Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные нормативы и учебные соревнования

Поиск

Ориентирование на "азимутальном маршруте". Элементы техники ориентирования на местности, включающие работу с компасом (движение в заданном направлении или, несколько сложнее в случае работы с "белой картой", с самостоятельным установлением азимута) и измерение расстояний, а также поиск контрольного пункта с помощью данной "легенды", являются важными элементами техники ориентирования и подводящими упражнениями к занятиям спортивным ориентированием. После изучения условных знаков спортивных карт новички могут пробовать свои силы и на дистанции соревнований по спортивному ориентированию.

Соревнования по технике ориентирования на азимутальном маршруте носят учебно-контрольный характер. При сдаче норм комплекса ГТО дистанция таких соревнований может включать минимальное количество (2) контрольных пунктов (КП) и вместе. с пунктом старта-финиша образует замкнутый треугольник с общим расстоянием от 200 до 500 м. Дистанцию учебных соревнований в походе слушателей семинара "Начальная туристская подготовка "А" можно удлинить до 800-1000 м с увеличением числа контрольных пунктов до 4-6.

Дистанция должна быть тщательно продумана и спланирована.

Необходимо при этом выполнять следующие условия:

весь путь движения должен быть проходимым; недопустимо планировать его (даже на коротких отрезках) через участки труднопроходимого леса, не должно быть таких препятствий, как заборы, глубокие канавы, рвы и овраги, ручьи и другие водные преграды, которые в условиях соревнований с картой ориентировщики "видят" заранее и имеют реальную возможность обойти;

не должно быть ни одного потенциально опасного участка: следует помнить, что на "азимутальном маршруте" движение совершается только по компасу и по прямой, поэтому участник не ждет никаких сюрпризов;

следует выбирать район соревнований с очень четкими границами; такие соревнования рассчитаны на новичков - даже минимальная возможность заблудиться должна быть исключена.

Соблюдение этих условий достигается прежде всего выбором места соревнований. Если у организатора соревнований (преподавателя, руководителя похода, другого ответственного за проведение учебных занятий или прием нормативов лица), выполняющего в данном случае обязанности начальника дистанции, имеется карта подходящего района, то планирование дистанции существенно упрощается: с помощью карты легко выбрать удобное место старта-финиша, ориентиры для размещения КП, а главное - быстро определить параметры дистанции. Подготовка же дистанции при отсутствии карты требует, естественно, значительно больших усилий и затрат времени, однако и в этом случае начальник дистанции с двумя-тремя помощниками обеспечат ее подготовку за 3-4 часа (рекомендуется начинать с подготовки максимально простой, предельно генерализованной картосхемы выбранного участка местности, что в конечном счете существенно упростит планирование и оборудование дистанции).

Важный момент работы - оборудование дистанции контрольными пунктами. Без них участник соревнований не может быть уверен, что правильно прошел этап. Кроме того, отсутствие КП с тем или иным способом отметки не позволяет контролировать движение участников, и соревнования превращаются лишь в выполнение упражнения.

Но дело не только в этом. Как уже говорилось, одна из существенных задач учебных соревнований по технике ориентирования без карты - подготовка их участников к занятиям спортивным ориентированием - важнейшим средством подготовки туристов не только в узком смысле совершенствования техники и тактики ориентирования на местности, но значительно шире - в повышении общей и специальной физической подготовленности, а также и в психологической подготовленности к походам. Поэтому оборудование дистанции контрольными пунктами со всеми требуемыми атрибутами (стандартная призма, обеспечение отметки карандашами, компостерами, выдача участникам "легенды") в высокой степени способствует подготовке начинающих туристов к массовым соревнованиям по спортивному ориентированию, так как поиск КП по заданной "легенде" и отметка на нем входят в "правила игры".

В этом смысле важно также обеспечить и полное оформление места "старта-финиша": установить транспаранты "Старт" и "Финиш", оборудовать по правилам спортивного ориентирования стартовый и финишный коридоры, вывесить перекидные часы стартового времени и стартовые протоколы, подготовить растянутый шнур для вывешивания отрывных "талонов" от карточек участников для обеспечения информации об их результатах. Все эти дополнительные мероприятия носят важный учебный характер по освоению темы "Организация и проведение массовых соревнований по спортивному ориентированию и туристской технике".

Начальник дистанции после выбора места "старта-финиша" и ориентиров для размещения контрольных пунктов с расстояниями между ними не более 200-250 м уточняет (если дистанция планируется с помощью карты) или тщательно измеряет (если дистанция планируется без карты) направления и расстояния. Направление каждого отрезка (азимут) измеряется жидкостным компасом с точностью до +1° (но записывается с округлением до четных значений), а расстояния - шагами с точностью до 5% (записывается с округлением до 10 м).

