Средневековые путешествия и традиции гостеприимства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековые путешествия и традиции гостеприимства



В средневековье продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предприни­мать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля.

Арабские купцы и путешественники. С VII в. н. э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, стали рас­пространять мусульманскую религию – ислам (по-арабски – покорность) на огромной территории. На Востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к се­веру от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на севе­ро-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю северную Африку. В 711 г. арабы переправились через пролив, который с этого времени стали называть арабским словом Гибралтар, и в течение нескольких месяцев завоевали почти весь Пиренейский полуостров.

Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, и ис­ходили тропическую Азию, субтропические страны и страны умеренного поя­са – Восточную Европу и Центральную Азию. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру ряд выдающихся путешественников. Известным арабским путешественником был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Ки­тай, посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские острова. О своем путе­шествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 г. н. э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случавшиеся в дороге.

На рубеже IX– X вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоцен­ных сокровищ», в которой имеются ценные сведения о славянах.

В 921– 922 гг. в путешествии на Волгу в качестве секретаря посольства, отправленного багдадским халифом Муктадиром по просьбе болгарского царя Альмаса к новообращен­ным в ислам «волжским булгарам» с целью укрепления их в исламе, участвовал Ахмед Ибн-Фадлан. Посольство прошло через Иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло пустынное плато Устюрт и Прикаспийскую низменность и достигло столицы «волжских булгар». О своем путешествии Ибн-Фадлан на­писал книгу "Путешествие на Волгу", которая является одним из важнейших источников по средневековой истории Поволжья и Заволжья.

Из путешественников первой половины X в. выделяется багдадский араб Массуди (умер в Египте в 956 г.), историк и географ. До нас дошли две его кни­ги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в кото­рые вошли обширные материалы о природе, истории и этнографии посещен­ных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Сред­нюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге – Восточную Африку до Ма­дагаскара включительно. Около 20 лет странствовал по Передней Азии и Северной Африке палес­тинский араб Мукаддаси. Только в одном Индийском океане он прошел «око­ло двух тысяч фарсахов» (около 11,5 тыс. км), которые описал в своей книге «Лучшее наставление для познания климатов».

Выдающимся путешественником и ученым XII в. был Идриси (1100 – 1161). В юности он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию. Образова­ние получил в Кордове.

Идриси был приглашен сицилийским королем – норманном Рожером II, страстным любителем всяческих географических новостей, в Палермо для сос­тавления географических карт. Сицилийский король посылал в разные страны опытных путешественни­ков и искусных художников, которые докладывали Рожеру о том, что им уда­лось увидеть, услышать и зарисовать. В течение 15 дет Идриси занимался обработкой доставленных ему сведе­ний. Итогом длительной работы стали сочинения Идриси «Развлечение истом­ленного в странствии по областям» с 70 картами, и «Сад приязни и развлечение души» с 73 картами.

Однако самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн-Баттута (1304 – 1377), бербер по происхождению. В 1325 г. Ибн-Баттута отправился по суше из Танжера в Александрию Еги­петскую, посетил Сирию, Западную Аравию, Ирак, Йемен, побывал в столице Золотой Орды – Сарай Берке. Он был в Константинополе, Хорезме, Ургентче, Бухаре, Самарканде, Индии и Китае, плавал на Цейлон и Мальдивские остро­ва. В 1354 г. Ибн-Баттута закончил путешествия и продиктовал описание своих странствий, целиком полагаясь на свою память. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Неутомимый путешественник посе­тил мусульманские страны и владения в Европе и Византии, Северную и Вос­точную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай.

Книга «Путешествия Ибн-Баттуты» переведена на ряд европейских язы­ков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес до настоящего времени для ис­следователей и путешественников.

Таким образом, арабские путешественники внесли весомый вклад в исто­рию освоения и открытия новых земель, значительно расширили представле­ния античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, спо­собствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций.

