Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма



А.В. Бабкин

 

 

Специальные виды туризма

Учебное пособие

 

 

Ростов-на-Дону


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма

Глава 2. Религиозный туризм

2.1. Определение и разновидности религиозного туризма

2.2. Паломнический туризм

2.3. Виды и особенности паломничества

2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

2.5. Индустрия религиозного туризма

2.6. Структура религии

2.7. Типология современных религий

Глава 3. Религиозный туризм в христианстве

3.1. Основы вероучения христианства

3.2. Православная церковь

3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ

3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине

3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ

3.6. Христианские святыни и Святая земля

Глава 4. Религиозный туризм в исламе

4.1. История возникновения и основы вероучения ислама

4.2. Догматы ислама

4.3. Территория распространения ислама

4.4. Хадж в Мекку

Глава 5. Религиозный туризм в буддизме

5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма

5.2. Буддийские праздники и церемонии

5.3. Буддизм в России

5.4. Особенности и история паломничества в буддизме

5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете

5.8. Другие паломнические центры буддизма

Глава 6. Деловой туризм

6.1. География бизнес поездок

6.2. Конгрессно-выставочный туризм

6.3. Инсентив туризм

Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм

7.1. Наука курортология

7.2. Зарождение и развитие курортов

7.3. История развития санаторно-курортного дела в России

7.4. Курорты и их типология

7.5. Всемирно известные лечебные курорты

7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)

7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах

7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах

Глава 8. Экологический туризм

8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма

8.2. Воздействие туризма на природные комплексы

8.3. Определение экологического туризма

8.4. Признаки экологического туризма

8.5. Виды экологического туризма

8.6. Национальные парки, заповедники и резервации

8.7. Средства размещения и экологический туризм

Глава 9. Событийный туризм

Глава 10. Горнолыжный туризм

10.1. История развития горнолыжного туризма

10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты

10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта

Глава 11. Экстремальный туризм

11.1. Понятие об экстремальном туризме

11.2. Водные виды экстремального туризма

11.3. Наземные виды экстремального туризма

11.4. Горные виды экстремального туризма

11.5. Воздушные виды экстремального туризма

11.6. Экзотические виды экстремального туризма

Глава 12. Круизный туризм

12.1. Морские круизы

12.2. Речные круизы

Приложения

Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)

Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"

Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)

Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"

Литература


 

Введение

 

Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США. В 2007 г. число туристов, по данным ВТО, составило 898 млн. В мировой экономике на долю туризма приходится 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов. Увеличение туристских потоков и возникающие в связи с этим изменения в социально‑экономической, финансовой и других областях стали существенным фактором экономического роста и поступательного развития международных отношений. В настоящее время туристский сектор быстро растет и к 2010 г. приблизится к отметке в 1 млрд туристских прибытий.

Вместе с тем следует отметить возникающие изменения на туристском рынке, появление новых трендов в динамично развивающейся отрасли международного туризма. Одной из главных особенностей развития туризма является неравномерное распределение туристских потоков в разных регионах и странах мира. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет в основном интрарегиональный характер. В настоящее время наблюдаются следующие пропорции в туристских потоках: групповые туристы составляют 25- 35 % от общего числа лиц, путешествующих за границу; индивидуальные туристы, составляющие 65- 75 %, выезжают в основном в близлежащие страны. Объемы путешествий с целью рекреации увеличиваются более динамично по сравнению с объемом делового туризма. Однако необходимо отметить значительно увеличение инсентив‑туров. Исследователи отмечают, что вместе с ростом требовательности туристов к сервису сам туристский продукт становится все более изощренным, возрастают его трудоемкость и капиталоемкость. В значительной мере это вызвано появлением новых видов туризма и устойчивым развитием специальных видов. В последние пять лет перед туристской индустрией остро встала проблема сохранения и развития как рекреационных ресурсов, так и туристских ресурсов в целом. Это обусловило появление и развитие такого вида туризма, как экологический туризм. По мере развития научно‑технического прогресса, урбанизации, технократизации жизни для человека все более притягательными становятся природный ландшафт, чистые водоемы, флора и фауна. Именно вследствие тяги к общению с природой появился такой вид туризма, как сельский (rural) туризм. Эти специальные виды туризма приобретают массовый характер, что ставит проблему регулирования туристских потоков. Прием туристов в дестинации характеризуется их концентрацией на 1000 жителей или на единицу площади. Если концентрация туризма превышает допустимые нормы, окружающей среде наносится ущерб и происходит разрушение той самой нетронутой природы, ради которой туристы и приезжают. Одновременно с появлением новых видов туризма устойчиво развиваются такие специальные виды, как религиозный, лечебно‑оздоровительный, деловой, событийный туризм.

