Спортивно-туристская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивно-туристская деятельность



УТВЕРЖДАЮ

Директор Института туризма

________________Л.В. Сакун

________________

Регистрационный № УД ___

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки

1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»

 

 

Минск, 2016

СОСТАВИТЕЛИ:

О.А.Мечковская, заведующая кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»;

В.Е.Подлисских, заведующий кафедрой спортивного и рекреационного туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», кандидат биологических наук;

А.Н.Анисим, старший преподаватель кафедры технологий в туристической индустрии факультета туризма и гостеприимства Института туризма БГУФК

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

О.К.Рябцова, заведующий кафедрой оздоровительной физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», кандидат педагогических наук, доцент;

Р.Н.Медников, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№___);

 

 

методической комиссией факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№____).

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Советом Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

(протокол от _______№____).

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………  
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН…………………………  
1. Спортивно-туристская деятельность ……….……………………………  
2. Теория и практика спортивного туризма……………………....................  
III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………  
1. Порядок проведения аттестации (извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)………………………………………………………………………..  
2. Список вопросов к государственному экзамену (по учебным дисциплинам) …………………………………………………………………..  
3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»…………………………………………………………………...  
4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность» ………………………………………  
I. 5. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….  

 

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии:

- с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 02 74–2012 по специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»

- типовым учебным планом переподготовки по специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»;

- учебными программами по учебным дисциплинам «Спортивно-туристская деятельность», «Теория и практика спортивного туризма».

Программа государственного экзамена носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирована на выявление у выпускника общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

Выпускник должен:

знать:

- теоретические и нормативно-правовые основы организации спортивно-туристской деятельности;

- методы стратегического планирования спортивно-туристской деятельности;

- технологические основы обеспечения безопасности участников организуемых мероприятий;

- стандарты качества и методику выбора личного и группового туристского снаряжения;

- основы туристской техники и тактики;

- основы топографии.

 

уметь:

- планировать и организовывать различные виды спортивно-туристской деятельности на предприятиях индустрии туризма и природных рекреационных территориях;

- применять инновационные технологии при организации спортивно-туристской деятельности;

- применять системный подход при анализе маршрутов спортивных туристских походов и дистанций соревнований;

- оценивать природные свойства рекреационных территорий для эффективной и рациональной организации различных зимних и летних видов спортивно-туристской деятельности;

- читать топографическую карту по условным знакам и ориентироваться на местности.

 

владеть:

- целостным представлением о функциях основных систем организма человека, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в том числе при изменении привычных условий жизнедеятельности во время туристического путешествия;

- необходимыми навыками техники спортивного туризма;

- технологией создания и проведения спортивных анимационных и оздоровительных программ (фитнес-, SPA-, wellness-технологии);

Содержание программы государственного экзамена включает перечень тем, вопросов, список основной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций выпускников. Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководящих работников и специалистов, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 02 74–2012 специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность».

В критериях оценки знаний и компетенций выпускников нашли отражение характеристики, которые позволяют по десятибалльной системе оценить результаты образовательной деятельности, а именно:

- уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

- уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

- уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника.

Список основной и дополнительной литературы является актуальным и включает учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

В экзаменационном билете содержатся два вопроса по дисциплинам специальности. Формулировка вопроса в экзаменационном билете является краткой (в виде постановки вопроса).

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список вопросов к государственному экзамену

(по учебным дисциплинам)

Список рекомендуемой литературы

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института туризма

________________Л.В. Сакун

________________

Регистрационный № УД ___

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки

1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»

 

 

Минск, 2016

СОСТАВИТЕЛИ:

О.А.Мечковская, заведующая кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»;

В.Е.Подлисских, заведующий кафедрой спортивного и рекреационного туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», кандидат биологических наук;

А.Н.Анисим, старший преподаватель кафедры технологий в туристической индустрии факультета туризма и гостеприимства Института туризма БГУФК

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

О.К.Рябцова, заведующий кафедрой оздоровительной физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», кандидат педагогических наук, доцент;

Р.Н.Медников, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№___);

 

 

методической комиссией факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол от _______№____).

