Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Методы социально-экономического исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

Поиск

 

1. Методы экономического и социально-экономического исследования.

2. Принципы моделирования социально-экономических систем.

3. Социально-экономический подход к сфере Социально-культурный сервис и туризм.

4. Моделирование и исследование систем управления в сфере Социально-культурный сервис и туризм.

 

 

Цель: дать представление о социально-экономических процессах и методах их изучения; применить полученные представления к сфере Сервис и туризм.

Основные понятия: экономический подход, социальный процесс, масштаб социального процесса, социально-экономический подход, модели в экономике, классические и неоклассические теории в экономике, модели систем управления.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Опишите основные принципы известных вам экономических теорий.

2. В чем суть экономического подхода к социальным явлениям? Что такое «экономический империализм»?

3. В каких обстоятельствах возникает необходимость социально-экономического подхода к общественным явлениям?

4. Что такое социальный процесс?

5. Назовите формы протекания социальных процессов.

6. Что такое масштаб социального процесса?

7. Что понимается под управлением социально-экономическими процессами?

8. Каковы функции управления социально-экономическими процессами?

9. Почему организационные системы управления являются сложными для управления?

10. Что такое «менеджмент изменений», каковы его методы и возможности?

11. Каковы методики исследования организационных систем?

 

 

Тема 8. Методы социально-гуманитарного исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

 

1. Различие социального и гуманитарного подхода к общественным явлениям.

2. Теории и методы социологического исследования.

3. Основные принципы гуманитарного анализа общественных явлений.

4. Социально-гуманитарная компонента в исследованиях в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

 

Цель: обосновать необходимость социально-гуманитарного исследования явлений общественной жизни наряду с социально-экономическим исследованием, познакомить студентов с методами социально-гуманитарного познания.

Основные понятия: социологическое исследование, культурологический анализ, ментальность, культурный код, деловая этика, моральные ценности, эстетическое сознание, эстетические ценности, эстетическая среда, моральный климат.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Чем определяется необходимость регулярных социологических исследований?

2. Какие наиболее значительные парадигмы социологии вам известны?

3. Какие методы социологического исследования вам известны?

4. Чем гуманитарный подход к общественным явлениям отличается от социального?

5. В чём сущность аксиологического подхода к общественным явлениям?

6. В чём особенность культурологического подхода к общественным явлениям?

7. Что такое культурный код, как используется это понятие при изучении социального взаимодействия?

8. Какую роль играет нравственный анализ социальных явлений в гуманитарном подходе?

9. Чем характеризуется понятие «эстетическая среда обитания» и какую роль это понятие играет в гуманитарном подходе к действительности?

 

 

Тема 9. Экспертные методы исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

 

1. Понятие экспертизы. Квалификация эксперта.

2. Общелогические принципы экспертизы.

3. Дискуссия и диспут в экспертной деятельности. Методики организации научной дискуссии.

4. Методы экспертных оценок.

5. Гуманитарная экспертиза в сфере Социально-культурный сервис и туризм.

 

Цель: познакомить студентов с экспертной деятельностью как частью исследовательской деятельности, дать знания о наиболее популярных методах экспертной оценки в социально-гуманитарных исследованиях, показать возможность и необходимость научной экспертизы в отрасли Социально-культурный сервис и туризм.

Основные понятия: экспертиза, эксперт, прямая и косвенная экспертиза, оценочная и ситуационная экспертиза, метод Дельфи, метод Форсайт, метод мозговой штурм, SWOT-анализ, SMART-анализ.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Что такое экспертиза? Что такое экспертная оценка и какие виды экспертных оценок вы знаете?

2. Как организовать научную дискуссию? Какие правила научной дискуссии вам известны?

3. В чём состоит сущность метода Дельфи? Какова процедура его проведения?

4. В чем специфика SWOT анализа?

5. Что такое SMART-анализ?

6. Подумайте, как можно применить экспертные методы в сфере Социально-культурный сервис и туризм.

 

 

Тема 10. Основные этапы проведения научного исследования.

 

1. Определение проблемы исследования, цели и задачи исследования.

