Путешествия в древности, античном мире и Средневековье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествия в древности, античном мире и Средневековье



Предпосылки возникновения и развития путешествий. Путешествия и связанные с ними открытия представляют одну из древнейших и наиболее важных областей человеческой деятельности.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), носили следующий характер.

Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, носил характер:

переселения ЭСО – перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО – перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО;

сегментации ЭСО – по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническое распределение. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог разрушиться (распасться) и сам ЭСО.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы – это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей – уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство, – передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях.

В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были чуть ли не ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этноэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Например, группа охотников, рыболовов или собирателей, удалившись на достаточно большое расстояние от своей территории обитания, не смогла воссоединиться со своим коллективом по объективным причинам. К последним можно отнести следующие факторы:

геолого-климатические – разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин и др.;

биологические – преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстистыми носорогами и т. п.;

социальные – погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепенное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. На миграции влияли не в последнюю очередь и антропогенные факторы.

В конце палеолита в лесной зоне Центральной и Западной Европы наметился переход к подсечно-огневому земледелию. Это также вызвало рост прибавочного продукта, начало социальной стратификации и, как следствие, начало военных миграций и переход к субплеменным объединениям. Только в эпоху бронзы массовая земледельческая колонизация стала приобретать планомерно-организованный характер, демонстрируя черты экспансии. Передвижения первобытных людей, таким образом, имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «путешествие».

2. Назовите виды миграций первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО).

3. В чем отличие внутриэтнической миграции от этноэмиграции?

4. Охарактеризуйте типы миграции собственно ЭСО.

5. Как климатогеографические и антропогенные факторы влияли на миграции в эпоху первобытности?

6. Каковы были внешние мотивы миграций в первобытности? Перечислите их и охарактеризуйте.

7. Существовала ли внутренняя мотивация, побуждавшая древних людей к путешествиям?

8. Что вы знаете о первобытной картографии?

 

Путешествия в античном мире

Путешествия древних египтян. Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени пос­тоянно связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие путешествия в неведомые края. Путе­шествия также содействовали не только развитию торговли и углублению общес­твенного разделения труда, но и расширению познания людьми окружающего мира. Все это обусловило дальнейший значительный прогресс в развитии челове­ческого общества.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землеведческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им час­ти Земли и объяснения происходящих в природе явлений. Об этом можно су­дить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтяна­ми совершались далекие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачаль­ник Урдуду совершил плавание в далекую страну Пунт (ученые предполагают, что это современное государство Сомали). Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», кото­рая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил ра­дость и любовь в сердце фараона». Об этом путешествии имеется надпись Киркуфа, обнаруженная археологами в окрестностях Ассуана.

При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до н. э. экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. При последнем фараоне этой династии Санхкара одна экспедиция дошла до берегов Красного моря и Аден­ского залива. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. За 2 тыс. лет до н.э. египтянин Синухит предпринял большое путешествие в страну Кедем, т. е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приклю­чения Синухита», которое удалось расшифровать современным ученым.

Одним из древних путешествий с разведывательными целями, которое именно так и называлось в древних письменах, можно считать представленную многок­ратно в изображениях храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, морскую экспедицию, снаряженную царицей Хатшепсут (1525 – 1523 гг. до н. э.) в знаменитую страну благовоний – Пунт. Все расстояние путешествия в страну Пунт и обратно составило примерно 2000 км по Красному морю.

Древнекитайские путешественники. Пространственные представления древних китайцев также не ограничива­лись пределами своей страны. Им была неплохо известна география Китая и сопредельных земель. Несомненно, что древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и делали попытки выхода в Тихий океан. Китайцы, как и другие народы, с доисторических времен начали составлять кар­ты. Еще до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картог­рафических съемок. Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки, применя­ли отвес, гномон – «указатель тени», а оттиски карт делали с деревянных клише.

Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая – «Юкинг».

Финикийские мореходы. И все же первыми путешественниками-мореходами древности были, не­сомненно, финикийцы, которые строили большие и прочные корабли и уходи­ли на них в плавание в открытое море. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру: не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Резуль­таты их путешествий пропали почти без следа: их морские экспедиции вокруг Африки, в «страну олова» (Англию) не освободи­ли человечество от необходимости повторить эти путешествия. Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий зна­чительны. Прежде всего, финикийцы дали названия двум материкам Старого Света – Европе и Азии. Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во время частых путешествий в далекие страны к народам, говорящим на разных язы­ках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы пер­выми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заме­нили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение оп­ределенной комбинации звуков.

Потомки древних финикийцев – карфагеняне продолжили «открытия Земли» и смело выходили в море.

Древние греки и римляне. Древние греки и римляне осуществляли поездки в Египет с целью ознаком­ления с природой, культурой, египетскими сооружениями. Посещая Египет, греческие и римские путешественники составляли корот­кие записи – «графици» (записи своих имен). Одним из таких путешественни­ков был Геродот. Он родился около 484 г. до
н. э. в Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Из-за участия в политической борьбе Геродот вынужден был покинуть роди­ну в молодом возрасте и отправиться в далекие путешествия. Для него началась жизнь, полная странствий: он путешествовал по суше и плыл на корабле. Когда, в каком порядке, и на какие средства он совершал свои путешествия, по существую­щим источникам установить нельзя. Странствия длились, по-видимому, не менее 10 лет, если учитывать дальность путешествия и транспортные средства в те вре­мена. Свои многочисленные путешествия по разным странам Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот пос­тарался точно передать, что видел и слышал во времена своих странствий. Его со­чинения содержат большое количество географических, этнографических и ес­тественнонаучных сведений. Неутомимый путешественник, Геродот не зря снис­кал себе славу первого греческого туриста, о котором имеются достоверные исто­рические данные.

