Цели и задачи научного исследования туризма 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи научного исследования туризма



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В учебном пособии рассмотрена взаимосвязь различных научных знаний, оказывающих существенное влияние на методы научных исследований в туризме, их использование в решении конкретных научных проблем. Широкое применение в научных исследованиях получила комплексная методика с использованием моделирования методов системного анализа. Знание общих методов научного познания общих закономерностей в туризме служит исходной предпосылкой успешного решения частных научных проблем.

Одной из главных тенденций развития науки о туризме является ее проникновение во внутренние связи и отношения в туризме, обнаружение сущности процессов. Эта тенденция проявляется в

формировании фундаментальных законов, лежащих в основе функционирования и развития туризма

и его конкретных проявлений.

Важное место в учебном пособии занимает рассмотрение общей и частной методологии в исследовании туризма, использование методов таких научных дисциплин, как экономика, менеджмент, право, социология, психология, информатика, медико-биологическая наука, направленная на оздоровление человека. Раскрыты сущность и содержание современных методов исследования как основы выработки стратегии туристской отрасли. Большое внимание уделено методам менеджмента и маркетинга, прогнозным методам, методам определения стратегических альтернатив, выявления конкурентного преимущества и др.

В учебном пособии отражена методологическая основа международного сотрудничества в туризме. Показаны методы, применяемые в бухгалтерской деятельности, а также логическая последовательность исследовательского процесса в туризме, постановка и формулирование научной проблемы, обоснование научной гипотезы.

Изучив широкий спектр методов и методических приемов, специалисты смогут профессионально исполнять свои обязанности на турпредприятии, занять свою нишу на рынке услуг, устойчиво

развиваться в условиях конкуренции.


ВВЕДЕНИЕ Основы турбизнеса

Государственная политика в туризме начинается тогда, когда миллионам людей необходимо обеспечить плодотворный отдых. Для решения этой проблемы особое значение имеет вопрос о количестве граждан, которые желают хорошо провести свой отпуск, и количестве гостиниц, которые могут предоставить места для проживания.

Туризм — эта та часть индустрии гостеприимства, где граждане могут удовлетворить свои физические, интеллектуальные, этические и психологические потребности.

Важной проблемой туризма является поиск новых форм и способов ведения коммерческой

деятельности. Правильно предвидеть характер будущего туристского рынка, выработать формы и способы ведения предпринимательства — означает добиться дополнительного преимущества над

конкурентами, обеспечить успех собственного предпринимательства в туризме (турбизнеса).

Новые способы ведения турбизнеса определяются не только эмпирически. Выявив его общие законы, можно выработать методологические принципы анализа форм и способов ведения турбизнеса, определить тенденции его развития. Методологическая подготовленность менеджеров в совершенствовании известных и разработке новых способов ведения хозяйствования в турбизнесе приобретает важность в связи с постоянными новшествами в туризме, его техническим оснащением, нацеленностью на стратегию.

Бизнес-планирование, подготовка специалистов, материально- техническая оснащенность, научные исследования, стратегия развития зависят от достигнутой в данный момент ступени

производства турпродукта, от информационного обеспечения. Большое значение имеет творчество менеджеров, которые могут «изобретать» турпродукт, лучше адаптироваться к рынку услуг, влиять на

ход развития отрасли в целом. Многое зависит от талантливых специалистов, их решающей роли в развитии современного туризма.

Развитие форм и способов ведения турбизнеса зависит не только от качества, но и количества специалистов и технических средств. Качественные сдвиги в развитии форм и способов ведения тур- бизнеса происходят при определенном количестве новой техники. Это служит материальной базой

для возникновения новых видов туризма, например экстремального туризма, что способствует производству технических средств, обучению специалистов и потребителей.

Современный рынок туристских услуг — это переплетение взаимосвязанных и противоречивых процессов. Можно досконально знать турбизнес, его законы, но каждый конкретный случай будет иметь свою специфику. Опыт, интуиция менеджера, его кругозор должны помочь ему быстро найти

оригинальное решение, слабое место у конкурентов и использовать его д ля решения своих задач.

