Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рбгулярная проверка велосипеда, уход за ним и хранениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перед каждой поездкой надо проверять затяжку осевых гаек ко-пес, надежность работы тормозов: коподки должны по всей дпине прижиматься к ободу и без заеданий возвращаться в исходное по-ложение. Необходимо осмотреть тросы тормозов и переключателей. Если волокна троса оборвапись или препятствуют плавности работы тормоза или переключателя, трос припаивают или меняют на новый. Следует убедиться в отсутствии качки в рулевой колонке, проверить крепление самой трубы рупя, центровку колес и равномерность на-тяжения спиц, посмотреть, не спишком ли зажаты конусами шарико-подшипники ипи, наоборот, нет ли боковой качки колес. Точно так же подлежит проверке регулировка каретки, подшипников педалей, системы передачи. Следует посмотреть, не нуждаются ли в смазке цепь и другие ходовые узлы велосипеда. Проверяется затяжка всех резьбовых соединений. Наконец, надо подкачать шины. После похода нужно привести машину в порядок. В сухую погоду раму, руль, ободья, наружные поверхности щитков надо очистить от пыли мягкой тряпкой. В сырую погоду велосипед следует очистить от^грязи сначала щепочкой или палочкой, протереть влажной тряп-кой, затем сухой. Цепь удобно очищать от грязи жесткой зубной 149 ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА щеткой, затем цепь и ходовые узлы вытереть насухо. Задребезжав-шие в езде детали (чаще всего дребезжать начинают грязевые щит-ки) нужно прикрепить лучше, затянув винты и гайки. Лопнувшую спицу обязательно заменить. Летом велосипеды могут стоять на шинах, которые время от времени нужно подкачитвать, а колеса поворачивать. Шины боятся прямых солнечных лучей, поэтому велосипед нужно хранить подаль-ше от окна. Полную разборку велосипеда лучше производить в конце сезона, предварительно вычистив велосипед от грязи и пыли. После разбор-ки надо тщательно осмотреть все детали, особенно оси, втулки, вал каретки, чашки, конусы, шарики, и составить перечень необходимых для замены износивщихся деталей. В зимний период все это забла-говременно нужно купить. Хранить велосипед следует в помещении, где нет больших пере-падов температур, подальше от батарей отопления. На зиму его необходимо укрыть от пыли, найти для него место в кладовке, шка-фу или накрыть его полиэтиленовой пленкой. Но в любом случае велосипед лучше ставить на деревянных стойках или подвешивать, но не за ободья колес, а верхней трубой рамы на двух металличе-ских крюках, на которые предварительно намотать изоляционную ленту или надеть резиновые трубки. Деревянные стойки должны представлять собой четыре скрепленных вертикальных бруса, кото-рые подставляются под цепные перья рамы и наконечники перьев передней вилки. Если такие способы хранения по каким-либо причи-нам невозможны, следует перевернуть велосипед колесами кверху и поставить его на руль и седло, подложив под него тряпку или кусок картона. В случае большой влажности в помещении раму, руль и другие детали велосипеда надо протереть промасленной тряпкой, а ходовые узлы тщательно смазать нейтральной смазкой. III ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕДЬНОГО ВЕАОТУРИЗМА ОСНОВНЫЕ ПОХОДНЫЕ ЗАКОНЫ Главным документом самодеятельного спортивно-оздоровитель-ного туризма следует считать Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Правила регламентируют походы девяти видов туризма: пешеходного, лыжного, горного, водного, па-русного, велосипедного, мотоциклетного, автомобильного и спелеоту-ризма. Походы бывают I, II, III, IV, V и VI категорий сложности (ве-лосипедные - до V включительно). Категорию сложности похода определяют его протяженность, продолжительность, а также характер и количество естественных (локальных) препятствий. Мы расскажем об этом в разделе «Подготовка к многодневному походу». В Правилах приводится Кодекс путешественника, перечислены требования к руководителям и участникам туристских спортивных походов, их обязанности и права при подготовке к походам и во время них, рассказывается об оформлении документов на проведе-ние походов. В названии основного туристского закона появилось новое слово «соревнований», которое непосвященных может сбить с толку: мол, какие соревнования, если мы просто идем в поход? Цель тут одна-получить какое-то финансирование категорийных походов, с некото-рых пор называемых спортивными (этот