Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СоВрЕМЕННЫЙ ВЕЛОТурИЗМ В РОССИИСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что привнЕСЛи в вЕ/\отуризм 90-Е годы? Крутой перепом в жизни нашей страны на стыке восьмидесятых и девяностых годов сказался и на велотуризме: на его географии, на приоритетах в выборе моделей велосипедов, на экипировке, сти-ле путешествий, на принципах их организации, на структуре туризма вообще. Изменился даже смысл понятия «в нашей стране», под ко-торым до 1991 года мы подразумевали другую территорию. В теперешней России прекратила существовать централизованная подпитка организованного самодеятельного туризма из профсоюзно-го бюджета, а по сути - из средств, зарабатываемых мощной инду-стрией так называемого планового туризма под эгидой Центрального совета по туризму и экскурсиям. Многие завсегдатаи турбаз пере-стали туда ездить из-за отсутствия средств, а профсоюзные комите-ты предприятий по той же причине уже не могли поощрять своих Современный велотуризм в России работников льготными путевками на эти турбазы. Люди же со сред-ствами устремились за упавший «железный занавес» познавать за-рубежный, в основном так называемый капиталистический мир. Многим туристам, в том числе велосипедистам, стало не до походов, глагол «жить» в разговорах все чаще заменялся глаголом «выжи-вать», а некоторые, используя открывающиеся возможности, увлек-лись предпринимательством. Заметно уменьшился и спортивный стимул последовательно по-вышать категории сложности походов, целеустремленно карабкаясь по разрядной лестнице к завоеванию звания мастера спорта. При-чина кроется, на наш взгляд, и в том, что понизился престиж этого звания, и в усложнении пути к этому званию к концу восьмидесятых годов. Труднее стало собрать группу, особенно в походы высоких категорий сложности. Основных причин несколько: занятость людей, усилившаяся индивидуализация общества (тенденция «каждый сам за себя», противоречащая духу туризма, явно не способствует форми-рованию походных групп), возросшее стремление общества к дебю-рократизации (и до распада Союза с его институтами большинство велосипедистов предпочитало незарегистрированные путешествия). Сказывается и неспокойная обстановка в традиционных дпя высоко-категорийных велопоходов районах. В девяностых годах число туристских клубов бывшей системы ЦСТЭ, по сравнению с восьмидесятыми годами, уменьшипось при-мерно втрое (с 700 до 200-250). Снизилась регулярность и массо-вость слетов и соревнований. Тем не менее основной костяк само-деятельных туристов «не сдавался», продолжая выпускать группы в походы, проводить школы туристской подготовки и т.д. В конце 1990 года состоялся учредитепьный съезд Туристско-спортивного союза России (ТССР) - самостоятельной общественной организации, которая поставила своей основной задачей объедине-ние самодеятельных туристов страны независимо от способа пере-движения. В 1993 году ТССР обновил Правила проведения турист-ских спортивных походов, Положение о туристско-спортивных мар-шрутно-квалификационных комиссиях и другие документы. Была при-нята Государственная программа по развитию самодеятельного спортивно-оздоровитепьного туризма в России. Спортивный туризм, в том числе велосипедный, был включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Правила проведения туристских спортивных походов претерпели существенные изменения. Прежде всего в название включено спово «соревнования», чтобы участники категорийных походов могли поль-зоваться помощью, в частности, материапьной, какую получают спортсмены от местных комитетов по физической культуре. Второе Радикальное изменение Правил - их «демократизация». Уменьшен минимальный численный состав группы. В велотуризме он уменьшен на 2 человека (в походы низших категорий сложности можно от-правляться вдвоем, высших - вчетвером). В самом деле, предписа-ние даже в «единичку» по окрестностям своего города выезжать Фуппами не менее чем из четырех человек раздражало многих и выталкивало из организованного туризма большое количество путе-шественников. В многодневные велопоходы I и II категорий сложно-ти можно стало «на законных основаниях» брать детей соответст- 41 ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ венно 13 и 14 лет. Походы можно стало совершать за рубежом, причем сами группы могут быть международными. Отменено требо-вание отправлять телеграммы о начале и завершении походов в контрольно-спасательные службы. Ну и так далее. В 90-е годы появился новый документ: «Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов» (ЕВСКМ), которая устанавли-вает основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов. Теперь категории сложности походов можно стало определять и в соответствии с Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов, и по Методике категорирования велосипедных маршрутов (см. Справочный раздел). В детско-юноше-ском туризме принята классификация походов по степени сложности. К середине 90-х годов туристская общественность России стала потихоньку оправляться от шока, вызванного крутым виражом, кото-рый заложила страна на дороге истории. Важный шаг навстречу туризму со стороны властей страны сде-лан в ноябре 1996 года, когда был принят и утвержден федераль-ный закон «Об основах туристской деятелыности в Российской Фе-дерации», который укрепил юридический статус отечественного ту-ризма, узаконил понятие «самодеятельный туризм», под которым подразумеваются путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно. Отдельная статья посвящена общественным объединениям самодеятельных ту-ристов. В 90-е годы в туризме, и велотуризме в частности, рушилась централизованная система, но раскрепощалась личная инициатива. Активисты, воодушевленные новыми юридическими возможностями, стали под эгидой разных организаций создавать независимые вело-клубы, общества, издавать бюллетени, газеты, журналы. Важным событием в туризме всех видов стало создание в 1990 году мастером спорта по горному туризму С. Минделевичем россий-ской туристской газеты «Вольный ветер». Приближается десятилет-ний юбилей газеты, но ее учредитель, редактор и одновременно самый активный автор стоически держится, несмотря на суровые времена, и, похоже, не собирается брооать начатое нелегкое дело. В каждом номере газеты одна страница (на журналистском жарго-не - полоса), называемая «Под шорох шин», посвящена велотуриз-му. Некоторые газеты выходили к конкретному мероприятию. Так, в Иркутске в 1991 году был напечатан специальный выпуск под на-званием «Велопробег», посвященный международному экологическо-му велопробегу Пекин - Иркутск - Москва - Париж. В 1997 году под названием «Вело-темпо» вышел первый номер долгожданного велосипедного журнала. Издание энтузиаста В. Гришечко посвящено в основном велосипеду, но есть в нем и материалы о велотуризме. Вслед за «Вело-темпо» появился журнал «Я люблю кататься», в котором тоже можно обнаружить велотуристские страницы. В 1992 году зарегистрирован столичный велоклуб «Лидер» под руководством Г. Карасеева, объединивший не только действующих и действовавших велоспортсменов, но и любителей путешествий тоже. В 1997 году он выпустил первый номер журнала «Веломир». В 1993 году стараниями П. Протопопова в Волгограде и с помощью Д. Бого-любова в Москве зарегистрирован межрегиональный Русский вело- Современный велотуризм в России клуб, который начал издавать бюллетень «Самокат», а в 1994 году выпустил альманах с чрезвычайно ценной информацией о велотури-стских объединениях и даже об активных велотуристах России, а также с адресами велосипедных организаций и клубов других стран. Появилось новое, в советские времена совершенно невозмож-ное, направление в велотуризме - совместные путешествия наших и зарубежных путешественников. Всплеск их интереса к России прихо-дится на начало 90-х годов, когда стало хорошей традицией, что знающие иностранный язык российские велотуристы сопровождают велогостей из дальнего зарубежья по просторам нашей Родины. Американско-голландско-французская циклистская трансевропейская ассоциация «Велодорожка» в 1996 году выступила с инициативой создать постоянно действующую велотрассу от Парижа до Москвы. Еще более целеустремленно взялись осваивать зарубежный мир, в основном Западную Европу, российские велотуристы. Но зато практически не посещается Прибалтика, ранее излюбленное место для проведения велопоходов I и II категорий сложности. Ввиду не-безопасности почти прекратились велопутешествия по таким регио-нам как Кавказ, Средняя Азия, Памир, а всеми любимый Крымский полуостров стал зарубежной страной. В связи с приходом на рос-сийский рынок импортных велосипедов и доступностью приобретения снаряжения изменился не только внешний вид велотуристов (серо-зеленые штормовки сменила удобная велоодежда ведущих фирм мира), но и тактика велопоходов. Не имеет смысла полностью заку-пать продукты на весь маршрут, так как в некоторых местностях России (да и ъ других странах) продукты дешевле. А применение более легких материалов для снаряжения