Широкомасштабное развитие туризма способствует утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопониманию между народами. Туризм содействует

культурному сотрудничеству, улучшает социально-экономические отношения между народами

разных культур.

Исследования в области туризма показывают, что он стал не только общественным, но и экономическим явлением. Функциональные признаки видов и форм туризма — это массовость, экономический фактор, решение социальных проблем.

Массовый туризм решает задачу достижения высокой степени физического развития личности. Он осуществляет такие социальные функции, как оздоровительная и воспитательная.

В эпоху глобализации туризм стал инструментом экономики.

Престижность туризма, как составной части индустрии гостеприимства, влияет на сознание и чувства людей. Такие функции туризма, как профессионализм, престижность, коммуникативность

определяют его место в социальной системе.

Функции туризма

Туризму присущи следующие общекультурные и общевоспитательные функции:

эстетические — удовлетворение потребности личности в общем гармоническом развитии;

нормативные — выработка и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение;

информационные — реализация, накопление, распределение и передача от поколения к поколению сведений о достопримечательностях, культурных ценностях народов, их возможностях, средствах и путях их совершенствования;


правовые — регламентирование туристской деятельности законами, международными и отечественными правовыми актами;

экономические — материально-финансовое и техническое обеспечение деятельности турпредприятий специалистов, содержание и эксплуатация сооружений, оплата труда.

В процессе туристской деятельности люди вступают в разнообразные специфические отношения,

которые, в свою очередь, включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность этих отношений является определяющей основой формирующего влияния туризма на личность, повышения активности в социальном плане. В туристских мероприятиях процесс социализации личности проходит ускоренными темпами и оказывает непосредственное влияние на повышение общественной активности.

В обществе постоянно возрастает необходимость воспитания подрастающего поколения, что требует всемерного поощрения всех видов и форм туризма.

Глава 1

Методологические подходы к исследованию туристской деятельности

 

Требования к методам исследования в туризме

Главные требования к методам исследования в туризме можно сформулировать следующим

образом:

1. Постоянное обогащение теории туризма имеет большое практическое значение в совершенствовании методов научного познания. Каждый новый этап в развитии туризма требует

совершенствования методов научного исследования, поиска новых путей в решении теоретических и практических задач. Познание в этой области с объективной необходимостью приводит к

применению и обновлению в науке о туризме следующих методов: экономико-математических, психологических^ социальных, моделирования и проектирования.

2. Методы научного исследования должны отражать сущность изучаемого объекта, специфику

самого познавательного процесса. Эти методы науки многообразны, они строятся с использованием комплекса других наук, например философии и социологии, истории и психологии, экономики, управления и права.

3. Методы научного исследования не должны нести в себе тех целей, стремлений, задач, которые ставят перед собой специалисты, а также не должны соответствовать уровню их подготовки,

направленности исследования. Влияние целей научного исследования на методы исследований проявляется в выборе приемов и способов изучения и отбора материала, подлежащего изучению, в

постановке проблемных вопросов, в содержании и объеме выполняемой работы. Выбор методов исследования в туризме зависит от специалистов, их интеллектуальных возможностей и таланта, от

социальных условий.

Методы исследований, используемые в туризме, условно можно классифицировать и объединить в группы по степени их общности и содержания.


Диалектический метод играет ведущую роль в совершенствовании знаний о туризме, поскольку отражает общие законы развития и познания всех явлений действительности. Все другие методы могут применяться с наибольшим эффектом только в связи с диалектикой и на ее основе.

Специальные методы научного познания логически подчинены диалектическому методу, вытекают из него, руководствуются им. Специальные методы в туризме сформулированы в результате практической деятельности. С их помощью можно изучать сегменты туризма, взаимосвязи его с искусством, народным творчеством, зодчеством и др.

К числу специальных методов научного исследования можно отнести маркетинг туристской рекламы, онлайновый маркетинг, продвижение турпродукта на выставках и ярмарках.

По характеру выполняемых задач можно использовать такие методы, как прогнозирование

развития туризма в регионах Российской Федерации, перспективное бизнес-планирование, привлечение инвестиций в развитие туризма малых городов страны, изучение ретроспективного опыта работы туроператоров с точки зрения требований глобального развития туризма, космического туризма.

