История туризма и гостеприимства как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История туризма и гостеприимства как наука



Содержание

Введение    
Раздел 1. История туризма и гостеприимства как наука    
Предмет "Истории путешествий и туризма" как наука  
Периодизация истории туризма и гостеприимства  
Роль путешествий в истории мировой культуры    
Раздел 2. ПУТЕШЕСТВИЯ В ДРЕВНОСТИ, в античном мире и в средневековье Предпосылки возникновения и развития путешествий.  
Путешествия в античном мире  
ЗНАМЕНИТЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ НАЧАЛА НАШЕЙ ЭРЫ  
Средневековые путешествия и традиции гостеприимства.    
Раздел 3. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XV—XVI вв.  
Причины великих географических открытий (ВГО).  
Великие географические открытия конца XV начала XVI вв.  
ОТКРЫТИЯ И ЗАВОЕВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ  
ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI—XVIII вв.  
НАУЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX вв. И ПЕРВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ    
Раздел 4.ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР  
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII — XX вв.)  
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СССР.    
Раздел 5.РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ.    
Раздел 6Развитие туризма в ХХ в. и начале ХХI в. Международные туристические организации в ХХ веке.  
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПРОТЯЖЕНИИ ХХ ВЕКА  
Георгафия и проблемы развития современного международного туризма  
Положение туристической индустрии в начале XXI в.  
  Хронология  
Словарь терминов  
Список сокращений  
Литература  

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в Беларуси быстрыми темпами развивается туризм, появляются новые туристические комплексы, агентства, фирмы, экскурсионные бюро, гостиницы, информационные и рекламные службы. Индустрия туризма сегодня – это большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит его продуктивность. В связи с этим повысилась требовательность к квалификации специалистов этой сферы, появились новые специальности. В сентябре 2004 г. на базе Белорусского государственного университета физической культуры был открыт Институт туризма. Главной задачей этого вуза стала подготовка кадров по специальности «Туризм и гостеприимство», повышение квалификации кадров, переподготовка кадров на базе высшего образования по специальностям: «Менеджмент туристской организации», «Менеджмент туристской индустрии», «Туроператорская и турагентская деятельность», «Лингвистическое обеспечение», «Спортивно-оздоровительная деятельность», «Социокультурное обеспечение».

При переподготовке специалистов по названным специальностям в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта изучается дисциплина «История путешествий и туризма», которая является теоретической основой специальных дисциплин.

Разделы по истории путешествий и туризма содержатся во многих учебниках и учебных пособиях для студентов различных специальностей. Изданы учебные пособия по истории туризма в России, но в них отсутствует информация о белорусском туризме и гостеприимстве. Именно это обстоятельство послужило стимулом написания пособия «История путешествий и туризма» для слушателей факультета переподготовки Института туризма Республики Беларусь.

Пособие включает в себя разделы, в которых рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и Беларуси и других странах мира. В них содержится конкретная информация, которая аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В пособии рассматривается развитие туризма и гостеприимства в XX – XXI вв, указаны направления, этапы развития и география международного и отечественного туризма.

Структура пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет учитывать различные специальности переподготовки кадров, сохраняя при этом теоретическую компоненту. В первом разделе выявлены предмет, методы и цель изучения истории путешествий, туризма и гостеприимства, а также рассматривается ее понятийный аппарат.

Пособие разработано на основе учебных пособий: «История туризма»
Г.Ф. Шаповала, «История туризма и гостеприимства» Л.П.-Воронковой, «История туризма» М.В. Соколовой.

После каждой темы приведены вопросы и задания для повторения. Приложение содержит основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, а также дан список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована слушателями при подготовке докладов и рефератов по истории путешествий, туризма и гостеприимства.

