Тема 2. Научная проблема – исходный пункт исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Научная проблема – исходный пункт исследования.



 

1. Проблема как диалектическое противоречие

2. Причины появления научных проблем.

3. Проблемы внутрипарадигмальные и межпарадигмальные.

4. Методы формулирования научных проблем.

 

Цель: показать, что развитие науки связано с появлением и разрешением научных проблем; указать на основные методологические принципы формулирования научных проблем.

Основные понятия: проблема, метод проб и ошибок, диалектическое противоречие, парадигма, эпистема, научно-исследовательская программа.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение пользуясь толковым словарём.

 

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как научная проблема связана с предыдущим знанием?

2. Почему не каждый научный вопрос становится проблемой?

3. Как Т. Кун объясняет понятии парадигмы?

4. Как решаются проблемы внутри парадигмы?

5. Каковы признаки правильно поставленной проблемы?

 

 

Тема 3. Понятие научного метода. Общелогические, эмпирические и теоретические методы познания.

 

1. Что такое метод и что такое методология?

2. Какова общая классификация научных методов?

3. Какова связь между предметом научного исследования и применяемыми методами?

4. Какие общелогические методы вам известны?

5. Какие эмпирические методы вы знаете?

6. Какие методы используются при построении научной теории?

7. Что такое частнонаучные методы?

8. Понятие системы и структуры.

9. Особенности системного подхода.

10. Понятие сложной системы и синергетический подход.

11. Понятие модели и принципы моделирования.

 

Цель: познакомить студентов с общими проблемами методологии, рассказать о методах разного уровня общности, показать взаимодействие методов в процессе научного поиска, познакомить студентов с системным подходом и методом моделирования, обратить внимание на понятие сложности в современных социально-экономических исследованиях и на синергетическую программу исследования сложных систем.

 

Основные понятия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, ограничение, определение, классификация, дедукция, редуктивные методы, наблюдение, измерение, эксперимент, теория, идеализация, закон науки, динамические закономерности, статистические закономерности, система, структура, системный подход, синергетика, моделирование, открытая система, хаос.

 

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы.

 

1. Какие особенности научного наблюдения вам известны? В чем можно увидеть отличие наблюдения в естественных науках и социально-гуманитарных науках?

2. Какие особенности процедуры измерения вам известны?

3. Что такое эксперимент. Какие виды экспериментов вы знаете.

4. Какие виды научных теорий вам известны?

5. Укажите примеры применения общелогических методов в эмпирических и теоретических исследованиях.

6. В чем заключается особенность системного подхода.

7. Что такое синергетика и как её положения можно отнести к социально-экономическим исследованиям.

8. Почему возникла потребность в разработке системного подхода к явлениям природы и общественной жизни?

9. Какие допущения лежат в основе системного подхода?

10. В чем выявляются особенности моделирования процессов и явлений?

11. В чем вы видите особенности синергетического подхода в моделировании социально-экономических процессов?

 

 

Тема 4. Методы выдвижения, построения и обоснования научных гипотез.

 

1. В чем особенности гипотетико-дедуктивного метода рассуждений?

2. Что такое абдуктивное рассуждение?

3. Особенности формулирования научной гипотезы.

4. Аргументация в выдвижении и обосновании научных гипотез. Доказательство и опровержение в научном творчестве.

 

Цель: показать различие между индуктивной и гипотетико-дедуктивным обоснованием развития научного знания, показать общенаучные требования выдвижения гипотезы, познакомить студентов с абдуктивными рассуждениями и общими вопросами научной аргументации.

Основные понятия: гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод, индуктивное обоснование науки, абдукция, подтверждение, доказательство и опровержение.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы.

 

1. В чем вы видите отличие индуктивного от гипотетико-дедуктивного объяснения развития научного знания?

2. Каковы условия состоятельности научной гипотезы?

3. Чем отличаются абдуктивные рассуждения от индуктивных и дедуктивных?

4. Какими способами можно обосновать гипотезу и как можно её опровергнуть?

 

 

Тема 5. Методы предвидения и прогнозирования.

Логическая структура предсказания. Основные типы предсказаний. Прогнозирование как особый метод предвидения. Предвидение и пророчество.

 

1. Понятие прогноза и предсказания.

2. Логическая структура дедуктивно-номологического предсказания.

3. Роль прогноза в социально-экономическом исследовании.

 

Цель: дать общее представление о предсказании как функции науки, показать особенности дедуктивно-номологического предсказания, дать представление о предсказании в социально-экономических и социально-гуманитарных науках.

Основные понятия: прогнозирование, предвидение, предсказание, прогностика, футурология, дедуктивно-номологическая модель предсказания, психологическая концепция предсказания в гуманитарных науках.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. В чем состоит функция предсказания. Чем научное предсказание отличается от обыденного?

2. Сравните различные виды предсказаний и укажите на их сильные и слабые стороны.

3. Чем отличаются предсказания в естественных и гуманитарных науках?

4. Какова роль прогнозирования в сфере Социально-культурный сервис и туризм?

 

 

Тема 6. Методы и функции научного объяснения и понимания.

 

1. Роль объяснения в научном познании.

2. Виды объяснений и их анализ.

3. Понятие герменевтики. Особенности толкования текста, коммуникации (диалога).

4. Особенности процедур объяснения и понимания в деятельности менеджера.

 

Цель: познакомить студентов с объяснением как функцией научного знания, указать на различные способы объяснения, в том числе и на дедуктивно-номологическую модель объяснения; наряду с объяснением и в дополнение к этой функции науки целью занятия является знакомство с проблемой понимания в науке.

Основные понятия: объяснение, каузальное объяснение, понимание, герменевтика, герменевтический круг, диалог (коммуникация) как герменевтическая процедура.

 

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. В чем вы видите недостаток причинного объяснения в индуктивной модели развития наук?

2. Какова структура дедуктивно-номологической модели объяснения?

3. Каковы условия адекватности объяснения?

4. В чем заключается специфика телеологических объяснений и каковы границы их применимости?

5. Что такое герменевтика и какова её роль в исследовании феномена понимания?

6. В каком смысле коммуникация является герменевтической деятельностью?

7. Какова роль объясняющих и понимающих процедур в деятельности менеджера сферы Социально-культурный сервис и туризм?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.01 с.)