Специфика познавательной деятельности человека и ее особенности применительно к туризму находят свое выражение в общенаучных эмпирических и логических методах, применяемых в

научном познании. Наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, сравнение и аналогия, восхождение

от абстрактного к конкретному, единство, исторического и логического подхода — все это богатство методов, в основе которых лежат закономерности отражения действительности в сознании человека.

Их совершенствование в соответствии с особенностями и задачами развития современного туризма

остается

1.6. Значение научных дисциплин при методологическом исследовании в туризме

Философия. Большое значение для научного исследования туризма имеет философия, которая,

обобщая достижения различных наук и практики человечества, выработала свой метод познания — диалектику. Этот метод отличается от методов изучения конкретных наук тем, что дает ключ к пониманию всех без исключения областей природы.

Философия ориентирует специалистов на исследование объективных процессов, закономерностей в их непрерывном развитии. Выступая в качестве диалектической логики, философия формирует

законы и категории мышления как отражения существенных связей и процессов реального мира, определяет логический строй мыслительного процесса в решении теоретических и практических

проблем туризма.

Философия позволяет специалистам понимать общие законы развития природы. Законы диалектики в применении к исследованию туризма лежат в основе методов познания социальных

явлений в туризме.

Методологическая функция философии в туризме заключается в рассмотрении определенной системы принципов и правил познавательной деятельности людей.

История. Для исследования туристской деятельности большое значение имеет история, понимание

которой открывает путь к изучению туризма как социального феномена, порожденного общественно-экономическими отношениями, основанными на частной собственности. Исторический подход к исследованию туристской деятельности позволяет выяснить роль отдельных личностей в развитии туризма, взаимодействие материальных и духовных сил, объективных и субъективных факторов в туризме, и тем самым обосновать пути практической деятельности специалистов по совершенствованию экономической составляющей как отдельного турпредприятия, так и туристской отрасли в целом.

Педагогика. Место и роль педагогики в туризме обусловлены тем, что туристская деятельность, основу которой составляют походы, путешествия и отдых, ознакомление с достопримечательностями,

является специально организуемой деятельностью, опирающейся на особые знания и умения.

Педагог должен не только давать знания о туризме, но и формировать потребность в них. Педагогические методы в туризме отличаются характерными особенностями. Например,

экскурсовод воздействует на туристов словом или показом, наблюдая за результатами своего

воздействия. В туристской деятельности можно применять линейное сравнение, когда одна и та же труппа экскурсантов сравнивается сама с собой в разных интервалах времени, или параллельное сравнение, когда сравниваются две действующие группы. Из других методов чаще всего используется опрос (анкетирование), демонстрация умения.

Социология. Методологической основой социологии является утверждение того, что движущей силой развития общества является его стремление к достижению цели. Социология изучает туризм с


точки зрения общественного явления, как вид социально- культурной деятельности, его роль в формировании здоровых и активных людей.

Социологические исследования по глубине анализа проблем и сложности решаемых задач можно подразделить:

на разведывательные, когда на примере малых групп решаются несложные исследовательские

задачи по упрощенным программам и инструментарию (использование анкет, бланков интервью, наблюдение);

описательные — получение целостной характеристики изучаемого процесса, когда для

проведения исследований требуются значительные ресурсные затраты;

аналитические, когда при исследовании определенного процесса выявляются его структурные компоненты и факторы, состояние, масштабы и другие характеристики.

Информатика. Информатика как специфическая сфера деятельности в системе туризма включает в

себя такие методы исследования, как: регистрация и изучение туристских процедур; классификация, типизация и стандартизация процессов туризма различных стран; создание и внедрение в практику

информационных метелей и технологий; систематизация информационных кодов; создание

информационных технологий в проектировании и обеспечении туристских и оздоровительных услуг с использованием теле-, радио-, спутниковой, сотовой и мобильной связи; компьютерное моделирование отдельных компонентов системы туризма; создание координат для базы данных всех объектов туризма.

