Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект Экономическое развитие Китайской Народной Республики

Поиск

 

К началу XX столетия Китай по существу был превращен в аграрно-сырьевой придаток империалистических держав.

Победа Великой Октябрьской социалистической револю­ции в России оказала огромное влияние на развитие револю­ционной борьбы китайского народа против гнета империализ­ма и феодализма. В начале 20-х годов в Китае возникают первые профсоюзы, объединившие вскоре значительное количество рабочих. В июле 1921 г. прошел первый съезд Коммунистичес­кой партии Китая (КПК).

В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и ста­ла быстро опережать другие империалистические государства в борьбе за установление контроля над страной.

В 1937 г. Япония начала осуществлять план, направленный на захват всего Китая. Началась Национально-освободительная война китайского народа. Уже в 1937 г. Япония захватила об­ширные районы Китая. Но в районах, не оккупированных япон­цами, огромные материальные и людские ресурсы, которыми располагал Китай, не были должным образом использованы для борьбы с японскими агрессорами. Экономика разваливалась.

Советский Союз оказывал поддержку Китаю в его борьбе с японскими империалистами (крупные займы, поставка воору­жений, а советские летчики-добровольцы совместно с китайс­кими летчиками обороняли города). В течение всей войны на Даль­нем Востоке были сосредоточены крупные силы Советской Ар­мии, что сковывало японские вооруженные силы. После победы над гитлеровской Германией в 1945 г. Советская Армия нанесла решающий удар по Квантунской армии Японии. После капитуляции Японии и начала гражданской войны, язанной гоминьданом, Коммунистическая партия Китая заявила усилия на быстрейшее восстановление хозяйства в освобожденных районах и мобилизацию всех сил для полного разгрома врага. С лета 1947 г. демократические силы во главе с КПК стали одерживать решающие победы над чанкайшистскими реакционерами.

Накануне победы народно-демократической революции экономика Китая сохраняла свой аграрно-сырьевой характер. Главную роль в ней играло сельское хозяйство. Удельный вес промышленности в валовой продукции в 1949 г. составлял все­го 30,1%. На территории Китая, освобожденной Народно-ос­вободительной армией (НОА), начинали проводиться аграр­ные преобразования.

К осени 1949 г. НОА освободила всю территорию Северо-Западного и Центрального Китая, значительную часть терри­тории Южного и Юго-Западного Китая. 21—30 сентября 1949 г. в Пекине состоялась 1-я сессия Народного политического кон­сультативного совета Китая (НПКСК) — высшего органа Еди­ного народно-демократического фронта, которая сформиро­вала центральные органы власти и утвердила Общую програм­му НПКСК. Сессия 1 октября 1949 г. провозгласила образова­ние Китайской Народной Республики (КНР).

В ходе революции была ликвидирована старая система государственной власти и утвердилась власть народной демократии. В экономической области решающими мероприятиями яви­лись национализация имущества крупных представителей мо­нополистического (компрадорско-бюрократического) капита­ла и военных преступников, врагов народа.

Были национализированы крупные лесные массивы, ир­ригационные сооружения, целинные и пустующие земли, во­доемы и реки, крупные рудники и копи, все железные дороги, средства связи, крупнейшие банки.

Национализация обеспечила создание государственного сектора, ставшего экономической опорой народно-демокра­тического государства. В 1950 г. на долю государственного сектора приходилось 71,3% добычи угля, 100% добычи нефти, 74% выработки электроэнергии, 97% производства стальных изде­лий, 45% продукции машиностроения и значительная часть продукции легкой и пищевой промышленности.

Опираясь на государственный сектор, народно-демократическое государство проводило огромную работу по организа­ции народных масс на восстановление народного хозяйства. Процесс восстановления органически сочетался с глубокими социально-экономическими преобразованиями.

В 1952 г. производство электроэнергии уже более чем и 1/5 превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения страны. В 1950 г. был превышен максимальный довоенный уровень хлопчатобумажного производства, а в 1952 г оно почти удвоилось.

