Группа услуг «Услуги гостиниц». «Услуги гостиниц» являются частью «Услуг гостиниц и прочих мест проживания», составляющих жилищно-коммунальные услуги.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа услуг «Услуги гостиниц». «Услуги гостиниц» являются частью «Услуг гостиниц и прочих мест проживания», составляющих жилищно-коммунальные услуги.



Услуги коммунальных гостиниц, по сути дела не отли­чаются от услуг других гостиниц.

3.2.1 Транспортные

С середины ХХ века технический прогресс предложил жителям планеты средства массовых воздушных пассажирских перевозок. Современные авиалайнеры, вмещающие до 300 пассажиров и обладающие дальностью полета без заправки до 12 тыс.км, сделали доступными самые отдаленные уголки мира. В течение суток с использованием современных авиалайнеров можно добраться практически в любой туристский центр любого из континентов.

Становление и интенсивное развитие технических средств перевозок происходит последние два столетия. Совершенствование конструкций технических средств и методов, создание новых видов перевозок осуществляется в направлениях:

- увеличения скорости передвижения и сокращения времени на путешествия (скоростные дороги и магистрали, скоростные средства передвижения);

- повышения безопасности перевозок;

- повышения комфортности поездки;

- введения классности (автобусы, железные дороги, самолеты);

- увеличения пассажировместимости транспортной единицы (автобус до 70 человек, железнодорожный поезд — 1500 человек, самолет — 300-500 человек, морское судно — до 2500-3500 человек, речное судно — 300-500 человек);

- удешевления стоимости перевозок за счет массовости;

- создания новых, в том числе скоростных транспортных магистралей.

Средства перевозки также могут служить:

- местом размещения (ночевки) — круизные суда, туристские поезда, спальные автобусы — услуга размещения;

- объектом развлечения — зрелищные мероприятия, катание в целях развлечения, спортивные соревнования, шоу и выставки — услуга развлечения;

- объектом товарной покупки — натуральные образцы, модельные экспонаты — услуга покупки;

- индивидуальным транспортным средством — прокат автомашин, фрахт яхт и т. д. - услуга проката или фрахта.

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть: а) включено в состав тура (путевки, ваучера); б) зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за оплату на месте; в) турист может самостоятельно купить такие услуги на месте пребывания.

По видам и разновидностям услуги перевозки можно классифицировать следующим образом:

1. наземные виды перевозок:

- перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

- с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

- механические средства;

- автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной)

- рельсовый транспорт (железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги)

- средства транспорта на воздушной подушке;

2. воздушные виды перевозок:

- воздушные шары и дирижабли, планеры, дельтапланы, парашюты;

- вертолеты;

- самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

3. водные перевозки речным и морским транспортом:

- плоты и гребные лодки;

- парусные судна;

- лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

- речные и морские судна;

- суда на воздушной подушке;

- подводные судна.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы, как скорость доставки до цели поездки, комфортабельность путешествия, стоимость перевозки багажа, возможность остановки в пути следования, условия питания., уровень шума и вибрации, условия для сна и отдыха, возможность обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и т. д.

По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке: безопасность путешествия; стоимость и наличие различных льгот; комфортабельность; скорость доставки; прочие факторы.

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

Так, высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляются их невысокая мобильность и скорость сообщения.

Высокая скорость доставки на самолетах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов.

- Высокая обильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности.

Водный транспорт. Моря и океаны как наиболее удобные и доступные пути для перемещения людей с древних времен способствовали близким и дальним путешествиям, а реки, озера, каналы — туризму.

Впервые английский пастор Томас Кук в 1843 г. организовал лодочные экскурсии по Темзе. Практически в это же время на американском континенте на легендарном колесном пароходе «Missisipi» компания American Express открыла регулярные экскурсии по Миссисипи. Аналогичные элитарные круизы стали совершаться по Нилу, Рейну, Дунаю.

В начале ХХ века были предприняты попытки организовать регулярные морские путешествия. Идея морских путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Ford Motors. Им в 1950-х гг. разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, бары, рестораны, тренажерные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты и площадки для гольфа, а также различные шоу (праздник Нептуна, фестивали, конкурсы, лотереи, концерты и многое другое).

