Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и функции наследия в региональной политике

Поиск

(по Е.В. Евдокимовой)

 

Основными компонентами стратегии устойчивого развития являют­ся экологическая, экономическая, социальная, культурная, законода­тельная политики, при разработке которых на национальном и регио­нальном уровнях возрастает роль и природного, и культурного наследия. Особенно важно это сейчас, когда решение многих вопросов и проблем переносится на местный уровень.

Наследие выполняет 2 основные функции: с одной стороны, воспи­тательную и культурную (формирование национального менталитета, сохранение самосознания населения, воспитание патриотических чувств к своей "малой родине"), с другой стороны – экономическую (раз­витие территории, создание рабочих мест), что способствует социаль­ному и духовному развитию населения. Двойственна и коммерческая роль наследия. Это не только экономическое и социальное развитие территории, вклад в решение экологических проблем, но и поддержка, сохранение самих объектов наследия, повышение их роли в развитии туризма, рекреации путем усиления рекреационной привлекательнос­ти (реклама, развлечения, инфраструктура, сувенирная промышлен­ность, новые информационные технологии).

Роль и привлекательность объектов наследия зависит от их цен­ности, уникальности, а также от степени сохранности. В условиях недостатка бюджетного финансирования огромное влияние на сохран­ность объектов наследия оказывает инвестиционная политика, вклю­чающая как благотворительное, так и коммерческое вложение капита­ла. Контроль за соблюдением охранного законодательства эффективен лишь в случае экономической заинтересованности местных властей, поэтому разрешение на регламентированное использование объек­тов наследия при условии их сохранности всегда предпочтительнее заповедного режима. В современных условиях лишь уникальные и коммерчески привлекательные объекты историко-культурного насле­дия легче сохранять и реставрировать. Гораздо проблематичнее со­хранить памятники, имеющие сугубо научное значение. Поэтому важ­нейшим становится вопрос собственника, способного восстановить, сохранить внешний вид и вернуть памятникам функциональное и куль­турное значение.

Экологическое состояние территории значительно отражается на состоянии объектов наследия. В связи с этим особое значение приобре­тает экологический мониторинг, позволяющий выделить объекты, нахо­дящиеся в критическом состоянии, и проследить динамику этого процес­са для разработки программы сохранения, привлечения средств и сил.

В связи с тем, что не все объекты историко-культурного и природ­ного наследия обладают высокой степенью уникальности и экзотичнос­ти, что служит главным фактором для рекреационного использования, повышение их коммерческой ценности возможно, с одной стороны, с помощью активной рекламной кампании, усиления роли средств мас­совой информации в развитии региональной культуры, изучения насле­дия, его охраны; распространения информации на основе новых инфор­мационных технологий (виртуальных средств); с другой стороны, путем искусственного усиления привлекательности территории.

В мировой практике для достижения этого существует несколько путей: 1) развитие событийного туризма; привлечение туристов на различные массовые зрелища, культурные мероприятия; 2) "коллекционирование"; 3) особую роль в последние годы начинает играть "попутный" туризм, формы про­явления которого могут быть самыми разными: "конгрессный" туризм (конференции, заседания, совещания); туризм дачников; туризм приез­жающих на охоту; 4) дополнение существующих природных и культурно-исторических комплексов искусственными развлекательными и познавательными объектами; 5) выявление особо ценных объектов и прида­ние им статуса на федеральном и международном уровне для финан­совой и юридической поддержки, в этом случае решение вопросов при­влечения иностранных спонсоров и усиление привлекательности территории за счет сгущения сети объектов наследия в региональном и федеральном аспектах и их включение в туристские маршруты (россий­ские и международные); 6) развитие местных инициатив, отражающих культурные, национальные особенности региона, местную самобыт­ность (пример Водлозерского национального парка, привлекатель­ность которого усилена так называемой "туристской деревней на остро­ве", где объекты обслуживания туристов созданы на базе деревень с восстановлением их застройки и планировки, а уникальные ландшафты естественно входят в сферу жизнедеятельности туристов, что позволяет избежать стандартных подходов).

Необходимо использовать не только традиционные объекты – па­мятники истории и культуры, но и другие элементы наследия: народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, язык и литературу, музыкаль­ную и художественную культуру, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультурную среду, природное окру­жение, что позволит включить наследие в современную жизнь.

Всемирное природное и культурное наследие

(по материалам ЮНЕСКО)

 

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 90-х годов. К 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ) и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название "Девственные леса Коми". И в декабре 1995 г. он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия.

К конце 1996 г. еще около 6,5 млн. га нетронутой природы России получило высший природоохранный статус. В Список были включены объекты "Озеро Байкал" и "Вулканы Камчатки". В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом – "Алтай – Золотые горы", а в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта - "Западный Кавказ".

В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим объектам: "Убсунурская котловина", "Дельта Лены", "Куршская коса", "Остров Врангеля" и "Центральный Сихотэ-Алинь". Начаты работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов.

В 1996-1998 гг. были проведены работы по представлению территорий "Башкирский Урал" и "Водлозерский национальный парк", которые не были признаны Комитетом уникальными природными объектами и не были включены в Список. В ближайшее время эти территории будут вновь представлены к рассмотрению по категориям "культурный ландшафт".

Между Госкомэкологией РФ и Гринпис России в ноябре 1998 г. был заключен новый договор, согласно которому до 2005 г. планируется провести необходимые работы для представления к включению в Список всемирного наследия целого ряда природных и природно-культурных объектов. Россия богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди территорий, перспективных с точки зрения их включения в Список в ближайшем будущем, – народные комплексы заповедников "Астраханский", "Даурский", "Магаданский", "Черные земли" и Мещерского национального парка.

 

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.007 с.)