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Советом Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

(протокол от _______№____).

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………  
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН…………………………  
1. Спортивно-туристская деятельность ……….……………………………  
2. Теория и практика спортивного туризма……………………....................  
III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………  
1. Порядок проведения аттестации (извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)………………………………………………………………………..  
2. Список вопросов к государственному экзамену (по учебным дисциплинам) …………………………………………………………………..  
3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»…………………………………………………………………...  
4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность» ………………………………………  
I. 5. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….  

 

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии:

- с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 02 74–2012 по специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»

- типовым учебным планом переподготовки по специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность»;

- учебными программами по учебным дисциплинам «Спортивно-туристская деятельность», «Теория и практика спортивного туризма».

Программа государственного экзамена носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирована на выявление у выпускника общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

Выпускник должен:

знать:

- теоретические и нормативно-правовые основы организации спортивно-туристской деятельности;

- методы стратегического планирования спортивно-туристской деятельности;

- технологические основы обеспечения безопасности участников организуемых мероприятий;

- стандарты качества и методику выбора личного и группового туристского снаряжения;

- основы туристской техники и тактики;

- основы топографии.

 

уметь:

- планировать и организовывать различные виды спортивно-туристской деятельности на предприятиях индустрии туризма и природных рекреационных территориях;

- применять инновационные технологии при организации спортивно-туристской деятельности;

- применять системный подход при анализе маршрутов спортивных туристских походов и дистанций соревнований;

- оценивать природные свойства рекреационных территорий для эффективной и рациональной организации различных зимних и летних видов спортивно-туристской деятельности;

- читать топографическую карту по условным знакам и ориентироваться на местности.

 

владеть:

- целостным представлением о функциях основных систем организма человека, обеспечивающих его жизнедеятельность в различных условиях, в том числе при изменении привычных условий жизнедеятельности во время туристического путешествия;

- необходимыми навыками техники спортивного туризма;

- технологией создания и проведения спортивных анимационных и оздоровительных программ (фитнес-, SPA-, wellness-технологии);

Содержание программы государственного экзамена включает перечень тем, вопросов, список основной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций выпускников. Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководящих работников и специалистов, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 02 74–2012 специальности 1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность».

В критериях оценки знаний и компетенций выпускников нашли отражение характеристики, которые позволяют по десятибалльной системе оценить результаты образовательной деятельности, а именно:

- уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

- уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

- уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника.

Список основной и дополнительной литературы является актуальным и включает учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

В экзаменационном билете содержатся два вопроса по дисциплинам специальности. Формулировка вопроса в экзаменационном билете является краткой (в виде постановки вопроса).

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПОРТИВНО-ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Раздел 1. Понятие «Спортивный туризм».

Система спортивного туризма в Республике Беларусь

 

Тема 1.1. Туризм как вид спортивной деятельности

Классификация туристской деятельности. Цели туристской деятельности как родовые основания для ее классификации. Цели спортивной туристской деятельности. Классификация спортивно-туристской деятельности, на основании форм ее организации и характера финансирования; региона проведения и социально-демографического состава участников туристских мероприятий.

Место спортивного туризма в системе туристской деятельности. Виды спорта, составляющие систему спортивного туризма Республики Беларусь. Формы проведения спортивных туристских мероприятий – походы, очные и заочные соревнования. Содержание видов спорта «Туризм спортивный» и «Туристско-прикладные многоборья».

Виды и содержание рекреационно-спортивных туристских соревнований, не являющихся видами спорта – приключенческих гонок, соревнований по технике поисково-спасательных работ и пр. Учебно-контрольные туристские соревнования учащихся как элемент системы спортивного туризма. Отличительные особенности спортивных и активных рекреационных туристских мероприятий (уровень риска, характер тренировочного процесса, мотивация участников и пр.).

