Организация походов выходного дня. Туристские нормативы комплекса ГТО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация походов выходного дня. Туристские нормативы комплекса ГТО



Одна из важнейших задач, туристской секции коллектива физической культуры - активное участие в пропаганде здорового образа жизни, в привлечении трудящихся и членов их семей (а в учебных заведениях - учащихся и студентов) к занятиям туризмом.

Туристские походы выходного дня (одно- или двухдневные) осуществляются в форме: туристских прогулок, т. е. массовых, незачетных мероприятий оздоровительного плана; зачетных походов на значок ГТО и значки "Юный турист" и "Турист СССР"; учебно-зачетного двухдневного похода для слушателей семинара "Начальная туристская подготовка "А", имеющего целью подготовку руководителей походов выходного дня. Одно- и двухдневные походы выходного дня проводятся так же, как тренировочные для туристских групп, готовящихся к многодневному походу.

На различие целей и задач походов выходного дня, осуществляемых в форме достаточно регулярных туристских прогулок и зачетных походов по комплексу ГТО, следует обратить серьезное внимание.

К сожалению, во многих случаях организаторы приема норм комплекса ГТО по туризму предельно упрощают "процедуру", ограничиваясь "прогулочными" походами. Однако нормы комплекса, максимально простые по заданной протяженности маршрутов, дополнены существенным замечанием: "с проверкой туристских навыков", т. е. основной упор делается не на километраж (хотя для однодневного похода заданной протяженности вполне достаточно), а именно на проверку туристских навыков сдающих нормы/

В походе проверяются следующие туристские знания и навыки: ориентирование на местности (на открытой и в лесу) по карте и компасу, выбор места для разбивки бивака, установка палатки, разжигание костра, приготовление пищи, выбор способа преодоления искусственных и естественных препятствий, умение оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Зачетные походы по комплексу ГТО в соответствии с Положением проводятся как однодневные. В этом есть определенны" резон: чем меньше слабо подготовленных в технике разбивки бивака групп на маршрутах в близлежащих к городам зеленых массивах (зонах отдыха), тем меньше дополнительных проблем по обеспечению охраны природы.

Протяженность маршрутов зачетных походов невелика: БГТО III-5-6 км, БГТО IV-12 км, ГТО 1 - 20-25 км, ГТО II - 20 км, ГТО III - 15 км. Но при этом необходимо иметь в виду два обстоятельства: во-первых, и при такой небольшой протяженности на прохождение маршрута требуется (для походов по I-III ступеням ГТО) не менее 4-6 час., а во-вторых, протяженность маршрута - показатель необходимый, но не недостаточный. Более важен именно прием нормативов по знаниям и навыкам. Так, в редакции комплекса 1985 г. введен раздел "Требования к недельному двигательному режиму". Согласно этим требованиям, все сдающие нормы комплекса по II-III ступеням (т. е. все граждане в возрасте от 18 до 60 лет и старше) призываются к систематическим, еженедельным самостоятельным туристским походам (прогулкам) или к ускоренной ходьбе до 30-35 км. И всем сдающим нормы комплекса от I ступени БГТО до III ступени ГТО рекомендуются еженедельные лыжные прогулки от 8-10 км для малышей до 30- 35 км для взрослых. Следовательно, зачетному походу отводятся функции контрольного мероприятия.

Для организации такого контроля необходима достаточно большая организационно-методическая работа. Наиболее эффективное средство здесь - подготовка маркированных маршрутов с соответствующим оборудованием мест для приема нормативов по туристским знаниям и навыкам. Сама применяемая в "Положении о ГТО" формула (знания и навыки) подразумевает их проверку как в теоретическом (по карточкам), так и в практическом (на заранее подготовленных дистанциях) аспекте.