эпитет, впрочем, оправдан и по сути: туристские походы в наше время, особенно высоких кате-горий сложности, по необходимой тренированности и квалифициро-ванности их участников, по затрачиваемой энергии действительно соответствуют спорту), поскольку у нас, увы, туризм пока так и не завоевал такого же признания и внимания у властей и распоряди-телей финансов, как спорт. Кроме того, считается, что отправляю-щиеся в спортивный поход, оформленный по всем правилам, ставят перед собой одной из главных целей - получение очередного спор-тивного разряда или звания, а стало быть, они как бы заочно со-ревнуются с себе подобными. Не случайно в последние годы стали различать спортивные походы и туристские путешествия, в крторые люди отправляются ради познания, оздоровления, общения, эстети-ческих целей, но не стремятся к спортивным званиям и высотам. Текст Правил полностью приведен в Справочном разделе. Туристские походы со школьниками и учащимися независимо от 151ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ВЕЛОТУРИЗМА ведомственной принадлежности проводятся в соответствии с Инст-рукцией по организации и проведению туристских походов (путешест-вий), экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и сту-дентами, утвержденной Министерством образования России 13 июля 1992 года. Самодеятельный туризм в Единую всесоюзную спортивную клас-сификацию был включен в 1949 году, тогда же были введены спор-тивные разряды и звание «Мастер спорта СССР» по туризму. После этого разрядные требования неоднократно менялись. Сейчас дейст-вуют Разрядные требования по спортивному туризму на 1997-2000 годы. Руководителям и участникам походов могут быть присвоены тот или иной спортивные разряд, звание, если они совершили опре-деленное количество походов и выполнили другие требования. О них мы расскажем в конце главы «Многодневный поход». Категория, степень сложности спортивного похода и категория трудности препятствий определяются в соответствии с Единой все-российской спортивной классификацией маршрутов (ЕВСКМ), утвер-жденной Туристско-спортивным союзом России в феврале 1995 года (см. Справочный раздел). В декабре 1993 года утверждено новое Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях России, кото-рые играют важную роль в спортивном туризме, а в 90-х годах делается попытка побудить и путешественников, не стремящихся к получению спортивных разрядов и званий, тоже сотрудничать с МКК (естественно, на добровольной основе). Подробнее о работе МКК расскажем ниже. Туристско-спортивный союз, туристский клуб, клуб туристов, секция Самодеятельный туризм в России организационно оформлен в виде Туристско-спортивного союза России (ТССР), в который входят территориальные союзы (федерации) спортивного туризма. Туристско-спортивный союз действует согласно Уставу. Главные задачи Союза - объединение самодеятельных туристов, оказание членам Союза всесторонней помощи и защита их интересов. Свою деятельность на местах Союз осуществляет через туристские клубы. Союз допускает индивидуальное и коллективное членство. Индивиду-альным членом Союза может стать любой гражданин России и дру-гого государства. Коллективными членами могут стать объединения по видам туризма, ассоциации туристских клубов, туристские секции учреждений и предприятий. В рамках Союза образована Федерация спортивного туризма, созданы комиссии по видам туризма. Почти во всех регионах Рос-сии и в бывших республиках СССР образованы аналогичные союзы. ТССР стал головным координатором по всем направлениям дея-тельности спортивного туризма: соревнования, подготовка общест-вениых кадров, клубная работа, информация и т.д. ТССР действует в тесной связи с Государственным комитетом по физической культуре и туризму РФ, который оказывает Федера-ции спортивного туризма ТССР содействие в укреплении материаль-но-технической базы, осуществляет финансирование соревнований _________ Туристско-спортивный союз, туристский клуб... по спортивному туризму в соответствии с согласованным календа-рем всероссийских массовых мероприятий, рассматривает представ-ления ТССР о присвоении спортивных званий и т.