Отечественными и зарубежными учеными сформулирован ряд законов информатики: сохранение информации; информационное равновесие; постоянное изменение информации; информационное

единство; симметризация и десимметризация информационных процессов и технологий в микро- и

макромирах и др. Например, закон сохранения информации является неотъемлемой частью жизнедеятельности туристских структур, которые имеют различную степень активности.

Наиболее активными являются международные туроператоры, государственные и региональные

туристские организации, учебные и научно-исследовательские заведения, готовящие специалистов в данной сфере деятельности. Их информационная компетенция распространяется на все нижестоящие уровни: турагентства, турпредприятия, гостинично-ресторанные комплексы, страховые компании, компании, занимающиеся перевозками туристов, оздоровительные центры, паспортно-визовые и таможенные структуры, службы безопасности, потребителей услуг.

Систематология. Систематология как наука об управлении охватывает туристскую деятельность, в которой важными проблемами являются: исследование управляющей и управляемой систем; изучение форм и методов управляющих воздействий; теоретический анализ самого процесса управления; исследование организации управленческого труда.

Задачи, решаемые в данной сфере деятельности, включают: разработку теоретических проблем и практических вопросов управления; помощь практикам — на теоретической основе находить пути и

способы успешного решения задач управления; выработку рекомендаций по совершенствованию

системы управления; изучение и разработку путей комплексного применения форм и методов воздействия на персонал.

Функции управления в туризме классифицируют: по регулированию их норм — правовые и

нравственные; содержанию — политические, экономические, социальные, культурные (туризм — это духовно-нравственное здоровье народа);

территориальному критерию — федеральные, региональные, местные;

времени действия — бессрочные и срочные; положению участников в системе управления —

отношения субординации (вертикальные) и согласования (горизонтальные);

сфере распространения - внутренние, складывающиеся внутри данной системы управления, и внешние, складывающиеся между различными системами управления. В туристской практике применяются модели корпоративного управления: англо-американская, немецкая, японская, предпринимательская, характерная для стран с переходной экономикой. Каждая из перечисленных функций отличается следующими особенностями: системой социальных ценностей, ролью трудовых коллективов, способами финансирования, информационной асимметрией, инвестированием, стоимостью капитала, основной экономической единицей, типом инновации, оплатой управляющих, структурой акционерного капитала.

Метрология. Метрология — наука об измерениях, методах достижения их единства и точности. Измерения, результаты которых выражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с

заданной вероятностью, называются единством измерений. Единство измерений необходимо для


того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств измерений.

Метрология имеет большее значение в повышении эффективности производства, технического уровня и качества продукции для турбизнеса.

Для систематического обеспечения и улучшения качества тур- продукта и услуг необходимо

проводить контроль на всех этапах производственного цикла.

Чтобы продукт или услуги удовлетворяли потребности клиентов, надо осуществлять проектирование и разработку в соответствии со стандартом. В этом важном деле необходимо

осуществлять подбор профессионалов или обучать этому персонал.

Квалиметрия. Квалиметрия — отрасль науки, объединяющая количественные методы оценки качества турпродукта и услуг, способствует выбору методов определения показателей качества и их

оптимизации. Располагая средствами и методами измерения и оценивания, квалиметрия помогает

изучению общетеоретических проблем туризма (общая квалиметрия), конструированию модели и алгоритму оценки формирования турпродукта (специальная квалиметрия), формированию

ценообразования турпродукта (предметная квалиметрия).

С помощью квалиметрии в туристской деятельности можно получить представление о теории количественных методов оценки, оценить качество услуг как продукта труда персонала, что является комплексным показателем качества, выявить количество неизмеримых услуг, применить внеэкономические методы оценивание.

Квалиметрия позволяет определить качество турпродукта в его взаимодействии с потребительской стоимостью (экономический статус), направленность турпродукта на комплексную оценку

экономических и технических свойств и процессов (технико-эконо- мический статус),

методологические и общенаучные функции категории качества турпродукта (общенаучный статус), социально-культурную ценность турпродукта в общественно-экономических отношениях

(систематический статус).

