Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ФТД.02.История и методология географии↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ФТД.02.История и методология географии
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Институт естествознания
Утверждено на заседании Утверждено на заседании кафедры Учено-методического комиссии Института естествознания физической и экономической географии Протокол № ____ от________ 2008г Протокол № ____ от________ 2008г Председатель комиссии ________________________ Зав. кафедрой___________________
Учебно-методический комплекс по дисциплине ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ Специальность 020401 - География Тамбов 2008
Учебный курс "Теория и методология географической науки" призван познакомить студентов с теоретическими и методологическими основами экономико-географической науки. В курсе рассматривается ряд ключевых вопросов, касающихся содержания экономической географии, объектов и предметов науки, ее главных проблем. Студенты получают знания по вопросам становления и развития отечественной и зарубежной экономической географии, ее ключевыми теориями и концепциями. Также предметом изучения являются следующие общие проблемы: взаимодействие общества и природы, территориальное разделение труда и организация общества, практическое значение и перспективы развития науки. Распределение часов курса по темам и видам работ
Вопросы для проверки 1) Интеграционный потенциал в географии Комплексность географических исследований Вклад видных географов различных исторических эпох в развитие науки.
Основная литература Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избр.т. М.: Мысль, 1980. 239 с. География в Московском Университете. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988, 214 с. Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998. Вопросы для проверки Охарактеризовать "старые" и "новые" подходы в географических науках, т. ч.территориальный (пространственный), комплексный, исторический, типологический, системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий.
Основная литература Экономическая и социальная география зарубежныхстран / Под ред. В.П. Максаковского. М.: Просвещение, 1980. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избр.тр. М.: Мысль, 1980, 288 с. Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. Тема 5 Учения географии Понятие об иерархии научных знаний в географии. Учения - как совокупность теоретических положений в географической области научных знаний. Общенаучные и общегеографические учения. Учения в экономической и социальной географии. Учения об экономико-географическом положении, географическом разделении труда, территориально-производственном комплексе, территориальной организации хозяйства и общества. К этой группе мы считаем возможным отнести учения об экономико-географическом положении, о географическом разделении труда, о размещении и территориальной организации хозяйства и общества, о территориально-про-изводственном комплексе. Учение об экономико-географическом положении. Экономико-географическое положение присуще всем объектам экономико-географического изучения: производственным предприятиям, городам и другим населенным пунктам, районам, странам, субрегионам, регионам. Не случайно учение об экономико-географическом положении (ЭГП) относится к числу наиболее разработанных в социально-экономической географии. Особенно большой вклад в его формирование внесли Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, И. М. Маергойз. Н. Н. Баранский еще в 1939 году опубликовал в журнале "География в школе" программную статью об экономико- географическом положении, да и затем не раз возвращался к этой проблематике. Ему принадлежит следующее основополагающее определение: "ЭГП - это отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение - все равно будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории,". Вслед за Баранским по масштабу (или по территориальному охвату связей) ЭГП стали подразделять на микро - мезо- и макроположение, в пространственном аспекте - на центральное, периферийное, соседское, приморское ЭГП. Кроме того, в той же работе он охарактеризовал положение тех или иных объектов по отношению к очагам культуры, очагам "войны, запасам полезных ископаемых. Особое внимание он уделял "экономико-географическому положению городов, которое рассмотрел на примерах Ленинграда, Волгограда, Нью-Йорка, Лондона. Принципиальное значение имели также его утверждения, касавшиеся индивидуализирующего характера ЭГП и его исторической изменчивости. Н. Н. Баранский рассматривал прежде всего интегральное - Э Г П, но оно складывается из отдельных компонентов или частных ЭГП, главным из которых являет положение. Именно оно находилось в центре внимания Н. Н. Колосовского еще в пери-1од его деятельности в Госплане СССР при проектировании Урало-Кузнецкого комбината. И. М. Маергойз начал с изучения экономико-географического положения Сталинграда, а в 70-х годах перешел к исследованиям ЭГП стран Восточной Европы и некоторых экономических районов СССР (Дальний Восток). ЭГП, помимо транспортнр-географического положения, он предложил выделять: 1) про-мышленно-географическое положение (относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности научно-технических баз); 2) агрогеографическое положение (относительно продовольственных баз и центров потребления сельскохозяйственной продукции); 3) рыночное положение (относительно рынков сбыта потребительских товаров производственного назначения); 4) демогеографическое положение (относительно трудовых ресурсов и научно-технических кадров); 5) рекреационно- географическое положение (относительно центров рекреации) Большое развитие в теоретической географии получило учение о территориальной организации производительных сил и географическом разделении труда. Географическое разделение труда является территориальным воплощением общественного разделения труда. В основе этого явления лежат различия между территориями (странами). Именно это определяет формирование специализации, то есть производства товаров и услуг сверх своих потребностей для обмена. Формирование и существование международного обмена возможно только при определенных условиях. Первое условие - наличие определенных преимуществ у территории (страны) в производстве конкретного товара или услуги (географическое положение, ресурсная база, климат, уровень развитости и промышленной культуры, особенности трудовых ресурсов и т. д.). Второе условие - потребность в данном товаре в других регионах или странах. Третьим условием является получение прибыли, то есть цена товара в месте реализации должна быть больше, чем затраты на его производство и транспортировку.