 

Раздел 1

Периодизация истории туризма и гостеприимства

В современной литературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизации истории туризма и гостеприимства. Один из вариантов периодизации связывает историю туризма с развитием средств транспорта, которые используются во время путешествий. Так, американский ученый Дж. Уокер полагает, что историю туризма можно условно разделить на пять периодов (или эпох). Самым первым периодом он считал предындустриальный, когда люди использовали крайне примитивные средства передвижения. Последующие четыре эпохи связаны с изобретением новых транспортных средств. Это век железных дорог, далее следует век автомобиля, век реактивных лайнеров и, наконец, век круизов на морских лайнерах. Существуют и другие варианты периодизации истории европейского туризма. Предлагается, например, разделить его на четыре этапа. Период до начала XIX в. принято считать предысторией туризма. На протяжении всего XIX в. происходили процессы, которые способствовали становлению и развитию элитарного туризма, сопровождавшегося зарождением специализированных предприятий по производству туристских и гостиничных услуг. Первая половина XX в. ознаменована становлением социального туризма. С конца Второй мировой войны и по настоящее время это период развития массового туризма, формирования туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. В основу данной периодизации положены в качестве критериев технико-экономические и социальные изменения в обществе, а также целевые функции туризма на разных этапах его развития.

История развития туризма в Беларуси до 1991 г. неразрывно связана с историей туризма России и Советского Союза, и по мнению некоторых ученых, насчитывает свыше 100 лет и делится на пять этапов. Первый – просветительский – длился до 1890 г. Начало второго – предпринимательского – было связано с развитием капитализма в России. В это время активно создаются туристские фирмы и конторы, которые занимаются частной предпринимательской деятельностью в сфере туризма. После революции начинается третий – организационно-централизованный – этап. Он продолжался с 20-х до 60-х гг. XX в. и характеризуется формированием советского туризма и появлением характерных для него государственных и общественных организаций. Четвертый этап – административно-нормативный (1960–1990). Начало пятого – переходного – этапа совпадает с началом процессов перестройки и реформирования экономики в стране, когда возрождаются традиции предпринимательства, в том числе и в сфере туризма. Следует обратить внимание, что рассмотренные выше периодизации касаются истории туризма. Учитывая, что наша цель – рассмотреть историю развития туризма и гостеприимства как составляющую истории культуры, мы воспользуется методами, принятыми в истории для выявления основных этапов их развития.

Вопросы для повторения

1. Почему история туризма и гостеприимства является частью истории мировой культуры? Каковы основные задачи изучения истории туризма и гостеприимства?

2. Определите понятия «путешествие» и «туризм». Чем объясняется многозначность понятия «путешествие»?

3. Когда впервые термины «турист» и «туризм» появились в западной и отечественной литературе?

4. Какой смысл вкладывается в понятие «гостеприимство»?

5. Назовите основные варианты периодизации истории туризма т гостеприимства. Можно ли считать, что периодизация туризма в Западной Европе применима к России и Беларуси?

 

Вопросы для повторения

1. Назовите основные этапы развития межкультурных коммуникаций согласно учению Л.И.Мечникова.

2. Какую роль в распространении культуры играли реки и моря?

3. Какие основные этапы в своем развитии, по мнению Л.И.-Мечникова, проходят цивилизации?

Раздел 2

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «путешествие».

2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).

3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?

4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.

5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?

6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.

7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?

8. Что вы знаете о первобытной картографии?

 

Путешествия в античном мире

Путешествия древних египтян. Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени пос­тоянно связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие путешествия в неведомые края. Путе­шествия также содействовали не только развитию торговли и углублению общес­твенного разделения труда, но и расширению познания людьми окружающего мира. Все это обусловило дальнейший значительный прогресс в развитии челове­ческого общества.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землеведческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им час­ти Земли и объяснения происходящих в природе явлений. Об этом можно су­дить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтяна­ми совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачаль­ник Урдуду совершил плавание в далекую страну Пунт (ученые предполагают, что это современное государство Сомали). Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», кото­рая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил ра­дость и любовь в сердце фараона». Об этом путешествии имеется надпись Киркуфа, обнаруженная археологами в окрестностях Ассуана.

При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до н. э. экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. При последнем фараоне этой династии Санхкара одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аден­ского залива. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. За 2 тыс. лет до н.э. египтянин Синухит предпринял большое путешествие в страну Кедем, т. е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приклю­чения Синухита», которое удалось расшифровать современным ученым.