Однодневный поход не требует особой подготовки бивачного снаряжения и питания, но небольшие рюкзаки позволяют значительно расширить возможности участников. Действительно, готовить пищу в однодневном походе нецелесообразно: завтракают участники дома, ужинать будут по возвращении, а на маршруте, во время привалов, можно пообедать по-походному, для чего следует захватить с собой бутерброды и термосы. Но это в походе, "прогулочном", семейном. Если же поход проводится как зачетный по комплексу ГТО, то необходимо взять с собой и некоторое количество снаряжения, требуемого для организации приема норм комплекса ГТО по туристским навыкам.


Рис. 21

При сдаче норм по туристским навыкам должны быть продемонстрированы знания и умения в четырех компонентах: технике ориентирования, движении с преодолением естественных препятствий на пересеченной местности, технике туристского бивака я в знании приемов оказания доврачебной помощи пострадавшему (табл. 10 и рис. 21).

Таблица 10. Анализ требований комплекса ГТО по туристским знаниям, умениям и навыкам

Знания Умения и навыки
Ориентирование на местности
Знать основы топографии (топографическая и туристская картосхемы маршрута, масштаб карты или плана местности, условные знаки, магнитное склонение). Знать особенности ориентирования на открытой и закрытой местности, основы глазомерной съемки маршрута Уметь читать карту, измерять пройденное расстояние, уверенно работать с компасом (ориентировать карту, измерять азимутальные углы на карте и на местности, двигаться в заданном направлении по азимуту и ориентирам), определять стороны горизонта по солнцу и часам
Организация туристского бивака
Знать основные требования к месту бивака, правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические правила организации и снятия бивака. Знать типы костров, использование их в зависимости от характера местности, погоды и т. п. Знать условия рационального питания в походе Уметь выбрать оптимальное место для бивака, установить палатку, подготовить и разжечь костер, приготовить горячую пищу
Техника движения
Знать основные технические приемы передвижения в выбранном виде туризма (пешком, на лыжах, на велосипеде или на гребных судах). Знать основные способы преодоления искусственных и естественных препятствий Уметь использовать основные приемы техники передвижения (например, в лыжном походе - тропить лыжню, применять лыжные хода, различные способы подъемов, спусков, торможений и поворотов при движении по пересеченной местности)
Оказание доврачебной помощи
Знать основные причины травматизма и несчастных случаев, основные приемы оказания первой медицинской помощи (при травмах, ожогах, заболеваниях) Уметь оказать первую медицинскую помощь (сделать искусственное дыхание, наложить жгут, повязку, обработать рану) и организовать транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств

Прием нормативов по туристским навыкам может быть организован в форме зачета, выполнения упражнений или участия сдающих нормы комплекса ГТО в учебно-контрольных соревнованиях. Последняя форма, как наиболее содержательная и эффективная, рассмотрена подробно на стр. 173.

Для походов выходного дня и многодневных некатегорийных походов заявочным, маршрутным и отчетным документом одновременно является маршрутный лист, выдаваемый группе проводящей организацией. В маршрутном листе указываются: наименование организации, проводящей поход; фамилия, имя и отчество руководителя похода; численный и списочный состав группы; календарный план и схема маршрута. Маршрутный лист регистрируется в проводящей организации (№ маршрутного листа, подпись руководителя проводящей организации - директора, председателя профкома или спортклуба, печать проводящей организации), а после похода подшивается. На маршруте, в контрольных пунктах, делаются отметки (подписи и печати) На основании маршрутного листа оформляется протокол сдачи норм комплекса ГТО по туризму; на основании маршрутных листов за несколько походов, соответствующих в сумме требованиям на значки "Юный турист" и "Турист СССР", оформляются соответствующие протоколы о награждении их участников значками (при совершении многодневного некатегорийного похода на значок "Турист СССР" такой протокол оформляется сразу).