Цивилизованный рынок морских круизов возник с 1960 г., когда бурное развитие авиационных трансконтинентальных рейсов стало теснить традиционные морские путешествия, и необходимо было искать новые формы данных перевозок. К 1980 г. круизный бизнес осуществляли уже 15 крупных мировых компаний. К таким компаниям относятся: Carnival Group (22 теплохода), Royal Carribean Line (12 судов), а также Prinzess, Hollaud Amerika Lineu и др. К 1995 г. индустрия «плавучих отелей» насчитывала уже 220 крупных пассажирских лайнеров общей вместимостью 150572 места.

Перевозка туристов водным транспортом в России не имеет большого удельного веса (около 5%) в общем объеме транспортных путешествий снизилась по сравнению с 1991г. Почти вдвое. В бывшем СССР в 1991г. Функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали около 200 судов. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено, кроме вышесказанного, еще и тем, что после распада СССР целый ряд портов (Одесса, Измаил, Николаев, Поти, Рига, Таллин, Венспилс и другие), водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 1996г. Было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.

Вместимость речных судов составляет от 250 до 400 пассажиров, морских круизных лайнеров — до 800 пассажиров. Всего на внутренних круизных рейсах России к 1996г. Было перевезено 350 тыс. туристов, на международных морских круизных маршрутах – 190 тыс. туристов.

Перевозка туристов водным транспортом включает в себя:

- морские перевозки и круизы;

- путешествия на паромах, катамаранах, яхтах, лодках;

- морские и речные прогулки (экскурсии);

- прочие виды водных путешествий.

Водные туристские путешествия имеют целый ряд присущих достоинств:

- наиболее высокий уровень комфорта;

- значительный объем единовременной загрузки (до 1000 человек и более);

- возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, учебный туризм, бизнес-туризм, шоп-туризм, паломничество).

- возможность полноценного отдыха;

- полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатками водных туристских путешествий являются:

- невысокая скорость движения транспортных средств;

- ограниченная мобильность;

- синдром «замкнутого пространства»;

- подверженность части людей «морской болезни»;

- в ряде случаев – высокие тарифы и другое.

В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает в себя желание отдохнуть на воде, провести отдых в спокойной, размеренной, комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другое, не иметь забот об организации отдыха и развлечений, а также приемлемая цена. Следует также отметить, что круизный отдых, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

По социальному составу в круиз отправляются: семьёй (55%); с друзьями или знакомыми (27%); в одиночку (18%).

Возрастной состав участников круизов: до 25 лет – 30%; от 25 до 40 лет – 22%; старше 40 лет – 48%.

Средний возраст участников круизов, по статистике ВТО, составляет 45 лет. Продолжительность круизов – 6-30 дней, но наиболее популярными являются круизы продолжительностью 10-14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских (в том числе элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнями доходов. Участники речных круизов – люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев – пользующиеся социальной дотацией.

Как правило, круизное судно эксплуатируется не более 10 лет и один раз в 6-8 лет подвергается реконструкции.

В настоящее время тенденция круизного бизнеса – это повышение качества и количества услуг на борту кораблей, некоторые из которых представляют собой 12 - 14-палубные «плавучие города», вмещающие 2,0-2,5 тыс. пассажиров.

Качество услуг обеспечивается достаточным количеством обслуживающего персонала (соотношение – 1 человек на 2-3 пассажиров) и их высокой квалификацией.

Многие круизы используются для специализированных бизнес-школ, семинаров, конференций, шоу-программ.

В современных круизных судах, кроме традиционных услуг (бассейны, лифты, кино, видео, рестораны, сауны, солярии и т. д.), предусмотрены волейбольные площадки, теннисные корты, гольф и другое.

Круизные суда сертифицируются по 6 категориям (звездам).

К последней категории 6 звезд (суперлюкс) принадлежит в мире всего 4 судна. Стоимость круиза данного класса – 8-10 тыс. долларов за неделю. Здесь размещение только в апартаментах. В стоимость такого круиза входит все, включая чаевые. Суда такого класса рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа. Питание на судах класса «суперлюкс» только индивидуальное с учетом конкретных запросов, привычек, традиций. Здесь реализуется элитный клубный отдых, где нет категорий пассажиров, а есть термин «гости».

