Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система обеспечения безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Полное решение комплексной задачи обеспечения безопасности участников туристских походов состоит в реализации ряда мероприятий - спортивно-технических, материально-технических и учебно-воспитательных. Схема на рис. 24 позволяет в достаточной мере охарактеризовать каждый из перечисленных компонентов. Спортивно-техническое обеспечение маршрута формируется на основе спортивно-классификационного обоснования маршрута и его материально-технического обеспечения. Спортивно-классификационное обоснование маршрута - комплексная задача, включающая два основных компонента: классификационный и тактический. Классификационное обеспечение безопасности туристов не только ведущая составная часть системы обеспечения безопасности в туризме, но и центральный вопрос всей системы спортивного туризма. Это положение классификации туристских маршрутов достаточно отчетливо прослеживается на схеме системного анализа классификационного обеспечения безопасности и программирования обучения (рис. 25). Важным результатом системного анализа значения классификационного компонента в обеспечении безопасности участников туристских походов является вывод о том, что только два компонента из рассмотренных на схеме (организационно-методический и материально-технический) самостоятельно влияют на безопасность: все остальные в той или иной степени связаны с классификационными задачами. Когда речь идет о классификационном обеспечении безопасности, определяемой выбором района и характером маршрута, необходимо отчетливо представлять себе вполне реальную возможность недостаточно полного соответствия формального опыта группы реальной классификационной характеристике маршрута. Проиллюстрируем это примером. Когда туристская группа, например, из Белоруссии, имеющая опыт лыжного похода I категории сложности по Минской области, делает заявку на маршрут II категории сложности по Кольскому полуострову или группа московских студентов с опытом похода II категории сложности по Кольскому полуострову заявляет маршрут III категории сложности по Полярному Уралу, мы имеем дело именно с таким случаем соответствия. С одной стороны, группа отвечает формальным требованиям Правил, но с другой - фактической - стороны, реального соответствия нет, так как по климатическим условиям, сложности рельефа и, главное, по "метеосюрпризам", которыми так богаты Хибинские тундры, район Кольского полуострова значительно сложнее Белоруссии или Подмосковья, что не находит пока своего отражения не только в справках о туристском опыте, но и в самой классификационной системе. То же можно сказать о безлесном и часто весьма суровом Полярном Урале по сравнению с горно-таежным районом Кольского полуострова. Решение проблемы классификационного обеспечения безопасности находится не только в ведении соответствующих комиссий, но и во всей учебно-воспитательной работе, в привитии туристам с их первых шагов высокой спортивно-технической культуры, творческого подхода к методически сложным проблемам туристской классификации, стремление к неустанному расширению знаний, в том числе естественно-географических. Выбор района похода и определение его сроков - одно из важнейших решений классификационного характера. В целях упорядочения сроков проведения самодеятельных туристских походов коллегия Центрального совета по туризму и экскурсиям и президиум Всесоюзного совета добровольных спортивных обществ профсоюзов приняли в 1985 г. специальное постановление. В нем для большинства поименованных в "Перечне классифицированных туристских маршрутов" районов пешеходного, лыжного, горного и водного туризма установлены сроки проведения походов (см. табл. 1). Периоды времени за пределами этих сроков относятся к межсезонью с вытекающими отсюда дополнительными требованиями к руководителям и участникам походов. Предлагаемые сроки проведения походов достаточно широки и существенно превышают как классификационные требования к продолжительности походов, так и реальные возможности участников в смысле их отпускного времени. Следовательно, собственно сроки данного похода группа определяет с учетом установленных временных границ, возможностей участников в отношении сроков их очередных отпусков, а также в соответствии с ясным представлением группы об ожидаемых ею условиях погоды, состояния снега, уровня воды в реке. Цель введения сроков походов - забота о безопасности туристов, конкретно проявляемая в установлении оптимально безопасных границ времени нормального (не "межсезонного") похода. Однако "оптимум безопасности" не есть "максимум безопасности". В пределах установленных сроков, имеющих продолжительность от 3 до 6 и более месяцев, колебания погоды и других физико-географических факторов столь велики, что само использование понятия "оптимальный" (лучший) носит несколько вольный характер и