Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования рекреационной географии

Поиск

Индустрия туризма относится к отраслям с ресурсной ориентацией. Определение пригодности ресурсов окружающей среды для целей отдыха и туризма – одна из главнейших задач рекреационной географии и географии туризма. Конкретными задачами исследования являются:

· оценка естественных ресурсов территорий в санаторно-курортных целях;

· оценка природно-территориальных и аквальных комплексов различных рангов, их компонентов и свойств для развития отдыха и туризма;

· поиск критериев оценки природного потенциала.

· Процедура оценивания состоит из обязательных этапов:

· выделение объекта оценки;

· выделение субъекта оценки (вид туризма, цикл рекреационных занятий, категория отдыхающих), с позиции которого ведется оценивание;

· установление критериев оценки в зависимости от масштаба и цели исследования, свойств объекта;

· разработка параметров оценочных шкал (количества ступеней шкалы, являющихся показателями интенсивности взаимодействия объекта и субъекта оценки);

· получение частных и интегральных оценок.

В прил. 3 в табличной форме приведены методики оценки водоемов для купания, медико-биологической оценки, оценки степени контрастности основных пар природных комплексов и эстетических свойств ландшафтов, технологической оценки допустимой рекреационной нагрузки, рассмотрен пример функциональной типологии территориальных рекреационных систем и туристской типологии стран мира.

В рекреационной географии используются те же методы, что и во всех географических науках: описательный, аналитический, статистический, картографический, специальные методы частных географических наук (например, метод математического моделирования водного баланса земной поверхности в гидрологии и климатологии), а также метод анкетирования, используемый при социально-экономических исследованиях потребности в туристских услугах.

Описательный метод исследования позволяет составить сравнительно-географическую характеристику и оценку объекта исследования на уровне, достаточном для достижения поставленной цели и задач исследования.

Аналитический метод позволяет обобщить накопленную разноплановую информацию, сделать выводы, переводящие знание о предмете исследования на новый более высокий уровень, произвести типологизацию объекта исследования.

Статистический метод дает исследователю возможность при использовании цифровой статистической информации, сгруппированной в виде временных рядов или в виде базы данных с пространственными координатами, получать с помощью методов математической статистики такие параметры, как средние значения характеристик и их средние квадратичные отклонения от нормы, коэффициенты вариации (изменчивости) характеристик в ряду, коэффициенты корреляции (взаимосвязи) данных различных рядов, строить поля изолиний с учетом математического сглаживания (рис. 1) и выполнять множество других действий по статистической обработке разнообразной информации.

 

Рис. 1. Фрагмент поля изолиний годового слоя стока (мм/год),

построенного с помощью программы Surfer

Часто ограничиваются только приведением статистической информации (накопленных или рассчитанных количественных данных) в виде таблиц, например, при проведении воднобалансовых расчетов для исследуемой территории (рис. 2). Более наглядным способом представления статистической информации являются графики, построенные с помощью Excel (рис. 3, 4).

Картографический метод дает исследователю возможность умение читать и самостоятельно составлять тематические карты и знание возможностей картографии в отображении различных явлений, представляющих интерес для рекреационной географии.

Карта – это математическая модель размещения объектов в пространстве, математически определенное, уменьшенное, генерализованное (обобщенное) изображение поверхности Земли, показывающее в принятой системе условных знаков расположенные или спроецированные предметы, явления или процессы.

Элементами карты являются: само картографическое изображение, математическая основа карты, ее легенда, вспомогательное оснащение и дополнительные данные.

Легенда карты включает систему используемых условных знаков и пояснений.

Математическая основа карты включает сетку координат, масштаб и геодезическую основу – вид проекции.

 

Рис. 2. Фрагмент таблицы расчетов текущих водных балансов

с суточным разрешением по данным метеостанции Сочи

(ноябрь – декабрь 1972 г.)

 

 

Рис. 3. Гидрографы элементарного стока по результатам расчета

элементов текущих водных балансов для метеостанции Сочи.