Для роста сельскохозяйственного производства огромное значение имела земельная реформа. Закон о земельной реформе был принят 28 июня 1950 г. Революционно-аграрные преобразования осуществлялись постепенно. Важнейшими из них стали: снижение арендной платы до уровня ссудного процента, широкое вовлечение крестьян в крестьянские со­юзы, распределение конфискованных помещичьих земель и имущества, проверка правильности проведенного раздела земли.

Помещики также могли получать землю в соответствии с нормами, принятыми для крестьян, кроме помещиков-контр­революционеров. К началу 1953 г. более 300 млн крестьян, ко­торые в прошлом владели жалкими клочками земли или не имели ее вовсе, получили около 700 млн му (46,6 млн га), большое количество сельскохозяйственных орудий и скота. Крестьяне в своей массе стали собственниками важнейшего средства производства — земли.

Во многих районах страны доля середняков в общем числе крестьян с 20% до реформы возросла до 53—80%, а доля батра­ков и бедняков уменьшилась соответственно с 70 до 10—20%.

За короткий срок (1950—1952 гг.) в важнейших отраслях сельского хозяйства был достигнут довоенный уровень.

За три года были полностью восстановлены транспорт и связь и достигнуты новые успехи в развитии этих отраслей народного хозяйства.

С первых же дней народная власть приняла меры для ук­репления финансов и предотвращения инфляции. Была созда­на единая общегосударственная финансовая система, центра­лизовано руководство финансами и денежным обращением, установлена государственная валютная монополия.

К концу 1952 г. все основные отрасли промышленности и сельского хозяйства, а также транспорт были восстановлены' Наметились сдвиги в структуре народного хозяйства.

Был разработан первый пятилетний план развития нароД' ного хозяйства КНР на 1953—1957 гг.

Одновременно с индустриализацией началась подготовка проведению социалистических преобразований во всех отраслях экономики.

Экономическое и научно-техническое сотрудничество КНР оциалистическими странами облегчило китайскому народу решение проблемы накопления и получения необходимых для промышленного строительства оборудования, машин и мате­риалов.

14 февраля 1950 г. между СССР и КНР был подписан Дого­вор о дружбе и сотрудничестве.

Одновременно был заключен ряд экономических соглаше­ний, важных для Китая.

Для ликвидации недостатка в квалифицированных про­мышленных кадрах в КНР в годы первой пятилетки была создана широкая сеть промышленно-технического обучения сотен тысяч рабочих. Были организованы новые научные учреждения.

В первой пятилетке были созданы новые отрасли промыш­ленности: автомобилестроение, тракторостроение, транспорт­ное машиностроение (производство мощных паровозов), стан­костроение, производство энергетического и металлургичес­кого оборудования, высококачественных легированных сталей; заложена основа отечественного авиастроения.

В результате выполнения первого пятилетнего плана удель­ный вес современной заводской промышленности в валовой продукции народного хозяйства повысился с 26,7% в 1952 г. до 40% в 1957 г.

В годы первой пятилетки были созданы условия для массо­вого кооперирования, чему способствовали: финансовая по­мощь сельскому хозяйству со стороны государства; организа­ция крупных государственных сельскохозяйственных предпри­ятий (госхозы, МТС, агротехнические станции); распростра­нение снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации как переходных форм кооперирования.

За годы первой пятилетки удельный вес орошаемых земель вырос (в 1949 г. орошаемые поля составляли 20,7% сельскохо­зяйственных угодий, а в 1957 г. - 31%).

В годы первой пятилетки была в основном решена чрез­вычайно важная и сложная задача социалистического преоб­разования капиталистической промышленности и торговли Утем использования различных форм государственного капитализма. В конце 1955 г. был взят курс на преобразование частной промышленности и торговли. При этом для национальной буржуазии были установлены высокая заработная плата тем ее представителям, которые согласились работать на Ham. онализированных предприятиях, и высокий уровень процентов, выплачиваемых бывшим владельцам предприятий за на ционализированные средства производства на смешанных го. сударственно-капиталистических предприятиях.

С 1953 г. были введены централизованные плановые заго­товки и распределение зерна, хлопка, растительного масла. Были приняты основные плановые задания на вторую пяти­летку (1958—1962 гг.).

