Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис капиталистической экономики. Великие географические открытияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце XV — начале XVI вв. при помощи целой серии океанских экспедиций (великие географические открытия) впервые были установлены прямые стабильные экономические связи между Европой и другими частями света. В относительно короткий срок в экономику ряда европейских государств были влиты огромные, еще невиданные в истории материальные ресурсы из Америки, Азии, Африки. Великие плавания были обусловлены, прежде всего, кризисом среднеземноморской торговли вследствие завоевания Турцией Южно-Средиземноморского и Азово-Черноморского бассейнов, что побуждало европейцев искать выход в установлении прямых связей с Востоком. Плывя на Запад, Колумб считал, что Индия находится на западном берегу Атлантики. В XV в. дефицит драгоценных металлов вследствие пассивной торговли Западной Европы с Востоком еще более обострился по причине истощения серебряных рудников Германии. «Жажда золота» (своеобразная фетишизация капитала) толкала европейцев на поиски новых путей на Восток через океан. Играл роль и фактор политического характера — завершение государственного объединения ряда стран Западной Европы. Это особенно касается Испании, объединение которой (конец XV в.) совпало с окончанием многовековой войны за отвоевание страны у арабов, завладевших некогда ею. Многочисленное феодально-воинское сословие осталось не у дел. Экономика Испании была развита слишком слабо для того, чтобы феодалы превратились в крупных сельских хозяев, как в Англии (кроме войны, они ничего не умели и не хотели). Испанская корона направила опасную внутри страны энергию безработных феодалов на завоевание земель за океаном, и это обусловило приоритет Испании в открытии и освоении Центральной и Южной Америки. Большое значение имел прогресс европейской науки и техники, особенно кораблестроения, навигации и космогонии. В XV в. создан первый тип океанского судна — каравелла с тремя рабочими мачтами (предыдущие типы судов имели лишь одну) и ярусным расположением прямоугольных парусов. Это позволяло идти нужным курсом при любом направлении ветра. Успехи навигационной науки заключались, прежде всего, в усовершенствовании компаса, который в XV в. уже получил фактически свой современный вид: магнитная стрелка на острие под стеклянным колпаком. Теоретически возможность трансатлантического плавания была обоснована учением о шарообразности земли. Но все это был лишь потенциал, возможности. Их осуществление, в конечном счете, зависело от психологической готовности живых людей, т.е. от социально-психологического климата в Западной Европе на рубеже XV и XVI вв. Например, само по себе создание каравеллы не означало автоматически успеха. Из трех кораблей экспедиции Колумба было только две каравеллы. В наше время Атлантику переплывают на резиновой лодке (причем без еды и пресной воды), корабле из папируса, в ванне и даже просто вплавь, т.е. такое плавание представляет собой научное или спортивное событие, тогда как в то время это был прорыв в вечность! Чтобы самостоятельно осуществлять выбор целей и средств, находясь в отдалении от родины, необходимо было появление в европейских странах личностей самодействующих. Феодализм за полторы тысячи лет своего существования благодаря присущему ему выбору поведения воспитал навыки самодействия людей. И это в решающие моменты первых океанских плаваний породило нужную энергию, инициативу, гибкость.
МИРОВОЙ РЫНОК К концу XVI в. известная европейцам поверхность земного шара увеличилась в 6 раз. Торговля стала мировой. Расширились не только территориальная сфера обращения, но и торговый ассортимент за счет новых товаров (табак, какао, кофе, чай и др.), резко возрос оборот известных, но редких ранее риса и сахара и особенно азиатских пряностей. В XVI в. годовой ввоз пряностей в Европу превышал объем венецианского и генуэзского импорта более чем в 30 раз — возрос с 200 до 7 000 т. Борьба за овладение новыми рынками привела к созданию в ряде стран монопольных торговых объединений (вместо союзов ганзейского типа). Наиболее мощными из таких объединений были английская и голландская Ост-Индские компании, которые боролись между собой за индийский рынок теми же методами, что и Генуя с Венецией до географических открытий (войны, морской разбой и т.д.). Поскольку произошло перемещение торговых путей из Средиземноморского и Североморского бассейнов на океаны, центральная роль от городов Италии перешла на первых порах к портам Пиренейского полуострова (Лиссабон, Кадис — аванпорт Севильи и др.). Итальянские города переменили торговую специализацию (ввоз в Европу восточных тканей — вывоз на Восток английского сукна). Германские города также оказались в стороне от мировой торговли. Зато первостепенное значение приобрели города Атлантической системы, в первую очередь Антверпен в Нидерландах. Если значение Лиссабона, Севильи зиждилось лишь на ввозе товаров из Америки и Индии, то Антверпен стал подлинным центром мировой торговли — как ввоза, так и вывоза из Европы. Существенно изменилась и техника торговли. В XVI в. объем товарной массы настолько увеличился, что при совершении оптовых сделок осмотр всего объема запродаж был заменен осмотром только образцов товаров. Но для этого требовалось специальное место, и в XVI-в, основывается антверпенская биржа. Постепенно роль центра мировой торговли и кредита переходит к Амстердаму, а затем к Лондону. «Революция цен». В Европе географические открытия отозвались, прежде всего, инфляцией: из открытых земель вывозилось огромное количество золота и серебра, добытого дешевым принудительным трудом туземного населения. Цены в течение XVI в. выросли втрое. Эту инфляцию наивные люди XVI в., по сути, впервые столкнувшиеся с данным явлением, прозвали «революцией цен». Они и не подозревали, что через несколько столетий мир увидит такие инфляции, при которых цены возрастут в сотни, а то и тысячи раз. Вздорожание предметов широкого потребления привело к падению реальных доходов людей, живших на заработную плату, рост которой не поспевал за ростом цен. Так, в Англии за XVI в. цены на товары в среднем повысились на 155%, а заработная плата наемных рабочих — только на 30%. Зато от «революции цен» много выиграла нарождающаяся буржуазия: рабочая сила подешевела, а выпускаемая продукция, наоборот, подорожала. «Революция цен» оказалась выгодной и зависимому крестьянству, поскольку с падением покупательной силы денег уменьшались реальные размеры денежного оброка, а цены на крестьянские сельскохозяйственные продукты баснословно выросли. Зато в результате повышения цен серьезно проигрывали феодалы — размер их денежной ренты был раз и навсегда фиксирован, а жизнь сильно вздорожала. Таким образом, главные социально-экономические итоги великой инфляции XVI в. заключались в общем понижении общественного положения феодалов и таком же подъеме капиталистов. Тем самым «революция цен» сыграла большую роль в формировании капиталистического хозяйства.
