Место рекреационной географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место рекреационной географии



В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

(по Д.В. Николаенко)

 

При анализе места рекреационной географии в системе географических наук нужно учитывать, что сама эта система не носит универсального характера. В зависимости от того, в какой СКС развивается географическая наука и о какой СКС идет речь, структура географической науки может существенно различаться. Например, в китайской географической науке количество составляющих ее дисциплин и их характер драматически отличаются от того, что имеет место в западной или российской географической науке. В данной работе для нас важна, прежде всего, российская СКС, поэтому мы и определяем место рекреационной географии в системе именно всероссийских географических наук. Однако важно понимать, что рассматриваемая структура географической науки не носит универсального характера.

Не стоит стремиться к предельно точному определению места рекреационной географии в системе географических наук российской СКС, ведь многое меняется на наших глазах. Долгое время создаваемая в СССР система наук драматически преобразилась после того, как российская СКС перешла на новый этап своей эволюции. Отдельные направления даже прекратили свое существование (в основном, области, связанные с идеологией коммунистической программы), и их место заняли новые дисциплины.

Новая социокультурная программа российской СКС поставила вопрос о необходимости интенсивного развития новых дисциплин и радикального преобразования существующих. Примером дисциплины с радикально меняющимся предметом исследования может служить рекреационная география. В рамках коммунистической программы она была связана, в основном, с исследованием ТРС и конструктивным направлением. В рамках новой программы актуальность такого рода исследований резко снизилась и произошла существенная замена содержания рекреационной географии.

Итак, для понимания места рекреационной географии в системе географических наук важно учитывать, что эта система носит динамичный характер и по мере изменений потребностей СКС в ней могут происходить существенные перемены самого различного характера.

Рекреационная география – часть блока гуманитарных географических дисциплин. Она тесно связана с остальными гуманитарными географическими дисциплинами, а также с естественно-географическими и теоретико-методологическими географическими дисциплинами. В зависимости от исследовательских и практических задач, стоящих перед рекреационной географией, формируется такой альянс географических дисциплин и подходов, который в наибольшей мере способствует их корректной постановке и решению.

Географическая наука в российской СКС имеет весьма сложную структуру и насчитывает до 20 дисциплин, находящихся на различных стадиях развитости. Кроме того, существенно различается и сообщество географов, представляющих разные дисциплины. Некоторые из дисциплин весьма малочисленны по составу, но, тем не менее, существуют. Самое общее и распространенное разделение географической науки состоит в выделении блоков естественных и общественных географических дисциплин. Объединяет их то, что оба ориентированы на исследование пространственных процессов и систем. У них немало общего и в связи с исследованием географической оболочки Земли в целом.

Нам представляется наиболее корректным выделение трех блоков географических дисциплин, которые формируют систему географических наук:

1. Общественные (гуманитарные) географические дисциплины (экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география и прочие дисциплины);

2. Естественные географические дисциплины (физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и другие дисциплины);

3. Теоретические и методологические географические дисциплины (теоретическая география; метагеография, включающая историю и методологию географической науки; картография).

Важно понимать, что географические дисциплины различных блоков – общественного, естественного, теоретико-методологического – развиваются, в основном, за счет решения частных проблем. Однако существует и блок общегеографических проблем. Их решение – дело комплексное, поэтому в случае необходимости формируются коллективы географов, представляющих самые различные дисциплины. В частности, такого рода комплексные проблемы в новых условиях связаны с географическим исследованием типов социокультурного освоения территорий. При исследовании подобных проблем появляется возможность проявить достоинства своих дисциплин практически всем географам, в том числе немалое количество приложений приходится и на долю рекреационной географии.

Рекреационная география имеет реальный смысл только в сочетании со многими другими научными и прикладными дисциплинами, изучающими различные аспекты рекреации. Таких дисциплин немало, хотя порой они носят характер не столько сформировавшегося научного направления, сколько проблемной области. Среди них можно выделить комплекс дисциплин и проблемных областей, занимающихся изучением городов. Изучение рекреации городского населения – обширная тема. Примером другой дисциплины, связанной с изучением и практической организацией рекреационной деятельности, является районная планировка.