Самостоятельная работа Изучить сущность учений о геосистемах, территориальном разделении труда, экономическом районировании. Вопросы для проверки дать сравнительную оценку экономико-географического положения двух стран, двух экономических районов России.
Основная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. Дополнительная литература Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избр.т. М.: Мысль, 1980. 239 с. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Тема 6 Теории географии Теории и концепции - как формы научного знания. Общенаучные и общегеографические теории. Теории социально- экономической географии: размещения производительных сил (штандортные теории), экономического районирования. Мирового хозяйства, территориальной структуры хозяйства, расселения населения, геоурбанистики, центральных мест. Теория геополитики. Концепции социально-экономической географии: больших циклов, энерго-производственных циклов, опорного каркаса территории, полюсов роста, единой системы расселения, глобальных городов, территориально- рекреационной системы, "качества" населения. В хозяйстве страны всегда было принято выделять в качестве, в какой-то мере автономных, социальную, отраслевую, технологическую, а иногда и некоторые другие виды структуры. Затем к этому перечню добавилась и территориальная структура хозяйства (ТСХ), представляющая для социально-экономической географии наибольший интерес. Зарождение этой теории относится к 60-м годам, а становление ее приходится в основном на 70-е годы. Наиболее активное участие в этом процессе приняли И. М. Маергойз, П. М. Алампиев, В. М. Гохман, Г. М. Лаппо, М. М. Паламар-чук, А. Г. Топчиев, некоторые другие видные ученые. Но прежде всего эту теорию обычно связывают с именем И. М. Маергойза. Уже в книге И. М. Маергойза о Чехословакии (1964) термин "территориальная структура" перестал быть синонимом термина "размещение", а приобрел некий самостоятельный смысл. Затем он был им же развит и обогащен, прежде всего на базе конкретного изучения стран Восточной Европы. В результате сложилась довольно стройная система взглядов. В основе ее лежит сама дефиниция данного понятия. И. М. Маергойз определил территориальную структуру хозяйства как совокупность определенным образом взаимо- расположенных и сочлененных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии в процессе (и в результате) развития и функционирования народнохозяйственной системы. Следовательно, территориальная структура характеризует членение хозяйства на экономические районы и зоны и (или) их взаиморасположение, соотношение центра и периферии, начертание основных трасс экономического взаимодействия, степень "мозаичности" или "крупноблочности" форм хозяй-ственного освоения территории. Иными словами, речь идет о главных чертах хозяйственной дифференциации территории, о ее "географическом рисунке". Развивая эти положения, И. М. Маергойз предложил выделять три формы ТСХ: 1) интегрально-пространственную структуру, характеризующуюся взаимодействием зон, районов, подрайонов и т.д.; 2) территориально-отраслевую структуру, формирование которой определяется размещением ключевых отраслей экономики и научного потенциала; 3) линейно- сетеузловую структуру, охватывающую прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвс расселением и образующую экономические линии и полосы. Он же детально разработал представление о территориальных структурах четырех подсистем хозяйства - материального производства, инфраструктуры, расселения и природных ресурсов, охарактеризовал главные пространственные формы ТСХ - одноцентровую, полицентрическую и смешанную, ее свойства (в особенности инерционность). По И. М. Маергойзу, именно территориальная структура должна служить основным объектом изучения экономико-географов. П. М. Алампиев ввел понятие о каркасной и очаговой структуре ТСХ. Первая из них характерна для экономически развитых стран с высоким уровнем "зрелости" производительных сил и сильной внутренней дифференциацией территории, вторая - для менее развитых стран и мало-освоенных районов. В 80-90-е годы теория территориальной структуры хозяйства получила дальнейшее развитие. Это можно показать на примерах параметризации ТСХ (Л. И. Василевский, П. М. Полян), которая как бы связывает теоретический и методический уровни исследований, разработки ТСХ не только населения и хозяйства, но и природопользования. Появился ряд коллективных монографий, посвященных изучению территориальной структуры зарубежных стран - как развитых, так и развивающихся. Уже было упомянуто, что начал изучаться вопрос о территориальной структуре мирового