Путешествия норманнов. Если арабам мы обязаны первыми известиями о востоке и юге, то норман­нам – сведениями о севере и Новом Свете.

Отважные мореходы – норманны были известны под разными именами – данов, аксаматов, викингов, гейдов, остманов, исторлингов, ннордлейдов, варягов. Основными занятиями норманнов являлись скотоводство и рыболовство. В поисках рыбы и морского зверя они совершали далекие путешествия по север­ным морям. Корабли норманнов были прочно построены из дубового и елового дерева. Знакомство с бурным Северным морем вынуждало их строить не плоские кораб­ли, какие плавали по Средиземному морю, а высокие, с палубой, баками и шканца­ми. Именно на судах подобного рода норманны предпринимали свои грабительс­кие набеги до Константинополя в одном направлении и до Американского бере­га – в другом.

Путешествия норманнов по бурному и волнистому морю доказывают их искусство в плавании, а употребление паруса свидетельствует об их умении плыть при любом ветре. Вместо компаса, который им был неведом, они руко­водствовались полетом специально прирученных птиц. Норманнским путешествиям начиная с IX в. мы обязаны открытием са­мых отдаленных берегов и групп островов Северного моря. Они были ими не только открыты, но и большей частью заселены.

Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Риж­ский и Финский заливы и, пользуясь древнерусскими торговыми путями, дости­гали по рекам Восточной Европы Черного моря, а через него проникали в Визан­тию. В северном направлении они огибали Скандинавский полуостров и доходи­ли до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантичес­кий океан, колонизировали Исландию, открыли Гренландию и побывали на се­веро-восточных берегах Великобритании, на острове Мэн и на востоке Ирлан­дии, дважды завоевывали Англию. На территории нынешней Франции они укре­пились в низовьях Сены, на полуострове Нормандия и на Норманских островах. Открытия норманнов не ограничились европейским континентом, вскоре распространились и по Северно-Ледовитому морю, за полярный круг, до Се­верной Америки.

Несмотря на грабительский характер некоторых плаваний норманнов, их от­крытия и усовершенствования в морском деле, несомненно, оказали влияние на подготовку и проведение великих путешествий последующих мореплавателей.

Путешествия славян. Испокон веков славянские народы проявляли себя отважными путешес­твенниками и мореплавателями. В письменных источниках, относящихся к на­шей эре, говорится, что уже тогда славянами был освоен водный путь по Днеп­ру. Из записей греческих историков видно, что русские в VI – VII вв. выходили по Днепру в Черное море и через Босфор и Дарданеллы – в Мраморное, Эгей­ское и Адриатическое моря.

К концу VIII и началу IX в. создается государство с центром в Киеве. В это же время славянами был освоен знаменитый путь «из варяг в греки», со­единяющий Черное и Балтийское моря.

Существовал и другой водный путь, идущий из Новгорода и Киева на Волгу.

Предки славян на своих ладьях плавали также по Балтийскому морю, выхо­дили в Атлантический океан и через Гибралтарский пролив проникали в Сре­диземное море. Следы древних славянских поселений найдены даже в Англии.

В X – XI вв. Киевская Русь из-за своего географического положения являлась цен­тром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В результате по­ходов русских князей Олега (911) и Игоря (944) на Царьград были заключены торговые договоры с Византией.

На основании договора 911 г. киевские купцы получали право торговать в Константинополе беспошлинно. Во время пребывания в византийской столи­це русские послы и купцы обеспечивались продовольствием, мылись в гречес­ких банях «елико хотят», получали на обратный путь провизию и все необходи­мое для благополучного возвращения. В свою очередь византийские купцы и дипломатические лица в древнерусских городах находились под покрови­тельством русских князей, обеспечивали их на территории своих княжеств ох­ранной дружиной и всем необходимым.