В целом, феномен рекреации представляет интерес для различных дисциплин. Рекреационная география имеет очень тесные связи и с негеографическими науками – социологией, экологией, природопользованием, политологией, туристикой, экономикой, психологией, медициной и др. Географическое исследование рекреации – лишь один из существующих подходов, из чего следует ряд выводов:

· в географическом исследовании рекреации не следует придерживаться только узкой практической ориентации. Такую ориентацию имеют направления типа градостроительства и районной планировки, находящиеся на самом пике практики, так что с ними сложно конкурировать в этом отношении. Географы, как правило, не в состоянии создавать прикладные работы лучше градостроителей. Важно и то, что географы не вполне связаны с теми структурами, которые принимают практические решения. В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего – это отражение естественного разделения труда;

· нужно принимать во внимание работы, посвященные исследованию рекреации, из других областей познания. При чтении конкретной работы, в особенности по частным вопросам рекреационной тематики, часто нет никакой возможности определить, к какой области научного познания или практических приложений принадлежит данная работа;

· нужно ориентироваться на изучение именно географической специфики рекреационной деятельности, то есть ее пространственных аспектов и размещения рекреационных объектов. Это касается квартального и годичного циклов рекреации. Описанием пространственных аспектов проявлений рекреационной деятельности профессионально не занимается никто, кроме географов. В этом специфика и непреходящая значимость географической науки.

 

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

В РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ

(по Д.В. Николаенко)

В современных условиях все большее число студентов изучает рекреационную географию вне географических факультетов. В итоге некоторые стандартные разделы географического образования (в частности картография), на которые опирается рекреационная география, напрочь отсутствуют.

Описание классических карт и особенностей их применения в рекреационной географии составлено на основании многочисленных учебных пособий и монографий А.М. Берлянта. Для более глубокого знакомства с данным разделом студенты могут воспользоваться также другими работами, например, монографиями К.А. Салищева, которые являются своего рода классикой отечественной картографии. В целом, студентам следует знать, что основной массив теоретических и методических положений картографии достаточно стабилен, поэтому для изучения предмета на студенческом уровне вполне подойдут капитальные монографии и учебники, изданные в СССР в 1970-80-е годы.

В курсе рекреационной географии имеет смысл выделить два уровня картографических знаний. Первый – это умение читать карты и знание возможностей картографии в отображении различных явлений, представляющих интерес для рекреационной географии. Второй – это непосредственное умение составлять карты для целей рекреационной географии. Этот уровень в реальности достижим только при систематической подготовке.

Карта является давним методом географических исследований. Часто составление карты – это еще и итог географического исследования. В различные периоды и в различных культурах накоплен гигантский опыт картографических исследований. Карта – одно из важнейших средств познания и описания мира. Они широко используются в таких науках как география, геология, экономика, история и многих других. Карты служат как для научного и практического отображения явлений и объектов глобального и регионального масштабов, так и для чисто иллюстративных, а также учебных целей. В зависимости от задач, карта может быть как итогом многолетнего исследования и содержать в себе кодировку определенной информации, в том числе и закономерностей, так и служить вспомогательным средством в исследовании или учебном изучении материала – все определяется особенностями и задачами дисциплины.

 

Под картой понимается математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображенные на картах.

 

На карте может отображаться любая поверхность. Как правило, говоря о картах, имеют в виду изображение сухопутной поверхности Земли: на уровне массового сознания это почти синонимы. Однако существуют карты иных планет и поверхностей, например карты океанического дна планеты Земля.

Под элементами карты понимается само картографическое изображение, математическая основа карты, ее легенда, вспомогательное оснащение и дополнительные данные. Основным элементом карты является картографическое изображение, передающее содержание карты, то есть совокупность сведений об объектах, нанесенных на карту, их размещении, свойствах, взаимосвязях и динамике. В зависимости от тематики карты, основное изображение может быть совершенно различным.

Карта всегда сопровождается легендой. Под этим термином понимается система используемых на карте условных знаков и пояснений, раскрывающих ее содержание. Составление легенды – непростая задача. Это высокий уровень генерализации отражаемого материала. При составлении легенды нужно учитывать особенности восприятия карт и многое другое.

Основное отличие карты от других изображений пространства состоит в использовании математической основы. Карта – это уменьшенное изображение реальности, и такое уменьшение возможно лишь при использовании строгой математической основы. Математическая основа карты находит выражение в сетке меридианов и параллелей. В случае топографических карт – это прямоугольная координатная сеть, масштаб и геодезическая основа.

