Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 1. Нормативно-правововая база туристского проектированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стандарты в сфере туризма. ГОСТ Р 50681 – 2010. «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». Проектирование туристских услуг. Техническое задание на проектирование. Технические и технологические требования по формированию туристского продукта. Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги. Технические требования в туристской индустрии. Основные этапы проектирования туристских услуг. Составление модели туристской услуги. Основные требования к туристским услугам и условиям обслуживания туристов. Дополнительные требования к процессам оказания услуг. Проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов. Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги. Разработка программы обслуживания туристов или программы путешествий. Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Результат проектирования туристской услуги «Туристское путешествие». Содержание информационного листка к туристской путевке. Примерный образец технологической карты туристского путешествия. Примерный перечень дополнительной информации. «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452.
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных услуг: транспорта, питания, размещения и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность. Национальное туристское законодательство можно разделить на две группы. В первую входят общие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «Об охране окружающей среды», «О рекламе» и др. Вторую группу составляют специальные нормативные правовые акты: Федеральные законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; ГОСТы и другие. Представленные здесь стандарты – это далеко не вся база стандартов в сфере туризма. К национальному туристскому законодательству относятся также нормативные правовые акты, принятые субъектами РФ, регулирующие эту отрасль. В Самарской области такими документами являются: - Закон Самарской области от 14.06.2011 № 51-ГД «О государственной поддержке развития туризма в Самарской области» - Постановление Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 «О разработке и реализации государственных программ в самарской области». - Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2010 г. № 539 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области на 2011 - 2014 годы» (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 29.09.2011 № 472, от 27.10.2011 № 643, от 22.02.2012 № 99, от 06.09.2012 № 420, от 06.11.2012 № 619). - Постановление Правительства Самарской области от 26.12.2012 № 824 «Об отмене постановления Правительства Самарской области от 06.11.2012 № 619 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 № 539 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011 - 2014 годы» и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 № 539 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011-2014 годы». - Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 699 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014 – 2019 годы». - Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 704 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу». Рассмотрим более подробно некоторые нормативно-правовые документы, касающиеся проектирования тура. Основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу и регулирующим наиболее важные общественные отношения, является Конституция РФ. Статья 27 гарантирует, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. И каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. А в соответствии со статьёй 37 каждый гражданин Российской Федерации имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Согласно статье 41, «…поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта…». В статье 44 отмечено, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Вместе с тем «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ). Закон также устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В п. 1 статьи 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)» данного закона сказано, что «Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке». В п. 3 этой же статьи отмечено: «Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя» Основным специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 28.06.2009 № 123-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 03.05.2012 № 47-ФЗ) В нем подробно изложены основные принципы туристской деятельности на территории Российской Федерации. В Законе указаны основные цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. В статье 4 отмечается, что «первостепенное значение имеет поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма». Данный Закон содержит подробное описание прав и обязанностей туриста, порядок предоставления льгот отдельным категориям туристов. Кроме того, документ дает определение понятия безопасности туристов, указывая возможные способы по ее обеспечению. В соответствии с международной практикой в законе представлен порядок формирования, продвижения и реализации туристского продукта и создания объединений туроператоров, турагентов и туристов, обеспечения безопасности туризма, а также определяется порядок финансового обеспечения. Кроме нормативно-правовых документов деятельность в сфере туризма регулируется нормативными документами. По законодательству России нормативные документы - это документы, содержащие требования безопасности, правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности (стандарты, технические регламенты, технические условия). В сфере туризма действуют следующие основные стандарты: 1. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания». 2. ГОСТ Р 50644 2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». 3. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» 4. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» 5. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» 6. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» 7. ГОСТ Р 52113 -2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» 8. ГОСТ Р 53423-2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения» 9. ГОСТ Р 53522 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» 10. ГОСТ Р 53997 -2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования» 11. ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». 12. ГОСТ Р 54599-2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха» 13. ГОСТ Р 54600-2011 «Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования» 14. ГОСТ Р 54601-2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» 15. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» 16. ГОСТ Р 54605 – 2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования» 17. ГОСТ Р 54606- 2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования» 18. И это далеко не весь список нормативных документов, регулирующих деятельность организаций в сфере туризма. Рассмотрим стандарты, помогающие проектированию туристских услуг ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» устанавливает общие требования к туристским услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды, а также общие требования по формированию тура. Наряду с этим документ содержит требования к информации о туре для потребителей. Безопасность туристов (экскурсантов) обеспечивается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». Данный стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества туристов при совершении путешествий, выделяет виды источников опасности и рисков, определяет способы снижения рисков при совершении путешествий, а также меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов). В стандарте установлены требования к туристским организациям (туроператорам) по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов). Определены стандартом и субъекты, обеспечивающие безопасность туристов. Также определены и обязанности туристов (экскурсантов) по обеспечению личной безопасности. Собственно алгоритм проектирования туристских услуг и порядок разработки документации при проектировании туристских услуг устанавливает ГОСТ Р 50681 – 2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». Проектирование туристских услуг (туристского продукта) – это подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия. Согласно стандарту проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов. Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов: - конъюнктуры рынка туристских услуг; - запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги); - состояния и структуры объектов туристской индустрии; - межрегионального кластерного подхода; - результатов маркетинговых исследований; - обеспечения безопасности туристских услуг; - защиты прав потребителей туристских услуг; - предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора; - соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований; - наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями. Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской компании/организации-соисполнителя туристской услуги. Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями. К техническим требованиям в туристской индустрии относятся: - требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.; - требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории; - регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д. Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» и ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся: - требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.); - требования, предусмотренные в технологических инструкциях; - требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами; - квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др. Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов: - составление моделей туристских услуг; - разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг; - установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг; - определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг; - утверждение документов на проектируемые туристские услуги. Модель туристской услуги представляет собой набор требований, предъявляемых к туристской услуге и согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг. При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» и учитывают следующие факторы: - вид туристской услуги; - основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.); - маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.); - перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок); - метод обслуживания туристов; - перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги). Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются: - соответствие назначению; - безопасность; - точность и своевременность исполнения; - эргономичность; - комфортность; - эстетичность; - информативность; - доступность. Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов. Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются: - категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование; - количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки; - обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба. Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов. Технические условия (в туризме) – это документ, устанавливающий технические, проектные и другие характеристики туристских услуг и процессов их оказания. Технологическая карта туристского путешествия - это документ, отражающий содержание программы, описание последовательности выполнения операций и условий обслуживания туристов во время осуществления путешествия по конкретному маршруту. Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам. Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов. Анализ проводится с целью подтверждения: - соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды; - соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг; - эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик. Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.). Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги. Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком. Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке. Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг. Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую: - разработку маршрута путешествия; - формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.): - установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем; - формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов; - разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга; - определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута; - установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы); - определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов; - определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации; - разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др. При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов. Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 3. Таблица 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.012 с.) |