Путешествиям иностранных «гостей» в Древней Руси придавалось боль­шое значение, о чем свидетельствует «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, где он наказывал сыновьям хорошо принимать «гостей», заботясь о них, потому что и «мимоходящие люди» могут разнести свету вести о стра­не и князе (Лаврентьевская летопись, 1094).

В связи с принятием христианства на Руси (988) получили распространение «хождения» русских людей в святую Землю. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором в XI в. уже существовал русский квартал (оболг), населенный купцами и другими лицами, приехавшими из Древней Руси. В монастырях Константи­нополя возникли колонии русских монахов.

Сведения о древних славянских путешественниках, паломниках и морепла­вателях мы находим в многочисленных летописях. Одной из замечательных в этом отношении является знаменитая «Повесть временных лет», написанная киевским монахом Нестором.

Наряду с летописями в Древней Руси существовали описания путешествий славянских людей в зарубежные страны, которые назывались тогда «хождения­ми». До нашего времени дошло около 20 таких описаний. Это «Хождение игуме­на Даниила во святую землю», «Паломничество Евфросиньи Полоцкой» и др.

Таким образом, развитие торговых отношений Древней Руси с соседними странами и паломничества к святым местам способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов с местами ночлега и питания, образованию свое­образной системы сервиса, напоминающей современную туристскую.

Крестовые походы. Вскоре после открытия Америки норманнами Европа была вовлечена в крестовые походы, продлившиеся почти два столетия.

Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происхо­дило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими монархами, рыцарями и купцами с целью освобождения Святой земли (Палестины) от мусульман. Следом за ними шли на Восток священники и паломники в сопровожде­нии множества нищих. В этот период происходило зарождение религиозного туризма.

Деятельность Ордена госпитальеров. Особую «сервисную службу» для паломников представлял собой рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоевателей принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую землю. Но после того как во главе этого учреждения стал Герард, было создано братство, сформирован его устав, который был утвержден римскими первосвященниками в XII в.

Первоначальной задачей братства была помощь больным, паломникам и купцам, а также защита паломников от разбоя неверных, что и обусловило боевой дух рыцарей этого Ордена. Особо славились среди пилигримов гостиницы, расположенные прямо против Гроба Господня. Но постепенно госпитальерами была создана целая сеть гостиниц в городах и местечках не только Святой земли, но и по всему Ближнему Востоку, в паломнических центрах. Госпитальеры называли странствующих «господами», а себя их «слугами». Часто они помогали путешественникам деньгами. Известны случаи, когда в Иерусалиме госпитальеры приносили всю дневную выручку в гостиницы, оставляя ее паломникам.

Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам стали оказывать лишь отдельные рыцари ордена. В 1259 г. Римский папа даже специальным указом утвердил три вида членов ордена: рыцари, священники, братья-госпитальеры.

Паломнический «туризм» был необыкновенно прибыльным. У ордена было множество земельных владений, полученных, главным образом, в результате дарений, как на Востоке, так и в Европе: во Франции, Италии, Англии, Германии, Кастилии и Арагоне. Дела Ордена настолько процветали, что было создано в XII – XIII вв. даже орденское государство. Но оно просуществовало только до 1291 г.

Крестовые походы в страны восточного Средиземноморья, происходив­шие под видом религиозного мероприятия, начались в конце XI в. и продолжа­лись с перерывами до конца XII в.

Значение крестовых походов. Они имеют не только общеистори­ческий интерес (как выражение идей и настроений умов в известный период сред­невековой истории), но и познавательный. Они богаты внешними факторами и результатами, которые хотя были куплены весьма «дорогой ценой», но существен­но повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные евро­пейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, чтобы познакомить­ся с неизвестными им народами и странами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед евро­пейцами открылся новый мир с совершенно незнакомыми и чуждыми им поняти­ями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания увиден­ного и услышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась в монастырях и рыцарских замках.

Эпоха крестовых походов представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком.

Мусульманский Восток оказал немалое влияние на различные стороны жизни западноевропейского общества – на его материальную культуру, быт и многое другое.