2. Определение ресурсных возможностей и построение программы исследования.

3. Фазы проектирования научного исследования.

4. Выбор методов и процедура проведения исследования. Технологическая фаза научного исследования.

5. Рефлексивная фаза научного исследования.

 

Цель: дать обобщенное представление о объекте и предмете исследования, целях и задачах исследовательской деятельности, о фазах и стадиях организации исследовательского проекта, формулирования выводов и их оценки.

Основные понятия: объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, фаза проектирования исследования, технологическая фаза исследования, рефлексивная стадия исследования.

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Что такое проблема исследования, как она определяется и оценивается?

2. Чем отличаются объект и предмет исследования?

3. Объясните, что такое «исследовательский подход»?

4. Что такое «концепция исследования», в чем её назначение?

5. В чём сущность фазы проектирования научного исследования?

6. Что такое «технологическая фаза исследования»?

7. Какие проблемы решаются на рефлексивной стадии научного исследования?

8. В чём особенность формулирования выводов научного исследования?

 

 

Тема 11. Оформление результатов научного исследования.

 

1. Фиксация результатов научного исследования: реферат, научная статья, научный отчёт, научный доклад, монография, диссертация.

2. Понятие научного текста. Свойства научного текста, правила и ограничения.

3. Работа исследователя с научной литературой. Библиография, ссылки, приложения, таблицы, графики.

4. НОТ в исследовательской работе.

 

Цель: дать навыки оформления результатов научного исследования, познакомить с разными видами итогов научной деятельности, научить работать с научной литературой, применять элементы научной организации труда.

Основные понятия: апробация, реферат, научная статья, научный отчет, научный доклад, монографическое исследование, диссертационное исследование, курсовая работа, дипломная работа, научный текст, библиография, таблица, график, язык науки.

 

 

Подготовка к семинарскому занятию.

Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение, пользуясь толковым словарём.

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. В чем вы видите особенность научного текста?

2. Чем отличается реферат от других видов научного текста?

3. Какие требования предъявляются к студенческой курсовой работе?[1]

4. Какие требования предъявляются к студенческой дипломной работе?[2]

5. Какие методы составления библиографии вам известны?

6. Какие требования НОТ к учёному-исследователю вам известны?

 

 

Тематика рефератов

1. Понимание как отражение и творчество.

2. Познание и практика.

3. Природа, место и роль интуиции в познавательных процессах.

4. Концепция научной истины.

5. Истина и ценность.

6. Истина и метод.

7. Критерии истины в экономической науке.

8. Проблема понимания в философии и науке.

9. Наука в системе культуры.

10. Альтернативная наука: факторы генезиса и формы.

11. Научная революция: критерии и когнитивные последствия.

12. Вера и знание: механизмы гносеологического взаимодействия.

13. Научная картина экономической реальности: направленность эволюции.

14. Структура научного метода и механизмы его обоснования.

15. Метод мысленного эксперимента в науке: история и современность.

16. Формы математизации научного знания.

17. Проблема научной рациональности.

18. Проблема факта в науке.

19. Типы проблемных ситуаций и проблем в науке.

20. Структура исследовательского процесса и объяснения в постнеклассической науке.

21. Проблема коммуникации в науке и современные информационные технологии.

22. Нормы и ценности научного сообщества.

23. Проблемы методологии социального познания.

24. Эмпирическое и теоретическое в экономическом исследовании.

25. Специфика экономического эксперимента.

26. Эволюция идеалов и норм экономического исследования.

27. Методология экономического прогнозирования.

28. Системный подход в экономических исследованиях.

29. Системный подход и экономическая политика.

30. Метод моделирования в экономических исследованиях.

31. Стили научного мышления и их эволюция.

32. Эмпирические закономерности: логическая специфика и область действия.

33. Принципы системной организации теоретического знания.

34. Проблема теоретических конструктов в научном познании.

35. Типы и функции научной теории.

36. Научный прогресс: структура и факторы.

37. Понятие и роль личностного знания в науке.

38. Синергетика и формирование нелинейного стиля мышления.

39. Эвристические методы научного познания.

