Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 Философские категории диалектики при научных исследованиях в туризме

Поиск

Значение системы в исследовании туризма

 

Материальные и абстрактные системы. Система (греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы.

Материальные системы подразделяются на системы неорганической природы: (геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие организмы, популяции, виды экосистемы). Особый

класс материальных живых систем составляют социальные системы (от простейших социальных

объединений до социально- экономической структуры общества).

К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах;

лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др.

Системный подход в туристской деятельности. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в

кибернетике, системотехнике, системном анализе и т.д.

Системный подход в туристской деятельности можно рассматривать: как иерархическую социально-экономическую и научно- техническую систему; анализ внешней и внутренней среды

системы; разделение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую

подсистемы; функциональное единство элементов и подсистем. Системный подход выполняет системообразующую и системонаполняющую функцию.

Системный подход, являясь универсальным методом, применяется в исследованиях различных

направлений турбизнеса в получении определенных результатов, чтобы принимать обоснованные решения в условиях динамики рынка.

В системном подходе используется понятие системно-структурного языка как методологическая

схема проектирования изучаемого явления, средства связи разных предметов и уровней описания изучаемого явления. Построение системно-структурных понятий в туризме — это использование образцов исследований в сопредельных областях знаний, например в экономике, управлении, информатике, социологии, психологии.

Любая система существует как целое, которое может быть разделено на отдельные компоненты. Важной характеристикой системы является ее структура как совокупность оптимального количества

элементов и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целого.

Структура системы должна быть мобильной, легко адаптируемой к требованиям, которые предъявляют к ней условия существования. Поэтому эволюция системы туризма должна быть адекватна изменениям социально- экономических отношений в обществе, что предопределяет ее успешное и адекватное развитие.

Характеристика системы туризма. К общим характеристикам системы туризма относятся:

целостность — единство таких составляющих элементов, как управление, планирование, прогнозирование и организация деятельности;

структурность — элементы системы общественных отношений; иерархичность

последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня;


множественность — сложность познания параметров трансформации, обусловленная необходимостью изучения каждого из них в отдельности.

Для описания системы туризма необходимо строить модели, показывающие возможности их изменения в различных ситуациях и при условии изменения отдельных составляющих их элементов:

содержание, структурирование, способы контроля, методы и средства организации. Например,

изменение целей туризма в современных условиях, определенных новыми социально-экономическими отношениями, влечет за собой изменения технологий определения зависимых элементов системы.

Организация и методика системного исследования в туризме основываются на формировании связи развития личности и культурной сферы, обусловленности их взаимного влияния.

Личность и культурная среда в туризме рассматриваются как система, как процесс движения личности в сферу культуры. С одной стороны, человек в процессе туризма активен, он движется по пути познания, разрабатывает и совершенствует индивидуальную систему своего

самосовершенствования, с другой — личность растет в культурной среде и становится ее неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и традиции общества.

Системный подход в области туризма позволяет раскрыть важные аспекты существующей системы, выявить особенности ее совершенствования и развития. При использовании системного подхода необходимо иметь в виду, что, во-первых, система — это не обычный объект применения, а

особая стратегия мышления, предполагающая способность к обобщению, абстракции и моделированию; во-вторых, система — это двухслойная конструкция: в одном слое исследователь

движется в плоскости системно-структурных представлений, в другом — в рамках своего предмета с учетом всех его характеристик.

Одним из ведущих направлений в исследовании теории систем является синергетическая

концепция видения процессов и явлений.

Синергетика — это попытка создания универсального метаязыка системного подхода к изучению основных процессов, происходящих в обществе.

Синергетику можно истолковать как поле новых методов, получающих ту или иную

интерпретацию в зависимости от того, в какой области эти методы применяются.

Использование синергетики открывает возможности нового взгляда на систему туризма как на открытую, нелинейную систему с множественными подходами и альтернативными путями развития,

на систему, основанную на свободе выбора, обеспечивающей самореализацию личности в туристской и интеллектуальной деятельности.

Теория и практика развития системы туризма показывают, что она может быть самоорганизующейся и в ряде случаев — саморазвивающейся, если будут выполняться определенные условия. Поэтому система туризма должна:

быть открытой для взаимодействия и взаимообмена информацией с окружающей средой;

содержать активное, энергетическое начало, характеризующееся проявлением инициативы участников туристского процесса, как менеджеров турфирм, так и потребителей услуг;

обладать свободой выбора, заключающейся в способности определять пути своего развития без

давления извне;

иметь реальный «энергетический» выход на реализацию инициатив, получение эмоциональной удовлетворенности участников системы туризма от исследовательской и практической деятельности; ориентироваться на саморазвитие и развитие личности, формирование стремления к здоровому

образу жизни и деятельности.

Система категорий в науке о туризме. Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только целостную систему, сложившуюся из множества элементов, находящихся отношениях и связях между собой. Наука представляет собой г акже систему определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности.

При знакомстве с основными законами диалектики были рассмотрены такие категории, как противоречие, количество, качество, отрицание.

