Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Выдвижение и обоснование научных гипотез. Функции предсказания, объяснения и понимания в науке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие научной гипотезы. Структура гипотезы. Обоснование научных гипотез. 2. Предсказание как функция науки. 3. Особенности объяснения в науке. 4. Понимание в структуре научной деятельности.
В первом вопросе следует отметить следующее: в процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений. Научная идея - интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе. Гипотеза - это предположение о причине, которая вызывает данное, следствие. В процессе познания каждая гипотеза подвергается проверке, в результате которой устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными. С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой лишь в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только исправляется и уточняется. По мере уточнения и исправления гипотеза превращается в закон. Гипотеза должна быть обоснованна логически. В естественных и социально-экономических науках гипотезы должны проходить процедуру проверки. Второй вопрос. Предвидение новых событий и явлений составляет важнейшую функцию науки. Следует остановиться на различии научного предсказания и предсказания, базирующегося на обыденном знании, а также всякого рода пророчеств. Раскройте сущность дедуктивно-номологической модели предсказания. Выделите основные типы предсказаний в зависимости от информации, содержащейся в посылках. Третий вопрос связан с проблемой объяснения в науке. Разберите понятие каузального объяснения. Расскажите о дедуктивно-номологической модели объяснения. Выясните, почему в социально-гуманитарных науках существуют иные виды объяснения (интенциональные объяснения, телеологические объяснения, функциональные объяснения, нормативные объяснения). Четвёртый вопрос касается функции понимания в науке. Ответьте на вопрос, почему в гуманитарных исследованиях важно не только объяснение согласно дедуктивно-номологической модели, но и понимание. Сформулируйте основные принципы герменевтики.
Литература. Основная: Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 2005. Гл.6, Гл. 10, Гл. 8-9. Дополнительная: Основы научных исследований. Под редакцией Б.И. Герасимова. – М.: ФОРУМ, 2009. С. 47-48 (гипотеза). Боно Э. Развитие мышления. – СПб., 1997. – 128 с.
Семинар 3. Тема: Особенности социально-экономического и социально-гуманитарного исследования в сфере Социально-культурного сервиса и туризма.
1. Социально-экономические методы в отрасли Сервис и туризм. 2. Социально-гуманитарные методы научных исследований в отрасли. 3. Экспертные исследования и их роль в науке.
Первый вопрос. Рекомендуем сначала подчеркнуть принципиальную сложность социально-экономических систем и определить, в чем эта сложность выражается. Затем показать, почему исследователь вынужден использовать метод абстрагирования в социально-экономическом исследовании. Расскажите о экономических фактах и обобщениях и методам их получения. Что такое экономические теории и модели. Какие основные экономические концепции вам знакомы. В чем отличие классических подходов в экономике и неклассических. Во втором вопросе следует выделить социально-гуманитарный аспект научных исследований. Укажите, какова роль ценностей в жизни общества и человека. Почему необходимо учитывать культурную составляющую бытия человека. Раскройте роль социально-психологических исследований в отрасли. Для социальных систем применяются особые методы исследования: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, социометрии, изучения документации, В третьем вопросе покажите необходимость и особенности экспертных методов исследования. Укажите на виды экспертной работы и на методики организации экспертного исследования. Остановитесь на особенности гуманитарной экспертизы, как особого вида исследовательской деятельности. Как итог, покажите как социально-экономические, социально-гуманитарные и экспертные методы работают в сфере Сервиса и туризма.
Литература.
Основная: Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 2005. Гл. 12, Гл. 13. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности. – М.: Форум, 2010. Гл. 10. Дополнительная: Основы научных исследований. Под редакцией Б.И. Герасимова. – М.: ФОРУМ, 2009. Гл. 5, Гл. 6, Гл. 7.
Семинар 4. Тема: Методы организации научной деятельности в отрасли Социально-культурного сервиса и туризма. Оформление результатов научного исследования.
1. Научное исследование и его этапы. 2. Оформление научного исследования. 3. Особенности библиографической работы. Использование ПК и Интернет. 4. НОТ и эргономика в научной работе. Отвечая на первый вопрос, дайте характеристики следующим стадиям процесса исследовательской деятельности: стадии проектирования, технологической стадии и рефлексивной стадии. Приведите пример из истории науки и техники, в котором можно отчётливо увидеть эти стадии. Опираясь на ГОСТ и ведомственные инструкции (методические указания, выпущенные деканатом) во втором вопросе раскройте существующие правила оформления научных студенческих работ. Третий вопрос. Укажите научные журналы, в которых печатаются исследования, касающиеся отрасли Сервиз и туризм. Какие существуют иностранные научные журналы по вашей специальности. Как составляется библиография по теме (алфавитный каталог, предметный каталог, каталог журнальных статей, каталог зарубежных периодических изданий, сводный бюллетень новых иностранных книг, поступивших в крупнейшие библиотеки России и т.д.). Четвертый вопрос – это правила сохранения здоровья при усиленной интеллектуальной работе. Организация рабочего места, правила работы на ПК, чередование работы и отдыха на научной основе – содержание этого вопроса.
Литература.
Основная: Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: «ЛИБРОКОМ», 2010. Глава 4, Глава 5. Райзберг Б.А. Диссертация и учёная степень: Пособие для соискателей. – М.: Инфра-М, 2005. – 428 с. Дополнительная: Основы научных исследований. Под редакцией Б.И. Герасимова. – М.: ФОРУМ, 2009. Гл. 1, §4. Адамчук В.В. и др. Эргономика. М., 1999. – 254 с.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Тема 1. Понятие науки.
1. Наука как элемент культуры. 2. Наука как система знаний, как деятельность по добыванию знаний и как социальная система. 3. Взаимосвязь науки и искусства, религии и философии. 4. Функции науки.
Цель: понимание особенностей научного знания, понимание границ науки, знакомство с основными функциями науки. Основные понятия: наука, форма общественного сознания, культура, философия, демаркация, лженаука, классификация наук.
Подготовка к семинарскому занятию. Внимательно прочтите конспект лекций, а также рекомендованную литературу. Сделайте краткий конспект прочитанного материала. Если вам встретились незнакомые понятия, то найдите их значение пользуясь толковым словарём.
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли считать, что наука мало зависит от обыденной жизни людей, и вообще лежит вне культуры данного общества? 2. Какие вы знаете концепции связи науки и философии? 3. Какие функции наука выполняет в познании? 4. В чём выражается социальная функция науки? 5. В чем состоит проблема демаркации?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.24 (0.009 с.) |