Количественная оценка качества турпродукта необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях его жизненного цикла: от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования турпродукта и сокращения затрат.-

Статистика. Туризм является объектом статистического исследования.

Статистическое исследование в туризме является научно организованным процессом получения первичной статистической информации или планомерного сбора данных об изучаемых явлениях

общественной жизни.

Статистическая отчетность в туризме обеспечивает использование данных государственной статистики и необходима для принятия обоснованных управленческих решений заинтересованными

пользователями, сопоставимости показателей в соответствии с отечественной и международной

статистической методологией.

Классификация статистики в туризме является средством обобщения статистической информации, основой статистического анализа и использования систем показателей, необходимая для образования

групп единиц изучаемой совокупности по определенным признакам, позволяет: выделять социально-экономические типы, классы, группы явлений; изучать внутреннюю структуру

исследуемой совокупности; устанавливать связи между признаками явлений. Например, классификация социально-экономических характеристик посетителей включает в себя модели поведения туристов, их потребности и расходы в зависимости от возраста, образования, доходов,

общественного положения.

Типизация средств размещения туристов отражает такие понятия, как виды, группы, подгруппы. К

видам относятся коллективные и индивидуальные средства размещения; к группам — специализированные и индивидуальные средства размещения; к подгруппам — гостиницы, мотели, пансионаты, санатории, профилактории, дома отдыха, квартиры, комраты и коттеджи.

Статистика в туризме используется, Например, в тех случах, когда надо определить такой параметр, как въездное потребление туристами (услуги на размещение, питание и напитки, услуги

турагентств и туроператоров, услуги туристских гидов, услуги предприятий культуры, организация отдыха и развлечений). Исследуются также и другие специфические направления, характерные для

конкретного региона, туристской компании, гостиничного комплекса, туроператора.

Логистика. Управленческий процесс в обеспечении туристских мероприятий протекает при соблюдении правил логистики. Например, обеспечение инвентарем, оборудованием, Питанием и


проживанием туристов, а также перевозка их на объекты, продажа авиабилетов, страхование, оформление международного ваучера, бронирование мест в отелях и другие мероприятия осуществляются с учетом принципов и методов логистики, представляющих собой логистическую систему.

Логистическая система в турбизнесе — это довольно сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления элементов-

звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирований объединены внутренними и

внешними целями. На практике сложились и функционируют логистические (открытые) и командно-административные (закрытые) системы, обогащающиеся хозяйственной практикой.

В туристской деятельности используется моделирование логистических систем. Специалистами

разработаны общие Модели структуры функций и взаимосвязей, которые принято называть модули.

В туризме при взаимодействии производства и сбыта турпродукта используется программно-функциональный модуль, который включает в себя: оперативный анализ конъюнктуры

спроса; разработку и реализацию вариантов модели оперативного планирования и организации перевозок туристов при оптимизации выбора транспортного средства; организацию и управление

функционированием приема и провода туристов; организацию учета и анализа состояния безопасности туристов; оперативное планирование и управление подачей и загрузкой транспорта при приеме и отправлении туристов.

Содержание и форма, целое и часть, сущность и явление

Содержание и форма. Среди философских категорий особое место принадлежит содержанию

совокупности внутренних взаимосвязанных процессов, сторон и свойств изучаемого объекта. С


содержанием неразрывно связаны формы, в которых оно выступает как стойкая связь сторон и элементов предмета исследования.

Зависимость формы от содержания не является однозначной. Одно и то же содержание может вылиться в разные формы, оказывающие, в свою очередь, влияние на содержание и ход развития

туризма. Выбор формы в огромной степени зависит от субъективного фактора, специалистов и

руководителей. Объективные условия и содержание происходящих событий в туризме позволяют руководителю избрать соответствующую сложившимся условиям форму.

Основное содержание турбизнеса определяется замыслом руководителя предприятия,

поставленной им задачей, соотношением ресурсов своих и конкурентов. При определении форм деятельности (организации управления) возможны различные решения. Однако выбор лучшего из них зависит от руководителя. В туризме форма, с одной стороны, определяется содержанием, с другоГ, — в наибольшей мере испытывает воздействие субъекта, ибо является выражением деятельности персонала, формой организации.