уменьшило вес велорюк-зака. Наш российский велотуризм все более приобретает европей-ские черты. К середине 90-х годов снова наметился рост количества массо-вых мероприятий по велотуризму. Например, если взять календарь международных, всероссийских и региональных мероприятий 1994 года, то удивляешься их обилию. В конце июля в Александрове Вла-димирской области состоялся российский слет велотуристов, который попучил ранг чемпионата России по велотуристскому многоборью, в программу входили ралли, фигурное вождение и триал. Еще одно мероприятие в масштабах России - X слет юных велотуристов Рос-сии в июле 1994 года в Оренбурге. Месяцем раньше в июне, -скоростной веломарафон московского велоклуба «Караван» на 700-километровой дистанции Москва - С.-Петербург и скоростной вело-марафон велоклуба «Балашиха» С.-Петербург - Москва. Можно было примчаться, участвуя в одном марафоне, из Москвы в Питер, не-сколько дней погулять по городу на Неве и вместе с балашихинца-ми умчаться обратно. Вологодские велотуристы приглашали коллег чз разных областей участвовать в «Велорандеву-94», в программу которого входили велоралли, фигурное вождение, триал, конкурсы и велоярмарка. Волгоградские велотуристы устраивали однодневные веломарафоны на 400 и 600 км под названием «Волгоградская кру-госветка». Открытый чемпионат по технике велосипедного туризма объявили нижегородцы, а соревнования по фигурному вождению велосипеда, по велоориентированию, по велотуристскому многобо-рью - Московский клуб велотуристов. Все это - лишь часть велоту-ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ ристских соревновательных мероприятий одного типичного 1994 года последнего десятилетия. В том же году и в последующие годы были организованы слеты и соревнования в различных городах России: в Екатеринбурге, Волгограде, Мурманске, Хабаровске, Казани, Нижнем Новгороде, Петрозаводске и других. В 1995 году российские велотуристы впервые участвовапи в ме-ждународном супервеломарафоне Париж - Брест - Париж. Продолжился и начатый в 80-х годах чемпионат России на луч-шее путешествие года, который теперь проводится по двум классам: класс А - спортивные походы!У-У категорий сложности, совершен-ные в соответствии с Правилами проведения соревнований турист-ских спортивных походов, класс Б - оригинальные путешествия, пройденные в одиночку или в составе группы. К участию приглаша-ются туристы из России и других государств, совершившие путеше-ствия по России и за ее пределами и утвердившие маршруты в маршрутно-квалификационных комиссиях. Последними победителями в этом чемпионате были оренбургские велотуристы во главе с А. Фесенко, которые путешествовали по Уралу. На конец сентября намечен 4-й слет туристских клубов России, в программу которого включены соревнования по велотуристскому многоборью и различные конкурсы. На слет приглашаются также представители туристских клубов ближнего и дальнего зарубежья. Место встречи - пос. Гуамка в Краснодарском крае. Но вот что характерно для всех перечисленных выше велотури-стских соревнований, марафонов и чемпионатов: в каждом из них соревнуются самые умелые и тренированные добрые молодцы, ко-торых набирается, как правило, несколько десятков человек. Обычно не более одного десятка велокоманд участвуют и в чемпионатах на лучшее путешествие - это на огромную территорию страны! Хорошо хоть, что туристскими организаторами сделан позитив-ный шаг навстречу путешественникам-одиночкам, открыв для них возможность тоже участвовать в чемпионатах. Некоторые из них совершают прямо-таки героические велорейды. Более того: немало наиболее сложных велопутешествий совершены в одиночку. Вот лишь некоторые из них. В 1991 году петербургский художник В. Кетов начал объезд всех континентов по принципу: «Еду вперед - море справа». Путешест-венник уже объехал таким образом Европу, Африку и Азию, про-ехав 80 тысяч километров по 68 странам мира. За необычный по трудности и протяженности велопробег через географические центры Европы и Азии, российскую Арктику и 15 государств, прежде составлявших СССР, в 1992 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса журналист и путешественник В. Шаронов, который преодолел в седле в общей сложности 65 тысяч километ-ров. Известный в велосипедном мире русский парижанин Г. Красов-ский, организатор и участник велопробегов Москва - Париж в 1990 году и из России через Закавказье в Египет в 1991 году, в 78 лет в 1993 году в одиночку совершил 8000-километровый велопробег «За единую Европу от Атлантики до Урала», который тоже занесен в Книгу рекордов Гиннесса.. Удостоился Книги рекордов и москвич Г. Гончаров, тоже большой Современный велотуризм в России любитель одиночных велопутешествий. С 1953 по 1996 год он за 62 многодневных велопутешествия проехал в общей сложности около 145 тысяч километров, посетив 16 стран Европы и Азии и все рес-публики бывшего Союза. В 1995 году житель Самары А. Куплайс преодолел 11 тысяч ки-лометров за 96 ходовых дней, приехав из Владивостока в Брест своим (велосипедным) ходом. Почти что повторил в 1996 году кругосветное велопутешествие Онисима Панкратова рязанец В.