Тема 2.1. Рекреационные и туристские программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Рекреационные и туристские программы



Рекреационные занятия и рекреационные программы. Рекреационное проектирование.

Понятие «туристский продукт» («турпродукт») в законодательстве Российской федерации. Структурный подход к определению понятия «турпродукт» в научной литературе. Психологический подход Миддлтона. Комплексный подход к определению понятия «турпродукт» в научной литературе: С. Медлик, Дж. Альктон, Я. Качмарек.

Классификация турпродуктов. Базовые (простые) турпродукты: турпродукт-услуга, тупродукт-предмет. Турпродукт–предмет - материальный предмет (путеводитель, туристская карта, туристское снаряжение, сувениры). Инновационные «мультимедиа-продукты» (мультимедийные планы городов, путеводители по музеям и историческим объектам, презентации регионов на компакт-дисках или сайтах в Интернете). Турпродукт–услуга - единичная услуга (гостиничная, гастрономическая, транспортная, экскурсионная). Факторы, влияющие на услугу: внешние свойства турпродукта (вид предприятия, расположение объекта, техническое состояние и экономичность оснащения номеров и мест общего пользования), базовая функция турпродукта (обеспечение отдыха и утоления голода) и суммарная полезность (различная для разных видов объектов).

Организационно интегрированные турпродукты: турпродукт-событие(всемирные выставки EXPO, Олимпийские игры, кино и музыкальные фестивали, Oktoberfest в Мюнхине, Всемирный фестиваль Джеймса Джонса и т.д.), турпродукт-мероприятие. Турпродукт–мероприятие состоит из комплекса услуг либо услуг и материальных товаров (вещей), предлагаемых организаторами туризма (туроператорами и турагентами). Мероприятие – в данном случае значит организованное, не самодеятельное. Примерами турпродуктов этого вида является туры, экскурсии и пребывание. Это наиболее популярный вид турпродукта на рынке турпродуктов (тур).

 

Туризм (от франц. – прогулка, поездка) есть путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, который превратился в настоящее время в целую отрасль, мировую индустрию.

Основными функциями туризма являются: воспроизводящая, позна-вательная, а также функция самовыражения. Все эти функции тесно взаи-мосвязаны, дополняют и сопутствуют друг другу, позволяя осуществлять современный подход к туризму как к программному обслуживанию.

Краеугольным камнем туристской программы является основная цель путешествия. Это связано с тем, что как показали исследования, турист не считает программу и обслуживание качественными (даже программу самого высокого уровня), если цель путешествия не достигнута. При этом базовой основой программирования туристского обслуживания являются, конечно, вкусы, привычки и пожелания клиентов

Рекреационные основы программного туризма. Деятельность (мероприятия) по расширенному воспроизводству человеческих сил называется рекреационной деятельностью. Программное обслуживание и рекреационная деятельность взаимосвязаны между собой. Без рекреационной деятельности, без рекреационных занятий невозможна хорошая программа обслуживания. Поэтому можно сказать, что рекреационные занятия также есть основа туристских программ.

Исторически сложилось так, что термин «рекреационная деятель-ность» несет сегодня двойную нагрузку. С одной стороны, в него вкладываются понятия о деятельности человека и групп населения; с ним связаны понятия «рекреационные занятия», «циклы занятий». С другой стороны, с ним связано представление о специфической деятельности общества по организации условий осуществления населением деятельности по удовлетворению потребностей (то, что мы называем деятельностью организаторов отдыха).

Рекреационная деятельность отдыхающих и организаторов отдыха выступает как процесс организации пространства и времени, т. е. как деятельность, созидающая, организующая, придающая им некоторую упорядоченность. Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Это обусловлено как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными и др.), так и цикличностью (с чередованием труда и быта) социально-бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Рекреационная деятельность изучается в рамках рекреалогии и рекреационной географии.

Соответственно, программа обслуживания – это определенный цикл рекреационных занятий.