означает, что данный период можно считать вполне приемлемым, а остальное время - совсем плохим. Поскольку речь идет о довольно больших периодах времени, которые для высокогорных районов определены в интервалах до 4,5 месяца, нетрудно понять, что выбор сроков похода становится отнюдь не пустой формальностью. Рассмотрим в качестве примера организацию группы похода на Центральном Кавказе. Вторая половина мая - время еще очень глубокого снега, требующего значительных усилий при прохождении снежных склонов, особенно во второй половине дня. Трещины в ледниках, бергшрунды и рантклюфты забиты снегом, преодолеваются существенно легче, чем во второй половине лета, но и требуют чрезвычайного внимания и полного обеспечения страховки и самостраховки. Наиболее мощные лавины уже сошли, но лавинная опасность (особенно южных склонов Главного Кавказского хребта) еще далека от минимума. Очень часты густые туманы, существенно осложняющие ориентировку и требующие умения ждать. Конец лета - вторая половина августа. Если не было мощных снегопадов - а они бывают в конце июля, - ледники практически открыты. Прохождение ледопадов требует высокой технической подготовки. Реки в связи с интенсивным таянием ледников трудно преодолимы. Усиливаются камнепады, опасны падения глыб льда на ледопадах. Аналогичный анализ можно сделать относительно преимуществ и недостатков января и конца февраля - на Кольском полуострове для лыжных походов, мая и сентября - в Восточном Саяне для пешеходных, апреля и ноября - на реках Кавказа для водных. Другими словами, речь идет о том, что выбор сроков похода - задача со многими неизвестными. Она требует от группы тщательного изучения района и тщательной подготовки к походу с учетом значительного разнообразия условий его проведения даже в пределах "оптимальных сроков". Вот почему сбор и анализ информации о районе похода, составляющие вместе с подготовкой картографического материала содержание раздела работы М-3 (см. рис. 18), будут определяющими в окончательном выборе точных, а не приблизительных сроков похода. Вторая составляющая спортивно-классификационного обоснования маршрута - тактическое обеспечение, т. е. соответствие маршрута реальным возможностям группы. Необходимо обратить внимание на прямую связь между "соответствием руководителя" и "тактическим соответствием маршрута". От соответствия руководителя группы (его опыта, личной подготовки, творческого склада ума, организаторских способностей, умения оставаться в любой ситуации лидером) тактическому плану похода во многом зависит успех и безаварийность похода. Под материально-техническим обеспечением туристской группы необходимо понимать комплекс организационно-методических мероприятий, успешное и грамотное осуществление которых создает надежные условия не только для реализации тактического плана похода и достижения поставленных группой спортивных задач, но также для сохранения здоровья участников и обеспечения полноценного, активного и эмоционального отдыха. Комплектование группы Комплектование туристской группы - задача сложная. Рассмотрим два наиболее существенных аспекта ее: квалификационные требования к руководителю и участникам спортивного похода, а также решение комплекса социально-психологических вопросов. Квалификационные требования к руководителю и участникам спортивного похода определены в общем виде "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР", а также рядом других регламентирующих документов, принятых постановлениями коллегии Центрального совета по туризму и экскурсиям и президиума Всесоюзного совета добровольных спортивных обществ профсоюзов, а также президиумом Всесоюзной федерации туризма и имеющих, следовательно, силу Правил. Согласно Правилам, при формировании туристской группы для похода по маршруту I категории сложности участники должны иметь опыт похода выходного дня, а для походов по маршрутам II-V категорий сложности - опыт похода на одну категорию сложности ниже в том же виде туризма. Правилами допускается включение в состав группы до 1/3 новичков для участия в походах II категории сложности по всем видам туризма, до 1/3 туристов с опытом похода I категории сложности для участия в походах III категории ("правило 30 процентов"). Для участия в горных и лыжных походах III категории сложности и в походах IV категории по всем видам туризма "правило 30 процентов" исключено. "Правило 30 процентов" допускает: участие в пешеходном походе туристов с опытом лыжных или горных походов на одну категорию сложности ниже, в лыжном походе - с опытом пешеходных или горных походов на одну категорию сложности выше, в горном походе - с опытом пешеходных или лыжных походов той же категории сложности, но с соответствующим "перевальным опытом". "Перевальный опыт" определяется не только качеством (категорией трудности) пройденного ранее перевала, но и количеством таких перевалов. Это требование заложено в формулу классифицирования горных маршрутов, по которой категория сложности горного похода определяется прежде всего количеством и категорией сложности перевалов, являющихся определяющими (табл. 12). Таблица 12. Классификационные требования к маршрутам горных походов по количеству и категорий трудности перевалов