Мироненко. Но некоторые отчаянные смельчаки уже не видят особой добле-сти в том, чтобы совершать многодневные путешествия на велоси-педе в летний период. А если такой же сложный маршрут пройти зимой? Этим вопросом однажды задался чемпион среди москвичей по зимним велопоходам А. Финоченко. Задумано - сделано! И Анд-рей проложил вепосипедные маршруты по льду Азовского и Каспий-ского морей, озера Байкал, по северу европейской части России, в 1991 году в феврале-марте совершил зимний веломарафон из Читы в Магадан, а в 1992 году, вновь зимой, - из Читы на Сахалин. Уже в этом 1998 году А. Финоченко совершил очередной дерзкий зимний переход от Иркутска по реке Лене до Усть-Кута, затем до Мирного, а от него до Якутска и спустился на юг на Транссибирскую магист-раль. До Мирного его попутчиками были М.Силаев и В. Мельников. Зимними велопоходами, да еще в самых холодных районах Се-верного полушария, увлекся известный дальневосточный путешест-венник П. Конюхов, совершив в 1991 году при морозе до 62° С с М. Тумановым и С.Половинкиным велопоход в Оймякон. В 1993 году Павел осуществил зимний переход из Верхоянска в Оймякон, из одного полюса холода в другой, а в 1994 году с М.Тумановым и С.Половинкиным прошел по 135-му меридиану от Нижне-Янска до Тихого океана. В 1995-1996 годах П. Конюхов переключился на ав-стралийские пустыни, проехав по пятому континенту, а также по Новой Зеландии и Тасмании 19 тысяч километров. Ну разве не заслуживают эти смельчаки звания мастера спорта или знака «Выдающийся путешественник России»? А может быть, нужно вернуть некогда существовавшее звание «Мастер туризма»?..
как поживают ЦЕнтры вЕлотуризмд? В 1998 году исполнилось 20 лет Московскому клубу велотури-стов, как он называется с 1990 года, который возглавляли сначала А. Булгаков и В. Медовый, сейчас им руководят С. Селиванов и А.Сычев. Московский клуб остается крупнейшим велотуристским центром страны, в котором, в силу своего местоположения, скон-Центрировалась и работа Российской комиссии велотуризма. Хотя число формальных членов его невелико, он фактически объединяет, главным образом велопоходами выходного дня по Подмосковью, несколько сотен человек. Клуб ежегодно издает информационный бюллетень «Московский велотурист», в котором кроме календаря походов выходного дня помещаются календарь велотуристских со-ревноваиий, положения о массовых мероприятиях, приглашения в зарубежные велотуры, программа мероприятий других велотурист-ских клубов Москвы и Подмосковья, а таюке некоторые рекоменда-ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ ции по организации путешествий. Все большую известность в велосипедном мире приобретает мо-сковский велоклуб «Караван», который расширил палитру своих по-ездок и заодно разделил их на велопоходы выходного дня по доро-гам с твердым покрытием («Караван-шоссе»), по грунтовым дорогам, тропам и вообще по бездорожью («Велотрофи-Караван»), на много-дневные велопутешествия в «европейском стиле», то есть по хоро-шим дорогам с ночлегом в гостиницах («Караван-тур»), многоднев-ные путешествия в традиционном российском стиле с ночлегом в палатках и готовкой ужина на костре («Мегатрофи-Караван») и ве-лопробеги на средние и длинные дистанции со средней скоростью 25-30 км/ч и с дневной нормой до 400 км («Караван-пробег»). В 1995 году три представителя «Каравана» успешно финишировали в супервеломарафоне Париж - Брест - Париж (1200 км за 90 часов). Велотуризм в спортивном стиле развивают в разной степени ве-лосоюз «Пелетон», столичные велоклубы «Лидер» и «Триатлон». В 1996 году в Москве был зарегистрирован Русский клуб вело-путешествий (РКВ), который сконцентрировался в первую очередь на организации зарубежных велопутешествий, а также совместно с Московским клубом велотуристов проводит велопоходы выходного дня и массовые походные мероприятия. Вновь созданное объедине-ние издает свой бюллетень «Интерциклист». К