40. Конкуренция и конфликты в науке.

41. Коллективные исследования в науке: формы организации и проблемы.

42. Категория «качества» в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

43. Особенности управления качеством: опыт Европы.

44. Особенности управления качеством: Опыт Японии.

45. Особенности исследования качество сферы услуг.

46. Вклад отечественных учёных в развитие теории и практики управления качеством (А.К. Гастев, В.В. Бойцов, А.В. Гличев, Г.Г. Азгальдов, Л.Я. Шухгальтер, Д.С. Львов, В.М. Ларин).

 

 

Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Методология научного исследования»

 

1. Понятие научного исследования, научного познания.

2. Общие закономерности развития науки.

3. Классификация наук.

4. Результаты научных исследований.

5. Проблема истинности знания в классическую, неклассическую и постнеклассическую эпохи..

6. Интерсубъективность, системность знания.

7. Эмпирическое и теоретическое знание.

8. Принципы детерминизма, объективности рассмотрения, дополнительности, противоречия в научном исследовании.

9. Материальные средства познания.

10. Математические средства познания.

11. Логические средства.

12. Языковые средства.

13. Теоретический анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование.

14. Частные и комплексные эмпирические методы.

15. Критерии актуальности научного исследования.

16. Степень изученности проблемы.

17. Проблема выбора репрезентативного объекта.

18. Объект исследования.

19. Предмет исследования.

20. Цель и задачи исследования.

21. Методологическая основа.

22. Научная новизна.

23. Теоретическая и практическая значимость.

24. Выбор темы научного исследования.

25. Гипотеза в структуре научного исследования.

26. Основные типы и виды аргументации знания.

27. Чтение научной литературы.

28. Отбор и оценка фактического материала.

29. Методика изложения основной части работы.

30. Подготовка черновой рукописи.

31. Рубрикация текста.

32. Язык и стиль научной работы.

33. Основные задачи смыслового и литературного редактирования текста.

34. Общие требования к оформлению научной работы: содержание, главы, ссылки, иллюстрации, таблицы, приложения, формулы.

35. Оформление списка использованной литературы.

36. Требования НОТ в научно-исследовательской деятельности.

37.

 

Тестовые задания

 

1.В каком соотношении находится познание как вид творчески активного отношения человека к миру и научное познание?

А)Они совпадают полностью.

Б)в отношении «целое-часть».

В)исключают друг друга.

Г)это несопоставимые явления.

 

2.В какую историческую эпоху были заложены основы методологии научного познания?

А)в эпоху Просвещения.

Б)в эпоху Возрождения.

В)в Античности.

Г)в Новое время.

 

3.В чём состоит основное отличие предмета методологии научного познания от предмета других форм теоретического осмысления познавательных действий в науке?

А)методология исследует исключительно методы науки.

Б)такого отличия не существует.

В)методология научного познания изучает рационально обоснованные оптимальные пути приращения знания.

 

4.В каком соотношении находятся теория познания, методология и логика научного познания?

А)они совпадают.

Б)их содержание несовместимо.

В)их содержание частично совпадает.

 

5.В каком соотношении находятся уровни методологии научного познания?

А)в отношении «общее-особенное».

Б)они совпадают по содержанию.

В)их содержание несовместимо.

 

6.Что составляет предмет теории методического творчества?

А)структура методов науки.

Б)механизмы интуитивного познания.

В)вся совокупность регулятивных средств человеческой деятельности.

 

7.Методологическое сознание – это:

А)отражение социального статуса науки.

Б)представление о совокупности продуктивных методов исследования.

В)представление о путях продуктивной исследовательской деятельности.

 

8.Посредством какого понятия в научном познании фиксируется совокупность интересующих исследователя характеристик объекта?

А)проблема.

Б)задача.

В)цель исследования.

Г)предмет исследования.

Д)метод.

Е)теория.

Ж)гипотеза.

З)закон.

 

9.В каком соотношении находится содержание понятий «объект исследования» и «предмет исследования»?

А)это несопоставимые понятия.

Б)в отношении «часть-целое».

В)их содержание совпадает.

Г)в отношении «целое-часть».