Построение программ по циклам рекреационных занятий предполагает специализацию туристских предприятий по отдельным видам рекреации. Циклы рекреационных занятий делятся на зимние, летние и внесезонные. Ту-ристское движение носит сезонный характер. Оно проявляется преимущест-венно в периоды, когда можно принимать солнечные ванны, купаться, зани-маться парусным, лыжным, конькобежным или другими видами спорта. Су-ществуют, конечно, и внесезонные занятия, к ним в основном относятся за-нятия познавательного и развлекательного характера, однако и они сильнее проявляются все-таки в лучшие сезоны.

Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы, ко-торой нужно найти на этот период другое применение, и влияет на распреде-ление издержек производства. С помощью специально разработанных тури-стских программ (наряду со скидками) можно привлекать в эти периоды до-полнительных клиентов, смягчая отрицательное воздействие сезонности ту-ризма. Любая туристская программа имеет план мероприятий, реализуемый для удовлетворения специализируемых и конкретных запросов и интересов туристов. Это обеспечивается правильно и интересно смоделированным цик-лом рекреационных занятий. Циклы рекреационных занятий должны удовле-творять двум фундаментальным требованиям: полезности и индивидуальной привлекательности.

Виды услуг и программа обслуживания. Основными видами услуг, входящими почти в любую туристскую программу обслуживания, являются: проживание; досугово-развлекательные услуги; питание; спортивные про-граммы; экскурсионное обслуживание; курортные услуги; транспортные ус-луги; бытовые услуги и др.

Из комплекса этих услуг формируется программа обслуживания тури-стов. С точки зрения программного обслуживания туристские программы – это всегда тематическая направленность. В зависимости от тематики тура со-ставляется определенный набор услуг, который зависит от цели путешествия и уровня заказанной комфортности. При этом программа состоит из основ-ных услуг, соответствующих цели путешествия, а также услуг, дополняющих и сопутствующих. Подход к туристскому программированию условно вклю-чает такие необходимые составляющие, как качество, оптимальность и пси-хологическая подготовка их восприятия.

Программный туризм – предоставление туристам нормативно заданно-го объема услуг, оптимально соответствующего типу потребителя и цели пу-тешествия, гарантирующего содержательную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями.

Данное определение включает три основных принципа:

1) ориентацию на активную и содержательную деятельность тури-стов;

2) учет индивидуальных потребностей каждого туриста;

3) гарантию запланированного уровня и объема услуг, обслужива-ние по научно обоснованным нормам и стандартам, о которых потребитель информируется не позднее стадии реализации путевки.

Мотивация программного туризма. Программное обслуживание в пер-вую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классифика-ции, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида от-дыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разно-образными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода. Од-нако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее ти-пичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве ту-ристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы об-служивания, распространенные во всем мире.

Это следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

1. Забота о сохранении здоровья – в этой группе программ преду-смотрены туры с лечением, массажем и другими процедурами для семей, ин-валидов, некурящих или бросающих курить, туры с оздоровительными вида-ми спорта (плавание, аэробика, лечебная гимнастика и пр.).

2. Занятия спортом как средство психологической разрядки и по-вышения жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие занимать-ся в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, винд-серфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

3. Обучение. Здесь можно выделить, прежде всего, изучение ино-стран-ных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда вхо-дят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обу-чения (менеджмент, маркетинг, экономика и др). Небольшую группу состав-ляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

4. Возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает в себя так называемые приключенческие туры: высококатего-рийные туристские походы, кругосветное путешествие на теплоходе, аф-риканское сафари, охота на верблюдах (Йемен, Египет) и мотонартах (Фин-ляндия), покорение горных вершин (Непал), подводная охота и различные экспедиции.

5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде едино-мыш-ленников. Для таких людей существуют специальные туры для автолю-бителей, для «фанатов» и спортивных болельщиков на спортивные соревно-вания, чемпионаты и олимпиады, для паломников, для коллекционеров и лю-бителей (например, «Путешествие за орхидеями по Азии»), для гурманов («Сырный тур по Швейцарии» или «Пивной тур по Чехии») и др.