Одним из древних путешествий с разведывательными целями, которое именно так и называлось в древних письменах, можно считать представленную многок­ратно в изображениях храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию, снаряженную царицей Хатшепсут (1525 – 1523 гг. до н. э.) в знаменитую страну благовоний – Пунт. Все расстояние путешествия в страну Пунт и обратно составило примерно 2000 км по Красному морю.

Древнекитайские путешественники. Пространственные представления древних китайцев также не ограничива­лись пределами своей страны. Им была неплохо известна география Китая и сопредельных земель. Несомненно, что древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и делали попытки выхода в Тихий океан. Китайцы, как и другие народы, с доисторических времен начали составлять кар­ты. Еще до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картог­рафических съемок. Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки, применя­ли отвес, гномон – «указатель тени», а оттиски карт делали с деревянных клише.

Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая – «Юкинг».

Финикийские мореходы. И все же первыми путешественниками-мореходами древности были, не­сомненно, финикийцы, которые строили большие и прочные корабли и уходи­ли на них в плавание в открытое море. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру: не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Резуль­таты их путешествий пропали почти без следа: их морские экспедиции вокруг Африки, в «страну олова» (Англию) не освободи­ли человечество от необходимости повторить эти путешествия. Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий зна­чительны. Прежде всего, финикийцы дали названия двум материкам Старого Света – Европе и Азии. Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во время частых путешествий в далекие страны к народам, говорящим на разных язы­ках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы пер­выми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заме­нили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение оп­ределенной комбинации звуков.

Потомки древних финикийцев – карфагеняне продолжили «открытия Земли» и смело выходили в море.

Древние греки и римляне. Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознаком­ления с природой, культурой, египетскими сооружениями. Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли корот­кие записи – «графици» (записи своих имен). Одним из таких путешественни­ков был Геродот. Он родился около 484 г. до
н. э. в Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Из-за участия в политической борьбе Геродот вынужден был покинуть роди­ну в молодом возрасте и отправиться в далекие путешествия. Для него началась жизнь, полная странствий: он путешествовал по суше и плыл на корабле. Когда, в каком порядке, и на какие средства он совершал свои путешествия, по существую­щим источникам установить нельзя. Странствия длились, по-видимому, не менее 10 лет, если учитывать дальность путешествия и транспортные средства в те вре­мена. Свои многочисленные путешествия по разным странам Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот пос­тарался точно передать, что видел и слышал во времена своих странствий. Его со­чинения содержат большое количество географических, этнографических и ес­тественнонаучных сведений. Неутомимый путешественник, Геродот не зря снис­кал себе славу первого греческого туриста, о котором имеются достоверные исто­рические данные.

В период расцвета греческих городов-государств в процессе развития по­литических, экономических и культурных связей начали складываться опреде­ленные традиции, возникали своего рода центры туризма.

Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, пользовались неприкосновеннос­тью во время путешествия по территории соседних государств. К этому перио­ду относится и строительство специальных больших помещений, в которых могли расположиться атлеты и зрители.

С формированием религиозных направлений появилась еще одна много­численная категория странников – пилигримы. Постепенно складывался за­кон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. Перемещение богатых вояжеров требовало соответственной организации их отдыха. Возникли необходимые виды обслуживания странствующих: за опре­деленную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства перед­вижения, охрана в пути, жилье и питание.

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашел отражение в дальнейшем развитии внешних политических, экономических и культурных связей. Больших успехов в I и особенно во II в. н. э. достигла медицина. К этому времени можно отнести возникновение туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или на воды. Они в то время уже могли классифицировать целеб­ные воды по их составу и качеству. Популярность некоторых источников сохра­нилась до наших дней.

Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удоб­ны. С помощью перекладных лошадей можно было преодолевать большие расстояния за короткие промежутки времени. Римляне использовали эти дороги в основном в летние месяцы. В это время года наблюдалась обычная миграция из городов на побережье. При дальнейшем развитии туризма именно деловые поездки привели к созданию маршрутов и строительству гостиниц, которые в дальнейшем использовались путешественни­ками для отдыха.