В данной главе будет рассмотрена еще одна группа категорий; содержание и форма; целое и часть;

сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; общее и единичное.

Содержание и форма, целое и часть, сущность и явление

Содержание и форма. Среди философских категорий особое место принадлежит содержанию

совокупности внутренних взаимосвязанных процессов, сторон и свойств изучаемого объекта. С


содержанием неразрывно связаны формы, в которых оно выступает как стойкая связь сторон и элементов предмета исследования.

Зависимость формы от содержания не является однозначной. Одно и то же содержание может вылиться в разные формы, оказывающие, в свою очередь, влияние на содержание и ход развития

туризма. Выбор формы в огромной степени зависит от субъективного фактора, специалистов и

руководителей. Объективные условия и содержание происходящих событий в туризме позволяют руководителю избрать соответствующую сложившимся условиям форму.

Основное содержание турбизнеса определяется замыслом руководителя предприятия,

поставленной им задачей, соотношением ресурсов своих и конкурентов. При определении форм деятельности (организации управления) возможны различные решения. Однако выбор лучшего из них зависит от руководителя. В туризме форма, с одной стороны, определяется содержанием, с другоГ, — в наибольшей мере испытывает воздействие субъекта, ибо является выражением деятельности персонала, формой организации.

Активное действие персонала в турбизнесе, как правило, зависит от выбора форм деятельности. В этой сфере творческий потенциал специалиста способен слиться с активностью фирмы и через нее изменить содержание и направленность своей деятельности. Перед руководителем встает задача избрать соответствующую форму деятельности турпредприятия с учетом конкретных условий, обеспечить наиболее полное и целесообразное использование имеющихся ресурсов. Неудачный выбор этих действий может привести к банкротству.

Содержание и формы деятельности не остаются неизменными, они постоянно меняются. Развитие производственных сил и общественных отношений, появление новых форм туризма, повышение

квалификации специалистов ведут к усложнению содержания туристской деятельности.

В прошлые годы туризм не носил массового явления. Совсем иная картина наблюдается в настоящее время. Миллионы людей разных стран находятся в постоянном передвижении в различных

видах туризма. В предоставление туристских услуг вовлечены большие массы обслуживающего

персонала, различная техника, работы по инженерному обустройству территорий для отдыха, строительству сооружений туристского назначения (отели, кемпинги), производители продовольственных и непродовольственных товаров.

Этому сложному содержанию сопутствует многообразие форм видов деятельности. Стратегия развития туризма влечет за собой совершенствование законодательных актов, паспортно-визовых и

таможенных формальностей, деятельность кредитных организаций, страховых компаний, средств массовой информации, подготовку квалифицированных специалистов — таков далеко неполный

перечень форм деятельности.

Понимание сущности этих форм и тенденций и их дальнейшего изменения расширяет кругозор руководителей и специалистов, открывает путь творческого решения общественных и коммерческих

задач.

Большое практическое значение имеет изучение содержания и форм, присущих современному туризму, в котором появились новые его разновидности, взаимодействующие между собой по цели,

месту и времени. Изменение претерпели такие элементы туристской деятельности, как стоимость

турпродукта, местность, продолжительность нахождения в данных условиях, экипировка. Возрастание разновидностей туризма и необходимость его обеспечения обусловило маневренность

туроператоров, которые больше уделяют внимания необычным способам передвижения туристов,

проживанию, питанию.

Знание этих и других особенностей содержания и форм туризма помогает менеджерам правильно решать встающие перед ними задачи.

Целое и часть. Любой вид туризма представляет собой нечто единое, целое, качественно отличное от других.

Целое состоит из частей, каждая из которых занимает в нем определенное место. Например, деловой туризм включает в себя в качестве составных частей транспорт, проживание и питание участников, проведение конференции, культурную программу, паспортно-визовые формальности и

др. Целое и его части находятся в сложном взаимодействии.

Основное положение категорий целое и частное состоит в следующем: целое по своим основным характеристикам, значению и роли заложенным в нем возможностям не тождественно сумме

составляющих его частей. Оно обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в

результате их взаимодействия. В свою очередь, часть обладает относительной самостоятельностью благодаря качественным особенностям. Составные части можно рассматривать в качестве целого, но


уже меньшего масштаба. Каждая часть оказывает определенное влияние на сущность целого и его развитие.

Любой вид туризма, с одной стороны, надо изучать как относительно самостоятельное целое, с другой, — как часть большего явления — туристского бизнеса, испытывая его влияние и на него

воздействуя.

Связь целого и его частей можно обнаружить при изучении деятельности туристской отрасли, в состав которой входят руководящие и обеспечивающие учреждения, турпредприятия, ресторанно-гостиничные комплексы, научные учреждения и учебные заведения. Между ними устанавливается определенная система взаимосвязанных отношений, что и делает эту отрасль единым организмом, способным выполнять образовательные, культурно-общественные и экономические задачи.

