Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Влияние индустрии туризма на экономику страны



Глава 5. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

§ 1. Международные организации
§ 2. Региональные организации
§ 3. Национальные организации
§ 4. Современное состояние международной туристской деятельности

Глава 6. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ

§ 1. Индустрия транспорта
§ 2. Туроператорская и турагентская деятельность
§ 3. Индустрия гостиничного дела, питания
и развлечений
Выводы

Часть вторая. МОТИВАЦИЯ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ
Глава 7. МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В ТУРИЗМЕ

§ 1. Классификация аспектов
§ 2. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
§ 3. Основные факторы туристской мотивации
§ 4. Барьеры к путешествию

Глава 8. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ

§ 1. Культурный, или познавательный, туризм
§ 2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
§ 3. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме

Глава 9. СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА

§ 1. Влияние туризма на жизнь общества
§ 2. Типология туристов
§ 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
§ 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
Выводы

Часть третья. ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Глава 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Сущность и экономическое содержание туризма
§ 2. Экономические и финансовые показатели
§ 3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
§ 4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности

Глава 11. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ В ТУРИЗМЕ

§ 1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
§ 2. Туристский спрос и туристское предложение
§ 3. Экономические закономерности туристского рынка

Глава 12. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО
РЫНКА

§ 1. Цена и ценообразование
§ 2. Организация финансовых отношений
§ 3. Особенности страхования
Выводы

 

Часть четвертая. МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ
Глава 13. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ

§ 1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
§ 2. Виды и цели маркетинговых исследований
§ 3. Этапы проведения маркетинга
§ 4. Источники информации
§ 5. Методы сбора информации

Глава 14. МАРКЕТИНГ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

§ 1. Основные факторы, влияющие на туристский спрос
§ 2. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
§ 3. Сегментация туристского рынка
§ 4. Определение целевых рынков

Глава 15. ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

§ 1. Планирование и разработка туристского продукта
§ 2. Стратегии установления цены на туристский продукт
§ 3. Каналы распространения
§ 4. Методы стимулирования спроса
Выводы

Часть пятая. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Глава 16. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РОСТА МИРОВОГО РЫНКА ТУРИЗМА

§ 1. Эволюция рыночных технологий
§ 2. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
§ 3. Перспективы развития видов туристской деятельности
§ 4. Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы

Глава 17. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

§ 1. Прогнозы развития международного туризма
§ 2. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
§ 3. Материальное благосостояние и отдых
§ 4. Вклад туризма в сохранение мира

Глава 18. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
§ 2. Анализ жалоб потребителей в туризме
§ 3. Права и интересы потребителей в туризме: разрешение споров
Выводы

ЛИТЕРАТУРА


от автора

 

Цель учебника - дать системное изложение основных положений, определений и дефиниций, раскрывающих содержание, характер, тенденции, основополагающие принципы развития
феномена международного сообщества XX века - туризма - туристского комплекса, туристского движения, туристской деятельности и туристского рынка.

Туризм не только явил миру свой неисчерпаемый потенциал, но и определил конкретные законы своего экономического и со циального развития на законодательном уровне как в национальных границах государств и стран, так и в системе всемирных туристских связей.
Эволюция количественных показателей международных ту-ристских обменов XX века ставит перед всей туристский общественностью, функционерами, работниками, менеджерами, руководителями и персоналом проблему качественно иных, под-черкиваю, революционных, изменений в туристском бизнесе и отношениях, выдвигаемых новыми вызовами XXI века-века ресурсов, информации и услуг.
Знание студентами - будущими протагонистами (социальными участниками) и организаторами невиданного ранее ту-ристского бума наступающего XXI столетия человеческой ци-вилизации - основ туризма, его мировых, национальных и ре-гиональных особенностей и закономерностей, его философия и технологии, систем управления (менеджмента) и продаж (маркетинга) явится той устойчивой базой, способной подчинить туристский бум логике регулирования, квалифицированных уме-ний и навыков молодых специалистов, вбирающих в себя опыт стран, народов и столетий.
Учебник состоит из пяти частей, раскрывающих основные принципы и историю туризма, мотивацию туристских путешествий, экономику туризма, специфику туристского маркетинга и, наконец, эволюцию туристского рынка, поскольку сам туризм не только формирует и дополняет общероссийские и всемирные туристские связи и движения, но и репродуцирует и расширяет рынок спроса, сбыта и занятости.
Учебник вобрал в себя не только опыт, размышления и суждения самого автора, но и его многочисленных коллег по Российской международной академии туризма, туристским объединениям СССР и России, по Всемирной туристской организации (ВТО), ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по проблемам образования, науки и культуры (поскольку в октябре 1999 г. в Париже состоялось утверждение международной кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития с участием Российской международной академии туризма), самой ООН - Организации Объединенных Наций, а также других многочисленных советских, российских и зарубежных ученых и специалистов, посвятивших себя туризму. Важными источниками явились официальные документы, журнальные статьи и газетные публикации, встречи с туристскими деятелями, общение с аспирантами и студентами.
Учебник может служить теоретической основой для студентов туристских вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент туризма» и «Менеджмент гостиничного хозяйства».
Выражаю благодарность выпускникам РМАТ 1999 г. С. Кузнецовой, Е. Куликовой, С. Стояновой, Л. Туркиной и Ю. Федотовой за содействие в подборе и анализе фактологического материала, включенного в учебник.