Примечание. Горные походы повышенной сложности включают в маршрут (дополнительно к требованиям по маршрутам V категории сложности) один перевал 3Б категории трудности. Принимая во внимание основные требования "Правил" к руководителям походов - опыт участия в походе на одну категорию выше, чем заявленный маршрут (а для руководства походом V категории сложности - не менее двух участий в походах V категории сложности), и опыт руководства походом предыдущей категории сложности, легко внести ясность в требования к "перевальному опыту" для всех участников и руководителей походов, маршруты которых включают категорийные перевалы. Требования к "перевальному опыту" участников и руководителей походов, в маршруты которых включены категорийные перевалы, приведены в табл. 13. Таблица 13. Требования к "перевальному опыту" участников и руководителей походов, маршруты которых включают категорийные перевалы
Количественный состав туристских групп, определяемый "Правилами", для походов I и II категорий сложности - не менее 4 человек, для всех остальных категорий - не менее 6 человек, причем для походов по маршрутам III и выше категорий сложности он не должен превышать 12 человек (для водных походов - 20 человек). Ограничение по нижнему пределу введено в "Правила" с целью (если возникает необходимость) более действенной помощи пострадавшему и более успешной организации его транспортировки, а по верхнему пределу - для улучшения управляемости группой на маршруте. Оптимальный состав группы в зависимости от характера маршрута, технико-тактических задач преодоления наиболее сложных препятствий и т. п. - 8-10 человек. Такая группа способна решать любые задачи, управляема, легко распределяет общественный груз, способна обеспечить поисково-спасательные работы своими силами. Особо следует остановиться на пункте "Правил", формулирующем дополнительные требования к участникам походов в периоды межсезонья. Этот вопрос всегда был одним из наиболее сложных (как с точки зрения дополнительных требований, предъявляемых к группе, так и с точки зрения определения сроков межсезонья). Согласно "Правилам", участники походов и путешествий, проводящихся в периоды межсезонья, должны иметь соответствующий опыт участия (руководитель - опыт руководства) в походах и путешествиях, совершенных в эти периоды, или опыт походов и путешествий той же категории сложности в обычных условиях. Минимальный состав группы для походов в периоды межсезонья, включая, следовательно, и группы, совершающие походы I и II категорий сложности, определен в 6 человек. Кроме того, участники категорийных походов, совершаемых зимой и в периоды межсезонья, должны иметь опыт организации полевого ночлега в зимних условиях. Сроки же межсезонья должны определяться в соответствии с упоминавшимся выше постановлением коллегии Центрального совета по туризму и экскурсиям. При проведении походов в другие сроки к группам предъявляются повышенные требования. Дифференцированные требования предъявляются "Правилами" к участникам и руководителям водных походов. При этом участники походов I-III категорий сложности могут иметь опыт походов на любом виде судов (байдарки, плоты, надувные лодки, катамараны), а участники походов на байдарках, начиная с IV категории сложности,- соответствующий опыт байдарочных походов (т. е. опыт похода предыдущей категории сложности). Участники походов на плотах, надувных лодках (и приравненных к ним катамаранах), начиная с походов IV категории сложности, "'Должны иметь соответствующий опыт походов в том же виде,^ судов или на байдарках. При наличии у группы нескольких видов судов на каждом из них должен находиться турист, имеющий опыт участия в походах не более чем на одну категорию сложности ниже в том же виде судов. Руководители походов должны иметь соответствующий опыт участия в походах и руководства ими на тех же видах судов. Участники комбинированного похода, включающего отрезки маршрута со способами передвижения, характерными для двух-трех видов туризма, должны иметь соответствующий опыт участия (руководитель - участия и руководства) в походах или путешествиях по различным видам туризма, составляющим маршрут данного похода или путешествия. Все участники категорийных туристских походов должны уметь плавать, знать приемы спасения утопающих, владеть навыками в оказании им доврачебной помощи. Возрастные требования ("возрастной ценз") к участникам и руководителям туристских походов сформулированы Правилами соответственно: к участию в походах I категории сложности допускаются лица не моложе 14 лет, II категории - не моложе 15 лет, III, IV и V категорий - не моложе 16, 18 и 20 