Например, в XII – XIII вв. в Западной Европе по примеру мусульманских стран начали сеять гречиху и рис, выращивать арбузы, абрикосы и лимоны, выса­живать дамасскую розу. С этого же времени вошел в употребление неизвестный ранее европейцам тростниковый сахар (раньше в Европе единственным сладким пищевым продуктом был мед). В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы – их крестоносцы увидели в Сирии. Ис­пользовались и некоторые ткани восточного происхождения: атлас (по-арабски – краси­вый), муслин (от названия города Мосул), дамаст (от названия города Дамаск). С конца XI – XII вв. на Западе стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Много веков жители Западной Европы умывались только холодной водой, а платье носили до дыр. В восточных странах европейцы научились мыться в горячих банях и менять платье и белье.

Рыцари привезли из Сирии и Палестины щиты, украшенные гербами, а так­же некоторые музыкальные инструменты, на которых во время битвы испол­нялась военная музыка.

С точки зрения географических открытий движение крестоносцев имело большое значение по ряду причин. Оно привело к связям Европы с арабским миром. Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешес­твиям и косвенно способствовали организации двух очень важных путешес­твий во второй половине средневековья (Карпини и Рубрук). Крестовые похо­ды способствовали развитию торговли, а с ростом последней богатели могу­щественнейшие итальянские торговые города, ярким примером которых явля­ются Венеция, Генуя и Пиза. Именно усиление торговых связей на Средизем­ном море способствовало усовершенствованию средневековых мореходных карт (так называемых портулаков), послуживших основой для создания совре­менных морских карт. Многочисленные путешествия в Палестину и обратно, как и образование христианских государств в странах Леванта, способствова­ли значительному росту знаний об этих странах.

Завоевания монголов и средневековые посольские миссии. Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголы создали огромную империю, простиравшуюся от Ду­ная до Тихого океана, завоевав ряд княжеств Древней Руси, пройдя через Польшу, Силезию, Мора­вию, остановившись у границ Италии. В результате этих завоеваний были соз­даны обширные, относительно безопасные пути через Восточную Европу и Азию, которые стали использовать купцы, снабжая монгольских ханов и арис­тократию чужеземными предметами роскоши и драгоценностями, послы раз­личных стран, стремившиеся первыми наладить дипломатические и другие от­ношения, чиновники, рассчитывавшие получить высокие должности при став­ке великого хана, лазутчики, проникавшие с целью сбора военных и религиоз­ных сведений и др.

В европейских кругах зародилась мысль о том, что с монголами можно не только торговать, но и с успехом использовать как немусульман против турок или обратить в католическую веру. В результате этого к монголам были посла­ны два посольства, которые и привезли первые за все средневековье действи­тельно важные географические сведения.

Первый из этих послов французский 63-летний монах Плано Карпини по решению Лионского собора 1245 г. должен был доставить личное послание Па­пы Римского монгольскому великому хану.

П. Карпини выехал в свое далекое путешествие 6 апреля 1245 г. из Лиона, где находилась тогда резиденция папы, и после длительного путешествия достиг ставки великого хана в Сыр-Орде. После длительного ожидания послы, наконец, были приняты великим ха­ном. Узнав содержание папской грамоты, хан написал ответное письмо, кото­рое заканчивалось словами: «Мы поклоняемся нашему богу и с его помощью разрушим весь мир от Востока до Запада». Важность путешествия П. Карпини заключается в том, что он привез очень точные сведения об увиденных им странах и народах.

