Нормативная часть учебной программы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативная часть учебной программы



Программа по национальной спортивной борьбе разрабатывается на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ.

Учебно-тренировочная работа проводится по этапам:

На спортивно-оздоровительный этап зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом имеющие письменное разрешение родителей и положительного медицинского заключения. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и восстановительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники национальной борьбы и выполнение


контрольных нормативов .

Группы начальной подготовки формируется на конкурсной основе из здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 год и выполнявших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения обучающимся контрольно-переводных нормативов по общее физической и специальной подготовки.

Спортивно-оздоровительный этап. Задачи и преимущества направленность учебно-тренировочного процесса:

-укрепления здоровья, улучшение физического развития;

-овладение основами техники выполнения физических упражнений;

-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;

-выявление способных детей;

-привитие стойкого интереса к занятиям национальной борьбой;

-воспитание черт спортивного характера.

Этап начальной подготовки (до 3-х лет обучения). Задачи и преимущественная направленность:

-повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

-овладение основами техники национальной борьбы;

-приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях по различным видам спорта.

 

 

Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовки

 

Год обучения Возраст обучающихся Миним. кол-во обучающихся Кол-во обучающихся в группе Кол-во часов в нед-ю Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец учебного года
Спортивно-оздоровительный этап
До 1 года 11-12-13 Выполнение
Свыше года 14-15 нормативов ОФП
    Этап начальной подготов Ки  
До 2 лет 14-15 Выполнение нормативов ОФП
Свыше 2 лет 15-16 Выполнение нормативов СФП

 

При составлении учебного плана учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом до 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы включая спортивно-оздоровительные лагеря и по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношения времени на различные виды подготовки. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную, физическую, техническую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на ОФП.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами тренировок.

 

Спортивно-оздоровительный этап

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития;

- овладение основами техники выполнение физических
упражнений;

- приобретение разносторонней физической
подготовленности на основе занятий различными видами
спорта;

- воспитание черт спортивного характера.

Этап начальной подготовки (до 3-х лет обучения)
Задачи и преимущественная направленность:

- повышение уровня разносторонней физической и функциональной

подготовленности;

- овладение основами техники национальной спортивной борьбы;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях

по различным видам спорта.

 

Тематическое планирование

По « Национальной борьбе »

2 занятия (2 часа) в неделю

 

Содержание 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения
1. Теоретическое занятие
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная физическая подготовка
4. Тактическая и техническая подготовка
5. Спорт игры
6. Тестирование
7. Соревнования П о к а л е н д а р н о м у п л а н у
Всего часов

 

 

 

Содержание теоретической подготовки

1. Физическая культура и спорт в России и в Республике
Башкортостан.

Физическая культура - одно из важных средств физического воспитания. Ее значение для укрепления здоровья и всестороннего развития физических способностей занимающихся.

Общественное и государственное значение спорта в России и в Республике Башкортостан. Краткая характеристика олимпийских видов спорта.

Почетные спортивные звания и спортивные разряды. Достижения российских спортсменов на мировом уровне.

2. Спортивная борьба в России.

Характеристика спортивной борьбы. Краткий обзор о развитии борьбы в России. Достижения Российских борцов на международных соревнованиях. Состояние борьбы в Республике Башкортостан и пути ее дальнейшего развития. Национальная спортивная борьба, ее история и пути развития в Башкортостане, России и в мире.

Разрядные нормы и требования единой спортивной классификации по национальной спортивной борьбе. Структура организационно-методического руководства борьбой.

Состояние работы по борьбе в данной физкультурной организации, районе, городе и задачи дальнейшего его развития.

3. Краткие сведения о строении и функциях организма
человека, влияние физических упражнений на организм
занимающихся.

Краткие сведения о строении и функциях, возрастных особенностях организма человека. Опорно-двигательный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и обмена веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа). Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека. Совершенствование функции мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения, нервной системы под воздействием физических упражнений и занятий борьбой.

Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов.