В учебном пособии систематизированы знания по классификации туризма, внутренней структуре туристской деятельности, основным специальным видам туризма. Цель учебного пособия состоит в ознакомлении со структурой специальных видов туризма, характеристике территорий и регионов их распространения, раскрытии особенностей практической организации специальных видов туризма.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».

 

Литература к главе 1

 

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.

6. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.


Глава 2 Религиозный туризм

 

Паломнический туризм

 

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

- желание исцелиться от душевных и физических недугов;

- помолиться за родных и близких;

- обрести благодать;

- выполнить богоугодную работу;

- отмолить грехи;

- выразить благодарность за блага посланные свыше;

- проявить преданность вере;

- стремление к подвижничеству во имя веры;

- обрести смысл жизни.

 

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» - ветви именно этого дерева привозили первые паломники‑христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или «дорожники», от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или «итенирарии», были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

Структура религии

 

Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культ е выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства (архитектура, скульптура, живопись). Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят прежде всего от религиозного сознания людей.

Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям. Религиозные организации могут со временем оформиться в самостоятельные религии, могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т. д.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве - церковь, секта и деноминация. Это деление относительно условно. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта (от лат. sequor - «следовать») - общее название религиозных вероучений, отколовшихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церковью. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации характерно принятие разноплановых идей, культовых практик и религий. В деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.

В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. Например, в Китае многие люди исповедуют даосизм, конфуцианство и буддизм одновременно, а в Японии - буддизм и синтоизм. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В индуизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций. Например, движение «Золотой век» Учителя Кальки Бхагавана рассчитано на людей всех вероисповеданий, обоих полов, всех возрастов и профессий. Для Бхагавана главное, чтобы они хотели быть просветленными, жить в любви и гармонии, без страданий и помогать другим людям в их работе над собой, над своим духовным совершенствованием.

 

Глава 3

Православная церковь

 

В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу, основными элементами которой были:

1) установление единого культа богослужения, при этом за образец брался греческий богослужебный чин, а богослужебные книги исправлялись по греческим образцам;

2) обычай одновременно читать и петь разное был заменен единоголосием;

3) вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, поясные поклоны;

4) крестные ходы по солнцу были заменены ходами навстречу солнцу.

Против никоновской реформы выступила часть духовенства во главе с протопопом Аввакумом и их сторонники среди прихожан. На соборе в 1666- 1667 гг. противники Никона были преданы анафеме. Так появилось течение старообрядцев. Старообрядцев государство преследовало вплоть до конца XIX в. Догматических расхождений почти нет, отличия старообрядцев касаются в основном обрядовой части:

1) признают двуперстное крестное знамение;

2) только земные поклоны;

3) восьмиконечный крест;

4) «Исус» без второй буквы «и»;

5) во время причастия семь просфор, а не пять.

При Петре I управление церковью перешло в руки государства, патриаршество было ликвидировано, делами православной церкви ведал Святейший синод, который возглавлял обер‑прокурор, назначаемый царем. Патриаршество было восстановлено только в 1917 г. В 1918 г. был принят Декрет об отделении церкви от государства. Большевики начали бороться с религией, которая была названа «опиумом для народа». Стали разрушать и закрывать монастыри и храмы. В 1930‑е гг. русское духовенство подверглось сталинскому террору. К 1941 г. в России осталось всего около 100 действующих православных церквей. В начале 1990‑х гг. в России началось новое обращение людей к религии. По закону «О свободе вероисповеданий» Русская православная церковь получила статус юридического лица. К тысячелетию Крещения Руси к лику святых были причислены Андрей Рублев, Максим Грек, Дмитрий Донской, старец Амвросий Оптинский.

 

Глава 4

Религиозный туризм в исламе

 

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников‑мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.

 

Догматы ислама

 

1. Вера в Аллаха (т. е. вера в Бога). Бог в исламе един, превосходящ, вне времени, милостив и милосерден.

2. Вера в священные книги. С каждым из посланников Всевышний посылал людям Книгу откровений. Тору через Моисея, Евангелие через Иисуса, Коран через Мухаммеда.

3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов. Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и помощниками Бога. Джинны, созданные из огня, населявшие землю до человека, могут быть как добрыми, так и злыми. Дьявол (шайтан, иблис) - падший ангел, возглавивший враждебные человеку силы.

4. Вера в пророков. До прихода Мухаммеда было 124 тысячи пророков. В Коране записано 26 пророчеств. Мухаммед считается последним посланником, печатью пророков.

5. Вера в рай и ад.

6. Вера в предопределение (аль‑кадр). Аллаху известно все, все происходящее имеет свой смысл и является выражением его воли.

7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и в бессмертие души (рух).

Исламский символ веры звучит так: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его».

Ислам основан на пяти заповедях:

1. Свидетельство - «шахада». Сущностью ислама является покорность богу и признание того, что Мухаммед - его посланник.

