Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Динамика международного туризма в 1950-2000 гг.
Похожие статьи вашей тематики
Годы
| Число интуристов, млн. чел.
| Поступления, млрд. дол.
| Годы
| Число интуристов, млн. чел.
| Поступления, млрд. дол.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из табл. 1 вытекает, что за вторую половину ХХ в. численность международных туристов увеличилась в 24 раза, а поступления от этого вида услуг возросли в 300 раз! По данным Всемирной туристской организации (ВТО), еще в середине 90-х гг. в мировой торговле товарами и услугами на долю туризма приходилось более 1/10, это позволило ему занять второе место после экспорта нефти и автомобилей. А в торговле услугами эта доля превысила 1/3.
Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н.С. Мироненко и другие экономикогеографы. Обычно эти авторы выделяют несколько групп таких факторов.
Во-первых, к ним относятся социально- экономические факторы,играющие главную роль. Когда говорят о социально-экономических факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.
В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все большее воздействие начала оказывать и возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить своеобразные познавательные интересы; с реди них есть и группы, и «одиночки». Тем не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как быстро в международном (и внутреннем) туризме возрастаетдоля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку пожилые люди, относящиеся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые и зрелые годы, приобрели большой опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.
Во-вторых,кчислу факторов относят рекреационно-ресурсный рекреационно-ресурсный потенциал территории,выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения.
В-третьих,немалую роль играет инфраструктурный фактор,который определяется уровнем развития производственной и социальной инфраструктур. Впрочем, можно говорить и о специальной туристской инфраструктуре,основу которой составляют средства размещения (гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.) и транспортировки туристов.
В-четвертых,нужно учитывать и фактор географического положения,который в данном случае выступает во всех своих разновидностях: и физико-географическо- го положения, во многом определяющего набор природно-рекреационных ресурсов, и экономико-географического положения, в особенности по отношению к главным туристским рынкам, и транспортно-географического положения, выгоды которого крайне привлекательны для туристов, и геополитического положения, поскольку близость кочагам международного напряжения и тем более военных конфликтов служит для туристов едва ли не главной «отпугивающей» причиной.
Добавим, что иногда наряду с перечисленными выше объективными факторами выделяют и субъективные факторы, влияющие на международный туризм. Они определяются изменениями, происходящими в психологии человека постиндустриального общества, и касаются его отношения ксвоей личности, к другим людям и их социальным группам, а также к окружающей среде.
Со своей стороны и международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран. В наибольшей мере оно проявляется в увеличении занятости: уже в середине 90-х гг. в данной сфере было непосредственно занято более 130, а косвенно - еще 80 млн. человек. При этом в экономически развитых странах в ней занято в среднем 5% трудоспособного населения, а в небольших развивающихся странах-- «квартиросдатчиках» – этот показатель иногда достигает 50% и более.
Основной объект такой занятости – - индустрия туризма. Кней относят: пред- приятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общественного питания); туристские фирмы, занимающиеся организацией туризма; транспортные организации, отвечающие за перевозку туристов; учебные за- ведения, обеспечивающие подготовку и переквалификацию туристских кадров; ин- формационные и рекламные службы; органы управления туризмом; предприятия по производству товаров туристского сервиса; предприятия розничной торговли.
Международный туризм, связанный с движением капиталов, с продажей услуг, оказывает немалое воздействие на платежные балансы отдельных стран, способствуя их превращению в активные или, наоборот, в пассивные. Иногда рассчитывают и специальный туристский баланс, характеризующий характеризующий соотношение поступлений от зарубежных туристов в данной стране и расходы туристов данной страны за границей. В странах наиболее привлекательных для иностранных туристов туристский баланс, как правило, положительный (Франция, Италия, Испания, Мексика и др.), а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Скандинавские страны, Канада и др.), он отрицательный.
Особенно важен и сложен вопрос о классификации международного туризма по его целям (видам). Разные авторы предлагают немало подобных классификаций, но если исходить из материалов Всемирной туристской организации (ВТО), то таких целей следует вы- делить пять.