Тема 1.2. История развития спортивного туризма в Республике Беларусь

Развитие спортивного туризма в Белорусской Советской Социалистической Республике (БССР) в период с 1960-го по 1990 годы. Система управления спортивным и оздоровительным туризмом в БССР. Система подготовки общественных туристских кадров в БССР. Становление правовой нормативной базы спортивного туризма в БССР. Разработка требований Единой Всесоюзной Спортивной Классификации (исторический аспект).

Система туристских соревнований в СССР и БССР. Достижения белорусских туристов во всесоюзных и республиканских соревнованиях по спортивному туризму. Развитие системы соревнований по технике туризма как основы для создания вида спорта «Туристско-прикладные многоборья». Становление нормативной базы и создание вида спорта «Туристско-прикладные многоборья» в Беларуси.

Современное состояние развития спортивного туризма в Республике Беларусь. Проблемы и перспективы развития спортивного туризма Беларуси.

Тема 1.3. Система управления спортивно-туристской деятельностью. Правовые нормативные основы спортивного туризма

Система управления спортивным туризмом в Республике Беларусь (государственные органы управления, государственные и общественные управленческие организации). Министерство спорта и туризма Республики Беларусь как республиканский орган государственного управления, уполномоченный осуществлять государственную политику в области туризма, координировать деятельность иных туристских организаций. Общественные туристские организации: Республиканский туристско-спортивный союз, маршрутно-квалификационная комиссия. Их функции.

Правовые нормативные акты, регулирующие спортивную туристскую деятельность. Основные положения «Правил проведения туристских походов» как нормативного документа, регулирующего подготовку и проведение спортивных походов. Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Единая спортивная классификация Республики Беларусь как нормативный документ, регулирующий присвоение спортивных разрядов и званий в видах спорта «туризм спортивный» и «туристско-прикладные многоборья».

Раздел 2. Туристский поход как система

 

Тема 2.1. Основы системной методологии

Общее представление о системной методологии. Принцип системности и его особенности. Важнейшие свойства системы: структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность, множественность описаний. Категория «системы» и ее определения. Дескриптивный и конструктивный подходы к определению системы. Системность живой и неживой природы, общества. Открытые и закрытые системы. Категории системного подхода. Категория целостности и ее характеристики: сущность, состав, структура, интегративные свойства.

Системный подход и его структура. Системно-элементный подход. Системно-структурный подход. Системно-функциональный подход. Системно-коммуникативный подход. Системно-интегративный подход. Системно-исторический подход. Преимущества системного подхода. Особенности и специфика системного подхода к управлению туристской деятельностью.

Тема 2.2. Понятие «Туристский поход». Классификация туристских походов

Определение понятия «туристский поход» как разновидности туристских путешествий с активными способами передвижения по маршруту. Классификация походов на основании их главных целей и содержания. Спортивные и учебно-спортивные походы; рекреационные (в том числе оздоровительные, рекреационно-познавательные, рекреационно-спортивные) и учебно-рекреационные походы.

Классификация походов по их продолжительности (туристская прогулка, поход выходного дня, многодневный поход). Виды спортивных походов, выделяемые «Правилами проведения туристских походов» на основании способов передвижения участников по маршруту и условий проведения похода.

Тема 2.3. Спортивный туристский поход как система (элементы системы, их взаимосвязь)

Характеристика объекта управления «туристский поход» как сложной открытой системы. Реальные и абстрактные элементы системы «поход» на изменение состояния которых направлены управленческие усилия менеджера. Туристская группа как важнейший элемент системы «поход». Внутренняя среда туристской группы и ее управляемые переменные: цели и задачи похода; технологии подготовки группы к походу, технологии безопасного преодоления маршрута и достижения поставленных целей; организационная структура туристской группы; туристы, обладающие определенным опытом и уровнем подготовленности. Ресурсы туристской группы: снаряжение группы, продукты питания, медицинское обеспечение, информационные ресурсы и пр. Внешняя среда объекта управления «туристский поход». Среда прямого и косвенного воздействия; характеристика сред воздействия.

Раздел 3. Характеристика спортивной туристской группы

 

Тема 3.1. Роли и функции руководителя туристской группы, его социально-профессиональный статус

Иерархия субъектов управления активными туристскими мероприятиями (организации и люди). Руководители спортивной туристской группы, инструкторы коммерческой туристской группы, эксперты маршрутно-квалификационной комиссии как субъекты управления: их правовой статус, система соподчинения.

