерности дальнейшего международного разделения труда. Одной из разновидностей деловых поездок являются также поездки для участия или для посещения международных и национальных выставок и ярмарок. Весьма распространенной формой деловых поездок являются конгрессы и совещания различных международных организаций. Еще одной формой делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. З последние годы спрос на такие поездки также постоянно растет.

Этнический туризм. Этот вид туризма, связанный с посещением родственников или мест рождения родителей, занимает важное место в международном туризме. В этом крайне своеобразном виде туризма за последние годы происходят определенные структурные изменения, меняющие его характер. Разновидностью этнического туризма является приграничный обмен, дающий для статистики внушительные цифры количества временных посетителей, но не имеющий столь большого экономического значения.

Спелеотуризм – специальные категорийные туристские похо­ды, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и кар­стовым полостям под землей. Районы нахождения пещер, наиболее интересных с точки зрения спелеотуристского освоения в странах СНГ, - Кавказ, Крым, Приднестровская Подолия, Центральная Азия. В С. используются альпинистское снаряжение, некоторые виды снаря­жения туристов-водников, а также специальные приспособления и виды снаряжения (гидрокостюмы, фонари, лестницы, средства связи, веревки, приспособления для спуска и подъема и др.). Участники С. должны обладать хорошей физической и технической подготовкой, не бояться пониженной температуры, полной темноты и замкнутого пространства.

Автомобильный туризм – 1) особый вид путеше­ствия с использованием личного или арендуемого автомобиля в качестве транспортного средства; 2) специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и мотоциклах. Маршруты прокладываются по шоссейным и проселоч­ным дорогам, иногда - по бездорожью. Типичные препятствия и труд­ности: плохие дороги, участки бездорожья, крутые подъемы и спус­ки, переправы через реки, болота и т.п. Походы могут проводиться в любое время, но оптимальные сроки - конец весны, лето.

Водный туризм – специальные походы, предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер и других водоемов.

В то же время при всем разнообразии видов туризма можно прийти к выводу, что наиболее общие виды туризма, такие как поездки, с познавательными целями, с целью отдыха или для деловых встреч, в основе своей классификации должны иметь территориальный принцип и внутри национального рынка делится по видам туризма.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека от­правиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в крат­ковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления орга­низма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и мор­ской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентиро­ванный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путе­шествующие с познавательной целью, чаще всего интере­суются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туриз­ма выступают поездки с целью посещения родственни­ков, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что пу­тешествующие сознательно интегрируются в группы. Объе­динение в группы происходит при наличии интересую­щей людей развлекательной или спортивной программы. Спортивный туризм. К спортивному туризму относят­ся поездки с целью активного участия в спортивных ме­роприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях (футбольные фанаты).

Экономический туризм поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посеще­ние бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Политический туризм подразделяется на дипломати­ческий туризм, участие в конгрессах, а также туризм, свя­занный с политическими событиями и мероприятиями.

1.2.2 Формы туризма

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного крите­рия такой классификации выбран срок пребывания в пу­тешествии. Если путешествия различаются по такому внеш­нему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным фор­мам туризма. Существует много возможностей, позволя­ющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме;по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между фор­мами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из опре­деленных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествую­щих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздей­ствиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в зависимости от происхождения тури­стов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и между­народный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения че­ловека, а к его месту жительства и работы.

Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также оди­ночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.

Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего про­тивопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приоб­рело отрицательное значение. В настоящее время с мас­совым туризмом ассоциируются отрицательные воздей­ствия прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм боль­ше не подходят для выделения форм туризма по количе­ству участников.

Формы туризма в зависимости от длительности пребы­вания. Очень важной классификацией форм туризма яв­ляется их классификация в зависимости от продолжитель­ности пребывания.

Продолжительность путешествия относится ко вре­мени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Одноднев­ные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь ча­сов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более ча­сов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей. Продолжительные путешествия, как правило, допол­няются непродолжительными поездками. К непродолжи­тельным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Тран­зитный туризм — это остановки туристов по пути следо­вания к месту назначения. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не пред­полагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совер­шаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включа­ют минимально один, максимально — три ночлега.

Формы туризма в зависимости от возраста путе­шествующих. При классификации форм туризма учиты­вается также возраст путешествующих. По возрастной шка­ле определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (ту­ристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, эко­номически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) воз­раста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионе­ры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, раз­личаются следующие формы туризма: авиатуризм, авто­бусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зави­симости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показы­вает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в раз­ных регионах могут не совпадать.

Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать пу­тешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим ти­пам: внутренний туризм — путешествия жителей како­го-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут от­носиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение«туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въезд­ной туризм;«национальныйтуризм» — внутренний и выез­дной туризм;«международный туризм» — въездной и выезд­ной.

