Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия

Поиск

Решение о цели путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Это могут быть определенный участок, местность, регион или национальная территория. На коммерческом уровне места туристского назначения охватывают зоны, посещаемые сезонно или круглогодично определенным количеством людей, для которых поездка не ограничивается отдыхом. Место туристского назначения является целью поездки туриста.

Места туристского назначения в зависимости от принимающей способности делятся на две категории:
1) крупный город, принимающий большое количество туристов, не испытывающий при этом вредного воздействия и не теряющий своего туристского облика;
2) территория, имеющая ограниченную возможность приема туристов, даже при условии расширения средств размещения (например, горный курорт, возможности приема которого определяются такими показателями, как размер пляжа, протяженность склонов и т. д.).
Повышение уровня насыщения территории может вызвать негативные последствия для окружающей среды и отдыхающих, в результате чего место туристского назначения будет иметь, меньшую привлекательность.
Достижение определенного уровня насыщения территории приводит к снижению интенсивности процесса передвижения туристов: потенциальные потребители турпродукта предпочтут отправиться в другие места, создавая благоприятные условия для появления новых мест туристского назначения. Таким образом, возникает возможность роста спроса на поездки, что служит источником создания новых мест туристского назначения.
Рост и интенсивность процесса передвижения туристов представляют стимулы для появления и развития новых мест туристского назначения. И это характерно не только для регионов, традиционно дающих большие туристские потоки. В мире растет число регионов, из которых выезжает большое количество туристов, создавая таким образом туристские потоки, вызывающие перераспределение в пространстве новых мест туристского назначения.

Поездка как добровольное действие включает две контрольные точки:
1) пункт отправления;
2) пункт прибытия.
Каждая из контрольных точек играет свою роль, и ее значение зависит от вида поездки. Мотивы поездки определяются тем, что принимается за исходную точку - пункт отправления или*пункт прибытия.

Пункт отправления как исходная точка создает классическую туристскую мотивацию - потребность в активном отдыхе, восстановлении сил, психологическом расслаблении.

Пункт прибытия как исходная точка устраняет элемент выбора, и место туристского назначения приобретает обязательный характер. В этом случае мотив имеет одну направленность и с самого начала включает место туристского назначения.
Первоначальное отличие туристских мотивов, основанное на целях путешествия, предполагает многочисленные возможности появления новых мест туристского назначения.
Диверсификация образа жизни расширяет спектр туристских мотивов. Взаимосвязь туристских мотиваций и появления нового места туристского назначения проявляется следующим образом:
• различные концепции проведения отпуска с акцентами на культуру, активный отдых, связь с природой определяют появление нового места туристского назначения;
• экономическая (политическая, научная и профессиональная) деятельность привлекает большое количество специалистов и частных лиц, проявляющих к ней интерес, в конкретное место туристского назначения. Это передвижение можно классифицировать как вынужденно сходящееся в конкретном месте туристского назначения, т. е. там, где будет проводиться конференция (конгресс, деловая встреча);
• спортивное событие или культурное мероприятие собирает участников (зрителей) в обязательном месте туристского назна-чения, но по мотивам, которые дают большой выбор.
Выбор места туристского назначения определяется оценкой возможностей развлечения, удовлетворения потребностей, желаний и ожиданий туриста. Место туристского назначения может привлекать своими естественными или искусственными факторами, культурными мероприятиями, спортивными соревнованиями, возможностями для занятий спортом и т. д. Недостаток количества и качества услуг оказывает отрицательное влияние на поток туристов к месту туристского назначения.