московским велотуристам тяготеют и члены велоклубов ближ-него Подмосковья - велоклуб «Велобол» из города Королева (быв-шего Калининграда), велоклуб «Балашиха», Химкинский клуб тури-стов и Одинцовский туристско-экологический центр, а также подаю-щий надежды «тезка» московского «Каравана», но находящийся в Александрове Владимирской области, основу программы которого составляют категорийные походы, в том числе сложные. В 90-е годы московские велотуристские клубы активно осваивали дальнее зарубежье, а в 1995-1996 годах апробировали новый вид туров - автобусно-велосипедные (о них мы рассказываем в разделе «Организация зарубежных и международных велопоходов»). В 1997 году столичные велотуристы организовали кольцевой веломарафон в честь 850-летия Москвы - «850 км вокруг Москвы»; девять походов, в основном двухдневных, составляли кольцо протяженностью в об-щей сложности 850 км. 24 человека, прошедших за лето его полно-стью, были награждены призами на праздничном велофестивале 6-7 сентября в Измайловском парке Москвы в честь ее юбилея, в про-грамму которого вошли чемпионат Москвы по велотуристскому мно-гоборью и велоралли «Золотая осень». Из категорийных походов московских велотуристов последних лет выделяются поход V категории сложности стойкого исследователя русского Севера Л. Давыдова берегом Белого моря и грунтовыми дорогами по Архангельской области и Карелии (этот поход закрыл последнюю клеточку, необходимую Давыдову для получения звания мастера спорта России) и весьма сложный, а местами небезопас-ный поход тоже V категории сложиости под руководством С. Емелья-нова по грунтовым дорогам и тропам Прибайкалья, две группы мо-сквичей устремились на север Карелии и Кольский полуостров. В программе 1998 года московских велотуристов - чемпионаты по технике велотуризма, несколько велоралли, зарубежных велоту- Современный велотуризм в России ров, в частности, участие в велотуриаде «Швейцария-98», посвящен-ной двухсотлетнему юбилею Итальянского и Швейцарского похода А. В. Суворова. Организуют москвичи и целую серию велопробегов на 200, 300, 400 и 600 километров. Новинки сезона - цикл походов «По маршруту ведут аксакалы», в которых опытные руководители ведут группы по бывшим железным дорогам и трактам, то есть в основном по «грунтовкам», однодневные походы «Велотрофи-кара-ван» на горных велосипедах, в которых преобладают грунтовые до-роги и бездорожье. Два ралли и звездный поход посвящены 20-летию Московского клуба велотуристов. А как обстоят в 90-х годах дела в регионах России? В С.-Петербурге в период с 1991 по 1995 годы активность вело-туристов была на низком уровне, не проводились чемпионаты се-верной столицы по велотуризму, резко сократилось число категорий-ных велопоходов, да и те проводились недалеко от порога своего дома (выделяется по сложности лишь поход по Кольскому полуост-рову). В 1996 году питерцы опять обратили свои взоры в дальние края, совершив походы по Крыму, Казахстану и даже Западной Туркмении, возродились велопоходы выходного дня и семейные по-ездки. В 1997 году категорийных походов проведено еще больше, среди них выделяются два египетских путешествия, возобновилось проведение чемпионата С.-Петербурга по велотуризму, объявления о велопоходах выходного дня снова стали публиковать городские газе-ты, что привлекло в С.-Петербургский велотуристский клуб новых членов. Традиционный велопробег «Проводы белых ночей» по ноч-ному городу к Медному всаднику под руководством ветерана питер-ского велотуризма М. Петровича и осенний слет велотуристов под руководством другого ветерана А. Рассукованного привлекли много участников. Увлекательными и в то же время непростыми по до-рожным условиям были велопоходы с детьми по лесным тропам Ка-рельского перешейка, к верховьям Волги под заманчивым названи-ем «Из варяг в греки», в котором родители и дети готовили куша-нья из меню древних скифов, греков, варягов, чуди, а под конец даже устроили малые «Олимпийские игры» с «боем титанов», «со-ревнованиями дискоболов» и т. д. На 1998 год намечены помимо многодневных велопутешествий по России зарубежные велотуры по Финляндии и Чехии. В третьем городе России Нижнем Новгороде находится один из старейших велоклубов страны (комиссия велотуризма формально об-разована в 1965 году), который в 1993 году был зарегистрирован под названием «Руслан». Вот уже 33 года руководит бывшей комис-сией, а теперь велоклубом, один из самых известных в велотурист-ском мире ветеранов В. Моржаков. Трудно сказать, заслужил ли Вла-димир Васильевич