Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Потребители туристского продукта
Похожие статьи вашей тематики
В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом.
Турист - потребитель тура, туристского продукта или ту-. ристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника. Адекватно указанным выше определениям выделим участии-ков туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.
Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью1. Международными туристами считаются лица, путешествующие: • с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.; • с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.); • с деловыми целями; • в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч. ' Organization for Economic Cooperation and Development. Tourism Policy and International Tourism in OECD Member Countries. - Paris: OECD, 1980. -P. 5-7. К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма: ш иностранные рабочие; мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих; лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев; военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исклю: чением следования в целях туризма; работники дипломатических служб, а также иждивенцы,! члены семей, прислуга работников дипломатических служб; кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;
регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;
транзитные путешественники; участники групповых поездок на туристских поездах, но-чующие в вагонах поезда;
участники групповых поездок на спальных автобусах, ней чующие в салонах этих автобусов;
члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов,» ночующие на судне или в вагоне поезда; члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;
путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч. Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.)1. Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 мес, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В публикациях Национального комитета США по анализу туристских ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль
1 Provisional Guidelines on Statistics of International Tourism // Statistical Papers. Series M. № 62. United Nations Department of Economic and Social Affairs. - n. 4 ИП 1978. - P. 28. (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и дру-; гими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий одну ночевку или возвращающийся в тот же день'. К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:
• постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство; • лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие; • лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в учреждениях в пределах страны; • лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы; • военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей; • кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы; • транзитные пассажиры; • участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда; • участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов; • члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда; • члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения.
Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.
Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по международному туризму, проходившая
1 National Tourism Resources Review Commission. Destination USA. Vol. 2. Domestic Tourism. - Washington, D.C.: Government Printing Office, 1973.-P. 5. в Риме, рекомендовала для изучения Статистической комиссией': ООН полное определение термина «посетитель»: это лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало: 1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стра не как минимум 24 часа и имеющих целью путешествия сле дующие направления: • отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.; • деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах. 2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее 24 часов. Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г., рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в 1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров, которые не останавливаются на ночь в гостиницах.
§ 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству
В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения основных понятий1: туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздорови-
1 Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 72-74. тельных, познавательных, профессионально-деловых, спортив-ных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.);
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
услуги гида-переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;
туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
Глава 4. ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду -в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира. Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.
Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма. К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п. В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов. В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Такая база должна быть аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами и б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения). Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие. Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как: • увеличивает местный доход; • создает новые рабочие места; • развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг; • развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; • активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры; • обеспечивает рост уровня жизни местного населения; • увеличивает валютные поступления. Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны эко-номику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, представленный в табл. 1.1, свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам. Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 1998 г. представлены на рис. 1.2. По данным ВТО, за 1998 г. ведущими странами, получившими наибольшее количество доходов от туризма, стали: Россия пока еще занимает скромные позиции в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и выездному туризму
Глава 5. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
§ 1. Международные организации
Поскольку международный туризм является отражением социально-экономических отношений в жизни отдельных стран и одновременно составной частью международных отношений, возникают необходимые предпосылки организации и управления всем комплексом туристско-экскурсионной деятельности как в рамках государств, так и на международном уровне. Эти предпосылки реализуются, в частности, в создании туристских организаций. Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам: национально-территориальному: международные, региональные и национальные организации. Их деятельность имеет всемирный, региональный и национальный характер; • общественно-государственному: правительственные, общественные, частные; • по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации; • по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы. Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций.
Всемирная туристская организация ВТО (World Tourism Organization - WTO). Всемирная туристская организация на сегодняшний день -самая известная и признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и пр.). Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом, Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). ВТО преследует следующие цели: • ускорять и расширять содействие туризма (международного и внутреннего) миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в мире; • помогать людям иметь доступ к образованию и культуре во время путешествий; • улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами; • расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым вносить вклад в их экономику; • выступать в роли международного агентства по координации и сотрудничеству между странами; • предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета национальных организаций в области туризма; • определять темы пленумов и заседаний, а также координиг, ровать туристские интересы стран - участниц, включая как на-циональные туристские организации, так и профессиональные секторы и организации, представляющие интересы путешествующих;
• устанавливать постоянную взаимосвязь между различными, объединениями туроператоров; • реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным, путем. В основном деятельность ВТО концентрируется на инфор-мативном продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а также создании новой материалу. но-технической базы. Организация пытается упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения,, определенных принципов в области международного туризма. ВТО является основным представителем туризма в ООН и дей-ствует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные документы (акты), и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Другие аспекты деятельности ВТО включают в себя помощь развитию стран, организации и стимулировании сотрудничества между ними в вопросах, воздействующих на туризм. Все это реализуется благодаря принятию определенных стандартов оборудования, понятий, языков, условных обозначений (например, обозначение первой помощи), чтобы облегчить общение (взаимопонимание) и пребывание иностранных туристов в чужой стране. ВТО также выступает в качестве организации по обмену информацией и поощряет применение новых разработок и знаний в области развития туризма и реализации маркетинга. Одна из важнейших задач ВТО - исследования, которые включают в себя изучение статистики по международному туризмуs язобрете-ние новых методов измерения, прогнозирование, разработку и маркетинг - все это может быть использовано национальными. пуристскими организациями в их деятельности. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов статистики. ВТО представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, который учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристской индустрии. ВТО предпринимает попытки содействовать мировому туризму через исключение или ограничение правительственного вмешательства в международный туризм, так же как и в процесс стандартизации требований к паспортам, визам, регистрациямв полиции, въездным формальностям и т. д. ВТО обеспечивает техническую поддержку развития стран, в особенности стран членов ООН. Знаменитым событием в деятельности ВТО стало провед|е-ние Всемирной конференции но туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября но 10 октября 1980 г. Ре-шение о созыве ВКТ приняла II сессия Генеральной ассамблей ВТО (май 1977 г.). На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма (социально-экономические условия, цели и задачи, сдерживающие факторы) и такие актуальные проблемы, как человек - организатор своего отдыха; регулирование спроса и предложения; научно-техническое сотрудничество в области туризма; подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Маниль-ской декларации по мировому туризму. В Конференции участвовали представители более 100 государств.... Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA).