д. ТССР информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма Министерства образования РФ, взаимодейству-ет со скаутскими, спортивными, молодежными движениями. Одна из основных задач Союза - объединение различных туристских движе-ний в России на добровольной, равноправной и демократической основе. В Союзе могут быть представлены любые туристские обще-ственные организации и клубы, в том чиспе велотуристские, по тер-риториальному и функциональному принципам. ТССР проводит са-мостоятельно и совместно с другими организациями туристские и спортивные походы и путешествия, экспедиции, республиканские, региональные и международные соревнования по спортивному ту-ризму и другие мероприятия в России и за рубежом; организует и проводит подготовку туристских кадров; оказывает членам Союза информационную, социальную, правовую, посредническую и коорди-национную помощь при организации туристских мероприятий; осуще-ствляет с участием членов Союза международные туристские связи. Территориальный туристский клуб - это организационный, учеб-но-методический и консультационный центр туристско-спортивных местных клубов, секций и других общественных объединений облас-ти, города, района. Главные задачи туристского клуба - вовлекать людей в регулярные занятия активными видами туризма, организо-вывать походы, слеты, вечера и другие массовые мероприятия, по-стоянно пропагандировать самодеятельный спортивно-оздоровитель-ный туризм. Туристский клуб - это учебно-методический и консуль-тационный центр, где любой может получить самые разные сведе-ния о писаных и неписаных законах туризма, проконсультироваться у асов походного дела по любым вопросам, получить помощь в раз-работке маршрутов. Кроме того, туристский клуб оказывает помощь детским туристским объединениям, осуществляет международные связи и туристские обмены с зарубежными туристскими, спортивны-ми и иными организациями. Непосредственное методическое руководство деятельностью турклуба обычно осуществляет туристско-спортивный союз региона (федерация туризма), который становится и одним из его учредите-лей. Кроме того, в роли учредителей могут выступать комитет по физической культуре и туризму, комитет по делам молодежи, управ-ление образованием и другие государственные и общественные ор-ганизации. В клубе создаются комиссии по видам туризма, в том числе по велотуризму, а также по разделам работы. Туристский клуб может иметь филиалы и другие структурные подразделения, в частности, по видам туризма. Сейчас в России насчитывается около 250 туристских клубов во многих областных и краевых центрах, а в крупных городах и неко-торых областях есть еще и районные туристские клубы. 19 мая 1995 года принят федеральный закон «Об общественных объединениях», на основе которого ТССР утвердил Типовое положе-ние о • территориальном туристском клубе. Руководствуясь Типовым -1732 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫ-ЮГО ВЕЛОТУРИЗМА _____ положением, туристские клубы разрабатывают свои положения, ис-ходя из местных условий. Согласно этому положению, туристский клуб может быть юридическим лицом, проводить платные мероприя-тия, иметь самостоятепьный баланс, счета в банковских учреждени-ях. Членство в туристском клубе добровольное и может быть инди-видуапьным или коллективным. Индивидуальными чпенами могут быть граждане России и других государств, достигшие 12 лет, участ-вующие в деятелы-юсти клуба. Коллективными членами клуба могут быть клубы туристов или секции учреждений, предприятий и учебных заведений, другие некоммерческие и коммерческие организации. Управление клубом производится в соответствии с его уставом и учредительным договором. Непосредственное руководство осуществ-ляет директор, а общее руководство - совет клуба. Работники клуба трудятся на контрактной основе. Доходы клуба формируются за счет ассигнований из бюджета учредителей, государственных и муниципальных дотаций, доброволь-ных пожертвований юридических и физических лиц, редакционно-издательской деятельности, поступлений от проведения аукционов, конкурсов, ярмарок, лотерей и других платных мероприятий, член-ских взносов и прочих разрешенных законодательством мероприя-тий. Многие клубы страны активно проводят походы выходного дня, объявляя о них в печати, по радио, в отдельных афишах, участвуют в подготовке групп в многодневные походы. В туристских же клубах обычно организуется запись в школы и на семинары подготовки общественных туристских кадров, здесь часто проводят и сами заня-тия. В туристском клубе в определенные дни недели собираются чпены комиссий разных видов туризма, в том числе велосипедного. В клубе обычно работает маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), состоящая из наиболее опытных туристов. В туристском же клубе рождаются ппаны туристских спетов