хозяйства с выделением в нем важнейших "центров силы", ядра, периферии и полупереферии. Ю. А. Веденин ввел понятие о территориальной структуре искусства Теория расселения населения. Это теория формирования и эволюции человеческих поселений, которая ставит своей задачей совершенствование данного процесса в целом и в его отдельных формах. В самом общем плане под расселением населения понимается распределение населения по территории и его результат в виде образования сети поселений. Понятие "расселение" включает в себя размещение населения, функциональные территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения Размещение населения - сложный социально-экономический процесс. Поэтому он является предметом изучения социологии, которая исследует его как пространственную Самост. Рассмотреть основные штандортные теории. Контр. вопросы: дать характеристику теорий: размещения производительных сил, мирового хозяйства, территориальной структуры хозяйства, геополитики. Концепция географической экспертизы сугубо прикладное направление, возможно, не несет непосредственного теоретического "заряда". Но ее фундаментальное теоретическое обоснование, опирающееся на труды Н. Н. Баранского, Н. Н. Коло-совского, Ю. Г. Саушкина, и методическое обеспечение требуют осмысления многих отнюдь не прикладных проблем. Инициатором постановки именно теоретико-методологических вопросов географической экспертизы стал в начале 80-х годов иркутский географ К. П. Космачев. С тех пор эта концепция получила развитие в работах ряда других ученых. Географической экспертизой называется научное направление, специализирующееся на проверке объективности отражения в тех или иных регионах закономерностей развития интегральных систем типа "население - хо-зяйство - природа" с целью определения путей повышения эффективности территориальной организации производства, включая вопросы рационального использования пространственных сочетаний ресурсов и природной среды. Таким образом, географическая экспертиза нацелена на повышение точности привязки решений "к земле", к тому конкретному району, в условиях которого намечается их осуществление. Отсюда следует что в результате географической экспертизы получает дальнейшее развитие учет специфики местных природных и социально-экономических условий. Круг первоочередных объектов географической экспертизы может быть чрезвычайно широким. Так, экспертизе следует подвергать как отдельные проекты, так и их сочетания/связанные с освоением определенных комплексов природных ресурсов новых систем поселений, транспортных магистралей и др.).
Самостоятельная работа Рассмотреть основные штандортные теории Вопросы для проверки Дать характеристику территорий Размещения производительных сил, мирового хозяйства, территориальной структуры хозяйства, геополитики Основная литература Экономическая и социальная география зарубежных стран / Под ред. В.П. Максаковского. М.: Просвещение, 1980. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.
Самостоятельная работа Изучить принципы территориальной организации социально-политической жизни общества Вопросы для проверки Показать принципы территориальной организации (аспектов0 процессов: естественного развития, ландшафтов, антропогенизации ландшафтов, промышленного освоения территорий, развития городской агломераций
Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с . Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.
Семинары Географическая картина мира. Система семинарских занятий призвана дополнить и расширить комплекс теоретических материалов лекционного курса. Задачей семинарских занятий является выработка у студентов умений и навыков конструктивного применения на практике (в частности, в конкретных географических исследованиях) теоретических знаний. Анализируются отдельные смысловые блоки в рамках конкретных тем лекционного курса Самостоятельная работа Проверить навыки географического мышления путем анализа ассоциативного ряда, возникающего у студентов при произнесении названий конкретных географических объектов
Вопросы для проверки Показать значение картографического анализа при географических исследованиях; В чем должна проявляться комплексность географических исследований Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Дополнительная литература. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.
Самостоятельная работа Изучить межпредметные связи географии с историей, экологией, экономикой, социологией. Вопросы для проверки Раскрыть сущность, предметы и объекты исследований в таких "пограничных" науках как: "Региональная экономика", "Регионоведение", "регионалистика".
Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Вопросы для проверки а).Примеры количественной революции в географии, б)Привести конкретные примеры применения экономических методов в географии Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Самостоятельная работа Изучить принципы типологии стран мира.
Вопросы для проверки Привести примеры подходов и типологии: а) стран мира, б) крупных регионов(макрорегионов) мира, в) субъектов РФ, г) отраслей хозяйства и непроизводственной сферы.
Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избр.т. М.: Мысль, 1980. 239 с. Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Тема 6 Учение о географическом разделении труда.
Показывается сущность географического разделения труда как пространственной формы общественного разделения труда. Проводится подразделение на межрайонное и международное разделение труда. Дается представление о двух главных факторах, лежащих в его основе - природном и социально-экономическом. Самостоятельная работа Современные интеграционные союзы государств (региональные экономические, региональные политико-экономические, отраслевые, целевые)
Вопросы для проверки а) показать условия возникновения международного государственного разделения труда, б0 этапы развития мирового хозяйства, в) географическая модель мирового хозяйства. Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с. Вопросы для проверки Дать всестороннюю оценку Э.Г.П. развитой и развивающейся стран.
Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с Дополнительная литература. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998.. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.
Самостоятельная работа Изучить экономическое районирование России и США Вопросы для проверки Принципы выделения экономических районов в отдельных странах: различных типов, различной величины территорий, разного этнического состава, различной территориальной структуры хозяйства
Основная литература Экономическая и социальная география зарубежных стран / Под ред. В.П. Максаковского. М.: Просвещение, 1980. . Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Литература 1.Экономическая и социальная география зарубежных стран / Под ред. В.П. Максаковского. М.: Просвещение, 1980. 2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. 3.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с 4.Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избр.т. М.: Мысль, 1980. 239 с. 5.Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избр.тр. М.: Мысль, 1980, 288 с. 6.География в Московском Университете. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988, 214 с. 7.Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с. 8. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998. 9.Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.
Контрольные вопросы
1. Понятие теории и методологии науки. 2. География в системе знаний. 3. Задачи географии. 4. Формирование географической науки и общество. 5. Процесс географического познания. 6. Система географических наук. 7. Специфика объекта исследований в географии. 8. Понятие о географической школе. 9. Понятия географии. ЭГП. 10. Понятия географии. Географическое разделение труда. 11. Проблемы современной географии. 12. Методы географии. 13. Районирование. 14. Природные и социально-экономические системы. 15. Геосистемы. 16. Глобальные проблемы. 17. География и практика. 18. Перспективы развития географии. 19. Главные общегеографические учения. 20. Учения социально-экономической географии. 21. Главные общегеографические теории. 22. Теории социально-экономической географии. 23. Традиционные подходы в географии. 24. Новые подходы в географии. 25. "Сквозные направления" в географии. 26. Экономическое районирование. 27. Географическая среда. 28. Концепции и гипотезы в географии. 29. Конструктивная география. 30. Теория мирового хозяйства. Рефераты 1. Дифференциация в географии. 2. Интеграция в географии. 3. Системный подход в экономической географии. 4. Типологический подход в экономической географии. 5. Экономическая география в новейшее время. 6. Основные вопросы теории зарубежной географии в XX веке. 7. Социально-политические концепции в экономической географии (Ратцель, 8. Хорторн, Боуман, Вильсон). 9. Характеристика историко-географических научных школ (О. Зауэр, Г.К..Дарби). 11. Штандортные теории Тюнена, Вебера. 12. Штандортные теории Кристаллера, Леша. 13 Современная радикальная география. 14.История развития антропогеографии. 15. Географические идеи К. Риттера и И.Тюнена. 16. Антропогеография. 17 Прогноз в экономической географии. 18. Конструктивная география. 19. Российские ТПК. 20. Электоральная география. 21. Учения в экономической географии. 22. Теории в экономической географии. 23.. Сущность традиционных и новых подходов в экономической географии.
Тесты ФТД.02.История и методология географии
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Институт естествознания
Утверждено на заседании Утверждено на заседании кафедры Учено-методического комиссии Института естествознания физической и экономической географии Протокол № ____ от________ 2008г Протокол № ____ от________ 2008г Председатель комиссии ________________________ Зав. кафедрой___________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.172 (0.01 с.) |