В период расцвета греческих городов-государств в процессе развития по­литических, экономических и культурных связей начали складываться опреде­ленные традиции, возникали своего рода центры туризма.

Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, пользовались неприкосновеннос­тью во время путешествия по территории соседних государств. К этому перио­ду относится и строительство специальных больших помещений, в которых могли расположиться атлеты и зрители.

С формированием религиозных направлений появилась еще одна много­численная категория странников – пилигримы. Постепенно складывался за­кон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. Перемещение богатых вояжеров требовало соответственной организации их отдыха. Возникли необходимые виды обслуживания странствующих: за опре­деленную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства перед­вижения, охрана в пути, жилье и питание.

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашел отражение в дальнейшем развитии внешних политических, экономических и культурных связей. Больших успехов в I и особенно во II в. н. э. достигла медицина. К этому времени можно отнести возникновение туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или на воды. Они в то время уже могли классифицировать целеб­ные воды по их составу и качеству. Популярность некоторых источников сохра­нилась до наших дней.

Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удоб­ны. С помощью перекладных лошадей можно было преодолевать большие расстояния за короткие промежутки времени. Римляне использовали эти дороги в основном в летние месяцы. В это время года наблюдалась обычная миграция из городов на побережье. При дальнейшем развитии туризма именно деловые поездки привели к созданию маршрутов и строительству гостиниц, которые в дальнейшем использовались путешественни­ками для отдыха.

Римляне строили гостиницы, чтобы окупить строительство дорог. Римские гостиницы или почтовые дома стояли на главных дорогах, обычно в городе или в деревне. Между ними на определенном расстоянии находились конюшни для перемены лошадей. Перемещения в пределах Древнего Рима требовали ор­ганизации гостиничного хозяйства для путешественников. Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государствен­ные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галлии.

Уже у древних римлян имелась определенная классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинциях и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионес), другой – для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами – путеводителями. Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела сложную систему обогрева комнат для гостей. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.

Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сетки дорог, связывающих столицу с другими городами, об­щая протяженность которых составляла 80–120 тыс.-км. Эти дороги были пос­троены в основном с административной и военной целью и одновременно пре­доставляли простым гражданам возможность для путешествия. С падением Римской империи исчезли и условия, при которых развивался антич­ный туризм, уменьшился объем торговли, а с ним и количество деловых поездок. Покрытия дорог разрушались, а сами они становились местом грабежей и разбоев.

Еще до нашей эры предпринимались попытки достичь Северного полюса морским путем. Первым, кто предпринял такую попытку, был грек Пифей. Купец из Массилии (ныне Марсель) и искусный астроном, он точно определил широту Массилии, доказал влияние Луны на морские приливы и отливы, считал, что По­лярная звезда не занимает в небесном пространстве точки, которая находится над самым северным земным полюсом, что и было впоследствии доказано наукой.

В марте 325 г. до н. э. на одном корабле Пифей вышел из Массилии в Среди­земное море, прошел чрез Гибралтарский пролив в Атлантический океан. Затем он направился в пролив Ла-Манш, достиг Альбиона (Англия) и далее доплыл до Шетландских островов. Здесь полярное путешествие Пифея закончилось, и он вернулся в свой родной город Массилию через год после того, как его покинул.

По своей стране и даже за ее пределами путешествовали и китайцы. Наибо­лее знаменитым путешественником древнего Китая был Сыма Цянь (род. 145 г. до н. э.), которого в европейской литературе называют «китайским Геродо­том». Сыма Цянь был выдающимся путешественником своего времени, объез­дившим многие области своей страны и побывавшим па соседних территори­ях, завоеванных Китаем во времена правления династии Хань. Известны три больших путешествия Сыма Цяня на юг, юго-запад и северо-за­пад Китая, о которых он рассказал в «Исторических записках» («Ши цзи»).

В 138 – 126 гг. до н. э. среднеазиатские государства посетил китайский по­сол Чжан Цянь. Это путешествие имело практическое значение. По пройден­ному им маршруту на запад устремились китайские купцы, старавшиеся найти рынки сбыта для своих товаров, преимущественно шелковых изделий.

Таким образом, благодаря мужественным путешественникам и ученым древности были открыты новые земли и новые народы, накоплен богатый ге­ографический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и от­крытиям. Важная заслуга в этом принадлежит египтянам, финикийцам, китай­цам и, конечно, грекам и римлянам, у которых сложился «античный туризм», свидетельствовавший о высоком культурном уровне Эллады и Рима, положив­ший начало цивилизованным путешествиям с научными, спортивными, лечеб­ными, культурными и познавательными целями.

 

Вопросы для повторения

1. Какова была география путешествий древних египтян?

2. Что вам известно о морских походах в Древнем Китае?

3. Каковы были главные причины, побудившие к путешествиям на Древнем Востоке?

4. Какие мотивы лежали в основе экспедиций финикийцев?

5. О каких выдающихся путешественниках эпохи Древнего Рима вы можете рассказать?

6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.019 с.)