Спустя шесть лет после возвращения П. Карпини французский монах Гильом до Рубрук, родом фламандец, был послан к монголам французским королем Людовиком IX. Новое посольство было вызвано следующими об­стоятельствами: король Франции вел войну с арабами в Сирии. И в то время, как он преследовал их в Сирии, монгольский хан Эркалтай напал на ара­бов со стороны Персии и таким образом оказал Людовику услугу. Кроме то­го, разнесся слух о том, что хан принял христианство. Желая удостовериться в этом и заручиться поддержкой нового союзника в борьбе против мусуль­ман, Людовик решил отправить Рубрука в Монголию. Весной 1253 г. Рубрук и его спутники отправились к монголам, а в мае 1255 г. возвратились во Францию. Рубрук написал книгу «Путешествие в восточные страны», которая в 1911 г. была переведена на русский язык.

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.

Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.

От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, об­саженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в насе­ленных и до 28 км в пустынных местностях были построены большие зда­ния-станции, хорошо оборудованные и снабженные запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. Марко Поло, на службе у хана объездивший весь Китай вдоль и поперек, сообщает, что эти ямы были так хорошо обстав­лены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шелковые постели, чистое шелковое белье и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путе­шественнику.

При каждой «яме» были конюшни на 200 – 400 лошадей. Иногда в пусты­нях вместо них содержались верблюды. В каждом таком станционном до­ме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всег­да наготове.

Между большими почтовыми станциями на расстоянии трех миль одна от другой были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лоша­ди, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешен­ный к поясу, давая знать о своем прибытии второму гонцу, который брал поч­ту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше.

Данная система путей сообщения свидетельствовала о том, что монгольс­кие правители придавали большое значение дорогам, от состояния которых зависело быстрое и слаженное управление огромной империей. Состоятель­ные путешественники также могли позволить себе посетить любой достопри­мечательный уголок страны, не заботясь о транспорте, ночлеге и питании.

Марко Поло вернулся в 1295 г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленен и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товари­щу по заключению лизанцу Рустичиано, который назвал «Книга Марко Поло о разнообразии мира».

«Книга» Марко Поло рассказывает о путешествии, которое, по опреде­лению крупнейшего мирового авторитета в области истории географичес­ких открытий немецкого ученого Р. Хеннига, среди всех средневековых пу­тешествий, несомненно, по праву считается самым замечательным и поисти­не выдающимся событием.

Говоря о путешествиях в эпоху средних веков, нельзя обойти вниманием хождение русского купца Афанасия Никитина в Индию, который среди пер­вых русских землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких стра­нах, занимает почетное место. Он посетил страны Передней Азии через 200 лет после Марко Поло и морем прошел от Ормуза до Индостана, побывав во внутрен­них районах Индии, где до него не ступала нога европейца.

Находясь почти четыре года в Индии, А. Никитин свой пытливый ум и наблюдательность направил на изучение различных сторон жизни и приро­ды загадочной в то время индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское, Черное, Аравийское.

Повествование А. Никитина отличается правдивостью, строгостью и скупос­тью в отборе фактов. Он писал только о том, что видел и наблюдал. И не слу­чайно известный русский славист, филолог и этнограф, академик И.И. Срез­невский считал «Хождение за три моря» таким же важным литературным па­мятником, как и «Слово о полку Игореве».

Имя Никитина вошло в историю наряду с именами всех известных исследо­вателей и путешественников эпохи великих географических открытий. Он стал, по выражению
П.П. Семенова Тян-Шанского, настоящим праотцом всех российских путешественников-географов.

Таким образом, в X– XIV вв. получили дальнейшее развитие походы и пу­тешествия. Их осуществляли византийцы, арабы, норманны, а во вре­мена крестовых походов – представители европейских народов. В связи с при­нятием христианства на Руси в Палестину к святым местам хлынул поток рус­ских паломников.

Походы и путешествия X – XIV вв., несомненно, подготовили почву для эпохи географических открытий.

 

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются особенности средневековой культуры? Что такое паломничество?

2. Что вы знаете об арабских купцах и путешественниках средневековья?

3. Кто такие норманны, назовите их отличительные черты?

4. Где путешествовали славяне?