2. Молитва - «салат». Выражает преклонение перед богом и благодарность ему. Молитва совершается пять раз в день - на восходе, в полдень, после обеда, на закате и вечером.

3. Милостыня - «закят». Своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5 % своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.

4. Пост - «саум». Мусульмане постятся в течение всего месяца рамадан.

5. Паломничество - «хадж». По меньшей мере один раз в жизни мусульманин должен отправиться в паломничество в Мекку, к Каабе.

В исламе отсутствуют таинства, характерные для христианства. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии уважаемых людей исламский символ веры. В исламе отсутствует институт священства, поэтому духовенство и миряне не противопоставляются друг другу. Стать имамом, т. е. «производящим молитву», может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. На молитву верующие должны надевать чистую одежду, совершив омовение. Во время молитвы верующие обращаются лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает михраб - ниша в стене мечети. В Коране четко говорится о необходимости пожертвований. Поэтому в исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата милостыни (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных. В девятый месяц лунного календаря рамадан мусульманам предписан пост. Наиболее важной заповедью является хадж. Паломничество совершается в строго определенное время - в месяц зуль‑хиджа, четвертый после рамадана.

 

Мусульманские праздники

 

В исламе самыми большими праздниками считаются два: Ид аль‑Фитр (Ураза‑байрам) - праздник разговения после строгого поста в месяц рамадан и Ид аль‑Адха (Курбан‑байрам) - праздник жертвоприношения, совершаемого во время хаджа. Мусульмане также с большими почестями и глубоким уважением отмечают день рождения Пророка Мухаммеда, ночь его вознесения, ночь заповеди и ночь могущества.

 

Суннизм и шиизм

 

В исламе существуют два основных течения - суннизм и шиизм. Они расходятся в вопросах преемственности духовной власти. Суннизм базируется на Коране и Сунне (деяния, поступки и слова Мухаммеда) и признает принцип выборности халифов (преемников Мухаммеда). Шиизм опирается на Коран и хадисы (предания), принадлежащие Али и его потомкам. Али - четвертый халиф, муж дочери Мухаммеда Фатимы. Шиизм признает 12 имамов, прямых потомков Али. Приверженцы этого течения также верят в приход в мир незадолго до Страшного суда тайного имама - Махди, который установит равенство и справедливость.

В исламе существует также мистическое течение - суфизм, здесь делаются акценты на эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта. Основными целями суфизма являются: полное растворение человеческого сознания в сознании Бога, непосредственное эмоциональное переживание опыта общения с Богом, поиски внутренней духовной жизни.

 

Хадж в Мекку

 

Паломничество в Мекку считается хаджем, если оно закончилось в праздник Ид аль‑Адха (Курбан‑байрам) и человек совершил все необходимые ритуалы в течение 10 дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, называется умра. Во время хаджа мусульманам необходимо выполнить четыре условия:

1) облачиться в белое одеяние - ихрам;

2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);

3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);

4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.

При въезде в Мекку верующий добровольно принимает на себя особые ограничения (ихрам). Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремлении и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословия и благосостояния, одеваются в одинаковые одежды и предстают перед Богом равными. В знак смирения мужчины не носят головных уборов, хотя зонтики от солнца разрешены. Женщины не должны скрывать свое лицо для утверждения атмосферы доверия и чистоты. Паломники должны держать свой ум в состоянии покоя, не допускать раздражения, ссор, обид. Проявление похоти или интимные отношения делают хадж недействительным. Во время хаджа нельзя свататься или вступать в брак.

Итак, хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий, наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует отметить, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое.

 

Программа хаджа

 

1. Седьмого числа месяца зуль‑хиджа - проповедь в мечети Каабы. Паломники семь раз обходят Каабу против часовой стрелки. В тот же вечер или на следующее утро паломникам показывают Мекку. Семь раз совершают ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. Посещают святой источник Зам‑зам. На этом малое паломничество может закончиться, и тогда оно будет считаться паломничеством умра.

2. На восьмой день процессия паломников совершает полное омовение и следует к долине Мира в 10 км от Каабы. Затем отправляется к горе Арафат, которая расположена в 24 км от Мекки.

3. Девятого числа начинается предстояние перед Богом на горе Милости. Паломники стоят с полудня до наступления сумерек (мужчины с непокрытой головой) и совершают молитвы.

4. Десятого числа паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот ритуал носит название «побивание камнями дьявола». Затем закалывают жертвенное животное (овцу, козу или верблюда). Мясо раздается бедным. Затем паломники обривают себе волосы на голове и подстригают ногти (обрезанные волосы и ногти зарываются в землю). По возвращении в Мекку паломники вновь обходят Каабу. После чего паломничество Хадж считается завершенным. Паломник‑мужчина, совершивший хадж, называется хаджи, женщина - хаджа.