Работа туристской секции по подготовке руководителей походов выходного дня

Организация туристской секцией коллектива физической культуры подготовки руководителей походов выходного дня не только важная составная часть всей учебно-воспитательной работы, но и существенный вклад в решение общей проблемы организации и управления массовым самодеятельным туризмом. Важно иметь в виду, что число туристских секций и клубов туристов, приходящихся на один городской (районный) туристский клуб, составляет многие десятки и сотни. По этим причинам городские и районные туристские клубы рассматриваются лишь как консультационно-методические центры туристской работы, а вся организационно-управленческая деятельность в туристских секциях - дело самой секции. В этих условиях подготовка первого звена руководителей массовой туристской работы - наиболее существенная сторона деятельности туристских секций.

Не только количественное, но и качественное решение задачи подготовки руководителей походов выходного дня диктуется прежде всего требованиями Положения о комплексе ГТО: для новичков в туризме требованиями комплекса установлен широкий круг вопросов по знаниям, навыкам и умениям (см. табл. 10).

В соответствии с Положением о Всесоюзном физкультурном комплексе "Готов к труду и обороне СССР" и Положением о туристских общественны? кадрах руководство туристским походом выходного дня (в том числе, и зачетным туристским походом по комплексу ГТО) поручается руководителю, имеющему подготовку в объеме программы "Начальная туристская подготовка "А" (НТП-А), что соответствует ранее действовавшей программе подготовки туристских организаторов.

Программа первого этапа начальной туристской подготовки, т. е. НТП-А, реализуется на семинарах, работающих по учебному плану объемом 40 час., в том числе 24 час. теоретической и методической подготовки (лекционные, семинарские и практические занятия-в аудитории и на учебном полигоне) и 16 час. практической подготовки - в процессе двухдневного учебного похода.

Из 24 час. теоретической и методической подготовки на лекции учебным планом НТП-А отведено 18 час. Предусматривается, что в процессе лекций обучаемые усваивают практически полностью материал шести тем первого раздела учебного плана ("Основные направления массовой туристской работы"), а именно: "Основные направления туристско-экскурсионного дела в СССР", "Туризм во Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО", "Основные сведения из Правил", "Туристская секция и клуб туристов коллектива физической культуры", "Туристские возможности родного края", "Охрана природы, памятников истории и культуры". Предусматривается также, что в процессе лекций обучаемые усваивают и примерно половину материала второго раздела учебного плана ("Организация, подготовка и проведение похода"). Это очень сложно. Эффективность обучения требует максимального внимания со стороны организаторов семинара к обеспечению учебного процесса техническими средствами обучения (слайды, кинофильмы, плакаты, таблицы и т. п.). Существенную помощь окажут в проведении занятий также стенды: "Туризм в комплексе ГТО", "Маршруты походов выходного дня" (рис. 22) и "Маршруты походов по нашему краю" (рис. 23).


Рис. 22


Рис. 23

Методические занятия по темам второго раздела учебного плана в форме семинаров проводятся в помещении, а в форме практических занятий - на местности. Первые наиболее эффективны при хорошем обеспечении учебного процесса техническими средствами, вторые - если проводятся на специально подготовленных полигонах.

Основной объем практики по темам второго раздела учебного плана обучаемые получают в процессе организации, подготовки, проведения и подведения итогов учебного двухдневного похода. Приобретение необходимых практических знаний, умений и навыков на достаточном для будущих руководителей походов выходного дня уровне также достигается максимально эффективным использованием технических средств обучения. В данном случае это прежде всего хорошее оборудование (маркирование, тщательный выбор мест биваков, их оборудование, оборудование промежуточных полигонов, или "станций") для отработки и приема нормативов по технике ориентирования, бивака, преодоления естественных препятствий, оказания доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего. При таком подходе сам маршрут учебного похода становится важным дополнением к его основным, заранее оборудованным участкам. При этом на маршруте (протяженностью 20-25 км) решаются задачи специальной физической, психологической и тактической подготовки обучаемых, а также практической подготовки будущих руководителей по организации движения группы, выбору пути движения, счисления пройденного пути и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.011 с.)