Методы психологических исследований в туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологических исследований в туризме



 

Классификация методов психологического исследования. Методы психологического исследования в туризме можно рассматривать как совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации, полученных в результате достижения определенной научной цели.

Методы психологии, реализуемые в исследованиях в туризме, можно классифицировать следующим образом:

по стадии психологического исследования — эксперимент, обработка эмпирических данных, построение научных теорий и их проверка, изложение научных результатов;.

уровню обобщения по областям знания — сравнение, анализ, синтез, аналогия, индукция,

дедукция, психологический эксперимент и интроспекция;

в зависимости от форм причинности — однозначно-детерминистские и вероятностные;

по уровню исследуемой реальности — физические, химические, социологические, психологические и междисциплинарные;

психологическому познанию в конкретных сегментах турбизнеса.

В туризме выделяют следующие группы методов психологических исследований: теоретические, когда субъект мысленно взаимодействует с моделью объекта (предметом исследования); эмпирические, при которых осуществляется реальное внешнее взаимодействие субъекта и объекта исследования; интерпретационно-описательные, при которых субъект внешне взаимодействует со знаково-символическими объектами — моделями, графиками, таблицами и схемами.

К эмпирической группе психологических исследований в туризме можно отнести следующие методы: изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и

конкретизация, моделирование, мысленный эксперимент, наблюдение, анкетный опрос, беседа, изучение результатов деятельности, анализ документов, изучение и обобщение опыта, опытные

работы, обобщение независимых характеристик, самонаблюдение, самоотчет, тестирование, проектирование, исследование уровня притязаний, исследование процесса пресыщения, биографический метод исследования личности, социометрия, выработка соглашения, моделирование

групповой деятельности, гомеостатический метод, метод парной словесной пробы и социальных единиц, исследование внушаемости в группе с помощью аутокинетического эффекта, сравнительный

анализ индивидуальной и групповой деятельности.

К интерпретационно-описательной группе методов относятся методы интерпретации и описания. Специфические методы психологических исследований. В психологических исследованиях

туристской деятельности применяются специфические методы: научное наблюдение внутреннее и внешнее; психологический эксперимент; лабораторный эксперимент; анализ деятельности

сотрудников; тестирование.

Научное наблюдение в туризме помогает подняться над случайными житейскими наблюдениями. Внутреннее наблюдение (интроспекция, или самонаблюдение) проявляется при изучении

внутренних психических процессов, например когда в путешествиях по родному краю туристы проявляют эмоции. Познание собственной психики методами самонаблюдения осуществляется

опосредованно, через наблюдение внешней деятельности. Процесс самонаблюдения в действительности является лишь одной из сторон наблюдения внутреннего мира личности.

Самонаблюдение (посредством которого раскрывается содержание психических процессов) и

объективное наблюдение (посредством которого познаются явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собой два направления при анализе одних и тех же исходных данных.

Известно, что метод наблюдения применяется в более чем 90 % случаев психологических исследований. Исследователи-психологи на основе понимания сущности и содержания изучаемого

явления выдвигают гипотезы о зависимости наблюдения от конкретных факторов, их проявления во


внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться или опровергаться.

Наблюдение как научный метод должен отвечать следующим требованиям: быть избирательным

— исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности; плановым и систематическим — строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; полным — фиксировать изучаемое явление в полном объеме. Объективность метода наблюдения повышается при использовании технических средств.

Принципиальная трудность объективного наблюдения в практике туризма связана с неоднозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения с помощью

психологических категорий и понятий. На результатах наблюдения в существенной степени

сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Внешнее наблюдение поведенческих фактов может быть объективным при регистрации, но субъективным при их интерпретации.

Метод внешнего наблюдения в чистом виде исследователи используют редко, так как туристская

деятельность исключает позицию беспристрастного объективного наблюдателя. В процессе деятельности психолог может фиксировать особенности поведения персонала опосредованно, по внешним проявлениям, характеризовать психологические условия и факторы деятельности, эмоциональные состояния, особенности явлений и процессов психики и сознания.

Психологический эксперимент как один из методов психологических исследований в туризме позволяет найти ситуацию, при которой внешнее протекание поступка адекватно отражало бы его

внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при

психологическом эксперименте заключается в том, чтобы установить правильность единственной психологической интерпретации действия или поступка, например одного человека в дайвинг-туризме, исключив действия остальных.

Туристская практика подтверждает большие возможности использования психологического эксперимента. Психолог может варьировать в разных группах сотрудников турпредприятия

содержание, методы, формы и приемы исследований, изучать характер влияния изменений, обусловленных условиями экспериментов, на психические особенности и

социально-психологические процессы.

Психологи-исследователи выделяют три вида психологического эксперимента: естественный, формирующий и лабораторный (психолого-педагогический).

Естественный эксперимент туристской деятельности, как правило, сочетается с наблюдением за ходом и результатами ее протекания. Сочетание эксперимента с наблюдением в условиях туристской

среды является позитивной предпосылкой для изучения психологии персонала. Использование психологами возможностей естественного эксперимента способствует росту их профессионального мастерства, формированию психолого-педагогического мышления, воспитывает творческое

отношение к своей деятельности.

Формирующий эксперимент — один из основных методов психологии. Его достоинствами являются ориентация на развитие сотрудника в процессе профессиональной деятельности,

теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса, длительность

исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных. Непременным условием формирующего психологического эксперимента является предвидение возможных

последствий, ответственность исследователей за ход и результаты эксперимента, за участвующих в

нем объектов.

Лабораторный (констатирующий) эксперимент исследователь использует при изучении сложившихся форм психики. Он регистрирует и рассказывает сотруднику о достигнутом им уровне

психического развития.

Анализ деятельности сотрудников проводят на основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития сотрудника. Для этого изучают условия и характер

формирования им важнейших качеств и способностей, строят гипотетическую модель становления

изучаемых способностей в специально проектируемых условиях. Реализация разработанной психологической модели тщательно контролируется и оценивается специалистами различного

профиля — психологами, менеджерами, руководителями, маркетологами, медицинскими

работниками. В ходе эксперимента выявляются закономерности, механизмы, динамика, тенденции и особенности психического развития сотрудников, психология туристских групп. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить или опровергнуть предварительно разработанную модель развития изучаемого явления или процесса.


Тестирование относится к специальным методам психологических исследований. Тестирование организуют для диагностики, распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретных сотрудников или групп туристов. Тесты могут показать, насколько система профессиональной подготовки, различных видов обеспечения сотрудников способствует их психическому развитию. Важная задача тестирования — дифференциация сотрудников по склонностям, способностям, оценкам уровня овладения знаниями, навыками и умениями профессиональной подготовки, профессионально-ориентационным работам, самопознанию и саморазвитию.

Тестирование и эксперимент объединяет наличие определенной системы заданий или тестов, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест создается на основе эксперимента. Окончательное оформление теста происходит при определении норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений, например возрастные и социальные.

Разработка научно обоснованного психологического теста — дело трудоемкое и длительное, не всегда оправданное в практической деятельности турпредприятия.

Квалификационное тестирование требует профессиональной психологической подготовки и связано с принятием исследователем этических норм исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.009 с.)