Применение закона отрицания отрицания при научных исследованиях в туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение закона отрицания отрицания при научных исследованиях в туризме



Закон диалектики отрицания отрицания — важный закон развития природы, истории и мышления, который позволяет выявить общую направленность развития туризма. Основное его содержание раскрывается в следующих положениях.

Природная или общественная система, какой бы прочной она ни казалась, представляет собой только этап в общем процессе поступательного, прогрессивного развития. Все существующее в своем

конкретном проявлении рано или поздно подлежит изменению, преобразованию.

Процесс развития туризма представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым. Возникающее и утверждающееся новое сохраняет в своем содержании

положительные элементы, стороны и свойства старого. Процесс развития на его высших ступенях как бы повторяет некоторые стороны старого и черты, имевшие место на низших ступенях, хотя в целом

процесс развития выступает в виде поступательного, прогрессивного перехода от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному.

Характер и способ отрицания отжившего, устаревшего в каждом конкретном случае будут различными. При всем разнообразии способов отрицания их можно подразделить на два вида:

отрицание элементов старого, тормозящего при сохранении основ настоящего;

отрицание основ настоящего и образование нового качества на принципиально иной основе

С первым видом отрицания менеджеры сталкиваются, когда речь идет о дальнейшем совершенствовании, развитии качества турпродукта или обслуживания клиентов. Этот вид отрицания

в туризме встречается часто.

Например, проектирование нового турпродукта — это конструкторская мысль, направленная на совершенствование деятельности предприятия. Отрицанию подвергаются лишь отдельные составные

элементы, что стало препятствием в его реализации, т.е. все конструктивные изменения турпродукта

остаются при сохранении его основы.

Данный вид отрицания надо иметь в виду в том случае, если специалисты имеют дело с сохранением существующего качественного состояния. Соблюдение требований этого вида

отрицания предостерегает менеджеров от ненужного прожектерства и нигилизма по отношению к существующим формам организации и способам ведения турбизнеса.

Второй вид отрицания имеет место тогда, когда развитие того или иного процесса становится невозможным при сохранении его основ, т.е. никакие модификации не дают желаемого результата. В этом случае отрицанию подвергается сама основа существующего, создается новое качество на

принципиально иной основе. Например, появился экстремальный туризм, что заставило специалистов по-новому подойти к решению новых задач по удовлетворению спроса потребителей

услуг, созданию специального инвентаря и оборудования, новых методик их освоения.

Этот вид отрицания в развитии способов ведения турбизнеса — явление редкое. Оно связано с коренными качественными изменениями материально-технических средств ведения туризма, что и

характеризуется, таким видом отрицания старого, когда невозможно использование существовавшего способа ведения туризма. Здесь нужен принципиально новый подход к организации туризма, выбору

наиболее эффективных методов организации и проведению туризма в экстремальных условиях. В

этих условиях сохранение старого становится тормозом дальнейшего развития экстремального туризма.

Однако поспешная коренная ломка старого в условиях, когда еще не созрели объективные

предпосылки для качественных преобразований, может оказаться пагубной для туризма. Прогресс


развития обусловлен тем, что сохраняется преемственность между старым, отрицаемым, и новым, утверждаемым.

Требования диалектики сохранить в новом положительные элементы старого способствуют формированию у специалистов как профессиональных, так и нравственных качеств. Например, в

преподавании туристских дисциплин используются следующие принципы воспитания:

целеустремленность, добросовестное отношение к труду, коллективу, сочетание требовательности с постоянной заботой о сотрудниках.

Новое качество, хотя и сохраняет в себе положительные свойства старого, предполагает

возникновение в туризме таких его свойств, которых не было раньше.

Сохраняющееся старое не входит в новое в своем неизменном виде — оно преобразуется. Отсюда важное требование к научному исследованию туризма: творчески относиться к росткам нового,

преобразовывать положительные свойства старого применительно к потребностям нового.

Умение своевременно увидеть новое, поддержать его является одним из важных качеств руководителя или сотрудника. Обладать чувством нового — значит видеть перспективу развития,

смотреть в будущее, находить наиболее верные пути к решению возникающих задач.

Когда в общественной жизни происходят быстрые и глубокие изменения, это качество приобретает большое значение.

Решение исследовательской проблемы начинается с установления фактов, полученных в ходе

практической деятельности, наблюдения, эксперимента.

Обнаружение факта (фактов) — исходный момент исследования проблемы. Однако знание только фактов недостаточно для научного познания. Факты необходимо объяснить, поэтому после

установления фактов следует построение теории, объясняющей существование обнаруженных

фактов, их функционирование и развитие.

В процессе создания теории туризма можно абстрагироваться от единичных фактов, найти присущие им общие черты. На этом этапе познания происходит как бы отрицание отдельного общим

— первое отрицание.

Следующим этапом решения исследовательской проблемы является возвращение к фактам, их объяснение на основе созданной теории. Здесь происходит второе отрицание: от общего

возвращаются вновь к конкретному. На этом этапе рассматриваются факты с точки зрения обогащенной теории. Знание фактов на этом этапе исследования становится глубже, полнее: теперь

можно узнать не только о существовании тех или иных процессов, но и о закономерностях их функционирования и развития.

Закон отрицания отрицания как закон развития познания является и принципом развития научных знаний в общей цепи их поступательного развития, совершенствования научной теории туризма, которая, являясь отражением объективной действительности, опирается на сумму накопленных

знаний, на имеющиеся теории.

Современная теория туризма является новым этапом в развитии научных знаний. Она содержит в себе ряд принципиально новых положений, которых не было в предшествующих взглядах. Новыми

элементами туризма являются взаимосвязь с туроператорами, гостиничными комплексами,

авиакомпаниями, страховыми компаниями, паспортно-визовыми и таможенными структурами, кредитными организациями и др. В соответствии с новыми направлениями изменились и взгляды на

обслуживание потребителей услуг.

Наука о туризме, как и любая другая наука, не развивается по прямой. Здесь также имеют место известные временные отклонения, обратные движения. Одна из причин этого — преувеличение, известная абсолютизация нового.

Таков логический смысл закона отрицания отрицания, его требований к научному исследованию туризма, соблюдение которых предполагает и глубокое познание конкретного, теории и практики

бизнеса.

Контрольные вопросы

1.Как можно рассматривать туризм в свете закона единства и борьбы противоположностей?

2.Какими методами выявляют на рынке туристских услуг противоречия между конкурентами?

3. Каковы причины конкурентной борьбы за потребителей туристских услуг?

4. В каких случаях возникают противоречия между фирмами?

5. Когда завершается обострение противоречий между турпредприятиями?

6.Как обеспечить стойкость работы турпредприятия на рынке туристских услуг?

7: Каковы пути разрешения противоречий между турпредприятиями?


8. Какими методами руководитель турпредприятия может локализовать противоречия между сотрудниками?

9. Как характеризуются качество и количество?

10. Каково соотношение количественных и качественных методов, используемых менеджерами турпредприятий?

11. Каким образом менеджеры используют количественный анализ для решения коммерческих задач?

12. Какую роль играют информационные технологии в продвижении туристских услуг?

13. Что означает в туризме такое понятие, как «этапы перехода количества в качество»?

14. Какова сущность закона отрицания отрицания?

15. В чем заключаются отличия первого от второго вида отрицания в туризме?

16.Чем обусловлен прогресс развития?

17. Какова роль фактов при использовании закона отрицания отрицания в туризме?

18. Как можно охарактеризовать два вида отрицания?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.)