Открытия и завоевания в центральной Америке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Открытия и завоевания в центральной Америке



Завоевания Э. Кортеса. Проложив морской путь в Америку, X. Колумб создал предпосылки для от­крытия и завоевания европейцами (и прежде всего испанцами и португальца­ми) племен, проживавших по берегам Мексиканского залива, а затем и стран, лежащих к югу от него. Эти области (Мексика и Перу) – занимали ацтеки и ин­ки – самобытнейшие цивилизации мира.

В эти области и направились завоевательные экспедиции испанцев. Для захвата государства ацтеков в 1519 г. была снаряжена экспедиция, во главе ко­торой стоял молодой идальго Э. Кортес. Отряд, с которым Кортес отправился на покорение Мексики, состоял всего из 400 испанских солдат (в том числе 16 всадников) и из 200 индейцев. В распоряжении завоевателей было 10 тяжелых и 3 легкие полевые пушки. Такими незначительными силами испанцы подчини­ли себе большую страну.

Государство ацтеков стало испанской колонией: испанцы захватили в этой стране много золота и драгоценных камней, земли раздали своим колонистам, а индейское население превратили в рабов и крепостных.

Мексика оправдала надежды испанцев, жадно искавших благородные ме­таллы. Страна распо­лагала богатыми запасами как золота, так и главным образом серебра, откры­того уже в 20-х годах. XVI в. На тяжелой работе по добыче серебра из рудников большая часть местного населения нашла свою гибель.

Вскоре после завоевания Мексики испанцы покорили в Центральной Аме­рике Гватемалу и Гондурас, а в 1546 г. после нескольких вторжений подчинили полуостров Юкатан, населенный народом майя.

Испанское завоевание в Северной Америке не распространилось за преде­лы Мексики. Это объясняется тем, что в областях, расположенных к северу от Мексики, испанские искатели наживы не нашли богатых золотом и серебром городов и государств; на испанских картах эти области обозначались над­писью: «Земли, не приносящие дохода».

После завоевания Мексики испанские конкистадоры обратили вни­мание на юг, на горные районы Южной Америки, богатые золотом и серебром.

Завоевания Ф. Писарро. Открытие и завоевание Перу, как и Мексики, также было осуществлено груп­пой авантюристов. Население Перу стояло на несколько более высоком уровне развития культуры, чем мексиканское. Инки – одно из племен, населявших Пе­ру, незадолго до прихода европейцев покорили ряд соседних племен. Образова­лось многоплеменное объединение. Во главе его стоял верховный инка-царь и жрец, окруженный ореолом божественного происхождения. Испанцы сравнива­ли его с Папой.

В 30-х гг. XVI в. испанский конкистадор Франсиско Писарро предпринял завоевание «золотого царства» – государства инков в Перу. С отрядом в 200 человек и с 50 лошадьми он вторгся в Перу, сумев использовать борьбу двух братьев-наследников за трон верховного правителя страны: он захватил в плен одного из них – Атахуальпу и от его имени начал управлять страной. Атахуальпа дал большой выкуп золотыми вещами, во много раз превышавший клад, которым завладел Э. Кортес; эта добыча была разделена среди участников похо­да, для чего все золото переплавили в слитки, уничтожив ценнейшие памятни ки перуанского искусства. Выкуп не дал Атахуальпе обещанной свободы; ис­панцы вероломно предали его суду и казнили. После этого Писарро занял сто­лицу государства – Куско и стал полным властелином страны, посадив на трон верховного правителя своего приверженца, одного из племянников Атахуальпы. В Куско испанцы разграбили сокровища богатого храма Солнца, а в его здании создали католический монастырь.

В начале 40-х гг. испанские конкистадоры завоевали Чили, португальцы (в 30 – 40-х гг.) – Бразилию, которая была открыта Кабралом в 1500 г. во время его экспедиции в Индию. Во второй половине XVI в. испанцы овладели Аргентиной.

Так создавались на американском материке колониальные владения фео­дально-абсолютистских Испании и Португалии. Эти завоевания прервали са­мостоятельное развитие народов американского континента и поставили их под ярмо колониального порабощения.