4. Гигиена спортсмена, закаливание и режим питания.

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и
спорта, ее значение, основные задачи и требования.
Гигиенические основы режима труда, отдыха, занятий спортом.
Общий режим. Режим питания и питьевой режим во время
тренировок и соревнований. Значение белков, углеводов,
жиров, минеральных солей и витаминов в питании
спортсменов. Калорийность и усвоение пищи. Примерные
суточные пищевые нормы занимающихся борьбой. Гигиена сна.
Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход
за ногами. Гигиеническое значение водных процедур
(умывание, обтирание, душ, баня, купание). Использование
естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в
закаливании организма. Требования к закаливанию организма.
Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилищ и мест занятий
(воздух, температура, влажность, освещение и вентиляция
помещений). Временные ограничения и противопоказания к
занятиям физическими упражнениями. Меры личной и
общественной санитарно-гигиенической профилактики (предупреждение заболеваний).

 

Вред курения, употребления спиртных и наркотических веществ.

5. Врачебный контроль и самоконтроль, оказание первой
помощи, спортивный массаж.

Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля в процессе занятий физической культурой и спортом.

Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, общее состояние.

Дневник самоконтроля, его содержание и порядок ведения. Понятие о спортивной форме, утомлении и перетренировке.

Первая помощь (до врача) при ушибах, рассечении, вывихах, переломах, растяжениях, кровотечениях. Способ остановки кровотечений: вставка тампона, перевязка. Оказание первой помощи при сотрясении головного мозга, шока.

Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, покалачивание, потряхивание). Массаж перед тренировкой и соревнованиями, во время и после соревнований. Противопоказания массажу.

6. Основы техники и тактики национальной спортивной
борьы

Техническая подготовка.

Общая характеристика техники национальной спортивной борьбы. Самостраховка при падении в зависимости от вида бросков. Основные положения борцов: низкая стойка, средняя стойка, высокая стойка. Базовые приемы национальной спортивной борьбы - бросок прогибом через грудь, бросок прогибом с зашагиванием за левую ногу соперника, бросок прогибом с зашагиванием за правую ногу соперника, бросок с подседом, бросок с подсадом, бросок с выводом за спину. Биомеханические основы выполнения приемов национальной спортивной борьбы. Комбинация из борцовских приемов защиты и их классификация. Биомеханические основы защиты борцов.

Факторы, влияющие на успех в схватке борцов. Передвижение борцов - основа успеха нападения и защиты. Контрприемы и их значение в борьбе. Ответные и встречные атакующие действия. Особенности схвати борцов при низкой и средней стойках.

7. Тактическая подготовка.

Общая характеристика тактики в национальной спортивной борьбе. Взаимосвязь техники и тактики. Тактические основы борьбы. Средства тактики: дистанция, борцовские стойки, передвижения, перемещения, атака, защита, контратака.

Наступательные и защитные действия борцов, тактическая характеристика национальной спортивной борьбы:

- при низкой стойке борцов;

- при средней стойке борцов;

- при высокой стойке борцов.

Тактическая организация схватки борцов: планирование и ведение борьбы. Индивидуальная манера ведения борьбы.

Особенности теории и тактики, подготовки борца по национальной спортивной борьбе.

8. Основы методики обучения по национальной спортивной борьбе

Обучение и тренировка как единый педагогический
процесс. Задачи и содержание процесса обучения и
тренировки. Понятие о формировании и совершенствовании
двигательных навыков у борцов. Характеристика методов и
приемов обучения. Этапы обучения. Значение

общеразвивающих и специальных упражнений в процессе обучения и тренировки. Взаимосвязь физической, технической, тактической, морально-волевой и психологической подготовки борцов и единство процессов их совершенствования.

Занятие, как основная форма организации подготовки борцов. Задачи и средства отдельных частей занятия. Организация и проведение занятия в различные периоды тренировки в подготовительном и основном периодах. Методы контроля за развитием физической подготовленности и физической работоспособности борцов. Разбор контрольных нормативов по общей, специальной, физической и технической подготовке различных групп занимающихся.