В этом организме каждая составная часть выполняет свойственную ей роль, вносит свой больший или меньший вклад в то качество, которое характеризует туризм в целом. Его укрепление, повышение

совокупного потенциала невозможно без учета отдельных элементов. Каждый представитель этого целого своим трудом и заботой о соблюдении культурно-нравственных норм участвует в решении

общей благородной задачи.

Современный туризм — это сложное структурное целое, состоящее из многих компонентов, каждый из которых обусловлен требованиями, которые предъявляются к нему при выполнении

определенных функций. Это звенья единой системы.

Туризм развивается в зависимости от каждого из этих звеньев, их сочетания и взаимодействия.

В условиях высокой динамики рынок туристских услуг непредсказуем. Его участники стремятся быстро реализовать именно свой турпродукт. При этом отдельные сегменты рынка развиваются более успешно, другие — менее, не имея между собой логической связи.

В рассмотренных условиях деятельность отдельных менеджеров, ведущих бизнес относительно самостоятельно, в отрыве от других, может усложниться. Они будут принимать решения и

действовать, исходя из задачи, которую они должны хорошо знать, из постоянного анализа конкретной обстановки на рынке услуг. В таких случаях важен учет связи целого и его частей.

При научном исследовании туризма поиск наиболее целесообразных его форм организации играет большую роль. Это путь повышения экономической эффективности предприятия, формы и организация деятельности которого могут быть разнообразными: структура предприятия; система

управления и взаимодействие различных его звеньев; система материально-технического обеспечения; организация продвижения турпродукта на рынок услуг; система связи и информации;

организация подготовки персонала; система изучения и обобщения передового опыта. Все это в совокупности создает стройную систему связей и отношений между всеми структурами предприятия, делая его целостным и стойким организмом, предназначенным для выполнения задач.

Сочетания, взаимосвязь и многогранные отношения элементов (частей) системы (целого)

оказываются в каждом конкретном изучаемом случае иными по сравнению с другими случаями. В

туризме нельзя обнаружить деятельность предприятий, которые были бы одинаковыми. Организуя свою деятельность, менеджер будет опираться на общие принципы организации и ведения предпринимательства. Он будет искать свою систему взаимодействия на рынке услуг, возможные изменения этой системы и ее элементов. При этом главное внимание будет уделять активным действиям своих структур, направленным на изменение обстановки в нужную сторону.

Сущность и явление. Сущность — это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки.

В туризме одна из важных задач менеджера — выяснить сущность намерений конкурентов. Однако получить достоверные сведения о конкуренте не всегда удается. Для этих целей можно использовать

нормативный и дескриптивный подход, SWOT-анализ, ПИМС-анализ, бенчмаркинг. Затем надо сделать правильные выводы о конкуренте на основе разнообразных, подчас противоречивых данных, Полученных в результате наблюдения и анализа происходящих явлений.

Раскрытие сущности позволяет выяснить место определенного явления в ряду других, его значение для специалиста и влияние на другие процессы. В туризме деятельность менеджеров возможна при

понимании или объективной взаимосвязи сущности и явления, которая определяет ряд важных требований к научному исследованию туризма. Поскольку сущность скрыта за ее внешними

проявлениями, то единственным путем ее познания выступает изучение явлений.

Явление — это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления.


При изучении конкурентов руководитель сталкивается с большим количеством явлений, из которых необходимо выделить значимые, в которых содержатся существенные элементы обстановки. Порой второстепенное явление может натолкнуть руководителя на принятие важных решений. В процессе мониторинга можно обнаружить и другие сведения о конкуренте, что может стать основой для соответствующих выводов.

В процессе научного исследования и практического решения туристских задач надо изучать и учитывать явления в их совокупности. Такой подход обеспечит глубину проникновения в сущность и наибольшую достоверность выводов.

Каждый менеджер обязан знать, что нельзя принимать ответственные решения по отдельным отрывочным и непроверенный данным об обстановке на рынке услуг, так как это может привести к

серьезным просчетам.

В своей организаторской работе менеджер исходит из сущности задач и отдельных видов деятельности, дает указания на их выполнение персоналу.

Управление предприятием по своей сущности есть постоянное руководство отделами и службами, целеустремленное воздействие на них, организация и направление их деятельности на выполнение

поставленных задач. Оно проявляется в принятии управленческих решений, в отдаче распоряжений, приказов, в получении и обработке информации от структурных подразделений, в непрерывной работе коллектива. Организация управления требует учета четкой и бесперебойной связи.

При научном исследовании туризма учитывают изменчивость явлений и относительную устойчивость сущности. За время деятельности на рынке туристских услуг происходит и сменяет

друг друга бесчисленное количество явлений, которые в совокупности выражают его сущность.

Сущность не является абсолютно постоянной, однако ее изменения происходят медленнее, чем смена явлений. Современный рынок туристских услуг существенно отличается от других рынков:

возросла его глубина, сложность, он стал более динамичным и напряженным.

Отдельные стороны сущности могут изменяться в процессе развития самого изучаемого события. Для менеджера важно уловить момент таких существенных изменений, чтобы принять правильное

решение о дальнейших действиях на рынке услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.013 с.)