лет соответственно, однако при совершении пешеходных и водных походов I категории сложности разрешается включать в группу (до Уз состава) детей школьного возраста, участвующих в походе вместе со своими родителями или близкими родственниками; руководителями походов I категории сложности могут быть лица, достигшие 18 лет, II и III - 20 лет, IV и V категорий - 22 лет. "Правилами", наконец, устанавливаются и определенные требования к уровню знаний, теоретической, методической и других разделов туристской подготовки. Так, участники походов I категории сложности должны обладать специальными знаниями я навыками в объеме начальной туристской подготовки (НТП), II-III категорий сложности - в объеме средней туристской подготовки (СТП), IV-V категорий сложности - в объеме высшей туристской подготовки (ВТП). Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход, и делает об этом запись в заявочной книжке группы. При комплектовании туристских групп важную роль играет не только соответствие туристского опыта, специальных знаний и навыков, требуемых Правилами, не только хороший уровень физической и технической подготовленности участников похода и руководителя группы, но и решение социально-психологических вопросов. От того, насколько высок авторитет руководителя, чувство товарищества в группе, уровень дисциплины, психологическая подготовленность группы к маршруту, схоженность участников предстоящего похода, в первую очередь зависит успех планируемого мероприятия, его безаварийность, всесторонняя полезность похода как для его участников, так и для коллектива, готовившего группу к походу. Согласно "Правилам", туристская группа комплектуется из членов одного коллектива физической культуры или спортивного общества. Такое требование преследует вполне понятную цель: обеспечить именно монолитность группы, которая в условиях спортивного похода должна быть не просто группой, а спортивной командой, ведомой руководителем (его обязанности на маршруте существенно шире, глубже, ответственнее, чем обязанности капитана команды). В туристской группе в условиях ненаселенной местности, часто в труднодоступном районе, необходимо не только полное взаимопонимание участников, но и хорошее знание каждым возможностей, характера, привычек своих товарищей по походу. Такое знание приобретается в общении, совместных тренировках, учебе, при единстве целей и едином понимании как задач конкретного похода, так и собственно занятий избранным видом спорта. Социально-психологический климат "малого коллектива" определяется многими причинами. Для такого "малого коллектива", как туристская группа, характерным критерием может служить уровень "схоженности" его членов. Количественно определить этот уровень можно, если составить "шахматную табличку", разместить всех участников под своими номерами по вертикали и горизонтали и представить число совместных походов по принципу "каждый с каждым". "Коэффициент схоженности" представляет собой среднее арифметическое для каждого участника, а средний групповой коэффициент есть среднее арифметическое всех индивидуальных коэффициентов. Включение в достаточно "схоженную" группу одного-двух новых участников редко проходит безболезненно: часто и им бывает трудно и группе нелегко. В таких случаях (это наилучший вариант при действительно качественной подготовке данной группы к данному походу) им надо предоставить возможность пройти в составе группы или с частью ее основного состава спортивный или тренировочный поход (неполный по продолжительности, числу естественных препятствий для той или иной категории сложности) в год, предшествующий основному походу. Кроме того, новые участники должны быть постоянно в группе - на тренировках, соревнованиях, учебных занятиях, разборах. Однако из требования "Правил" о принадлежности всех участников данной группы к одному коллективу физической культуры или одному спортивному обществу возможны исключения. Например, в число организаций, проводящих туристские походы, входят не только коллективы физической культуры, но также советы по туризму и экскурсиям, спортивные и туристские клубы. В таких случаях команда комплектуется уже как сборная. Кроме того, вместе с командой, представляющей тот или иной трудовой коллектив, спортивный клуб вуза, могут тренироваться и участвовать в походах члены этого спортивного клуба, но работающие в другой организации. Наконец, если кто-либо из постоянного состава группы сменил место работы, а иногда и место жительства, он имеет право оставаться членом своего спортивного коллектива - ведь во многих случаях он бывает просто незаменимым членом этой команды. "Правила" не против перечисленных примеров, но против несерьезного отношения, неразборчивости, случайности в подборе состава группы, а также против отсутствия реальной и систематической подготовки группы к походу. Комплектование группы является разделом работы, отмеченным на сетевом графике (см. рис. 