В 1949 г. доля промышленности в валовой продукции на­родного хозяйства составила 30%.

С 1971 г. Китай формально приступил к выполнению чет­вертой пятилетки, но ее задания остались столь же мифичес­кими, как и в третьей пятилетке.

В январе 1975 г. в выступлении Чжоу Эньлая на сессии ВСНП был выдвинут лозунг модернизации сельского хозяй­ства, промышленности и национальной обороны, науки и тех­ники для достижения цели занять одно из первых мест в мире в экономическом развитии.

Возвращение к лозунгу модернизации означало отказ от ир­рациональной экономической и социальной политики, которая проводилась в последние годы «культурной революции», но в то же время указывало на сохранение главной националистичес­кой цели — превращения Китая в военную сверхдержаву.

В августе 1977 г. состоялся XI съезд КПК, объявивший о завершении «культурной революции», начатой в 1966 г.

В феврале—марте 1978 г. проходила сессия ВСНП. Ей пред­шествовал пленум ЦК КПК, утвердивший доклад о работе правительства, проект 10-летнего плана развития националь­ной экономики и новую конституцию.

В 10-летнем плане экономического развития определялось к 1985 г. достичь производства зерна в объеме 400 млн. т, вып­лавку стали довести до 60 млн. т. С 1978 по 1985 гг. валовый объем сельскохозяйственного производства должен был расти ежегодно на 4—5%, а валовый объем промышленного произ­водства — не более чем на 10% в год.

В руководстве КПК возобладала группировка «прагмати­ков», которая начала проводить некоторые реформы в рамках социально-экономической системы Китая.Была восстановлена деятельность съездов КПК, Всекитайского собрания народных представителей, Государственного Совета КНР, всех министерств и ведомств; работа всех этих субститугов была парализована или прервана в период «культурной революции». Была возобновлена деятельность органов планирования экономики, профсоюзов, молодежных органицаций, творческих объединений.

В 1979 г. программы модернизации были скорректированы курсом на урегулирование», который был рассчитан на 1979—1981 гг.

В июле 1979 г. Госсовет КНР принял ряд документов отно­сительно реформ, касающихся руководства экономикой, пра­ва промышленных предприятий на самоопределение. Эти меры имели специальной целью ликвидацию более чем 20-миллион­ной армии безработных в крупнейших городах Китая.

Проблема прибыльности и рентабельности становится цен­тральной в деятельности предприятий. Государство преобразо­вало, а частью закрыло, в 1979 г. 3600 промышленных объектов, поскольку они были убыточными и дорогостоящими.

Ряду предприятий и объединений разрешалось сохранять часть своей прибыли и использовать ее для закупки нового оборудования, а также для расширения программы социаль­ного обеспечения рабочих или для их премирования.

Примерно 1500 предприятиям и компаниям было разре­шено продавать свою продукцию не только государству, но и непосредственно на рынке.

Наиболее важные преобразования стали проводиться в сель­ском хозяйстве. В «коммунах», созданных в 1958 г., основной единицей стала производственная бригада — хозрасчетное объе­динение, распространенное, как правило, на всю деревню. Хозрасчетная бригада сдает государству установленную вели­чину продукции, остальное остается в ее распоряжении. В пос­ледующем широкое распространение получил «семейный подряд», появились «специализированные дворы» и «новые хо­зяйственные объединения». В результате улучшилось снабжение населения продовольственными товарами и через государствен­ную систему, и через свободный рынок.

По признанию государственного статистического управления КНР, в целом экономические показатели страны за 1980 г. Нельзя считать удовлетворительными»: примерно 23% государственных промышленных предприятий и 40% сельских гос­тов оказались убыточными. В декабре 1982г. Всекитайским собранием народных пре ставителей был одобрен шестой пятилетний план экономического и социального развития КНР на 1981—1985 гг.

Принятие плана только в конце второго года пятилетй, объяснялось на сессии «отсутствием объективных условий дд составления более или менее целостного плана» вследстви «разрушительной 10-летней смуты» (так называют теперь в Китае «культурную революцию»), когда «работа по составле­нию плана была почти парализована».