6. Решение деловых проблем. Сюда относятся так называемые де-ловые, конгресс-туры и т. п. Туристская фирма обеспечивает культурную и ту-ристско-экскурсионную программу конгрессов, организует деловые по-ездки с посещением интересующих клиентов мест и предоставлением соот-ветствующих услуг (транспорта, размещения, питания, конгресс-обслуживания и пр.).

7. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. Это в ос-новном путешествия в праздничные дни с развлекательно-познавательной программой.

8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Эти задачи решаются во всех названных выше турах, но основную роль они играют: в познавательных турах по знаменитым городам, столицам, истори-ческим и культурным центрам; в театральных турах по знаменитым оперным залам, концертам и балетам; в литературных турах по местам действия из-вестных литературных произведений и др.

Любая программа обслуживания должна быть сориентирована на кон-кретного потребителя и соответствовать его целевым мотивам.

Целевые программы – это программы, построенные исходя из цели пу-тешествия туристов. Цель путешествия – важный аспект ориентации содер-жания программы и обслуживания. На рынке представлено огромное множе-ство целевых программ путешествий, равно как и туристских целей. Однако при всевозрастающей их дифференциации существуют наиболее распростра-ненные целевые программы обслуживания, такие, например, как курортно-оздоровительные, познавательные, деловые, спортивные и др

1. Определения понятия «турпродукт». Прежде чем определить понятие «турпродукт», задумаемся над тем, что мы просто называем продуктом?

Продуктом считается все то, что можно предложить покупателям для потребления, использования либо переработки. Наряду с материальными предметами к продуктам относят различные услуги, работы, образы, места, технологические и организационные замыслы (проекты), а так же идеи (структурный или компонентный подход).

Согласно другому подходу, продукт есть, прежде всего, совокупность пользы, приятности, удовлетворения, удовольствия для его покупателя. Каждый покупатель воспринимает продукт через призму пользы, получение которой может быть предопределено его приобретением. Такое определение описывает наиболее общую идею продукта.

Согласно Закону РФ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» от 14.11.1996 г., «туристский продукт – это право на тур, предназначенное для реализации туристу».

ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» в редакции от 5.02.2007 г. «туристский продукт – комплекс услуг, по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».

Определение это довольно спорно. По существу оно сводится только к частному случаю конкретного турпродукта, предлагаемого к реализации, и при этом определение регламентирует состав турпродукта, ничего не говоря о том, в какой взаимосвязи должны находиться объекты – в данном случае это услуги, - входящие в этот турпродукт.

В специальной литературе чаще всего встречаются определения туристского продукта, основанные на структурном подходе. Главным образом, такие определения подчеркивают его большую емкость, сложность и эластичность.

Польский исследователь Г. Голембский: турпродукт объединяет все товары и услуги, создаваемые и приобретаемые в связи с выездом за пределы своего места постоянного проживания и до начала путешествия, и во время поездки, и во время пребывания вне своей родной местности.

Аналогичный подход представляют другие польские, а так же английские и российские исследователи:

Л. Мазуркевич: турпродукт – произвольная комбинация услуг места и туристских услуг.

А. Новаковская: турпродуктом можно назвать доступный на рынке пакт материальных и нематериальных компонентов, позволяющий реализовать цель туристской поездки

В.Т.К. Миддлтон: турпродукт представляет собой сочетание трех главных компонентов: привлекательности и туристской инфраструктуры в месте посещения, а так же их доступности.

Холлоуей и Робинсон: турпродукт – сложный продукт, охватывающий место, услуги и некоторые материальные продукты.

Владимир Анатольевич Веткин: турпродукт – комплекс услуг и товаров, объединенных единой целью (целями) и программой, а в общем случае – это совокупность разнообразных указанных комплексов, которые могут быть предложены покупателю.

Николай Иванович Кабушкин: туристский продукт – совокупность вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия: туристский продукт = тур (туристская поездка по определенному маршруту) + дополнительные туристско-экскурсионные услуги (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) + товары – предметы потребления.

Значительно реже встречаются определения, обращающие внимание на психологические аспекты турпродукта, т.е. на его пользу, приятность, удовлетворение, удовольствие, которыми может сопровождаться его приобретение.