Каждый отрезок пути (этап дистанции) желательно заканчивать в таком месте, которое служит надежным точечным, или коротким линейным, или малым площадным ориентиром (вершина горки, отдельный камень, изгиб дороги или пересечение троп, угол кромки). На ориентире укрепляется знак КП (стандартный или самодельный в форме красно-белой призмы) с его номером, а также паролем (цифровым, буквенным, словесным), ибо запись пароля в личной карточке участника - наиболее простой способ контроля прохождения дистанции. Другой способ отметки участником прохождения КП - цветным карандашом или компостером в своей карточке. В этом случае возле призмы необходимо подвесить на шнурах (тесьме) цветные карандаши (одного цвета на каждом КП) или компостеры.

При таком способе прохождения дистанции и отметки на КП каждый участник заполняет свою личную карточку по вывешенному образцу карточки соревнований. Карточка соревнований составляется по известным параметрам дистанции и выбранным КП и включает: направления от одного КП до другого (на первый - от старта, на финиш - от последнего), расстояния этих отрезков и краткую характеристику ориентира для каждого КП.

Принципиально иной способ информации о дистанции - раздельная информация: на старте вывешена карточка с указанием направления от старта до КП 1, расстояние до него и его "легенда", на КП 1 - то же относительно КП 2 и т. д. В своей личной карточке участник последовательно записывает получаемую информацию и делает отметки о прохождении КП.

Еще один способ предоставления участникам информации о дистанции - выдача им "белой карты", т. е. вычерченной в заданном и указанном на "карте" масштабе дистанции, причем местоположение на схеме КП дано точкой (проколом), обведенной кружком; в кружке условным знаком, принятым Правилами соревнований по спортивному ориентированию, изображен ориентир, на котором поставлен КП (т. е. графическое выражение "легенды" КП). На схеме ("белой карте") показано стрелкой направление на Северный магнитный полюс. При таком способе азимутального ориентирования участник все данные о параметрах дистанции получает самостоятельно путем необходимых измерений. Линейкой, имеющейся на жидкостном компасе, он измеряет расстояния между КП и с помощью приведенного на схеме масштаба переводит полученную величину (в сантиметрах или миллиметрах) в метры; жидкостным (или любым другим) компасом определяет направление (азимут) на искомый КП.

Во всех перечисленных случаях участник учебных соревнований должен уметь исчислять свой путь (прежде всего на коротких расстояниях, шагами), уверенно брать азимут и бежать в заданном направлении по компасу с опорой на промежуточные или хорошо видимые дальние, но попутные ориентиры. Этим умениям участники должны быть предварительно обучены, для чего перед учебными соревнованиями руководители похода оборудуют на просторной поляне учебный полигон, где занимающиеся выполняют упражнения по измерению расстояний шагами - пешком и бегом, по определению направления и точному движению в этом направлении.

Старт участникам учебных соревнований дается раздельный с интервалом в 1, 2 или 3 мин. Чем больше интервал, тем надежнее обеспечение самостоятельной работы участников на дистанции, но существенно длительнее соревнования. С другой стороны, чем меньше участников, тем продолжительнее может быть интервал. Продолжительный интервал при большом числе участников (скажем, более 50) приведет к их скоплению и несамостоятельной работе. Выход из такого положения - изменение формулы соревнований: не индивидуальные, а командные, в форме эстафеты, но при этом необходимо соблюдать важнейшее условие всяких соревнований - спортивную справедливость, в данном случае - одинаковость дистанции (суммарной) для всех команд. Подобное требование выполняется при равенстве числа этапов суммарной дистанции и числа членов команды. Так, при 100 участниках можно планировать дистанцию с 5 КП, когда одновременно стартуют 5 команд (их первые участники) в пяти различных направлениях. В составе каждой команды 5 человек. Это значит, что число забегов при 100 участниках составит всего лишь 4, а времени на проведение соревнований потребуется очень немного.

Дистанцию эстафетного ориентирования в этом случае необходимо планировать так, чтобы место "старта-финиша" оказалось в ее центре. На одновременном старте первых участников 5 команд порядок прохождения ими дистанции будет следующим:
участник 1-й команды: С-1-2-3-4-5-Ф;
участник 2-й команды: С-2-3-4-5-1-Ф;
участник 3-й команды: С-3-4-5-1-2-Ф;
участник 4-й команды: С-4-5-1-2-3-Ф;
участник 5-й команды: С- 5-1-2-3-4-Ф.