Начало колониализма.
Географические открытия, столь благоприятные для европейцев, обернулись для коренного населения открытых земель подлинным адом. Методом функционирования мирового хозяйства стал колониализм, известный еще античной системе хозяйства. Например, греческий заключался в создании переселенческих полисов на средиземноморском или черноморском побережье (так возникли Неаполь, Марсель и много других городов, в том числе и в нашей стране), которые, разрядив перенаселение метрополий, находились с ними в основном в отношениях эквивалентного обмена (туда — продовольствие, оттуда — промышленные товары). Римский колониализм был построен главным образом на внеэкономическом принуждении римской метрополии, высасывающей из колоний все соки. Главным средством колониализма XVI в. явился неэквивалентный обмен (если нельзя было применить прямой грабеж). Первыми созданы португальская и испанская колониальные империи. Португальская колониальная система в основном была построена методом «точечной» колонизации, т.е. путем создания на океанском побережье военно-торговых факторий, откуда отправлялись в Европу награбленные или приобретенные неэквивалентной торговлей пряности. По-другому была организована огромная колониальная империя Испании, сложившаяся к середине XVI в. в Центральной и Южной Америке. Захватив огромные территории, испанцы, естественно, попытались воссоздать там единственный тип хозяйства, который знали, — феодальный. Туземцев массами сгоняли для тяжелой работы на золотых и серебряных рудниках, плантациях сахарного тростника, что привело к их массовому вымиранию. Например, в Перу и Чили за вторую половину XVI в. коренное население сократилось в пять раз — с 1,5 млн. до 300 тыс. человек. Проблема рабочей силы для колоний в Новом Свете решалась чисто насильственным путем — переброской туда захваченных или купленных по дешевке африканцев. Физически более выносливые африканцы стали рабочим контингентом разбитых в Новом свете плантаций по производству сахара, кофе, табака, хлопка. Так в мире возродилось рабовладельческое хозяйство. Его главное отличие от античной экономики состояло в том, что, сколь ни дешевы были рабы-африканцы, они обходились хозяевам во много раз дороже рабов древности. Поэтому воспроизводство рабовладения в колониях носило в основном домашний, а не насильственный характер. В XVI-XVII вв. сложилась прибыльнейшая «индустрия» поставки африканцев в американские колонии. Рейсы работорговых судов ежегодно доставляли на американские рынки 4-6 тыс. африканских рабов. Задача облегчалась племенным строем африканских народов: вожди племен сравнительно недорого продавали своих подданных, особенно охотно меняли их на спиртные напитки (в среднем человек обходился торговцам в 12 гульденов, а продавался в Америке за 300). Монопольное право на поставку африканских рабов в испанскую Америку («асиенто») оспаривалось в XVI — XVIII вв. Португалией, Голландией, Англией. Работорговля по сути представляла собой метод реэксплуатации огромных испанских колоний. Но это был не единственный метод. Англия, Голландия и Франция широко развернули пиратство. Карибский бассейн буквально кишел флибустьерами, грабившими испанский флот, отвозивший золото и серебро из Америки в метрополию (такие суда поднимают со дна моря до сих пор). Так, испанский колониализм работал на более развитые экономически европейские страны. Колониальные захваты продолжались и в следующих столетиях (наиболее крупные — английские в Северной Америке, Азии и на Тихом океане). Постепенно установился главный принцип колониального хозяйства европейских стран: вывоз дешевого сырья и продовольствия, ввоз промтоваров, а затем и капитала (используя дешевую колониальную рабочую силу). Главной силой в колониях стали компрадоры — местные купцы, продающие и перепродающие экспортно-импортные товары.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.193 (0.011 с.) |