Римляне строили гостиницы, чтобы окупить строительство дорог. Римские гостиницы или почтовые дома стояли на главных дорогах, обычно в городе или в деревне. Между ними на определенном расстоянии находились конюшни для перемены лошадей. Перемещения в пределах Древнего Рима требовали ор­ганизации гостиничного хозяйства для путешественников. Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государствен­ные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галлии.

Уже у древних римлян имелась определенная классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинциях и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионес), другой – для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами – путеводителями. Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела сложную систему обогрева комнат для гостей. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.

Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сетки дорог, связывающих столицу с другими городами, об­щая протяженность которых составляла 80–120 тыс.-км. Эти дороги были пос­троены в основном с административной и военной целью и одновременно пре­доставляли простым гражданам возможность для путешествия. С падением Римской империи исчезли и условия, при которых развивался антич­ный туризм, уменьшился объем торговли, а с ним и количество деловых поездок. Покрытия дорог разрушались, а сами они становились местом грабежей и разбоев.

Еще до нашей эры предпринимались попытки достичь Северного полюса морским путем. Первым, кто предпринял такую попытку, был грек Пифей. Купец из Массилии (ныне Марсель) и искусный астроном, он точно определил широту Массилии, доказал влияние Луны на морские приливы и отливы, считал, что По­лярная звезда не занимает в небесном пространстве точки, которая находится над самым северным земным полюсом, что и было впоследствии доказано наукой.

В марте 325 г. до н. э. на одном корабле Пифей вышел из Массилии в Среди­земное море, прошел чрез Гибралтарский пролив в Атлантический океан. Затем он направился в пролив Ла-Манш, достиг Альбиона (Англия) и далее доплыл до Шетландских островов. Здесь полярное путешествие Пифея закончилось, и он вернулся в свой родной город Массилию через год после того, как его покинул.

По своей стране и даже за ее пределами путешествовали и китайцы. Наибо­лее знаменитым путешественником древнего Китая был Сыма Цянь (род. 145 г. до н. э.), которого в европейской литературе называют «китайским Геродо­том». Сыма Цянь был выдающимся путешественником своего времени, объез­дившим многие области своей страны и побывавшим па соседних территори­ях, завоеванных Китаем во времена правления династии Хань. Известны три больших путешествия Сыма Цяня на юг, юго-запад и северо-за­пад Китая, о которых он рассказал в «Исторических записках» («Ши цзи»).

В 138 – 126 гг. до н. э. среднеазиатские государства посетил китайский по­сол Чжан Цянь. Это путешествие имело практическое значение. По пройден­ному им маршруту на запад устремились китайские купцы, старавшиеся найти рынки сбыта для своих товаров, преимущественно шелковых изделий.

Таким образом, благодаря мужественным путешественникам и ученым древности были открыты новые земли и новые народы, накоплен богатый ге­ографический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и от­крытиям. Важная заслуга в этом принадлежит египтянам, финикийцам, китай­цам и, конечно, грекам и римлянам, у которых сложился «античный туризм», свидетельствовавший о высоком культурном уровне Эллады и Рима, положив­ший начало цивилизованным путешествиям с научными, спортивными, лечеб­ными, культурными и познавательными целями.

 

Вопросы для повторения

1. Какова была география путешествий древних египтян?

2. Что вам известно о морских походах в Древнем Китае?

3. Каковы были главные причины, побудившие к путешествиям на Древнем Востоке?

4. Какие мотивы лежали в основе экспедиций финикийцев?

5. О каких выдающихся путешественниках эпохи Древнего Рима вы можете рассказать?

6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?

 

Вопросы для повторения

1. Назовите знаменитых путешественников начала нашей эры?

2. Как повлиял буддизм на развитие Китая?

3. Кто такой Фа Сянь?

4. Книга какого путешественника вошла в сокровищницу китайской классической литературы?

 

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются особенности средневековой культуры? Что такое паломничество?

2. Что вы знаете об арабских купцах и путешественниках средневековья?

3. Кто такие норманны, назовите их отличительные черты?

4. Где путешествовали славяне?

5. Когда начались крестовые походы, каковы были их причины? В чем значение и каковы социокультурные последствия крестовых походов?