и соревнований, состав-ляются их программы, ведется подготовка к ним. Многие туристские клубы имеют библиотеки, в которых можно получить книги по географической и краеведческой тематике, учеб-но-методическую литературу по самодеятельному туризму, отчеты о совершенных походах и путешествиях, туристские карты, схемы и географические атласы, подшивки газет и журналов туристской те-матики. В клубе (или вблизи него) часто работает пункт проката туристского снаряжения. Первичной ячейкой самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма является турнстская секция коплектива физкультуры пред-приятия, учреждения, учебного заведения, которая работает совме-стно с профсоюзным комитетом и советом коллектива физкультуры. Велотуристские секции могут быть созданы в домах культуры, во Дворцах культуры и техники, тем более многие из них не использу-ются в полной мере, помещения нередко пустуют даже в вечернее время. Как создать секцию велотуризма? Можно пойти двумя путями. Если учреждение небольшое, стоит обойти соолуживцев и узнать, у кого есть велосипеды, кто хочет совершать поездки, имея при этом ______ Туристско-спортивный союз, туристский клуб... в виду и членов семей, знакомых. В процессе этого опроса, воз-можно, сразу определятся несколько человек, которые к идее соз-дания секции отнесутся с энтузиазмом. Если организация большая, можно повесить на видном месте броское объявление с приглашением в велопоход выходного дня. Первый маршрут должен быть не более 50 км. Обязательно надо в него включить какой-нибудь интересный объект. В объявлении сле-дует написать точное место и время сбора, начальный и конечный пункты маршрута. А можно назначить на конкретное время предва-рительную запись и во время этой встречи всем рассказать о похо-де, сообщить о том, что надеть, что взять с собой, об организации обеда. В большом учреждении или на предприятии лучше избрать ком-бинированный путь: в своем отделе, цехе, лаборатории опросить людей, создать маленький актив, а в первый велопоход пригласить работников других подразделений. Провели несколько однодневных велопоходов выходного дня, за-тем двухдневный - и вот пора самых активных приглашать в пер-вый многодневный поход I категории сложности. Провести его мо-жет турист, обладающий достаточными походными навыками, полу-ченными в некатегорийных походах, имеющий опыт руководства походами выходного дня или многодневным некатегорийным похо-дом (длящимся 5 дней и менее, либо протяженностью менее 400 км). А осенью нужно провести организационное собрание, на которое пригласить всех велотуристов. На собрании открытым голосованием избирается бюро секции в количестве 3-5 человек, наилучшим обра-зом проявивших себя в походах. Сразу надо обрисовать туристам перспективы, задачи, которые ставит перед собой секция, расска-зать о разрядных требованиях по спортивному туризму. К первому собранию полезно подготовить проект плана работы секции на сле-дующий год и ознакомить с ним всех туристов. В план работы в первую очередь нужно включить походы выходного дня, многоднев-ные путешествия, обучение туристов (участие в семинарах началь-ного уровня туристской подготовки). Особенно актуально нынче создание секций велотуризма в выс-ших учебных заведениях, прежде всего педагогических, поскольку их выпускники, увлеченные туризмом, придя в школы, училища, на предприятия с большой степенью вероятности начнут вовлекать в походы своих воспитанников и коллег. Организационная структура высших учебных заведеиий нацели-вает на создание клубов туристов, в которых студенты на 1 курсе обучаются по программе начальной туристской подготовки и отправ-ляются в учебно-тренировочные поход I категории сложности, на 2 курсе - по программе II уровня и совершают поход II категории сложности и так далее. На 4 курсе студенты уже - опытные тури-сты, передающие свои знания и умения первокурсникам и создаю-Щие преемственность институтского (университетского) клуба тури-стов. Когда туристская секция вырастет численно, окрепнет, расширит свою деятельность, когда в ней появится квалифицированный тури- 155 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫ-ЮГО ВЕЛОТУРИЗМА _____ стский актив для проведения походов и путешествий, необходимая материальная база, туристская секция может получить статус клуба туристов. В мае 1997 года съезд Туристско-спортивного союза утвердил Типовое положение о клубе туристов предприятия, учреждения и учебного заведения. Обычно