Специальность «социально-культурный сервис и туризм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность «социально-культурный сервис и туризм»













 

   

Москва 2010


 

Организационно-методический раздел.

1.1. Задачи и место дисциплины в профессиональной подготовке студента специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

В процессе изучения дисциплины «Методы научного исследования» раскрываются основные требования к научному исследованию, описываются закономерности его логического построения. Приводится методологический аппарат, раскрываются основные этапы научного исследования, рассматриваются требования к оформлению научной работы.

 

Целью дисциплины является освоение логики и общей конструкции научного исследования.

 

Задачами дисциплины являются:

- изучение гносеологических основ исследования;

-рассмотрение критериев, классификаций, принципов научного знания, средств познания, методов исследования;

- освоение методологического аппарата научного исследования;

- выделение и изучение этапов научного исследования;

- ознакомление с требованиями к оформлению научной работы.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения курса студент должен знать: понятие научного исследования, научного познания; общие закономерности развития науки; критерии, классификации, принципы, средства познания, методы исследования.

Студент должен уметь: выстраивать аппарат научного исследования; определять актуальность научного исследования; степень изученности проблемы; объект исследования; предмет исследования; цель исследования; задачи исследования; методологическую основу, теоретическую и практическую значимость исследования.

Студент должен приобрести навык в отборе и изучении необходимых информационных источников; структурировании научной работы; тематически корректного изложения её содержания; формулирования и аргументации выводов и положений работы; оформлению научной работы.

 

 

2.Рабочая программа и тематический план курса «Методология научного познания»

Рабочая программа по курсу «Методология научного познания».

Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторных занятий час Самостоя тельная Работа
В том числе
Лекции Семинары
  Тема 1. Понятие науки.            
  Тема 2. Научная проблема – исходный пункт исследования.    
  Тема 3. Понятие научного метода. Общелогические, эмпирические и теоретические методы познания. Системный метод исследования.    
  Тема 4. Методы выдвижения, построения и обоснования научных гипотез.        
  Тема 5. Методы предвидения и прогнозирования.    
  Тема 6. Методы и функции научного объяснения и понимания.    
  Тема 7. Методы социально-экономического исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.              
  Тема 8. Методы социально-гуманитарного исследования в сфере. Социально-культурного сервиса и туризма.    
  Тема 9. Экспертные методы исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.    
10. Тема 10. Основные этапы проведения научного исследования.          
11. Тема 11. Оформление результатов научного исследования.    
  ВСЕГО        

 

Тематический план курса «Методология научного познания».

 

Тема 1. Понятие науки.

Наука как элемент культуры. Наука как совокупность знания. Наука как деятельность. Наука как социальный институт. Функции науки. Донаучное и научное знание. Вненаучное и антинаучное знание и проблема демаркации. Классификация наук.

Концепции развития науки.

Роль научных исследований в совершенствовании работы отрасли Сервиса и туризма. Основные направления исследований в отрасли.

 

Тема 2. Научная проблема – исходный пункт исследования.

Понятие проблемной ситуации. Возникновение проблемы как выражение несоответствия в развитии научного знания. Решение проблем и прогресс научного знания. Постановка и разработка научных проблем.

 

Тема 3. Понятие научного метода. Общелогические, эмпирические и теоретические методы познания.

Общая характеристика методов науки. Классификация методов познания. Критерии и нормы научного познания. Связь общего направления научного исследования и преимущественных научных методов научно-исследовательской работы.

Обобщение. Ограничение. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Индукция. Дедукция. Аналогия.

Наблюдение как метод познания. Измерение. Эксперимент.

Абстрагирование и идеализация – начало теоретического исследования. Научные факты и их обобщение. Научные законы и их виды.

Становление системного метода исследования. Специфика системного метода и классификация систем. Самоорганизация систем и синергетика. Синергетический анализ сложно организованных систем. Метод и перспективы системного исследования. Системный метод и современное научное мировоззрение.

Понятие модели. Функции моделирования. Виды моделей. Принципы моделирования и оценки моделей.

 

 

Тема 4. Методы выдвижения, построения и обоснования научных гипотез.

Индуктивная модель обоснования науки.

Гипотетико-дедуктивный способ рассуждения. Логическая структура гипотетико-дедуктивной системы. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы.

Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу. Абдуктивные рассуждения и их особенности. Способы применения абдуктивных рассуждений. Абдуктивное рассуждение и творческое мышление.

Методы обоснования научного знания. Доказательство и опровержение. Подтверждение. Возражение. Оправдание.

 

 

Тема 5. Методы предвидения и прогнозирования.

Логическая структура предсказания. Основные типы предсказаний. Прогнозирование как особый метод предвидения. Предвидение и пророчество.

 

 

Тема 6. Методы и функции научного объяснения и понимания.

Типы и методы научного объяснения. Каузальное объяснение. Дедуктивно-номологическая модель объяснения. Альтернативные модели научного объяснения.

Проблема понимания в герменевтике. Понимание как семантическая интерпретация. Взаимопонимание и диалог. Особенности понимания в социально-гуманитарных науках. Понимание как процесс развития науки.

 

Тема 7. Методы социально-экономического исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

Методы исследования экономической жизни. Методологический смысл «экономического подхода». Социально-экономический подход к общественным явлениям.

Системный подход как общеметодологический принцип исследования социально-экономических систем. Характеристика социально-экономической системы как объекта исследования. Общее понятие социально-экономических процессов. Принципы моделирования социально-экономических систем. Оценка эффективности исследования социально-экономических систем.

Методы и принципы принятия решений в социально-экономических системах. Моделирование и исследование систем управления. Исследование основных функций организационно-технического управления. Модели систем управления и структурный анализ. Технологии SADT,CASE, IDEF и др. в применении к сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

 

Тема 8. Методы социально-гуманитарного исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

Особенности объекта и предмета социально-гуманитарного исследования. Переход от социальных обследований к научным исследованиям. Эмпирические методы социального исследования. Гипотезы и теории в социальном исследовании. Парадигмы социологии. Различие социального и гуманитарного познания. Особенности гуманитарного познания. Социально-гуманитарная компонента в исследованиях в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

 

Тема 9. Экспертные методы исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.

Общелогические принципы экспертизы. Понятие «обсуждаемого вопроса» и логика вопросов и ответов. Диспут и полемика. Дискуссия устная и письменная. Методика организации научного спора.

Метод экспертных оценок. Метод мозгового штурма. Метод Дельфи. SWOT-анализ и его разновидности.

Гуманитарная экспертиза в деятельности специалиста Социально-культурного сервиса и туризма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.83.8 (0.012 с.)