место в Книге рекордов Гиннесса за свою, мож-но сказать, пожизненную общественную деятельность в велотуризме, но Книгу рекордов велотуристов России без него представить себе невозможно (кстати, чем не идея?). С помощью нижегородских ве-лотуристов происходило становление велотуристских объединений в Ленинграде, Казани, Волгограде, Астрахани и других городах. Ниже-городцы стали инициаторами проведения всесоюзных и всероссий-ских слетов юных туристов, которые проводятся регулярно с 1985 г°да. В нынешнее время нижегородский областной велоклуб «Рус- 47ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ пан» не снижает оборотов, ежегодно организует чемпионаты области по велотуристскому многоборью, веломарафоны на трассах 75-175 км, причем все соревнования проводятся с учетом возраста вело-сипедистов, поэтому они собирают большое число участников. За поспедние три года нижегородские велотуристы провели сложные спортивные походы по Уралу, Северу России, при поддержке обла-стного департамента по спорту и туризму организована экспедиция V категории сложности по Турции. Самым большим достижением нижегородцев можно считать соз-дание в области подростковых велотуристских объединений, которых сейчас насчитывается шесть: два в самом Нижнем, в городах Куле-баки, Кстово, Павлово и в селе Пурех Чкаловского района, которые в общей сложности провели 174 категорийных многодневных вело-похода. Старейший из них (в будущем году ему исполнится 20 лет), носящий имя В.Чкалова, на протяжении почти двадцати лет возгпав-ляет А. Чкалов, родственник прославленного летчика. Юные велоту-ристы Нижегородской области колесят не только по России, но по-бывали и в Германии, Польше, Болгарии, а воспитанница велотури-стского клуба «Русь» в Кстово Светлана Ляховская в 21 год выпол-нила нормы мастера спорта по велотуристскому многоборью. За нижегородцев можно не волноваться: в Нижнем создается надежная смена, велотуризм там не умрет. Девяностые годы на одно из ведущих мест в России вывели волгоградцев, что в заслугу, конечно, надо в первую очередь поста-вить В. Белоусову из Волжска, волгоградцам П. Протопопову и В. Ко-мочкову. Благодаря их целеустремленности и напористости за не-сколько лет фактически из ничего был создан полноценный велоту-ристский клуб, в 1989 году зарегистрированный под названием «Орион», со своей маршрутно-квалификационной комиссией с пол-номочиями до IV категории сложности, с командой, способной вы-ступать в соревнованиях всесоюзного уровня. В начале 90-х годов клуб занялся развитием международных связей, чему способствова-ло хорошее знание президентом клуба П. Протопоповым английского языка, а председателем совета клуба В. Комочковым французского, и на этом поприще клуб снискал известность за рубежом среди международных велосипедных организаций. К середине девяностых годов активисты клуба успели наладить контакты с велоколлегами почти двадцати стран и вступили в Европейскую федерацию велоси-педистов. И сейчас для национальных федераций, клубов и ассоциа-ций ряда западных стран волгоградский «Орион» является наиболее известным объединением России, дающим им представление о рос-сийском велотуризме. Благодаря международной известности «Орион» в 1993 году по-лучил предложение участвовать в пользующемся популярностью во всем мире сверхдальнем марафоне Париж - Брест - Париж, и в 1995 году представитель Всемирной ассоциации веломарафонцев В. Комочков организовал первое участие российских велосипедистов в марафоне, а сейчас идет подготовка ко второму участию в этом 1200-километровом пробеге в 1999 году. На этапах волгоградского веломарафона 200, 300, 400 и 600 км каждый сезон проходят ста-жировку организаторы аналогичных марафонов из других регионов России. Современный велотуризм в России Какая-то заслуга в том, что велотуризм в России, если и про-гнулся под тяжестью навалившихся в 90-х годах на страну испыта-ний, но не сломался и остался жив, принадлежит П. Протопопову, который в критический момент был инициатором создания Русского велоклуба, сыгравшего объединяющую роль велотуристских клубов и секций разных областей. Впрочем, дело даже не столько в самом велоклубе, сколько в бюллетенях «Велотурист» и «Самокат», кото-рью П. Протопопов начал выпускать с помощью своих товарищей с 1990 года. «Велотурист» расходился по городам России, а англоя-зычный вариант бюллетеня рассылался в другие страны. Волгоград-ские велотуристы совершают ежегодно полтора десятка многоднев-ных походов, в том числе один-два высшей V категории