Некий акцент на возможности удовлетворения потребностей и ожиданий туристов наблюдается в еще одном определении Миддлтона: с точки зрения потенциального клиента, рассматривающего любую форму путешествия, турпродукт можно определить как пакет материальных и нематериальных компонентов, основанных на возможностях времяпрепровождения в месте посещения. Пакет рассматривается туристом как ощущения, которые можно получить по установленной цене.

Одно из первых определений турпродукта, объединяющее обе точки зрения, предложил английский исследователь С. Медлик. Он выделил турпродукт sensu stricto (в узком смысле) и sensu largo (в широком смысле):

- sensu stricto (в узком смысле) – все то, что туристы покупают порознь либо в форме некоторого набора услуг;

- sensu largo (в широком смысле) – сочетание того, что туристы делают, а так же свойств оборудования и услуг, которыми они для этого пользуются; с точки зрения туриста турпродукт охватывает совокупность полученных впечатлений с момента выезда из дома до момента возвращения.

Очень часто при обсуждении определений турпродукта вводятся различия между продуктом туристской компании (туроператора) и продуктом туристской территории (региона, местности).

Дж Альктон:

Турпродукт компании – набор (пакет) разнообразных услуг, которые должны удовлетворить потребности туристов и которые продаются туристскими компаниями.

Турпродукт территории охватывает такие элементы, как природные и антропогенные достопримечательности, инфраструктуру и услуги места посещения, а так же его доступность, внешнее представление и цену, которую должен уплатить потребитель.

Из приведенных примеров видно, что проблематику турпродукта можно рассматривать с трех точек зрения: туроператора, территориального руководства (сфера предложения) и клиента (сфера спроса).

Качмарек Яцек – туристский продукт – совокупность факторов, обуславливающих путешествия, т.е. доступные на рынке товары и услуги, обеспечивающие планирование и реализацию путешествий, а так же получение и накопление связанных с ними впечатлений.

Классификация турпродуктов.

В настоящее время на международном рынке принято выделять несколько видов турпродуктов, которые отличаются по характерным сущностным элементам:

Турпродукт – предмет. Согласно наименованию это исключительно материальный предмет, например, путеводитель, туристская карта, туристское снаряжение, сувениры. В последнее время на рынке появился новый вариант турпродукта этого вида, который можно назвать «мультимедиа-продуктом». Это могут быть мультимедийные планы городов, путеводители по музеям и историческим объектам, презентации регионов на компакт-дисках или сайтах в Интернете. Среди виртуальных туристов они приобретают большую популярность.

Турпродукт – предмет может существовать отдельно или в качестве дополнения к другим трупродуктам.

Турпродукт – услуга. Это вид турпродукта охватывает единичную услугу, например гостиничную, гастрономическую, транспортную (экономичные авиалинии), экскурсионную.

Гостиничная услуга состоит из двух основных элементов: ночевки и питания.

На характер турпродукта «гостиничная услуга» влияют три группы факторов: внешние свойства турпродукта (вид предприятия, расположение объекта, техническое состояние и экономичность оснащения номеров и мест общего пользования), базовая функция турпродукта (обеспечение отдыха и утоления голода) и суммарная полезность (различная для разных видов объектов:

студенческая турбаза – один ночлег в многоместном номере, горячие напитки (чай), возможно, завтрак, возможность самостоятельного приготовления еды, наличие основной туристской информации;

- отель***** - многодневное проживание в апартаментах класса «люкс», обеспеченных даже предметами личного пользования – тапочками, халатами-, несколько ресторанов, возможность доставки еды в номер, услуги прачечной, портного, фитнсес-клуб, бизнес-центр, прокат автомобилей и т.д.)

Гостиничное заведение так же удовлетворяет многочисленные дополнительные потребности, такие как: обеспечение безопасности, отдых и развлечение, создание условий для работы и т.п.

Представленные рассуждения позволяют сделать вывод о том, что базовый продукт отеля (заведения гостиничного типа) – это гостеприимство, которое выражается не только в образцовой реализации всех запросов и удовлетворении ожиданий туриста, но и в сердечности и благожелательности отношении всего персонала - от швейцара до директора отеля.