В колонии из метрополии хлынул поток авантюристов, любителей легкой наживы, торговцев, а также интересующихся экзотикой Нового Света.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIXVIII вв.

Открытие Нового Света, морского пути в Индию и первое кругосветное путешествие чрезвычайно расширили географический горизонт человечества. Все эти открытия произвели революцию в мировоззрении людей того времени.

Преобладающим типом путешественника второй половины XVI – XVIII вв. яв­лялись коммерсанты – искатели приключений и авантюристы. Иногда к ним при­соединялись миссионеры. Однако в это же время появляется и новый тип путешес­твенника, руководимого не только узкокорыстными интересами, но и любовью к науке. Постепенно этот тип путешественника становится преобладающим, и благо­даря труду, энергии таких путешественников и исследователей людям удалось при­обрести в наши дни действительно научное познание о поверхности Земли.

Несмотря на договор о разделе сфер влияния между Португалией и Испанией, моряки и купцы других стран Европы в поиске наживы и богатства стали прони­кать в неисследованные части земного шара. Так, английские и французские мо­реплаватели исследовали восточную часть Северной Америки, а голландцы в ре­зультате плаваний, совершенных в течение XVII в., открыли Австралию, скудные сведения о которой имелись еще у античных авторов. В 1606 г. голландское судно под командованием В. Янца впервые достигло северного побережья Австралии, а в 1642 – 1644 гг. голландский мореплаватель А. Тасман совершил к австралийским берегам два плавания, пройдя южнее Австралии до открытого им острова Тасма­ния и доказал, что Австралия является самостоятельным новым материком.

Таким образом, в результате экспедиции англичан между Россией и Англи­ей были налажены не только торговые, но и культурные связи, которые в даль­нейшем получили широкое распространение.

Российские мореплаватели и путешественники внесли свой весомый вклад в открытия второй половины XVI – XVIII вв., двигаясь преимущественно на юго-восток Азии (Средняя Азия, Монголия, Китай) и северо-восток (Сибирь и Дальний Восток).

В XVI – XVII вв. осуществлялись дипломатические поездки русских людей в страны Востока, обследо­вание кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Сред­ней и Центральной Азии и Китаем (это посольства И. Хохлова, А. Грибова,
И. Петлина и др.).

Поход Ермака (1581 – 1584) привел к падению Сибирского ханства и присое­динению Западной Сибири к Русскому государству.

Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, россияне от­крыли одну из крупнейших рек Азии – Лену (экспедиция Пенды).

Выдающимся событием той эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива меж­ду Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Алексеевым.

В течение 1643 – 651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и
Е. Хабарова на Амур, добывших ряд ценных сведений об этой не изученной ев­ропейцами реке.

Путешествия русских за границу и иностранцев по России составляют важ­ную часть в истории путешествий XVII – XVIII вв.

НАУЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В XIXНАЧАЛЕ XX вв. И ПЕРВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Научные путешествия. XIX в. характеризуется победой капиталистического способа производ­ства во многих странах, развитием промышленности, транспорта, науки, раз­делом мира между великими державами и быстрой колонизацией открытых перед этим земель.

Начало XIX в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путе­шествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

Только в первые три десятилетия XIX в. в России были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций. Мысль о снаряжении первой кругосвет­ной экспедиции принадлежит знаменитому государственному деятелю графу Н.П. Румянцеву.

26 июня 1803 г. корабли «Нева» и «Надежда» под руководством капи­тан-лейтенанта
И.Ф. Крузенштерна вышли из Кронштадта и отправились в кругосветное плавание, которое длилось три года и 12 дней.

И.Ф. Крузенштерн как руководитель экспедиции был принят царем Алексан­дром 1, который приказал вычеканить медаль в память первого русского кругосвет­ного плавания и издать составленное путешественником описание маршрута с ри­сунками и картами. Книга
И.Ф. Крузенштерна «Вокруг света» была переведена на многие европейские языки и поставила имя автора в один ряд с именами знаме­нитых ученых-путешественников.