сложности. Выжил и набирает силы в основном благодаря своему руководи-телю энтузиасту Н. Платову Пензенский велосипедный клуб, который объединил несколько схоженных велогрупп. Клуб регулярно проводит походы выходного дня, организовал несколько многодневных путеше-ствий, в том числе по дальнему зарубежью. В этом году пензенцы выступили инициаторами проведения велотуриады «Швейцария-98», посвященной двухсотлетнему юбилею перехода А. В. Суворова через Альпы. В сложные переходные годы в сохранении велотуризма немалую роль сыграл и один из крупных велотуристских центров страны Ека-теринбург, выпуская бюллетень «Веломир», который тоже распро-странялся среди велотуристов разных городов страны. Екатеринбург-ские велотуристы клуба «Энергия» традиционно проводят так назы-ваемую «Майскую прогулку», в которой участвуют несколько сотен человек, и каждый может проехать столько, насколько хватит сил и желания, хоть 100 километров; приглашают всех желающих, в том числе из других городов страны, на велоралли «Европа - Азия» с многократным пересечением границы между Европой и Азией; по-стоянно участвуют в чемпионатах по велотуристскому многоборью, занимая призовые места, в частности, в последнем чемпионате 1997 года «Энергия» заняла первое место. В 1996 году екатерин-буржцы организовали всероссийский чемпионат у себя. А как дело обстояло в 90-е годы с велотуризмом на Дальнем Востоке, например, в Хабаровском крае? Мы, жители Европейской России, так мало об этом знаем. Комиссия велотуризма в Хабаровске зародилась в 1985 году, а уже в 1990-м группа хабаровчан совершила поход V категории сложности по маршруту Аян - Нелькан - Усть-Мая - Якутск - Лен-ские Столбы - Нерюнгри. В 1991-1994 годах велотуризм в Хабаров-ском крае был скорее мертв, чем жив, а возродился в 1995 году как раз благодаря живительному импульсу с запада в виде бюлле-теней из Волгограда и Екатеринбурга. В том году был создан Хаба-ровский краевой клуб велосипедного туризма. При поддержке раз-ных структур в мае 1995 года удалось организовать велопробег Владивосток - Хабаровск, посвященный 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, в котором участвовало 10 человек. Начиная с юбилейного Дня Победы, велоклуб организует ежегодное массовое шествие по мемориальным местам города по маршруту протяженно-стью 35 км. Весной 1997 года группа хабаровских велотуристов поход по нитке строящейся автодороги Находка - Хабаровск - Чита 49 ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ начала в поселке Врангель, где живет известный путешественник П. Конюхов и где он создал музей велотуризма, собрав весьма обшир-ную экспозицию. Начали открывать хабаровчане для себя и зарубе-жье, побывав в Китае и Корее. Так же, как и в Нижнем Новгороде, в Казани и Йошкар-Оле де-лают ставку на школьный велотуризм, понимая, что энтузиасты-организаторы (а самодеятельный туризм, как известно, держится на них) начинаются в юности. В частности, в Йошкар-Оле около десяти школьных учителей регулярно проводят велопоходы со школьниками по родному краю. Возобновило свою работу велотуристское объединение в Башки-рии, начали снова проводиться, правда, пока нерегулярно, походы выходного дня, многодневные спортивные путешествия. Но особенно велотуристов Уфы притягивает Европа, их маршруты пролегли по разным странам дальнего зарубежья. В остальных регионах, точнее, в основном в областных и крае-вых центрах, велотуризм пребывает где-то еще в анабиозном со-стоянии, где-то им как занималась ограниченная группа людей, так и продолжает вариться в собственном соку, где-то пришли совсем новые люди и возродили велопоходы, а где-то организованного ве-лотуризма не было и раньше, нет и поныне. Если обобщить сведения с Украины, из Литвы, Казахстана, Узбе-кистана и других стран постсоветского пространства, то складывает-ся картина, похожая на то, что происходит в России. Наблюдается «провал» в первые годы этого десятилетия, отход основной массы велотуристов от походов, резкое (на порядок) падение количества путешествующих с маршрутными книжками, потом постепенное оживление велотуризма,- но уже в другом качестве, в частности, увлечение обеспеченных велотуристов зарубежными путешествиями, приход в велотуризм новых людей, организующих новые велоклубы и секции, изменение стиля путешествий, «ассимиляция» велотуриз-мом атрибутов велоспорта. Как и в России, в одних странах ближ-него зарубежья восстановление велотуризма идет медленнее, в дру-гих быстрее или с более высокого уровня, а в некоторых бывших