Очень часто с паломничеством в Мекку принято совмещать посещение могилы великого Пророка Мухаммеада в Медине. Иногда в довершение хаджа совершается путешествие‑паломничество в Иерусалим на гору Пророков.

 

 

Глава 5

Буддизм в России

 

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт‑Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

 

Центр буддизма в Японии

Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара. Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный - Великий восточный храм - буддийский храм Тодайцзы, в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).

Центры буддизма на Шри‑Ланке

Это прежде всего царственный город Канди, в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды. Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа‑рама - первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри‑Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14‑метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации.

Центры буддизма в Таиланде

В Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 - в Городе ангелов - Бангкоке. Самый известный - храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда‑то самым крупным и могущественным городом Востока.

В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.

В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур.

В России с конца 80‑х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан‑Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкии в 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг. Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

 

Контрольные вопросы к главам 2‑5

 

1. Расскажите о классификации религиозного туризма.

2. Перечислите основные мотивы и цели паломников.

3. Какие объекты посещений и объекты показа в религиозном туризме вам известны? Дайте краткую характеристику культовых центров и религиозных центров.

4. Назовите особенности паломнического туризма в исламе.

5. Чем отличаются виды паломничества хадж и умра?

6. Охарактеризуйте основные религиозные центры и культовые центры РПЦ.

7. Что означает термин «лавра» в христианстве? Назовите основные лавры и охарактеризуйте их.

8. В чем проявляются особенности паломнических туров в буддизме? Назовите основные центры паломничества и охарактеризуйте их.

9. Расскажите о паломнических турах в Тибет, особенностях их организации.

10. Назовите основные регионы паломнических туров.

11. Расскажите об основных культовых центрах буддизма на территории Индии и Непала.

 

Литература к главам 2‑5

 

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

2. Арвон А. Буддизм. - М., 2005.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

4. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

5. Горяев Л.У. Буддизм. Истоки и традиции. - СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.

6. Максуд Р. Ислам. - М., 2000.

7. Монастыри Русской православной церкви: Справочник‑путеводитель. - М., 2001.

8. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.

10. Томпсон М. Философия религии. - М., 2001.

11. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. - Брянск, 1997.

12. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

 

 

Глава 6

Деловой туризм

 

6.1. География бизнес‑поездок

 

Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн бизнес‑поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристов со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив‑туры для служащих фирм.

Занимая первое место в мире по числу прибытий и расходам на деловой туризм, Европа тем не менее постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в начале 1990‑х гг. В условиях экономического спада фирмы перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В отличие от европейских американские фирмы продолжали наращивать объемы финансирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличили расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов.

Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком.

Основной «поставщик» деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются в командировки, из них 3 % выезжают за рубеж, 21 % путешествует и за границу, и по своей стране, 76 % совершают служебные поездки по Германии.

Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12- 13 дней, внутри региона - 5- 6 дней, а по своей стране - 3- 4 дня.

Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются (кроме Германии) Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, в Великобритании - каждое третье.

Заметную роль на рынке бизнес‑туризма играют страны Центральной и Восточной Европы. С началом перестройки в общественной и экономической жизни они стали предметом интереса для деловых кругов Запада. В первой половине 1990‑х гг. на постсоциалистическом пространстве этот сегмент туристского рынка развивался особенно динамично. Если общее число туристских прибытий в страны Центральной и Восточной Европы увеличилось с 1992 по 1995 г. на треть, то со служебными целями - на 60 %. В результате доля бизнес‑поездок в туристском потоке в регион была самой высокой в мире - около 30 % в 1995 г. Исключение составили две страны: Румыния, где падение объемов делового туризма в середине 1990‑х гг. происходило вследствие роста темпов инфляции, и Болгария, которая не могла преодолеть затяжной кризис в финансовом секторе экономики и сокращение национального производства. Во второй половине 1990‑х гг. в некоторых странах Восточной Европы первоначальная эйфория в отношениях с Западом прошла и уступила место ровным деловым контактам. Темпы роста бизнес‑поездок замедлились. Их доля во въездных туристских потоках сократилась. Несмотря на это, ВТО прогнозирует усиление привлекательности Центральной и Восточной Европы как рынка делового туризма в первых десятилетиях XXI в.

Стремительно развивается бизнес‑туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, которые лидируют на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. В этих странах в первой половине 1990‑х гг. число бизнес‑поездок неуклонно росло, но разными темпами. В США динамика служебных поездок вписывалась в общую картину развития международного туризма. В Канаде объемы делового туризма увеличивались медленнее, чем число прибытий на отдых. В Мексике темпы роста бизнес‑поездок превышали аналогичный показатель туристских прибытий в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.106 с.)