Карта является моделью действительности. Она точно передает размеры площадей и положение в пространстве определенных, важных для решения конкретной задачи объектов. Итогом является теоретическое обобщение реальности. Карта – не фотография, фиксирующая все без исключения объекты. Она отражает распределение в пространстве только отдельных избранных явлений и объектов, создавая таким образом основу для анализа и понимания реальности.

Выделяются следующие свойства карт:

· Пространственно-временное подобие картографического изображения и объекта: строгое соответствие реальных поверхностей и того, что отражается на карте.

· Содержательное соответствие карты и реальности. На карте находит место научно обоснованное отражение определенных особенностей действительности.

· Свойство абстрактности позволяет вычленить самое главное в отражаемом на карте явлении. Все малосущественные для решения задачи детали игнорируются. Карта не ориентирована на копирование абсолютно всего, что присутствует в реальности; она не является фотоснимком. Субъектная установка проявляется в отборе наиболее важных объектов, которые затем наносятся на карту.

· Свойства избирательности и синтетичности карты позволяют вычленить и отразить факторы, процессы и явления, которые в реальной действительности проявляются совместно. На картах они могут отражаться раздельно. С другой стороны, совместно могут изображаться явления и процессы, которые в реальной действительности существуют и проявляются раздельно.

· Метричность – свойство карты, обеспечиваемое математическими правилами построения карты. Наличие на карте масштаба, шкал, градаций позволяет производить многочисленные измерения количественных показателей и определять характеристики описываемых явлений. При этом количественные величины могут выступать в виде абсолютных или относительных показателей, балльных оценок и т. д.

· Однозначность – свойство карты как модели иметь лишь единственное значение в каждой точке и в пределах принятой системы условных обозначений. Однозначность проявляется в виде пространственной и знаковой однозначности. Смысл пространственной однозначности заключается в том, что каждой точке карты с координатами X и Y поставлено в соответствие только одно значение Z картографируемого параметра. Знаковая однозначность проявляется в том, что каждый условный знак на карте имеет единственное, однозначно зафиксированное в легенде значение.

· Непрерывность означает, что на карте нет пустот и разрывов и картографическое изображение присутствует во всех точках карты.

· Наглядность – возможность удобного зрительного восприятия пространственных форм, размеров, размещения, связей объектов. Это свойство обеспечивается строгим отбором элементов содержания карты. С наглядностью связана читаемость карты. Ее смысл – в визуальной различимости элементов и деталей картографического изображения.

· Обзорность карты – способность представить единому взору читателя сколько угодно обширные пространства, главные закономерности размещения и взаимосвязи объектов, основные элементы их структуры.

Рекреационная география имеет дело с очень сложным объектом, который характеризуется массой различных параметров. В этой связи часто наиболее эффективным является не столько использование отдельных карт, сколько атласов, дающих систематическое картографическое представление о территории и ее освоении. Атлас является собранием карт, выполненных по единой программе. Характерно методическое и техническое единство исполнения карт. Самое важное в атласе – изначальная ориентация на системное отражение определенных пространств. На картах атласа используются общие приемы отображения явлений на картах, что позволяет проводить сравнительный анализ карт более эффективно. Это особенно важно при работе непрофессиональных картографов с картографической информацией.

В идеале, исследования по рекреационной географии должны ориентироваться на составление атласов определенных территорий. Это могут быть и небольшие по площади территории, играющие важную роль в рекреационной деятельности. Например, разумным было бы составление рекреационного атласа южного берега Крыма – территории хотя и небольшой, но занимающей важное место в рекреации, или же атлас Черноморского побережья Кавказа.

Любые географические карты оформляются с помощью картографических проекций. Картографическая проекция – способ перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты.

Процедура создания картографической проекции сложна: вначале делается переход к математически правильной фигуре эллипсоида или шара, затем полученное изображение проектируется на плоскость. Все этапы такого "перенесения" реальной поверхности на карту совершаются в соответствии со строгими математическими правилами.

Существует несколько основных видов картографических проекций – цилиндрическая, коническая, азимутальная, но в специальных целях используются и многие другие. Читателям важно понять, что карта может строиться на основании различных принципов и, соответственно, одна и та же территория на разных картах может внешне выглядеть весьма различно.