Активное действие персонала в турбизнесе, как правило, зависит от выбора форм деятельности. В этой сфере творческий потенциал специалиста способен слиться с активностью фирмы и через нее изменить содержание и направленность своей деятельности. Перед руководителем встает задача избрать соответствующую форму деятельности турпредприятия с учетом конкретных условий, обеспечить наиболее полное и целесообразное использование имеющихся ресурсов. Неудачный выбор этих действий может привести к банкротству.

Содержание и формы деятельности не остаются неизменными, они постоянно меняются. Развитие производственных сил и общественных отношений, появление новых форм туризма, повышение

квалификации специалистов ведут к усложнению содержания туристской деятельности.

В прошлые годы туризм не носил массового явления. Совсем иная картина наблюдается в настоящее время. Миллионы людей разных стран находятся в постоянном передвижении в различных

видах туризма. В предоставление туристских услуг вовлечены большие массы обслуживающего

персонала, различная техника, работы по инженерному обустройству территорий для отдыха, строительству сооружений туристского назначения (отели, кемпинги), производители продовольственных и непродовольственных товаров.

Этому сложному содержанию сопутствует многообразие форм видов деятельности. Стратегия развития туризма влечет за собой совершенствование законодательных актов, паспортно-визовых и

таможенных формальностей, деятельность кредитных организаций, страховых компаний, средств массовой информации, подготовку квалифицированных специалистов — таков далеко неполный

перечень форм деятельности.

Понимание сущности этих форм и тенденций и их дальнейшего изменения расширяет кругозор руководителей и специалистов, открывает путь творческого решения общественных и коммерческих

задач.

Большое практическое значение имеет изучение содержания и форм, присущих современному туризму, в котором появились новые его разновидности, взаимодействующие между собой по цели,

месту и времени. Изменение претерпели такие элементы туристской деятельности, как стоимость

турпродукта, местность, продолжительность нахождения в данных условиях, экипировка. Возрастание разновидностей туризма и необходимость его обеспечения обусловило маневренность

туроператоров, которые больше уделяют внимания необычным способам передвижения туристов,

проживанию, питанию.

Знание этих и других особенностей содержания и форм туризма помогает менеджерам правильно решать встающие перед ними задачи.

Целое и часть. Любой вид туризма представляет собой нечто единое, целое, качественно отличное от других.

Целое состоит из частей, каждая из которых занимает в нем определенное место. Например, деловой туризм включает в себя в качестве составных частей транспорт, проживание и питание участников, проведение конференции, культурную программу, паспортно-визовые формальности и

др. Целое и его части находятся в сложном взаимодействии.

Основное положение категорий целое и частное состоит в следующем: целое по своим основным характеристикам, значению и роли заложенным в нем возможностям не тождественно сумме

составляющих его частей. Оно обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в

результате их взаимодействия. В свою очередь, часть обладает относительной самостоятельностью благодаря качественным особенностям. Составные части можно рассматривать в качестве целого, но


уже меньшего масштаба. Каждая часть оказывает определенное влияние на сущность целого и его развитие.

Любой вид туризма, с одной стороны, надо изучать как относительно самостоятельное целое, с другой, — как часть большего явления — туристского бизнеса, испытывая его влияние и на него

воздействуя.

Связь целого и его частей можно обнаружить при изучении деятельности туристской отрасли, в состав которой входят руководящие и обеспечивающие учреждения, турпредприятия, ресторанно-гостиничные комплексы, научные учреждения и учебные заведения. Между ними устанавливается определенная система взаимосвязанных отношений, что и делает эту отрасль единым организмом, способным выполнять образовательные, культурно-общественные и экономические задачи.

В этом организме каждая составная часть выполняет свойственную ей роль, вносит свой больший или меньший вклад в то качество, которое характеризует туризм в целом. Его укрепление, повышение

совокупного потенциала невозможно без учета отдельных элементов. Каждый представитель этого целого своим трудом и заботой о соблюдении культурно-нравственных норм участвует в решении

общей благородной задачи.