На 2-м этапе участник 1-й команды бежит уже по 2-й дистанции и т. д. "Эстафетой" для каждой команды служит командная карточка с указанием на ней порядка прохождения дистанций на каждом этапе эстафеты и параметров дистанций. Понятно, что при этом потребуется по 4 карточки (по числу забегов) каждого из 5 вариантов порядка прохождения.

Участники учебных соревнований по технике ориентирования на "азимутальном маршруте" после изучения условных знаков спортивной карты и практики работы с картой успешно стартуют в массовых соревнованиях по спортивному ориентированию, которые ныне доступны для всех желающих во многих городах страны.

Если соревнования на "азимутальном маршруте" - зачетный вид по ориентированию на местности, то при протяженности дистанции около 1000 м и 5-6 КП зачетное время может быть установлено в 15 мин.

Контрольные нормативы, по туристской технике. Контрольным нормативом по туристскому биваку служит установка двухместной палатки командой из 4 человек (минимальный состав туристской группы) за 50 сек.

Один этап проверки включает полосу препятствий. Соревнования проводятся в двух вариантах.

Индивидуальное прохождение этапов:
1) подъем по склону - траверс - спуск (длина этапа 40 м);
2) навесная переправа (10 м);
3) вязка узла (выбор по карточке: прямой, встречный, брам-шкотовый, схватывающий, проводник, проводник-восьмерка, двойной проводник, стремя, булинь). Зачетное время 6 мин.

Командное прохождение этапов (4 человека):
1) укладка бревна с помощью веревки и переправа по бревну;
2) "маятник";
3) переправа по камням (30 м);
4) переноска "пострадавшего" на самодельных носилках (100 м). Длина дистанции 200 м, зачетное время 6 мин.

Для испытания по оказанию первой помощи при травмах и Несчастных случаях применяется дифференцированная оценка знаний. В основу положен программированный контроль. Участник выбирает один, наиболее правильный, по его мнению, ответ из четырех на предложенный вопрос. Если ответ выбран верно, загорается лампочка "экзаменатора" и подсвечивает оценку "5".

Пример карточки: "Вопрос: Какую доврачебную помощь вы окажете себе в походе, подвернув ногу в голеностопе? Варианты ответов: буду соблюдать полный покой; сделаю массаж; сделаю холодный компресс; наложу горячий компресс".

При организации приема норм комплекса ГТО проверку туристских навыков удобно проводить по этапам, которые обслуживаются опытными преподавателями или инструкторами. В этом случае повышается учебная эффективность туристских упражнений. Сдающие норматив могут получить консультацию и потренироваться в овладении туристскими навыками. Прием норм комплекса ГТО проводится как на этапах зачетного похода, так и на биваке. Заранее необходимо оповестить всех сдающих нормы о дне похода, провести с ними учебные занятия по овладению туристскими знаниями, умениями и навыками. При большом потоке сдающих нормы на одном маршруте туристского похода можно составить график старта групп. При предложенной схеме в час проходят 60 человек. Для увеличения пропускной способности удваивается количество полигонов. Члены приемной комиссии отмечают маршрутные листы и расписываются в приеме туристских нормативов. На финише маршрутные документы сдаются в оргкомитет по проведению мероприятий комплекса ГТО, где делается запись о приеме туристских норм в карточках сдающих.

Система подготовки туристских общественных кадров

Среди основных направлений массовой туристской работы ведущее положение по праву занимают система обучения туристов и подготовка туристских общественных кадров. Обучение туристов организационно-методической работе, технике и тактике, методике организации общественно полезной работы, подготовке и проведению туристских слетов и соревнований через систему подготовки туристских общественных кадров позволяет решать не только педагогические (учебные, воспитательные, методические) вопросы, но и вопросы организации управления массовым самодеятельным туризмом.

Положением о туристских общественных кадрах (утверждено постановлением президиума Центрального совета по туризму и экскурсиям от 7 мая 1979 г.) предусмотрена подготовка следующих категорий туристского актива: руководителей походов выходного дня (в том числе и для сдачи норм ГТО по туризму) и походов на значок "Турист СССР", инструкторов туризма, руководителей спортивных туристских походов, общественного туристского актива (федераций туризма, комиссий, правлений клубов, туристских секций), судей туристских соревнований, членов туристской контрольно-спасательной службы (КСС) и контрольно-спасательных отрядов (КСО).