По вертикальной оси отложены ординаты суточных суммслоя стока, мм/сут

 

Рис. 4. Сравнение рассчитанного и измеренного стока в районе г. Сочи:

ряд 1 – измеренные в р. Сочи у с. Пластунка относительные средние месячные расходы воды; ряд 2 – рассчитанные по водному балансу для метеостанции г. Сочи относительные средние месячные слои стока

 

Области применения туристских карт весьма разнообразны [5, с. 21]. В картографическом обеспечении туризма выделяются карты:

· для туристов и экскурсантов (информация о местности, объектах туристского интереса, размещении объектов туристского обслуживания), дающие возможность планировать и осуществлять путешествие по выбранному маршруту;

· для обеспечения развития индустрии туризма и государственного регулирования туристской деятельности, для туристского бизнеса и органов управления в сфере туризма;

· для научной оценки природно-рекреационного потенциала и социально-экономической ситуации.

Аналитические карты дают детальную характеристику совокупности однородных туристских объектов по ограниченному числу показателей (размещение гостиниц, характеристика их вместимости и др.).

Комплексные карты показывают все значимые с точки зрения туриста объекты.

Синтетические карты отражают результаты научного обобщения большого количества разнообразной информации и дают интегральную оценку территории, например, карты туристского районирования.

Выбор масштаба карты зависит от целей картографирования и назначения карты: крупный масштаб (1:100 000 и крупнее), средний масштаб (1:200 000 – 1:1 000 000) и мелкий масштаб (мельче 1:1 000 000).

С помощью карт туристы могут решать следующие задачи:

a. ознакомительные:

· оценка туристских возможностей района предполагаемого посещения;

· выбор оптимальных по времени, расстоянию, степени сложности маршрутов;

· ознакомление с имеющейся туристской инфраструктурой, местами размещения, питания;

b. ориентационные:

· ориентация на местности по карте;

· определение географического положения туристских объектов;

· оценка расстояний и направлений по карте;

c. информационно-справочные:

· определение абсолютных и относительных высот, крутизны склонов и других параметров рельефа;

· получение характеристик природных объектов для определенного вида туризма;

· получение необходимой информации об историко-культурных объектах и социально-экономической ситуации.

Детализация информации туристских карт часто производится за счет использования понятных туристам всех стран пиктограмм (например, наличие ресторана в гостинице, оснащение номеров кондиционером, минибаром и др.).

Картографирование является не только методом исследования. Карта также может являться и результатом географического исследования. Это одно из средств познания и описания мира, пространственного обобщения географической информации. С помощью карт разного масштаба можно изобразить географические закономерности размещения различных явлений и объектов. Карта служит основой для пространственного анализа и понимания реальности. Например, на рис. 5 показано местоположение существующих в России свободных экономических зон туристско-рекреационного типа.

В последние десятилетия получили широкое распространение специальные компьютерные программы – картопостроители (Surfer, Corel Draw, MapInfo, Easy Trace, ArcView и др.), которые относятся к разряду ГИС (геоинформационных систем). Они позволяют визуализировать (наглядно представлять) любую информацию, привязанную к конкретным географическим координатам, с высоким качеством изображения независимо от масштабирования.

Приморский край «Остров Русский»
Республика Бурятия «Байкальская Гавань»
Иркутская обл. «Ворота Байкала»
Республика Алтай «Алтайская Долина»
Алтайский край «Бирюзовая Катунь»
Кавказский кластер в Ставропольском крае «Гранд Спа Юца»
Калининградская обл. «Куршская коса»

 

Рис. 5. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

в России. Основа картосхемы построена в ГИС Corel Draw

 

 

В настоящее время при подготовке к туристскому путешествию все чаще используются картографические ресурсы сети Интернет, виртуальные туристские путеводители, трехмерные изображения городов.

Повысить качество индивидуального туризма, облегчить ориентирование на местности, ускорить нанесение объектов на карту позволяют GPS – навигаторы и системы спутникового позиционирования на местности.

 

Выводы по 1 главе. Методология рекреационной географии и географии туризма находится в стадии становления. Среди социологических путей исследования в рекреационной географии важны социологические опросы работников туристской индустрии и самих туристов. Значительное место занимают клинико-физиологические и текущие медицинские наблюдения при анализе влияния климатических факторов и микроклиматических условий, рельефа, растительности на организм человека, полевые и камеральные методы исследования позволяют собрать исходную информацию для последующего анализа и обобщения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определения объекта и субъекта рекреации, сущности рекреационной деятельности, объекта и предмета рекреационной географии.