За путешествием И.Ф. Крузенштерна последовали и другие плавания и пу­тешествия. Дважды совершал кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, плавал вокруг света
В.М. Головнин, написав книгу «Путешествие вокруг света на шлюпке “Камчатка” в
1817 – 1819 гг.».

Всего в первой половине XIX в. русские совершили около 50 кругосвет­ных и полукругостветных путешествий, которые завершили важный этап в истории мореплавания. Они были наиболее массовыми из всех плаваний, имевших место в истории русского парусного флота, и охватили обширные акватории Мирового океана. В 1854 г. из Балтийского моря на Дальний Вос­ток пришло первое паровое судно, а через три года в России было прекраще­но строительство военных парусных кораблей. Начиналась новая эпоха в мореплавании: на смену парусным судам пришел паровой и дизельный флот. Время передвижения сократилось во много раз; суда могли теперь плавать по океанам и морям в любом направлении, независимо от ветров и течений.

После окончания наполеоновских войн возобновили морские путешествия Англия и Франция. Французы сохранили свой интерес к Тихому океану и в пер­вой половине XIX в. послали туда несколько экспедиций, среди которых были плавания под руководством Луи Де-Фрейсине (1817), Луи Дюппереля (1822), Жюля Дюмон-Дюрвиля (1825 – 1829 и 1837– 1842) и др.

Из английских экспедиций первой половины XIX в. следует выделить по своим результатам экспедицию на корабле «Бигль» под командованием капи­тана Фиц-Роя, длившуюся с 1831 по 1836 г. В этой экспедиции принимал участие Чарльз Дарвин.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих стра­нах стали играть географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе – в 1828 г. в Берлине, далее в 1830 г. – в Лондоне, в 1845 г. – Русское географическое общество в Петербурге. Позднее возникли географи­ческие общества в научных центрах разных стран. Эти общества организовы­вали путешествия на малоисследованные материки.

Часть научных исследований, кроме географических обществ, взяли на се­бя министерства, колониальные ведомства, органы местного самоуправления, другие учреждения и научные общества. В результате этого во второй полови­не XIX в. в области изучения Земли ученые значительно продвинулись вперед. Ценой огромных усилий многочисленных путешественников-исследователей все меньше становилось белых пятен на карте мира.

Во второй половине XIX в. начинается новый этап путешествий, характе­ризующийся тем, что теперь морские экспедиции снаряжались не только для открытия новых земель, продолжения путей и изучения условий судоходства, но и для научных исследований Мирового океана.

В течение XIX в. почти все морские страны в той или иной степени приняли участие н организации путешествий с целью исследования морей и океанов.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, про­мышленного освоения новых территорий, расширения микрохозяйствен­ных связей были собраны многочисленные научные и литературные матери­алы, отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении чело­веческих знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появилась потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Все это послужило причиной воз­никновения особой формы путешествий – туризма.

Возникновение первых туристских организаций. Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увели­чивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строи­тельством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т. д.

В то же время с появлением регулярного движения пассажирского тран­спорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. В значительной мере они превращаются в увеселительные и развлекательные поездки. В конце XVIII в. представителей имущих классов ев­ропейских государств, посещавших зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». К началу XIX в. подавляю­щую их часть составляли аристократия и буржуазия.

Томас Кук (1808 – 1892) 5 июля 1841 г. организовал первую поездку 570 членов общества трезвости по железной дороге из Лестера в Лафборо. Поездка включала в себя прогулку по перрону под духовой оркестр, а также ленч, состоящий из чая и булочки в поезде. Возникшее в 1847 г. Общество Томаса Кука начинает организовывать туристские поездки. Т. Куку принадлежит пальма первенства в разработке многих новшеств: он создал первый пакетный тур (пэкидж-тур), который представлял собой комплекс услуг, продаваемый по одной цене.

Фирма Т. Кука вступает в договорные отношения с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами, заботится о комплексном обслуживании путешественников. Т. Кук первым стал изучать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского маркетинга.