Требования к уровню подготовки руководителей и участников туристских походов нашли отражение в руководящих документах. Так, положением о Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО предусмотрено, что руководители походов выходного дня на значок ГТО должны иметь подготовку в объеме первого этапа начальной туристской подготовки. "Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР" устанавливают определенные требования к уровню подготовки руководителей и участников походов. В частности, руководителям и участникам походов I категории сложности необходимо иметь знания в объеме второго этапа начальной туристской подготовки, руководителям и участникам походов II-III категорий сложности - в объеме средней, а руководителям и участникам походов IV-V категорий сложности - высшей туристской подготовки.

Основа обучения туристских общественных кадров, относящихся к категориям руководителей туристских походов и инструкторов туризма, - общая и специальная подготовка, осуществляемая в три этапа:
начальная туристская подготовка, которая включает подготовку руководителей и участников походов выходного дня, многодневных некатегорийных походов и походов I категории сложности;
средняя туристская (или инструкторская) подготовка, которая включает подготовку руководителей и участников походов II и III категорий сложности (или инструкторов туризма);
высшая туристская (или инструкторская) подготовка, которая включает подготовку руководителей и участников походов IV и V категорий сложности (или старших инструкторов туризма).

Подготовка туристских общественных кадров осуществляется в школах и на семинарах (сборах), организуемых советами по туризму и экскурсиям, Иститутом повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций и его филиалами, городскими и районными туристскими клубами, советами ДСО, клубами туристов и туристскими секциями коллективов физической культуры, станциями юных туристов. Слушатели школ занимаются без отрыва от работы или учебы. Семинары (сборы) проводятся в свободное от работы или учебы время - в период отпуска или каникул.

Формы учебных занятий в школах, на семинарах (сборах) по подготовке туристских общественных кадров - лекции, семинарские и практические занятия, учебно-тренировочные походы, консультации, самостоятельная работа слушателей.

Подготовка туристских общественных кадров, призванных осуществлять работу по организации и проведению массовых туристских мероприятий - походов выходного дня, походов на значок "Турист СССР" и походов I категории сложности, осуществляется на этапе начальной туристской подготовки, разделяемом на два полуэтапа: начальной туристской подготовки "А" (НТП-А) и начальной туристской подготовки "Б" (НТП-Б).

Организация первого этапа начальной туристской подготовки (по программе НТП-А), подробно рассмотренная на стр. 171, обеспечивается, как правило, туристскими секциями коллективов физической культуры. Организацию же второго этапа (по программе НТП-Б) могут осуществлять лишь клубы туристов больших коллективов при наличии инструкторского состава требуемого уровня подготовки. Для туристских секций, не имеющих такой возможности, руководителей многодневных некатегорийных походов и походов I категории сложности обеспечивают городские (районные) клубы и комиссии туризма добровольных спортивных обществ профсоюзов.

Второй этап начальной туристской подготовки осуществляется в соответствии с учебным планом НТП-Б объемом 60 учебных часов, в том числе: 30 час. в период подготовки к учебному походу (из них 20 лекционных и 10 практических занятий в помещении) и 30 час. практических занятий во время учебно-тренировочного похода.

Учебный план НТП-Б содержит два раздела: "Основные направления массовой туристской работы" (общий для учебных планов семинаров по НТП-Б, независимо от вида туризма) и "Специальная подготовка по видам туризма" (имеющий для разных видов туризма некоторые вариации, но непринципиальные: не более чем на один учебный час на ту или иную тему второго раздела учебного плана).

Раздел "Специальная подготовка по видам туризма" содержит 11 тем, в том числе: особенности данного вида туризма, основные принципы классифицирования маршрутов в нем, содержание и правила организации, подготовки и проведения многодневных походов по данному виду туризма, а также ряд тем практического характера: снаряжение, питание, техника и тактика, организация бивака, физическая подготовка туриста, гигиена туриста и оказание доврачебной помощи, основы топографической подготовки и особенности ориентирования на местности в данном виде туризма, организация наблюдений в походе.

Туристы, прошедшие обучение по программе НТП-Б (или сдавшие экзамены экстерном за курс НТП-Б) и получившие опыт участия в походе I категории сложности, приобретают право руководства походами на значок "Турист СССР" и походами I категории сложности, а также поступления в школу средней туристской подготовки (СТП).

Еще более специализированной и углубленной будет подготовка туристских общественных кадров на уровне средней туристской (участники и руководители походов II и III категорий сложности), средней инструкторской (инструкторы по видам туризма), высшей туристской (участники и руководители походов IV и V категорий сложности) и высшей инструкторской (старшие инструкторы по видам туризма) подготовки. Программы средней туристской и средней инструкторской подготовки обеспечиваются учебным планом в 160 час. (включая учебно-тренировочный поход), высшей подготовки - учебными планами в 200 час. (также включая учебно-тренировочный поход).

