Глава 11 Методики организации экскурсий и методы, сберегающие здоровье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11 Методики организации экскурсий и методы, сберегающие здоровье



 

11.1, Методика подготовки и проведения экскурсии

 

Последовательность подготовки экскурсии. Чтобы организовать экскурсию, экскурсоводы разрабатывают тему и уточняют ее особенности, изучают относящиеся к теме материалы.


Для проведения экскурсий можно использовать следующие темы: памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, например Куликово поле, Бородино, места Курской битвы;

здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей России;

природные ландшафты — лес, роща, парк, река, озеро, заповедник или заказник, а также отдельные деревья и реликтовые растения;

экспозиции музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, дороги и святилища;

памятники искусства — произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, скульптура, достопримечательности садово-паркового искусства.

В экскурсию для ознакомления или изучения можно включать объекты, которые можно

классифицировать следующим образом: по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

функциональному назначению — основные, служащие раскрытию темы, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов);

степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие До наших дней с изменениями, частично сохранившиеся или утраченные.

Для изучения материалов экскурсоводы готовят так называемый «портфель экскурсовода», который состоит из папки с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками и репродукциями.

Для каждого вида экскурсии (городская, загородная, производственная, музейная, для пешеходных и автобусных путешествий), а также к каждой теме разрабатывают методички.

Тема экскурсии, как правило, объединена в единое целое хорошим рассказом и показом объектов посещения. Для рассказа готовят достоверные факты и сведения. Правильный отбор объектов, их

количество, последовательность показа существенно влияют на качество экскурсии.

Выбор маршрута экскурсии. Чтобы повысить интерес туристов к объектам экскурсии надо освещать характерные черты темы экскурсии. Для этого используют познавательную ценность

объекта в его тесной связи с конкретным историческим событием или эпохой, жизнью и творчеством известных деятелей науки и культуры, художественными достоинствами памятника, возможностью

их использования в эстетическом воспитании туристов.

Целесообразно включать в экскурсию те объекты, которые пользуются наибольшей популярностью у туристов, например памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. При рассказе об

объекте надо подчеркивать его необычность, т.е. его особенности, неповторимость памятника истории, культуры или сооружения, например церковь царевича Дмитрия в Угличе. Желательно

обращать внимание на выразительность объекта, т.е. его взаимодействие с необычным фоном или окружающей средой, например разводные мосты в Санкт-Петербурге.

Не менее важно местонахождение объекта: расстояние до объекта, удобство подъезда, пригодность

дороги для автотранспорта, подвоз туристов, природный или индустриальный ландшафт. В ходе экскурсии возможно временное ограничение знакомства с объектом, что зависит от времени суток, сезона, погоды, других непредвиденных обстоятельств, когда посещение и осмотр объекта невозможны.

Экскурсию не стоит перегружать посещением большого количества объектов. Это увеличивает ее длительность, вызывая утомляемость туристов. Продолжительность городской экскурсии обычно два

часа, в течение которых экскурсанты с интересом воспринимают не более 15 объектов. Набор

объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.

Неправильным считается, когда обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия зрительного показа объектов

экскурсии. Впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут не будет введен показ зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы, других достопримечательностей.

В паспорт объекта вносят:

наименование объекта (первоначальное и современное);

историческое событие, с которым он связан, дата события;

местонахождение, почтовый адрес, на какой территории они расположены (город, поселок);


описание (подъезд к нему, автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

источник сведений (литература, где он описан, и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

сохранность (состояние территории, на которой он находится, дата последнего ремонта,

реставрации), а также охрана (на кого возложена);

в каких экскурсиях используется:

дата составления паспорта, фамилия и должность составителя. К паспорту прикрепляют фотографии объекта, его современный и прежний вид. Например, в паспорт на памятник архитектуры

(здание) включают сведения о наличии в нем скульптур, изразцов, декоративного убранства

(снаружи, внутри), информацию о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности).

Наличие паспортов на экскурсионные объекты, расположенные в регионах страны, способствует

разработке качественно новых тем, позволяет широко использовать исторические памятники в нравственном воспитании граждан России.

Проведение экскурсии. Экскурсия должна строиться в логической последовательности: сбор туристов, перемещение их к объектам, показ объектов на маршруте, рассказ экскурсовода, установление продолжительности остановок. Надо предусмотреть, чтобы туристы не вели разговоров

на посторонние темы, а гид не отвлекался на показ второстепенных объектов.

В пешеходных экскурсиях на ознакомление с объектами требуется около трех часов, для автобусных — около четырех часов.