Гостиничная услуга для молодоженов – гостиница «Экватор» (размещение в специально украшенном номере, шампанское, утром – изысканный завтрак, можно и в постель, поздравления от гостиницы, скидки на оплату номера).

Турпродукт – событие. Характеризуется значительной тематической однородностью и организационной ограниченностью, а так же локализацией в пространстве и во времени. Для такого продукта типичны незаурядность, исключительность, иногда цикличность. Турпродукт – событие может существовать самостоятельно либо быть составной частью турпродукта –маршрута или турпродукта – места.

В качестве примера можно привести всемирные выставки EXPO, Олимпийские игры, кино и музыкальные фестивали, Oktoberfest в Мюнхине, Всемирный фестиваль Джеймса Джонса в Дублине (Блумсдей - 16 июня - путешествие по Дублину, в котором роль путеводителя играет произведение Дж. Джойса «Улисс» с использованием вымышленных событий организуется пространство города и не только в этот день и формируется неповторимый турпродукт), выставку «Самаратурэкспо» (октябрь, апрель), Военно-этно-исторический фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша», Международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» (Тула).

Турпродукт – мероприятие состоит из комплекса услуг либо услуг и материальных товаров (вещей), предлагаемых организаторами туризма (туроператорами и турагентами).

Таким образом, мероприятие – в данном случае значит организованное, не самодеятельное. Примерами турпродуктов этого вида является туры, экскурсии и пребывание. Это наиболее популярный вид турпродукта на рынке турпродуктов. Турпродукт – мероприятие можно отождествлять с понятием «турпакет», в котором набор услуг скомплектован и оплачен как единое целое.

Польское турбюро предлагает уникальные туры для любителей растений и красивых садов («Цветочные острова» - тур по Германии, Швейцарии, Италии и Австрии, «Изысканные сады Англии», «Лавандовые поля» по Провансу во Франции и по Вероне и Падуи в Италии). Продукт создавался с мыслью о тех, кто хотел бы познакомиться с нетипичной стороной Европы, в каждом туре группу сопровождает не только руководитель, но и специалист- садовник, которые раскрывает туристам тайны садово-паркового искусства, поясняет термины, дает советы.

«Лавандовые поля» по Провансу во Франции и по Вероне и Падуи в Италии: в окрестностях Акса и Авиньона туристы посещают поля ароматических трав, побывают в Музее лаванды и на парфюмерной фабрике в Грасе, а так же в Bambuserai(бамбуковой роще) в Провансе, в Кактусовом саду в Монако и по пути в садах Вероны и Падуи.

Турпродукт – объект характеризуется наличием одной главной достопримечательности (услуги) и несколькими дополнительными услугами, сконцентрированными в одном месте (на одном объекте); с позиции картографии продукт объект имеет точечный характер (музей, исторический памятник, спортивно-концертный зал, конгресс-центр, отель, пещера, памятник природы):

Морская крепость «Свиноустье» в Польше на побережье Балтийского моря: в частности, форт Герхарда (Восточный) XIX в.: анимационная экскурсия - для начала посещения форта нужно получить билет-пропуск и предъявить его на входе часовому в костюме прусской армии периода Первой мировой войны. Туристы становятся рекрутами и. в полной мере подвергаются знаменитой прусской муштре, несут караульную службу, форсируют минные поля, метают гранаты, отражают атаки неприятеля, затемно возвращаются в казармы, участвуют в обслуживании орудия и стреляют из него.