IATA - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция -упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах. Высший орган IATA - ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA - реализация политики международной организации гражданской авиации (ICAO).
IATA - это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комби- нации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только биле- тов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координиру-ют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее со- действии стало возможным соединение воздушных трасс мно-гих частных авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих. Установление тарифов - одна из важнейших составляю-щих работы IATA. Необходимость согласования тарифов сре-ди всех авиакомпаний - членов IATA - это одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран - вла-дельцев авиакомпаний. Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые ее устраивают. Конференции IATA проводятся после того, как правительств ва стран - членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень важными для правительств стран - членов IATA. И плюс ко всему все правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран - участниц. Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающие международные полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» является членом IATA с 1989 г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии». Для того чтобы стать членом IATA и участником конференции, авиакомпании необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность перевозок данной авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит для членства в Международной организации гражданской авиации (ICAO). IATA является членом IСАО.
Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации предоставляются Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services Corporation - PNS). В ходе своей деятельности IATA условно делит всю территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними: 1. Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского реп гиона к востоку от международной линии раздела дат;
2. Европа, Африка и Ближний Восток;
3. Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западе от международной линии раздела дат. Туристские агентства участвуют в деятельности IATA череду ее специальное отделение - Международную организацию агенд тов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network -1ATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими участниками отрасли. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между туристскими агентствами и авиакомпаниями - членами IATA.
Международная организация гражданской авиации (Inter- national Civil Aviation Organization - ICAO).
Учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам. Организация ставит перед собой следующие цели: • обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной гражданской авиации во всем мире; • поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;
• поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации; • как можно лучше выполнять основные требования людей к авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность; • поощрять экономические меры по предотвращению необос* нованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран; I
• убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полное стью соблюдаются и что каждая страна имеет реальную воз* можность владеть и управлять международной авиакомпанией;? • избегать дискриминаций между странами - членами ICAO; • пропагандировать безопасность полетов; ' • способствовать развитию международной гражданской авиации. Членами ICAO являются 183 государства (в том числе Poc-t сия). ICAO работает в тесном контакте со следующими органич зациями: Международный информационный союз; Всемирная метеорологическая организация; Международный союз электрических сообщений (комму4 никаций); Всемирный почтовый союз; Всемирная организация здравоохранения; Международная морская организация.
§ 2. Региональные организации
Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD). OECP была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г., утвержденному в Париже. В соответствии с постановлением эта организация создана для реализации целей, направленных: • на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и роста, а также занятости населения, поднятия уровня жизни стран - членов ОЕСР путем контроля над финансовой стабильностью и как следствие всей этой деятельности -вклад в развитие мировой экономики; • благоприятное влияние на целостность экономического развития как в странах - членах ОЕСР, так и в странах, не состоящих в этой организации, а также на сам процесс экономического развития; развитие мировой торговли на многосторонней, недискри-минационной основе в соответствии с международными обяза-тельствами. Членами ОЕСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании, США. Туристский комитет при ОЕСР содействует развитию туризма в странах - членах организации и в Югославии (как присоединившегося члена) путем изучения проблем туризма. Туристский комитет активно способствует соблюдению стандартных определений и методов дня составления статистики и ежегодных отчетов «Туристская политика и международный туризм в странах - членах ОЕСР».
Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - PAT A). Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и содействия Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет 34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для достижения единой цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в этом огромном регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РАТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных международных организаций. Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем, принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах. Членов в Ассоциации около 2 тыс. Со дня основания Ассоциация стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов деятельности, связанных с туризмом. Деятельность РАТА и ее долгосрочные планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации. Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское отделение публикует множество отчетов, материалов исследований и периодических изданий. Основное издание - «Тихоокеанские туристские новости» -ежемесячный журнал с тремя региональными изданиями, выходящий тиражом 58 тыс. экземпляров. Среди печатного материала 80 % составляют аналитические цифровые данные и фотографии. Маркетинговые усилия РАТА направлены на индивидуальных туристов, путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений. Исследовательская работа РАТА находит отражение на еже годных конференциях по исследованиям туризма, а также в публикациях ежегодных статистических отчетов по Тихоокеанскому региону.
Секретариат РАТА расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные офисы для обслуживания Азиатского региона -в Сингапуре; Тихоокеанского региона - в Сиднее; Американ-ско-Европейской части - в Сан-Франциско.
§ 3. Национальные организации
Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии. Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления. На региональном уровне к субъектам управления туриз-мом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Москве - Комитет по туризму правительства г. Москвы; в Санкт-Петербурге - Комитет по туризму и развитию курортов администрации г. Санкт-Петербурга; в Московской области - Комитет по физической культуре, спорту и туризму при администрации Московской области).
Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др. Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом представлена на рис. 1.3. Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать: разработку основ государственной политики в сфере туризма;
т участие в разработке законодательства РФ по туризму; координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма; анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию. Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения. В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят: • объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма; • создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке; строительство и реконструкция гостиниц, других турист ских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в дейст в
|