клубами становятся секции, в которых есть представители нескольких видов туризма, но клуб может соз-дать и хорошо развитая секция одного вида туризма. Клуб туристов ведет более обширную организационную работу и, как правило, соз-дает комиссии по разделам деятельности: может иметь свою мар-шрутно-квалификационную комиссию, осуществлять подготовку и переподготовку туристских общественных кадров, проводить свои слеты, иметь библиотеку туристской литературы и т. д. Источники финансирования могут быть разные: средства предприятия или уч-реждения, профсоюзные ассигнования, членские взносы туристов. Клуб туристов может иметь эмблему, значок, вымпел. Организационная структура по разделам работы федераций, комиссий по видам туризма, клубов и туристских секций учрежде-ний и предприятий в общем-то едина. Разница лишь в размерах «подведомственной» территории, охвате населения, в количестве вовлеченных в общественную деятельность активистов и в объемах выполняемой работы. Рассмотрим направления функционирования комиссии велоту-ризма туристского клуба, обычно распространяющего свою деятель-ность не только на областной центр, но и на всю область. Хорошо, если она имеет свое помещение в общем туристском клубе или даже отдельно. Комиссия избирает председателя, кандидатура которого затем утверждается советом туристского клуба, одного-трех заместителей и ответственного секретаря, отвечающих за определенные участки работы, или сектора, соответствующие комиссиям по разделам рабо-ты федерации. Обычно путь в туризм начинается с походов выходного дня. По-этому сектор походов выходного дня создается в первую очередь. Он оказывает практическую и организационно-методическую помощь туристским клубам на местах и секциям учреждений и предприятий в организации велопоходов по окрестностям города. Активисты этого сектора обычно сами являются руководителями походов выходного дня. Работая в туристском клубе города, они подбирают и стажиру-ют новых руководителей, составляют планы походов на сезон, квар-тал или месяц, выдают руководителям маршрутные листы, пригла-шают краеведов, историков, географов, экскурсоводов для проведе-ния тематических походов, разрабатывают одно- и трехдневные маршруты в пригородной зоне, готовят их описания, составляют картотеку маршрутов. Основной объем текущей работы комиссии ведет организацион-но-массовый сектор. В его задачи входят подготовка плана работы велокомиссии, сметы расходов, организация общих собраний велоту-ристов, заседаний актива, бюро комиссии; учет членов велотурист-ского актива и инструкторов велотуризма; оповещение туристов об общих мероприятиях; печатание и размножение документов; органи- _______ Туристско-спортивный союз, туристский клуб... зация туристских вечеров, конкурсов, турниров, игр, а также кон-цертных и развлекательных программ на вечерах, слетах, в звезд-ных велопоходах; проведение смотров-конкурсов на лучшую работу в велотуристских секциях учреждений и предприятий; налаживание и поддержание контактов с другими организациями; проведение (сов-местно с маршрутно-квалификационной комиссией) консультаций для туристов. Главная задача сектора агитации и пропаганды - вовлекать в велопоходы как можно больше людей. Сектор готовит к печати афиши с объявлениями о работе велокомиссии, о походах выходного дня, массовых ралли, соревнованиях и других мероприятиях; органи-зует материалы в печать; готовит стенды, фотовыставки, выступле-ния к туристским вечерам и слетам; проводит совместно с оргмас-совым сектором фото- и видеоконкурсы; приобретает и распростра-няет туристскую литературу; организует приобретение и изготовле-ние эмблем, вымпелов, туристских значков. Важную роль для организованного самодеятельного туризма иг-рает маршрутно-квалификационная комиссия. На штампе МКК циф-рами указываются ее полномочия по каждому виду туризма. Но по сути дела МКК состоит из видовых подкомиссий, каждая из которых формируется из наиболее опытных туристов своего вида туризма. МКК консультирует туристов по выбору маршрутов, организации и проведению велопоходов, дает заключения о подготовленности ту-ристских групп к походам, проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев на маршрутах, рассматривает отчеты о совершенных путешествиях, оформляет соответствующие документы руководителей и членов групп, дает заключения на при-своение спортивных разрядов и званий по туризму. Свою деятель-ность МКК строит в соответствии с туристским опытом