18) как Г-2. Этот раздел завершается распределением обязанностей среди участников предстоящего похода как на этапе подготовки к нему, так и на маршруте. Распределение обязанностей среди членов группы преследует не только конкретно-практические цели решения в довольно сжатые сроки большого круга организационных, хозяйственных, технических, методических вопросов, но и важные воспитательные цели. Усилия группы будут наиболее эффективными, когда на участника возлагаются обязанности, к выполнению которых он лучше подготовлен, к тому же делает это с желанием. Руководителю необходимо чутко относиться к возможностям и желаниям участников. Важно также иметь в виду, что если группа ставит перед собой несколько задач, то круг обязанностей каждого очень широк, причем возможна, а иногда и необходима смена обязанностей при переходе, например, от этапа подготовки похода к этапу его проведения. Формула "от каждого по способностям" должна работать максимально эффективно. На этапе организации и подготовки похода это дает своевременное и наиболее полное решение как основных задач, так и второстепенных, но тем не менее интересных и полезных. На этапе проведения похода это обеспечивает не только успех в решении, скажем, спортивной задачи, но и тот психологический климат в группе, без которого поход превращается в тяжелую и малоинтересную работу. На этапе подведения итогов похода это позволяет своевременно и качественно подготовить отчет о походе и другие материалы, связанные с выполнением заданий научных, производственных и общественных организаций, собрать кинофотоматериалы для пропаганды туризма. Каждый спортивный туристский поход должен иметь общественную значимость - то, что делает туризм и популярным, И привлекательным, и престижным видом спортивной деятельности. Подготовка группы к походу Представленные на сетевом графике (см. рис. 18) под номерами Г-3, Г-4, Г-5, Г-6 разделы подготовки группы к походу образуют цельный комплекс учебно-воспитательной работы проводящей поход организации, ее туристской секции (клуба туристов), тренера команды. Выделение этих разделов и планирование всего подготовительного периода в виде четырех последовательных этапов носят весьма приблизительный характер. Собственно тренировка, т. е. совершенствование общей и специальной физической подготовки, осуществляется параллельно с совершенствованием психологической подготовки, расширением и углублением теоретической, краеведческой, топографической, медицинской подготовки. Параллельно с обучением и тренировкой участники предстоящего похода выполняют широкую программу по организации похода и его материально-техническому обеспечению, а также всю маршрутную работу (см. главу 19). Учебно-воспитательное обеспечение похода формируется в период учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы. Учебно-тренировочный процесс, направленный на подготовку группы к конкретному походу, служит составной частью системы обучения, функционирующей в туристских секциях коллективов физической культуры, клубах туристов, советах ДСО. Обучение - длительный и непрерывный процесс, охватывающий все стороны подготовки: теоретическую, организационно-методическую, тактическую, психологическую, физическую, техническую, специальную (медицинскую). Принимая во внимание непрерывность обучения, следует внести в схему обеспечения три компонента подготовки, которые являются ведущими в решении именно вопросов обеспечения безопасности на данном маршруте, т. е. психологическую, физическую и техническую. Другие компоненты подготовки не исключаются, но они имеют большее значение в решении других задач: спортивных, образовательных, воспитательных. Учебно-тренировочный процесс осуществляется не только на этапах организации и подготовки похода, но и на маршруте, где учебно-воспитательные задачи решаются в комплексе со спортивно-техническими. Тренированность спортсмена, а следовательно, и методика тренировки должны рассматриваться по крайней мере в четырех аспектах: медицинском, социологическом, психологическом и педагогическом. Точное количественное обоснование дозировки нагрузок, учитывающих не только качество и количество естественных препятствий, но и физико-географические особенности туристско-классификационных районов, позволяет в конечном счете дать и надежное обоснование методов медицинского контроля (предпоходного, послепоходного), контроля физического состояния участников на маршруте, определить условия тактического обеспечения безопасности. В педагогический аспект тренированности принято включать техническую и тактическую подготовленность спортсменов. Решение разнообразных педагогических задач обучения туристов возможно на хорошем уровне лишь при соответствующем этим задачам программировании обучения на основе фундаментальных качественно-количественных критериев классификационного обеспечения процесса обучения. Психологическое обеспечение безопасности участников