5. Когда начались крестовые походы, каковы были их причины? В чем значение и каковы социокультурные последствия крестовых походов?

6. В чем заключается деятельность Ордена госпитальеров?

7. Какие вы знаете средневековые посольские миссии?

 

Раздел 3

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XVXVI вв.

Причины великих географических открытий. Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отноше­ний в Европе был ускорен в связи с освоением новых торговых путей и открытием новых стран в XV– XVI вв., положивших начало великим географическим откры­тиям.

Еще в начале XV в. в ряде приморских стран появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к «Индиям», т. е. к странам Южной и Восточной Азии, которые считались родиной пряностей и яко­бы изобиловали золотом. Благородного металла требовали как вставшие на буржу­азный путь развития города, так и развивающаяся торговля не только между евро­пейскими, но и внеевропейскими государствами. Однако западноевропейцам в ре­зультате турецких завоеваний в Аравии и Малой Азии становилось все труднее пользоваться старыми восточными, комбинированными сухопутными и морскими путями, ведущими к Южной и Восточной Азии. Начались поиски других путей – южных – вокруг Африки, и западных – через Атлантический океан. Поисками южных путей занялась Португалия, которая в XV в. представляла на европейском континенте сильную морскую державу, заинтересованную в дальнейшей морской экспансии. В это время больших успехов достигло португальское кораблестроение. Начи­ная со второй половины XV в. португальцы становятся мастерами как кораблестрои­тельного дела, так и мореходства для западноевропейских народов, удерживая это первенство до последней четверти XVI в.

В XV в. португальцы создали легкий парусник – каравеллу – трехмачтовый корабль особой конструкции, оснащенный большим количеством прямых и косых парусов, со сравнительно острыми обводами корпуса. Португальские каравеллы отличались высокими мореходными качествами: они были легки, быстроходны (при попутном ветре – до 22 км в час), свободно маневрировали, при неблагопри­ятном ветре хорошо лавировали, поворачивая к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла. Они казались незаменимыми «для открытий», т. е. при плавании у неразведанных или совершенно неизвестных берегов, но плавание на них было далеко не безопасным.

Благодаря тому, что были улучшены компас и мореходные карты (портуланы), португальцы усовершенствовали заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление широты в море, благода­ря чему значительно возросла безопасность движения.

Народы Азии – индийцы, китайцы, малайцы и арабы – в средние ве­ка добились значительных успехов в области географических знаний, в развитии мореплавания в Индийском и Тихом океанах и в искусстве судовождения. Это име­ло важное значение для географических открытий европейцев в Азии, Африке и их экспансии на территории данных материков. Такой была обстановка в мировом мореплавании накануне великих географи­ческих открытий. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в запад­ном направлении маленькую флотилию X. Колумба, объясняется условиями, кото­рые исторически сложились в этой стране в концу XV в.

Одним из этих условий было усиление в последней четверти XV в. испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1469 г. кастильская королева Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда, ко­торый через 10 лет стал королем Арагона. Так произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагона и возникла испанская монархия. В начале 1492 г. испанские войска вступают в Гранаду. Закончился восьмивековой процесс реконкисты – обратного отвоевания христианскими государствами пиренейских стран, захваченных в 711 г. мусульманами-маврами.

 

Великие географические открытия конца XVначала XVI вв.

 

Открытие Америки Х. Колумбом. Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть Испании к расширению территории монархии, добыче золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых зе­мель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду италья­нец Х. Колумб. X. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его от­цом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доменико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в генуэзском монастыре Санто-Стефано.

Неизвестно, учился ли X. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он, по крайней мере, на четырех языках – итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствуют пометки Х. Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди», под влиянием которой в значительной мере сложились географичес­кие представления Х. Колумба. Известно также, что в 80-х годах он жил в Лиссабоне, участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влек­ли его. Он вынашивал проект открытия кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 т, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 т снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пусти­лись в неведомую даль по волнам Атлантического океана.

