Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Климатические и ГидрологическиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА Климатические условия. К настоящему времени оценка климатических условий организации отдыха проведена только для летних рекреационных занятий здоровых взрослых людей, не подверженных явлениям дезадаптационного метеоневроза (который характерен для многих больных, пожилых и ослабленных людей). Она базируется на оценке реакций на погоду жителей средней полосы страны; реакции жителей Крайнего Севера и южных районов могут в некоторой степени отличаться. При оценке принято, что человек одет в соответствии с погодой данного дня, участвует в летних рекреационных занятиях, приравниваемых физиологами к нетяжелой физической работе. Девять типов погоды разделены на пять оценочных категорий: комфортные, жаркие дискомфортные, жаркие субкомфортные, прохладные субкомфортные, холодные дискомфортные. Комфортное состояние организма человека, или физиологический оптимум, возникает при температуре кожи в пределах 31–33° и соответствует погоде типа Н (нормальной). При более жаркой или холодной погоде температура кожи повышается или понижается, а величина терморегуляторной нагрузки возрастает. При типах погоды Т (теплой) и X (холодной) с нарастанием тепла или холода (показанным цифрами 1, 2, 3, 4) увеличивается неблагоприятное действие погоды на организм человека, что приводит в крайних случаях к патологическим реакциям различной степени. При комфортных погодах (максимальной благоприятности) возможны все занятия летнего отдыха и туризма. При субкомфортных погодах (средней благоприятности) эти занятия доступны с некоторыми ограничениями или при условии использования корригирующих устройств. Дискомфортные погоды исключают возможность проведения летних видов рекреационной деятельности. Комфортные и субкомфортные погоды объединены в общий, благоприятный для летнего отдыха и туризма период. При изучении климатических условий отдыха нельзя ограничиться исследованиями одного теплового состояния организма человека. Необходимо оценивать также влияние отдельных метеорологических элементов и атмосферных явлений. Особенно важно это для выделения дискомфортных погод. К ним кроме выделенных по термическому признаку жарких и холодных приходится относить любую погоду при скоростях ветра более 6 м/сек (на высоте 2 м), продолжительном тумане, выпадении осадков около 3 мм, интенсивной грозовой деятельности, если эти явления бывают в светлую часть суток. Они физиологически вредны для организма человека или не допускают проведения большей части рекреационных занятий. Исключение составляют прогулки, которые возможны в перерывах между действием перечисленных метеорологических явлений или в местах, защищенных от сильного ветра. Остаются возможными также такие занятия, как посещение музеев, выставок и т. д. Исключается рекреационная деятельность и при грозных метеорологических явлениях (бури, штормы, ураганы). Число дней с комфортными погодами – это не непрерывный период, поскольку даже в самые благоприятные для летней рекреации месяцы комфортные дни перемежаются с субкомфортными и дискомфортными; что карта отражает среднюю многолетнюю продолжительность комфортного периода, часто весьма отличную от ежегодно встречающейся. Известно, что в средних широтах, в которых в основном располагается наша страна, междугодовая изменчивость погод, связанная с циркуляционными условиями отдельных лет, значительно отражается на характере отдельных дней, месяцев и сезонов. Наиболее трудные условия для организации рекреационного хозяйства наблюдаются в районах Крайнего Севера, особенно в азиатской части России, а также в близких к берегам Тихого океана районах Дальнего Востока (где комфортный период менее 15 дней). Неблагоприятные для человека жаркие погоды создают жесткий и слабый дискомфорт. К жесткому жаркому дискомфорту относятся наиболее тяжело переносимые человеком погоды – типа 2 –Т, 3 –Т и 4–Т, которые могут вызывать патологические реакции. К слабому жаркому дискомфорту относим менее жаркие погоды типа 1–Т. На большей части территории число дней с жестким жарким дискомфортом не превышает половины месяца за год. Более 15 дней жесткий жаркий дискомфорт продолжается на юге европейской части России, а в азиатской части – к югу ют 50° с. ш. Гидрологические условия. Физиологи считают купание практически здоровых людей возможным при температурах воды не ниже 17° С. В более холодной воде могут купаться только закаленные и тренированные люди (температурные градации для больных и детей нами не рассматриваются). В курортологии приняты такие оценки термического действия ванн на организм: при температуре воды 14-16° – холодные (сильное бодрящее действие), 17-19° – прохладные (тонизирующие и закаливающие), 20-24° – тепловатые, 25-27° – теплые, более 27° – очень теплые (нейтральные). По влиянию волнения на организм человека купания разделяются на гидростатические (0-1 балл), слабодинамические (2-3 балла) и динамические (3 балла и более). Последние оказывают наибольшее действие на организм человека. Купания при волнении более 3 баллов для отдыхающих и туристов (не спортсменов) не рекомендуются.
Ключевые понятия и термины: рекреационные ресурсы, природные условия, природные ресурсы, природные рекреационные ресурсы, культурно-исторические ресурсы, туристские ресурсы, емкость рекреационных ресурсов, рекреационный потенциал, территориальные балансы отдыха, рекреационный кадастр, кадастр туристских ресурсов, туристская территория или акватория, туристский интерес, объект туристского интереса, туристское впечатление, система условных (эффективных) температур, метод комплексной климатологии, пейзажное разнообразие, уникальность, экзотичность, аттрактивность. Контрольные вопросы s Понятие о рекреационных ресурсах как важнейшей составной части рекреационного потенциала. Структурные элементы рекреационных ресурсов. s Что включают природные рекреационные ресурсы и в каких видах рекреационной и туристской деятельности они используются? s Понятие и свойства рекреационных ресурсов (по Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову). s Чем объясняется обилие точек зрения на определение сущности рекреационных ресурсов? Из предложенных выше определений данного понятия выберите на ваш взгляд наиболее точное из них. Поясните свой выбор. s Какое влияние оказывают рекреационные ресурсы на развитие туризма и территориальную организацию рекреационной отрасли? s Емкость рекреационных ресурсов и ее нормативы. s Каковы особенности составления территориальных балансов отдыха и рекреационного кадастра. s Туристские ресурсы – определение и значение. s Каково соотношение понятий «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы»? s Назовите основные этапы оценивания природных условий и ресурсов. s Методические приемы и способы основных типов оценивания природных рекреационных ресурсов. s Сущность медико-биологического типа оценивания природных условий и ресурсов. s В чем заключается сущность метода условных (эффективных) температур? s Какие существуют объективные методы оценки воздействия на организм климатопогодных условий? s Что понимается под пейзажным разнообразием и его составляющими? s Меры аттрактивности, экзотичности и уникальности объектов и явлений. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
5.1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТАПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов. Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенного времени. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ. К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства. ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ. Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов. ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ. Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты. ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые. Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются. Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования. Анализ огромного количества разнородных объектов, составляющих культурно-исторические рекреационные ресурсы, с позиций рекреационной отрасли хозяйства должен включать их учет, характеристику и типологию. При учете и характеристике культурно-исторических объектов надо указать название объекта, его местоположение, маркировку, обладателя, литературные и прочие источники по объекту, схему местоположения и дать краткую характеристику объекта. Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов, является их типология по рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность). Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра. Можно выбрать 2 классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра. По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения. По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.01 с.) |