Роли и функции руководителя спортивной туристской группы на всех этапах подготовки и проведения похода. Функции руководителя по обеспечению безопасности похода. Права и обязанности руководителя спортивной туристской группы.

Структура социально-профессионального статуса руководителя спортивного похода. Характер и уровень общетеоретической и специальной теоретической подготовки необходимый для безопасного и эффективного преодоления маршрута. Сочетание практических умений и навыков в технике и тактике туризма с практическими навыками управления как особенность социально-профессионального статуса руководителя туристской группы.

 

Тема 3.2. Комплектование состава участников спортивной туристской группы: принципы и нормативные основы

Характеристика сегмента туристов, заинтересованных в участии в спортивных походах. Типология «спортивных» туристов: их социально-демографические и психологические особенности; предпочтения в содержании отдыха.

Нормативные требования к составу (участникам и руководителям) спортивных походов «Правил проведения туристских походов». Психологические аспекты подбора группы. Понятия «схоженность» и «психологическая совместимость» участников похода.

Способы организации групповой деятельности при проведении спортивных туристских мероприятий. Формальное закрепление функций руководителя за участником спортивного похода маршрутно-квалификационной комиссией в соответствие с «Правилами проведения туристских походов». Добровольное подчинение туристов выбранному руководителю как основа отношений в спортивной туристской группе. Единство данных подходов. Практика назначения заместителей руководителя (дублирование руководства) в спортивных походах.

Раздел 4. Маршрут спортивного похода как система

 

Тема 4.1. Системный анализ маршрутов спортивных туристских походов

Цели разработки спортивного туристского маршрута и его функции. Целевые, ролевые и деятельностные функции маршрута.

Понятие «нитка маршрута» и ее компоненты. Целевые спортивные и рекреационные объекты (элементы) маршрута. Определение классифицированных препятствий и участков маршрута спортивного похода. Тактические схемы маршрута. Понятие кольцевых, линейных маршрутов, участков радиального движения группы. Выбор удобных пунктов старта-финиша; мест организации полевых лагерей для ночлега и отдыха туристской группы.

Основные факторы, учитываемые при разработке нитки маршрута спортивных походов. Организация системы «маршрут»: пространственная, временная, структурная, функциональная, целевая. Маршрут спортивного похода как иерархическая система.

Тема 4.2. Классифицированные препятствия и участки маршрутов спортивных туристских походов

Специфика естественных препятствий и классифицированных участков туристских маршрутов в зависимости от характера района путешествия и вида похода по способу передвижения. Локальные и протяженные препятствия.

Характерные локальные и протяженные естественные препятствия и участки на маршрутах пеших и лыжных походов по лесной равнинной (пересеченной) местности: переправы через водные препятствия, лесные массивы, заболоченные участки местности и пр. Классификация лесных массивов и заболоченных участков местности на основании их проходимости. Классификация способов переправы через водные препятствия.

Характерные локальные и протяженные естественные препятствия для пеших и лыжных походов по местности с горным рельефом. Горные склоны и перевальные участки. Классификация горных склонов по их природе (характеру поверхности) и крутизне. Элементы ледового рельефа. Морены. Переправы через горные реки и ручьи. Характерная структура классифицированных участков маршрута в пеших и лыжных походах по равнинным и горным территориям.

Характер естественных препятствий на маршруте водного похода (в том числе по горным рекам). Характеристика реки в целом, выбранной для сплава. Расход воды, уклон, динамика водного потока. Характеристика отдельных препятствий для сплава: пороги и их каскады, шиверы, прижимы, перекаты, завалы, каньоны, водопады, плотины и пр.

Основы определения категории трудности препятствий и участков маршрута. Объективные характеристики технической трудности препятствий. Обстоятельства, усложняющие процесс преодоления препятствий. Методика составления паспорта препятствия.