6. В чем заключается деятельность Ордена госпитальеров?

7. Какие вы знаете средневековые посольские миссии?

 

Раздел 3

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XVXVI вв.

Причины великих географических открытий. Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отноше­ний в Европе был ускорен в связи с освоением новых торговых путей и открытием новых стран в XV– XVI вв., положивших начало великим географическим откры­тиям.

Еще в начале XV в. в ряде приморских стран появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к «Индиям», т. е. к странам Южной и Восточной Азии, которые считались родиной пряностей и яко­бы изобиловали золотом. Благородного металла требовали как вставшие на буржу­азный путь развития города, так и развивающаяся торговля не только между евро­пейскими, но и внеевропейскими государствами. Однако западноевропейцам в ре­зультате турецких завоеваний в Аравии и Малой Азии становилось все труднее пользоваться старыми восточными, комбинированными сухопутными и морскими путями, ведущими к Южной и Восточной Азии. Начались поиски других путей – южных – вокруг Африки, и западных – через Атлантический океан. Поисками южных путей занялась Португалия, которая в XV в. представляла на европейском континенте сильную морскую державу, заинтересованную в дальнейшей морской экспансии. В это время больших успехов достигло португальское кораблестроение. Начи­ная со второй половины XV в. португальцы становятся мастерами как кораблестрои­тельного дела, так и мореходства для западноевропейских народов, удерживая это первенство до последней четверти XVI в.

В XV в. португальцы создали легкий парусник – каравеллу – трехмачтовый корабль особой конструкции, оснащенный большим количеством прямых и косых парусов, со сравнительно острыми обводами корпуса. Португальские каравеллы отличались высокими мореходными качествами: они были легки, быстроходны (при попутном ветре – до 22 км в час), свободно маневрировали, при неблагопри­ятном ветре хорошо лавировали, поворачивая к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла. Они казались незаменимыми «для открытий», т. е. при плавании у неразведанных или совершенно неизвестных берегов, но плавание на них было далеко не безопасным.

Благодаря тому, что были улучшены компас и мореходные карты (портуланы), португальцы усовершенствовали заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление широты в море, благода­ря чему значительно возросла безопасность движения.

Народы Азии – индийцы, китайцы, малайцы и арабы – в средние ве­ка добились значительных успехов в области географических знаний, в развитии мореплавания в Индийском и Тихом океанах и в искусстве судовождения. Это име­ло важное значение для географических открытий европейцев в Азии, Африке и их экспансии на территории данных материков. Такой была обстановка в мировом мореплавании накануне великих географи­ческих открытий. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в запад­ном направлении маленькую флотилию X. Колумба, объясняется условиями, кото­рые исторически сложились в этой стране в концу XV в.

Одним из этих условий было усиление в последней четверти XV в. испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1469 г. кастильская королева Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда, ко­торый через 10 лет стал королем Арагона. Так произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагона и возникла испанская монархия. В начале 1492 г. испанские войска вступают в Гранаду. Закончился восьмивековой процесс реконкисты – обратного отвоевания христианскими государствами пиренейских стран, захваченных в 711 г. мусульманами-маврами.

 

Великие географические открытия конца XVначала XVI вв.

 

Открытие Америки Х. Колумбом. Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть Испании к расширению территории монархии, добыче золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых зе­мель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду италья­нец Х. Колумб. X. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его от­цом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доменико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в генуэзском монастыре Санто-Стефано.

Неизвестно, учился ли X. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он, по крайней мере, на четырех языках – итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствуют пометки Х. Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди», под влиянием которой в значительной мере сложились географичес­кие представления Х. Колумба. Известно также, что в 80-х годах он жил в Лиссабоне, участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влек­ли его. Он вынашивал проект открытия кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 т, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 т снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пусти­лись в неведомую даль по волнам Атлантического океана.

12 октября 1492 г. Х. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был ос­тров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днем открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэр­то-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Ан­тильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Трини­дад и ряд мелких островов в Карибском море. Иными словами, Х.-Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного конти­нента, который позднее получил название Америки.

Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее Папой Римским, и опере­дили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захва­та открытых Х. Колумбом земель. Для того чтобы разрешить этот спор, Испания обрати­лась к Папе. Специальной буллой Папа благословил захват Испанией всех откры­тых Х. Колумбом земель.

Путь в Индию Васко да Гама. В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руко­водителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.

8 июля 1497 г. армада Васко да Гамы снялась с якоря в предместье Лиссабона – Риштеллу. Экспедиция была тщательно подготовлена. Эскадра состояла из че­тырех кораблей средней величины (примерно в 100 – 20 т водоизмещени­ем). Трюмы были превращены в склады продовольствия и боевых припасов.

19 мая 1498 г. путешественники бросили якорь у Каликута, богатейшего горо­да Малабарского побережья Индии, а 30 августа флотилия тронулась в обратный путь.

18 сентября состоялся торжественный въезд в португальскую столицу уце­левших участников экспедиции. Из четырех кораблей обратно прибыли два, а из экипажа вернулось меньше половины.

Таким образом, был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. мор­ской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение евро­пейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Первое кругосветное путешествие Ф.-Магеллана. Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому ко­ролю Ф. Магеллан.

29 сентября 1519 г. Ф. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Ф. Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие бы­ли португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, ан­гличан, негров и представителей других национальностей.

Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Ф. Магел­лан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешествен­ники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим. Пигафетта (внештатный член команды), который вел дневник путешествия, очень выразительно описал плавание по Тихому океану: «В среду, 28 ноября 1520 г., мы вышли из пролива и вступили в обширное море, по которому мы шли в течение трех месяцев и двадцати дней, совершенно не имея свежей пиши. Сухари, которы­ми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, зага­женную мышами и издававшую поэтому невыносимое зловоние. Вода, которую мы вынуждены были пить, была гнилая и вонючая. Чтобы не умереть с голоду, мы ели бычьи кожи, которыми обшивали снасти, чтобы веревки не перетирались о де­рево. Эта кожа под воздействием воды, ветра и солнца так затвердела, что ее нужно было размачивать в морской воде в течение 4 – 5 суток. Затем мы пекли ее на уголь­ях и ели. Часто мы питались древесными опилками, и даже крысы, столь против­ные человеку, сделались таким изысканным блюдом, что за них платили по полду­ката за штуку. Но это еще не все. Самое большое несчастье было в том, что нас нас­тигла болезнь, при которой десны распухали до такой степени, что закрывали зубы как в верхней, так и в нижней части, и люди, пораженные этой болезнью (цингой), не могли принимать никакой пищи. 19 человек из нас умерли. За эти три месяца и двадцать дней мы сделали почти 4 тыс. лит (более 22 тыс. км).»

Вмешавшись в распри двух племенных вождей, на Филиппинах 27 апреля 1521 г.
Ф. Магеллан погиб. Однако путешествие удалось завершить одному из капитанов магеллановской экспедиции. 6 сентября 1522 г. каравелла «Виктория» под командова­нием Элькано вошла в гавань Сан-Лукар де Барамеда, откуда началось плава­ние. Из 265 человек команды возвратилось 17.

Таким образом, Элькано получил от Карла V пенсию в 500 дукатов и герб, изображавший зем­ной шар, с надписью на латинском языке: «Ты первый объехал вокруг меня».
Ф. Магеллан завершил дело, начатое Х. Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плава­ние; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздель­ность океанов, омывающих сушу.

Путешествия и открытия XV– XVI вв. значительно расши­рили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Ф. Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Ве­ликие географические открытия способствовали не только формированию ми­рового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между кон­тинентами, ставших впоследствии туристскими.

 

Вопросы для повторения

1. Что способствовало становлению туристской индустрии в XIX в.?

2. Почему Англию XIX в. можно считать страной путешественников? Сформулируйте историко-географические причины появления туризма в этой стране.

3. Чем известен английский священник и предприниматель Томас Кук? Расскажите о первых шагах его фирмы. Какие новшества были введены им в сфере организованного туризма?

4. Когда появились первые путеводители нового вида?

Раздел 4

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIIIXX вв.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.07 с.)