Во второй половине XIX в. разрозненное туристское движение в Европе, представленное энтузиастами-одиночками, начинает приобретать определенные организационные формы. В 1857 г. в Лондоне возникло первое в мире объедине­ние любителей путешествий в горах – Английский альпийский клуб. Англий­ские альпинисты к середине XIX в. совершили уже немало восхождений на вер­шины Альп, стали частыми посетителями самых отдаленных участков этой гор­ной системы и в значительной степени содействовали развитию туризма в стра­нах Европы: Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, Франции. Освоив Альпы, Английский альпийский клуб начал организовывать свои экспедиции и в другие горные районы мира: на Кавказ, Гималаи, Анды, горы Новой Зеландии и др.

Вслед за английским в 1862 г. появляется Альпийский горный клуб в Тури­не, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х гг. XIX в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки. Общее число членов достигло 120 тыс. Большинство клубов стали издавать свои жур­налы, посвященные горам и путешествиям в них. Первый такой журнал вышел в Лондоне в 1863 г. («Альпийский журнал»). В 90-е гг. их насчитывалось более 30. Все европейские альпийские клубы не только способствовали организации путешествий в горные и другие районы, но и занимались их изучением, так как сведения о горах в XIX в. были еще крайне ограниченными.

Во второй половине XIX – начале XX в. национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для от­дыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и между­народные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, в горных районах Швейцарии.

В 1804 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз «New castle» со скоростью 8 км/ч на 70 пассажиров. В 1825 г. была построена первая общественная рельсовая дорога между Ливерпулем и Манчестером (Джорж Стефенсон). Паровоз «Ракета» мог развивать скорость до 48 км/ч.

С 1841 г. Проповедник–квакер Т. Кук начал использовать железную дорогу для туризма. Первая массовая поездка 600 человек. Транспортная система в основе массового туризма. Организация специальных билетов как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Англии, а затем и по Европе. Бюро Т. Кука предлагало туристу полный комплекс туристских услуг, Для туристов бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые маршруты, в том числе и паломнические – в Палестину и экзотические – Крым, Кавказ. В 1883 г. Завершил первый рейс «Восточный экспресс», который имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре «живую» музыку. Каждое купе оборудовано как гостиничный номер класса люкс.

В конце XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и рекламе. В газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.

Выпуск путеводителей в начале XIX в. «поставил на поток» английский издатель
Дж. Марри. В Германии – К. Бедекер. В 1827 г. он основал издательскую фирму по выпуску путеводителей. К началу XX в. туризм становится частью жизни европейцев. Туризм был явлением строго социальным. Только горожане принимали участие в туристских мероприятиях.

В Австрии, Германии, Швейцарии создается организация «Друзья природы» для рабочих. Поездки выходного дня с экскурсиями по памятным местам. Молодежь Германии в начале XX в. создала союз «Перелетные птицы» для путешествий по сельским местам страны. Краеведческие исследования, ночевка у костра с песнями и танцами. Также получил свое распространение познавательно-пешеходный туризм.

В 1829 г. в Бостоне появилась первая гостиница с ванной и туалетом, что стало впоследствии нормой для всех гостиниц. С конца XIX в. в Европе возникает сеть отелей, которую основал Цезарь Ритц. С конца XIX – начала XX в. возник массовый туризм. Причины – транспортная революция. Возникновение среднего класса, повышение общего жизненного уровня в ведущих европейских странах, возникновение туристических фирм.

Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых морепла­вателями, исследователями, историками, географами и представителями дело­вого мира, которые собрали и сделали достижением современных наций и на­родов многочисленные изыскания, наблюдения, описания, литературные, ис­торические и географические материалы, отчеты и дневники. Появление ту­ризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общес­твенного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.

Вопросы для повторения

1. Что способствовало становлению туристской индустрии в XIX в.?

2. Почему Англию XIX в. можно считать страной путешественников? Сформулируйте историко-географические причины появления туризма в этой стране.

3. Чем известен английский священник и предприниматель Томас Кук? Расскажите о первых шагах его фирмы. Какие новшества были введены им в сфере организованного туризма?

4. Когда появились первые путеводители нового вида?

Раздел 4

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIIIXX вв.)

