Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект Экономическое развитие Китайской Народной РеспубликиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К началу XX столетия Китай по существу был превращен в аграрно-сырьевой придаток империалистических держав. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России оказала огромное влияние на развитие революционной борьбы китайского народа против гнета империализма и феодализма. В начале 20-х годов в Китае возникают первые профсоюзы, объединившие вскоре значительное количество рабочих. В июле 1921 г. прошел первый съезд Коммунистической партии Китая (КПК). В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и стала быстро опережать другие империалистические государства в борьбе за установление контроля над страной. В 1937 г. Япония начала осуществлять план, направленный на захват всего Китая. Началась Национально-освободительная война китайского народа. Уже в 1937 г. Япония захватила обширные районы Китая. Но в районах, не оккупированных японцами, огромные материальные и людские ресурсы, которыми располагал Китай, не были должным образом использованы для борьбы с японскими агрессорами. Экономика разваливалась. Советский Союз оказывал поддержку Китаю в его борьбе с японскими империалистами (крупные займы, поставка вооружений, а советские летчики-добровольцы совместно с китайскими летчиками обороняли города). В течение всей войны на Дальнем Востоке были сосредоточены крупные силы Советской Армии, что сковывало японские вооруженные силы. После победы над гитлеровской Германией в 1945 г. Советская Армия нанесла решающий удар по Квантунской армии Японии. После капитуляции Японии и начала гражданской войны, язанной гоминьданом, Коммунистическая партия Китая заявила усилия на быстрейшее восстановление хозяйства в освобожденных районах и мобилизацию всех сил для полного разгрома врага. С лета 1947 г. демократические силы во главе с КПК стали одерживать решающие победы над чанкайшистскими реакционерами. Накануне победы народно-демократической революции экономика Китая сохраняла свой аграрно-сырьевой характер. Главную роль в ней играло сельское хозяйство. Удельный вес промышленности в валовой продукции в 1949 г. составлял всего 30,1%. На территории Китая, освобожденной Народно-освободительной армией (НОА), начинали проводиться аграрные преобразования. К осени 1949 г. НОА освободила всю территорию Северо-Западного и Центрального Китая, значительную часть территории Южного и Юго-Западного Китая. 21—30 сентября 1949 г. в Пекине состоялась 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) — высшего органа Единого народно-демократического фронта, которая сформировала центральные органы власти и утвердила Общую программу НПКСК. Сессия 1 октября 1949 г. провозгласила образование Китайской Народной Республики (КНР). В ходе революции была ликвидирована старая система государственной власти и утвердилась власть народной демократии. В экономической области решающими мероприятиями явились национализация имущества крупных представителей монополистического (компрадорско-бюрократического) капитала и военных преступников, врагов народа. Были национализированы крупные лесные массивы, ирригационные сооружения, целинные и пустующие земли, водоемы и реки, крупные рудники и копи, все железные дороги, средства связи, крупнейшие банки. Национализация обеспечила создание государственного сектора, ставшего экономической опорой народно-демократического государства. В 1950 г. на долю государственного сектора приходилось 71,3% добычи угля, 100% добычи нефти, 74% выработки электроэнергии, 97% производства стальных изделий, 45% продукции машиностроения и значительная часть продукции легкой и пищевой промышленности. Опираясь на государственный сектор, народно-демократическое государство проводило огромную работу по организации народных масс на восстановление народного хозяйства. Процесс восстановления органически сочетался с глубокими социально-экономическими преобразованиями. В 1952 г. производство электроэнергии уже более чем и 1/5 превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения страны. В 1950 г. был превышен максимальный довоенный уровень хлопчатобумажного производства, а в 1952 г оно почти удвоилось. Для роста сельскохозяйственного производства огромное значение имела земельная реформа. Закон о земельной реформе был принят 28 июня 1950 г. Революционно-аграрные преобразования осуществлялись постепенно. Важнейшими из них стали: снижение арендной платы до уровня ссудного процента, широкое вовлечение крестьян в крестьянские союзы, распределение конфискованных помещичьих земель и имущества, проверка правильности проведенного раздела земли. Помещики также могли получать землю в соответствии с нормами, принятыми для крестьян, кроме помещиков-контрреволюционеров. К началу 1953 г. более 300 млн крестьян, которые в прошлом владели жалкими клочками земли или не имели ее вовсе, получили около 700 млн му (46,6 млн га), большое количество сельскохозяйственных орудий и скота. Крестьяне в своей массе стали собственниками важнейшего средства производства — земли. Во многих районах страны доля середняков в общем числе крестьян с 20% до реформы возросла до 53—80%, а доля батраков и бедняков уменьшилась соответственно с 70 до 10—20%. За короткий срок (1950—1952 гг.) в важнейших отраслях сельского хозяйства был достигнут довоенный уровень. За три года были полностью восстановлены транспорт и связь и достигнуты новые успехи в развитии этих отраслей народного хозяйства. С первых же дней народная власть приняла меры для укрепления финансов и предотвращения инфляции. Была создана единая общегосударственная финансовая система, централизовано руководство финансами и денежным обращением, установлена государственная валютная монополия. К концу 1952 г. все основные отрасли промышленности и сельского хозяйства, а также транспорт были восстановлены' Наметились сдвиги в структуре народного хозяйства. Был разработан первый пятилетний план развития нароД' ного хозяйства КНР на 1953—1957 гг. Одновременно с индустриализацией началась подготовка проведению социалистических преобразований во всех отраслях экономики. Экономическое и научно-техническое сотрудничество КНР оциалистическими странами облегчило китайскому народу решение проблемы накопления и получения необходимых для промышленного строительства оборудования, машин и материалов. 