Шестая пятилетка должна была стать начальным этапом выполнения задачи, поставленной XII съездом КПК в сентябре 1982 г., — к концу столетия увеличить объем промышленного и сельскохозяйственного производства в 4 раза. Была выдвинута задача большей сбалансированности государственного бюджета. В последние годы народное хозяйство КНР получило опре­деленное развитие.

За пять лет, с 1979 по 1983 гг., среднегодовые темпы при­роста промышленного и сельскохозяйственного производства составили 7,9%. Товарность зернового хозяйства удалось под­нять с 20 до 30%. В 1984 г. сбор зерна составил 47 млн. т.

В мае 1984 г. вновь говорилось о нехватке энергии и сырья, крайне напряженном положении на транспорте, низкой эф­фективности и отсталой структуре производства, дефиците государственных финансов.

Проблемы экономики КНР предполагалось решать «путем ускорения широкой и всесторонней реформы» — наряду с ме­рами по совершенствованию планирования и управления, воз­рождением многоукладности экономики, методов конкурент­ной борьбы, поощрением развития единоличного сектора.

Одно из средств развития экономики видят в проведении курса на привлечение государством ссудного и предпринима­тельского капитала (в 1979—1982 гг. реально было привлечено из-за рубежа в виде банковских ссуд 10,8 млрд. долл. и 1,8 млрд долл. прямых инвестиций). В 1984 г. с участием иностранного капитала в КНР осуществлялось более 3 тыс. различных проек­тов. Зарубежным вкладчикам полностью принадлежали 53 пред­приятия, а на паевой основе.

Для привлечения иностранных инвестиций на территории КНР были созданы четыре «специальные экономические зоны», «открыты» 14 приморских городов.

Несмотря на ряд хороших урожаев последних лет, произ­водство зерна на душу населения составляет в КНР около 400 кг, что едва обеспечивает минимальные потребности в продовольствии. Начавшееся в последние годы повышение жизненного уровня сельского населения пока реально затронуло примерно треть крестьянских семей.

Средняя заработная плата городских рабочих и служащих пятилетие (1979—1983 гг.) увеличилась в целом на 15,3%, возросли доходы крестьян. За тот же период в городах и посел­ках было трудоустроено около 40 млн. человек. После более чем двадцатиленего периода застоя несколько расширилось жилищное строительство.

В экспорте КНР в социалистические страны главное место в этот период принадлежало сырьевым материалам, продоволь­ствию и промышленным товарам народного потребления.

С начала 60-х годов руководство КНР свертывает внеш­неэкономические связи с социалистическими странами и на­лаживает широкие торговые связи с капиталистическим ми­ром.

В последующие годы процесс переориентации внешнеэко­номических связей Китая на капиталистические страны уси­лился. В 1977—1979 гг. удельный вес капиталистических стран то внешнем товарообороте КНР повысился с 83 до 88%, а социалистических стран — снизился с 17 до 12% (в 1980 г. — до 10%).

Внешнеторговый оборот КНР в 1980 г. составил 37,82 млрд долл., в 1981 г. — 43,13 и в 1982 г. — 40,88 млрд долл. При этом в 1982 г. произошло некоторое увеличение товарооборота с со­циалистическими странами по сравнению с 1981 г., хотя в це­лом его доля оставалась по-прежнему небольшой (7,4%). Доля развитых капиталистических стран во внешнеторговом обороте КНР в 1982 г. составляла 54,9%. Китай стремился осуществлять экспортную экспансию в развивающиеся страны, и в 1982 г. его экспорт в эти государства достиг 5,9 млрд долл., импорт — 2,76 млрд долл.

В целом для внешней торговли Китая с развитыми капита­листическими странами характерен резкий рост дефицита внеш­неторгового баланса. Только за три года (1979—1981 гг.) дефицит торгового баланса КНР со странами Запада и Японией Равнялся 18,5 млрд. долл. В 1982 г. пассив во внешней торговле и с этими государствами вновь составил 3,7 млрд долл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.143 (0.012 с.)