Зарождение экскурсионно-туристической деятельности. Во второй половине XVIII в. в русской педагогической литературе появляются первые сведения о школьных экскурсиях, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист
И.Д. Якушкин. Находясь в ссылке, он работал в Ялуторовской (Тюменская губ.) женской школе с первых лет ее создания, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками главным образом с целью изучения растительного мира.

Постепенно идея экскурсий стала настолько популярной, что была отражена в школьных уставах. Так, рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в «Уставе народным училищам» 1786 г. Устав 1804 г. предлагал организовывать для учащихся прогулки на природу, на фабрики, в мастерские ремесленников и т. д.

Активизация экскурсионной деятельности связана с появлением во второй половине XIX в. Общества любителей естествознания, имевшего свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1905 г. создается одно из первых экскурсионных учреждений – Ялтинское экскурсионное бюро.

Накануне первой мировой войны в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов страноведения и учебных экскурсий: «Экскурсионный вестник» (Москва), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), а также методическая литература, инструкции и наставления, велась подготовка руководителей экскурсий.

В 90-е гг. XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, в том числе Министерства народного образования и синода, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся.

Однако в дореволюционной школе экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. Что касается времени зарождения туризма в России, то пока отсутствует единая точка зрения. Однако большинство исследователей считают началом организованного туризма 1777 г. – год издания в Москве В. Геншем «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края».

В. Генш, содержатель пансиона в Москве, более 20 лет занимался воспитанием молодежи. Он принадлежал к числу широко образованных людей своего времени, многие годы, как он писал, пребывал в различных зарубежных академиях, несколько раз пересекал Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию и Голландию и глубоко ощутил всю полезность путешествий, ту важную роль, которую они должны сыграть в процессе воспитания молодежи.

Планом В. Генша предусматривалась поездка небольшой группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, чтобы узнать то, что молодому человеку для его благополучия необходимо и полезно быть может.

После посещения университетов предполагалось проехать по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников должен был вручить
В. Геншу, организатору намеченного мероприятия, гонорар, установленный по контракту.

Однако в то время туристские путешествия и экскурсии в целом были еще малочисленными. Их могли позволить себе представители имущих слоев. Основной же массе населения подобные поездки были недоступны.

Первые туристские организации в России возникли на Кавказе. И это не случайно. Еще в античные времена Кавказ посещали путешественники. Их привлекали, прежде всего, такие портовые города Черноморского побережья Кавказа, как Батуми, Поти, Пицунда, Гагра, Новороссийск, Сухуми и др. Следует отметить, что торговые операции в Сухуми велись с помощью местных переводчиков. Эти гиды-переводчики являлись, скорее всего, и первыми экскурсоводами.

В средневековье районы Кавказа широко посещались путешественниками с Запада и Востока не только с религиозными и торговыми, но и с познавательными целями. Для них прокладывались многочисленные караванные пути.

Один из них известен с древности как «путь в Индию». Он начинался у побережья Черного моря, в районе современного Сухуми, пересекал Кавказский хребет и через Албанию (Азербайджан) вел в далекую Индию. В Армении, Азербайджане, Дагестане, других местах Кавказа вдоль транзитных дорог строились гостиницы и караван-сараи.

В XIV – XVI вв., во времена генуэзской и венецианской экспансии на Черноморском побережье Крыма и Кавказа, торговцы и путешественники средиземноморских стран останавливались на Кавказе в специальных гостиных домах, развалины которых сохранились до наших дней в Новом Афоне, Гаграх, Хосте и других местах. Они известны под названием генуэзских и венецианских башен-гостиниц. В западной части Грузии, в частности у аджарцев и лазов, еще до ХIХ в. существовала традиция строительства гостиниц – одноэтажных бревенчатых домов из двух комнат. Обычно в этих гостиницах и останавливались путешественники.

Кавказское гостеприимство оценили по достоинству великие путешественники средневековья Марко Поло, А. Никитин, Жорж Шарден и др.