Для осмысления и запоминания увиденного туристами экскурсовод при рассказе об объекте

должен использовать эмоциональность, жесты и мимику, расстановку группы у объекта, звуковые устройства, паузы между объектами, логику изложения содержания темы экскурсии, связь рассказа с

показом. Он должен уметь подготовить туристов к наблюдению объекта. Продолжительность

пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.

Форма и структура рассказа зависит от места расположения объекта. Например, в художественной галерее в начале можно осветить историю написания одной из картин, затем дать характеристику ее

автора, эпохи, в которой он жил и творил. Рассказ и показ должны быть таким, чтобы экскурсанты правильно восприняли исторические события, могли дать им собственную оценку. Гиду надо

воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение или гнев.

Рассказу экскурсовода должны быть присущи: краткость, четкость формулировок, наличие фактического материала, раскрытие темы, литературный язык. При рассказе об объекте экскурсовод может пользоваться наглядными пособиями, которые заранее должны быть подготовлены в

«портфеле экскурсовода», где по каждой теме используются географические карты, схемы и рисунки. Перечень наглядных материалов по темам постоянно уточняется.

Если экскурсия автобусная, то определяются место и время выхода для осмотра объекта, передвижение группы между объектами, продолжительность демонстрации материалов «портфеля экскурсовода». Водителю автобуса выдается лист, где определено: в каком месте поставить автобус,

где сбавить скорость для хорошего обозрения объекта. Туристам даются рекомендации по соблюдению правил безопасности у объектов, при выходе из автобуса. Обязательно соблюдается

процедура ознакомления туристов с экскурсоводом и водителем, напоминаются правила поведения в автобусе, определяется время для вопросов.

Чтобы повысить свое методическое мастерство, экскурсоводу необходимо:

1) систематически обновлять свои знания, участвовать в конференциях или семинарах;

2) пополнять новыми данными «портфель экскурсовода»;

3) совершенствовать технологию методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей темы экскурсии и состава туристов;

4) владеть основами психологии и логики, чтобы умело устанавливать и сохранять контакты с

туристами.

Содержание экскурсии, ее познавательная ценность зависит от знаний методистов и экскурсоводов, их умения выбрать эффективные способы и приемы влияния на туристов. В

зависимости от сложности темы новую экскурсию готовят 3...7 специалистов, в качестве

консультантов приглашаются научные работники музеев, преподаватели вузов и школ.

Логически экскурсия состоит из трех взаимосвязанных частей. Во вступлении туристов знакомят с темой и маршрутом, началом и окончанием экскурсии, санитарными остановками, с правилами


безопасности и поведения. В основной части осуществляется показ объектов и рассказ по теме экскурсии. В завершении подводят итоги.

Цель экскурсии заключается в том, чтобы при показе памятников истории и культуры, других достопримечательностей воспитать у туристов чувство любви к родному краю, эстетическое

восприятие окружающего мира.

Перед экскурсоводами всегда стоит проблема, как из огромного многообразия объектов отобрать наиболее интересные по информационной насыщенности, чтобы правильный выбор объектов обеспечил раскрытие темы.

Виды экскурсий. Экскурсии бывают городскими, загородными, производственными, музейными, пешеходными и автобусными. Например, при организации автобусной экскурсии руководствуются

правилами дорожного движения, перевозки пассажиров, нормативными актами. Основные объекты, обозначенные на маршруте, должны раскрывать тему экскурсии, а дополнительные объекты являются связующим звеном при переездах или переходах туристов.

Показ объектов проводится так, чтобы не было повторных проездов по улице, площади или мосту, чтобы была доступность к объекту или к площадке для осмотра. Продолжительность переезда или

перехода между объектами должна быть 10... 15 мин, а паузы в показе и рассказе — короткими. Для автобуса обустраивается стоянка, рядом должны быть санитарно-гигиенические места.

При проведении автобусной экскурсии готовят варианты движения, что связано с транспортными

«пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчетом километража и временем использования автотранспорта.

В завершение построения автобусной экскурсии проводится ознакомление с улицами и площадями, уточняются месторасположения объектов, остановок автобуса. Проводится хронометраж

показа объектов, продолжительность экскурсии, выбирают точки показа объектов, предусматривается обеспечение безопасности туристов.

Подготовка экскурсоводом индивидуального текста. Экскурсовод пользуется индивидуальным текстом, где определены последовательность и порядок изложения темы. Индивидуальный текст

экскурсии строится в соответствии с методической разработкой. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. В индивидуальном тексте излагается то, о чем следует рассказать во время экскурсии. Факты упоминаются с точными ссылками на даты, на

достоверные источники. Рассказ экскурсовода должен быть «привязан» к объектам по каждой теме, делается соответствующий вывод.

