Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Классификация туристских маршрутов (КТМ)

Поиск

(Категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)

 

1. Общие положения и требования.

1.1. Классификация (категорирование) туристских маршрутов (КТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма группы дисциплин «маршрут». Каждой дисциплине из группы дисциплин «маршрут» соответствует вид туризма в таблице:

 

Дисциплина Вид туризма
маршрут - водный (1-6 категория) водный
маршрут - горный (1-6 категория) горный
маршрут – комбинированный (1-6 категория) комбинированный
маршрут - лыжный (1-6 категория) лыжный
маршрут - на средствах передвижения (1-6 категория) на средствах передвижения (велосипедный, авто-мото, конный)
маршрут - парусный (1-6 категория) парусный
маршрут - пешеходный (1-6 категория) пешеходный
маршрут - спелео (1-6 категория) спелео

1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, географического района, автономности, новизны, протяженности и ряда других факторов, по возрастающей сложности маршруты разделяются на:

- маршруты выходного дня;

- маршруты от I до III степени сложности;

- категорийные маршруты от I-ой до VI-ой категории сложности (к.с.).

1.3. Структурно КТМ состоит из следующих разделов:

1. Принципы и технология классификации маршрутов по виду СТ.

2. Методики категорирования маршрутов по отдельным виду СТ.

3. Перечни категорированных и эталонных спортивных туристских маршрутов по видам СТ (далее Перечни маршрутов) (*).

4. Перечни категорированных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п) (Перечни препятствий) (**).

Изданы:

(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов.

(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985г.; Перечень классифицированных пещер,1988г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001г.

Классификация туристских маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (КТМ).

В СТ применяются три метода категорирования по видам СТ:

1).Использование КТМ и методики категорирования по видам СТ;

2). Использование КТМ и Перечня маршрутов по видам СТ.

3). Сочетание методов 1). и 2).

Набор препятствий и факторов классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем аналогичные параметры эталонного маршрута из Перечня маршрутов.

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто, мото, спелео и горного туризма отсутствует.

Таблица 1.

Степень сложности Виды маршрутов Протяженность, км Продолжительность. Дней
  Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные   6-8 -"- -"- -"-
  Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные   4-6 -"- -"- -"-
  Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные   4-6 -"- -"- -"-

 

 

1.5. Основными показателями, определяющими категорию сложности маршрута, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (ПП) (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма группы дисциплин «маршрут» (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов (более высокий уровень факторов).

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются ОП и ОФ.

Локальные препятствия (ЛП) – препятствия небольшой протяженности соответствующей категории трудности, требующей при его преодолении соответствующего уровня технического мастерства и, как правило, использования специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП – перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт необходимый для прохождения маршрутов более высоких категорий сложности.

Протяженные препятствия (ПП) – препятствия, которые характеризуются значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, водных, спелео и парусных маршрутах, маршрутах на средствах передвижения.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяет, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки, а также какой набор технических средств требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности и параметры, соответствующие табл.2. Параметры маршрута подразделяются на основные (нормативные) и рекомендованные. К основному параметру отностися нормативная протяженность маршрута. К рекомендованному параметру – продолжительность (рекомендуемое время для прохождения маршрута группой, имеющей среднюю для маршрута данной к.с.).

Комбинированный маршрут – это маршрут, который включает препятствия и иные факторы, характерные другим видам туризма. Количество ОП (ОФ), категория их трудности и длина комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должны пропорционально соответствовать длине, количеству и категории трудности препятствий других видов туризма, из которых составлен маршрут. Минимальное время прохождения комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должно с большей степени надежности, чем видовом маршруте обеспечивать безопасное его прохождение.

1.7. Параметры категорийных маршрутов приведены в Таблице 2.

1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с выпускающей МКК, протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

 

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма Категории сложности маршрутов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
           
  Протяженность маршрута в км. (не менее):
Пешеходные            
Лыжные            
Горные            
Водные            
На средствах передвижения:            
Велосипедные            
Мотоциклетные           -
Автомобильные           -
Автомото (на снегоходах и пневматиках)            
Спелео (количество пещер)            
Парусные            
Конные (вьючные)         - -

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

1.11. Маршруты должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, пещер, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

1.12. Если маршрут содержит меньшее количество ОП (ОФ), оговоренных в видовых требованиях 2.1-2.9. и протяженность, чем в табл.2, то он классифицируется как короткий (КМ).

 

2. Классификационные требования к маршрутам по дисциплинам (видам туризма).

Параметры маршрутов должны удовлетворять требованиям таблицы 2.

2.1 Маршрут пешеходный. Категория сложности пешеходных маршрутов определяется на основе "Перечня…"(*), либо по "Методике категорирования пешеходного маршрута" (Приложение 1). Категорирование коротких пешеходных маршрутов осуществляется по методике (см. Приложение 2). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва,1990).

2.2. Маршрут лыжный. Категория сложности пешеходных маршрутов определяется на основе "Перечня…"(*), либо с использованием "Методики категорирования лыжных маршрутов" (см. Приложение 3).