2. Назовите и охарактеризуйте методы исследований рекреационной географии.

3. Определите место рекреационной географии в системе географических наук.

4. Перечислите основные задачи теории и практики рекреационной географии.

5. Охарактеризуйте сущность и возможности картографического метода исследований.

6. С помощью каких прикладных компьютерных программ можно выполнять построение векторных карт?

7. Какие показатели туристско-рекреационных ресурсов можно описывать при помощи геоинформационных систем (ГИС)?

8. Что такое «легенда карты» и какую информацию она несет?

9. Перечислите виды графиков и диаграмм, которые можно построить по статистической информации с применением Excel?

10. Перечислите элементы карты.

11. Перечислите типы карт.

12. Приведите примеры карт с различным масштабом.

Глава 2.Теоретико-методологические основы

Рекреационной географии

Система основных понятий и терминов создает методологический аппарат для исследователя. Владение научной терминологией позволяет выполнить анализ сложившейся ситуации в развитии туристской отрасли на конкретной территории.

 

2.1. Основные понятия и термины

Рекреационной географии

Основными ключевыми понятиями рекреационной географии и географии туризма являются: рекреация, отдых, рекреалогия, объект рекреации, рекреант, рекреационные ресурсы, рекреационная освоенность, рекреационный потенциал, особо охраняемые природные территории, туристская дестинация, туристский регион, аттрактивность, виды туризма, география туризма, свободное время, туристский продукт, туристские потоки, рекреационная деятельность, туристская инфраструктура, хозяйственный потенциал рекреации, рекреационное зонирование, туристско-рекреационная система. В Словаре терминов и Алфавитно-предметном указателе настоящего учебного пособия можно найти необходимые их определения.

Понятие рекреация разными авторами определяется как: массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека; деятельность, направленная на восстановление сил человека в основном за пределами основного места проживания [13, с. 46]; совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания [17, с. 28]. В этом смысле понятия рекреация и туризм пересекаются.

Туризм разновидность активного отдыха или рекреации, связанная с поездкой по определенному маршруту в определенный срок с определенным комплексом услуг (перевозка, размещение, питание, экскурсионное обслуживание и др.); временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания; любые перемещения человека с целью отдыха, оздоровления, познания; деятельность путешествующих в местах, расположенных вне постоянного места жительства, в течение периода, не превышающего года подряд, осуществляемая с целью отдыха, образования, бизнеса, лечения и др.

Рекреация и отдых

Понятие отдых определяется как человеческая деятельность, направленная на удовлетворение физиологических потребностей в восстановлении сил (путешествия, хобби, рыбалка, охота, сбор даров природы и т. д.), осуществляемая в основном на территории постоянного проживания человека (пассивная рекреация) [18, с. 19]; любая человеческая деятельность или бездеятельность, не направленная на удовлетворение насущных нужд [17, с. 13]; поиск разнообразия и перемена вида деятельности [13, с. 50]. Часто понятия рекреация и отдых считают синонимами.

Понятия рекреации и отдых тесно связаны с понятиями свободное время и досуг. Свободное время – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы его определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени. Свободное время может тратиться в различных целях (рис. 6).

На основе критерия повторяемости выделяют пять типов рекреации (отдыха) [13, с. 49]:

· суточный отдых (с циклом 24 часа) – это время ежесуточного сна для снятия дневной утомляемости;

· недельный отдых (с циклом 7 суток) – это «уикэнд», связанный с посещением близлежащих рекреационных территорий (парков, стадионов, мест развлечений);

· квартальный отдых (с циклом 65–90 суток) – связан с однодневными посещениями не очень удаленных мест отдыха;

· ежегодный отдых (с циклом 365 суток) – связан с длительным пребыванием в удаленных от основного места проживания местах, очень привлекательных по различным мотивам. Может быть активным или пассивным (без выезда за пределы постоянного проживания);

 

Рис. 6. Структура распределения свободного времени

среди молодых жителей г. Ульяновска, часы

 

· жизненный отдых (с циклом 10–15 лет) – связан с длительными посещениями предельно удаленных от основного места проживания привлекательных мест или мест, резко отличающихся от обычных стандартов постоянного проживания. Часто связан с уникальными событиями жизни, может носить случайный характер, не обязательно связанный с отъездом, часто связан с коренным изменением образа жизни. Выделяют также жизненный отдых, связанный с возрастными периодами детства и пенсионного возраста, когда продолжительность свободного времени велика.