В. Квартальное,
доктор исторических наук, профессор


Часть первая

ТУРИЗМ -ФЕНОМЕН XX ВЕКА

 

 

В части первой рассказывается об истории развития туризма, путешествий и различных видов транспорта; рассматривается понятийно-терминологический аппарат, характеризующий туризм; раскрывается экономическая значимость индустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны.
Особое внимание уделяется развитию внутреннего, национального, туризма. В связи с этим актуальными являются характеристика существующей в России материально-технической базы туризма и анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма Российской Федерации: транспортной сети, предприятий гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.
Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.
Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.
Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций, которые вносят вклад в развитие мирового туризма и проводят протекционистскую политику в рамках отдельных стран и регионов.
Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только
он один и может выполнять эти функции.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.
Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики ту- ристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг.
Основу многих учебных пособий по туризму, как правило, составляет зарубежный опыт. Несомненно, положительный опыт зарубежных стран следует учитывать в процессе изучения различных аспектов туристской деятельности. Однако опираться необходимо все-таки на опыт отечественных туристских организаций.

Данная часть содержит системное изложение определений и проблем туризма, необходимое
для студентов туристских вузов и колледжей. В ней представлены как основополагающие
, принципы туризма, так и основные составляющие туристской индустрии. Особое место
отведено рассмотрению инфраструктуры индустрии туризма в Российской Федерации,
раз- витию ее транспортной сети, авиационного, автомобильного, железнодорожного и
водного транспорта. Как составляющие инфраструктуры туризма рассматриваются сферы
гостинич- ного, ресторанного бизнеса и индустрии развлечений, их место на туристском
рынке России. Приводится анализ перспектив российского туризма в рамках бизнеса туров и
транстуров, поскольку в современных условиях именно в этой области турист-ской
деятельности наблюдается острая конкурентная борьба.
'"

Особое внимание следует обратить на имеющиеся стати
стические данные, позволяющие проанализировать современное
состояние туристского рынка России. "¦

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Массовый туризм является феноменом XX века, так как

приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения. Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками «туристского бизнеса».


§ 1. Первые путешественники

Жители Океании. Среди самых первых были путешествия по Океании. Маленькие челночные каноэ, не более 40 футов длиной, использовались для путешествий из Юго-Восточной Азии через Микронезию и Тихий океан к островам Маркизы, архипелагу Туамоту и Объединенным островам. В 500 г. до н. э. полинезийцы с Объединенных островов путешествовали на Гаваи на расстояние более 2 тыс. миль. Навигация осуществлялась путем наблюдения за расположением солнца и звезд, волнениями океана, облаками и полетами птиц. Неразгаданной остается проблема пополнения запасов пресной воды и еды.

Жители Средиземноморья. В древней колыбели Западной цивилизации путешествия с целями торговли, коммерции, религиозной, лечения или обучения совершались с давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях торговцев на караванах.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н. э.) и исследователи других стран (Пифей, IV в. до н. э.).
Начиная с 776 г. до н. э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.
Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н. э. - 20 г. н. э.) и Клавдием Птоломеем (90168 гг. н. э.).
Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепен-ными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть знаменитые храмы в регионе Средиземноморья, особенно пирамиды и памятники Египта. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование. Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешествен-ников требовало соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками.
Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.
В- правление Александра Великого (с 334 г. до н. э.) город Эфес в Турции стал важным торговым центром и одним из главных городов в античном мире, куда стекались туристы, чтобы полюбоваться на акробатов, жонглеров, волшебников, которые переполняли его улицы.
Однако упадок Римской империи (I в. н. э.) сопровождался и упадком туризма. Поток богатых путешественников сократился, дороги пришли в негодность, страна стала наполняться бандитами, ворами, сделавшими путешествия небезопасными. В течение последующих веков и до середины XV века главным видом путешествий было паломничество европейцев, которые путешествовали по святым местам континента.