В 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет. Тем не менее его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа и издали два сборника под названием «Известия», в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья. Одним из главных маршрутов этого клуба становится Военно-Грузинская дорога. По ней проходят отдельные туристские группы не только из Кавказа и России, но и из-за границы. Владельцы известной фирмы (английской) «Кук и сын», проехав по Дарьяльскому ущелью, пришли к выводу, что эта дорога непригодна для организации групповых путешествий.

В конце XIX в. в России появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. В рекламе фирмы сообщалось: «За относительно небольшую сумму контора принимает на себя все заботы о духовном и телесном состоянии участников путешествия. В тех странах, где не имеется железных дорог, почты и вообще постоянных средств сообщения, контора доставляет путеводителей, переводчиков, поваров, прислугу, вьючных животных, а равно животных и для верховой езды, носилки, палатки и постели для ночевок». Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествия со всеми достопримечательностями в пути следования.

В конце ХIХ в. среди россиян все большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко можно было добраться как по суше, так и морем. Кроме того, Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью теплого моря. К этому времени Крым стал известен и своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы. Это и сделало его наиболее посещаемым районом отдыха в России.

В Ялте в конце 80-х гг. возник «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», много сделавший для развития туризма и путешествий. 25 января 1890 г. на его основе был образован Крымский горный клуб, на собрании которого избрано правление из 15 человек. Правление клуба находилось в Одессе.

Таким образом, в конце XIX – начале XX вв. в России (по примеру некоторых европейских стран) были образованы первые организации по туризму, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, они способствовали становлению туристско-экскурсионной работы.

Зарождение туристских и экскурсионных обществ. Во второй половине XIX в. в России появляется ряд туристских и экскурсионных обществ. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Деятельность общества завоевала популярность у передовых ученых и педагогов. Подобные организации возникли в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе, Томске, Ялте, Одессе и др. Их участники не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб, учредительное собрание которого прошло в апреле 1895 г. в Петербурге 27 членов-основателей избрали комитет для управления делами общества, который должен был выработать программу его деятельности.

Причиной возникновения клуба явилось широкое распространение в России в конце XIX в. колесных велосипедов, которые к тому времени все более превращались в удобный способ перемещения и все чаще употреблялись для далеких загородных прогулок.

Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской организации (лиги), поддерживал связи с зарубежными обществами и имел там своих представителей. С отдельными туринг-клубами европейских стран были заключены соглашения о взаимном приеме и обслуживании членов этих туристских организаций. Клуб издавал журналы «Русский турист», а также ежегодник.

По примеру туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные общества и группы в различных городах России. Однако эти первые организации были малочисленными, состояли обычно из нескольких десятков человек и объединяли людей, любивших путешествия и имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они организовывали для своих членов коллективные поездки разной длительности (обычно не более 200 верст).

В то время известия о развитии обществ велосипедистов печатались в журналах «Велосипедист» и «Циклист» в Москве, «Велосипедист» и «Самокат» – в Петербурге. Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ), деятельность которого распространилась через отделения и на многие регионы России. Основной целью общества было содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. РОТ в годы своего расцвета объединяло около 5 тыс. человек, имело свой устав, который состоял из 35 статей.

География деятельности общества была достаточно широкой. Так, в 1903 г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Турции, Италии, Корее и Японии. Больше половины их проживало в азиатской части России. Основными задачами общества являлись проведение коллективных поездок, организация гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журналов «Русский турист», «Дорожнина», ежегодника, представляющего собой справочно-дорожные книжки для туристов.

РОТ, несмотря на очень ограниченное количество его членов, оставил заметный след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить (в отличие от горных клубов) не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны. Своими известными изданиями, в которых рассказывалось о русских городах, путешествиях по стране, интересных местах, оно пробуждало у соотечественников интерес к познанию просторов родины.

В 1901 г. в Москве возникло Русское горное общество с отделениями во Владикавказе, Пятигорске, Сочи. Общество ставило своей задачей содействие развитию путешествий в горах, прежде всего на Кавказе. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц. В районе Красной поляны, на горах Ачихша и Анчхо были открыты приюты для любителей горных путешествий.