Во многих странах мира популярны морские путешествия на паромах. Наиболее популярными круизными компаниями в Европе являются компании Silja Line и Viking Line. Они эксплуатируют на Балтийском море 13 пассажирских суперпаромов водоизмещением 58000 т, каждый вместимостью 2700 пассажиров, 989 кают. Они принимают на борт 400 легковых автомобилей.

Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:

- перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;

- перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;

- перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;

- паромные переправы;

- прогулочные и экскурсионные рейсы;

- перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;

- краткосрочные и длительные круизы;

- специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и другие);

- использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и другое.

Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:

- самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

- вспомогательный (трансферный) транспорт.

Следует отметить, что 92% всех экскурсий проводятся с использованием автомобильного транспорта.

В Европе доля туристских перевозок автомобильным транспортом сравнительно невелика в связи с развитой инфраструктурой железных дорог и авиации. Достоинствами автомобильного транспорта являются: его мобильность, доступность, сравнительно низкие тарифы, возможность транспортировки багажа, возможность остановок по пути следования, широкий обзор, невысокие удельные капитальные затраты.

Недостатками данного вида транспорта являются: невысокая вместимость и эксплутационная скорость, загрязнение окружающей среды продуктами сгорания топлива, невысокий уровень комфортного жизнеобеспечения при длительных путешествиях и т.д.

Туристские автомобильные перевозки осуществляются в основном автобусом (78%), легковыми автомобилями (17%) и другими видами автомобильного транспорта (5%).

Согласно международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд).

Для длительных путешествий следует использовать высококомфортабельные автобусы с мягкой подвеской, регулируемыми креслами, низким уровнем шума вибрации, большим запасом хода с одной заправки (желательно с экологически чистым топливом). При этом предусматриваются также такие атрибуты жизнеобеспечения, как гардероб, туалет, бар, холодильник, кухня и другие.

Требования к микроклимату в автобусе регламентируются ГОСТами, санитарно-гигиеническими нормами и международными стандартами.

В автобусах класса «люкс» должно быть предусмотрено индивидуальное освещение. В салоне должны быть мусорные ящики и термос с питьевой водой из расчета 0,2 л на 1 человека (на южных направлениях – из расчета 0,4 л на человека).

Если силовая установка автобуса расположена сзади, то над ней не устанавливаются сидения. Эта часть автобуса должна иметь перегородку от салона, за которой могут быть размещены туалет, умывальник, гардероб и т.п.

Для дальних маршрутов предусматриваются видеомагнитофон с несколькими мониторами (телевизорами) и пультом дистанционного управления, портативная магнитола, а также радиотелефон или рация с симплексной связью.

Групповой туризм на автомобилях с прицепами с полным комплексом жизнеобеспечения называется караванинг.

Турист может перевозить свой автомобиль на судах, железной дороге, самолете и продолжать в нем путешествие по стране. Кроме того, предусмотрен прокат автомобилей, в том числе с льготой до 40%, если турист является обладателем дисконтных карт IAPA, ETN и других.

Для обслуживания автотуристов по пути их следования функционируют:

- родтели – дорожные отели на колесах (автопоезда), где помимо пассажирских мест имеются спальные места, а также кухня;

- кемпинг – лагеря для автотуристов, служащие для ночлега или непродолжительного отдыха;

- мотели – гостиницы, приспособленные для длительного пребывания туриста и его автомобиля. В мотелях предусмотрены: благоустроенная стоянка, техническое обслуживание, ремонт, заправка автомобиля, его диагностика и другие услуги.

Железнодорожный транспорт. Туристский поток на железнодорожном транспорте в России снизился с 29,8% в 1991 г. до 25,4% в 1995 г. в силу ряда объективных причин:

- значительного уменьшения числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения;

- длительности поездки;

- низкого качества обслуживания туристов в пути следования;

- высоких тарифов других.

Однако железнодорожные перевозки туристов имеют преимущества перед другими видами транспорта, если они осуществляются на короткие (до 150 км) и средние (до 800 км) расстояния, включая международный и внутренний туризм.

Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию.

В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.

Железная дорога обязана перевозить туристов по кратчайшему пути следования с минимальным числом пересадок. Перевозка туристов на специализированных туристских поездах, включая дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика.

