Туристский маршрут. Стадии формирования и функционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туристский маршрут. Стадии формирования и функционирования.



Планирование маршрута в активном туризме.

Разработка маршрута включает в себя следующие ос­новные этапы:

· исследование туристских ресурсов по предполагае­мой трассе маршрута;

· маркетинг рынка на туристские услуги по данной
трассе маршрута;

· определение типа маршрута;

· построение эскизной модели маршрута;

· привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

· разработка схемы безопасности на маршруте;

· разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;

· пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

· утверждение паспорта маршрута.

· При организации похода, очень важно понимать степень готовности участников к путешествию в выбираемом районе с точки зрения их спортивно-технического опыта и уровня их климатической адаптации.

· Постепенность в приобретении туристского опыта, роста сложности преодолеваемых маршрутов - залог успешности туристской деятельности. Этот принцип спортивного туризма позволяет нам сформулировать следующий критерий выбора района спортивного похода.

· Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.

· Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Отсюда - еще один критерий определения района похода.

· Широта возможностей для проложения маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).

· Иные, приводимые ниже, критерии выбора района спортивного похода понятны и не требуют пространных комментариев. Вот эти критерии:

· Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.

· Соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.

· Наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

· · Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).

· · Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута.

· · Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

· · Маршрут - основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.

· · При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

4.Реализация маршрута на местности. Основные требования безопасности на примере одного из видов активного туризма.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме стандартом классифицированы следующим образом:
-травмоопасность;
-воздействие окружающей среды;
-пожароопасность;
-биологические воздействия;
-психофизиологические нагрузки;
-опасность излучений;
-химические воздействия;
-повышенная запыленность и загазованность;
-прочие факторы;
-специфические факторы риска

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.

Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на марш руте.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь - потертости кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.). Снижение травмоопасности обеспечивается:

- защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

- использование средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

- соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

- соблюдением требований СНиП 2.08.02 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);

- соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;

- упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможные травмы и какие экстренные меры следует пред-принять в случае получения травмы.

Анализ и оптимизация реализованных маршрутов.

Оценить экономическую эффективность разработанно­го турпродукта можно с помощью показателей прибыль­ности и рентабельности продукции. Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение валовой прибыли к полным затратам фир­мы по данному турпродукту. Т.о. для определения рентабельности нужно валовую прибыль разделить на полные затраты.

Изменение маршрута – используется для оптимизации турпохода. Примером может стать упрощение части или всего маршрута, ввиду его высокой сложности для неподготовленных туристов.

Разложение маршрута – используется для уменьшения времени прохождения, для создания новых или комбинированных маршрутов.

6.Выполнение рекогносцировки в наиболее распространённых видах активного туризма (на примере одного из видов).

Рекогносцировка - осмотр и обследование местности с целью выбора положения опорных пунктов.

· Каждому виду туризма присущи некоторые специфические особенности, связанные c естественными условиями или способом передвижения. Соответственно различны и методы ориентирования.

· Пешие походы. При ориентировании в пеших походах особое внимание следует уделять линейным ориентирам - дорожной сети и системе просек. Дороги и тропы в процессе ориентирования помогают мало: на карте, как правило, показаны далеко не все дороги и не с такой степенью подробности, чтобы служить хорошим ориентиром. К тому же дороги - наиболее изменчивый элемент ландшафта; карты стареют быстрее всего в показе дорог.

Построение тактической схемы маршрута: задачи и основные отражаемые объекты.

Типология туризма: активный и культурно ориентированный туризм. Активный туризм — туризм с использованием активных видов путешествия — пешком, на лыжах, на велосипеде, на конях. Имеет преобладающее развитие на территориях, сохранивших свои уникальные ландшафты. К таким отнесём в первую очередь Россию, имеющую одновременно и низинные равнинные, болотные, степные ландшафты, также как горные и пустынные ландшафты.

9. Типология туризма: активный и культурно ориентированный туризм.

Туристский маршрут. Стадии формирования и функционирования.

Наиболее популярные маршруты: "Золотое кольцо" (Москва — Загорск — Переславль-Залесский — Ростов-Ярославский—Ярославль — Кострома — Плёс — Иваново — Суздаль — Владимир — Москва), "По Прибалтике" (Вильнюс — Калининград — Рига — Таллин), "По столицам республик Средней Азии" (Фрунзе — Ташкент — Самарканд — Душанбе — Ашхабад), "Карпатский" (Львов — Яремча — Рахов — Мукачево — Ужгород), "По Черноморскому побережью Кавказа" (Сухуми — Новый Афон — Мюссера — Сочи), а также по горным районам Крыма, Кавказа, по Волге (Москва — Астрахань — Москва), Енисею (Красноярск — Дудинка — Красноярск), конные — по Адыгейской АО и Башкирской АССР.