Индивидуальный облик места туристского назначения является основным фактором привлечения туристов.
Некоторые места туристского назначения появляются стихийно, т. е. ни частные лица, ни туристские организации не предпринимают действий для привлечения туристов и организации их приема. Организаторы поездок и рекламы появляются после того, как место туристского назначения уже получит л о развитие. Стихийное появление места туристского назначения может быть вызвано интересом к живописному району или месту, богатому минеральными и термальными источниками, обладающему лечебными свойствами. Некоторые не известные туристам места связаны с исключительными событиями, что привлекает к ним внимание общественности. Существует большое количество мест, которые были местами туристского назначения в силу ценности заключенного в них культурного наследия даже до возникновения туризма в современном его понимании.
К основным элементам места туристского назначения следует отнести:
географическое расположение. Составляет единое целое
с другими элементами и является для потребителя турпродукта образом места туристского назначения. Иногда само географическое расположение может явиться мотивом к поездке;
климат, флору и фауну. Зависят от естественных качеств места туристского назначения и придают ему специфическую привлекательность;
отдаленность от зоны, поставляющей туристов. Основную роль в преодолении расстояния должна играть транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, морской и речной транспорт, аэропорты и др.).
Характер места туристского назначения во многом зависит от уровня жизни местного населения (доход и его распределение среди различных слоев общества, доступ к образованию и здравоохранению, уровень культуры и пр.), которое должно обеспечивать услуги по приему туристов. Эти услуги предоставляются местным населением благодаря уже существующим занятиям и вновь созданным, требующимся для обслуживания посетителей (персонал для служб размещения, сферы обслуживания, гиды и т. д.).
Появление нового места туристского назначения неразрывно связано с международными и национальными проблемами, в частности с резко выраженным неравенством между развитыми и развивающимися регионами. При решении этих проблем следует учитывать, что процессы передвижения населения и возможности создания нового места туристского назначения способны оказывать влияние на возрождение к жизни региона, в котором оно расположено.

Положительное влияние места туристского назначения на развитие региона возможно при следующих условиях:
в регионе не будет другой, более выгодной для него сферы деятельности;
• развитие места туристского назначения не будет создавать помехи стабильному функционированию существующих видов деятельности и наносить ущерб окружающей естественной или социально-культурной среде;
• другие сферы деятельности не будут мешать созданию нового места туристского назначения.
Развитие места туристского назначения должно проходить в рамках экономической и социальной жизни региона. Поэтому существующие в нем культурные, исторические и природные элементы должны использоваться разумно.
Не следует создавать новое место туристского назначения, ориентированное исключительно на проведение отпуска и досуга. В этом случае туристское движение будет носить сезонный характер. Поездки вынужденного характера (оздоровительные, деловые) имеют высокую вероятность круглогодичного действия и будут зависеть от создания постоянных рабочих мест в новом месте туристского назначения. Эта цель может быть достигнута при условии, что место туристского назначения и его возможности по приему туристов будут соответствовать ряду туристских мотивов.
Известные места туристского назначения испытывают воздействие процесса передвижения туристов, особенно в «высокий» сезон. Чем более популярна местность, тем больше это воздействие. Многие туристы придают большое значение престижности места туристского назначения.
Основная трудность при перераспределении туристских потоков заключается в том, что новое место туристского назначения должно оказывать влияние на развитие региона. Общая стратегия действий в перераспределении туристских потоков включает два варианта решения этой проблемы:

1) активное использование рекламы в регионе, поставляющем туристов, с целью создания спроса на новое место туристского назначения. Этот вариант наиболее оптимален для слаборазвитых регионов;

2) создание нового места туристского назначения вдоль основного туристского маршрута. Характер нового места туристского назначения может быть или аналогичным характеру традиционного места туристского назначения (например, новая лыжная трасса рядом с уже достигшим насыщения зимним курортом), или противоположным, если оно организовано в глубине территории с целью привлечения части клиентуры (например, отдыхающей на морском побережье).
Формы стратегии развития нового места туристского назначения основываются на двух главных принципах:
1) модель, которая успешно реализовывалась в прошлом, не является гарантией успеха нового места туристского назначения;
2) новое место туристского назначения следует развивать таким образом, чтобы оно могло гибко реагировать на изменения, происходящие в туристских мотивациях к путешествию.
В основу этих принципов положен один фактор - постоянные перемены в спросе на туристский продукт. Таким образом, новое место туристского назначения должно соответствовать спросу и мотивам к путешествию, которые традиционные местатуристского назначения не могут удовлетворить в достаточной степени.
При планировании нового места туристского назначения следует обладать достаточной информацией о клиентуре, чтобы ответить на вопрос, для кого создается туристский продукт. Изменения в демографической, социальной и профессиональной структурах потенциальных туристов, а также туристских мотивов должны рассматриваться в динамике, чтобы иметь последние данные о возможностях изменения профиля поездок и мотивов путешествия.
При создании и развитии нового места туристского назначения важно изучать туристские потоки, их динамику и распределение, а также пункты отправления и прибытия. Социологические исследования способны определить основные мотивы поездки, а также соответствие нового места туристского назначения традиционным туристским мотивам, создающим крупные туристские потоки или вызывающим изменения в их структуре. Разнообразие туристских мотивов предполагает различные варианты появления новых мест туристского назначения и перераспределение туристских потоков.