 

10.В каком соотношении находится содержание понятий «проблема» и «вопрос»?

А)их содержание совпадает.

Б)это несопоставимые понятия.

В)в отношении «целое-часть».

Г)в отношении «часть-целое».

 

11.Что такое метод?

А)совокупность выполняемых исследователем познавательных действий.

Б)предположение о возможном состоянии объекта.

В)система предписаний, регламентирующих познавательные действия исследователя.

Г)форма знания об исследуемом объекте.

 

12.Какая форма выражения результата является главной на эмпирическом уровне научного исследования?

А)понятие.

Б)закон.

В)гипотеза.

Г)теория.

Д)эмпирический факт.

Е)научная картина исследуемой реальности.

Ж)принцип.

З)статистическое описание.

 

13.Актуальность темы – это:

А)её соответствие предмету определенной научной дисциплины.

Б)её логическая структура.

В)её теоретическая и практическая значимость для настоящего времени.

 

14.Как соотносятся цели и задачи исследования?

А)как общее и особенное.

Б)как особенное и общее.

В)это однопорядковые элементы.

 

15.Репрезентативный объект – это:

А)уникальный объект.

Б)общая схема исследуемого объекта.

В)объект, представляющий (замещающий) всю совокупность исследуемых объектов.

 

16.Концептуализация знания – это:

А)установление степени истинности его содержания.

Б)уточнение его логической структуры.

В)систематизация имеющегося знания на основе общей идеи.

 

17.Как соотносится теоретическая аргументация и объяснение?

А)это одно и то же.

Б)теоретическая аргументация шире по содержанию.

В)объяснение включает в свой состав теоретическую аргументацию как целое - часть.

 

18.Методика научной работы – это:

А)совокупность методов исследования.

Б)учение о методах исследования.

В)совокупность приёмов творческой работы.

 

19.Рабочий план – это:

А)исходный, подлежащий уточнению вариант исследования.

Б)особого рода гипотеза.

В)особого рода алгоритм решения проблемы.

 

20.Реферат – это:

А)краткое обобщенное изложение содержания оригинального произведения, проблемы, темы.

Б)основные выводы по теме исследования.

В)альтернативный вопрос.

 

21.Что такое печатный лист?

А)страница текста, набранная на компьютере с интервалом строк 1,5.

Б)страница текста, набранная на печатной машинке с интервалом 2,0.

В)единица измерения объёма текста приблизительно 40 000 знаков.

 

22.Что такое ссылка?

А)указание на цитируемый или используемый источник.

Б)способ догматической аргументации.

В)авторское пояснение, способствующее правильному пониманию текста.

 

23.Сноска – это:

А)авторское пояснение, способствующее правильному пониманию текста.

Б)сокращение части текста.

В)способ компоновки текста.

 

24.Приложения располагаются:

А)в необходимом месте основного текста.

Б)в конце крупных фрагментов основного текста.

В)вне основного текста как заключительный фрагмент работы.

 

25.___________ - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов и явлений действительности без их изменения

А)наблюдение.

Б)эксперимент.

В)анализ.

Г)синтез.

 

26.В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров:

А)в период античности.

Б)в Новое время.

В)с середины 19 века.

Г)с середины 20 века.

 

27.Метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях – это

А)индукция.

Б)анализ.

В)наблюдение.

Г) эксперимент.

 

28.Всеобщим методом исследования явлений природы и общественной жизни является метод

А)аналитический.

Б)диалектический.

В)индуктивный.

Г)экспериментальный.

 

29.В какой период времени наука становится непосредственной производительной силой?

А)в период античности.

Б)в эпоху Возрождения.

В)с середины 19 века.

Г)со второй половины 20 века.

 

30.Метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данное время изучаемый:

А)наблюдение.

Б)эксперимент.

В)аналогия.

Г)синтез.

 

31.Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно научное познание этого предмета:

А)синтез.

Б)анализ.

В)индукция.

Г)дедукция.

 

32.Несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом – это:

А)абстракция.

Б)интуиция.

В)агрегирование.

Г)эмерджентность.