туристских походов формируется на конкретном материале их социологического анализа и психологического контроля, имеющих в своей основе классификационное обоснование психологических требований к участникам конкретного туристского похода. Последовательное многолетнее решение этих задач в учебно-воспитательном процессе находит отражение этих разделов подготовки как в социологическом, так и в психологическом аспекте тренированности туристов-спортсменов. На этапах организации и подготовки похода вопросы социально-психологического обеспечения безопасности решаются организацией, проводящей поход, ее специализированными туристскими органами, непосредственно осуществляющими подготовку похода (федерацией, комиссиями, правлением клуба туристов, бюро туристской секции коллектива физической культуры). Речь идет о правильном выборе кандидатуры руководителя похода, а также о контроле при комплектовании состава группы, поскольку в конечном счете рассматриваемый компонент обеспечения безопасности имеет составными частями соответствие руководителя задачам похода, сложности маршрута и т. п., а состав группы определяется не только соответствием опыта участников категории сложности похода, но и необходимостью создания в группе хорошего психологического климата. Завершающий этап подготовки группы к походу, отмеченный на сетевом графике номером Г-6 и имеющий целью всесторонний контроль уровня подготовленности группы, включает методы педагогического и медицинского контроля. К методам педагогического контроля должны быть отнесены контрольные нормативы общей и специальной физической и технической подготовки участников походов. Роль неспецифических тестов и контрольных упражнений, позволяющих определять уровень общей физической подготовленности туристов, играют нормативные требования комплекса ГТО (бег, лыжные гонки, силовые упражнения), а также широко известные в спортивной практике Гарвардский степ-тест и тест Рюффье (30 приседаний за 30 сек.). Технические нормативы уже сейчас успешно принимаются в форме участия туристских групп в соревнованиях по технике видов туризма, класс которых соответствует планируемой категории сложности похода. Медицинское обеспечение группы на маршруте - серьезная проблема, особенно в сложном и длительном походе. Организаторы сложных походов решают ее при комплектовании группы, привлекая врача с соответствующей туристской подготовкой или участника, имеющего определенную медицинскую подготовку и систематически повышающего уровень своих медицинских знаний. К вопросам медицинского обеспечения группы на маршруте относятся также контроль и самоконтроль, профилактические меры против обморожения, потертостей, травм, реабилитационные (восстановительные) мероприятия, включающие массаж и самомассаж (см. главу 22). Важные элементы, существенно влияющие на уровень психофизиологической подготовленности участников к прохождению маршрута, - психологическая и физическая подготовка группы. Уровень этих двух компонентов подготовки регулируется учебно-тренировочным процессом (см. главу 12). Другая сторона проблемы - психофизиологическое состояние участников на маршруте. Анализ несчастных случаев показывает, что многие из них произошли, когда участники достигли крайнего психического и физического утомления. Одним из важных путей достижения психофизиологического обеспечения наряду с высоким уровнем учебно-тренировочной работы должно стать тщательное планирование маршрута, сложность которого, техническая и тактическая, не превышала бы возможности группы в психофизиологическом плане. С этой целью необходима организация систематического физиологического и психологического контроля (тестирования) на маршруте похода, а также введение определенных ограничений на продолжительность похода и число наиболее сложных естественных препятствий. При определении и утверждении кандидатуры руководителя должно учитываться не только соответствие его опыта требованиям "Правил", но и, что не менее важно, способность руководить людьми, обеспечить создание необходимого микроклимата, т. е. отличного взаимодействия и взаимопонимания между членами группы. При выборе руководителя похода и комплектовании группы проводящая организация, федерация (руководящая секция, комиссия по виду туризма), тренер команды (или любое другое лицо, ответственное за проведение похода) должны внимательно проанализировать ее состав, избегая возможности появления в ней "соруководителя", неформального лидера, так как наличие такого участника всегда приводит к "двоевластию", возможности принятия непоследовательных, взаимоисключающих решений, расколу группы, падению дисциплины и как следствие к возникновению чрезвычайных происшествий, сходу группы с маршрута и т. п. Последовательное решение задач по всем разделам обеспечения туристского похода - надежная гарантия успешного и безаварийного проведения похода.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.011 с.) |