Особенности рекреационной оценки территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рекреационной оценки территорий



КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

 

Общая задача в оценке территории для рекреационных целей распадается на две части: а) оценка природных комплексов по использованию человеком в различных видах рекреационной деятельности; б) экономическая оценка природных комплексов для создания рекреационных объектов, в) аттрактивная оценка природных комплексов.

При оценке пригодности территории для пребывания на ней отдыхающих должны учитываться как условия комфортности (удобство пляжей, наличие лесов, минеральных источников и др.), так и санитарно-гигиенические условия (качество речных и морских вод, наличие болезнетворных организмов), а также эстетические факторы (красота и гармония пейзажей и др.).

Возможность инженерного освоения территории оценивается с учетом экономических показателей (наличия путей сообщения, продолжительности возможных сроков эксплуатации рекреационных объектов в году, специализации района, наличия интересных экскурсионных объектов и пр.).

К основным факторам, влияющим на рекреационную оценку территории, относят: продолжительность благоприятных температурных условий, наличие морского побережья, характер рельефа, наличие лесов, рек, озер и водохранилищ, обеспеченность транспортными магистралями.

К дополнительным факторам, относят: наличие выходов подземных вод, характеристика пляжей, экскурсионные объекты природного и антропогенного характера.

От термических условий рекреационного района зависит физиологическое состояние отдыхающих. Зона среднесуточных комфортных температур находится в пределах 17-21°С. При определении продолжительности теплого периода для целей отдыха и туризма во внутриматериковых районах, можно использовать показатель числа дней со среднесуточными температурами в пределах 10-22°С.

При оценке лесных ресурсов исходят из того, что крупные лесные массивы создают условия для рекреационной деятельности большого количества людей, а состав и структура лесов оказывают воздействие на микроклимат и санитарно-гигиенические условия. При оценке рек, озер и водохранилищ руководствуются тем, что их обилие и разнообразие определяют возможности организации туристских маршрутов и других форм отдыха. При организации зимних видов отдыха и туризма важно учитывать абсолютные минимальные температуры воздуха, продолжительность залегания и глубину снежного покрова.

На первом этапе рекреационной оценки пригодности территорий проводится работа по выделению районов существующего и перспективного развития рекреации. На втором этапе проводится изучение географических характеристик районов, и выделяются факторы, благоприятствующие рекреационному развитию и факторы, его затрудняющие.

Для оценки пригодности территории введены следующие градации – для районов, уже используемых в рекреационных целях: а) наиболее благоприятные; б) весьма благоприятные, в) благоприятные, г) пригодные для частичного использования, д) непригодные; для новых районов, ранее не использовавшихся для рекреации: а) наиболее перспективные, б) весьма перспективные, в) перспективные, г) малоперспективные, д) неперспективные.

Ø К наиболее благоприятным отнесены районы, характеризующиеся продолжительным теплым периодом, наличием морского побережья в сочетании с горным рельефом, значительными лесными массивами, наличием рек, озер и водохранилищ, а также обеспеченные хорошими транспортными условиями.

Ø К весьма благоприятным отнесены районы, в которых отсутствует или невысоко оценивается один из основных факторов (например, отсутствие морского побережья или леса).

Ø К районам благоприятным относятся территории, в которых отсутствуют или невысоко оцениваются два основных фактора.

Ø К районам, пригодным для частичного использования, относятся те, в которых хорошо развиты два основных фактора.

Ø Как непригодные оцениваются районы, в которых отсутствуют основные факторы, благоприятствующие рекреации.

Каждый рекреационный район включает ряд рекреационных местностей с неодинаковыми рекреационными возможностями, оценка которых имеет существенное практическое значение.

 

Под функцией рекреационной местности понимается способность природного комплекса предоставлять отдыхающим возможность использования различных видов рекреационной деятельности.

 

Зная сумму функций, на которую способен рекреационный район, можно осуществить оценку рекреационных местностей. Программа работ по рекреационной оценке местности, включает следующие этапы:

1) изучение и суммирования видов рекреационной деятельности, возможных для данного района;

2) определение суммы функций рекреационной местности;

3) определение коэффициента пригодности данной местности.

Коэффициент пригодности определяется по формуле:

Кпр = Сфр/Сфм,

где Сфр – сумма функций района, Сфм – сумма функций местности.

Для территории СССР, рекреационное районирование проводили многое авторы. Наиболее признанным является районирование предложенное В.С. Преображенским и Б.Н. Лихановым, а также районирование, проведенное в 1996 г. учеными Российской международной академии туризма (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов и др.).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТУРИСТСКОМ РЕГИОНЕ.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

(по В.А. Квартальнову, И.В. Зорину)

 

Объект туризма включает в себя три основные составляющие – туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие. Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте (или регионе), где происходит туристское мероприятие. Это место из-за своих привлекательных факторов становится центром туризма. Туристские места отличаются причинами, по которым в них задерживается турист.

Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, которые турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.

Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: как определить территорию, которую выбрал турист для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия?

 

ВТО определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, т. е. туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг.

 

Таким образом, туристский регион – это цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее:

1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя. При этом решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.

2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.

3. Регион как «место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами» представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.

Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Понятие «региональный туризм» содержит два тесно связанных между собой аспекта: географический и социально-экономический.Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объем рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй показывает уровень рекреационной освоенности территории, обусловивший место данного региона на отечественном и мировом туристских рынках, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие туризма. Если первый подход дает представление в основном о потенциальных возможностях развития туризма, то второй представляет результат туристской деятельности в данном регионе, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка. Следовательно, туристский регион оценивается как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции местных или приезжих рекреантов.

Анализ состояния и развития регионального туризма обусловливает характерные предпосылки для целевого изучения туризма как сферы хозяйственной деятельности по следующим основным направлениям:

§ маршруты туристских потоков в регион и из него, структура (социальное положение, возраст, интерес к определенному виду туризма и т. д.) граждан России, выезжающих с туристскими целями, и зарубежной туристской клиентуры;

§ особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т. д.;

§ отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма, специфика их туристской политики;

§ экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;

§ перспективы развития туризма на данной территории.

Известный американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и на модель туристского отдыха: технологические (средства массовой коммуникации); институциональные (законодательные); социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.014 с.)