членов ко-миссий. Члены МКК должны иметь опыт руководства походами на одну категорию выше, чем полномочия МКК по данному виду туризма (для получения полномочий V категории сложности члены МКК должны иметь опыт руководства двумя походами V категории слож-ности или звание «Мастер спорта России»). Обычно маршрутно-квалификационные комиссии туристских сек-ций учреждений, предприятий и учебных заведений рассматривают материалы походов до III категории сложности включительно, МКК городских и районных туристских клубов, солидных клубов туристов учреждений и предприятий - до IV категории сложности, а походы V категории сложности рассматривают МКК краевых и областных фе-дераций спортивного туризма или туристско-спортивных организаций. Полномочия маршрутно-квалификационных комиссий - хороший по-казатель развития велотуризма в городе, области или крае. В органах народного образования обычно создаются свои мар-шрутно-квалификационные комиссии. Раньше в туристских клубах и областных федерациях туризма существовали комиссии (сектора) по подготовке общественных тури-стских кадров. ТССР все кадровые и маршрутные вопросы решил сосредоточить в одном месте - в маршрутно-квалификационной ко-миссии, чем повысил и без того важную ее роль. Хотя федерациям спортивного туризма на местах не запрещается создавать и само-ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫ-ЮГО ВЕЛОТУРИЗМА стоятельные кадровые комиссии. Подкомиссия (или сектор) по спортивно-туристским кадрам, или кадровый сектор, ведет учет велотуристов, окончивших школы (кур-сы, семинары) инструкторской подготовки, а также тех, кто имеет туристскую подготовку участников походов; организует эту подготов-ку в виде школ, курсов, семинаров, других учебных мероприятий; рассматривает кандидатуры туристов, направляемых на семинары туристской и инструкторской подготовки, проводимые другими орга-низациями, на всероссийские семинары и учебные сборы; совместно с сектором походов выходного дня готовит значкистов «Турист Рос-сии», оформляет и вручает значки с удостоверениями. В нынешнее время в системе туризма существует четыре на-правления подготовки кадров: А - организация и проведение курсов, семинаров, школ, готовя-щих участников (естественно, и руководитепей) спортивных походов, экспедиций и других походных мероприятий; Б - подготовка организаторов (судей) соревнований, чемпиона-тов и других спортивно-массовых мероприятий; В - подготовка руководителей общественных туристско-спортив-ных организаций (председателей туристско-спортивных союзов, фе-дераций и их комиссий, руководителей туристских клубов, секций и т.д.); Г - переподготовка всех видов кадров. Подготовка по направлению А состоит из четырех уровней: на начальном уровне готовят участников походов I категории сложности и организаторов туризма для работы в секциях учреждений и пред-приятий, руководитепей походов выходного дня и походов I катего-рии сложности. Семинары и курсы второго, базового, уровня дают слушатепям знания и навыки, необходимые участникам походов II категории сложности, а также готовят гидов-проводников и инструк-торов спортивного туризма. На третьем, специализированном, уров-не слушатели школ и семинаров набираются знаний и навыков, не-обходимых участнику походов Ш-1\/ категорий сложности, старшему гиду-проводнику и старшему инструктору спортивного туризма. Чет-вертый, высший, уровень туристской подготовки предусматривает подготовку участников спортивных походов V категории сложности, гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма, оба зва-ния - международного класса. На занятиях всех уровней по велотуризму слушатели получают сведения об особенностях тех или иных моделей велосипедов, о подготовке и организации велопоходов, о снаряжении, питании. Но при подготовке на начальном и базовом уровнях больше внимания уделяется экологическим вопросам, краеведческой и природоохран-ной деятельности туристов, топографии и ориентированию на мест-ности, организации привалов и ночпегов, рассматривается деятель-ность и структура туристских секций и клубов. На семинарах третье-го и четвертого уровней больший упор депают на организацию экс-педиций, тактику похода, технику движения и преодоления препятст-вий, обеспечение безопасности в походах, доврачебную помощь. Семинары, школы или курсы велотуристской подготовки завер-шаются, как правило, учебно-тренировочным походом. В главе V мы рассмотрим особенности учебно-тренировочного похода