Парк Астроид Линдгрен. В небольшом городке Виммерби (300 км на юг от Стокгольма) создан парк. В 1981 г. на земле, принадлежавшей ранее ее отцу, трое местных жителей соорудили для своих детей несколько домиков, в которых жили герои повести (Пеппи Длинныйчулок, Нильс - мальчик-с-пальчик, Карлесон, дети из Буллербина). Теперь эта территория в 10 га собственность общины и здесь расположена миниатюрная копия центра города времен детства писательницы (начало XX в., р. 1907 г.): в центре горда расположена улица Авантюристов, имеется Долина Диких роз, Июньские холмы, линкор Подросток и др. Здесь 6 театральных площадок, где 90 профессиональных актеров ежедневно разыгрывают наиболее известные сцены из повестей и организуют дополнительные забавы для маленьких и взрослых посетителей. В 1997 г. восстановлен дом писательницы, который стал музеем ее творчества (более 300 тыс. посетителей в год)

Турпродукт – маршрут состоит из нескольких мест или и объектов, объединенных некоторой значимой идеей и связанных между собой чаще всего особым образом обозначенной трассой (пешеходной, водной, автомобильной), а так же обладающих развитой инфраструктурой, элементы которой размещены вдоль трассы.

Примеры: Die Goldene Strasse – золотой путь (Нюрнберг-Пльзень-Прага), Die Glasstrasse - стеклянный путь (восточная Бавария), Золотое кольцо (великорусские города в России) или создаваемая в настоящее время Европейская сеть велосипедных дорог «Evrovelo».

Германский маршрут «По следам сказок». Наиболее популярна в Германии старейшая экскурсионная трасса «По следам сказок», которая включает в себя более 70 городов, городков и деревень, где разыгрываются фантастические истории мира немецких сказок, басен, мифов и легенд. Все сказания связаны с определенным этапами в жизни братьев Грим. Маршрут имеет протяженность более 600 км и проходит от Ханау до Бремена. Его можно проехать на автомобиле или велосипеде.

На маршруте располагаются многочисленные памятники культуры и искусства, восемь ландшафтных парков и прекрасные холмистые и речные пейзажи: деревни с домами в фахверковой технике и романтичные города времен Братьев Гримм, заколдованные замки и сказочные дворцы.

Ханау – место рождения и памятник братьев Гримм,

Штайнау – дом братьев Гримм;

Швальмштадт – страна Красной Шапочки и Волка;

Шауенбург – заповедник сказок;

Касссель – столица маршрута, Музей Братьев Гримм;

Хамельн – город Крысолова;

Эбергетцен – Мельничный музей, представляющий семь знаменитых проделок Макса и Морица.

Хайлигенштадт-Гетинга – «Дорога госпожи Холле»;

Хофгайсмар – замок спящей царевны Сабабург;

Поле – город Золушки; Бремен – рынок с изваяниями бременских музыкантов.

Во многих местах гостей встречают сказочные персонажи, к услугам туристов десятки музеев, галерей, концертов, представлений под открытым небом, кукольных театров, а так же недели сказок, фестивали в усадьбах, княжеские банкеты и популярные средневековые пиршества. Один проект сменяет другой, создавая единую атмосферу.

Турпродукт – место (регион, округ, местность, национальный парк и др.) считается особым географически детерминированным видом туристского продукта. Этот понятие применяется к имеющему сложную внутреннюю структуру множеству элементов, выделенных по признаку их конкретной пространственной локализации и имеющих характер туристкой достопримечательности.

Необходимо подчеркнуть, что при реализации потребителю конкретного мета ему предлагаются не только природные и антропогенные достопримечательности, но и услуги различных хозяйствующих объектов, оказываемые на базе существующей туристской и паратуристской инфраструктуры, исторического и культурного наследия, гостеприимства и доброжелательности жителей, а так же с учетом общего мнения о месте посещения (стереотипов) или о тех событиях, которые должны произойти в период пребывания туриста.

Поселок Хоббитон (Матамата) в Новой Зеландии. Для того, чтобы создать на экране настоящее Средиземье при экранизации трилогии ДЖ. Р,Р. Толкиена, авторы фильма должны были найти место, которое могл выглядеть так, как семь тысяч лет назад. И они нашли его в южной части Тихого океана, в Новой Зеландии – на родине режиссера Питера Джексона. Матамата – небольшой поселок и фермой. Уже в поселке мы встретим несколько признаков близости хоббитов. Это большое зеленое табло с надписью «Добро пожаловать в Хоббитон», а так же норки этих полуросликов с круглыми дверями, нарисованными на стенах домов и небольших кафе. В невысоких симпатичных холмах выкопаны норки хоббитов. Экскурсоводы фирмы «Властелин колец тур» построили почти два десятка жилищ хоббитов. Это часть антуража, снимавшегося в декабре 1999 г. фильма. Нет только дымящихся печей и цветов.