 


Глава 2. Организационные основы туризма

Потребительские свойства

Важ­ными ориентирами при разработке, продвижении и реализации турпродукта на рынке являются его потребительские свойства:

· гостеприимство - умение дать клиенту почувствовать, что ему рады;

· обоснованность - выполнение всех условий, требуемых для пользования туром, услу­гой, товаром: надежность-достоверность информации, соответствие содержания продукта и рекламы;

· эффективность - наибольший эф­фект для туриста при наименьших расходах с его стороны;

· целост­ность - завершенность продукта, его способность полностью удов­летворить потребность;

· полезность - удовлетворение потребностей туриста;

· простота в эксплуатации - возможность легко обнаружить ошибки и сбои в технологии обслуживания;

· ясность - понятность для клиента;

· гибкость - способность продукта, системы обслуживания приспособиться к др. типу потребителя и быть не восприимчивым к замене обслуживающего персонала.

Обеспечение контроля за реали­зацией указанных свойств - это, прежде всего изучение степени удов­летворенности туриста после поездки (опрос, анкетирование и пр.). Потребительские свойства турпродукта должны учитываться и отражаться в программе пребывания, маршруте путешествия, условиях безопасно­сти туристов, результатах его сертификации.

Реализация турпродукта

Реализация туристической продукции - заключение письменного договора между туроператором или турагентом и туристом об условиях путешествия. В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» огова­ривается, что реализация продукции осуществляется на основе договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать за­конодательству РФ. В соответствии со Ст. 428 Гражданского кодек­са РФ применительно к реализации продукции таким договором является договор розничной купли-продажи, согласно которому предприниматель - туроператор обязуется передать покупателю для использования продукцию за соответствующую плату.

Сбыт туристической продукции это: 1) доведение продукции до потребителя через систему оптовых и розничных турагентов; 2) функциональная подсистема управления туристской организацией.

К методам прямого сбыта относятся: торговля путем прямой рас­сылки рекламы; выполнение заказов по почте; «холодный прозвон» - метод реализации продукции в случае, когда туристская фирма намерена расширить рынок сбыта и приобрести новых покупателей, который со­стоит в том, что турагент предлагает его людям, не проявлявшим ранее интереса к данному продукту, путем обхода домов, рассылки предложе­ний по почте или звонков по телефону; торговля по телефонным заказам.

Канал сбыта продукции – сеть фирм, или агентов, необходимых для доведения товаров или услуг до потребителя. В туризме используют­ся следующие каналы сбыта продукции: розничная торговля; оптовая торговля; по­чтовая корреспонденция; телефон; туристские агентства; туристские бюро; профсоюзы; клубы; ассоциации; авиакомпании; фонды; элект­ронные системы бронирования и резервирования.

Себестоимость продукции (услуг) - 1) та часть стоимости валовой (товарной, реализованной) продукции, в к-рой воплощены все затраты живого и овеществленного труда, объективно необходи­мые для производства, распределения, обмена и потребления данной величины в рамках самого предприятия; 2) часть затрат в стоимости реализованной продукции, которая обособляется в процессе кругообо­рота фондов предприятия и которая характеризует уровень этих затрат в рамках простого воспроизводства; 3) издержки производст­ва, общая сумма затрат туристской организации, включающая мате­риальные затраты, в т.ч. стоимость основных и вспомогательных материалов, энергоносителей, эксплуатационных расходов и амор­тизацию основных фондов; расходы, связанные с реализацией продукции, оплатой труда работников организации.

Туристическая продукция относится к товарам второго уровня (т.е. товар стандартный, обеспечивающий средний уровень потребления), хотя внутри себя он может быть дифференцирован на продукцию различных уровней: социальный туризм; туризм среднего класса; элитарный туризм.

Формирование продукции происходит при приобретении туроператором прав на услуги, входящие в тур, на основании договора с лицами, доставляющими отдельные услуги.

 


Глава 3. Индустрия туризма.

Организаторы туризма

 

Услуги туристской индустрии

Туристская услуга - деятельность предприятий, органи­заций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях. Туристские товары и услуги включают в себя: ком­плексные поездки (пакеты услуг - туры), услуги размеще­ния, питания, транспортные услуги, культурные, спортив­ные, рекреационные, экскурсионные и другие, в т.ч. специ­альные услуги, специфические туристские товары и суве­ниры, потребляемые в месте пребывания.

Пакеты услуг - туры включают в себя: услуги размещения; услуги питания (включая напитки); услуги транспорта; трансфер (встречи, проводы, поднос, подвоз багажа); услуги по организации рекреационных, культурных и спортивных мероприятий; услуги по организации посещения магазинов; прочие услуги (туристские формальности, страхование).

Туристские услуги при этом делятся на основные (включенные в тур и оплаченные посетителем) и дополнительные (оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания).

Полный перечень туристских услуг и услуг гостиниц включает в себя следующие группы услуг, которые подле­жат обязательной сертификации:

1. Туристский отдых и путешествия по туристским мар­шрутам.

2. Экскурсионные услуги.

3. Туристские походы выходного дня.

