Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация прогнозов в турбизнесе

Поиск

Прогноз (греч. prognosis — знание наперед) — это род предвидения, предсказания, получение

информации о будущем.

В турбизнесе прогноз как результат процесса прогнозирования выражается в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии турпредприятия в

будущий период времени.

Специалисты пользуются классификацией, которая, включает в себя следующие виды прогнозов.

1. По временному охвату прогнозирование бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

В зависимости от коммерческой деятельности турпредприятия прогноз может быть

краткосрочным, например прогнозы объемов продаж на неделю, месяц и год, среднесрочным — на

2...3 года и долгосрочным — 5 лет и более. Долгосрочные прогнозы называют перспективными. Нередко 5-летние прогнозы относят к среднесрочным.

2. По типам прогнозирование бывает поисковым, нормативным, основанным на творческом

видении.

Поисковый прогноз опирается на имеющуюся информацию, чтобы затем постепенно «проникнуть» в будущее. Его, в свою очередь, подразделяют на экстраполятивный (традиционный) и альтернативный (новаторский) подходы.

Экстраполятивный подход к прогнозу предполагает, что экономическое и другое развитие турпредприятия происходит успешно и непрерывно. Прогноз может быть простой проекцией

(экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления прогноза оценивают прошлые показатели деятельности турпредприятия и тенденции их развития, затем переносят эти тенденции на будущее.

Альтернативный подход к прогнозу базируется на том, что внешняя и внутренняя среда турбизнеса подвержена постоянным изменениям, вследствие чего развитие турпредприятия происходит не

только успешно и непрерывно, но и скачкообразно т. е. прерывисто. В этом случае существует определенное число вариантов будущего развития турпредприятия.


Во-первых, в рамках альтернативного подхода прогнозирование объединяет в единой логике ровный и скачкообразный способы развития турпредприятия, создает синтетическую картину будущего; во-вторых, формируются прогнозы, включающие сочетание вариантов развития выбранных показателей и явлений.

Каждый из вариантов поискового прогноза лежит в основе особого сценария будущего. Экстраполятивный и альтернативный подходы к поисковому прогнозированию опираются на

количественные и качественные методы прогнозирования.

Нормативный (нормативно-целевой) прогноз предполагает определение общих целей и стратегических ориентиров турпредприятия на будущий период; оценку его развития, исходя из этих

целей. Нормативное прогнозирование применяется тогда, когда турпредприятие не располагает

необходимыми историческими данными. В силу этого оно опирается на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное прогнозирование, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды турбизнеса.

Прогноз, основанный на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода имеют формы «утопий» или «антиутопий» —

литературных описаний вымышленного будущего. Такое прогнозирование может использоваться для предсказания будущих результатов деятельности турпредприятия.

3. По степени вероятности будущих событий прогнозирование бывает вариантным, инвариантным.

При вариантном прогнозе предполагается значительная неопределенность будущей среды и наличие нескольких вариантов развития.

При инвариантном прогнозе предполагается один вариант развития событий, который возможен в условиях высокой степени определенности среды, базируется на экстраполятивном подходе.

Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние среды турбизнеса, определяя

основные его параметры.

4. По способу представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные.

Точечные прогнозы — единственное значение прогнозируемого показателя, например среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5 %.

Интервальные прогнозы — предсказание будущего, в котором предполагается диапазон значений прогнозируемого показателя, например среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5...8 %.

Применяются и другие виды прогнозов. Например, прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным).

Он может охватывать рынок целой страны, ограничиваться рынком определенного региона, охватывать локальный рынок отдельного турпредприятия.

Методы прогнозирования

Методы прогнозирования могут быть простыми (однородными) и комплексными

(прогнозирующими системами).

Простые методы объединяют однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ).

Простые (однородные) методы подразделяются на фактографические, экспертные и

комбинированные.

Фактографические методы (их называют поисковые прогнозы) в свою очередь подразделяются на статистические (параметрические), в которые входят экстраполяция, интерполяция и методы

аналогии, и на публикационные, в которые входят анализы динамики опубликования и патентования.

Например, статистические методы включают в себя методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее

распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия),

параметрический метод.

Экспертные методы (их называют нормативными прогнозами) подразделяют на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным методам относятся методы без аналитической обработки — это интервью, метод генерации идей, аналитические экспертные оценки.

К коллективным методам относятся методы с аналитической обработкой: построение сценариев, метод дерева целей, морфологический анализ, метод коллективных экспертных оценок, метод

«Дельфи», матричный метод.


Комплексные методы (прогнозирующие системы) включают в себя метод прогнозного графа, метод Паттерн, методы профайл. Комплексные методы отражают комбинации методов, реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, метод паттерн).

Комбинированные методы включают в себя методы со смешанной информационной основой, в которых наряду с экспертной информацией используется и фактографическая.

В последнее время широко применяются следующие методы прогнозирования: статистические, скользящей средней и экспоненциальная средняя.

Статистические методы прогнозирования (экстраполяция по скользящей средней) применяются

для краткосрочного исследования в том случае, когда данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую-либо тенденцию развития (тренд) того или иного процесса (из-за Случайных и периодических колебаний исходных данных).

Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе сезонных колебаний уровней динамического ряда. Под сезонными колебаниями понимаются изменения уровня

динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Проявляются они с различной интенсивностью в различных видах и формах туристской деятельности: формирование,

ценообразование, продвижение турпродукта и его потребление. Сезонные колебания цикличны, они повторяются через каждый год. Для этого надо иметь уровни колебания за каждый квартал (месяц, декаду).

Методика статистического прогноза по сезонным колебаниям основана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода.

Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности, которые определяются отношением исходных (эмпирических) уровней ряда динамики к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Поскольку на сезонные колебания могут накладываться случайные отклонения, для их устранения производится усреднение индивидуальных индексов, одноименных внутригодовых периодов

анализируемого ряда динамики. Поэтому для каждого периода годового цикла определяются обобщенные показатели в виде средних индексов сезонности.

Методика прогнозирования сезонных колебаний базируется на расчете индексов сезонности. Метод средних индексов сезонности применяется для составления прогнозов объемных и качественных показателей: изменение цен, производительность труда, издержки производства и

обращения, прибыль и др.

Для реализации турпродукта осуществляется прогнозирование методом линейной регрессии, который базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции), — влияние

вариации факторного показателя, например расходов на рекламу, и на результативный показатель,

например на объем продаж.

Метод скользящей средней состоит в замене фактических уровней динамического ряда расчетами, имеющими значительно меньшую колеблемость, чем исходные данные. При этом средняя рассчитывается по группам данных за определенный интервал времени. Каждая последующая группа образуется со сдвигом на один год (месяц). В результате первоначальные колебания динамического рада сглаживаются. Это называется сглаживанием рядов динамики (основная тенденция развития выражается при этом в виде некоторой плавной линии). При прогнозировании исходят из предположения, что следующий во времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени.

Экспоненциальная средняя как метод используется при рассмотрении скользящей средней в целях уточнения: чем «старше» наблюдение, тем меньше оно должно оказывать влияние на величину

скользящей средней, влияние прошлых наблюдений должно затухать по мере удаления от момента, для которого определяется средняя. Одним из приемов сглаживания динамического ряда с учетом

«устаревания» наблюдения является расчет специальных показателей, получивших название экспоненциальных средних, которые применяются в краткосрочном прогнозировании.

Основная идея метода состоит в использовании в качестве прогноза линейной комбинации

прошлых и текущих наблюдений.

Применение скользящей и экспоненциальных средних в качестве основы для прогностической оценки имеет смысл в относительно небольшой колеблемости уровней. Данные методы

прогнозирования относятся к числу распространенных методов экстраполяции трендов.


Прогнозы деловой активности

Прогнозы деловой активности полезны для планирования и осуществления деловых операций, если компоненты прогноза тщательно продуманы, а ограничения, содержащиеся в прогнозе, четко

определены. Для этого надо определить:

1) для чего нужен прогноз, какие решения будут на нем основаны, чтобы прогноз был точен, а погрешности были минимальными;

2) изменения, чтобы прогноз оказался достоверным;

3) компоненты прогноза;

4) опыт прошлых продаж турпродукта в составлении прогноза;

5) насколько структурированным должен быть прогноз.

Разработанные прогнозы продаж турпродукта используются при составлении планов сбыта. В плане сбыта отражаются: прогноз спроса (сбор и анализ данных, используемых при планировании сбыта продукции; прогноз потребительского спроса; методы исследования данных и прогнозирования спроса); программы сбыта (виды продукции для сбыта, каналы сбыта, формы организации сбыта, реклама и рекламный бюджет, формирование цены продажи); заключение сделок; разработка инструкций о скидках, сроках и условиях платежа и др.

Планирование расходов на сбыт включает: вопросы реализации турпродукта, а также контроль над ходом выполнения плана и его своевременная корректировка.

Целью прогнозирования в инновационном менеджменте является определение научно обоснованных тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей,

используемых при разработке стратегических планов в проведении

научно-исследовательских й опытно-конструкторских работ, а также развитии системы менеджмента.

Для прогноза деловой активности необходимо: выявить рыночную потребность в турпродукте в ходе маркетинговых исследований;

вскрыть основные экономические, социальные и научно-технические тенденции, влияющие на

эффективность турпродукта;

определить показатели, существенно влияющие на полезность турпродукта в условиях рынка;

уточнить методы прогнозирования на период проведения исследования;

дать прогноз показателей качества нового турпродукта с учетом влияющих на них факторов, ценообразования, затрат в сфере эксплуатации, качества, параметров рынка;

дать прогноз организационно-технического уровня производства турпродукта;

оптимизировать прогнозные показатели качества турпродукта по критерию полезного максимального эффекта при минимальных совокупных затратах за период производства и

продвижения турпродукта;

It обосновать экономическую целесообразность разработки нового турпродукта, исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Успешность прогноза позволяет определить эффект от производимого турпродукта.

Прогнозирование деятельности турпредприятия предполагает проведение системного анализа, цель которого — установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых услуг, эффективности и стойкости фракционирования турпредприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.008 с.)