бопее под- Велоклуб робно. раньше школы туристской и особенно инструкторской подготовки проводились за счет профсоюзных средств. Сейчас этот источник практически иссяк, семинары и школы приходится проводить за счет самих слушателей, либо за счет средств организаций, направляющих своих работников на семинар или курсы, либо за счет спонсирую-щих велотуризм организаций, либо за счет средств, зарабатываемых туристскими клубами, предоставляющими услуги гражданам. Предпо-лагается, что в будущем кадры для спортивного туризма станут го-товить в физкультурных и других институтах, близких к туризму. Это, кстати, поднимет и статус инструкторов спортивного туризма. Сектор по слетам и соревнованиям (коллегия судей) организует и проводит спортивные туристские мероприятия, слеты, ралли, со-ревнования по технике туризма, велоориентированию и другие. Мас-совые мероприятия, которые проводятся в субботу и воскресенье, могут быть организованы совместно с сектором походов выходного дня. В задачи сектора по слетам и соревнованиям входит подбор судейских коллегий туристских соревнований, содействие повышению квалификации общественных судей. Большое внимание сектор уделя-ет созданию из наиболее сильных и ловких велотуристов команды для участия в областных, республиканских, всероссийских соревно-ваниях и слетах. Некоторые комиссии даже создают отдельный тре-нерский сектор. Технический сектор собирает информацию о различных усовер-шенствованиях велосипеда, проводит конкурсы самоделок, консуль-тирует новичков по вопросам подготовки велосипеда к походу, его оборудованию и ремонту, при необходимости оказывает велотури-стам помощь в ремонте. Велокомиссии туристских клубов и федераций спортивного ту-ризма могут создавать другие сектора, исходя из местных условий и устремлений активистов, например, сектора по школьному или се-мейному велотуризму, культурно-массовый, по охране природы и т.д. ВЕЛОКЛуб Катание на велосипедах становится в нашей стране массовым явлением, поэтому все больше ощущается потребность в велоклубах. Нередко энтузиасты-велотуристы и рады бы создать свой клуб, да не знают, с чего начать. Сейчас возможны различные формы туристских клубов как юри-дических лиц. Многое зависит от состава учредителей, их условий и требований к создаваемому объединению. Клуб велотуристов может возникнуть под эгидой туристско-спортивного союза (федерации ту-ризма) региона, получив статус территориального туристского клуба (городского или районного) со специализацией по конкретному виду туризма. Велотуристский клуб может быть создан как филиал город-ского туристского клуба, при этом последний может доверить вело-клубу правомочия юридического лица, даже предоставить возмож-ность иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банков-ских и других кредитных учреждениях. Учредителями велотуристско-го клуба могут быть комитет по физической культуре и туризму, 159 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫНОГО ВЕЛОТУРИЗМА комитет по делам молодежи, управление образованием, муниципаль-ные учреждения дополнительного образования, а может быть совме-стное учредительство двух или нескольких организаций (юридических лиц). Отношения между учредителями и клубом определяются учре-дитепьным договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Велоклуб может существовать на стадионе, при управлении жи-лищно-коммунального хозяйства, во Дворце или доме культуры, а если велоклуб подростковый - то при станции юных туристов, во Дворце творчества детей и юношества, в школе. Могут быть и ве-домственные клубы - в учреждениях, институтах, на предприятиях. И чем таких клубов будет больше, тем лучше. Задач, которые могут и должны решать велотуристские клубы, -очень много. Помимо того, что велоклубы объединяют поклонников велосипедного туризма города, района или крупного учреждения в единый коллектив, они дают людям возможность не только познако-миться друг с другом, но и стать друзьями. Клуб стимулирует разви-тие организованного самодеятелыного велотуризма, способствует выработке оптимальной тактики велотуризма в городе или районе с учетом местных особенностей. При наличии своего клуба легче со-брать группу, решить множество организационных вопросов, полу-чить походные документы. Проще договориться и по поводу поездки на выходные дни. Клуб дает возможность обсудить маршруты, све-рить карты, подвести итоги уже совершенных походов, обменяться фотографиями. В клубе можно организовать