Выводы

Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, определяющую выбор места туристского назначения, вид туризма, характер деятельности и т. д.
Мотивация как один из важнейших факторов выбора туристского продукта, его составных элементов (время, продолжительность, направление и др.) является важнейшей характеристикой, влияющей на поведенческие инициативы туриста при планировании отдыха, выборе, приобретении и свершении тура. Мотивы в определенной степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя и потребителя туристского продукта.
Понимание мотивов потенциальных туристов имеет большое значение при проектировании, составлении и организации процесса реализации туристского продукта. Поэтому важно установить мотивации потенциальных туристов, чтобы предоставить на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени будет соответствовать ожиданиям потребителя.
На мотивацию к путешествию и выбор туристского продукта в значительной степени влияют различные факторы (как доминирующие, так и побочные), воздействующие на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии. Туристские мотивы как существенный компонент спроса являются объектом ряда влияний, которые могут быть не связаны непосредственно с туризмом, но воздействовать как на объем, так и на форму спроса и выбор туристского продукта. Поэтому туристские мотивации следует рассматривать в совокупности различных влияний и факторов.
Несмотря на то что массовый туризм можно назвать явлением, характерным для второй половины XX в., существуют причины, по которым люди не путешествуют. Такие причины можно назвать барьерами к путешествию. Необходимо знать и выявлять барьеры, которые существуют или могут возникнуть в перспективе. Выявление и четкое формулирование причин, заставляющих отказываться от поездки, - первые шаги на пути разработки специальных мер по ослаблению действия и даже полного преодоления барьеров к путешествию.
Одним из сильнейших побудительных мотивов к путешествию является культурное самовыражение народа. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают человека проводить отпуск, свободное время в путешествии. Развитие культурных элементов региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Развитие туризма в определенной степени зависит от уникальности культурного национального наследия. Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа туристского направления на рынке услуг.
Туризм как социально-экономическое явление оказывает определенное влияние не только на регион, в котором развивается, но и на материальную и духовную сферы деятельности человека и общества. Воздействие туризма имеет сложный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Трудно оценить и точно выявить все возможные социальные воздействия туризма, поскольку в большинстве случаев они являются косвенными. Однако большинства негативных последствий воздействия туризма можно избежать путем комплексного планирования и внедрения современных методов управления этим процессом (жесткий контроль над использованием территорий, ресурсов, оценка элементов туристского предложения и др.).
Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Разнообразие туристских мотивов содержит в себе различные виды туристских поездок и предполагает многочисленные возможности появления новых мест туристского назначения. Диверсификация образа жизни создает богатый спектр мотивов к путешествию, что, в свою очередь, определяет появление новых мест туристского назначения.
Таким образом, понимание и использование туристских мотивов, знание различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского направления. Практическая значимость выявления, изучения и использования мотивационных аспектов в сфере туризма очевидна. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению потенциального туриста и придания ему статуса постоянного, и в конечном итоге воздействовать на характер и объем туристского спроса и сбыта


Часть третья
ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

 

Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день.
Сейчас в туризме существуют две тенденции: подвержен-^ ность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века.
Практики российской туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего и въездного ту* ризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны. А в конце 1998 г. был создан пул туроператоров по внутреннему туризму, в который вошли 6 российских фирм. Они договорились объединить свои агентские сети для продажи российского турпро-дукта по единым ценам.
Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.
В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данной части, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики.
В части третьей анализируются экономические аспекты развития туризма и особенности функционирования хозяйственного механизма в сфере туризма. Рассмотрены важные аспекты экономики туризма как части социально-экономического комплекса: туристский экспорт и импорт, спрос и предложение; на основе изучения действующих экономических законов в туристской деятельности обобщен туристский опыт России и зарубежных стран.
Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы. К сожалению, в рамках данного учебника не представляется возможным охватить и детально проанализировать оба этих уровня. Поэтому рассматриваются экономические аспекты развития туризма на уровне отрасли и лишь отчасти затрагиваются аспекты экономики туристской фирмы.


Глава 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Сущность и экономическое содержание туризма

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.

Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.
Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:
• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.
Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт -это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. ¦г Рис. 3.1 наглядно иллюстрирует данный подход. Когда туристы из России совершают путешествие в Японию, это становится туримпортом в экономику России. Деньги японских туристов, потраченные в России, являются туримпортом для японской экономики.
При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно (см. рис. 3.1). Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.

В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.013 с.)