В 1902 г. на Черноморском побережье Кавказа, в Сочи, начало действовать отделение Кавказского горного клуба. В состав правления входили не только местные жители, но и Петербурга и других городов России, приезжающие на лето в Сочи. Целью сочинского отделения Кавказского горного клуба было всестороннее естественно-историческое изучение Кавказских гор, включая сельское хозяйство, горное дело, археологию, этнографию и содействие туристам.

В первом десятилетии XX в. для Кавказа было характерно развитие пешеходного туризма в приморских районах и на перевалах. Одновременно наблюдался приток туристов из-за рубежа. В 1911 г первая иностранная группа прибыла в Гагру из Германии, затем направилась в Батуми, откуда в Тифлис и дальше – по Военно-Грузинской дороге. Любопытно, что для перевозки 130 немецких туристов пришлось привлечь все частные автомобили Кавказа

Повышенный интерес к экскурсиям, возникший в России в разных слоях населения в начале XX в., послужил толчком для создания при некоторых обществах (например, любителей природы) экскурсионных комиссий. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицей и губернскими городами.

Важный вклад в развитие в России поездок за границу внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Образованная в 1908 г. она за пять лет своей деятельности (до начала первой мировой войны) помогла побывать за рубежом 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов России. С каждым годом увеличивалось количество групп, отъезжавших за рубеж, и в 1913 г уже существовали постоянные маршруты в Германию, Швейцарию, скандинавские страны, Италию, Англию и Японию. Протяженность поездок в европейские страны составляла от 22 до 42 дней, в Японию – два месяца. Стоимость путешествий была невысокой, по средствам педагогов школ и училищ. Кроме того, существовала скидка для народных учителей, направляемых в поездки земскими городскими самоуправлениями. Стоимость одного дня для экскурсантов всех маршрутов, организуемых экскурсионной комиссией учебного отдела. Общества распространения технических знаний, составляла от 3 до 5 рублей.

С 1910 по 1915 г. количество экскурсионных комиссий различных обществ резко возросло. К концу 1915 г в России существовало уже около 100 подобных организаций.

С 1910 г. стали организовываться экскурсии и для сельских жителей. Например, Воронежское земство ежегодно организовывало для наиболее предприимчивых крестьян экскурсии в Киевскую, Полтавскую, Харьковскую, Волынскую и другие наиболее развитые губернии для ознакомления с высокопродуктивными сельскохозяйственными предприятиями.

Экскурсии организовывались также и за границу. Например, в 1914 г. крестьяне Воронежской губернии ездили в Моравию (Чехия), где посетили шесть поселений и осмотрели 23 хозяйства, побывали в сельскохозяйственной школе. Эти экскурсии оказались очень полезными для крестьян, участвовавших в них.

Таким образом, туристские и экскурсионные организации содействовали более широкому развитию туристского движения в России, носившему не только развлекательный, но и практический характер. Однако это движение не стало массовым, а начавшаяся первая мировая война вообще прекратила всякую туристскую деятельность.

Первые кругосветные путешествия. В связи с развитием туризма в конце XIX –начале XX вв. представителями России были совершены первые кругосветные путешествия.

15 августа 1894 г. рижанин Константин Константинович Ренгартен (родился 26 сентября 1864 г. в Минской губернии в семье окружного надзирателя акцизного управления; с детства увлекался путешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке, но заветной мечтой было кругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет). Начал путешествие, рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрута по европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орел, Ростов-на-Дону, Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России.

71 день К. Ренгартен шел по Персии на восток, в полной мере ощутив на себе пятидесятиградусную жару. Обойдя с юга Каспийское море и Копет-Даг, он снова пересек границу Российской империи и через пустыни и оазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился в Томск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейших этапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Как одну темную безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней, проведенных в пустыне.

Пройдя Северный Китай, К. Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которой путешествовал четыре месяца. Он познакомился почти со всей страной, с различными людьми, так непохожими своей внешностью на европейцев. Переплыв на пароходе Тихий океан, он прибыл в США, затем отправился во Францию и достиг самой западной точки на полуострове Бретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.065 с.)