Рекреационная деятельность

Рекреационная деятельность – деятельность, осуществляемая на специализированной территории с вовлечением рекреационных ресурсов, результатом которой является восстановление сил человека (рекреанта). Схема взаимодействия объектов и субъекта рекреационной деятельности приведена на рис. 7.

Выделяют следующие виды рекреационной деятельности [13, с. 47]:

· активная деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (туризм, альпинизм, прогулки, занятия физической культурой);

· любительские занятия (охота, рыбная ловля, сбор даров природы);

· приобщение к миру искусства, художественное творчество;

· интеллектуальная деятельность (изобретательство, самообразование, чтение);

· общение по интересам и свободному выбору;

· развлечения (игры, танцы, зрелища);

· путешествия и экскурсии ради удовольствия.

Рекреационная деятельность разделяется по главному мотиву рекреации на лечебную, оздоровительную и познавательную.

Лечебная рекреационная деятельность по характеру использования рекреационных ресурсов бывает: климатолечебная (приморская, горная, равнинная), бальнеологическая, грязелечебная.

Оздоровительная рекреационная деятельность бывает: маршрутная, прогулочная, спортивная, промысловая, купально-пляжная, водно-спортивная, водно-прогулочная, рыболовная, охотничья, горнолыжная, альпинизм, дайвинг.

Познавательная рекреационная деятельность делится на культурно-историческую и натуралистическую.

 
Трудовые и социально-экономические ресурсы
Система управления территорией
 
  Природный потенциал
Экологическое состояние территории

 


ТУРИСТ

 

Экономиче- ский потенциал
Природно-рекреационные ресурсы

 


Культурно-исторические ресурсы
Материально-техническая база

 

 

Рис. 7. Схема взаимодействия объектов рекреационной

деятельности и субъекта (туриста)

 

 

Рекреационная деятельность (туризм) подразделяется:

· по правовому статусу (национальный, международный);

· по рынку (внутренний, иностранный выездной);

· по продолжительности (кратковременный, длительный, среднесрочный);

· по сезонности (круглогодичный, сезонный);

· по характеру организации (плановый, самодеятельный, организованный, неорганизованный);

· по возрастному признаку (детский, взрослый, смешанный);

· по числу рекреантов (индивидуальный, групповой, семейный);

· по характеру использования транспортных средств (пешеходный, автомобильный, автобусный, авиационный рейсовый и чартерный, железнодорожный, теплоходный морской и речной круизный);

· по роду основной деятельности (деловой, познавательный, спортивный, экологический, конгрессный, приключенческий, экстремальный, сельский (агротуризм) и др.);

· по используемым природным ресурсам (горный, морской, лесной, речной, лечебный, купально-пляжный);

· по источникам финансирования (коммерческий, социальный);

· по способу размещения (гостиничного типа, негостиничного типа).

Рекреационные предприятия, выполняя рекреационную деятельность, обеспечивают тот или иной вид отдыха за счет использования имеющихся ресурсов с применением специальных технологий и средств. Они входят в отрасль народного хозяйства – рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс).

Рекреационная деятельностьтесно связана с понятием туризм. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Классификация в туризме является выделение его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя – критерия. Классификация туризма имеет для его практики важное значение. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, определять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовывать туристский продукт, соответствующим образом организовывать обслуживание туристов.

Туризм можно классифицировать по различным критериям:

· по направленности туристских потоков и масштабам территориального охвата;

· по способам передвижения и использованию транспортных средств;

· по срокам поездки, сезонности;

· по демографическому и социальному составу участников путешествия;

· по степени организованности, принципам организации продажи тура и форме организации туробслуживания;

· по цели путешествия.