14 февраля 1950 г. между СССР и КНР был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Одновременно был заключен ряд экономических соглашений, важных для Китая. Для ликвидации недостатка в квалифицированных промышленных кадрах в КНР в годы первой пятилетки была создана широкая сеть промышленно-технического обучения сотен тысяч рабочих. Были организованы новые научные учреждения. В первой пятилетке были созданы новые отрасли промышленности: автомобилестроение, тракторостроение, транспортное машиностроение (производство мощных паровозов), станкостроение, производство энергетического и металлургического оборудования, высококачественных легированных сталей; заложена основа отечественного авиастроения. В результате выполнения первого пятилетнего плана удельный вес современной заводской промышленности в валовой продукции народного хозяйства повысился с 26,7% в 1952 г. до 40% в 1957 г. В годы первой пятилетки были созданы условия для массового кооперирования, чему способствовали: финансовая помощь сельскому хозяйству со стороны государства; организация крупных государственных сельскохозяйственных предприятий (госхозы, МТС, агротехнические станции); распространение снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации как переходных форм кооперирования. За годы первой пятилетки удельный вес орошаемых земель вырос (в 1949 г. орошаемые поля составляли 20,7% сельскохозяйственных угодий, а в 1957 г. - 31%). В годы первой пятилетки была в основном решена чрезвычайно важная и сложная задача социалистического преобразования капиталистической промышленности и торговли Утем использования различных форм государственного капитализма. В конце 1955 г. был взят курс на преобразование частной промышленности и торговли. При этом для национальной буржуазии были установлены высокая заработная плата тем ее представителям, которые согласились работать на Ham. онализированных предприятиях, и высокий уровень процентов, выплачиваемых бывшим владельцам предприятий за на ционализированные средства производства на смешанных го. сударственно-капиталистических предприятиях. С 1953 г. были введены централизованные плановые заготовки и распределение зерна, хлопка, растительного масла. Были приняты основные плановые задания на вторую пятилетку (1958—1962 гг.). В 1949 г. доля промышленности в валовой продукции народного хозяйства составила 30%. С 1971 г. Китай формально приступил к выполнению четвертой пятилетки, но ее задания остались столь же мифическими, как и в третьей пятилетке. В январе 1975 г. в выступлении Чжоу Эньлая на сессии ВСНП был выдвинут лозунг модернизации сельского хозяйства, промышленности и национальной обороны, науки и техники для достижения цели занять одно из первых мест в мире в экономическом развитии. Возвращение к лозунгу модернизации означало отказ от иррациональной экономической и социальной политики, которая проводилась в последние годы «культурной революции», но в то же время указывало на сохранение главной националистической цели — превращения Китая в военную сверхдержаву. В августе 1977 г. состоялся XI съезд КПК, объявивший о завершении «культурной революции», начатой в 1966 г. В феврале—марте 1978 г. проходила сессия ВСНП. Ей предшествовал пленум ЦК КПК, утвердивший доклад о работе правительства, проект 10-летнего плана развития национальной экономики и новую конституцию. В 10-летнем плане экономического развития определялось к 1985 г. достичь производства зерна в объеме 400 млн. т, выплавку стали довести до 60 млн. т. С 1978 по 1985 гг. валовый объем сельскохозяйственного производства должен был расти ежегодно на 4—5%, а валовый объем промышленного производства — не более чем на 10% в год. В руководстве КПК возобладала группировка «прагматиков», которая начала проводить некоторые реформы в рамках социально-экономической системы Китая.Была восстановлена деятельность съездов КПК, Всекитайского собрания народных представителей, Государственного Совета КНР, всех министерств и ведомств; работа всех этих субститугов была парализована или прервана в период «культурной революции». Была возобновлена деятельность органов планирования экономики, профсоюзов, молодежных органицаций, творческих объединений. В 1979 г. программы модернизации были скорректированы курсом на урегулирование», который был рассчитан на 1979—1981 гг. В июле 1979 г. Госсовет КНР принял ряд документов относительно реформ, касающихся руководства экономикой, права промышленных предприятий на самоопределение. Эти меры имели специальной целью ликвидацию более чем 20-миллионной армии безработных в крупнейших городах Китая. Проблема прибыльности и рентабельности становится центральной в деятельности предприятий. Государство преобразовало, а частью закрыло, в 1979 г. 3600 промышленных объектов, поскольку