Современный туризм — это сложное структурное целое, состоящее из многих компонентов, каждый из которых обусловлен требованиями, которые предъявляются к нему при выполнении

определенных функций. Это звенья единой системы.

Туризм развивается в зависимости от каждого из этих звеньев, их сочетания и взаимодействия.

В условиях высокой динамики рынок туристских услуг непредсказуем. Его участники стремятся быстро реализовать именно свой турпродукт. При этом отдельные сегменты рынка развиваются более успешно, другие — менее, не имея между собой логической связи.

В рассмотренных условиях деятельность отдельных менеджеров, ведущих бизнес относительно самостоятельно, в отрыве от других, может усложниться. Они будут принимать решения и

действовать, исходя из задачи, которую они должны хорошо знать, из постоянного анализа конкретной обстановки на рынке услуг. В таких случаях важен учет связи целого и его частей.

При научном исследовании туризма поиск наиболее целесообразных его форм организации играет большую роль. Это путь повышения экономической эффективности предприятия, формы и организация деятельности которого могут быть разнообразными: структура предприятия; система

управления и взаимодействие различных его звеньев; система материально-технического обеспечения; организация продвижения турпродукта на рынок услуг; система связи и информации;

организация подготовки персонала; система изучения и обобщения передового опыта. Все это в совокупности создает стройную систему связей и отношений между всеми структурами предприятия, делая его целостным и стойким организмом, предназначенным для выполнения задач.

Сочетания, взаимосвязь и многогранные отношения элементов (частей) системы (целого)

оказываются в каждом конкретном изучаемом случае иными по сравнению с другими случаями. В

туризме нельзя обнаружить деятельность предприятий, которые были бы одинаковыми. Организуя свою деятельность, менеджер будет опираться на общие принципы организации и ведения предпринимательства. Он будет искать свою систему взаимодействия на рынке услуг, возможные изменения этой системы и ее элементов. При этом главное внимание будет уделять активным действиям своих структур, направленным на изменение обстановки в нужную сторону.

Сущность и явление. Сущность — это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки.

В туризме одна из важных задач менеджера — выяснить сущность намерений конкурентов. Однако получить достоверные сведения о конкуренте не всегда удается. Для этих целей можно использовать

нормативный и дескриптивный подход, SWOT-анализ, ПИМС-анализ, бенчмаркинг. Затем надо сделать правильные выводы о конкуренте на основе разнообразных, подчас противоречивых данных, Полученных в результате наблюдения и анализа происходящих явлений.

Раскрытие сущности позволяет выяснить место определенного явления в ряду других, его значение для специалиста и влияние на другие процессы. В туризме деятельность менеджеров возможна при

понимании или объективной взаимосвязи сущности и явления, которая определяет ряд важных требований к научному исследованию туризма. Поскольку сущность скрыта за ее внешними

проявлениями, то единственным путем ее познания выступает изучение явлений.

Явление — это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления.


При изучении конкурентов руководитель сталкивается с большим количеством явлений, из которых необходимо выделить значимые, в которых содержатся существенные элементы обстановки. Порой второстепенное явление может натолкнуть руководителя на принятие важных решений. В процессе мониторинга можно обнаружить и другие сведения о конкуренте, что может стать основой для соответствующих выводов.

В процессе научного исследования и практического решения туристских задач надо изучать и учитывать явления в их совокупности. Такой подход обеспечит глубину проникновения в сущность и наибольшую достоверность выводов.

Каждый менеджер обязан знать, что нельзя принимать ответственные решения по отдельным отрывочным и непроверенный данным об обстановке на рынке услуг, так как это может привести к

серьезным просчетам.

В своей организаторской работе менеджер исходит из сущности задач и отдельных видов деятельности, дает указания на их выполнение персоналу.

Управление предприятием по своей сущности есть постоянное руководство отделами и службами, целеустремленное воздействие на них, организация и направление их деятельности на выполнение

поставленных задач. Оно проявляется в принятии управленческих решений, в отдаче распоряжений, приказов, в получении и обработке информации от структурных подразделений, в непрерывной работе коллектива. Организация управления требует учета четкой и бесперебойной связи.

При научном исследовании туризма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)