Методика проведения тренировки (дневного и недельного
цикла) в различные периоды учебно-тренировочной работы со
спортсменами разного возраста и уровня подготовленности.
Особенности тренировки непосредственно перед соревнованиями. Предсоревновательная подготовка борцов.

9.Краткие сведения о физических основах спортивной тренировки борцов.

Мышечная деятельность, как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержание здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширение функциональных возможностей организма. Основные физиологические положения тренировки борцов и показатели тренированности различных по возрасту групп занимающихся. Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения при выполнении различных физических упражнений. Особенности химических процессах в мышцах, понятия о кислородном запросе и долге. Роль и значение центральной нервной системы в процессе занятий и соревнований.

Краткие сведения о физиологических показателях состояния тренированности/изменение костного аппарата, вегетативных функций, состояния центральной нервной системы, физиологическое обоснование принципов повторности, постепенности и индивидуализации в процессе тренировки. Характеристика особенностей возникновения утомления при занятиях борьбой. Краткие сведения о восстановлении физиологических функций организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях по национальной спортивной борьбе.

 

Общая и специальная физическая подготовка борцов.

 

Направленность общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Характеристика рекомендуемых средств и упражнений для повышения уровня общей физической подготовленности и развития двигательных качеств борцов различного возраста и спортивной квалификации. Характеристика требований к развитию двигательных качеств и подбору средств для совершенствования специальных качеств: скорости, силы, специальной выносливости, ловкости и координации движений.

Специальная физическая подготовка, ее место и содержание в тренировке борцов различного возраста и спортивной квалификации. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в спортивном совершенствовании различных групп борцов на различных этапах тренировочного процесса. Краткая характеристика применение средств специальной физической подготовки для различных групп занимающихся. Учет средств и методы оценки состояния и динамики развития общей и специальной физической подготовленности различных групп борцов. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовки различных групп борцов.

Моральные и волевые качества борца. Психологическая
подготовка.

Моральные качества: добросовестное отношение к труду, трудолюбие, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь, выручка, высокая сознательность, организованность, дисциплина, уважение к товарищам. Значение и развитие волевых качеств для повышения спортивного мастерства борцов. Тесная связь развития волевых качеств и воспитательные работы в процессе обучения и тренировки. Основные методы развития и совершенствования моральных и волевых качеств борцов. Роль и значение психики борцов при занятиях и участии в соревнованиях по национальной спортивной борьбе. Влияние уровня психологической подготовки борцов в условиях соревнований. Принятие оперативных решений в ходе соревнований.

Выявление различных психологических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед тренировкой, схваткой и в ходе соревнований. Особенности проявления волевых качеств борцов с эмоциональной устойчивостью. Методы и средства развития волевых качеств: индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности, темперамента и психологических особенностей спортсмена. Участие в соревнованиях как необходимое условие для совершенствования и проверке моральных, волевых и психологических качеств борцов.

Спортивная психология, ее значение в практике спорта. Психологическая характеристика борца. Психологическая характеристика подготовительного и основного периодов. Разминка перед схватками с учетом индивидуальных особенностей борца. Ранняя психологическая подготовка. Влияние коллектива и тренера на психологическую подготовку спортсмена. влияние окружающей среды на психику спортсмена в процессе тренировки и соревнований. Средства и методы развития отдельных психических качеств. Влияние разминки на психологическое состояние борца и ее содержание.

Планирование спортивной тренировки.

Роль планирования как основного элемента управления тренировкой спортсмена. Основные требования к планированию процесса тренировки борцов. Виды планирования/перспективное, текущее и т.д./. Документы перспективного планирования и их основное содержание. Текущее /годовое/ планирование. Индивидуальное планирование тренировки борцов.

Периодизация круглогодичной тренировки борцов. Задачи и средства подготовительного и основного периода. Документы оперативного планирования. Педагогический контроль. Ведение дневника тренировок спортсменом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.017 с.)