республиках его как не было в советское время, так нет и сейчас. Но везде на территории бывшего Союза серьезное занятие органи-зованным велотуризмом было и остается делом очень малого числа людей и в основном в столицах и областных центрах. Итоги В России сейчас, очень приблизительно, на руках 25-30 миллио-нов велосипедов. Подавляющая часть их владельцев - это жители маленьких городков и сельской местности, которые используют ве-лосипеды (почти исключительно наши дорожные односкоростные) для деловых поездок на работу, на ферму, в магазин, на почту и т. д., то есть для них велосипед - личный бесплатный транспорт. К вело-туризму эти люди, за малым исключением, не имеют никакого от-ношения. Большую долю среди веловладельцев этой категории зани-мают дети. Следующая большая группа велосипедистов - это в основном горожане, среди которых значительный процент составляют подрост- Современный велотуризм в России ки, использующие велосипед в основном для велопрогулок в окрест-ностях своего дома или дачи, для поездок в лес, на реку. Значи-тельная часть подростков готова заняться велотуризмом, если их кто-то в него вовлечет. С годами эта готовность уменьшается. При налаженном оповещении через средства массовой информации о походах, так сказать, «вольнокатающиеся» в хорошую погоду и при других благоприятных обстоятельствах могут соблазниться объявле-нием и отправиться в однодневную поездку. Таких в России от 1 до 3 миллионов человек. Далее из «соблазнившихся» одни так и остаются эпизодическими участниками велопоходов выходного дня, другие увлекаются ими и становятся регулярными участниками этих походов, а иные перехо-дят в следующую стадию вовлеченности - отправляются в много-дневные велопутешествия. Постоянных участников поездок на вело-сипедах в выходные дни (организованных и неорганизованных) с уже вполне туристскими признаками и эпизодических участников многодневных велопоходов в России - порядка 100-300 тысяч чело-век. В первой половине 90-х годов количество людей этой категории снизилось, но сейчас постепенно восстанавливается и имеет тен-денцию к превышению советского периода за счет увеличения коли-чества владельцев горных велосипедов («маунтинбайков»), все мень-ше среди них владельцев складных велосипедов. Представители этой группы более или менее охотно становятся слушателями школ вело-туристской подготовки, но сейчас финансирование таких школ исче-зающе мало, а во многих регионах его нет вовсе, за свой счет учиться на велотуриста желающих мало, поэтому в 90-х годах мно-гие из них остаются «дикарями»-самоучками. Следующую ступень занимают уже вовлеченные в велотуризм люди, которые интересно и полезно проведенный отпуск ассоцииру-ют с велосипедом и в выходные дни не прочь накрутить сколько-то десятков километров, но оформление своих вояжей, заполнение маршрутных листов и книжек считают ненужной бюрократией. Среди категории убежденных «дикарей» есть поистине героические лично-сти, совершающие, подчас в одиночку, умопомрачительные велопе-реходы, в том числе зимние, по тундре, таежному бездорожью, пус-тыням и даже взбирающиеся на вершины пятитысячников. Неорга-низованных велотуристов в России - порядка 10-30 тысяч человек. Наконец, самая малочисленная категория владельцев велосипе-дов - организованные велотуристы, регистрирующие свои много-дневные походы в маршрутно-квалификационных комиссиях, участ-вующие в чемпионатах и соревнованиях по велотуризму, получаю-Щие спортивные разряды. Своего пика организованный велотуризм в стране достиг, пожалуй, в конце 80-х, в частности, в 1989 году от-правляющихся в путешествия с маршрутной книжкой в течение года набралось 11,5 тысячи человек (на территории бывшего Союза). В 90-е годы количество организованных велотуристов упало обвально, сейчас путешествующих в соответствии с походными правилами, по самой оптимистической оценке, - 1-3 тысячи человек, включая школьников. Но среди отправляющихся в организованные много-Дневные велопутешествия большинство составляют участники наибо-лее простых походов 1-Ш категорий сложности, а участники походов IV-V категорий сложности обычно составляют не более 10%, то естьЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ сейчас порядка 100-300 человек на всю Россию. Это - элита орга-низованного велотуризма, занимающая высшую ступень пирамиды. Все они - разрядники, немало среди них мастеров спорта. Эти люди являются президентами велотурклубов, председателями маршр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.015 с.) |