Увлекательному и малоутомимому путешествию способствует преобразование вагона поезда в «отель на колесах» (родтель). При этом общее число купе в спальном вагоне не превышает восьми, а в каждом купе проживают один-два человека. Купе оборудуются вертикально или горизонтально расположенными спальными кроватями (в ряде случаев – одной двуспальной кроватью), кондиционером, письменным столом, телевизором, телефоном. Туалетная и душевая комнаты могут быть как в каждом купе, так и один бытовой блок на два купе. В таком поезде также имеются библиотека, вагон-салон, конференц-зал, детский вагон с залом подвижных игр, видеосалон, дискотека и т.д.

Существенным недостатком при международных перевозках по железным дорогам является различная ширина колеи. В России она принята равной 1524 мм, в большинстве стран Европы – 1435 мм. Такая несогласованность требует перестановки вагонов на другие колесные тележки, что связано с увеличением продолжительности пребывания в пути.

На туристские поезда оформляются индивидуальные (именные) или групповые билеты, в стоимость которых включаются:

- «плацкарта» - право на спальное место в поезде;

- право перевозки багажа;

- страховка;

- комиссионный сбор за услуги кассы по предварительной продаже (заказу) билетов;

- сбор за доставку билетов (при необходимости);

- местные сборы.

В соответствии с данным договором железная дорога обязуется предоставить ряд услуг:

- перевозку пассажира в пункт назначения;

- перевозку багажа;

- дополнительные услуги за отдельную плату (постельные принадлежности, чай, кофе, поднос багажа, продажа газет, журналов, сувениров и т.п.).

Железная дорога предоставляет пассажиру (в туристском поезде - туристу) ряд льгот:

- бесплатную перевозку багажа, вес которого регламентируется правилами перевозки;

- бесплатную перевозку одного ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельные места;

- льготные тарифы для детей до 12 лет;

- сезонные льготные тарифы.

Авиационный транспорт. Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией «Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок» от 12 октября1929 г. С изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (далее - Правила). Условия данной Конвенции применяются ко всем перевозкам пассажиров и багажа по воздуху, предоставляемым перевозчиком как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в своих Правилах.

Кроме того, такие Правила регулируются национальными законами, правительственными постановлениями, кодексами: в России – Воздушным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 апреля 1997 г.

Если перевозки осуществляются в чартерном режиме, то они регулируются чартерным соглашением, не вступающим в противоречие с Конвенцией и национальным законодательством.

Внутренняя и воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одной страны.

Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Доказательством контракта между перевозчиком и пассажиром является билет, в котором указаны имя пассажира и наименование авиакомпании (перевозчика).

Авиационный билет является именным и содержит все требуемые атрибуты (посадочный купон для полета, полетные купоны и пассажирский купон). В билете может быть указано несколько лиц (например, членов семьи), кроме того, билеты могут быть групповыми (как правило, для туристов).

Билеты разных авиакомпаний могут быть оформлены по разному, но на всех должны быть указаны следующие атрибуты: фамилия пассажира, класс, номер рейса, код авиакомпании, дата и время вылета, срок годности билета, статус.

Перевозчик гарантирует пассажиру использовать все возможности, чтобы перевезти его самого и его багаж с разумной скоростью, в соответствии с опубликованным расписанием, за исключением случаев, связанных с угрозой безопасности для пассажиров и повреждения груза.

Кроме того, изменение расписания или отмена рейса происходят по форс-мажорным обстоятельствам (причинам неопределенной силы), находящимся вне сферы влияния перевозчика. При этом перевозчик приостанавливает или отменяет полет, предлагая пассажиру другие условия перевозки, при которых не гарантирует предоставление ранее затребованного места, остановку в пути следования или в месте назначения. В этих условиях перевозчик не несет ответственности за последствия нарушений условий контракта и причиненный материальный и моральный ущерб.

Если форс-мажорные обстоятельства привели к опозданию пассажира на рейс или пересадку, то перевозчик обязуется доставить его до места назначения другим рейсом, на котором имеются свободные места, или доставить его своими средствами, в том числе другого перевозчика или наземным транспортом.

Цена билета зависит от многих факторов: базового тарифа, класса авиакомпании, страны, срока пребывания, условий бронирования, возраста, социальной категории, наличия льгот, скидок и т. п.