Европейцы. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия ft целебным источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб и др.
Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV - второй половины XVII века, число не открытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось.

Американцы. В XVI веке огромный континент Северной Америки исследовался испанцами, которые для своих путешествий использовали лошадей.
Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того как строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах. Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности путешествий. В 1850 г. была основана компания «Америкэн Экспресс», которая стала пионером в использовании дорожных чеков (1891 г.) и различных туристских услуг.
Одним из самых важных событий в истории путешествий по Америке являются поездки, совершенные во время второй мировой войны: более 12 млн американцев обслуживали вооруженные силы с 1941 по 1945 г.


§ 2. Географические открытия
русских мореплавателей и путешественников

Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники. В 1639 г. были достигнуты берега Тихого океана. Первым пересек Сибирь и вышел к Охотскому морю Иван Москви-тин. В 1643-1646 гг. путешествие из Якутска к Тихоокеанскому побережью совершил В. Д. Поярков. В 1648 г. Семен Дежнев прошел морем из устья Колымы через пролив между Азией и Америкой в устье реки Анадырь. В 1697 г. В. Т. Атласов открыл Камчатку, а в 1711 г. русские побывали на Курильских островах.
В 1732 г. экспедиция Ивана Федорова пристала к берегам Аляски близ мыса Принца Уэльского. Во время путешествия В. Беринга (1725-1743 гг.) были открыты Алеутские острова, остров Беринга, северо-западные берега Америки, проложен путь через пролив между Азией и Америкой, сделана съемка побережья Охотского моря, Камчатки, Курильских островов и северной части Японии. Среди имен замечательных русских путешественников XVIII в. - В. Прочищев, Д. Л. Овцын, Д. Я. Лаптев и X. П. Лаптев, С. И. Челюскин, С. П. Крашенни-ков. «Российским Колумбом» называют Г. И. Шелихова.
К началу XIX в. в основном завершился процесс открытия обитаемых континентов. Были пройдены и исследованы целиком или в большей части своего течения все крупные реки, нанесены на карты большие озера, установлены основные черты рельефов обитаемых территорий.
В XIX и XX вв. осваивались приполярные пространства, велись сухопутные исследования малоизученных внутренних районов Азиатского континента и океанографические изыскания. Для русских путешественников начало XIX в. было ознаменовано первыми кругосветными путешествиями, предпринятыми капитанами Н. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-1804 гг.), которые открыли в Тихом океане новые острова. Мореплаватели М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен посетили Австралию, Полинезию и открыли Антарктиду (1821 г.). Путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай детально изучил Новую Гвинею (70-е годы XIX в.), русские исследователи сделали огромный вклад в освоение Центральной Азии. Они проникали сюда через Тянь-Шань, Памир и Монголию. Выдающееся место в изучении этого региона принадлежит П. П. Семенову-Тян-шаньскому и Н. М. Пржевальскому.
К началу XX в. русские путешественники и мореплаватели освоили одну шестую часть поверхности суши, занимаемую Россией, изучили многие приграничные географические районы и громадные пространства Азии, все берега Европы и Азии: от Варангер-фьорда до Кореи, берега значительной части Северной Америки, сделали ряд замечательных открытий в других районах земного шара.


§ 3. Первые достопримечательности

С древнейших времен достопримечательности были главной целью туристов. Многие из нас слышали о семи чудесах света, к которым относятся:

1. Древнеегипетские пирамиды, включая Сфинкса (единственное чудо, сохранившееся до наших
дней);
2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (сейчас Ирак);
3. Мавзолей в Галикарнасе (Турция);
4. Статуя Зевса в Олимпии (Греция);
5. Статуя Гимоса, так называемый Колосс Родосский (остров Родос, примыкающий к Греции);
6. Маяк в Александрии (Египет);
7. Храм Артемиды, или Храм Дианы, в Эфесе (Турция).

К знаменитым мировым достопримечательностям относятся также:

• Тадж Махал (Индия);
• Великая китайская стена; город Петра (Иордания);
• гигантские пиктограммы (Перу);
• руины Машу-Пиешу (Перу);
• комплекс буддийских храмов Боробудур (остров Ява).

Как в античные времена путешествовали для того, чтобы посмотреть чудеса света, так современные туристы путешествуют, чтобы увидеть чудеса природы: Великий Каньон, Ниагарский водопад, национальные парки, океаны, озера, а также чудеса, построенные человеком: великие города, музеи, памятники.


§ 4. Первые турагентства

В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).
В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г. - в Северную Америку. В настоящее время компания Кука остается одной из самых больших туристских организаций в мире.
Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя «организатором поездок» и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.022 с.)