Эту сценическую площадку строили 9 месяцев: кроме нор закладывали поля кукурузы, капусты и моркови, цветники. Овец, наоборот, удалили с территории. И все это для трех месяцев съемок. Но сегодняшнему зрителю очень интересно побывать в тех местах, которые ассоциируются с событиями, показанными в фильме и в Мотомото потянулись туристы, поклонники хоббитов.

Сегодня ферма выглядит не совсем так, как в фильме (нет полей и огородов, овцы вернулись), но все равно производит сильное впечатление. Владельцы фермы сотрудничают с турфирмами и экскурсоводами. Ежедневно в МатаМата, переименованный местными жителями в Хоббитон, приезжает минимум 10 групп туристов (взрослый билет – 50 новозеландских долларов, для подростков – 25, дети до 9 лет - бесплатно). Недалеко от Хоббинота открылось сначала небольшое кафе и сувенирами и экспозицией по истории съемок, затем в 2004 г. открыли настоящий ресторан, в котором можно отведать блюда поселка Шир. Все жители желают участвовать в продвижении нового названия и своей территории как турпродукта. В барах продают «хоббит бургеры», на время премьеры каждый житель превратил себя в одного из хоббитов.

Морские маяки Хорватии. В последние годы 50 хорватских маяков были полностью автоматизированы, из-за чего жившие на них смотрители переехали в другие места. В рамках проекта «Каменные огни» 11 маяков были отремонтированы, а опустевшие квартиры смотрителей превращены в уютные апартаменты (с ванной, холодильником, телевизором и т.д.). Некоторые маяки довольно легко доступны, а другие наоборот разбросаны по Далматинскому побережью. Попасть на них возможно только на лодке, арендуемой у местных рыбаков. Продукты питания также доставляются только морем. Туристы сами готовят себе еду. Но эти неудобства компенсируются великолепными видами, спокойствием и тишиной, возможностями купаться, загорать, рыбачить, совершать лодочные прогулки на соседние острова.

Представленные примеры свидетельствуют об огромном разнообразии туристских продуктов и об их сложном характере.

Анализ перечисленных видов тупродукта показывает, что их можно объединить в две основные группы:

- базовые (простые) турпродукты – одиночные продукты (услуга и предмет);

- интегрированные продукты – организационно или пространственно интегрированные из базовых турпродуктов в рамках общей концепции (организационная интеграция: событие, мероприятие; организационная +пространственная интеграция: объект, маршрут, территория).

Продукт состоит из многих, иногда совершенно разных компонентов, существующих в различных версиях и комбинациях.

Компоненты в составе трупродукта:

- sensu stricto (в узком смысле):

а) предметы и услуги, для которых способообразующим фактором является сам туризм, т.е. переезды, ночевки, услуги экскурсовода,

б) предметы и услуги, которые приобретаются в связи с занятием туризмом, но используются и в другие периоды жизни, например, обувь и одежда,

в) предметы и услуги, которые удовлетворяют потребности как туристов, так и других людей, например, охрана здоровья, связь, культура;

- sensu largo (в широком смысле):

г) достопримечательности (предметы), которые организатор туризма особым образом реализует туристу,

д) удобства (услуги) – туристическая и паратуристическая инфраструктура,

е) замысел (идея) турпродукта,

ж) образ места отдыха, распространенные стереотипы о нем, локализация,

з) организация, т.е. способ подготовки и проведения «потребления» турпродукта.

***Когда речь идет от качестве + погода в период отпуска, завязанные в период путешествия знакомства, общая атмосфера поездки, внутренние переживания каждого участника, новые впечатления и новые представления о месте пребывания.

Для того, чтобы совокупность предметов и услуг стала единым турпродуктом, все его компоненты должны быть связаны одной идеей (замыслом). Так же важной считается соответствующая организация: логичное и корректное объединение отдельных компонентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.084 с.)