В мире не существует единых тарифов на международные перевозки. Это, как правило, относится и к национальным перевозчикам внутри страны.

Обычно Правилами перевозчика или другими нормативными актами устанавливаются базовые тарифы, предполагающие перелет «туда-обратно», в рамках которых утверждается система скидок и льгот. Базовые тарифы изменяются в зависимости от сезона. Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и возврату практически без ограничений.

От базового тарифа для различных категорий льгот устанавливаются скидки. Тарифы бывают двух типов:

- специальные, регламентируемые Конвенцией и действующие во всех авиакомпаниях;

- рекламные, устанавливаемые каждой авиакомпанией в рамках внутренних Правил (рекламные перелеты, бесплатные или льготные полеты для пассажиров, налетавших на самолетах данной авиакомпании определенное количество часов или километров).

К специальным тарифам относятся: молодежные, пенсионные, групповые, туристские, экскурсионные и др.

Молодежные тарифы предусматривают, как правило, предоставление билета с открытой датой, который действителен в течение одного года. Выкуп такого билета производится за 3-7 дней до вылета.

Молодежные тарифы предусматривают специальные льготы APEX и PEX. Кроме того, для пассажиров с такими льготами действуют следующие ограничения. По льготному тарифу APEX нельзя изменить дату бронирования. Устанавливается период «дедлайн» до начала перевозки (от 7 до 28 дней в зависимости от маршрута), после которого запрещается продажа билетов по данному тарифу. При возврате билета до начала действия «дедлайна» пассажир получает всю затраченную сумму, после – всю сумму за вычетом штрафа.

Тариф PEX – это самая дорогая разновидность экскурсионного тарифа, предусматривающая следующие условия:

- запрещается предварительное бронирование: бронирование и приобретение билета с его полной оплатой производятся сразу же при наличии свободного места на нужный рейс;

- деньги за неиспользованный билет не возвращаются.

Для всех экскурсионных тарифов существуют следующие правила:

- обязательный полет в оба конца;

- срок действия билета сокращен и для разных стран варьируется от 1 до 6 месяцев;

- минимальный срок пребывания в стране регламентируется для разных маршрутов и составляет 7, 10, 14 дней и более.

Фирмой «Аэрофлот – Российские международные авиалинии» установлены специальные экскурсионные тарифы.

Большой популярностью у туристов пользуется групповой туристский тариф. При его применении накладываются следующие ограничения:

- по минимальному и максимальному срокам пребывания за рубежом;

- по числу туристов в группе (от 4 до 20);

- по направлению;

- подтверждение туристской принадлежности пассажиров и другие.

Для российских студентов и аспирантов можно приобрести авиационные билеты со значительной льготой, которая распространяется на 10 крупнейших авиакомпаний: British Airways (Великобритания), Air France (Франция), Lufthansa (Германия), Deutsche BA (Германия), Finnair (Финляндия), Swissair (Швейцария), SAS (Швеция, Дания, Норвегия), KLM (Нидерланды), EL AL (Израиль), LOT (Польша), CSA (Чехия).

Для получения такой льготы студентам следует иметь членские билеты (карточки) международных студенческих туристских организаций ISIC (International Student Identify Card) и FIYTO (Federation of International Youth Travel Organization). Такие карточки можно получить в Москве в Международном студенческом агентстве STAR (Student Travel Agency Russia), туристическом агентстве «Спутник» или московском представительстве железных дорог Великобритании (Inter Rail).

Помимо специальных тарифов, применяются также различные скидки для различных социальных групп населения (в процентах от базового тарифа):

- для детей до 2 лет – 90% (без предоставления отдельного места и права на бесплатный провоз багажа);

- для детей от 2 до 12 лет – 50% (с правом на собственное место и на бесплатный провоз багажа);

- супружеская или семейная скидка 50% (на отдельных европейских маршрутах): если глава семьи приобретает билет по нормальному (базовому) тарифу, то другим членам семьи (жене, детям от 12 до 25 лет) билеты продаются за 50% базовой стоимости;

- агентская скидка для агентов туристских фирм – до 75%;

- скидка для работников авиакомпании – от 50 до 100%;

- скидка для пенсионеров (при возрасте более 60 лет) и другие.

Уровень сервиса и комфорта зависит от класса авиакомпании, направления, традиций перевозчика, тарифов, продолжительности полета и т. п.