консультации по вопро-сам велотуризма. Здесь удобно набирать слушателей для семинаров велотуристской подготовки и проводить эти семинары. Клуб способствует техническому творчеству. В нем встречаются умельцы, обмениваются чертежами багажников, рюкзаков и прочих нужных самоделок. Обсуждения и споры, как лучше сделать фляго-держатель, усовершенствовать переключатепь передач, рождают новые конструктивные идеи. В клубе удобно устроить ремонтную мастерскую. А если позволяет помещение, то здесь же можно орга-низовать и хранение велосипедов для тех туристов, у кого тесновато дома. Велоклуб города или района как координирующая организация помогает создавать секции велотуризма в учреждениях и на пред-приятиях, по месту жительства, в парках культуры и отдыха и дру-гих местах. Клубу легче, чем каждому велотуристу в отдельности, завязывать и поддерживать контакты с «коллегами» из других горо-дов, областей, республик, государств. Клуб ходатайствует перед дру-гими организациями по поводу решения разных вопросов, организу-ет пропаганду велотуризма, в частности, выпускает афиши велопо-ходов выходного дня, массовых мероприятий по велотуризму, дает информацию в местные газеты. Для многих городов определенные трудности представляет выезд на велосипедах за город. Клубу легче и с этой проблемой совладать, договорившись с организациями, имеющими автотранспорт, о доставке велосипедов к маршрутам и обратно. Велоклуб - это место для общения людей разных профессий и возрастов, объединенных общим интересом к двухколесному экипа-жу, к велопутешествиям. Сюда запросто может прийти любой, даже Велоклуб если он не имеет велосипеда и пока относится лишь к категории сочувствующих. Выбор направления велотуристского клуба в какой-то степени зависит от того, под какой крышей велоклуб организуется. Под эги-дой спортивной организации велоклуб, очевидно, получит спортивное направление, в частности, постоянное стремление к повышению сложности походов, приоритетное место займут подготовка спорт-сменов-разрядников по туризму, регулярное участие в соревновани-ях по технике велотуризма, в спортивных велопробегах и марафо-нах. Если велоклуб создается под эгидой туристской организации (на-пример, туристско-спортивного союза), в его основу лягут катего-рийные многодневные походы. В детском центре технического творчества уместно создать клуб, в центре внимания которого - сам велосипед, в парке культуры и отдыха - оздоровительно-массовой направленности, а при отделе Географического общества России, институте географического или исторического профиля - поисково-краеведческий велоклуб. Но может быть и комплексный велоклуб, в котором создаются секции разных направлений деятельности, например, массовых ме-роприятий, краеведения, историческая, технического творчества, секция «Семья на велосипеде», видео- и фотосекция и т. д. Первая секция придумывает новые виды массовых велосипедных мероприя-тий и проводит их, стремясь привлекать как можно больше владель-цев велосипедов. Секция краеведения организует поисковые экспе-диции по изучению родного края и сбору информации о нем, похо-ды-экскурсии, обследует памятники истории культуры и архитектуры, разрабатывает новые маршруты, публикует описания маршрутов, материалы по результатам своих поисков, сборники и т.д. Историче-ская секция изучает историю велосипеда, вепоспорта и велотуризма, собирает материалы исторического содержания, публикует результа-ты поисков в печати, проводит походы по веломаршрутам прошлого, организует музей и т. д. Секция технического творчества собирает информацию о различных моделях велосипедов, усовершенствовани-ях велосипеда, проводит конкурсы самоделок. В рамках секции мо-жет быть организовано конструкторское бюро по усовершенствова-нию велосипеда для путешествий, конструированию оригинальных моделей, разработке и изготовлению новых видов снаряжения. Сек-ция «Семья на велосипеде» приобщает к велотуризму родителей и детей, организует семейные походы, туриады, ралли, разрабатывает игры и соревнования на велосипедах для детей и родителей. В этой секции со временем может образоваться подростковая секция. Чле-ны видео- и фотосекции создают слайдфильмы, документальные, исторические, учебно-познавательные, рекламные видеофильмы о велосипеде и велопутешествиях, организуют фотовыставки, конкурсы фотографий и видеофильмов, проводят занятия по фото- и видеоде-ЛУ, мог
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.013 с.) |