Последний критерий разделения туризма на виды имеет решающее значение, поскольку именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура, выбор маршрута и организацию туристского обслуживания.

Несколько иным является разделение и формы в массовом и спортивном туризме. Здесь выделяют следующие формы как прогулка, поход, путешествие, слет, лагерь, соревнования и экспедиция. В свою очередь спортивные походы имеют категоризацию по сложности, которая определяется выполнением спортивных нормативов – походы I, II, III, IV, V и VI-й категории сложности.

Очень трудно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Существующие в специальной литературе, имеют большие или меньшие расхождения, но в целом согласуются между собой.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет следующие типы: внутренний, въездной (активный) и выездной (пассивный). Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Туризм международный – туризм выездной или въездной. Туризм национальный – это внутренний и выездной туризм. Туризмом в пределах страны занимаются как граждане данной страны, так и приезжающие из других стран и регионов. Ночующие рекреанты считаются туристами, а однодневные посетители и участники круизов без местного размещения в гостиницах – экскурсантами.

Выделяют также социальный и самодеятельный туризм. Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно с использованием активного передвижения.

Виды туризма выделяют по внутренним факторам в связи с мотивами, побуждающими человека совершить путешествие:

· с целью отдыха (курортный отдых, лечебно-оздоровительный туризм, пляжный туризм и др.);

· с целью изучения культуры (познавательный туризм, паломнический туризм);

· общественный туризм (посещение родственников, знакомых, клубный туризм);

· спортивный туризм (активный, пассивный);

· экономический туризм (бизнес-туризм, выставочный туризм);

· конгрессный туризм (политический, дипломатический).

Формы туризма важны для туристского менеджмента и конкретизируются по внешним причинам и воздействиям:

· в связи со сроками пребывания в путешествии (однодневный, кратковременный, транзитный);

· со страной происхождения путешествующих (внутренний, международный);

· в зависимости от его организационной формы;

· от возраста туристов (дети с родителями, молодежь 15–24 лет, экономически активные в возрасте 25–44 лет, люди среднего возрасти 45–64 лет без детей, пенсионеры старше 64 лет);

· в зависимости от времени года (летний, зимний туризм, межсезонье и туристский сезон;

· в зависимости от используемого транспорта.

Выводы по 2 главе. С точки зрения экономического и социального развития любой страны в ходе рекреационной деятельности безусловный интерес представляет развитие внутреннего и иностранного въездного туризма. Оба вида туризма используют внутренние ресурсы и материально-техническую базу страны, стимулируя их совершенствование и развитие, и является источником значительных денежных поступлений. В плане финансовых поступлений превалирует иностранный въездной туризм, обеспечивающий также приток валютных средств. Но и туризм внутренний по объему оборотов занимает значительное место в экономике нашей страны.

В наше время на внутренний туризм приходится почти две трети общего объема туристического оборота в мире. Он представляет собой также необходимую и стабильную базу для развития туризма иностранного и служит своеобразным "амортизатором" для туристического хозяйства в условиях сокращения объемов последнего.

Необходимо, чтобы развитие внутреннего туризма стимулировалось бы так же, как и развитие международного туризма. Прочная база внутреннего туризма была бы большим преимуществом в развитии международного туризма в нашей стране.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определения ключевым понятиям рекреационной географии.

2. В чем состоит различие понятий рекреация, отдых, туризм?

3. Какова современная трактовка сущности рекреации?

4. Какие виды деятельности выделяются во время отдыха?

5. Каковы возможности использования свободного времени?

6. Назовите типы, категории, виды и формы туризма и критерии их выделения.

7. Дайте описание типов, категорий, видов и форм туризма, распространенных в Омской области и других регионах России (на выбор).

8. Пользуясь статистической информацией из Интернета, оцените финансовые поступления от иностранного и внутреннего въездного туризма в России и в Омской области.

9. На основании собранной справочной информации постройте графики и диаграммы в Excel. Приведите письменный анализ построенных диаграмм по развитию туристской отрасли в регионе.

10. Сравните отдельные туристские местности Омской области по финансовым поступлениям от туризма, развитию конкретных видов туризма. Сравнение выполните в виде графиков и диаграмм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 2845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.012 с.)