Тема 4.3. Методология классификации спортивных походов по категориям сложности

Экспертная оценка категории сложности маршрутов лыжных, водных, пешеходных и горных походов по нормативным качественным и количественным характеристикам. Определение уровня технической сложности маршрута по количеству и категории трудности классифицированных участков. Климатогеографические особенности района путешествия и степень автономности группы на маршруте как дополнительные факторы, определяющие категорию сложности спортивных походов.

Использование методической справочной литературы: «Перечня классифицированных спортивных маршрутов»; перечней классифицированных локальных препятствий (перевалов, горных вершин) для экспертной оценки категории сложности маршрута. Преимущества и недостатки использования специальных методических разработок для определения категории сложности походов в отдельных видах туризма: «Методики категорирования пешеходного маршрута»; «Методики категорирования лыжных маршрутов». Особенности классификации водных маршрутов.

Раздел 5. Системный анализ ресурсов туристской группы

Тема 5.1. Ресурсы туристской группы: структурно-функциональный анализ

Элементы системы «Ресурсы туристской группы»: снаряжение группы, продукты питания, препараты, материалы и инструменты медицинской аптечки, информационные и финансовые ресурсы. Роль системы «ресурсы» в достижении целей туристского путешествия. Характеристика взаимосвязи между элементами системы и подходы к планированию ресурсной базы похода, комплектации, применению ресурсов.

Тема 5.2. Характеристика подсистемы «Снаряжение» объекта управления «Туристский поход»

Классификация походного снаряжения на основании его назначения. Понятие группового и индивидуального снаряжения. Факторы, определяющие выбор снаряжения: вид похода по способу передвижения; сезон осуществления похода и климатогеографическая характеристика района похода; особенности местности в районе похода (лесная, безлесная, равнинная, горная); техническая сложность похода.

Основные требования, предъявляемые к предметам снаряжения и экипировки. Функциональность и надежность в эксплуатации как основные критерии выбора снаряжения. Универсальность и специализация снаряжения – разрешение противоречий. Стандартизация и сертификация туристского снаряжения (стандарты качества). Технологии стандартизации туристского снаряжения. Основные отечественные и зарубежные производители снаряжения для спортивного туризма.

Понятие «экипировка». Необходимые предметы экипировки туристов. Концепция «послойной одежды» туриста. Комплект специальной туристской одежды применяемой в походах для защиты человека от неблагоприятных факторов внешней среды: термобелье, утепляющий костюм, верхний защитный («штормовой») костюм. Концепция туристской одежды «soft shell». Ткани и материалы, использующиеся для пошива «ходовой» одежды.

Специфика экипировки туристов в зависимости от вида похода по способу передвижения, условий проведения похода. Специальные виды экипировки, обеспечивающие безопасность туристов (каска, гидрокостюм, защитные очки и пр.).

Средства транспортировки грузов. Рюкзаки, как универсальное средство транспортировки грузов в активном туризме. Классификация рюкзаков, требования, предъявляемые к рюкзакам для спортивного туризма. Средства передвижения в различных видах туризма.

Страховочное снаряжение для безопасного преодоления горных склонов и переправ через водные препятствия. Специфика, область и условия применения, показатели качества предметов страховочного снаряжения.Особенности применения страховочного снаряжения в разных видах спортивного туризма.

Средства ориентирования на местности. Разновидности компасов: их характеристика. Область и условия применения GPS навигаторов в практике совершения спортивных туристских походов.

Личное бивачное снаряжение. Классификация и конструктивные особенности спальных мешков. Стандарты качества спальных мешков и понятие «температура комфорта». Виды туристских ковриков (изоматов), которые используются в спортивном туризме. Их конструктивные особенности.

Групповое бивачное снаряжение. Классификация палаток для спортивного туризма. Качества и конструктивные особенности палаток, применяемых в путешествиях по горным и равнинным, лесным и безлесным районам. Требования, предъявляемые к палаткам. Материалы и технологии, используемые для изготовления палаток. Маркировка (показатели качества) палаток для активного туризма. Водостойкость палаточных тканей и порядок ее измерения.