12 октября 1492 г. Х. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был ос­тров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днем открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэр­то-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Ан­тильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Трини­дад и ряд мелких островов в Карибском море. Иными словами, Х.-Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного конти­нента, который позднее получил название Америки.

Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее Папой Римским, и опере­дили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захва­та открытых Х. Колумбом земель. Для того чтобы разрешить этот спор, Испания обрати­лась к Папе. Специальной буллой Папа благословил захват Испанией всех откры­тых Х. Колумбом земель.

Путь в Индию Васко да Гама. В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руко­водителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.

8 июля 1497 г. армада Васко да Гамы снялась с якоря в предместье Лиссабона – Риштеллу. Экспедиция была тщательно подготовлена. Эскадра состояла из че­тырех кораблей средней величины (примерно в 100 – 20 т водоизмещени­ем). Трюмы были превращены в склады продовольствия и боевых припасов.

19 мая 1498 г. путешественники бросили якорь у Каликута, богатейшего горо­да Малабарского побережья Индии, а 30 августа флотилия тронулась в обратный путь.

18 сентября состоялся торжественный въезд в португальскую столицу уце­левших участников экспедиции. Из четырех кораблей обратно прибыли два, а из экипажа вернулось меньше половины.

Таким образом, был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. мор­ской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение евро­пейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Первое кругосветное путешествие Ф.-Магеллана. Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому ко­ролю Ф. Магеллан.

29 сентября 1519 г. Ф. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Ф. Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие бы­ли португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, ан­гличан, негров и представителей других национальностей.

Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Ф. Магел­лан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешествен­ники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим. Пигафетта (внештатный член команды), который вел дневник путешествия, очень выразительно описал плавание по Тихому океану: «В среду, 28 ноября 1520 г., мы вышли из пролива и вступили в обширное море, по которому мы шли в течение трех месяцев и двадцати дней, совершенно не имея свежей пиши. Сухари, которы­ми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, зага­женную мышами и издававшую поэтому невыносимое зловоние. Вода, которую мы вынуждены были пить, была гнилая и вонючая. Чтобы не умереть с голоду, мы ели бычьи кожи, которыми обшивали снасти, чтобы веревки не перетирались о де­рево. Эта кожа под воздействием воды, ветра и солнца так затвердела, что ее нужно было размачивать в морской воде в течение 4 – 5 суток. Затем мы пекли ее на уголь­ях и ели. Часто мы питались древесными опилками, и даже крысы, столь против­ные человеку, сделались таким изысканным блюдом, что за них платили по полду­ката за штуку. Но это еще не все. Самое большое несчастье было в том, что нас нас­тигла болезнь, при которой десны распухали до такой степени, что закрывали зубы как в верхней, так и в нижней части, и люди, пораженные этой болезнью (цингой), не могли принимать никакой пищи. 19 человек из нас умерли. За эти три месяца и двадцать дней мы сделали почти 4 тыс. лит (более 22 тыс. км).»

Вмешавшись в распри двух племенных вождей, на Филиппинах 27 апреля 1521 г.
Ф. Магеллан погиб. Однако путешествие удалось завершить одному из капитанов магеллановской экспедиции. 6 сентября 1522 г. каравелла «Виктория» под командова­нием Элькано вошла в гавань Сан-Лукар де Барамеда, откуда началось плава­ние. Из 265 человек команды возвратилось 17.

Таким образом, Элькано получил от Карла V пенсию в 500 дукатов и герб, изображавший зем­ной шар, с надписью на латинском языке: «Ты первый объехал вокруг меня».
Ф. Магеллан завершил дело, начатое Х. Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плава­ние; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздель­ность океанов, омывающих сушу.

Путешествия и открытия XV– XVI вв. значительно расши­рили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Ф. Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Ве­ликие географические открытия способствовали не только формированию ми­рового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между кон­тинентами, ставших впоследствии туристскими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.073 с.)