ВОПРОС №38, 83. Классификация карт. Характеристика туристских карт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС №38, 83. Классификация карт. Характеристика туристских карт



Классификация карт – это система, представляющая совокупность карт, подразделяемых (упорядоченных) по какому-либо избранному признаку. Классификации необходимы для:- инвентаризации и хранения карт,- составления списков и каталогов,- научной систематизации и поиска карт,- создания банков данных и картографических информационно-справочных систем. Для классификации в качестве основания можно избрать любое свойство карты: масштаб, тематику, эпоху создания, язык, способ графического оформления и издания карты и т.п. Но при этом всякая классификация должна удовлетворять определенным требованиям:

- классы карт должны выделяться по существенным признакам; - классификация должна быть последовательной, т.е. постепенно переходить от общего к частному; - на каждом уровне деления следует выбирать только одно основание классификации; - классификация должна быть полной, отдельные ее подразделения в совокупности должны охватывать всю систему карт в целом; - классификация должна обладать резервностью, т.е. способностью включать вновь появляющиеся виды (классы) карт. I. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату А. По масштабу карты делят на 4 группы: - планы – 1:5 000 и крупнее; - крупномасштабные – 1:10 000 – 1:200 000;- среднемасштабные - 1:200 000 – 1:1 000 000 включительно;- мелкомасштабные – мельче 1:1 000 000. В России такое деление принято для географических карт: - мелкомасштабные карты охватывают регионы или их части,- среднемасштабные – области,- среднемасштабные – районы, города или городские районы. Страны же, имеющие меньшую территорию, часто используют другие подразделения.

Б. По пространственному охвату - Солнечной системы;- планеты (Земли); - полушарий; - материков и океанов; - стран; - республик, областей и других административных единиц; - промышленных и сельскохозяйственных районов; - отдельных (локальных) территорий (заповедников, туристских, курортных районов и т.д.); - населенных пунктов (городов, поселков); - городских районов и т.д. Карты океанов подразделяются далее на карты морей, заливов, проливов, гаваней. Классификация карт по пространственному охвату (по территории) чаще всего используется в картохранилищах и библиотеках.

II. Классификация карт по содержанию В этой классификации выделяют три большие группы: * общегеографические карты;* тематические карты;* специальные карты. 1). Общегеографические карты. Карты этой группы отображают совокупность элементов местности, имеют универсальное многоцелевое применение при изучении территории, ориентировании на ней, решении научно-практических задач. На этих картах показу всех элементов уделяют одинаковое внимание, изображая все объекты, видимые на местности. Дальнейшая классификация общегеографических карт почти полностью совпадает с их делением по масштабу: -топографические карты – в масштабе 1:100 000 и крупнее; -обзорно-топографические – в масштабах 1:200 000 – 1:1 000 000 (среднемасштабные); -обзорные – в масштабе мельче 1:1 000 000 (мелкомасштабные). 2). Тематические карты. Это наиболее обширная и разнообразная категория карт природных и общественных (социальных и экономических) явлений, их сочетаний и комплексов. Содержание карт определяется конкретной темой.

Тематические карты объединяются в три группы: 1 группа карт природы охватывает карты литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Они подразделяются на следующие блоки: - карты геологические,почвенные,зоогеографические,общие физико-географические, геофизические, рельефа земной поверхности и дна океана, метеорологические и климатические, гидрологические (вод суши), океанологические (вод морей и океанов); ботанические, медико-геораф. 2 группа карт общественных явлений охватывает социосферу и техносферу. Тематика этих карт очень разнообразна: население, экономика и хозяйство, наука, образование и культура, обслуживание и здравоохранение, общественные движения, военно-исторические, общественно-политич.формаций, археологические, историко-экономич, историко-культурные, религия и политика, археология и история развития общества и др. Эта группа карт постоянно расширяется за счет все новых тем. З группа карт природно-общественной сферы (гиперсферы) вызывает особую сложность для классификации, т.к. явления, которые отражают данные карты, не могут быть целиком отнесены к одной какой-либо сфере, а принадлежат сразу к двум или нескольким сферам. Эта группа карт занимает промежуточное положение между картами природы и общественных явлений. 2вида

1Карты эколого-географические (геоэкологические): факторов воздействия на окружающую среду в целом и на отдельные ее компоненты; состояния окружающей среды и ее компонентов и др. 2Карты природнотехнические: инженерно-геолог.,инженерно-географические,агроклиматические. Классификация тематических карт, как и любая классификация, очень условна. Так, к примеру, карты природы - загрязнения вод, воздуха, почв, нарушенности растительного покрова можно отнести к картам эколого-географическим. В настоящее время неуклонно возрастает удельный вес тематических карт, находящихся на стыке разных сфер, что очень затрудняет классификацию. 3). Специальные карты (иногда их называют «карты по назначению»). Карты этой группы предназначены для решения определенных задач или рассчитаны на определенного пользователя. Чаще всего это карты технического назначения,они бывают:

навигационные:- аэро- и космические навигационные.- морские навигационные,- лоцманские,- дорожные

кадастровые:- земельного кадастра,- водного кадастра,- городского кадастра,лесного кадастра и др