Хорошая речь и умелое воздействие на эмоции туристов говорят о мастерстве экскурсовода. Успех рассказа зависит от того, насколько в индивидуальном тексте использованы речевые особенности экскурсовода, его логика, доказательность, новизна темы.

Для знакомства туристов с одним объектом требуется 5... 7 мин, поэтому и рассказ об этом объекте должен занимать столько же времени. Если это не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие

методические приемы не способны заострить внимание экскурсантов.

Использование экскурсоводом карточек с краткими сведениями о маршруте помогают освежить в памяти материал. Для удобства пользования карточками их делают небольшого размера, дают

порядковые номера, складывают по теме экскурсии. С приобретением опыта эта необходимость отпадает.

Оценка экскурсии. Проведенную экскурсию оценивают руководители экскурсионного бюро, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, руководители других структур.

Экскурсию оценивают в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники оценки экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом и методической

разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.

Бухгалтерия турпредприятия производит аудит и расчет стоимости экскурсии, определяют нормы

возможной прибыли новой экскурсии. При положительном заключении руководитель экскурсионного бюро издает приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов. Затем проводится пробная экскурсия.

Новая экскурсия считается утвержденной, если подготовлены следующие документы:

список литературы по теме — книги, брошюры, статьи; паспорта объектов, включенных в маршрут, — вид памятника, его наименование, место нахождения;


контрольный текст экскурсии — подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему;

индивидуальные тексты экскурсоводов — структура экскурсии, ее маршрут, характеристика объектов и событий;

схема (карта) маршрута — на пути следования группы обозначены объекты показа, остановки для

выхода к объектам; «портфель экскурсовода».

Владение методическими приемами означает, что гид эффективно проводит экскурсии и устанавливает контакты с туристами, умеет добиваться стойкого внимания к объекту, повышать

интерес, обеспечивать зрительное восприятие объекта.

Проведение экскурсий

Перечень приемов проведения экскурсий. Проведение экскурсии — это знакомство туристов с объектами в целях лучшего их обозрения, например осмотр крепостных стен, чтобы получить представление о высоте башен. Передвижение туристов вокруг па-

мятника помогает им оценить его художественную значимость и величие. Примером может служить

Мамаев курган в Волгограде.

При проведении экскурсий используются разные приемы.

Прием панорамного показа позволяет туристам обозревать объект с высоты башни, колокольни, крепостных стен, мостов. Примером может служить панорамная площадка Воробьевых гор в Москве,

Прием зрительной реконструкции (воссоздания) заключается в том, что экскурсовод может устно восстановить первоначальный облик исторического объекта, например места военных сражений,

народных восстаний, жизнь и деятельность известных писателей, ученых, композиторов, художников. Успех использования этого приема зависит от степени подготовленности гида.

Прием зрительного монтажа экскурсовод использует при формировании образа, рассказывая о

внешних сторонах нескольких памятников или отдельных его частей.

Прием абстрагирования экскурсовод использует для выделения из целого его частей. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть признаки предмета, которые служат основой для раскрытия

темы.

Прием зрительного сравнения построен на сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другими; при этом выявляются характерные черты, особенности объекта, их оригинальность и неповторимость.

Прием интеграции экскурсовод использует при показе памятного места, объединяя его различные стороны, детали, свойства в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на сравнении объекта с фотографией или рисунком другого объекта.

Прием переключения внимания заключается в том, что после наблюдения объекта экскурсанты

переносят свой взгляд на другой объект, например перенос взгляда с дома, построенного в XIX в., на

«высотку» XXI в. Контраст обогащает впечатления. При показе мемориальной доски обращают внимание на давние события, связанные с историей ее установки.

Прием экскурсионной справки связан с тем, что экскурсовод сообщает данные об объекте: дату

постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение.

Прием описания — это точное и конкретное отображение исторического события в сознании туристов. Этот прием используется во время проведения автобусной экскурсии как с выходом туристов из автобуса, так и без выхода из него.

Прием характеристики — это определение отличительных свойств и качеств явления или предмета.

Прием объяснения используют для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства.

Прием комментирования — это толкование событий, явлений, текстов. Данный прием используется при изложении материала, разъясняющего замысел автора исторического памятника или памятника культуры.

Прием репортажа — краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которого как бы являются туристы. Прием является импровизацией происходящего события.

Прием цитирования используется для воспроизведения картины исторического события с сохранением особенностей языка определенного исторического периода времени.

Прием вопросов-ответов экскурсовод осуществляет для активизации туристов

Прием ссылки на очевидцев применяется тогда, когда надо воссоздать события прошлых лет.