2.3. Горные маршруты

Категория сложности горных туристских маршрутов определяется тремя показателями: категорией трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов), их количеством и протяженностью маршрута. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. При оценке категории сложности похода принимаются во внимание дополнительные требования к планированию маршрута: основная часть маршрута должна быть линейной протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать не менее двух определяющих препятствий. Для маршрутов 4-6 к.с. в линейную часть могут засчитываться кольца протяженностью не менее 1/3 от установленного для данной категории норматива или протяженные траверсы/радиальные выходы с продолжительностью прохождения более 1/3 от установленного для данной категории норматива.

В горном туризме принято 7 полукатегорий трудности ЛП от 1А до 3Б* (4 к.т.). ЛП проще 1А к.т. называются некатегорийными (н.к). Все ЛП сложнее 3Б обозначаются в туризме 3Б*(4) (перевалы 3Б*, вершины и траверсы 4А-6Б альп.). Классификация перевалов приведена в книге «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. Москва, издательство «Прест», 2001 г., 401 стр. Классификация маршрутов на вершины и при прохождении траверсов осуществляется с учетов классификации, принятой в альпинизме. Классификация вершин и траверсов приведена в книге «Классификация маршрутов на горные вершины», 2001 г.

Категория трудности отдельных перевалов в зависимости от условий прохождения (времени года, снежной обстановки, и т.д.) может усложняться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в Перечне знаком * (кроме перевалов 3Б*) Для преодоления этих перевалов участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения перевалов на полукатегорию выше. Знак * у перевалов трудности 3Б означает, что для его преодоления участники группы (руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства) не менее чем двух перевалов категории 3Б. При зачете маршрута такие перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, перевал 2А* по факту прохождения 2А или 2Б, но не 2А*).

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по сложности часть спуска с одного и подъема на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Для каждой категории сложности маршрута количество и категория трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов) должны соответствовать указанным в таблице 3.

Если маршрут содержит факторы, усложняющие его прохождение (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.п.), то по согласованию с выпускающей МКК

- протяженность маршрута может быть сокращена, но не более, чем на 25%,

- может быть сокращено количество перевалов, не определяющих к.сл. маршрута.

 

Таблица 3.

Категория сложности маршрута Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)
Всего В том числе категорий трудности
I     - - - - -
II       - - - -
III         - - -
IV           - -
V             -
VI           1 (3) 2 (1)

Минимальный набор перевалов, определяющих сложность горного маршрута VI к.с.: 3А – 3 шт., 3Б – 1 шт.; либо 3А – 1 шт., 3Б – 2 шт.; либо 3А – 2 шт., 3Б* – 1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин и «Таблицы оценки трудности препятствия», изложенной в «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.» (см. Приложение 4).

Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал может быть зачтено в качестве определяющего или предопределяющего перевала из таблицы 1. При этом для походов VI к.сл. необходимо минимум одно сквозное прохождение определяющего ЛП 3Б (или 3Б*).

При проведении спортивных походов в высокогорье (св.5000 м) рекомендуется не превышать имеющийся высотный опыт более чем на 1200 м.

При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться «Таблицей оценки трудности препятствий» («Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.») (Приложение 4)

Участники горных школ Базового уровня, прошедшие весь цикл обучения, по согласованию МКК могут совершать учебно-тренировочные походы 2 к.сл.

Выпуск групп на маршруты в районы среднегорья производится МКК на основании Перечня Классифицированных перевалов среднегорья. При этом опыт горных походов в среднегорье участникам и руководителю засчитывается в соответствии с действующими правилами проведения горных спортивных походов. Кроме того, необходим последовательный набор высотного опыта.

 

2.4. Водные маршруты

2.4.1. Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).

Количество ОП и ПОП варьируются от географического региона выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категории сложности наиболее распространенных водных маршрутов для среднего уровня воды, а также категории трудности ОП для различных регионов для среднего и большого уровня воды приведены в ""Перечне… "(*).

В "Перечне…" также приведены некоторые эталонные маршруты, определяющие минимально необходимое количество препятствий для каждого региона. При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталоном (если он отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из «Перечня…», при этом число ОП и ПОП должно быть не меньше чем у эталона.

Оценка категорий сложности новых маршрутов не вошедших в "Перечень …" проводится в соответствии с данными таблицы 4, зависящими от географического региона.

Категорирование новых маршрутов (препятствий) производится ЦМКК ФСТ ТССР по представлению уполномоченных МКК на основании отчетов о маршрутах и паспортов препятствии.

 

Таблица 4.

Категория сложности водного маршрута Мин. количество локальных водных препятствий, имеющих кат. трудности
           
I            
II 1-3* 2-5*        
III   1-3* 2-5*      
IV     1-3* 2-5*    
V       1-3* 2-5*  
VI         2-5* 2-3*

*- количество препятствий зависит от ОФ региона.

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности ЛП рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице Приложения 5. "Таблица оценки трудности водных препятствий". ЛП имеют 1-6, 6* категории трудности.

2.4.3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения при наличии различных факторах (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречаться на планируемом маршруте.

2.4.4. Окончательная (зачетная) оценка категории сложности водного маршрута участникам/руководителю осуществляется по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе представленных в МКК отчета и фото/видео материалов.

2.4.5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, размера судна и других факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.009 с.)