технические:- подземных коммуникаций, инженерно-строительные проектные:- мелиоративные,- лесоустроительные,- землеустроительные и т.п. Классификация специальных карт не отличается строгостью. К числу специальных карт можно отнести: -карты учебные-это карты, используемые в качестве наглядных пособий или материалов для самостоятельной работы при изучении географии, геологии, истории и других дисциплин. Учебные карты можно подразделить: а) по охвату обучаемых (для начальной, средней и высшей шк.); б) по способу использования (стенные, настольные, контурные учебные карты). Создавая учебные карты, применяют проекции, масштабы, способы изображения, учитывающие уровень подготовки учащихся и характер использования в учебном процессе. Например, карты для высшей школы по содержанию и форме подачи материала приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств. -научно-справочные-это карты предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной, научно обработанной информации. -культурно-просветительные-это карты предназначены для широкого круга читателей. Карты дают упрощенную картографическую трактовку явлений природы и общества. К этим картам принадлежат, например, карты агитационно-пропагандистские, цель которых – распространение среди широких масс идей, разъяснение международной политической ситуации, внутренней хозяйственной политики. Такие карты имеют яркое, простое оформление, они дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. -экскурсионные и др. Особую группу составляют специальные тактильные (осязательные) карты для слепых и слабовидящих.

Карты туристские – географические карты для целей туризма. Туристские карты составляют особую группу карт, предназначенных для нужд туристов и отдыхающих. В соответствии с назначением в содержание туристских карт включают: а) объекты, представляющие интерес для туристов: - архитектурные и исторические памятники, - заповедники и парки, - музеи и т.п. б) объекты обслуживания туристов: - гостиницы, - турбазы, - кемпинги. Характерные черты туристских карт: - выразительность и наглядность оформления; - сопровождаются иллюстрациями, текстом; - оснащение справочными сведениями. Карты туристские имеют свою классификацию, включая две группы карт: общие туристские карты, специализированные туристские карты. Общие туристские карты Общие туристские карты служат для ознакомления с районом, его достопримечательностями, учреждениями по обслуживанию туристов, карты используются для выбора маршрута путешествия. На этих картах отображаются - общегеографические элементы (населенные пункты, пути сообщения, реки и водоемы, леса, рельеф и т.п.); - подробно передается размещение объектов туризма: туристских организаций, туристских комплексов, музеев, архитектурных и исторических памятников, парков, заповедников и т.п. По охвату и характеру изображения общие туристские карты можно разделить на: обзорные, карты-схемы маршрутов, планы городов, туристские атласы городов. Обзорные карты туристские охватывают: страну в целом, отдельные административно-территориальные единицы и географические регионы, представляющие особый интерес для туристов. По масштабу обзорные карты – среднемасштабные и мелкомасштабные. Масштаб таких карт от 1: 200 000 до 1:1 000000 и мельче. Карты-схемы маршрутов (маршрутные туристские карты) – схемы, показывающие узкую полосу водных, пешеходных, автомобильных и других маршрутов. Туристские карты пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабе от 1:100 000 до 1:400 000. Туристские планы городов издаются отдельно или как дополнение к обзорным и маршрутным картам или атласам. Туристские атласы городов состоят из собрания отдельных туристских карт (планов), имеющих разное содержание или разные по охвату территории города. Специализированные туристские карты Группа специализированных туристских карт обширная и имеет свою классификацию (Рис. 6). Группа этих карт включает в себя подгруппы карт, которым дадим краткую характеристику. Карты пропаганды туризма и популяризации объектов туризма и мест отдыха имеют яркое оформление, дополнены информационным текстом и иллюстративным материалом. Карты спортивного ориентирования это особые карты, которые создаются на основе топографических карт. Туристские карты узкой тематики создаются по отдельным видам туристских объектов: - литературно-мемориальных мест, - архитектурных памятников, - памятников природы и т.д. Для туристов и альпинистов интерес представляют фотокарты. Фотокарты - репродукции увеличенных космических фотоснимков (например, центральной части Памира в масштабе 1:70 000). Для организации и планирования туризма как отрасли экономики разрабатываются оценочные карты Оценочные карты в свою очередь делятся на три группы карт: 1) бонитировочные карты, оценивающие природные, социально-культурные, экономические условия и инженерные предпосылки для развития туризма; 2) карты, показывающие связи между рекреационными ресурсами и туристскими потоками (например, карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам; 3) карты туристского районирования, содержащие комплексную информацию о возможностях территориальной организации туризма. Для удобства пользования туристские карты обычно выпускаются в виде буклетов или компактных брошюр. Задачи, решаемые в процессе изучения карт С помощью карты студенты могут устанавливать пространственные связи между явлениями, совместно расположенными на данной территории, например, по физической карте мира обучаемые без труда устанавливают, что реки текут с возвышенностей или гор и впадают в моря или океаны. Карты помогают студентам устанавливать и более сложные связи, например, зависимость конфигурации рек от особенностей рельефа, связь строения морских берегов и рельефа местности. По карте природных условий изучаемого района можно в той или иной мере установить их влияние на размещение видов туризма в этом районе. Большие возможности для установления взаимосвязей явлений открываются в процессе использования приема наложения, т.е. сопоставления содержания разных по тематике карт. Целевая установка учебных вузовских карт состоит в том, чтобы в обучении дисциплинам служить важнейшим специфическим средством для последовательного (от курса к курсу) овладения познания закономерностей размещения и связей явлений природной среды и хозяйственной деятельности общества. Применение карт, в частности туристских, может иметь и более узкие методические цели. Выделяют три задачи, которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту. Понимать карту – усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования. Читать карту – уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, т.е. уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и деятельности человека. Знать карту – четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в географических дисциплинах. Знать карту – это значит хорошо знать географическую номенклатуру. Настоящее знание карты опирается на понимание карты и умение ее читать.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.006 с.)