Туристские нагревательные приборы: классификация, конструктивные особенности, область применения. Сравнительный анализ качества газового и жидкотопливного нагревательного оборудования. Выбор нагревательных приборов в зависимости от условий похода.

Методика составления раскладки походного личного и группового снаряжения. Методика расчета стартовой массы группового снаряжения и порядок его распределения по участникам группы.

Тема 5.3. Медицинское обеспечение туристской группы

Медицинское обеспечение похода. Принципы и методика комплектования медицинской аптечки для спортивных походов. Характерный перечень медикаментов, инструментов, материалов походной аптечки в зависимости от вида похода по способу передвижения, условий осуществления похода.

Характерные перевязочные и кровоостанавливающие материалы аптечки. Антисептические, сердечнососудистые и противошоковые препараты. Болеутоляющие и жаропонижающие средства. Желудочно-кишечные препараты. Комплектование инструментов туристской медицинской аптечки.

Тема 5.4. Характеристика подсистемы «Питание» объекта управления «Туристский поход». Методика составления продуктовой раскладки похода

Понятия «рацион питания туриста», «продуктовая раскладка», «меню питания». Методика разработки продуктовой раскладки многодневного похода. Особенности рациона питания туриста в разных по способу и условиям передвижения походах. Оценка энергозатрат туристов в походах.

Методика выбора походных продуктов с учетом основных показателей: калорийности продуктов, их массы, сбалансированности состава питательных веществ, соотношения съедобной и не съедобной части. Использование в рационе питания адаптогенных и восстанавливающих препаратов. Использование в рационе питания сублимированных продуктов. Характеристика «карманного питания», его состав.

Составление меню походного питания и факторы, учитываемые при составлении меню. Разработка продуктовой раскладки похода. Порядок определения списка необходимых продуктов на группу на весь срок похода и расчета их массы. Преимущества и недостатки использования специальных компьютерных программ для составления продуктовой раскладки. Изготовление расчетных продуктовых карточек дневных рационов.

Раздел 6. Основы туристской техники и тактики

Тема 6.1. Техника и тактика спортивного туризма: понятие и классификация

Определение туристской техники как совокупности технических приемов и средств, применяемых для эффективного решения разнообразных туристских задач. Классификация техники туризма. Виды туристской техники (по назначению): техника передвижения по естественным препятствиям и техника страховки, техника ориентирования на местности, бивачных и поисково-спасательных работ. Техника индивидуальная и командная (групповая).

Понятие «тактика» в спортивном туризме. План похода как выражение выбранной тактики преодоления маршрута. Тактические задачи, решаемые туристами в период проведения похода. Выбор оптимальных технических приемов и средств безопасного преодоления естественных препятствий, эффективного ориентирования на маршруте похода, жизнеобеспечения туристской группы. Тактика индивидуальная и командная. Критерии правильности выбранной тактики преодоления маршрута.

Тема 6.2. Основы туристской техники передвижения

Туристская техника передвижения в пеших и лыжных походах по равнинной (холмистой) местности. Техника передвижения по лесным массивам разной проходимости. Выбор ритма и темпа ходьбы при движении по склонам (на подъемах и спусках), по тропам на большие расстояния. Техника передвижения по кочкарниковому болоту. Техника передвижения группы по труднопроходимому болоту: устройство передвижной гати, организация страховки.

Особенности техники передвижения в горно-пешеходном туризме. Технические приемы и средства передвижения по склонам различной природы и крутизны (применяемые при подъеме, спуске, траверсе склона). Применение ледоруба на снежных склонах; техника самозадержания при срыве. Техника передвижения по скалам: свободное лазание и использованиеискусственных точек опоры. Техника передвижения по ледовым склонам на кошках.

Техника (способы) переправ через водные препятствия. Особенности техники переправ в зависимости от характера реки – ее ширины и глубины, скорости течения, температуры воды. Выбор места времени и способа переправы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Переправа вброд. Признаки брода и организация переправы вброд. Переправы над водой (по камням, по бревну, навесная переправа). Выбор места и организация переправ над водой. Особенности организации переправ через горные реки и ручьи.

Тема 6.3. Основы туристской техники страховки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.113 с.)