Кроме перечисленных выше категорий туристов в школу средней туристской подготовки принимаются также младшие инструкторы туризма, имеющие соответствующий туристский опыт и достигшие 18-летнего возраста. Это звание присваивается учащимся общеобразовательных школ, училищ профтехобразования и средних специальных учебных заведений, достигшим 15-летнего возраста, имеющим значок "Турист СССР" и успешно окончившим семинар или сбор по подготовке младших инструкторов туризма.

Система подготовки общественных туристских кадров - важное звено в туристско-экскурсионной работе, в значительной мере обеспечивающее решение воспитательных, образовательных, спортивно-оздоровительных задач средствами туризма. Многолетний опыт практики управления самодеятельным туризмом показал что к уровню первого и наиболее массового звена системы самодеятельного туризма (туристской секции коллектива физической культуры) эффективное управление организацией массовой туристской работы возможно лишь через подготовку туристских общественных кадров первого звена: общественного туристского актив (председателей туристских секций), руководителей походов выходного дня и массовых многодневных походов, судей туристских соревнований. Подготовка общественного туристского актива среднего звена (в том числе инструкторов туризма, руководителей походов II-III категорий сложности) обеспечивает подготовка актива массового звена и т. д. Другими словами, система подготовки туристских общественных кадров функционирует достаточно эффективно лишь при наличии обратных связей.

Подготовка судей по туристским соревнованиям

Подготовка судей по туристским соревнованиям - одна и важнейших задач комиссии по слетам и соревнованиям туристской секции (клуба туристов) коллектива физкультуры.

В туристской секции коллектива физкультуры подготовка судей по туристским соревнованиям проводится по программе начальной подготовки судей объемом в 40 учебных часов. Учебным планов семинара судей предусматривается 16 час. на лекции и 24 час на практические занятия по следующим темам: физическая куль тура и спорт в СССР, Положение о судьях и судейских коллегия; по туристским соревнованиям, организация и проведение туристских слетов и соревнований, правила туристских соревнований работа службы дистанции соревнований, работа судей на этапах работа секретариата и службы информации, организация работы бригад старта и финиша, методика судейства отдельных видов соревнований.

Теоретическая подготовка судей, получаемая ими на лекциях подкрепляется специально организуемыми учебными соревнованиями, на которых отрабатываются основные вопросы практической работы судейских бригад, обслуживающих туристские соревнования.

Работа службы дистанции - планирование, разметка и оборудование дистанции на местности; организация мероприятий по обеспечению безопасности, медицинского обеспечения на дистанции; работа службы дистанции непосредственно перед началом соревнований и работа во время них.

Работа судей на этапах - условия преодоления этапа с демонстрацией вариантов правильного и неправильного его прохождения, трактовка всех возможных нарушений и пользование таблицей штрафов; разбор возможных вариантов прохождения этапов, предусмотренных Правилами и условиями соревнований, ситуаций и действий судей; практика судей в оценке ошибок.

Работа секретариата и службы информации - оформление места работы секретариата; репетиция приема заявок, проведения жеребьевки, оформления командных карточек, организация предстартовой информации участников, информация о предварительных результатах; практика в обработке результатов соревнований и организация награждения победителей.

Работа бригад старта и финиша - проверка соответствия снаряжения и формы участников требованиям Правил и положения о соревнованиях; работа судьи-стартера и секретаря; виды старта; работа судей и секретарей на финише; взаимодействие бригад старта и финиша с секретариатом и комендантской службой.

На учебных соревнованиях, непосредственно предшествующих слету, отрабатываются и такие вопросы, как регламент соревнований, место и порядок церемонии открытия и закрытия слета, награждения победителей, места размещения конкурсных материалов и проведения конкурсов, система работы конкурсных комиссий и организация свободного времени участников, включая вопросы определения удобных мест для тренировок и разминок участников соревнований, для работы редколлегий боевых листков и т. п.

Важное условие подготовки квалифицированных судей по туристским соревнованиям - постоянное активное участие их в судейской работе по другим видам спорта на соревнованиях, проводимых советом коллектива физической культуры, районным комитетом по физической культуре и спорту, областным советом ДСО, - по легкоатлетическому кроссу, легкой атлетике, лыжным гонкам, многоборью комплекса ГТО. Практика судейства разных соревнований значительно расширяет кругозор спортивного судьи, повышает его судейскую культуру и эрудицию, позволяет накапливать ценный судейский опыт, который невозможно заменить только лекциями и даже хорошо организованными практическими занятиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.012 с.)