В Российской Федерации (2011–2018 годы)



Цель – создание условий для эффективного развития индустрии туризма на основе формирования единой туристско-рекреационной системы России.

Задачи:

1. Формирование эффективной системы взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти, бизнес-структур, научных и образовательных учреждений, общественных организаций по внедрению технологий туристско-рекреационного проектирования и управления территориями с целью создания турпродукта и эффективного воздействия туризма и рекреации на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

2. Определение основных содержательных направлений в развитии туризма и рекреации на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с внедрением кластерной политики и использованием механизма государственно-частного партнерства.

3. Обеспечение научного и кадрового сопровождения всех программ и проектов туристско-рекреационного развития, создаваемых административными органами разных уровней, включая создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей функционирование объектов туризма и рекреации на уровне мировых стандартов.

4. Создание единого российского информационного туристского портала, обеспечивающего эффективное управление территориями разного ранга и предоставляющего потребителю прямой доступ к туристско-рекреационным услугам.

5. Разработка модели и технологии управления рисками туристско-рекреационной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с использованием элементов системы «Туристский ГЛОНАСС» с целью обеспечения безопасности в туризме.

При реализации ФЦП необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. При Министерстве культуры (или при Федеральном Агентстве по туризму) создать научно-образовательный институт (центр), который занимался бы научным сопровождением подготовки программных и нормативных документов, обобщением научно-практического опыта по развитию индустрии туризма в регионах и координацией научно-практических исследований по разработке туристско-рекреационных проектов.

2. Нормативно закрепить и сделать обязательным научное сопровождение на основе разработанной единой методики программ развития туризма, проектов туристско-рекреационных кластеров разных уровней и их общественное обсуждение.

3. Создать единый общероссийский туристский геоинформационный портал и внедрить на его основе ежегодную систему рейтингов регионов, компаний, маршрутов и т.д.

4. Создать общегосударственную систему туристско-рекреационной экспертизы проектов, позволяющую объективно оценивать их качество и принимать эффективные управленческие решения по их финансовому и иному обеспечению на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) с учетом позиции общественных организаций.

5. Создать межведомственный экспертный совет по кадровому обеспечению и систему региональных образовательных центров в сфере туризма с целью координации и качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров начального, среднего и высшего профессионального образования. Закрепить соответствующие полномочия за ведущими региональными образовательными центрами РФ.

6. При проектировании особых экономических зон туристско-рекреационного типа крупных межрегиональных и трансграничных туристско-рекреационных кластеров обеспечить заблаговременную подготовку кадров в соответствии с реальными потребностями проектируемых объектов (подготовка кадров «под ключ»).

7. С целью привлечения талантливой молодежи в сферу индустрии туризма и патриотического воспитания создать молодежные движения под предлагаемыми названиями: «Молодая Россия путешествует» и «Познай для себя Россию».

8. Министерству культуры совместно с Министерством образования и науки выступить с законодательной инициативой о необходимости включения в программы школьного образования обязательной экскурсионной и туристской деятельности учащихся разных возрастных категорий с целью познания истории, культуры и природы нашей страны, воспитания и просвещения молодежи.

9. Разработать и внедрить комплекс мер по использованию инновационных технологий в практику туристско-рекреационной деятельности, в том числе обеспечивающую снижение рисков и возможности предотвращения чрезвычайных ситуаций при организации туризма и отдыха (совместно с МЧС РФ).

10. Разработать систему мер по обеспечении безопасности туризма в РФ.

В связи с реализацией ФЦП проблемы туристского образования заключаются в следующем:

§ нехватка квалифицированных преподавательских и научно-исследовательских кадров, низкий уровень материально-технической базы;

§ излишняя теоретизированность и оторванность образования от практической деятельности, а также пассивность бизнеса в организации образовательного процесса;

§ большое количество непрофильных вузов и ссузов готовят кадры для индустрии туризма, что противоречит распоряжению МОН РФ, требующего готовить кадры по профилю вузов и ссузов;

§ переизбыток выпускников, способных работать в сфере продаж турпродукта, при условии их доучивания, а иногда и переучивания на рабочем месте, при одновременной нехватке кадров для гостиничной и ресторанной сферы;

§ резкое снижение качества школьного образования и, как следствие, упрощение учебных планов и требований к абитуриентам и студентам.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должны владеть выпускники в сфере туризма:

§ умением брать на себя ответственность, умением урегулировать конфликт в коллективе;

§ быть терпимым, уважать другие культуры, языки и религии;

§ владеть иностранными языками;

§ владеть компьютерными технологиями;

§ быть готовым приобретать и пополнять профессиональные знания в течение всей жизни.

С целью подготовки высококвалифицированных кадров туриндустрии необходимо решить следующие задачи:

§ Анализ состояния подготовки кадров для туристской отрасли региона.

§ Формирование отраслевой потребности в специалистах.

§ Выявление проблем в трудоустройстве молодых специалистов.

§ Оценка эффективности образовательных программ.

§ Анализ российского и зарубежного опыта в подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса.

§ Укрепление материально-технической базы учебных заведений, создание учебно-тренинговых площадок.

§ Развитие межвузовского сотрудничества.

§ Создание региональных учебно-научно-производствен-ных комплексов.

Отличительные черты профессионального туристского образования в России:

§ международное признание системы обучения;

§ комплексный междисциплинарный подход;

§ эффективное сочетание фундаментальных и прикладных знаний, обучение с акцентом на иностранные языки и профессиональную практику;

§ использование современных методов в обучении (тренинги, мастер-классы, деловые игры и др.);

§ привлечение бизнес-сообщества к реализации образовательных программ, корпоративное обучение;

§ возможность составления индивидуального графика обучения для обеспечения мобильности студентов;

§ содействие в трудоустройстве;

§ возможность получения международных сертификатов о прохождении специализированных курсов;

§ зарубежные стажировки и практики.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка востребованы, так как около 70 % сотрудников туротрасли не имеют профильного образования.

Варианты решения проблемы:

§ Краткосрочные курсы повышения квалификации (от 74 часов).

§ Профессиональная переподготовка (от 500 часов).

§ Второе высшее образование, магистратура, МВА.

Требования к программам дополнительного образования должны учитывать потребности современных слушателей программ дополнительного образования и их отличительные черты:

§ Высокий базовый образовательный уровень.

§ Повышенные требования к формам и содержанию учебных образовательных программ.

§ Изменение контингента слушателей по прикладным программам.

§ Потребность в краткосрочных программах и дистанционных формах обучения.

§ Формирование корпоративных учебных программ (обучение «под заказ»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.224.230.51