Картографические проекции выбираются в зависимости от того, какая часть реальной поверхности должна найти отражение на карте. Существуют устоявшиеся предпочтения. Например, косая азимутальная проекция обычно используется на картах Азии. Эта проекция не дает искажений площадей и наиболее наглядно отражает объект на карте. Косая перспективно-цилиндрическая проекция часто используется для отображения СССР или России. Она отличается высокой наглядностью и хорошо передает сферичность земной поверхности. В зависимости от выбора картографической проекции изображение на карте может выглядеть существенно различно.

Масштаб карты – отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земной поверхности.

Масштаб показывает, во сколько раз уменьшено картографическое изображение и сколько сантиметров местности содержится в одном сантиметре на карте. Например, масштаб 1:1000000 означает, что 1 сантиметр на карте соответствует 1000000 сантиметров (т. е. 10 километрам) на местности.

По тематике выделяются общегеографические и тематические карты. Существуют карты, отражающие природные и общественные явления. Каждый тип делится на большое количество различных видов карт. Например, карты общественных явлений могут подразделяться на карты населения, экономические карты, исторические, политические и многие другие.

По масштабу карты делятся на следующие категории:

· планы – 1:5000 и крупнее,

· крупномасштабные карты – 1:10000 - 1:200000,

· среднемасштабные карты – 1:200000 - 1:1000000,

· мелкомасштабные карты – мельче 1:1000000.

Деление карт по масштабу не является общепринятым. В зависимости от размеров страны могут использоваться иные стандарты. Определенную роль играют и национальные традиции классификации карт по масштабу.

По пространственному охвату выделяются карты Солнечной системы и звездного неба, карты планет, карты материков и океанов и т. д. Возможны классификации карт по территориальным административным единицам различной площади, экономическим и природным районам.

Также используется разделение карт по назначению. Особую группу составляют технические карты, куда входят космические навигационные, морские навигационные, автодорожные карты и т. д. К числу специальных относятся учебные карты; они обычно используются в качестве наглядных пособий при изучении различных курсов. Отдельный тип составляют туристские карты. В соответствии с назначением на них могут быть нанесены объекты, представляющие интерес для туристов и/или предназначенные для обслуживания туристов (гостиницы и проч.). Туристские карты обычно отличаются красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт состоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.

Выделяются следующие группы приемов использования карт:

1) описания по картам – словесная (письменная или устная) интерпретация информации карты для определенных целей;

2) графические приемы – построение на основании карт различного рода профилей, графиков, диаграмм и проч.;

3) графоаналитические приемы – измерения по картам координат, длин, высот, площадей, различных показателей форм и размеров объектов и т. п.;

4) приемы математико-картографического моделирования – построение и анализ моделей на основании данных, снятых с карты.

Указанные группы приемов чаще всего используются в сочетании. У каждого из них – свои особенности и наиболее предпочтительные области приложения. В рекреационной географии наиболее применимы графические приемы и описания по картам. В зависимости от уровня профессиональной подготовки исследователя и стоящих перед ним задач, более или менее широко могут использоваться графические и математико-картографические приемы.

По уровню автоматизации и механизации работ с картой выделяются следующие виды:

1) визуальный анализ – чтение карт, зрительное сопоставление и оценка объектов;

2) инструментальный анализ – с применением измерительных приборов и механических устройств (циркулей, курвиметров, планиметров);

3) полуавтоматические (автоматизированные) исследования – применение автоматических устройств и компьютеров для снятия данных с карт, их обработки, анализа и преобразования;

4) автоматические исследования – полная автоматизация всего процесса использования карт. Столь высокий уровень автоматизации реализуется на базе "автоматических картографических систем". В реальности это – в высшей степени элитарные разработки, не выходящие пока за пределы научных лабораторий.

Использование карт в рекреационной географии наталкивается на некоторые принципиальные ограничения, связанные с тем, что картография в ее современном виде ориентирована на работу с физическим пространством. Оно является как бы фоном для реализации различных явлений. Однако пространство не анонимно: физическое пространство реально, но есть и иные виды пространства, например, социокультурное. В рекреационной географии часто имеют место и взаимодействуют такие процессы, явления и системы, которые невозможно отобразить в символах и понятиях физического пространства.