· Самодеятельные Т. м. намечаются и организуются, как правило, с помощью туристских клубов, станций, секций коллективов физкультуры.

· Туристский маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

· Маршрут может разрабатываться туристической компанией или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например, транспортными.

· По направлению маршруты разделяют на линейные, кольцевые, радиальные. На маршрутах туристы могут передвигаться — пешим или конным порядком, на велосипеде, автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа туристов, либо один участник; по форме организации — групповые и индивидуальные.

· Разработка туристического маршрута

· Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута Процесс проектирования должен соответствовать требованиям закона Украины «О туризме» и ГОСТу 28681. 1-95 «Проектирование туристических услуг»

· Процесс проектирования: поиск идеи - отбор идеи - разработка продукта и его проверка - разработка стратегии маркетинга - испытание продукта в рыночных условиях

Этапы разработки туристского маршрута:

-исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;

- маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

- определение типа маршрута;

-построение трассы маршрута;

- разработка схемы безопасности на маршруте;

- разработка карты и паспорта маршрута;

- пробная обкатка маршрута;

- утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.

Методика организации маршрута

· Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.

· Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим.

· Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.

· Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее.

· Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг.

· Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов.

· Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение.

· Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.

2. Проектирование маршрута в активном туризме.

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

· установление нормируемых характеристик услуги;

· установление технологии процесса обслуживания туристов;

· разработка технологической документации;

· определение методов контроля качества;

· анализ проекта;

· представление проекта на утверждение.

Проектирование тура

Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.

В ст. 4.1 данного ГОСТа указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (от 9 января 1996 г.) безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.

 

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.

Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать:

• описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

• характеристики процессов обслуживания туристов;

• требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

• необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;

• договорное обеспечение обслуживания;

• гарантии обслуживания туристов;

• согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

 

Конкретные требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).

Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два этапа:

1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;

2) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.

 

При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги.

Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов. При разработке программы обслуживания определяются:

• маршрут путешествия;

• перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;

• период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуги;

• состав экскурсий и достопримечательных объектов;

• перечень туристских походов, прогулок;

• комплекс досуговых мероприятий;

• продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

• количество туристов, участвующих в путешествии;

• виды транспорта для внутренних перевозок;

• потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

• необходимое количество транспортных средств;

• порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Планирование маршрута в активном туризме.

Разработка маршрута включает в себя следующие ос­новные этапы:

· исследование туристских ресурсов по предполагае­мой трассе маршрута;

· маркетинг рынка на туристские услуги по данной
трассе маршрута;

· определение типа маршрута;

· построение эскизной модели маршрута;

· привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

· разработка схемы безопасности на маршруте;

· разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;

· пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

· утверждение паспорта маршрута.

· При организации похода, очень важно понимать степень готовности участников к путешествию в выбираемом районе с точки зрения их спортивно-технического опыта и уровня их климатической адаптации.

· Постепенность в приобретении туристского опыта, роста сложности преодолеваемых маршрутов - залог успешности туристской деятельности. Этот принцип спортивного туризма позволяет нам сформулировать следующий критерий выбора района спортивного похода.

· Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.

· Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Отсюда - еще один критерий определения района похода.

· Широта возможностей для проложения маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).

· Иные, приводимые ниже, критерии выбора района спортивного похода понятны и не требуют пространных комментариев. Вот эти критерии:

· Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.

· Соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.

· Наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

· · Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).

· · Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута.

· · Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

· · Маршрут - основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.

· · При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

4.Реализация маршрута на местности. Основные требования безопасности на примере одного из видов активного туризма.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме стандартом классифицированы следующим образом:
-травмоопасность;
-воздействие окружающей среды;
-пожароопасность;
-биологические воздействия;
-психофизиологические нагрузки;
-опасность излучений;
-химические воздействия;
-повышенная запыленность и загазованность;
-прочие факторы;
-специфические факторы риска

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.

Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на марш руте.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь - потертости кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.). Снижение травмоопасности обеспечивается:

- защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

- использование средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

- соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

- соблюдением требований СНиП 2.08.02 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);

- соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;

- упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможные травмы и какие экстренные меры следует пред-принять в случае получения травмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.24.81 (0.063 с.)