Тема 2.2. Моделирование рекреационных программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Моделирование рекреационных программ



Рекреационное проектирование – вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации. Рекреационное проектирование как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Принцип иерархии рекреационной деятельности И.В. Зорина и В.А. Квартальнова, а также деятельностно-ландшафтный принцип рекреационного проектирования В.С. Преображенского. Рекреационное проектирование как структурно-модульный процесс. Элементарное рекреационное занятие – внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности (ЭРЗ). Классы лидирующих или «ведомых» ЭРЗ. Количество ЭРЗ. Необходимость их классификации на основе взаимозаменяемости. Тип рекреационной деятельности – однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий данной группы. При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами типов рекреационной деятельности выступают взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Цикл рекреационной деятельности – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание типов рекреационной деятельности, возникающее на базе ведущего ТРД. ЦРД - сюжетная канва будущей туристской программы. Два фундаментальных требования: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. ТРД подразделяются на целевые (А), дополнительные (В) и сопутствующие (С).

Моделирование цикла рекреационной деятельности.

Туроператор – специалист, который наряду с другими задачами занимается проектированием тура:

- определением рекреационной специализации туристских центров;

- прокладкой туристских маршрутов;

- разработкой программ отдыха;

- измерением эффективности программ отдыха;

- расчетом параметров тура.

Разработаны многочисленные процедуры туроперейтинга, помогающие туроператору эффективно решать эти задачи. В данной главе предлагается концепция рекреационного проектирования туров, основанная на принципе рекреационного проектирования В. С. Преображенского.

Рекреалогия – наука о расширенном воспроизводстве живых сил человека – физических, интеллектуальных и духовных. Соответственно предмету ее исследования наиболее важными для нее выступают вопросы оптимизации рекреации с помощью специальных технологий рекреационного проектирования.

В. С. Преображенский противопоставляет две исследовательские позиции в решении данной проблемы: «от ресурса» и «от потребностей». Анализируя базисную модель рекреационной системы, он указывает на ведущую роль в ней человека-туриста как центральной подсистемы, отмечая, что состояния и свойства всех остальных подсистем зависят от требований центральной подсистемы, а целевая функция рекреационной системы определяется как максимально возможное удовлетворение рекреационных потребностей человека.

В основу анализа возникающих субъект-объектных отношений, согласно В. С. Преображенскому, положена простая схема взаимоотношения человека-туриста и среды: Ч  С.

Согласно этой схеме, если исследователь отдает предпочтение человеческому фактору, то он работает с классом антропоцентрических систем, т. е. систем, хозяином которых выступает человек с его потребностями, мотивациями, предпочтениями, системой оценок.

Если исследователь обозначает в качестве ведущей подсистемы окружающий мир (неважно, природный или культурно-исторический комплекс), он вынужденно работает с классом натуроцентрических моделей, где «правят» другие ценности: охрана природы, регламентация деятельности человека.

Владимир Сергеевич Преображенский был одним из первых ученых в России (пожалуй, одновременно с Львом Николаевичем Гумилевым, который в эти же годы разрабатывал теорию этносов), кто не только осознал необходимость системного подхода при анализе сложных процессов, но и реализовал его. Принцип Преображенского в исследовании рекреации основан на принципе целостности общей теории систем, согласно которому отличительным качеством системы является тот факт, что в системе возникает новое свойство, которым не обладает ни одна из образующих ее подсистем. Владимир Сергеевич не только следовал данному принципу, но и определил его аналог применительно к исследованию сложных антропоэкологических систем.

Согласно учению В. С. Преображенского деятельность – это инвариантная часть системы, связывающая субъекта с ландшафтом. При этом связь несет в себе как сущностные признаки субъекта, так и сущностные признаки ландшафта. Принцип Преображенского позволяет точно локализовать деятельность не только как связь, но и как структуру. Действительно, состоянию деятельности инвариантны все остальные состояния рекреационной системы. Например, различия познавательной, курортной и спортивной рекреационной деятельности определяют специфику требований и состояний природного комплекса, обслуживающего персонала, технических систем, функций управления в рекреационной системе.

Рекреационное проектирование – вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации. Рекреационное проектирование рассматривается как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Эта задача, как правило, имеет для туроператора вполне конкретный характер – разработать рекреационную программу тура. Пользуясь моделью рекреационного проектирования, можно значительно упростить и ускорить его конкретную реализацию.

В основу моделирования положены принцип иерархии рекреационной деятельности И.В. Зорина и В.А. Квартальнова, а также деятельностно-ландшафтный принцип рекреационного проектирования В.С.Преображенского. Эти два принципа позволяют рассматривать рекреационное проектирование как структурно-модульный процесс, схожий с задачей составления слов из букв, предложений – из слов и, наконец, текста – из предложений. Азбука туроператора, исходя из этих принципов, должна содержать вместо букв комбинации рекреационной деятельности.

Основные понятия: рекреационная деятельность; элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ); типы рекреационной деятельности (ТРД); циклы рекреационной деятельности (ЦРД).

Рекреационная деятельность – деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.

Элементарное рекреационное занятие – внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности.

ЭРЗ – основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тыс. ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы – типы рекреационной деятельности. Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим.

Тип рекреационной деятельности – однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий данной группы. Иначе говоря, к одному типу рекреационной деятельности относятся взаимозаменяемые элементарные рекреационные занятия (табл. 1). Это условие окажется очень важным в практике конкретного туроперейтинга, когда возможностей для осуществления какого-либо ЭРЗ может и не быть, но необходимо компенсировать этот недостаток предложением туристу других ЭРЗ. Например, в негрибной период можно предложить туристам собирать ягоды, травы, орехи и т. п.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.005 с.)