они были убыточными и дорогостоящими. Ряду предприятий и объединений разрешалось сохранять часть своей прибыли и использовать ее для закупки нового оборудования, а также для расширения программы социального обеспечения рабочих или для их премирования. Примерно 1500 предприятиям и компаниям было разрешено продавать свою продукцию не только государству, но и непосредственно на рынке. Наиболее важные преобразования стали проводиться в сельском хозяйстве. В «коммунах», созданных в 1958 г., основной единицей стала производственная бригада — хозрасчетное объединение, распространенное, как правило, на всю деревню. Хозрасчетная бригада сдает государству установленную величину продукции, остальное остается в ее распоряжении. В последующем широкое распространение получил «семейный подряд», появились «специализированные дворы» и «новые хозяйственные объединения». В результате улучшилось снабжение населения продовольственными товарами и через государственную систему, и через свободный рынок. По признанию государственного статистического управления КНР, в целом экономические показатели страны за 1980 г. Нельзя считать удовлетворительными»: примерно 23% государственных промышленных предприятий и 40% сельских гостов оказались убыточными. В декабре 1982г. Всекитайским собранием народных пре ставителей был одобрен шестой пятилетний план экономического и социального развития КНР на 1981—1985 гг. Принятие плана только в конце второго года пятилетй, объяснялось на сессии «отсутствием объективных условий дд составления более или менее целостного плана» вследстви «разрушительной 10-летней смуты» (так называют теперь в Китае «культурную революцию»), когда «работа по составлению плана была почти парализована». Шестая пятилетка должна была стать начальным этапом выполнения задачи, поставленной XII съездом КПК в сентябре 1982 г., — к концу столетия увеличить объем промышленного и сельскохозяйственного производства в 4 раза. Была выдвинута задача большей сбалансированности государственного бюджета. В последние годы народное хозяйство КНР получило определенное развитие. За пять лет, с 1979 по 1983 гг., среднегодовые темпы прироста промышленного и сельскохозяйственного производства составили 7,9%. Товарность зернового хозяйства удалось поднять с 20 до 30%. В 1984 г. сбор зерна составил 47 млн. т. В мае 1984 г. вновь говорилось о нехватке энергии и сырья, крайне напряженном положении на транспорте, низкой эффективности и отсталой структуре производства, дефиците государственных финансов. Проблемы экономики КНР предполагалось решать «путем ускорения широкой и всесторонней реформы» — наряду с мерами по совершенствованию планирования и управления, возрождением многоукладности экономики, методов конкурентной борьбы, поощрением развития единоличного сектора. Одно из средств развития экономики видят в проведении курса на привлечение государством ссудного и предпринимательского капитала (в 1979—1982 гг. реально было привлечено из-за рубежа в виде банковских ссуд 10,8 млрд. долл. и 1,8 млрд долл. прямых инвестиций). В 1984 г. с участием иностранного капитала в КНР осуществлялось более 3 тыс. различных проектов. Зарубежным вкладчикам полностью принадлежали 53 предприятия, а на паевой основе. Для привлечения иностранных инвестиций на территории КНР были созданы четыре «специальные экономические зоны», «открыты» 14 приморских городов. Несмотря на ряд хороших урожаев последних лет, производство зерна на душу населения составляет в КНР около 400 кг, что едва обеспечивает минимальные потребности в продовольствии. Начавшееся в последние годы повышение жизненного уровня сельского населения пока реально затронуло примерно треть крестьянских семей. Средняя заработная плата городских рабочих и служащих пятилетие (1979—1983 гг.) увеличилась в целом на 15,3%, возросли доходы крестьян. За тот же период в городах и поселках было трудоустроено около 40 млн. человек. После более чем двадцатиленего периода застоя несколько расширилось жилищное строительство. В экспорте КНР в социалистические страны главное место в этот период принадлежало сырьевым материалам, продовольствию и промышленным товарам народного потребления. С начала 60-х годов руководство КНР свертывает внешнеэкономические связи с социалистическими странами и налаживает широкие торговые связи с капиталистическим миром. В последующие годы процесс переориентации внешнеэкономических связей Китая на капиталистические страны усилился. В 1977—1979 гг. удельный вес капиталистических стран то внешнем товарообороте КНР повысился с 83 до 88%, а социалистических стран — снизился с 17 до 12% (в 1980 г. — до 10%). Внешнеторговый оборот КНР в 1980 г. составил 37,82 млрд долл., в 1981 г. — 43,13 и в 1982 г. — 40,88 млрд долл. При этом в 1982 г. произошло некоторое увеличение товарооборота с социалистическими странами по сравнению с 1981 г., хотя в целом его доля оставалась по-прежнему небольшой (7,4%). Доля развитых капиталистических стран во внешнеторговом обороте КНР в 1982 г. составляла 54,9%. Китай стремился осуществлять экспортную экспансию в развивающиеся страны, и в 1982 г. его экспорт в эти государства достиг 5,9 млрд долл., импорт — 2,76 млрд долл. В целом для внешней торговли Китая с развитыми капиталистическими странами характерен резкий рост дефицита внешнеторгового баланса. Только за три года (1979—1981 гг.) дефицит торгового баланса КНР со странами Запада и Японией Равнялся 18,5 млрд. долл. В 1982 г. пассив во внешней торговле и с этими государствами вновь составил 3,7 млрд долл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.143 (0.012 с.) |