 

33.Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования:

А)научное направление.

Б)научная теория.

В)научная традиция.

Г)научная концепция.

 

34.Способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре:

А)иерархия.

Б)многофункциональность.

В)гибкость.

Г)агрегирование.

 

35.Свойство системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем:

А)иерархия.

Б)многофункциональность.

В)гибкость.

В)агрегирование.

 

36.Способность изменения целей и параметров функционирования при отказе и/или повреждении элементов системы:

А)адаптация.

Б)надежность.

В)живучесть.

Г)стойкость.

 

37.Свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества:

А)адаптация.

Б)надежность.

В)живучесть.

Г)стойкость.

 

38.Краткая характеристика работы, которая должна отвечать прежде всего на вопросы, о чем говорится в представленной работе:

А)введение.

Б)аннотация.

В)содержание.

Г)заключение.

 

39.Метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента:

А)анализ.

Б)синтез.

В)дедукция.

Г)индукция.

 

40.Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:

А)анализ.

Б)синтез.

В)дедукция.

Г)индукция.

 

41.Совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых назрели на данном этапе развития науки и практики:

А)проблема.

Б)эксперимент.

В)научные вопросы.

Г)научное направление.

 

42.Составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации:

А)единица наблюдения.

Б)признак наблюдения.

В)частица наблюдения.

Г)отчетная единица.

 

43.Вопрос, предполагающий выбор одного ответа из нескольких вариантов:

А)альтернативный вопрос.

Б)открытый вопрос.

В)сравнительный вопрос.

Г)закрытый вопрос.

 

44.Объединение нескольких параметров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня:

А)аналогия.

Б)декомпозиция.

В)эмерджентность.

Г)агрегирование.

 

45.Выберите вариант с правильной последовательностью расположения частей реферата:

А)титульный лист – оглавление – введение - основное содержание – заключение - список используемой литературы - приложения.

Б) титульный лист – введение - оглавление – основное содержание – заключение - список используемой литературы - приложения.

В) титульный лист – оглавление – введение - основное содержание –список используемой литературы - заключение - приложения.

Г) титульный лист – оглавление – введение - основное содержание – заключение – приложения - список используемой литературы.

 

46.Концепция исследования – это:

А)парадигма его проведения.

Б)главная характеристика его организации.

В)свойство целостности исследования.

Г)комплекс ключевых положение, определяющих программу исследования.

 

47.Какое определение «эффективности исследования» наиболее корректно:

А)подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом исследования.

Б)сопоставление результата исследования с затратами на его получение.

В)рекомендации, принятые к практическому использованию.

Г)потенциальная возможность практического использования результата.

 

48.Рефлексивная стадия научного исследования связана с:

А)анализом и оценкой полученных результатов.

Б)формированием гипотезы научного исследования.

В)переходом от эмпирической стадии научного исследования к теоретической.

Г)определением парадигмальных оснований решаемой задачи.

 

49.Предметом герменевтики является:

А)процедуры истолкования и понимания.

Б)процедуры обобщения научных фактов.

В)проблема выдвижения научных гипотез.

Г)проблемы передачи научных практик от поколения к поколению.

 

50.Каузальное объяснение в социально-экономической сфере состоит в указании:

А)на причину происходящего явления.

Б)на цель происходящего явления.

В)на иррациональность и непознаваемость происходящего явления

 

Терминологический словарь

Абдукция – способ научного рассуждения, связанный с продуктивным выдвижением гипотезы, способной объяснить некоторую совокупность фактов.

Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих нас в данный момент признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и мысленного отвлечения их от множества других признаков, свойств и отношений этого предмета.

Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Анализ – логический приём, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения, части), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощию другого логического приёма – синтеза (см.) – в целое, обогащенное новыми знаниями.

Апробация – означает «одобрение», «утверждение». Процедура критики, оценки, одобрения научной работы, темы, идеи коллегами, критиками, судьями, практическими работниками с целью корректировки и исправления её недостатков.

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Вненаучное (ненаучное) знание – совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Исходной формой вненаучного знания является обыденное познание – форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в рамках повседневных неспециализированных или, как правило, не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности.