Не станем более детально останавливаться на описании классических карт. Рассмотрим несколько подробнее картоиды и мысленные карты.

 

Картоид – пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отражении масштабных пространственных явлений.

 

В особенности важно использование картоидов при осмыслении сложных и многообразных в конкретных формах проявления рекреационных, историко-географических и тому подобных процессов, когда нужно выходить на высокий уровень генерализации и искать все возможные формы отображения социальной и культурной реальности. Использование картоидов в рекреационной географии ни в коей мере не отрицает значимости классических картографических изображений. В идеале, серии рекреационных карт и картоидов должны взаимодополняться и совместно раскрывать суть процессов использования территорий в рекреационных целях.

Свойства и возможности картоидов таковы:

1. Пространственное подобие картоида. Нет той точности отражения реальности, как на классической карте; нет математического преобразования метрики реальности в ее отражение на поверхности карты в строго определенном масштабе, однако имеет место пространственное подобие на уровне мысленного образа определенной территории.

2. Сопоставимость картоида как модели с картой как более точным отражением реальности при соблюдении масштаба помогает при аналитической работе.

3. Возможность отражения динамики явлений в ее наиболее существенных и генерализированных чертах: эволюция явления может быть отражена более четко и характерно, чем в случае использования карт.

4. Содержательное соответствие картоида отображаемым явлениям. Картоид узнаваем при анализе соответствующей информации об отображаемом явлении. Он не является фантазией и исключает спекулятивные добавления информации.

5. Абстрактность картоида позволяет отобрать наиболее типичные и важные характеристики явления. Итогом становится пространственная динамическая модель, в которой отметается все несущественное.

6. Избирательность информации для отображения на картоиде. Из гигантского массива информации можно отбирать только ту, что реально необходима для конкретного исследования.

7. Синтетичность информации, содержащейся на картоиде. То, что в природе не существует вместе, может быть сопоставлено на картоиде.

8. Возможность последовательного отображения идеальных явлений. Идеальные явления плохо привязываются к физическому пространству: они детерминируют множество значимых материальных явлений, но с трудом поддаются отображению. В случае использования картоидов проблема их пространственного отображения решается наиболее адекватно.

9. Возможность отображения теоретических объектов. Теоретические объекты моделируются из различных компонентов реальности. Они являются результатом научного абстрагирования, как, например, понятие социокультурной системы. На классической карте такого рода объекты отразить чрезвычайно сложно, а картоид позволяет это сделать.

10. Однозначность пространственная. Существует жесткая корреляция между тем, что изображается на картоиде, и тем, что можно увидеть в реальности и на карте. По факту, сопоставление осуществляется не столько с реальностью, сколько с картой.

11. Однозначность знаковая. В этом отношении картоид ничем не отличается от карты. Для составления картоида вводится определенная система знаков (условных обозначений), на основе которой и ведется отражение описываемой реальности. Отличие заключается лишь в более широких возможностях использования знаковых символов при составлении картоидов.

12. Непрерывность как свойство отчасти относится и к картоиду, однако за счет драматического неиспользования этого свойства возможно достижение больших визуальных эффектов и принципиально новых результатов. Картоид отражает разделение реального физического пространства на социокультурные пространства.

13. Обзорность – неотъемлемое свойство картоида. Суть его заключается в том, что одна модель, один лист картоида может вмещать пространства колоссальной площади.

14. Наглядность также является свойством картоида. Изображение должно быть таким, чтобы оно воспринималось корректно и работало на максимальную читаемость картоида. В психологии восприятия, практическом изучении восприятия карт накоплен большой соответствующий опыт, поэтому решение вопроса о наглядности картоида – только инженерная, но не научная задача.

15. Информативность картоида очень велика. Он содержит в закодированном виде определенное количество информации. Важно, что эта информация часто носит ключевой характер: она дает ключ к пониманию массы конкретики.

Основные отличия картоидов от классических картографических изображений состоят в следующем:

ü нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропорциям отражаемого на модели пространства;

ü не учитывается классическая система географических координат в виде сетки параллелей и меридианов;

ü вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, идеальные по своей сути явления;

ü игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов;

ü существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задаваемые изначально.