Прием заданий заставляет туристов задуматься, активизировать мыслительную деятельность.


Прием новизны материала состоит в том, что сообщаются факты и примеры, неизвестные туристам, чтобы привлечь их внимание к объекту.

Прием словесного (литературного) монтажа направлен на использование отрывков из литературных произведений, документов, которые раскрывают тему экскурсии.

Прием соучастия применяется, чтобы привлечь туристов стать участниками события, которому

посвящена экскурсия. Например, экскурсовод обращается к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся в том месте, где жил и творил великий поэт А.С. Пушкин».

Прием дискуссионной ситуации направлен на то, чтобы свою точку зрения высказали 2...3

турист»».

Прием сталкивания противоречивых версий используется, например, при оценке исторического события, утверждения даты возникновения города, названия реки или озера.

Прием персонификации используется для мысленного создания образа писателя или

государственного деятеля.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что при рассказе экскурсовод ставит проблему. Это заставляет участников найти правильный ответ на поставленные вопросы.

Прием отступления характеризуется тем, что в ходе рассказа экскурсовод иногда как бы уходит от темы, для этого он читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения.

Прием индукции используется в рассказе в том случае, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, выводам, когда экскурсовод от

характеристики одного памятника переходит к характеристике ансамбля или системы инженерных сооружении.

Прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному используется при

показе одного объекта.

Климактерический прием предполагает такое изложение тдмы, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем — самые занимательные, что

способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактерический прием — такое изложение темы, когда переходят от наиболее интересных объектов к менее значительным по своему содержанию объектам.

Работа экскурсовода. Чтобы туристы лучше представили содержание темы, экскурсовод иногда

устраивает встречу туристов с участниками исторического события.

Для лучшего раскрытия темы экскурсоводы используют технические средства (видеокамеры, сотовые телефоны, видеомагнитофоны, компьютеры). Музыкальные и литературные записи не

должны быть длительными, так как они являются частью экскурсии и подчинены общей теме.

В работе экскурсовода нужно четко представлять взаимодействие методических приемов и навыков. Если прием — особый способ подачи экскурсионного материала, то навык — это умение в

совершенстве владеть методическими приемами.

Усвоение навыков позволяет экскурсоводу использовать многообразие приемов показа и рассказа, различные варианты методических приемов.

Экскурсовод использует комплексное использование методических приемов: в показе — приемы

реконструкции и локализации, в рассказе — приемы новизны материала и сравнения.

Таким образом, эффективность проведения экскурсий зависит от разработчиков, методистов и экскурсоводов, задача которых — пoмочь туристам понять и сохранить в памяти главное в экскурсии

— познать достопримечательности окружающего мира.

В качестве примера приведем работу экскурсовода во время автобусной экскурсии.

В автобусе экскурсовод занимает переднее сиденье рядом с водителем. Он и экскурсанты должны видеть друг друга. В целях безопасности при движении автобуса туристам стоять не разрешается.

Экскурсовод называет себя и водителя автобуса, экскурсионное бюро, которое обслуживает туристов. Сообщается тема экскурсии, устанавливаются правила общения с группой. Объявляется количество остановок и необходимость выхода туристов из автобуса.

На остановках экскурсовод из автобуса выходит первым, показывая направление движения к объекту. Если эти остановки санитарные или для приобретения сувениров, сообщается время

отправления автобуса, чтобы соблюсти регламент экскурсии, график движения автобуса по маршруту.

При размещении группы у объекта учитывается присутствие других экскурсионных фупп. В

жаркое время группу располагают в тени, в дождь — под кроной деревьев. Во всех случаях


экскурсовод должен обеспечивать безопасность туристов при осмотре объектов, а также при переходе их через автомагистраль.

При передвижении туристов от автобуса к объекту и обратно экскурсовод должен находиться в центре группы. Группа передвигается компактно, расстояние между участниками не должно

превышать 7 м, что позволяет хорошо слышать пояснения экскурсовода.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, пожилые люди), рельефа местности, качества дороги.

В случае несвоевременного сбора группы или опоздания автобуса экскурсовод сокращает время,

рассчитанное на раскрытие темы, упуская второстепенные детали.

Если в ходе экскурсии экскурсоводу задают вопросы, то он не должен прерывать рассказ и давать немедленные ответы на них. Отвечать на вопросы надо по окончании экскурсии. Содержание ответов

не должно носить дискуссионный характер, чтобы не создавать конфликтных ситуаций.

В пути следования экскурсовод делает паузы, чтобы туристы могли осмыслить увиденное и услышанное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.074 с.)