Герменевтика – собирательное имя для подходов, ориентированных на имманентное понимание текста, а также философское направление, разрабатывающее теорию интерпретации и понимания любого текста.

Герменевтический круг – выражает циклический характер понимания. Этот принцип связывает объяснение и понимание: для того, чтобы нечто понять, его нужно объяснить, но чтобы, нечто объяснить – это следует понять. Эта взаимосвязь выражается как круг целого и части: для понимания целого нужно понять отдельные части, но для понимания частей необходимо иметь представление о смысле целого.

Гипотеза – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии науки и практики не получила объяснения, и которое объясняет данные явления.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного исследования, заключающийся в том, что вначале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых предметов, явлений, а затем дедуктивным путем из гипотез выводятся следствия, проверяемые тем или иным путём.

Дедукция – (лат. deductic – выведение) такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем (по правилам логики) из некоторых данных мыслей-посылок.

Дедуктивный метод – метод, заключающийся 1) в переходе по правилам логики (выводе) от общего знания, заключенного в посылках к менее общему и даже единичному знанию, заключенному в выводе; 2) в переходе от посылок любой общности к заключению также любой общности, следующему из посылок с необходимостью.

Демаркация научная – проблема критериев отличия научного знания от вненаучного (ненаучного) и научных способов познания от ненаучных.

Диссертация — научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-практический уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.

Доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей, истинность которых уже известна.

Идеализация – логический приём, в результате которого создаются понятия идеализированных объектов (идеальных объектов, идеальных конструктов), как, например, «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело». В результате идеализации образуются понятия, в которых отражаются не только реальные признаки объектов, но и признаки, значительно отходящие от реальных свойств и даже отсутствующие у реальных объектов.

Идеалы и нормы научного исследования – форма метатеоретического (предпосылочного) знания, охватывающая три основные группы идеалов и норм: 1) описания и объяснения; 2) обоснования и доказательности; 3) организации и развития знаний.

Измерение – процедура сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливаются отношения между искомой величиной и другой, принятой за (единицу) эталон

Индукция — (лат. inductio – наведение) форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем элементам какого-либо класса.

Индуктивный метод – метод исследования, заключающийся в том, чтобы получить какое-либо общее знание о каком-либо классе предметов, исходя из исследования отдельных предметов этого класса, которые и послужат основой для знания об общем, присущем данному классу.

Интернализм – историко-научное течение, согласно которому развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренне присущими науке закономерностями.

Информация научная:

· обзорная- вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов

· релевантная — информация, заключенная в описании прототипа научной задачи

· реферативная — вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах

· сигнальная — вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения

· справочная- вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследовательская специальность — (часто именуемая как направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание — элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация научного знания – научные знания классифицируются по многим основаниям. По группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, технические и гуманитарные. В гносеологическом плане знание может быть эмпирическим и теоретическим. По отношению к деятельности субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и прескриптивные (содержащие предписания). По функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Краткое сообщение — научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа- оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Культура – человеческая (социальная) деятельность с позиций её ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности. Она включает в себя всю совокупность продуктов материальной и духовной деятельности человека.

Культурный код – совокупность ценностей, установок, габитусов, вытекающих из сущности данной культуры и определяющих поведение отдельного человека и социальных групп конкретного общества.

Метод – путь, способ последовательности наиболее эффективных познавательных или практических действий, приводящих с необходимостью или большей степени вероятности к ожидаемым результатам. Исследование методов познания (их описание, классификация, оценка познавательных возможностей) составляет предмет методологии науки.

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методология науки — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования) восприятие объекта.

Наука – специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование на практике нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, истинности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, системности.

Научная (научно-исследовательская) деятельность – по определению ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 1996 г. - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования.

Научная дисциплина — раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная картина мира – это форма научного познания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она имеет развитую внутреннюю структуру, включающую представления 1) о фундаментальных объектах, из которых состоят все другие объекты исследуемой реальности; 2) о типологии и<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.125 (0.013 с.)