Тема 8 Географическое мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 Географическое мышление



Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. Широко известно ставшее уже хрестоматийным определение географического мышления, данное Н. Н. Баранским в статье на эту тему, опубликованной в журнале "География в школе" в 1938 году. Согласно данному определению, "географическое мышление" - это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного "элемента" или одной "отрасли". Это определение достаточно точно отражает специфику именно географического мышления, географического видения действительности. Однако со времени его формулировки прошло более полувека. За этот период в географии возникли новые учения, теории, концепции, гипотезы, идеи, методы. Возникла потребность в новом "географическом мышлении", и симптоматично, что именно под таким названием Институт географии РАН выпустил одну из своих коллективных монографий. В целом же свои соображения и предложения по этому вопросу высказывали академики И. П. Герасимов, В. М. Котляков, такие видные ученые как В. С. Преображенский, Э. Б. Алаев, Я. Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко и др. В их работах классическое определение Н. Н. Баранского получило дальнейшее развитие. Сошлемся хотя бы на Э.Б.Алаева, который сначала предложил "триединое" толкование географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность), а затем дополнил его еще одним качеством - глобальностью, т. е. требованием обязательного соответствия локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем с их мировым, глобальным. В общем этот вопрос был бы более или менее ясен, если бы не сильный терминологический разнобой. В самом деле, одни авторы при характеристике структуры географического мышления используют термин "метод", другие - "по^ ход" (употребляя их как синонимы и не как синонимы третьи - "парадигма". Так, о подходах писали А. А. Миш Н.Т.Агафонов, С.Б.Лавров, Б. С. Хорев, П. Я. Баклано] В. С. Преображенский, А. И. Чистобаев и другие. Э. Б. Алаев непосредственно связывает географическое мышление с пространственной парадигмой. А Я. Г. Машбиц дал формулировку семи важнейших парадигм современно географии - геоинформационной, региональной, территориальной, геосистемной, математического моделирование описательной и пространственно-временной. Нам представляется, что для характеристики сущностного состава понятия о географическом мышлении наиболее целесообразно использовать термин "подход", отражающий как бы стратегический взгляд на предмет исследования. При этом некоторые подходы, используемые в географии, относятся к общенаучным (исторический, системный, конструктивный, прогнозный, экологический), и другие, например территориальный, составляют специфику самой географической науки. В свою очередь, исходя из времени возникновения и накопленного "стажа", все подходы (хотя и с большой долей условности) можно подразделить на традиционные и новые. Представляется, что к числу таких подходов следует отнести территориальный, комплексный, исторический и типологический подходы. Вслед за Н. Н. Баранским вся его школа обычно рассматривает территориальный подход как главную основу географического мышления. "Территориальный подход признается общим и обязательным при изучении любых проблем как физической, так и экономической географии", - писал Н. Н. Колосовский. "Территориальность выражает главную методологическую особенность географии, ее специфику", - утверждал В.А.Анучин. А Я. Г. Машбиц писал, что "Территория, будучи универсальным и все более важным ресурсом, как бы цементирует все географические науки". В таком же духе высказывались акад. И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, Э. Б. Алаев, Ю. К. Ефремов, Г. А. Агранат и многие другие ученые. Питер Хаггет в упоминавшейся уже монографии посвятил понятию "территория" целый раздел. Тем не менее нельзя не согласиться с А. М. Трофимовым, А. И. Чистобаевым и М. Д. Шарыгиным, которые отметили,' что в настоящее время феномен территории не получил еще достаточно полного освещения в научной литературе. По их мнению, отсутствует единая теория, которая могла бы составить основу географического анализа территории. Соответственно не разработан и прикладной аспект. Чаще всего территориальный фактор в региональном развитии рассматривается с трех позиций: 1) как носитель разнообразных ресурсов (в широком смысле слова) и условий, 2) с точки зрения выполнения разнообразных функций - экономических, социальных, экологических, социокультурных, политико-национальных и т.п., 3) как специфическое свойство пространства, влияющего на упорядоченность располагающихся в нем объектов. И все же, несмотря на подобные теоретические издержки, подчеркивание особой роли территории для географии в целом и для географического мышления вполне оправдано. Для обозначения этого подхода большинство из них применяет термин "территориальный", другие "пространственный", третьи "географический", четвертые "хорологический". Вопрос об их идентичности или неидентичности рассматривали Я. Г. Машбиц, В. С. Преображенский. Именно территория выступает в качестве арены жизни человека и общества. Именно с ней связаны и процессы природопользования, образования геосистем, и природных и антропогенных ландшафтов, территориальной организации общества, физико- и экономико-географического и районирования, расселения населения, размещения производительных сил и т.п. Именно она обладает такими важнейшими свойствами как географическое положение, протяженность, "емкость". Сам характер использования территории принадлежит к числу важнейших географических проблем. Поэтому чувство территории так важно для каждого географа. Только его нужно трактовать не механистически, имея в виду лишь "заполнение" территории различными объектами, а диалектически - с учетом сложных взаимосвязей между ними. Иначе говоря, в соответствии со словами П.Н.Баранского о том, что "если в географии не давать пространственной связи между явлениями, не давать связной, логически законченной характеристики стран и районов, что же останется от географии как науки?". Добавим, что недавно предложено оригинальное понятие об "этике" территории. В свою очередь территорию можно изучать на разных уровнях, что собственно и обеспечивает ту самую "игру масштабами", о которой не раз писали Н. Н. Баранский и И. А. Витвер и которую мы находим в работах С. Б. Лаврова и Г. В. Сдасюк, Я. Г. Машбица, Г. М. Лаппо, Ю. Д. Дмитревского и многих других известных авторов. Что касается конкретных уровней, то высшим из них, очевидно, следует считать глобальный. Как уже отмечалось, в современной географии, экономике, социологии этот уровень находит широкое отражение в повышенном интересе к глобальным проблемам человечества к глобальному прогнозированию, глобальной экологии, глобальному страноведению, глобальным изменениям и т. п. Далее следуют региональный (субрегиональный), национальный (страновой), районный, локальный уровни. Особое значение среди них в последнее время приобрел региональный уровень, который применяется по отношению как к континентам, так и к отдельным очень большим по территории странам. Ярким примером такой страны может служить Россия, где по мере развития рыночных отношений, определенной децентрализации политических и экономических институтов возрастает роль отдельных регионов.