Вводится соответствующая система теоретических терминов и понятий, которые и используются как основа отражения реальности. Классическое картографическое отображение достаточно нейтрально относительно исходных теоретических построений. Картоид, напротив, изначально теоретически загружен, предопределен. В основание построения картоидов закладывается четкая система теоретических понятий и терминов, и корректное понимание картоидов возможно только на их основании. Из этого следует, что использование картоидов должно сопровождаться созданием специфических систем условных обозначений. В силу своей теоретической загруженности картоид может вызывать согласие или несогласие. При этом согласие или несогласие с ним – не обязательно функция прочтения его как графической модели. Картоид должен базироваться на системе понятных условных обозначений, читаемых совершенно однозначно независимо от того, как оцениваются теоретические установки, заложенные в его основание.

Таким образом, можно видеть, что картоид обладает многими свойствами классической карты, хотя имеет и принципиальные отличия, заключающиеся в отсутствии строгой математической основы и точной передачи физического пространства. Картоид передает поверхность как образ реальности, отражаемый в узнаваемом виде.

Карта метрична. Наличие в ней масштаба и математической основы позволяет восстановить пространство реальности на основании пространства карты. В картоиде метричность в строгом математическом смысле отсутствует, однако имеет место сопоставимость с образом того или иного пространства.

Картоиды, в особенности атласы картоидов, обладают большим количеством преимуществ по сравнению с классическими картами и атласами. Эти преимущества таковы:

1. Драматически снижается техническая сложность составления атласа.

2. Нет резкого разделения технических задач и содержания атласа. Содержательный аспект отступает на второй план.

3. В рамках классических картографических атласов нет реальной возможности отразить многие явления. Карта обладает свойствами генерализации, избирательности и так далее, но для нее не существует свойства размытости пространственной локализации отражаемого явления. Картоид решает данную проблему, поскольку это – пространственно-подобная модель, в которую спокойно вписываются и не имеющие четкой локализации явления.

Выбор между картоидом и картой часто номинален. Это выбор между тем, что может быть сделано в реальности, и неким идеальным вариантом. Классические карта и атлас – это чаще всего идеальный вариант (по причине дороговизны такого рода работ). Картоид, безусловно, несколько ущербный вариант отображения пространственных процессов и явлений: он не передает строгого соответствия модели и реальности. Однако это наиболее реалистический вариант.

Для рекреационной географии картоиды могут иметь очень важное значение и по познавательным причинам. Рекреационная география, как никакая иная область географического познания, связана с чувственными и нематериальными аспектами человеческого восприятия. Предпочтения рекреантов, сложившиеся у них образы реальности – не нечто второстепенное и малозначащее. Все это крайне важно для формирования рекреационных потоков и их воспроизводимости, реальной географии рекреационных районов.

Использование картоидов в рекреационной географии очень перспективно. Карта следует строгой математической основе и исключает субъективность образов рекреантов. Однако дело в том, что для рекреационной географии самое главное – именно эта образность мира, а не математическая основа карты. И сколь бы причудливыми ни были образы тех или иных территорий, сложившиеся у рекреантов, именно они, а не реальные физические характеристики пространства и возможности ТРС, определяют конкретное поведение отдыхающих в пространстве и во времени.

Относительной новинкой современной географической науки можно считать мысленные карты (mental maps). Развитие этой методики – достижение западной "гуманистической" географии (Humanistic geography) как особого направления, развивающегося со второй половины 1960-х годов. Методики составления и области применения мысленных карт описаны во множестве западных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользованы. Между тем, он исключительно важен и интересен для рекреационной географии.

Мысленные карты – фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта – это мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные идеальные проявления в человеке.

Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:

§ углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;

§ составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства;

§ опрос методом семантического дифференциала, то есть изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.

Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут применяться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант – это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако это часто сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда готовы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.

Приведем примеры применения отмеченных методик исследования мысленных карт.

Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее составленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и социально-психологические методики.

Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов, в основном, сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Крыма. Как правило, Южный берег Крыма занимает непропорционально большое место, что связано с информационной наполненностью представлений о Крыме. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существенные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скрадывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть реально значимыми.

Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, задается вопрос: "С какими словами у Вас ассоциируется Крым?" Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоциаций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется анализ образа определенного места.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.067 с.)