4. Услуги по предоставлению мест проживания.

5. Услуги гостиниц.

Группа услуг «Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам». Эта группа услуг включает в себя 19 разновидностей туров: обычные транспортные туры; специализированные туристско-спортивные туры с ак­тивными способами передвижения на маршрутах.

По «Международной классификации средств размещения туристов» размещение туристов в общественных транспортных средствах относится к категории коллективных средств размещения и разряду специализированных заведений размещения. По «Международной стандартной классификации средств транспорта» железнодорожные поезда, междугородные и городские автобусы, частные автомашины (вместимостью до 8 человек), прокат автотранспорт портных средств относятся к категории сухопутного транспорта. Меры безопасности на сухопутном транспорта определяются соответствующими транспортными ведомствами и отражены в международных нормативно-правовых актах.

Безопасность круизных туров на речных и морских судах, которые по «Международной стандартной классификации средств транспорта» относятся к категории «Водный транспорт» и разряду «Пассажирские линии и паромы круизы и прочее» определяется соответствующими Международными нормативно-правовыми актами морских речных транспортных ведомств.

В полной мере это относится и к туристскому отдыху путешествиям по транспортным туристским маршрутам перелетами на самолетах, которые по «Международной стандартной классификации средств транспорта» относятся к категории «Воздушный транспорт». К разрядам этой категории относятся рейсы, подчиняющиеся расписанию (регулярные), рейсы, не подчиняющиеся расписанию (чартерные), а также прочие воздушные перевозки.

Следует иметь в виду, что услуги пассажирского транс­порта (железнодорожного, речного, морского и воздушно­го) не относятся к туристским и экскурсионным услугам.

Специализированные туристско-спортивные туры с активными способами передвижения относятся к турам с по­вышенной группой риска. В этой группе существуют огра­ничения по возрасту и степени подготовленности туриста. Особые квалификационные требования предъявляются к руководителям группы, гиду-проводнику, повышенные требования предъявляются и к материально-техническому обеспечению путешествия, состоянию гребных, парусных, моторных и иных маломерных плавсредств. Выход на маршрут, передвижения на нем, специальная связь и т.д. обуславливаются рядом требовании поисково-спасательных служб и отрядов Министерства по чрезвы­чайным ситуациям Российской Федерации, а также соответствующими требованиями Туристско-спортивного союза России.

Специализированные туры на отдых по интересам представляют собой разновидность обычных туров и осо­бых требований по безопасности не содержат, за исключе­нием горнолыжных туров, проводимых как правило, в международных горнолыжных центрах, и осо­бенностью которых могут быть специальные требования по безопасности, связанные с исправностью снаряжения и погодными условиями на трассе.

Группа услуг «Туристские походы выходного дня». Эта группа состоит из 9 от дельных услуг и может рассматриваться как путешествие в выходные дни. В зависимости от количества выходных и праздничных дней путешествие может продолжаться от двух до пяти дней. При этом на каждые сутки путешествия могут быть предусмотрены одна-две экскурсии.

Туристские походы выходного дня подразделяются на пешие, горные, велосипедные, вод­ные, лыжные, с использованием верховых, вьючных и упряж­ных животных, санные, автомотопоходы, спелеотуристские. По сути дела группа услуг «Туристские походы выходного дня» представляет собой разновидность услуги «Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам», ограниченной специфическим временем про ведения тура в выходные и праздничные дни и продолжи­тельностью до 5 дней.

Туристские походы выходного дня ор­ганизуются и проводятся по нормам и правилам, в том числе и по правилам безопасности, установленным туристко-спортивными союзами Российской Федерации и другими общественными туристско-спортивными организа­циями.

Группа услуг «Услуги по предоставлению мест проживания». Группа услуг «Проживание туристов» включает в себя следующие разновидности услуг, состоящие, по меньшей мере, из пяти крупных подгрупп: проживание туристов в гостиницах, турбазах, пансиона­тах, мотелях, кемпингах, палаточных городках, туристских приютах; проживание туристов в арендованных коммунальных и ведомственных гостиницах; проживание туристов в арендованных местах размеще­ния, приспособленных для приема туристов; проживание туристов в частном секторе, городских квартирах и проживание туристов в домах сель­ских жителей.

Таким образом, услуга «Проживание туристов» по сути дела классифицирует средства размещения туристов, а заложенная в ней классификация отражает практику предоставления мест проживания. Специализированные и прочие коллективные предпри­ятия - это любые предприятия, предназначенные для тури­стов, которые могут быть бесприбыльными, иметь единое руководство, предоставлять минимум обычных услуг (не включать ежедневную заправку постелей). Они могут не состоять из номеров, а могут состоять из единиц типа «жилища», площадок для кемпинга или коллективных спальных помещений. Эти предприятия зачастую занима­ются каким-либо другим видом деятельности, помимо пре­доставления услуг размещения, как, например, лечением, социальным обеспечением и т.п.

Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» вклю­ча



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.015 с.)