В частности, составляющими комфорта являются тип пассажирского кресла и расстояние между креслами, наличие встроенного столика, пепельницы, мусоросборника и т. п. В ряде случаев такое кресло можно легко трансформировать в удобную кровать или принять оптимальный угол релаксации (полного отдыха). На дальних маршрутах в первом и бизнес-классе наушниками, которые настраиваются на музыкальную программу или канал «тишины», исключающий шум двигателя. В ряде случаев в кресле вмонтированы портативные телевизоры. На самолетах некоторых авиакомпаний в первом и бизнес-классе имеются индивидуальные телефоны спутниковой связи, которыми можно пользоваться по кредитной карточке. Такими телефонами оснащены более 70% американских авиалиний.

Горячее питание на трансконтинентальных рейсах подается каждые 4 часа. Если продолжительность полета более 3 часов, то подается горячее питание не менее чем из 3-4 перемен, а также чай, кофе, соки.

Для массовых туристских перевозок, как правило, используется авиачартер, то есть аренда фирмой-туроорганизатором самолета конкретной авиакомпании на определенный срок: один рейс, месяц, сезон, круглогодично. В этом случае фирма предлагает компании удобный для туристов график перевозки, а также несет риск заполнения самолета.

Цена чартерной перевозки может быть значительно ниже рейсовой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициента загрузки, количества рейсов и других условий. В цену чартерной перевозки для пассажира включаются также два холостых перелета: первый – когда самолет возвращается пустым после отправки первой группы и второй – когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.

Чартерными перевозками пользуются обычно крупные фирмы-турооператоры, полностью выкупающие арендованные места; в ряде случаев они сдают в субаренду блок-места более мелким фирмам. Иногда арендаторами выступают ассоциации туристских агентств, в которые входят небольшие туристские фирмы.

Чартерные рейсы организуются, если с туристским потоком в сезон не справляются плановые рейсовые самолеты, а также в случае перевозки туристов в места, где рейсовые маршруты отсутствуют или доставка туристов связана с пересадками. Во многих случаях чартерные перевозки туристов осуществляются совместно несколькими авиакомпаниями.

В настоящее время туристские перевозки в большей мере осуществляются авиационным и железнодорожным транспортом, в то время как автомобильные занимают значительное место при самодеятельных путешествиях. Специалисты отмечают, что эти тенденции сохраняются в ближайшие годы в связи с расширением строительства скоростных железных дорог и увеличением числа дальних, межконтинентальных поездок.

3.2.2 Гостиничная индустрия

Размещение — самый важный элемент туризма. Нет размещения (ночёвки) — нет туризма. Это непреложное и жёсткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов. Гостиничная индустрия — суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества, - уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.

Средства и системы размещения — основные средства — это здания различных типов и видов (от шалаша или бунгало до супергигантского отеля), приспособленные специально для приема и организации ночевки временных посетителей, с различным уровнем сервиса. Количество мест в гостиничной сфере — самый главный показатель, используемый для оценки потенциала туристского центра или региона для приема туристов. Оно четко определяет емкость средств размещения и реальную возможность приема туристов в данном туристском центре.

Сегодня индустрия гостеприимства — это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, пансионаты, молодёжные хостели и общежития, апартаменты, кемпинги, туристские базы и хутора, родтели, ботели, флотели, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

Средства размещения, их классификация. Один из важнейших блоков в технологии туристской деятельности составляют средства размещения туристов. По международным рекомендациям они подразделяются на четыре группы:

- гостиницы и аналогичные предприятия;

- коммерческие и социальные предприятия размещения;

- специализированные средства размещения;

- частные туристские средства размещения.

Приведенная типовая классификация средств размещения рекомендована Всемирной туристской организацией (ВТО). Она не является единой во всех странах, как и классификация гостиниц.

Гостиница в широком смысле — это дом с меблированными комнатами для кратковременного проживания, предприятие, предназначенное для временного проживания.

Туристская гостиница — это особый тип гостиницы, предназначенный для предоставления туристам комплекса услуг, связанных с путешествием.

Курортная гостиница — гостиница в курортной местности.

Естественно, что турист может воспользоваться и обычной (коммунальной) гостиницей, однако в ней не предусмотрен ряд специализированных услуг, имеющихся в туристской гостинице.