Досуг, рекреация и отдых были и остаются главной целью туризма, и на их долю приходится около 70% всего мирового туризма. Этот вид туризма отличается также наибольшим внутренним разнообразием, включая в себе путешествия, экскурсии, походы, отдых на пляже, альпинизм, морские и речные круизы, туристские базы и лагеря, посещение культурных и спортивных мероприятий, магазинов и т. п. Доля деловых и профессиональных поездок в международном туризме составляет примерно 20%. Это участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступления с лекциями и концертами, учеба и образование, направление технических специалистов для монтажа оборудования, дипломатов, сотрудников международных организаций и др. Посещение знакомых и родственников включает в себя поездки с целью подтверждения дружеских и родственных связей. Для лечения выезжают на зарубежные курорты, направляются в санатории, клиники и лечебницы. А выезд за границу с религиозными целями предусматривает участие в религиозных праздниках (самый большой из них в последние годы был посвящен 2000-летию рождения Иисуса Христа), посещение религиозных центров и собраний. В ряде случаев огромные масштабы приобретает паломничество (например, мусульман в Мекку).
Наряду с этой существуют и другие классификации международного туризма. На- пример, он подразделяется на приморский, горный, речной, морской, городской. В последнее время стали все чаще писать об экологическим туризме (экотуризме), который тоже подразделяется на научный, познавательный, рекреационный. Его объектами служат национальные парки, отдельные ландшафты, природные, при- родно-культурные, да и культурные достопримечательности. Конечно, экотуристы путешествуют по своим и соседним странам, но все же основной их поток направляется из Европы и Северной Америки в тропические страны (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор). Согласно имеющимся оценкам, ныне экотуризм являет собой наиболее быстро развивающуюся ветвь мирового туризма. Все большее распространение получает и так называемый экстремальный туризм – путешествия в Арктику, Антарктику, прыжки с парашютом на Северном полюсе. Появляются статьи о перспективах космического туризма. Что же касается классификации туристских поездок по времени, то они могу продол- жаться от одного-двух дней до нескольких месяцев. Впрочем, в последнее время специалисты отмечают все больший интерес туристов ккратковременным поездкам (на- пример, на выходные и праздничные дни).
По видам транспорта международный туризм подразделяется на автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской и речной, причем соотношение между ними отнюдь не остается неизменным. За последние два десятилетия особенно выросло значение воздушного транс- порта, который еще в середине 90-х гг. вышел на первое место (45% всех между- народных туристских поездок). Эксплуатация вместительных самолетов-аэробусов, организация чартерных (специально арендованных рейсов со сниженными тарифа- ми: преимущества в скорости и комфортности) привели к тому, что перевозки туристов воздушным транспортом стали ра- сти, особенно быстро – на межконтинен- тальных маршрутах между Северной Аме- рикой, Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом. Автомобильный транспорт, который еще совсем недавно лидировал, ныне немного уступает воздушному. Этот вид транспорта (личные автомобили и автобусы) обслуживает преимущественно туристские поездки между смежными странами на короткие и средние расстояния – в первую очередь в Европе, отличающейся высоким уровнем урбанизации и субурбанизации и имеющей густую сеть автодорог. А вот роль морского и железнодорожного транспорта в международном туризме сократилась соответственно до 7и 5%. Использование этих видов транспорта также особенно характерно для Европы.
Отдельно нужно сказать о морском круизном туризме,который начал развиваться в 50-х гг., а в 90-х гг. приобрел характер настоящего бума. Если в 1980 г. в таких круизах участвовало 1,5 млн. пассажиров, то в 1996 г. – уже 6,5 млн. Среди причин быстрого роста численности «морских» туристов называют общее динамичное развитие туристской отрасли, перенасыщенность приезжими большинства излюбленных туристами территорий, совмещение на судне свойств транспортного средства, плавающей гостиницы и культурно- развлекательного центра, большие познавательные и рекреационные возможности морских круизов. Продолжительность их отличается очень широким диапазоном - от одного дня до нескольких месяцев. Ныне в мире сформировались четыре главных района морского круизного туризма. Первое место среди них занимает Карибский бассейн, наиболее приспособленный для приема туристов из США. За ним следует Средиземное море (с Черным морем и Канарскими островами), а также Северное и Балтийское моря, привлекающие туристов из Европы. Но особенно быстро рас- тет круизный туризм в странах-архипелагах Азиатско-Тихоокеанского бассейна. К этому перечню можно добавить и более «экзотические» круизные маршруты к берегам Шпицбергена, Гренландии, путешествия вокруг Африки, Австралии и даже Антарктиды. В мире построено более двухсот комфортабельных круизных морских судов, на сооружении которых особо специализируются Норвегия и Финляндия.
Перспективы международного туризма обычно оцениваются очень высоко. Согласно прогнозу ВТО, в 2010 г. в мире будет примерно 1 млрд. путешествующих за рубеж – это значит, что по сравнению с 1990 г. число их более чем удвоится. А к 2020 г., как полагают, в международном туризме будут принимать участие примерно 1,6 млрд. людей.
|