Самостоятельная работа Взгляды Э. Б. Алаева, Я. Г. Машбица, Н. Н. баранского на сущность понятия "Географическое мышление

 

Вопросы для проверки Характер методологических и методических основ применения различных подходов в географической науке Три позиции рассмотрения территориального фактора в географии. "Высший" и "частный" синтез в географии

 

Основная литература Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избр.тр. М.: Мысль, 1980, 288 с.. Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998.

 

Дополнительная литература Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-

 

Показывается сущность географической науки, исследующей территориальные особенности природных процессов и явлений и территориальную организацию производительных сил и социальных процессов

Самостоятельная работа

Изучить принципы территориальной организации социально-политической жизни общества

Вопросы для проверки

Показать принципы территориальной организации (аспектов0 процессов: естественного развития, ландшафтов, антропогенизации ландшафтов, промышленного освоения территорий, развития городской агломераций

 

Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с

Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с

. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.

 

Семинары

Географическая картина мира. Система семинарских занятий призвана дополнить и расширить комплекс теоретических материалов лекционного курса. Задачей семинарских занятий является выработка у студентов умений и навыков конструктивного применения на практике (в частности, в конкретных географических исследованиях) теоретических знаний. Анализируются отдельные смысловые блоки в рамках конкретных тем лекционного курса

Самостоятельная работа Проверить навыки географического мышления путем анализа ассоциативного ряда, возникающего у студентов при произнесении названий конкретных географических объектов

 

Вопросы для проверки

Показать значение картографического анализа при географических исследованиях;

В чем должна проявляться комплексность географических исследований

Основная литература. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990.

Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.

 

Дополнительная литература. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.012 с.)