Как правило, средства размещения типа «гостиница» имеют максимальное количество услуг.

Средства размещения социального туризма, а также коммерческие и частные имеют в ряде случаев ограниченное число услуг и предназначены для той или иной социальной группы населения.

Мотель — гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги.

Ротель — передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными отсеками, в которых расположены спальные места.

Ботель — небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется специально оборудованное судно.

Флотель — крупная гостиница, часто называемая «курортом на воде».

Гостиница квартирного типа (аппарт-отель) — гостиница, часть номерного фонда которой составляют номера с кухонным оборудованием.

Клуб с проживанием — средство размещения, являющееся коллективной собственностью общественной организации, ассоциации, группы людей, объединенных общими интересами, собирающихся в целях общения, отдыха, лечения.

Лечебно-оздоровительный центр (санаторий) — средство размещения, представляющее, помимо услуг размещения и питания, лечебно-профилактические услуги с использованием преимущественно природных и физиотерапевтических средств, диеты и режима.

Дом отдыха — средство размещения, расположенное в рекреационной зоне, предоставляющее услуги размещения и питания с полным пансионом.

Пансионат — тип дома отдыха или гостиницы для отдыхающих, расположенный в курортной зоне. Услуги питания могут не входить в стоимость проживания.

Дом охотника — средство размещения круглогодичного использования, расположенное в заповедной или лесной зоне и предоставляющее услуги размещения для туристов-охотников.

Дом рыбака — средство размещения круглогодичного или сезонного использования, возможно, бунгало, расположенное вблизи водоема и предоставляющее услуги размещения для туристов-рыболовов.

Во всех туристских гостиницах предусмотрены четыре основные группы услуг:

- размещение;

- питание;

- досуг;

- бытовое обслуживание.

Они включают в себя основные, дополнительные и сопутствующие услуги.

Большинство высокоразрядных гостиниц объединились в гостиничные цепи. В Западной Европе функционируют более 30 гостиничных цепей: Аккор (Франция), Группо Соль (Испания), Форте (Великобритания), Скандик Хоутелз (Швеция), Джолли (Италия) и другие. Кроме того, в Европе функционируют высококомфортабельные гостиницы американских, японских. Австралийских и других компаний (Холидей, Шератон, Хилтон, Мариотт, Интерконтиненталь).

Признаки отелей корпоративных гостиничных цепей:

1. единый владелец;

2. одинаковая система управления (менеджмент);

3. одинаковая система обслуживания;

4. одинаковая категория.

Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице

Для замкнутого технологического цикла обслуживания туристов в гостинице предусмотрены следующие основные службы:

- приема и размещения;

- эксплуатации номерного фонда;

- коммерческая;

- техническая;

- административная.

Это минимальный набор обеспечивающих служб для предоставления основных услуг. Однако в высококатегорийных гостиницах и туристско-гостиничных комплексах число обеспечивающих служб значительно больше, и каждая из них имеет узкоспецифические функции.

Служба приема и размещения (служба рецепции) обеспечивает прием, регистрацию, размещение туристов по номерам, расчеты, бронирование мест и организацию отправки туристов в следующий пункт путешествия или домой. Как правило, службу возглавляет менеджер по размещению. В его подчинении находятся: бюро регистрации, портье, администраторы, бюро обслуживания, швейцары, гардеробщики, кладовщики камеры хранения, служба бронирования.

Служба эксплуатации номерного фонда обеспечивает техническое обслуживание и ремонт жилых и вспомогательных помещений, подготовку их к заселению, уборку и вывод из эксплуатации номеров для косметического или планового ремонта. Менеджер данной службы руководит группой по ремонту и обслуживанию номерного фонда, горничными, уборщицами, консьержками и т. д.

Система бронирования включает в себя комплекс ЭВМ, объединенных в сеть и связанных модемной связью с различными городами мира. Основными задачами комплекса являются:

- бронирование номеров по заказу в данной гостинице;

- бронирование номеров по заказу клиентов в других гостиницах;

- бронирование билетов на различные виды транспорта;

- некоторые другие задачи.

В ряде случаев такая система решает и локальные задачи в самой гостинице:

- автоматизированный расчет с клиентами;

- планирование номерного фонда;



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.036 с.)